Текст выступления

Тема дипломной работы: «Влияние межличностных взаимоотношений в группе сверстников на самооценку личности в младшем подростковом возрасте».

Актуальность

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных ее социально-психологических особенностей и характер ее влияния на индивидов.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы.

Это, прежде всего, объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является ее объективный социальный статус, определяемый прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.

Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 10-11 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.

Объект исследования – дети младшего подросткового возраста.

Предмет исследования – особенности межличностных отношений школьников младшего подросткового возраста во взаимосвязи с уровнем самооценки.

Цель работы - изучить взаимосвязь статусного положения ребенка в группе и уровня его самооценки.

Гипотеза заключается в предположении о том, что дети с низким статусным положением в группе сверстников имеют более низкую самооценку, чем дети имеющие высокий статус.

В данной работе нами решались следующие задачи:

1.                Проанализировать психологические источники по  проблеме взаимосвязи самооценки с межличностным статусом в группе младших подростков.

2.                На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.

3.                Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

4.                Обработать результаты и сделать выводы о взаимосвязи самооценки с межличностным статусом в группе младших подростков.

Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т.Дембо–С.Рубинштейна).

Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).

По результатам первой главы, которая называется «Особенности развития межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста» мы сделали следующие выводы:

1. Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника.

Одним из самых существенных отличительных признаков подросткового периода являются коренные изменения, происходящие в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

2. В процессе межличностных отношений в подростковых группах могут быть выделены функционально–ролевые, эмоционально–оценочные и личностно–смысловые отношения между сверстниками.

3. Одним из условий, влияющих на межличностные отношения в группе сверстников является самооценка личности.

В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты:

1.                Взаимосвязь между статусом детей младшего подросткового возраста в группе сверстников существует: низкая самооценка коррелирует с низким статусом, средняя и высокая самооценка коррелирует со средним и высоким статусом.

2. В формальной группе большинство детей имеют неблагоприятный статус и относятся к категориям «отверженные» и «принебрегаемые». В неформальной группе присутствуют совершенно иные показатели, то есть большинство детей относятся к категориям «лидеры» и «предпочитаемые». Следовательно, в неформальной группе наблюдается более высокая степень благополучия в системе межличностных взаимоотношений.

3. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием общаться, иметь общее дело.

После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно предложить к использованию следующие рекомендации:

1.Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.

2.Нельзя оставлять без внимания «непопулярных» детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы социальными работниками, психологами в работе с детьми младшего подросткового возраста.