Оглавление
3. Характеристика железнодорожного транспорта.
Его преимущества и недостатки в перевозках товаров
народного потребления…………………………………………………….3
13. Транспортно-экспедиционное обслуживание
торговых организаций…………………………………………………...7
23. Построение тарифов на перевозку грузов
железнодорожным транспортом……………………………………….15
Список литературы………………………………………………………….20
3. Характеристика железнодорожного транспорта. Его преимущества и недостатки в перевозках товаров народного потребления
Железнодорожный транспорт имеет важное значение в экономике нашей страны.
Ведущая роль железных дорог на транспортном рынке страны объясняется следующими преимуществами:
- массовостью перевозок и высокой провозной способностью железных дорог;
- независимостью от климатических условий, что обеспечивает ритмичность перевозок и регулярность отправок;
- большой грузоподъемностью и вместимостью подвижного состава;
- универсальностью подвижного состава для перевозок различных родов грузов;
- наличием специализированного подвижного состава для перевозки массовых грузов (вагоны-ковши для жидкого металла, шлака, битума и других грузов, требующих предварительного подогрева перед разгрузкой; цистерны для перевозки пылевидных грузов, полувагоны с разгрузкой через донные люки и др.);
- возможностью прямой схемы физического распределения «от двери до двери» для крупных промышленных и перерабатывающих предприятий;
- относительно невысокой стоимостью транспортировки [1; 7].
Но железнодорожный транспорт наряду с массой преимуществ имеет и свои недостатки:
- высокую стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
- низкую маневренность и мобильность - перевозка мелких партий груза требует доставки автомобильным видом транспорта;
- высокую капиталоемкость основных средств производства [1].
Предприниматели-грузовладельцы должны при планировании перевозок обосновать технико-экономическую эффективность использования транспортных средств. В частности, не рекомендуются:
- встречные перевозки - перевозки одинаковых или однородных грузов в направлениях, встречных основному потоку этих грузов;
- излишне дальние перевозки, т.е. перевозки на расстояния, превышающие установленные схемы;
- перевозки, которые целесообразно осуществлять водным, автомобильным, трубопроводным транспортом или в смешанном сообщении;
- повторные перевозки однородных (взаимозаменяемых) грузов, за исключением перевозок таких грузов с баз длительного хранения, с баз подгруппировки или предприятий, выполняющих эти функции.
Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте подразделяются следующим образом:
- местное сообщение - в пределах одной железной дороги;
- прямое сообщение - в пределах одной или нескольких железных дорог по одному перевозочному документу;
- прямое смешанное сообщение - при перевозке комбинируется несколько видов транспорта (железнодорожно-водное, железнодорожно-автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное и др.).
Упрямое международное сообщение - осуществляется при перевозке с участием дорог двух и более государств, но по одному перевозочному документу.
Железнодорожные перевозки грузов также различаются по скорости доставки:
- грузовой скоростью перевозят большую часть номенклатуры грузов, не требующих особых условий доставки;
- пассажирской скоростью (в багажном отделе) перевозят, как правило, почту, периодическую печать и вещи пассажиров;
- большой скоростью перевозят скоропортящийся груз, требующий оперативной транспортировки [1].
Перевозка товаров по железной дороге производится в вагонах. В некоторых случаях для осуществления коммерческой деятельности предприятию более выгодно иметь собственный парк вагонов. В любом случае для более рационального использования железнодорожного подвижного состава предприниматель должен, знать основные характеристики вагонов. Вагоны - основные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пассажирские и специальные вагоны. Совокупность вагонов называют парком. Грузовой парк вагонов состоит из 5 основных видов (родов) вагонов:
- крытые вагоны используются для перевозки широкой номенклатуры грузов, требующих защиты от воздействий окружающей природной среды;
- платформы - вагоны с низкими бортами или без бортов, предназначены для перевозки длинномерных и громоздких грузов, не требующих особых мер безопасности перевозки (лесных и строительных грузов, труб, рельсов, некоторых видов машин и агрегатов);
- полувагоны - вагоны с бортами и без крыши, используются для перевозки навалочных и сыпучих грузов (уголь, руда, зерно и т.п.);
- цистерны используются при транспортировке массовых жидких грузов (преимущественно нефти и нефтепродуктов, а также химических и пищевых грузов);
- изотермические вагоны (рефрижераторы) - вагоны со специальным термоизолированным кузовом и устройствами, обеспечивающими стабильность заданных отрицательных (летом) и положительных (зимой) температур для перевозки скоропортящихся грузов [1; 3].
Вагоны характеризуются грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и другими параметрами.
Грузоподъемность вагона - масса груза, которая может быть погружена в вагон в соответствии с его техническими характеристиками (прочностью его ходовых частей, рамы, кузова). Вместимость - физический объем вагона.
Железная дорога стремится к улучшению технологических коэффициентов использования вагонов, для этого проводятся специальные мероприятия: например, уплотнение груза, выбор вагона в соответствии с характером груза, погрузка с «шапкой», стандартизируется тара и т.п.
Прибытие и отправление грузов осуществляются на грузовых станциях. Грузовая станция представляет собой комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений и площадей, используемых для осуществления грузовых и коммерческих операций. Грузовые станции обслуживают как склады общего пользования, которые чаще всего принадлежат железным дорогам, так и склады, принадлежащие предприятиям, имеющим подъездные пути. На многих грузовых станциях производятся не все возможные операции, а только их часть. Перечень операций, выполняемых на конкретной грузовой станции, приводится в Тарифном руководстве №4 в части 1 «Алфавитный список железнодорожных станций».
Грузовые станции выполняют разного рода операции:
- связанные с прибытием грузов: прием поездов и передача с сортировочной станции, технический осмотр, расформирование, подача вагонов к пунктам выгрузки, выгрузка грузов, их хранение, оформление документов и выдача грузов получателям, уборка вагонов после выгрузки и их очистка;
- связанные с отправлением грузов: прием грузов от отправителей, оформление документов, хранение и погрузка грузов, уборка погруженных вагонов от фронтов, формирование из них передач на сортировочную станцию, отправление поездов или передач.
В зависимости от доминирования той или иной грузовой oперации грузовые станции разделяются следующим образом:
- погрузочные - выполняют преимущественно погрузочные paботы. Такие станции, как правило, располагаются вблизи крупных предприятий добывающей промышленности, осуществляющих крупное производство (добычу) и отправку массовых грузов! (угля, нефти, руды и др.);
- выгрузочные - количество разгрузочных операций превышает количество погрузочных. В большинстве своем к такому виду относятся станции крупных населенных пунктов, куда прибывает и где потребляется большое количество товаров;
- погрузочно-выгрузочные - количество погрузочных и разгрузочных работ приблизительно одинаковое. Такиe станции расположены вблизи крупных промышленные производств, потребляющих много сырья и изготовляющих большой объем продукции;
- перегрузочные - выполняют перегрузку грузов с одного вида транспорта на другой [7].
В зависимости от характера и назначения грузовые станции разделяются на неспециализированные, (предназначенные для широкой номенклатуры грузов) и специализированные. На неспециализированных станциях производятся работы с тарно-штучными и навалочными грузами, контейнерами и другими видами грузов. Специализированные станции перерабатывают только один определенный вид груза. На контейнерных терминалах работа осуществляется только с контейнерами, хотя номенклатура грузов, перевозимых в контейнерах, очень широкая.
13. Транспортно-экспедиционное обслуживание торговых организаций
Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является накладная, заполняемая отправителем.
Накладная - основной перевозочный документ, сопровождающий груз до станции назначения. Накладная заполняется отправителем на каждую отправку и при выдаче груза выдается грузополучателю. Накладная является одновременно юридическим и расчетным документом, поэтому заполнять накладную следует без подчисток и помарок, а изменения информации, содержащейся в накладной, должны заверяться подписью работника дороги и штемпелем станции.
В обязательный комплект сопроводительной документации кроме накладной входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза.
Дорожная ведомость - документ расчетно-финансового значения - содержит информацию о сроке доставки груза, сопровождается на всем пути следования, включая переход с дороги на дорогу. По информации, содержащейся в дорожной ведомости, определяют выполненный дорогами объем перевозок, доходы от них, правильность расчетов/выполнение сроков доставки грузов.
Квитанция о приеме груза - документ, который подтверждает прием грузовой станцией груза к перевозке от отправителя.
Корешок дорожной ведомости - документ, посредством которого рассчитывается провозная плата за перевозку при централизованных расчетах и для учета и отчетности о выполнении плана перевозок.
Накладная и дорожная ведомости отправляются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железнодорожного транспорта является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.
Накладная должна содержать следующие реквизиты:
- штемпель или другое обозначение, удостоверяющее принятие товара перевозчиком или его представителем к перевозке;
- дата принятия груза к перевозке, которой считается дата выдачи накладной или дата штемпеля на накладной;
- номер вагона (контейнера);
- место отгрузки, место назначения и путь следования груза;
- наименование груза;
- род упаковки;
- количество мест, масса груза;
- наименование отправителя, его адрес и подпись;
- наименование получателя, его адрес [2].
Эти же данные заносятся и в остальные вышеупомянутые документы.
Связь между перевозимым грузом и комплектом перевозочных документов на этот груз легче всего установить с помощью маркировки. При помощи нее можно восстановить принадлежность груза в случае разъединения его и документов.
Железнодорожная маркировка представляет собой дробь следующего вида:
1251-1
327106
В числителе дроби содержится порядковый номер груза, который был присвоен в момент приема груза к перевозке и через тире количество мест; в знаменателе код станции отправления согласно Тарифному руководству №4.
Железная дорога обязана подать грузоотправителю вагон под погрузку в срок, установленный железной дорогой. Транспортные средства должны быть в состоянии пригодном для транспортировки соответствующего вида груза. При несоответствии поданного вагона условиям перевозки данного вида груза грузоотправитель вправе отказаться от такого подвижного состава.
Отправкой на железнодорожном транспорте считается партия груза, предъявляемая и перевозимая по одной накладной. Различают следующие виды отправок:
- повагонная отправка - партия груза, предъявляемая по одной накладной, для перевозки которой требуется отдельный вагон;
- мелкая отправка - предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой не требуется представления отдельного вагона, такая отправка ограничена по массе и объему;
- малотоннажная отправка - для осуществления отправки массой свыше 10 т и до 20 т и вместимостью не более половины четырехосного вагона;
- групповая отправка - партия груза, для перевозки которой требуется представление более одного вагона, но менее маршрута;
- маршрутная отправка - партия груза, предъявляемая по одной накладной, в количестве, соответствующем весовой норме, установленной для маршрутов. Маршрутом называется состав поезда установленной массы или длины, сформированный грузоотправителем или дорогой в соответствии с правилами технической эксплуатации и планом формирования из вагонов, загруженных одним или несколькими отправителями на одной или нескольких станциях, назначением на одну станцию выгрузки или «распыления» с обязательным прохождением им не менее одной технической станции без переработки [1].
Грузы, которые необходимо перевозить в таре в целях их предохранения от утраты, недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам, а грузы, стандарты на тару и упаковку которых не установлены, - в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.
Обязанности по подготовке груза к перевозке ложатся на rpyзоотправителя. До предъявления к перевозке груз должен быть приведен в состояние, которое бы обеспечивало его транспортабельность и сохранность в пути следования. При предъявлении к перевозке нескольких мелких штучных грузов отправитель может объединить их в более крупную единицу путем увязки (связки) или упаковки в соответствующую тару.
Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза обнаружены дефекты, которые могут при вести к утрате груза, его порче или повреждению, грузоотправитель обязан по требованию станции привести тару или упаковку в состояние в соответствие со ст. 42 Устава железных дорог.
Количество груза, принимаемого к перевозке, устанавливается его массой. Общая масса груза может определяться следующими способами:
- путем взвешивания на весах. В этом случае определение массы может происходить при погрузке на местах общего пользования (грузовых дворах) или средствами грузоотправителя. Железная дорога вправе проверить правильность сведений о массе груза, указанных грузоотправителем, а также проводить регулярную проверку путем выборочного взвешивания грузов;
- подсчетом массы на грузовых местах по трафарету или по стандарту. В этом случае определение массы тарно-штучных грузов производится только грузоотправителем. Масса грузов, перевозимых навалом или насыпью, по требованию грузоотправителя может определяться железной дорогой при наличии вагонных весов;
- для некоторых видов грузов масса может определяться расчетным путем, по обмеру или условно [2].
Конкретные условия, предъявляемые к состоянию груза, его упаковке и маркировке, приведены в правилах перевозок грузов на железных дорогах РФ.
Масса тарно-штучных грузов устанавливается по предъявлении их к перевозке с указанием на каждом грузовом месте массы брутто и нетто.
Количество мест груза, предъявляемого к перевозке, во всех случаях определяется грузоотправителем. При предъявлении к перевозке грузов на местах общего пользования железная дорога принимает их с проверкой количества мест, указанного грузоотправителем в накладной, за исключением грузов, погрузка которых возложена на грузоотправителя (ст. 45 Устава железных дорог).
Следует укладывать грузы равномерно, плотно, при необходимости надежно закреплять для исключения возможности сдвига, падения, навала на двери, потертости или повреждения их при перевозке, а также для обеспечения сохранности вагона при погрузке, выгрузке и непосредственно транспортировке. При предъявлении к перевозке грузов с маркировкой, предупреждающей о хрупкости, погрузочные работы должны производиться очень осторожно, в соответствии с технологией. Грузы, на упаковке которых имеются предупредительные надписи: «Осторожно», «Не бросать», «Стекло», «Верх», «Не кантовать» и т.п. При погрузке должны размещаться в вагоне так, чтобы при выгрузке эти надписи были видны. При погрузке в один вагон более тяжелые грузы укладываются внизу, а более легкие – наверху. Погрузка в один вагон грузов, которые своими физико-химическими свойствами могут повредить или испортить друг друга, запрещена. Размещение и определение грузов в крытых вагонах производятся в соответствии с техническими условиями и правилами перевозок конкретных видов грузов.
Укладка тарно-упаковочных и штучных грузов в междверном пространстве производится с отступлением от дверей на 25 см.
В случае недогрузки вагонов в соответствии с техническими нормами до полной вместимости или грузоподъемности вагона начальник грузовой станции имеет право отказать в приеме вагона к перевозке или потребовать догрузки вагона за исключением тех случаев, когда полная загрузка вагона невозможна по причине особых условий перевозки.
Время приема груза, подготовленного к перевозке, удостоверяется наложением календарного штемпеля станции в графе 7 оборотной стороны накладной.
Железная дорога обязана извещать грузополучателя о прибытии груза на станцию назначения в установленные сроки, с указанием наименования и количества груза, а также вида подвижного состава. Уведомление о подаче прибывших вагонов производится начальником станции не позднее чем за 2 ч. до подачи.
При установлении порядка и способа уведомления о прибытии груза возможно несколько вариантов: радиосвязь, телефон телеграф, почта, электронная почта. Выбор вида связи осуществляет грузополучатель, о выбранном способе уведомления сообщается начальнику станции. Для того чтобы уведомления доходили до адресата, грузополучатель назначает ответственного за прием информации о прибытии груза; начальнику станции сообщаются фамилии ответственных лиц и номера их телефонов в случае, когда уведомление производится по телефону.
Предварительные сведения о подходе грузов к станции назначения предоставляются при наличии договора, заключенного между железной дорогой и грузополучателем.
Очень часто груз адресован предприятию, организации или учреждению. В данном случае прибывший груз выдается после того, как грузополучатель предъявил работнику станции доверенность на право получения груза. Такая доверенность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия-адресата и заверена печатью. Существует два вида доверенности, принимаемых железнодорожной грузовой станцией: разовая достоянная [1; 2].
Разовая доверенность выдается ответственному лицу для поения груза по определенной накладной и при оформлении выдачи груза станцией прилагается к дорожной ведомости.
Постоянная доверенность выдается лицу, ответственному за прием груза, на конкретный срок. Ответственное лицо во время немки груза должно иметь при себе копию постоянной доверенности с распиской работника станции, принявшего оригинал доверенности, и календарным штемпелем станции. Доверенное лицо, получающее груз, по требованию работников станции обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность.
По предъявлении прибывшего груза получатель и представить грузовой станции обязаны осмотреть подвижной состав (вагон или контейнер), для того чтобы удостовериться в исправность вагона (контейнера), наличии пломб и правильности данных на них (информация на пломбах дублируется в вагонном листе). При перевозке груза в открытом подвижном составе представители обеих сторон должны убедиться в отсутствии следов утраты груза.
Выдача груза производится одновременно с проверкой и последующим оформлением коммерческого акта, если при передаче вагона обнаружены коммерческая или техническая неисправность, признаки утраты, порчи или повреждения груза в открытом подвижном составе или крытом вагоне без пломб, когда такая перевозка допускается правилами перевозок грузов, кода отсутствуют пломбы при наличии в вагонном листе отметок об их наложении в случае неисправных пломб. В этих и других случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов, представители станции назначения обязаны проверить массу, количество мест и состояние груза.
В ситуации, когда выгрузка груза производится силами грузополучателя, вагоны под выгрузку подаются по предварительным уведомлениям и через оговоренные интервалы времени. Порядок подачи и уборки вагонов под погрузочно-разгрузочные работы на подъездные пути устанавливается в соответствии с правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей.
После приема груза и осуществления расчетов за его транспортировку получателю выдается накладная под расписку в дорожной ведомости. В дорожной ведомости указываются дата выдачи груза, номер и дата выдачи доверенности, номер расчетного счета и наименование отделения банка, последние два реквизита грузоотправитель может проставлять штемпелем. Время оформления выдачи груза отмечается наложением календарного штемпеля станции в графе 9 оборотной стороны накладной.
В случаях, когда грузы при перевозке нуждаются в предохранении от утраты или порчи, когда при транспортировке груз может повредить подвижной состав или нанести ущерб другим гpyзам, а также причинить вред людям и окружающей природной среде, грузовладелец должен обеспечить специализированные тару и упаковку, исключающие вышеперечисленные ситуации. Остальные грузы необходимо упаковывать в соответствии с условиями, перечисленными в правилах перевозок опасных грузов.
Транспортная и отправительская маркировки должны быть нанесены четко и понятно нестирающейся краской, возможно прикрепление на груз наклеек (бирок). Маркировка должна содержать следующую информацию согласно накладной:
1) знаки (марки) мест и их номера;
2) станция и дорога отправления;
3) станция и дорога назначения;
4) наименование отправителя и получателя;
5) количество мест при мелких отправках []2.
При отправлении груза мелкой отправкой должно маркироваться каждое грузовое место. При повагонной отправке, за исключением грузов, перевозимых навалом, на вагон маркируется не менее 10 мест, которые размещаются у дверей вагона.
Если перевозка определенных видов грузов требует особых условий ввиду свойств этих грузов, отправитель должен также поместить на данных местах маркировку, обеспечивающую осторожное обращение с грузом.
После принятия груза к перевозке вагон пломбируется пломбами железной дороги и грузоотправителя, снятие которых невозможно без их повреждения. Пломбы должны быть наложены таким образом, чтобы исключить возможность доступа в вагон без повреждения пломб. Пломбированию подлежат все крытые и изотермические вагоны. В таких вагонах пломбируются двери и все остальные отверстия, за исключением вентиляционных, закрытых изнутри решетками, и т.п. У вагонов-цистерн подлежат пломбированию все наливные и сливные приборы.
Когда вагон пломбируется грузоотправителем, пломбы должны содержать следующую информацию [2; 7]:
1) наименование станции (в случае необходимости сокращенное);
2) дату наложения пломбы или контрольные знаки;
3) сокращенное наименование отправителя.
23. Построение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом
Расчеты за перевозки грузов на территории Российской Федерации железнодорожным транспортом и связанные с ними работы (услуги) производятся на основе прейскуранта №10-01 [4] «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки», утвержденного Госкомцен СССР и МПС СССР 31.03.89 г. №328, введенного в действие с 1.01.90 г., с изм. по состоянию на 22.11.99 г. (далее - прейскурант). С 1995 г. введена вторая часть прейскуранта «Расчетные таблицы плат за перевозку грузов», в которую с целью создания конкуренции с автомобильным транспортом включены ставки платы за перевозку грузов на короткие расстояния.
В 1993 г. МПС России совместно с Роскомцен были разработаны Методические рекомендации по определению ставок плат за пользование грузовыми вагонами и контейнерами парка МПС. Предприятия - владельцы подвижного состава постепенно начали переходить на систему «платного пользования грузовыми вагонами и контейнерами» на договорной основе (в соответствии с указанием МПС России от 29.12.91 г. №Ф-17027). Таким образом, с 1993 г. система оплаты простоя применялась по договоренности.
Как известно, на железнодорожном транспорте действовала система «нормируемого простоя» и штрафов за сверхнормативный простой вагонов. Затраты на «нормируемый простой» вагонов в усредненных размерах включались в тариф на стадии его формирования. Рыночные преобразования потребовали изменить подход к формированию тарифов. При переходе от действующей системы оплаты времени простоя к применению платы за пользование вагонами, контейнерами из тарифа на перевозку грузов исключается та часть затрат, которая приходится на нормируемое время простоя, одновременно оплачивается фактический простой начиная с первого часа [6].
Момент отсчета времени пользования вагонами увязан с моментом передачи собственности федерального железнодорожного транспорта посреднику (предприятию промышленного железнодорожного транспорта) или непосредственно грузополучателю, грузоотправителю в том случае, если работу по доставке и уборке вагонов они выполняют своими силами. Момент передачи собственности является решающим фактором при определении правовых, экономических взаимоотношений федерального железнодорожного транспорта со всеми участниками процесса, так как базируется на имущественных отношениях.
Решением правления МАП России от 27.07.2000 г. №23/06-1-ж/д установлен коэффициент повышения действующих ставок платы за пользование вагонами и контейнерами в размере 2,5 с учетом проведенной индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном сообщении и переоценки основных производственных фондов федерального железнодорожного транспорта. К скидкам с тарифов на перевозки грузов федеральным железнодорожным транспортом установлен коэффициент 1,5. Этим же решением порядок взимания платы распространен на вагоны, контейнеры, принадлежащие железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литве, Латвии и Эстонии с коэффициентом в размере 1,3 с учетом коэффициента 2,5 [5].
21.12.2000 г. было принято решение правления МАП России №39/06-2-ж/д об утверждении Тарифного руководства №2. В п.1 Тарифного руководства приведено определение «владельца железнодорожного подъездного пути», который участвует в процессе доставки вагонов от железнодорожной станции до грузополучателя и обратно. В этом пункте указаны посредники-перевозчики, от которых во многом зависит продолжительность времени пользования вагонами. Действующие базовые часовые ставки платы за пользование вагонами, контейнерами дифференцированы по группам вагонов, контейнеров, интервалам времени пользования ими.
При повышении платы в 2,5 раза и введении дополнительного диапазона с повышенной ставкой простои должны сокращаться. Принят вариант шкалы из трех интервалов: от 0 до 12 ч. включительно, от 13 до 24 ч.; свыше 24 ч. включительно. Кроме того, введено дифференцированное изменение уровня базовых ставок платы для дополнительного стимулирования сокращения непроизводительного простоя вагонов. Увеличен размер скидки с платы за пользование при выполнении «сдвоенных операций» с 10 до 25%. При «сдвоенной операции» практически исключаются начально-конечные операции на одном конце маршрута (в зависимости от расстояния перевозки это может составлять до нескольких десятков процентов от перевозочного тарифа).
Решением правления ФСЕМТ России от 25.12.98 г. №45/1-ж/д утвержден раздел «Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов» прейскуранта. Ставки сбора могут устанавливаться в зависимости от расстояния подачи и уборки вагонов по подъездным путям и среднесуточного вагонооборота или на один выход локомотива на подъездной путь, если подъездной путь находится на балансе предприятий и организаций, а если он находится на балансе железных дорог, взимается сбор за пользование подъездным путем [5; 6].
Решением правления МАП России от 17.01.2001 г. №2/06-1-ж/д с 1 февраля 2001 г. к ставкам раздела Б прейскуранта установлены следующие коэффициенты: 1,4 - к сборам за погрузочно-разгрузочные работы (решением правления МАП России от 26.05.2000 г. №14/06-2-ж/д они были проиндексированы в 1,5 раза), 2,1 - ко всем остальным сборам.
В соответствии с п.3 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации и со ст.8 Федерального закона от 8.01.98 г. №2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон, т.е. на основании договора.
Решением правления МАП России от 27.05.2000 г. №14/06-4-ж/д утверждены Рекомендации по установлению и применению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей. Железные дороги и их структурные подразделения при установлении договорных тарифов должны руководствоваться этими Рекомендациями и Примерным перечнем работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, утвержденным правлением МАП России 26.05.2000 г. №14/06-4-ж/д. При определении уровня данных тарифов следует руководствоваться Методическими рекомендациями по определению свободных (договорных) тарифов на перевозки, работы и услуги, выполняемые предприятиями железнодорожного транспорта, утвержденными МПС России 16.03.95 г. При этом уровень рентабельности не должен превышать норматива, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 3.09.98 г. №1029 «О Правилах исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте», т.е. 35%. Уровень договорных тарифов фиксируется в договорах между железной дорогой и грузоотправителем, грузополучателем.
Можно выделить ряд направлений совершенствования грузовых железнодорожных тарифов.
1. Дифференциация тарифов в зависимости от организации перевозки и степени использования грузоподъемности вагонов.
2. Дифференциация тарифов по классам грузов.
3. Регулирование путем установления исключительных тарифов на перевозки ряда грузов (по родам грузов, расстояниям перевозки и условиям организации перевозки).
4. Совершенствование тарифов с использованием фактора сезонности.
5. Дифференциация тарифов на грузовые перевозки по критерию «дальние расстояния».
6. Совершенствование тарифных схем [5].
В настоящее время МПС владеет инфраструктурой и осуществляет перевозки. Поэтому, прежде всего, необходимо разграничить тарифы на перевозки грузов и за пользование инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта. Пользование ею должно быть платным. Виды платежей за пользование инфраструктурой, тарифная база, порядок установления их предельных размеров, а также порядок отнесения этих платежей должны определяться соответствующим законом, в котором, в частности, должно быть определено, что установление порядка и условий взимания этих платежей находится в компетенции Правительства Российской Федерации.
С пользователей инфраструктуры должны взиматься платежи за доступ к ней и за пользование (эксплуатацию) ею, а размеры платежей за доступ к инфраструктуре определяться на основе аукциона (конкурса). Платежи за пользование (эксплуатацию) инфраструктурой должны взиматься в виде разового, а также последующих регулярных платежей в течение всего срока действия лицензии, а их размеры - включаться в себестоимость пользования. В качестве условия взимания платежей могут вводиться предельные (минимальные и максимальные) уровни регулярных платежей, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому пользователю с учетом интенсивности пользования инфраструктурой, природно-географических условий, оценки риска пользования ею и рентабельности.
Список литературы
1. Дегтяренко В.Н. и др. Организация перевозок грузов. – М.: Приор, 1997. – 448с.
2. Плужников К.Н. Транспортное экспедирование. – М.: Росконсульт, 1999. – 576с.
3. Правила перевозок грузов. – М.: Приор, 1996. – 80с.
4. Прейскурант №10-01. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки.
5. Семенова О. Совершенствование системы грузовых железнодорожных тарифов // www.referent.ru:3005/security/4/17273/1?try
6. Тариф без тормозов // Мировая энергетика. – 2004. - №10.
7. Удовенко В.М., Ярцев А.И. Грузовые перевозки и тарифы. – М.: Высшая школа, 1986. – 159с.