Задание 2

Продажа и запасы товаров в розничной сети, тыс. руб.

№ товарных групп

Наименование товарных групп

Розничный товарооборот

Товарные запасы по второму году

второго года факт

первого года факт

на

начало

на

конец

А

1

2

3

4

1

Рыба и морепродукты пищевые

1386,9

1358,1

79,0

80,1

2

Консервы рыбные

434,6

359,1

55,3

98,5

3

Хлеб и хлебобулочные изделия

13691,1

10147,0

39,9

39,2

4

Пиво

4531,7

1852,8

38,9

102,8

5

Головные уборы

2,2

0,8

2,2

1,1

6

Парфюмерно-косметические товары

1023,0

814,1

146,2

262,2

7

Электротовары

359,2

282,1

81,8

113,8

8

Прочие культтовары

33,2

25,1

22,3

20,5

Всего

21461,9

14839,1

Разработочная таблица

Товарные группы

Темпы роста реалии-зации товаров, %

Темпы прироста реализации товаров,

%

Удельный вес отдельных товаров в общем объеме продажи, %

Изменение уд. веса товаров во 2-м году по сравнению с 1-м годом, %

Товарные запасы на конец 2-го года к запасам на начало 2-го года, %

Реализация на одного человека, руб.

Темп изменения реализации на одного человека, %

В 1-м году

Во 2-м году

1-й год

2-й год

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рыба и морепродукты пищевые

102,1

2,1

9,2

6,5

-2,7

+1,1

16,7

17,0

+0,3

Консервы рыбные

121,0

21,0

2,4

2,0

-0,4

+43,2

4,4

5,4

+1,0

Хлеб и хлебобулочные изделия

134,9

34,9

68,4

63,8

-4,6

-0,7

125,0

168,7

+43,7

Пиво

244,6

144,6

11,8

21,1

+9,3

+63,9

22,8

55,8

+33,0

Головные уборы

275,0

175,0

0,005

0,01

+0,005

-1,1

0,01

0,03

+0,02

Парфюмерно-косметические товары

125,7

25,7

5,5

4,8

-0,7

+116,0

10,0

12,6

+2,6

Электротовары

127,3

27,3

1,9

1,6

-0,3

+32,0

3,5

4,4

+0,9

Прочие культтовары

132,3

32,3

0,17

0,15

-0,02

-1,8

0,3

0,4

+0,1

Распределение мест товарных групп по их удельному весу в общем объеме продажи в порядке убывания

п/п

Наименование товарных групп

Доля товарных групп в общем объеме продажи в порядке убывания,  %

1

Хлеб и хлебобулочные изделия

63,8

2

Пиво

21,1

3

Рыба и морепродукты пищевые

6,5

4

Парфюмерно-косметические товары

4,8

5

Консервы рыбные

2,0

6

Электротовары

1,6

7

Прочие культтовары

0,15

8

Головные уборы

0,01

Распределение мест товарных групп по изменению доли в общем объеме продажи в порядке убывания

п/п

Наименование товарных групп

Темп изменения доли товарной группы в общем объеме продажи в порядке убывания,  %

1

Пиво

+9,3

2

Головные уборы

+0,005

3

Прочие культтовары

-0,02

4

Электротовары

-0,3

5

Консервы рыбные

-0,4

6

Парфюмерно-косметические товары

-0,7

7

Рыба и морепродукты пищевые

-2,7

8

Хлеб и хлебобулочные изделия

-4,6

Наиболее высокие темпы роста и прироста продажи: Головные уборы, Пиво.

Наиболее низкие темпы роста и прироста продажи: Рыба и морепродукты пищевые, Консервы рыбные.

Наибольший удельный вес: Хлеб и хлебобулочные изделия, Пиво.

Наименьший удельный вес: Головные уборы, Прочие культтовары.

Доля в общем объеме продажи растет: Пиво, Головные уборы.

Доля в общем объеме продажи снижается: Хлеб и хлебобулочные изделия, Рыба и морепродукты пищевые.

Продажа на душу населения растет: Хлеб и хлебобулочные изделия, Пиво.

Продажа на душу населения снижается: таких товаров нет.

Товарные запасы растут: Пиво, Парфюмерно-косметические товары.

Товарные запасы снижаются: Прочие культтовары, Головные уборы, Хлеб и хлебобулочные изделия.

Выводы и рекомендации

На основе проведенного анализа райпо в прогнозируемом году необходимо формировать товарный ассортимент следующим образом:

Увеличивать ассортимент таких товарных групп, которые пользуются высоким спросом: Пиво и Хлеб и хлебобулочные изделия.

Снизить закупку и выявить причину низкого прироста следующей группы Рыба и морепродукты пищевые и Консервы рыбные.

Задание 3

1.  Рассчитаем коэффициент эластичности по каждой товарной группе:

Рыба и морепродукты пищевые = 2,1 / 10 = 0,21

Консервы рыбные = 21 /10 = 2,1

Хлеб и хлебобулочные изделия = 34,9 / 10 = 3,49

Пиво = 144,6 / 10 = 14,46

Головные уборы = 175 / 10 = 17,5

Парфюмерно-косметические товары =25,7 / 10 = 2,57

Электротовары = 27,3 / 10 = 2,73

Прочие культтовары = 32,3 / 10 = 3,23

2. Прогноз продажи в расчете на душу населения:

Рыба и морепродукты пищевые:

Уn+1 = 17 (100 + 0,21*6,5) / 100 = 17,2 руб

Консервы рыбные:

Уn+1 = 5,4 (100 + 2,1*6,5) / 100 = 6,1 руб

Хлеб и хлебобулочные изделия:

Уn+1 = 168,7 (100 + 3,49*6,5) / 100 = 207,0 руб

Пиво:

Уn+1 = 55,8 (100 + 14,46*6,5) / 100 = 108,2 руб

Головные уборы:

Уn+1 = 0,03 (100 + 17,5*6,5) / 100 = 0,06 руб

Парфюмерно-косметические товары:

Уn+1 = 12,6 (100 + 2,57*6,5) / 100 = 14,7 руб

Электротовары:

Уn+1 = 4,4 (100 + 2,73*6,5) / 100 = 5,2 руб

Прочие культтовары:

Уn+1 = 0,4 (100 + 3,23*6,5) / 100 = 0,5 руб

Численность населения в прогнозируемом году в связи с уменьшением на 1% составит:

81169 чел. * 0,99 =80357

С учетом численности населения прогноз по следующим товарным группам составит:

Рыба и морепродукты пищевые = 17,2 * 80357 = 1382,1 тыс. руб.

Консервы рыбные = 6,1 * 80357 = 490,2 тыс. руб.

Хлеб и хлебобулочные изделия = 207,0 * 80357 = 16633,9 тыс. руб.

Пиво = 108,2 * 80357 = 8694,6 тыс. руб.

Головные уборы = 0,06 * 80357 = 4,8 тыс. руб.

Парфюмерно-косметические товары =14,7 * 80357 = 1181,2 тыс. руб.

Электротовары = 5,2 * 80357 = 417,9 тыс. руб.

Прочие культтовары = 0,5 * 80357 = 40,2 тыс. руб.

Рекомендации коммерсанту:

Закуп рыбы и морепродуктов пищевых в следующем году следует уменьшить.

Консервы рыбные – увеличить.

Хлеб и хлебобулочные изделия – увеличить.

Пиво – увеличить.

Головные уборы – увеличить.

Парфюмерно-косметические товары – увеличить.

Электротовары – увеличить.

Прочие культтовары – увеличить.

Задание 4

Согласно проведенному нами анализу худшее всего ведут себя товары группы рыба и морепродукты пищевые. По данной группе отмечается самый маленький прирост во втором году по сравнению с первым на 2,1%, а прогноз на будущий год свидетельствует о том, что закуп только этой группы товаров следует сократить до 1382,1 тыс. руб.

Для того, чтобы выявить причину такого поведения этой группы товаров на рынке, необходимо провести опрос населения в данном райпо.

Для этого необходимо:

1. Разработать анкету, цель которой выявление причины снижения покупательской способности у жителей райпо по данной группе товаров.

2. Результаты исследования использовать для изменения сложившегося положения, а также изменения прогноза на будущий год по данной товарной группе.

Анкета

1. Любите ли вы рыбу и морепродукты?

Данный вопрос выявляет отношения человека к данному виду продуктов.

2. Как часто вы покупаете в магазине рыбу и морепродукты?

Этот вопрос, показывает степень потребления данного вида продуктов в своем рационе.

3. С чем связано, частота покупки рыты и морепродуктов?

Этот вопрос, раскрывает причину, почему потребитель покупает рыбу и морепродукты в таком объеме.

План выборки – будут опрошены в основном домохозяйки (женщины) 80% и мужчины 20%.

Это связано с тем, что как правило, приготовлением приищи в доме занимается женщина и она сама выбирает блюда для приготовления.

Однако и мужчины приобретают рыбу и морепродукты, как для приготовления пищи, так и для дружеского застолье (например, вяленая или саленная рыба к пиву).

Вероятность правильности полученных данных анкетного опроса составит 0,95 или 95%. Заданная ошибка анкетного опроса – 0,1. Будут опрошены таким образом – 96 респондентов.

Будет данный анкетный опрос проводиться, непосредственно  общаясь с респондентом (личный контакт).

Задание 5

Условия задания

Показатели

Молоко

Фактическое потребление обслуживаемого населения в расчете на 1 чел., кг.

340

Норма потребления, кг

425

Предполагаемый год достижения нормы потребления

13

Год, на который составляется прогноз

4

Коэффициент товарного потребления

0,6

            Уп                  425

К= n√------  =  13√  ------ = 1,0

            Уф                340

Ук = Уф (К)n = 340 * 4 = 1360

Ск = Yk * d = 1360 * 0,6 = 861

Задание 6

 

Степень согласованности мнений экспертов:

Товар А = 0,18

Товар В = 0,5

Товар С = 0,29

Товар Д = 0,26

Таким образом, критические позиции наблюдаются только по товару В, так как данный показатель выше 0,33.

Необходимо экспертам определить по каким показателям они оценивают данный товар, выявить те критерии, которые побуждают сделать именно такую оценку.

Задание 7

1. Определим поступление товаров во втором году.

Рыба и морепродукты пищевые: П = 1386,9 + 80,1 – 79,0 =1388.

Аналогично рассчитываем по другим товарным группам.

 

Определение конкурентоспособности товаров по данным о поступлении и продаже

Наименование товаров

Показатели, тыс. руб.

Показатель конкуренто-способности

(5= 4:3)

Оценка конкуренто-способности товара

Запасы на начало года

Поступило

Ресурсы

Продано

Низкая

Средняя

Высокая

Наивысшая

Место среди конкурирующих изделий

А

1

2

3

4

5

6

7

Рыба и морепродукты пищевые

79,0

1388

1467

1386,9

0,95

Наивысшая

Третье

Консервы рыбные

55,3

477,8

533,1

434,6

0,82

Высокая

Четвертое

Хлеб и хлебобулочные изделия

39,9

13690,4

13730,3

13691,1

0,99

Наивысшая

Первое

Пиво

38,9

4595,6

4634,5

4531,7

0,98

Наивысшая

Второе

Головные уборы

2,2

1,1

3,3

2,2

0,67

Средняя

Седьмое

Парфюмерно-косметические товары

146,2

1139

1285,2

1023,0

0,80

Высокая

Пятое

Электротовары

81,8

391,2

473

359,2

0,76

Высокая

Шестое

Прочие культтовары

22,3

31,4

53,7

33,2

0,62

Средняя

Восьмое