Уважаемый председатель государственной аттестационной комиссии и члены государственной аттестационной комиссии!
Уважаемые слушатели!
Вашему вниманию предлагается выступление по теме дипломного исследования: «Особенности взаимоотношений матери и ребенка с разными половозрастными характеристиками в неполной семье»
Научный руководитель: Аргентова Татьяна Евгеньевна
Актуальность
Известно, что даже в полной семье, в которой есть оба родителя, создан упорядоченный, размеренный образ жизни, где о детях заботятся добросовестно и правильно, в процессе воспитания неизбежно возникают трудности, много различных проблем, разрешением которых полностью заняты оба родителя. Если в семье один родитель, то он несет бремя за двоих, вся тяжесть воспитания, а также материального обеспечения детей лежит на нем. Вдова, разведенная женщина или незамужняя мать чаще всего старается предоставить своим детям наиболее благополучные условия жизни. Однако для этого она должнa максимально включаться в профессиональную жизнь, в связи с чем времени на ведение хозяйства и воспитание детей у нее остается гораздо меньше, чем в полной семье.
В настоящее время более важными, чем материальные условия, являются психологические проблемы, которые должны решать родители. В неполной семье возникает много проблем, чаще всего эти проблемы касаются психической стороны развития и жизни ребенка.
При воспитании детей перед овдовевшей или разведенной женщиной, незамужней матерью стоят совсем неодинаковые проблемы. Характер трудностей по-разному осложняет их жизнь независимо от того, что основа, по существу, одна - воспитанием ребенка в семье занимается только один человек.
Объект исследования – неполная семья.
Предмет исследования – особенности взаимоотношения матери и ребенка разных половозрастных групп в неполной семье.
Цель исследования – изучить особенности взаимоотношений матери и ребенка разных половозрастных групп в неполной семье.
Гипотеза заключается в том, что существуют проблемы, характерные для взаимоотношений в системе мать-ребенок (дети) в неполной семье разного типа с детьми разных половозрастных групп.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
- дать характеристику неполной семьи, рассмотреть особенности ее функционирования;
- исследовать особенности взаимоотношений в системе мать-ребенок (дети) разных половозрастных групп в неполной семье разного типа;
- провести сравнительный анализ этих взаимоотношений в неполных семьях разного типа.
Методики исследования:
1. Глубинное интервью.
2. Методика Рене Жиля.
3. Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения».
Теоретической и методологической основой исследования явились положения отечественных и зарубежных авторов: Ю.А.Андреева, А.Б.Боссарт, Д.Видра, Н.М.Ершовой, А.Г.Ковалева, Е.Г.Силяевой и др.
Дипломная работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы, который включает в себя 90 источников и семи приложений.
По результатам первой главы считаем правомерным сделать следующие выводы:
1. Семья является важнейшим фактором социализации, ибо представляет персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. В современной семье отношения становятся все более эмоционально-психологическими, что определяется мерой и глубиной привязанности ее членов друг к другу.
К примеру, в «психоаналитической» модели семейного воспитания, основоположником которой был З.Фрейд, влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. В первые годы жизни ребенка родители (и особенно мать) — это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важный психологический эффект.
Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей и предъявление требований на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению 3.Фрейда, к явно выраженным своеобразным отклонениям в личностном развитии.
«Бихевиористская» модель семейного воспитания, корни которой уходят в бихевиористскую психологию (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер), основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка.
Гуманистическая концепция основывается на том, что отсутствие одного из родителей является невосполнимой потерей для ребенка. Основная роль в воспитании ребенка в неполной семье «ложится» на женщину, от которой зависит то, каким вырастет ее ребенок.
2. Современная ситуация характеризуется ростом числа неполных семей, образовавшихся в результате развода, вдовства женщины или рождением ею внебрачного ребенка. Причинами этого могут быть: распространенность внебрачных рождений; снижение уровня средней продолжительности жизни населения и другие социально-экономические и психологические факторы.
3. В неполных семьях возникают свои особенности и проблемы в родительско-детских взаимоотношениях. Дети разных половозрастных характеристик требуют особенного подхода со стороны матери.
4. Благополучные, понимающие взаимоотношения между матерью и ребенком в неполных семьях складываются в том случае, когда мать, вооружившись мудростью и терпением, находит те сокровенные ниточки, воздействуя на которые в семье устанавливается атмосфера счастья, любви и доверия.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что:
1. Женщины всех типов неполных семей (овдовевшие, разведенные, незамужние) по большинству параметров (внешние данные, интеллект, успешность в учебе, щедрость, хозяйственность и т.д.) дают более высокую оценку девочкам, чем мальчикам. Однако, одинокие матери отмечают большую надежность в жизни мальчиков, а не девочек.
2. Как показали результаты методики Р.Жиля и методики «Незаконченные предложения», в более близких отношениях с мамами находятся девочки от 4 до 7 лет. Мальчики, преимущественно в возрасте 8-16 лет, находятся в нейтральных отношениях со своими мамами.
3. Самые близкие отношения наблюдаются у детей, прежде всего, с одинокими матерями, затем с овдовевшими, потом с разведенными.
Результаты данной работы могут быть применены в целях оказания психологической помощи женщинам и детям, живущим в неполных семьях разного типа.
Спасибо за внимание! Готова ответить на Ваши вопросы.