Таблица 2

Рекомендации по совершенствованию системы управления в сфере туристических услуг Кемеровской области

Основные направления

Пояснение

Формирование образа г.Кемерова

1. Две имиджевые стратегии (внешнего и внутреннего рынка).

2. Создание и регулярное обновление информационных баз для туристов.

Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма

Формировании единой системы туристских зон г.Кемерова и Кемеровской области, основанной на предоставлении туристских услуг:

- транспорт;

- размещение;

- развлечение.

Разработка туристического продукта г.Кемерова и Кемеровской области

1. Сохранение и укрепление имеющихся туристических продуктов.

2. Формирования новых туристических продуктов (деловой и познавательно-деловой туризм; поощрительный туризм; специализированный туризм; маршруты выходного дня и т.д.)

Создание условий развития в рамках государственной поддержки туризма в Кемеровской области

1. Создание нормативно-правовой базы.

2. Организация добровольной сертификации по системе качества.

3. Совершенствование вертикали управления.

4. Система мер по материальной поддержке фирм, работающих на приеме туристов.

5. Стимулирование инвестиционной активности и т.д.

Подготовка специалистов для всех видов деятельности в туристической индустрии

1. Создание в Кемерове многоступенчатой системы образования.

2. Проведение анализа деятельности образовательных учреждений.

Научное обеспечение программы

1. Проведение маркетинговых исследований.

2. Совершенствование статистической отчетности.

3. Создание системы учета реальных доходов и расходов в туристическом бизнесе и т.д.

Ресурсное обеспечение

1. Федеральный бюджет.

2. Областной бюджет.

3. Муниципальный бюджет.

4. Внебюджетные источники, среди которых  должны найти применение:

- средства от гостиничного сбора;

- средства от лицензирования международной туристической деятельности;

- средства дорожного фонда области;

- средства городского и областного фонда занятости населения.

Результаты реализации Программы

1. Формирование развитого туристического комплекса.

2. Создание предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе.

3. Укрепление материальной базы туризма.

4. Развитие смежных отраслей.

5. Создание новых рабочих мест и т.д.

млн. руб.

Рисунок 1. Доля санитарно-курортных услуг в общем объеме платных услуг населению Кемеровской области

млн. руб.

Рисунок 2. Доля туристско-экскурсионных услуг населению Кемеровской области

млн. руб.

Рисунок 3. Доля транспортных услуг, оказанных населению Кемеровской области

млн. руб.

Рисунок 4. Динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения туристов (по Кемеровской области)

Таблица 1

Основные параметры развития туризма в Кемеровской области

Основные параметры

Данные региона по состоянию на декабрь 2003г.

1

2

 Туристские ресурсы (кол-во):

117

·                     заповедники

1 федерального значения (расположен на территории 3-х районов области)

·                     национальные парки

1 федерального значения

·                     памятники природы

1 федерального значения

·                     природные заказники

14 федерального значения

·                     другие

свыше 100 уникальных природных объектов, не имеющих статуса особо охраняемых природных территорий (водопады, пещеры, курганы, урочища)

 Памятники (кол-во):

1558

·                     истории

302

·                     архитектуры

150

·                     археологии

679

·                     монументального искусства

10

·                     другие

417

из них федерального значения

27

 Театры

8 профессиональных театров (драматических, музыкальных, кукольных)

 Музеи

42 музея (краеведческих, изобразительных искусств, музеи-заповедники и др.), в том числе 3 выставочных зала

 Объекты оздоровительного туризма и средств размещения (кол-во):

1167

·                     санатории для взрослых, пансионаты с лечением

15

·                     санатории-профилактории

39

·                     дома отдыха

4

·                     детские санатории

25

·                     детские оздоровительные учреждения (лагеря)

994

·                     гостиницы

50

·                     базы отдыха

19

продолжение табл. 1

1

2

·                     горнолыжные комплексы

9

·                     другие

12

 Туристские фирмы (кол-во):

122

·                    турагенты

116

·                    туроператоры

6

·                    из них оказывающие услуги по въездному туризму

6

 Структура туризма (виды туризма):

 

·         по функциональному предпочтению (%)

 

·                    оздоровительный

45%

·                    спортивный

25%

·                    познавательный

22%

·                    экологический

5%

·                    охотничий и рыболовный

2%

·                    паломнический

0,5%

·                    другие

0,5%

·                    по географическому признаку (%)

 

·                    въездной

30%

·                    выездной

25%

·                    внутренний

45%

 Стоимость приобретенных услуг в 2003г. (млн.руб)

4120,0 млн. руб.

 Общее число туристов, посетивших Кемеровскую область (тыс.чел)

371 тыс. чел.

·         иностранных граждан

20544 иностранных граждан, из них с целью туризма – 1017 человек

·         российских граждан

351 тыс.чел.