Глава 3 Разработка мероприятий по совершенствованию управления природоохранной деятельностью
3.1. Оценка качества окружающей среды г. Кемерова
Оценка качества окружающей среды г.Кемерова – это наиглавнейшее направление деятельности отдела контроля за состоянием окружающей природной среды Администрации г.Кемерова.
Начиная с момента своего возникновения отдел постоянно проводит оценку качества окружающей среды г.Кемерова. Ниже автором будут проанализированы наработанные отделом данные по качеству окружающей среды г.Кемерова с 2000 г. по 2003 г.
Для начала отметим, что на 1 января 2004 года в городе зарегистрировано 16940 предприятий, объединений, их филиалов и других обособленных подразделений [21]. Промышленных предприятий 1676, структура промышленного производства: электроэнергетика - 31,9%, топливная - 8,5%, черная металлургия - 20%, химическая - 23,7%, машиностроение и металлообработка - 8,6%, пищевая - 3,3%, прочие -4%. В различных отраслях занято 169,9 тыс. человек, из них в промышленности - 50,3 тыс., в образовании - 23,5 тыс., в здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении - 21,1 тыс., на транспорте - 14,5 тыс., в жилищно-коммунальном хозяйстве - 11,0 тыс., в строительстве - 9,1 тыс., в торговле и общественном питании - 8,2 тысяч человек [44].
Проблема загрязнения атмосферного воздуха - одна из наиболее острых экологических проблем г.Кемерова, так как основная часть населения проживает в районах, где концентрации загрязняющих веществ регулярно превышают предельно допустимые уровни.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников представлены в табл. 7.
Таблица 7
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
от стационарных источников
(тыс. тонн)
Наименование загрязняющих веществ |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Всего в т.ч.: |
67,054 |
61,778 |
61,36 |
58,39 |
Твердые |
18,983 |
15,932 |
15,95 |
13,50 |
Жидкие и газообразные из них: |
48,071 |
45,846 |
45,41 |
44,89 |
Оксиды азота |
18,332 |
18,011 |
17,124 |
17,510 |
диоксид серы |
18,300 |
16,298 |
16,704 |
14,09 |
оксид углерода |
7,264 |
7,282 |
7,429 |
8,89 |
Углеводороды |
0,158 |
0,218 |
0,23 |
0,27 |
Летучие органич. соед-я |
0,732 |
0,745 |
0,79 |
0,87 |
Прочие |
3,285 |
3,292 |
3,133 |
3,26 |
Данные, представленные в табл. 7, свидетельствуют о том, что основными загрязняющими веществами в атмосферном воздухе г.Кемерова являются жидкие и газообразные вещества, среди которых преобладают оксиды азота и диоксид серы. С 2000 г. по 2003 г. наблюдается некоторое сокращение количества загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г.Кемерова. Однако, это сокращение очень незначительно.
Среднегодовая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г.Кемерова представлена в табл. 8.
Таким образом, по данным наблюдений на восьми стационарных постах, расположенных в разных районах, атмосфера города более всего загрязнена бенз(а)пиреном, формальдегидом, аммиаком, сажей, диоксидом азота – среднегодовые концентрации этих примесей превышают ПДК.
Таблица 8
Средне годовые концентрации загрязняющих веществ
в атмосферном воздухе в г.Кемерово
(по данным ЦГМ)
доли ПДК
Наименование загрязняющих веществ |
ПДК |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Аммиак |
0,04 |
2,1 |
1,6 |
2,2 |
2,3 |
Формальдегид |
0,003 |
3,8 |
3,7 |
2,4 |
2,7 |
Фенол |
0,003 |
0,7 |
0,33 |
0,43 |
0,33 |
Диоксид азота |
0,04 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,3 |
Сажа |
0,05 |
1,3 |
1,1 |
1,3 |
1,2 |
Сероуглерод |
0,005 |
2,6 |
2,0 |
1,6 |
0,4 |
Диоксид серы |
0,05 |
0,1 |
0,12 |
0,15 |
0,16 |
Бенз(а)пирен |
2,5 |
3,3 |
4,1 |
Уровень загрязнения атмосферы города по критериям Росгидромета оценивается как очень высокий: СИ (стандартный индекс) = 10,9 по хлористому водороду, НП (наибольшая повторяемость) = 41,6% по саже, ИЗА5 (индекс загрязнения атмосферы) = 16,48 [19; 20; 21; 27].
В 2003 году, по сравнению с предыдущим годом, повысилось загрязнение бенз(а)пиреном, незначительное повышение отмечается по оксидам азота, озону, аммиаку и формальдегиду. Значительно снизилось загрязнение сероуглеродом. Немного уменьшилось загрязнение хлористым водородом и сажей.
За 2003 год зарегистрировано 15 случаев превышения ПДК в 5 и более раз, из них: 4 случая по диоксиду азота, 3 - по аммиаку, 3 - по хлористому водороду, 3 - по диметиламину, 2 – по саже [21].
Среднегодовые концентрации взвешенных веществ, оксида углерода, фенола, сероуглерода, хлористого водорода, диметиламина, озона, изопропилового спирта, анилина, оксида азота, диоксида серы и хлора в целом по городу ПДК не достигают. В атмосфере не обнаруживается: нафталин, бензол, ксилол, толуол. Загрязнение металлами невелико; средние из среднемесячных значений не достигают ПДК и не превышают значений природного фона.
Наиболее загрязненным остается Кировский район, где отмечается наибольшая повторяемость проб с концентрацией выше ПДК. Загрязнению атмосферы способствуют неблагоприятные метеорологические условия для рассеивания выбросов, наблюдавшиеся в течение 51 дня в году.
Атмосферные осадки, выпадающие над городом, в большинстве случаев имели нейтральную (45,2%), слабощелочную (41,2%) и равновесную (10,4%) реакцию и лишь в одном случае (0,6%) реакция осадков была слабокислой.
Рассмотрим долю вклада основных предприятий г. Кемерова и автотранспорта в загрязнение атмосферы (табл. 9, 10).
Таблица 9
Доля вклада основных предприятий города и автотранспорта
в загрязнение атмосферы
(%) |
||
Загрязняющее вещество |
Наименование предприятия |
Доля вклада |
1 |
2 |
3 |
Зола каменноугольная |
Кемеровская ТЭЦ |
3,5 |
Кем ГРЭС |
36,0 |
|
НК ТЭЦ |
48,9 |
|
Диоксид азота |
КемТЭЦ |
2,1 |
КемГРЭС |
30,9 |
|
НКТЭЦ |
27,3 |
|
Автотранспорт |
30,1 |
|
Аммиак |
ОАО «Азот» |
80,3 |
ОАО «Кокс» |
10,5 |
|
ОАО «АК Химволокно» |
3,9 |
|
Сероуглерод |
ОАО «Азот» |
91,4 |
ОАО «Кокс» |
8,6 |
Продолжение табл. 9
1 |
2 |
3 |
Оксид углерода |
Автотранспорт |
85,9 |
ОАО «Азот» |
5,2 |
Таблица 10
Выброс загрязняющих веществ от вида автотранспорта
Вид |
Количество, шт. |
Выброс, тонн |
|||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
|
Легковой |
77959 |
79004 |
79912 |
75520 |
31598 |
31771 |
28971 |
22250 |
|
Грузовой |
11315 |
12510 |
12924 |
15870 |
22211 |
25817 |
28683 |
29228 |
|
Автобу-сы |
2740 |
3115 |
3161 |
4117 |
11664 |
9800 |
11378 |
18685 |
|
Мероприятия по охране атмосферного воздуха являются составной частью перечня природоохранных мероприятий города Кемерово на 2003 – 2010 годы. Мероприятия направлены для включения в региональную целевую программу «Экология и природные ресурсы Кемеровской области на 2005 – 2010 годы». За счет введения в эксплуатацию установки беспылевой выдачи кокса в ОАО «Кокс» выброс коксовой пыли сократился на 200 тонн.
Превышение установленных нормативов выбросов по твердым веществам и оксидам азота в большей части связано с работой трех электростанций города. Установленный электростанциям ПДВ превышается: по оксидам азота – на 11400 тонн в год, а по золам углей на 3076 тонн в год, при этом достигнутая степень очистки дымовых газов от золы составила на ГРЭС – 98,5%, на КемТЭЦ – 98,63%, на НК ТЭЦ – 97,56%, при проектном показателе 96,5 – 97% [19; 20; 21].
Решающий вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт, доля его постоянно растет. Для решения проблемы требуется обновление подвижного состава, в первую очередь общественного транспорта, а также применение экологически менее опасных видов моторного топлива.
Рассмотрим долю выбросов загрязняющих веществ различных отраслей в атмосферу г.Кемерова (табл. 11).
Таблица 11
Доля выбросов загрязняющих веществ различных отраслей
в атмосферу г.Кемерова
Отрасль промышленности |
Выброшено в атмосферу, тыс. тонн |
Доля выбросов отрасли от валового выброса по городу, % |
Электроэнергетика |
39,311 |
67,3 |
Химическая |
7,253 |
12,4 |
Черная металлургия |
4,709 |
8,1 |
Угольная промышленность |
2,145 |
3,7 |
Остальные отрасли |
4,972 |
8,5 |
Для наглядности представим данные табл. 11 в виде диаграммы (рис. 8).
Рис. 8. Доля выбросов загрязняющих веществ различных отраслей в атмосферу г.Кемерова (%)
Данные, представленные в табл. 11 и на рис. 8, свидетельствуют о том, что наиболее загрязняющим атмосферу производством является электроэнергетика (67,3%). На втором месте – химическая промышленность (12,4%), затем черная металлургия (8,10%).
Перечень предприятий – основных источников загрязнения атмосферы и их удельный вес даны в табл. 12 и на рис. 9.
Таблица 12
Ранжирование предприятий г. Кемерово по величине массы выбросов загрязняющих веществ в 2003 году
Наименование предприятия |
Выброшено в атмосферу, тыс.тонн |
Доля выбросов предприятия от валовых выбросов по городу, % |
Доля выбросов предприятия от валовых по области, % |
Кемеровская ГРЭС |
19,233 |
32,9 |
1,5 |
Ново-Кемеровская ТЭЦ |
16,864 |
28,9 |
1,4 |
КОАО «Азот» |
6,768 |
11,6 |
0,5 |
ОАО «КОКС» |
4,709 |
8,1 |
0,4 |
Кемеровская ТЭЦ |
2,069 |
3,5 |
0,2 |
ОАО «Разрез Кедровский» |
1,530 |
2,6 |
0,1 |
Рис. 9 Предприятия г. Кемерово, вносящие наибольший вклад в загрязнение воздуха (%)
Таким образом, наибольшее количество загрязняющих веществ (73,4%) выброшено тремя предприятиями города - Кемеровская ГРЭС, Ново-Кемеровская ТЭЦ, КОАО «Азот». Причем 32,9% выбросов приходится на Кемеровскую ГРЭС (рис. 9) 4[4].
Отдел контроля за состоянием окружающей природной среды Администрации г.Кемерова осуществляет не только оценку качества атмосферного воздуха, о которой сейчас шел разговор, но и оценку водных объектов города.
Так специалисты отдела пришли к заключению, что основными загрязняющими веществами в реке Томи являются соединения азота, фенол, нефтепродукты, легкоокисляемая органика. Качество воды в реке в 2003 г., по сравнению с 2002 г., существенно не изменилось. Самая высокая среднегодовая концентрация нефтепродуктов выше города, в районе пгт.Крапивино, как и в 2002 году, – 16,4 ПДК [20; 21].
В течение 2003 г. проводилось биотестирование проб воды на дафниях, отобранных в створах реки Томи г. Кемерова; исследовано 66 проб. В анализируемых пробах процент гибели дафний не превышал 40%, т.е. вода не оказывала острого токсического действия. Кислородный режим реки был удовлетворительным, среднее содержание растворенного кислорода повысилось по сравнению с предыдущим годом. В 2003 году наиболее загрязненным на всем контролируемом участке Томи был створ пгт. Крапивино [21].
Таблица 13
Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ
на постах контроля р.Томи, выше и ниже г. Кемерово
мг/л |
|||||
Наименование |
ПДК |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Азот аммония |
0,4 |
0,65 0,65 |
0,60 0,78 |
0,43 0,48 |
0,3 0,5 |
Продолжение табл. 13
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Азот нитритный |
0,02 |
0,35 0,55 |
0,40 0,50 |
0,35 0,45 |
0,35 0,45 |
ХПК* |
15,0 |
0,73 0,80 |
0,80 0,88 |
0,67 0,77 |
0,55 0,68 |
Фенол |
0,001 |
4,0 5,0 |
5,0 6,0 |
5,0 5,0 |
4,0 6,0 |
Нефтепродукты |
0,05 |
2,8 3,4 |
2,6 3,8 |
2,4 2,6 |
2,0 2,4 |
БПК5 * |
2,0 |
1,22 1,48 |
1,14 1,18 |
0,94 1,06 |
1,02 1,25 |
* - мг О2/л
Данные табл. 13 показывают, что за рассматриваемый период времени (2000-2003 гг.) в водах г.Кемерова снизилась концентрация таких вредных веществ, как: азот аммония (-0,35), ХПК (-0,18), нефтепродуктов (-0,8). Однако, содержание в воде нефтепродуктов, наряду с нитритным азотом и фенолом, выше предельно допустимых норм.
Мероприятия по охране водных объектов предусмотреные в программе, принятой Законом Кемеровской области от 22.04.2002 № 21 – ОЗ «О региональной целевой программе «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2002–2004 годы», также являются составной частью плана социально-экономического развития города, утверждаемого ежегодно городским Советом народных депутатов.
Основные проблемы:
1. Отсутствие очистных сооружений ливневых стоков от селитебной части города.
2. Переполнение иловых карт городских очистных сооружений канализации.
Необходимые первоочередные мероприятия:
1. Строительство установки по обезвоживанию осадков городских очистных сооружений канализации.
2. Проектирование и строительство очистных сооружений ливневых стоков.
В 2003 году для использования, обезвреживания и для захоронения отходов производства и потребления передано другим предприятиям и на свалки 4411,226 тыс. тонн отходов, из них 4371,896 тыс. тонн 5-го класса опасности, в том числе: 212,216 тыс. тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и 4159,680 тыс. тонн вскрышных пород [21].
В городе Кемерово имеются действующие на 01.01.04 г. технологии по утилизации промышленных отходов:
- опытно- промышленная установка по сжиганию жидких отходов, годовой объем утилизации жидких отходов составляет 4238,3 тонн при проектной мощности – 47520 тонн в год;
- установка по переработке отработанных ртутьсодержащих ламп типа УРЛ – 2М, проектная мощность установки 100 ламп в час, объем утилизации отработанных ртутных ламп за 2003 год составил 118 тыс.шт;
- установка по переработке гальваношламов, проектная мощность 300 тонн в год, объем утилизации гальваношламов за 2003 год составил 16,2 т.
Характеристика объектов мест длительного складирования промышленных отходов дана в табл. 14.
На временных площадках предприятий накоплено 0,063 тыс. тонн отходов 1-го класса опасности.
Таблица 14
Характеристика объектов мест длительного складирования
промышленных отходов
№ п\п |
Объекты складирования промышленных отходов |
Занима-емая площадь, га |
Количество накопленных отходов, тыс.т на 01.01.04 г. |
|||
2-й класс опасности |
3-й класс опасности |
4-й класс опасности |
5-й класс опасности |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Свалки: |
|||||
1.1. |
ООО «Полигон-М» |
38,8 |
- |
2,115 |
37,227 |
103,334 |
1.2. |
МУП «Спецавтохозяйство» |
90,0 |
- |
- |
0,042 |
1128,825 |
Продолжение табл. 14
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.3. |
МУП ККПЭУ |
9,9 |
- |
- |
- |
2,643 |
1.4. |
ФГУП «Прогресс» |
10,7 |
- |
0,812 |
0,418 |
2,161 |
1.5 |
Завод «Коммунар» |
2,0 |
- |
46,308 |
0,021 |
- |
1.6. |
ОАО «Анилино-красочный завод» |
3,2 |
31,452 |
6,477 |
17,910 |
- |
1.7. |
Всего накоплено отходов на свалках, тыс.т: |
154,6 |
31,452 |
55,712 |
55,618 |
1236,963 |
2. |
Шламонакопители: |
|||||
2.1. |
ОАО илино-красочный завод |
30 |
- |
- |
290,641 |
- |
2.3 |
ОАО «Химпром» |
30 |
- |
0,903 |
- |
- |
2.4. |
Всего оходов в шламонакопителях, тыс.т.: |
60 |
0,903 |
290,641 |
||
3. |
Золоотвалы: |
|||||
3.1. |
НовокемеровскаяТЭЦ |
137,6 |
- |
- |
3245,6 |
- |
3.2. |
Кемеровская ТЭЦ |
66,5 |
- |
- |
3357,5 |
- |
3.3. |
Кемеровская ГРЭС |
99 |
- |
- |
6337,79 |
- |
3.4. |
Всего накоплено золошлаковых отходов, тыс. т: |
303,1 |
12940,9 |
|||
4. |
Породные отвалы: |
|||||
4.1. |
ОАО Разрез Кедровский |
1612,89 |
- |
- |
- |
40056,158 |
4.2. |
Всего вскрышных пород, тыс. т: |
1612,89 |
40056,158 |
В городе действует планово-регулярная система удаления бытовых отходов. Твердые бытовые отходы собираются без предварительной сортировки, временное хранение отходов, перед их вывозом, осуществляется в контейнерах, вывоз отходов производится мусоровозами МУП «Спецавтохозяйство».
Деятельность по обращению с бытовыми отходами регламентируется Правилами утилизации и переработки бытовых отходов в городе Кемерово, утвержденными городским Советом народных депутатов в декабре 2002 года.
Отделом проводится работа и по оценке состояния земель г.Кемерова. Так, отделом выявлено, что в 2003 г. горными выработками нарушено 43,55 га земель, проведена горно-техническая рекультивация на площади 29,3 га, биологическая – 11,39 га. На 01.01.2004 г. нарушено земель на площади 2880,14 га, а рекультивировано всего 941,39 га.
3.2. Обоснование необходимости радикальной технологической перестройки
В системе экоменеджмента нет устоявшихся последовательностей, соблюдение которых должно носить обязательный характер. Тем не менее практика показывает, что последовательное приближение к намеченной цели управления процессами природопользования дает положительный результат в части экономии времени, затрат, средств и ресурсов.
Главный девиз на стадии выбора должен отвечать принципу экологизации экономики производства с разработкой схемы безопасности продукции всего жизненного цикла.
Поскольку автор понимает, что предприятия могут создаваться в различных отраслях экономики, рассмотрим некоторые их особенности.
1. Горно-промышленный комплекс.
Одной из наиболее актуальных проблем современного периода, безусловно, является проблема эколого-экономической эффективности горного производства. Обострение данной проблемы обусловлено конфликтом между необходимостью значимого повышения экономической эффективности горного производства для достижения уровня конкурентоспособности, требуемого рыночной экономикой, с одной стороны и требованием общества по снижению уровня экологических нагрузок на окружающую среду с другой. Как правило, задачи обеспечения экологической и экономической эффективности рассматриваются в отрыве друг от друга и даже противопоставляются друг другу, но на самом деле между ними существует глубокая внутренняя связь. Суть этой связи заключается в том, что и низкая экономическая эффективность и высокая «экологическая агрессивность» являются следствием структурных свойств применяемых в настоящее время технологий добычи угля с их неэффективным использованием природных ресурсов, живого и прошлого труда.
Решению проблемы экологизации горных работ посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследований. Принципиальное значение для понимания данной проблемы имели работы, посвященные оценке воздействия и прогнозированию влияния горных работ на природную среду. Значительное развитие получили исследования направленные на компенсацию негативных последствий горных работ, включающие в себя, в частности, методы рекультивации нарушенных горными работами земель, очистки воздушной и водных сред, комплексного использования недр. Проведение таких исследований, безусловно, оправдано, так как помогает находить ответы на наиболее острые вопросы текущего периода в условиях ограниченных финансовых и временных возможностей.
Однако накопленный к настоящему времени практический опыт показывает, что использование «компенсационных» методов лишь в определенной степени восстанавливая нарушенное природное равновесие, приводит к удорожанию горных работ. Это непосредственно отражается на уровне прибыли угледобывающих предприятий и конкурентоспособности продукции. Можно ожидать, что в перспективе эта ситуация обострится еще более значимо, так как рост внимания общественности и органов государственного регулирования к проблеме охраны окружающей среды приведет к росту административных и экономических санкций. Указанную ситуацию конфликта между заинтересованностью производителя в снижении себестоимости продукции, в том числе и за счет сокращения компенсационных затрат, и интересами общества в повышении экологической безопасности иллюстрируют кривые a, b, и c на рис. 10.
Рис. 10 Направления поиска разрешения конфликта экономических и экологических критериев
1- вектор поиска решений в границах действующих технологий; 2 - направление поиска новых технических и технологических решений; а и d - потери общества от техногенного воздействия в рамках действующих и перспективных технологий соответственно; b – потери прибыли производителя при росте затрат на компенсацию негативных экологических последствий; с и e - суммарные потери.
Традиционный подход к «разрешению» указанного конфликта основан на нахождении некоей «оптимальной» техногенной нагрузки, т.е. вектор поиска решений (1) движется в области ограниченной кривыми а и b в поиске минимума суммарных экономических и экологических потерь в стоимостном выражении. Однако на самом деле никакого разрешения противоречия в рассматриваемом случае не происходит. Ситуация «локального оптимума» временно стабилизированная на основе компромисса, на самом деле не устраивает ни одну из сторон. Ее можно назвать «экономической ловушкой» для экологической безопасности - поскольку соображения экономической эффективности препятствуют возможному снижению нагрузок на природу и человека. Этот поиск может быть интерпретирован как нахождение, так называемых, «Паретовских» (не – улучшаемых) решений, возникающих при попытке оптимизации системы по совокупности нескольких противоречивых критериев. Здесь уместно привести образное выражение А. Эйнштейна о том, что невозможно решить проблемы, действуя в рамках тех же методов, которые привели к их возникновению.
Анализируя изложенное можно заключить, что решение проблемы конфликта экономических и экологических критериев требует разработки инновационных решений, позволяющих устранить противоречия между экономическими и экологическими критериями за счет одновременного улучшения, как экономической эффективности, так и экологической безопасности. На рисунке решения такого типа характеризует вектор (2), направленный из области «локальных оптимальных» решений к началу координат, в область семейства кривых (d,e) соответствующих характеристикам технологий нового уровня.
При разработке инновационных решений нельзя не учитывать общемировую тенденцию развития современных производственных систем, которая основана на концепции значимого снижения уровня потребления ресурсов и повышения «производительности ресурсов». Данная концепция положена в основу так называемых «тощих» (lean manufacturing) производственных систем, «синхронных производств», реинжиниринга (reengineering). В основе этого направления развития лежит концепция жесткой ориентации всей производственной цепи на создание потребительной ценности и бескомпромиссное преобразование и отсечение тех составляющих и процессов, которые не создают такой ценности. При таком подходе в поле зрения исследователя, прежде всего, попадают процессы, сопровождаемые потерями, неэффективным расходованием и омертвлением различного вида ресурсов. В рамках этой концепции система оказывается тем эффективней, чем более она обеспечивает текущие и перспективные требования и нужды потребителя. Соответственно все процессы, с помощью которых система достигает своей цели, должны оцениваться с точки зрения их вклада в создание потребительной ценности.
Очевидно, что различные технологические схемы добычи угля будут отличаться соотношением ресурсов затрачиваемых на процессы создающие и не создающие потребительную ценность. Такое соотношение представляет собой своеобразный «коэффициент полезного действия» технологии и позволяет оценивать эффективность расхода как природных, так и материальных ресурсов для создания потребительной ценности, в рассматриваемом случае для получения угля высокого качества.
Как показывает анализ, применяемые в настоящее время технологии добычи угля характеризуются чрезвычайно низкой эффективностью использования ресурсов, порядка 10-15%. Поэтому задача поиска высокоэффективных технологий, основанных на исключении или уменьшении доли ресурсоемких и «экологически опасных», не создающих потребительной ценности процессов, приобретает высокую актуальность.
В последние годы найдены решения, обеспечивающие качественное изменение показателей добычи угля за счет реализации концепции ресурсосбережения. Дальнейшее повышение эффективности функционирования угледобывающей отрасли связано с технологическими решениями, основанными на синтезе открытого и подземного способа добычи. Например, предлагаемая в технология, предусматривает добычу угля из системы открытых карьерных выемок, с оптимальными по эколого – экономическим критериям пространственно-временными параметрами, подземным механогидравлическим способом с замкнутым циклом обезвоживания угля и осветления технологической воды в шахте. Суть предлагаемого решения заключается в рациональном объединении преимуществ открытого и подземного способов добычи и исключении или уменьшении доли ресурсоемких, не создающих потребительной ценности и экологически опасных технологических процессов.
Очевидно, что поиск инновационных решений относится к трудно формализуемой и трудно программируемой области творческой деятельности человека. Однако, введенное понятие эколого - экономической эффективности не только определяет общее направление поиска решения проблемы экологизации горных работ, но также позволяет обозначить основные этапы алгоритма поиска и методы решения задач на каждом из этапов. Основное содержание алгоритма должна составлять последовательность следующих этапов.
1. Конкретизация проявлений противоречия «экономика – экология» на уровне технических и технологических параметров. Решение этой задачи, должно осуществляться моделированием взаимосвязей между значениями технологических параметров и эколого - экономическими характеристиками конкретных схем ведения горных работ. В результате должна быть определена совокупность конфликтов, предопределенных структурой технологической схемы, между желательным изменением ее параметров, с точки зрения экономической целесообразности, и пределами возможного изменения, обусловленными требованиями экологической безопасности.
2. Концептуальный, качественный анализ выделенных конфликтов с целью выявления общих стереотипов и базовых предпосылок. В качестве инструмента, обеспечивающего решение задач данного этапа, можно использовать концептуальные, причинно - следственные модели, фиксирующие логическую структуру формирования конфликтов.
3. Экспертная оценка степени общности выделенных базовых предпосылок, с точки зрения возможностей их смягчения, полного или частичного устранения.
4. Определение альтернативных свойств новых технологических решений, возникающих в результате ослабления или снятия базовых предпосылок. Поиск вариантов инженерных решений, которые могут обеспечить появление альтернативных свойств.
5. Сравнительный анализ эффективности предлагаемых решений с учетом технических возможностей их реализации.
Таким образом, ужесточение требований общества к уровню техногенного воздействия на природную среду с одной стороны и ограничения, предъявляемые рынком энергоресурсов с другой, требуют перехода к технологиям добычи угля сконструированным на основе принципиально иных подходов - снижение абсолютного расхода ресурсов на единицу продукции и повышение эффективности их использования.
2. Химическая промышленность.
В химическом (нефтехимическом) комплексе на стадии выбора необходимы учет и анализ состояния окружающей среды по всей цепочке производства (доставка сырья, его переработка, доставка к потребителю продукции, ее хранение, утилизация в пределах всего ее жизненного цикла).
В любом случае на стадии выбора необходимо решать проблему возможности окружающей природной среды выдержать давление со стороны будущего хозяйственного освоения. Поэтому анализ ассимиляционной возможности эксплуатируемой природной системы столь же необходим, как и анализ будущей экономической целесообразности хозяйственного освоения территорий.
3.3. Внедрение государственного стандарта в систему управления окружающей средой г.Кемерова
Общая цель стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями.
1. Область применения
Предлагаемый для внедрения стандарт устанавливает требования к системе управления окружающей средой в целях оказания помощи организации в определении ее политики и целевых показателей с учетом требований законов и данных о значительных воздействиях на окружающую среду. Он применим к тем экологическим аспектам, которые организация может контролировать и на которые она предположительно может оказывать влияние. Стандарт не устанавливает конкретных критериев экологической эффективности.
Стандарт применим к любой организации, которая хочет:
а) внедрить, поддержать и улучшить систему управления окружающей средой;
б) удостовериться в своем соответствии сформулированной ею экологической политике;
в) продемонстрировать это соответствие другим;
г) добиться сертификации/регистрации внешней организацией своей системы управления окружающей средой;
д) самостоятельно определить соответствие такой системы настоящему стандарту и самой заявить об этом соответствии.
Все требования, содержащиеся в стандарте, предназначены для включения в любую систему управления окружающей средой. Степень их применения будет зависеть от таких факторов как экологическая политика организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует.
2. Требования к системе управления окружающей средой
2.1. Общие требования
Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии систему управления окружающей средой, требования к которой приведены в разделе 2.
2.2. Экологическая политика
Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы эта политика:
а) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции и услуг;
б) включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
в) включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;
г) предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
д) документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;
е) была доступна для общественности.
2.3 Планирование
2.3.1 Экологические аспекты
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем, состоянии процедуру(ы) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять, с тем чтобы определить те аспекты, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные с этими значительными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей организации. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.
2.3.2. Требования законодательных актов и другие требования
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации требований законодательных актов и других требований и получения доступа к тем требованиям, с которыми организация соглашается и которые применяются к экологическим, аспектам ее деятельности, продукции или услуг.
2.3.3 Целевые и плановые экологические показатели
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации.
При установлении и анализе своих целевых показателей организация должна учитывать требования законодательных актов и другие требования, свои важные экологические аспекты, свои технологические варианты, срои финансовые, эксплуатационные потребности и потребности бизнеса, а также точку зрения заинтересованных сторон.
Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой, включая обязательство по предотвращению загрязнения окружающей среды.
2.3.4 Программа(ы) управления окружающей средой
Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такая программа должна включать:
а) распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках организации;
б) средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.
Если проект связан с новыми разработками и новыми или модифицированными видами деятельности, продукции или услуг, то программа должна быть изменена там, где это необходимо, чтобы обеспечить применимость системы управления окружающей средой к такому проекту.
2.4 Внедрение и функционирование
2.4.1 Структура и ответственность
Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех, кого это касается, с тем чтобы содействовать эффективному управлению окружающей средой.
Руководство организации должно предоставить ресурсы, необходимые для внедрения системы управления окружающей средой и для контроля за ней. Ресурсы включают в себя людские ресурсы, специальные знания и опыт, технологию и финансовые ресурсы.
Высшее руководство организации должно назначать своего(их) специального(ых) представителя(ей), который(е) независимо от других обязанностей должен(ны) иметь определенные ответственность и полномочия для того, чтобы:
а) гарантировать, что требования системы управления окружающей средой выполняются и поддерживаются на надлежащем уровне в соответствии с настоящим стандартом;
б) предоставлять отчеты о функционировании системы высшему руководству для анализа и в качестве основы для совершенствования системы управления окружающей средой.
2.4.2. Обучение, осведомленность и компетентность
Организация должна определить свои потребности в обучении персонала.
Она должна требовать, чтобы весь персонал, чья работа может в значительной степени повлияло на окружающую среду, прошел соответствующее обучение.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, позволяющие ее служащим или сотрудникам каждого соответствующего подразделения и уровня понимать:
а) важность соответствия экологической политике, процедурам и требованиям системы управления окружающей средой;
б) существенные, реальные или потенциальные воздействия своей деятельности на окружающую среду и пользу в повышении персональной эффективности для окружающей среды;
в) свои обязанности и свою ответственность в деле достижения соответствия экологической политике и процедурам, а также требованиям системы управления окружающей средой, включая требования подготовленности к аварийным ситуациям и к реагированию на них;
г) потенциальные последствия отступлений от установленных рабочих процедур. Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и/или практическим опытом.
2.4.3 Связь
Относительно своих экологических аспектов и системы управления окружающей средой организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры:
а) внутренние связи между различными уровнями и подразделениями организации;
б) получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, их документального оформление и ответа на них.
Организация должна предусмотреть процессы внешних сообщений о своих важных экологических аспектах и регистрации своих решений.
2.4.4 Документация системы управления окружающей средой
Организация должна определять и поддерживать в актуальном состоянии информацию бумажном или электронном носителе для:
а) описания основных элементов системы административного управления и их взаимодействия;
б) указания связанной с ними документации.
2.4.5 Управление документацией
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы:
а) их можно было найти;
б) они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом;
в) текущие издания соответствующих документов были доступны во всех местах, где проводя работы, важные для эффективного функционирования системы управления окружающей средой;
г) устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассыпки и применения каким-либо другим способом предотвращалось их непреднамеренное использование;
д) любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и/или для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.
Документация должна быть удобочитаемой, датированной (даты пересмотра также доли быть указаны), легко идентифицируемой. Она должна содержаться в порядке и храниться в течение указанного срока. Должны быть установлены процедуры и определены обязанности, касающиеся разработки и актуализации документов различного вида. Процедуры должны поддерживаться в рабочем состоянии.
2.4.6 Управление операциями
Организация должна идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связан идентифицированными важными экологическими аспектами, согласующимися с ее политик целевыми и плановыми экологическими показателями. Организация должна планировать эти bi деятельности, включая техническое обслуживание, с тем чтобы гарантировать их выполнение заданных условиях путем:
а) установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, рассчитанных на ситуации, когда отсутствие процедур может привести к отступлениям от экологической политики, целевых и плановых экологических показателей;
б) обусловливания в процедурах рабочих критериев;
в) установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицируемыми важными экологическими аспектами товаров и услуг, используемых организацией, и передачи сообщения о соответствующих процедурах и требованиях поставщикам и подрядчикам.
2.4.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями.
Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.
Организация также должна периодически проверять такие процедуры, если это осуществимо.
2.5 Проведение проверок и корректирующие действия
2.5.1 Мониторинг и измерения
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и за соответствием целевым и плановым экологическим показателям организации.
Аппаратура контроля должна поверяться и поддерживаться в рабочем состоянии, а записи, касающиеся этих процессов, должны охраняться согласно процедурам, установленным организацией.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия действующим природоохранному законодательству и регламентам.
2.5.2 Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по определению ответственности и полномочий относительно выявления и изучения несоответствия принятия мер для смягчения любых причиненных воздействий, а также по инициированию и совершению корректирующих и предупреждающих действий.
Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин действительного и потенциального несоответствий, должно быть пропорционально важности проблем и соразмерно выявленному воздействию на окружающую среду.
Организация должна провести и зарегистрировать любые изменения в документированных процедурах в результате корректирующих и предупреждающих действий.
2.5.3 Зарегистрированные данные
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде. Эти данные должны включать в себя сведения об обучении и результаты аудитов и проведенных анализов.
Зарегистрированные данные об окружающей среде должны быть удобочитаемыми, идентифицируемыми и прослеживаемыми по охваченным видам деятельности, продукции или услуге. Sh-и экологические данные должны храниться и вестись таким образом, чтобы их можно было легко найти и защитить от повреждений, порчи или потери. Срок их хранения должен быть установлен и зафиксирован.
•Зарегистрированные данные должны актуализироваться, как это необходимо для системы и организации, с тем чтобы продемонстрировать соответствие требованиям настоящего стандарта.
2.5.4 Аудит системы управления окружающей средой
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой, проводимых для того, чтобы:
а) определить:
1) соответствует ли система управления окружающей средой запланированным мероприятиям по управлению окружающей средой, в том числе требованиям настоящего стандарта,
2) должным образом система управления окружающей средой реализуется и поддерживается в рабочем состоянии;
б) предоставить информацию о результатах аудита руководству.
Программа аудита для организации, включая любой график, должна быть основана на значимости, с экологической точки зрения, проверяемой деятельности и на результатах предыдущих аудитов. Для того чтобы быть исчерпывающими, процедуры аудита должны охватывать область распространения аудита, частоту и методологию его проведения, а также ответственность и требования к проведению аудитов и регистрированию результатов.
2.6 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство организации должно анализировать систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени, с тем чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватности и эффективность. Процесс анализа со стороны руководства должен обеспечивать сбор информации, необходимой руководству для проведения оценивания. Анализ должен документально оформляться.
Анализ со стороны руководства должен проводиться для определения возможной потребности в изменениях политики, целевых показателей и других элементов системы управления окружающей средой в свете результатов аудита системы, изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению.
2.4. Мероприятия по охране окружающей среды
Мероприятия по охране атмосферного воздуха должны быть составной частью перечня природоохранных мероприятий города Кемерово. Мероприятия должны быть включены в региональную целевую программу «Экология и природные ресурсы Кемеровской области на 2005 - 2010 годы».
Решающий вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт, доля его постоянно растет. Для решения проблемы требуется обновление подвижного состава, в первую очередь общественного транспорта, а также применение экологически менее опасных видов моторного топлива.
Мероприятия по охране водных объектов также должны являться составной частью плана социально-экономического развития города, утверждаемого ежегодно городским Советом народных депутатов. Часть мероприятий уже включена в программу, принятую Законом Кемеровской области от 22.04.2002 .№ 21 - 03 «О региональной целевой программе «Экология и природные ресурсы Кемеровской области на 2002 - 2004 годы»».
Основными проблемными вопросами, на которые, по мнению автора, следует обратить особое внимание, являются:
- отсутствие очистных сооружений ливневых стоков от селитебной части города;
- переполнение иловых карт городских очистных сооружений канализации.
Автор предлагает осуществить следующие первоочередные мероприятия по улучшению экологической обстановки г.Кемерова:
1. Строительство установки по обезвоживанию осадков городских очистных сооружений канализации.
2. Проектирование и строительство очистных сооружений ливневых стоков.