Таблица 2
Рекомендации по совершенствованию системы управления в сфере туристических услуг Кемеровской области
Основные направления |
Пояснение |
Формирование образа г.Кемерова |
1. Две имиджевые стратегии (внешнего и внутреннего рынка). 2. Создание и регулярное обновление информационных баз для туристов. |
Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма |
Формировании единой системы туристских зон г.Кемерова и Кемеровской области, основанной на предоставлении туристских услуг: - транспорт; - размещение; - развлечение. |
Разработка туристического продукта г.Кемерова и Кемеровской области |
1. Сохранение и укрепление имеющихся туристических продуктов. 2. Формирования новых туристических продуктов (деловой и познавательно-деловой туризм; поощрительный туризм; специализированный туризм; маршруты выходного дня и т.д.) |
Создание условий развития в рамках государственной поддержки туризма в Кемеровской области |
1. Создание нормативно-правовой базы. 2. Организация добровольной сертификации по системе качества. 3. Совершенствование вертикали управления. 4. Система мер по материальной поддержке фирм, работающих на приеме туристов. 5. Стимулирование инвестиционной активности и т.д. |
Подготовка специалистов для всех видов деятельности в туристической индустрии |
1. Создание в Кемерове многоступенчатой системы образования. 2. Проведение анализа деятельности образовательных учреждений. |
Научное обеспечение программы |
1. Проведение маркетинговых исследований. 2. Совершенствование статистической отчетности. 3. Создание системы учета реальных доходов и расходов в туристическом бизнесе и т.д. |
Ресурсное обеспечение |
1. Федеральный бюджет. 2. Областной бюджет. 3. Муниципальный бюджет. 4. Внебюджетные источники, среди которых должны найти применение: - средства от гостиничного сбора; - средства от лицензирования международной туристической деятельности; - средства дорожного фонда области; - средства городского и областного фонда занятости населения. |
Результаты реализации Программы |
1. Формирование развитого туристического комплекса. 2. Создание предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе. 3. Укрепление материальной базы туризма. 4. Развитие смежных отраслей. 5. Создание новых рабочих мест и т.д. |
млн. руб.
Рисунок 1. Доля санитарно-курортных услуг в общем объеме платных услуг населению Кемеровской области
млн. руб.
Рисунок 2. Доля туристско-экскурсионных услуг населению Кемеровской области
млн. руб.
Рисунок 3. Доля транспортных услуг, оказанных населению Кемеровской области
млн. руб.
Рисунок 4. Динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения туристов (по Кемеровской области)
Таблица 1
Основные параметры развития туризма в Кемеровской области
Основные параметры |
Данные региона по состоянию на декабрь 2003г. |
1 |
2 |
Туристские ресурсы (кол-во): |
117 |
· заповедники |
1 федерального значения (расположен на территории 3-х районов области) |
· национальные парки |
1 федерального значения |
· памятники природы |
1 федерального значения |
· природные заказники |
14 федерального значения |
· другие |
свыше 100 уникальных природных объектов, не имеющих статуса особо охраняемых природных территорий (водопады, пещеры, курганы, урочища) |
Памятники (кол-во): |
1558 |
· истории |
302 |
· архитектуры |
150 |
· археологии |
679 |
· монументального искусства |
10 |
· другие |
417 |
из них федерального значения |
27 |
Театры |
8 профессиональных театров (драматических, музыкальных, кукольных) |
Музеи |
42 музея (краеведческих, изобразительных искусств, музеи-заповедники и др.), в том числе 3 выставочных зала |
Объекты оздоровительного туризма и средств размещения (кол-во): |
1167 |
· санатории для взрослых, пансионаты с лечением |
15 |
· санатории-профилактории |
39 |
· дома отдыха |
4 |
· детские санатории |
25 |
· детские оздоровительные учреждения (лагеря) |
994 |
· гостиницы |
50 |
· базы отдыха |
19 |
продолжение табл. 1
1 |
2 |
· горнолыжные комплексы |
9 |
· другие |
12 |
Туристские фирмы (кол-во): |
122 |
· турагенты |
116 |
· туроператоры |
6 |
· из них оказывающие услуги по въездному туризму |
6 |
Структура туризма (виды туризма): |
|
· по функциональному предпочтению (%) |
|
· оздоровительный |
45% |
· спортивный |
25% |
· познавательный |
22% |
· экологический |
5% |
· охотничий и рыболовный |
2% |
· паломнический |
0,5% |
· другие |
0,5% |
· по географическому признаку (%) |
|
· въездной |
30% |
· выездной |
25% |
· внутренний |
45% |
Стоимость приобретенных услуг в 2003г. (млн.руб) |
4120,0 млн. руб. |
Общее число туристов, посетивших Кемеровскую область (тыс.чел) |
371 тыс. чел. |
· иностранных граждан |
20544 иностранных граждан, из них с целью туризма – 1017 человек |
· российских граждан |
351 тыс.чел. |