ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1.  Методы исследования

Эмпирическое исследование особенности ценностно-смысловой сферы личности женщин, переживающих одиночество, началось с формулировки следующей гипотезы: женщины, переживающие одиночество, имеют свою, отличную от других, ценностно-смысловую сферу, которая могла сформироваться в процессе одиночества или стать его причиной.

Затем были выбраны 50 респондентов женского пола в возрасте от 35 до 45 лет, которые подверглись исследованию.

Для проведения эмпирического исследования нами были выбраны следующие методики:

1. Модифицированная шкала измерения одиночества «UCLA» Д.Рассела

2. Модифицированная методика Р.Инглхарта

3. Методика «Ценностных ориентаций» М.Рокича

4. Методика СЖО

5. Анкетирование.

1. Модифицированная шкала измерения одиночества

«UCLA» Д.Рассела

В настоящее время шкала одиночества «UCLA» является наиболее распространенной системой измерения одиночества. При составлении шкалы одиночества было позаимствовано 25 пунктов формулировок вопросов из системы измерения одиночества Сизенвейна. Итоговая шкала одиночества, состоящая из 20 пунктов, разрабатывалась на основе корреляций по каждому из них; все отобранные для нее пункты имели корреляции выше 0,50. Итоговая шкала отличалась большой внутренней устойчивостью. Последующие исследования обеспечивали новые доказательства адекватности шкалы одиночества «UCLA».

Модифицированная шкала измерения одиночества «UCLA» включает 10 позитивно сформулированных и 10 негативно сформулированных пунктов.

Испытуемым необходимо прочитать список возможных состояний и отметить как часто они испытывают подобные состояния.

Инструкция: «Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта».

Далее подсчитывается сумма баллов на вопросы 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18. В ответах на вопросы 1, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 19, 20 производится перестановка в обратном порядке (1 - 4, 2 - 3, 3 - 2, 4 - 1).

Те, кто набрал меньше 22 баллов, могут считать себя людьми с очень низкой степенью одиночества. От 22 до 32 – низкая степень. От 32 до 52 – средняя степень одиночества. От 52 до 62 – высокая степень одиночества, а те, кто набрал более 62 баллов, считаются людьми с очень высокой степенью одиночества.

Ф.И.О. _______________________________________________________

Инструкция: «Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте.  Обведите кружком балл для каждого пункта»

№ п/п

Состояние

Никогда

Редко

Иногда

Часто

1.

Я чувствую, что нахожусь в ладу с окружающими меня людьми.

1

2

3

4

2.

Я испытываю недостаток в дружеском общении.

1

2

3

4

3.

Нет никого, к кому бы я мог обратиться.

1

2

3

4

4.

Я не чувствую себя одиноким.

1

2

3

4

5.

Я ощущаю себя частью группы друзей.

1

2

3

4

6.

У меня много общего с окружающими людьми.

1

2

3

4

7.

Я замкнут в себе.

1

2

3

4

8.

Никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей.

1

2

3

4

9.

Я – человек, легко приближающийся к людям.

1

2

3

4

10.

Есть люди, к которым я испытываю глубокие чувства.

1

2

3

4

11.

Я чувствую себя покинутым.

1

2

3

4

12.

Мои социальные связи неглубоки.

1

2

3

4

13.

Никто не знает меня по-настоящему.

1

2

3

4

14.

Я чувствую себя изолированным от других людей.

1

2

3

4

15.

Я могу найти друзей, как только захочу

1

2

3

4

16.

Есть люди, которые по-настоящему понимают меня.

1

2

3

4

17.

Я несчастен от того, что так отдален от людей.

1

2

3

4

18.

Люди вокруг меня, но не со мной.

1

2

3

4

19.

Есть люди, с которыми я  могу поговорить.

1

2

3

4

20.

Есть люди, к которым я могу обратиться.

1

2

3

4

2. Модифицированная методика Р.Инглхарта

Респондентам    предъявлялась    карточка,    содержащая    9    позиций, представляющих три блока по три пункта в каждом.

Инструкция: Вам предлагается выбрать, что из перечисленного на карточке Вы считаете для себя наиболее важным. Можно указать от 1 до 3 вариантов.

1.  Отсутствие нужды, материальный достаток.

2.  Семейное благополучие.

3.  Возможность интеллектуальной и творческой самореализации.

4.  Сохранение сил и здоровья.

5.  Хорошая, престижная работа.

6. Возможность пользоваться демократическими правами и свободами.

7.Сохранение порядка и стабильности в обществе.

8.Уважение окружающих, общественное признание.

9.Строительство более гуманного и терпимого общества.

Пункты 1, 4, 7 являются индикаторами ориентации на ценности адаптации; пункты 2, 5, 8 - на ценности социализации; пункты 3,  6, 9 - на ценности индивидуализации

3. Методика «Ценностных ориентаций» М.Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М.Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

1) терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Список А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– здоровье (физическое и психическое);

– интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).

4. Методика СЖО

Основа для теоретической и эмпирической типологии смыслов жизни была заложена В.Франклом, который рассматривал стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Основной тезис его учения о стремлении к смыслу можно сформулировать так: человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Развитие идей В.Франкла в отечественной психологии привело к созданию теста осмысленности жизни. Результаты, полученные при факторном анализе теста осмысленности жизни, позволили исследователям Д.А.Леонтьеву, М.О.Калашникову и О.Э.Калашниковой сделать вывод, что осмысленность жизни не является внутренне однородной структурой. На основании факторизации тест осмысленности жизни был преобразован в тест смысложизненных ориентаций, включающий в себя, наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять факторов, которые можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. Полученные факторы разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни (процесс жизни) и удовлетворенность самореализацией (результативность жизни). Нетрудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно данным исследований, осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен - локус контроля - жизнь (управляемость жизни), а второй отражает веру в собственную способность осуществить такой контроль - локус контроля - Я ( Я - хозяин жизни).

Итак, тест СЖО позволяет нам оценить следующие характеристики личностного самоопределения:

1) «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2) «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяют удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

3) «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4) «Локус контроля-Я (Я-хозяин жизни)».  Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни  (Я-концепция).

5) «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Первые три фактора образуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, и способность человека осуществлять такой контроль. Стандартные показатели по тесту СЖО представлены в Таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Стандартные показатели по тесту СЖО

Стенайны

Субшкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОЖ

81

88

94

99

103

108

114

121

Выше

Цели

27

30

33

35

37

39

41

44

Выше

Процесс

22

25

28

29

31

33

35

37

Выше

Результат

19

22

24

25

26

27

29

30

Выше

Локус контроля –Я

19

22

23

25

26

28

29

31

Выше

Локус контроля – жизнь

21

25

27

29

31

33

35

37

Выше

БЛАНК ТЕСТИРУЕМОГО

Пол___________________

Возраст________________

Род занятий ____________

Дата___________________

Инструкция:

Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Обычно мне очень скучно

3

2

1

0

1

2

3

Обычно я полон энергии

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей

3

2

1

0

1

2

3

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

В жизни я не имею определенных целей и намерений

3

2

1

0

1

2

3

В жизни я имею очень ясные целя и намерения

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие

3

2

1

0

1

2

3

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться

3

2

1

0

1

2

3

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов

3

2

1

0

1

2

3

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни

Моя жизнь пуста и неинтересна

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь наполнена интересными делами

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной

3

2

1

0

1

2

3

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе

3

2

1

0

1

2

3

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас

Когда я смотрю на окружающий мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство

3

2

1

0

1

2

3

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности

Я человек очень обязательный

3

2

1

0

1

2

3

Я человек совсем не обязательный

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию

3

2

1

0

1

2

3

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком

3

2

1

0

1

2

3

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком

В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей

3

2

1

0

1

2

3

В жизни я нашел свое призвание и целя

Мои жизненные взгляды еще не определились

3

2

1

0

1

2

3

Мои жизненные взгляды вполне определились

 Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни

3

2

1

0

1

2

3

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение

3

2

1

0

1

2

3

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

5. Анкетирования

Для проведения анкетирования нами была разработана анкета (Приложение 1), включающая в себя 14 вопросов (12 закрытых и 2 полузакрытых). Вопросы касались удовлетворенности микроклиматом в семье, работой. Основное внимание было сконцентрировано на проблеме одиночества.

2.2. Анализ результатов исследования

В начале анализа результатов исследования хотелось бы отметить социально-демографические характеристики респондентов, вошедших в выборку. Итак, социально-демографические характеристики респондентов  сгруппированы и представлены в Таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Социально-демографические характеристики респондентов

Возраст

Всего (ч-к)

Образование

Род деятельности

Кол-во детей

Ср.

Ср. спец.

Высш.

Уч. сте-пень

Рабо-чий

ИТР

Рук-ль

Раб-к сферы обслу-живания

Слу-жа-щий

Дру-гое

1 ч-к

2 ч-к

3 и более ч-к

35-40 лет

25

-

9

12

4

-

9

-

11

1

4

18

2

-

41-45 лет

25

1

15

8

1

3

7

2

12

-

1

19

5

-

Исходя из данных Таблицы 2.1. следует, что нами были опрошены              50 человек, образование которых в процентном соотношении выглядит так:

- среднее                           -     2% респондентов;

- среднее специальное     -   48% респондентов;

- высшее                            -   40% респондентов;

- ученая степень               -   10% респондентов.

Таким образом, преобладают респонденты со средним специальным образованием. Затем с небольшим отрывом идут респонденты с высшим образованием. Судя по данным Таблицы 2.1. по роду деятельности наши респонденты в основном относятся к работникам сферы обслуживания (46%), затем к ИТР (32%). В основном у всех респондентов есть дети, в преобладающем большинстве - это один ребенок.

На первом этапе респондентам было предложено ответить на вопросы «Модифицированной шкалы измерения одиночества «UCLA» Д.Рассела». Входящие в нее вопросы позволяют изучить степень выраженности одиночества женщин. Результаты ответов по тесту Д.Рассела были сгруппированы в Таблицу 2.2.

Таблицы 2.2.

Результаты ответов респондентов по тесту Д.Рассела

Степень одиночества

Кол-во респондентов, чел.

%

Очень низкая степень (менее 22 баллов)

3

6

Низкая степень (от 22 до 32 баллов)

14

28

Средняя степень (от 32 до 52 баллов)

21

42

Высокая степень (от 52 до 62 баллов)

12

24

По полученным данным разделим респондентов на две группы:

- с высокой степенью одиночества      -     66%;

- с низкой степенью одиночества         -     34%.

Далее респондентам был предложен тест Р.Инглхарта. Исследуемым предлагалось выбрать, что из перечисленного на карточке они считают для себя наиболее важным (можно было указать от 1 до 3 вариантов). Исследуемые на основании большинства сделанных ими выборов были отнесены к одному из трех ценностных типов (ЦТ):

1. «Адаптирующиеся» (ориентация на порядок, здоровье, материальный достаток) - 42% (21 респондентов).

2.   «Социализирующиеся» (семья, карьера, общественное признание) - 18% (9 человек).

3.   «Индивидуализирующиеся» (самореализация, свобода, терпимость) - 8% (4 респондента).

Остальные исследуемые (32% респондентов) были отнесены к промежуточному типу.

Рассмотрим показатели, полученные в результате тестирования по методике Р.Инглхарта в зависимости от высокой и низкой степени одиночества наших респондентов (Таблица 2.3.).

Таблица 2.3.

Результаты тестирования респондентов по методике Р.Инглхарта

Типы ценностей

Всего

Степень одиночества респондентов

Кол-во, чел.

%

Высокая

Низкая

«Адаптирующиеся»

21

42

13

8

«Социализирующиеся»

9

18

5

4

«Индивидуализирующиеся»

4

8

1

3

Результаты Таблицы 2.3. свидетельствуют  том, что у респондентов с высокой степенью одиночества акцент делается на порядок, здоровье, материальный достаток. Респонденты с низкой степенью одиночества, видимо в силу своей общительности, отсутствия замкнутости, сосредоточенности только на себе и своих мыслях, выбирают карьеру, общественное признание, самореализацию.

Стоит заметить, что на распространенность рассматриваемых типов ценностей (независимо от уровня одиночества) в наибольшей степени влияют такие факторы, как возраст, уровень образования и дохода.

На следующем этапе исследования респондентам была предложена Методика «Ценностных ориентаций» М.Рокича. После обработки результатов по данной методике, мы получили следующие данные:

I. По списку А (терминальные ценности):

1 место – любовь (70%).

2 место – счастливая семейная жизнь (68%).

3 место –  здоровье (62%).

4 место –  материальное благополучие (46%).

15 место – счастье других (60%).

16 место – свобода (64%).

17 место – красота природы (74%).

18 место – творчество (76%).

II. По списку Б (инструментальные ценности):

1 место – аккуратность (60%).

2 место – честность (52%).

3 место – независимость (46%).

4 место – ответственность (40%).

15 место – самоконтроль (42%).

16 место – твердая воля (56%).

17 место – непримиримость к недостаткам (70%).

18 место – высокие запросы (82%).

Таким образом, полученные данные говорят о том, что приоритетными для большинства респондентов являются: любовь, счастливая семейная жизнь, здоровье. Такие приоритеты в основном выявлены у респондентов с высокой степенью одиночества. Для опрошенных с низкой степенью одиночества есть и другие приоритеты, такие как интересная работа, познание (возможность расширения кругозора) и т.д.

Меньше всего респондентов интересуют творчество, красота природы и искусства, свобода. Это связано с тем, что одиночество выражается в потребности понимания, любви, заботы со стороны других людей, а не в уединении.

Среди инструментальных ценностей приоритетными являются: аккуратность, честность. У человека, живущего одиноко,  появляется щепетильное, трепетное отношение ко всему происходящему. В этой связи потребность в аккуратности возрастает. Одинокий человек начинает требовать аккуратного отношения к вещам, делам, и даже отношениям, не только от себя, но и от других. Честность может выходить на первый план, потому как обратное ее состояние могло быть причиной одиночества человека.

У одиноких женщин, как показало проведенное исследование, отсутствуют (или выражены незначительно) высокие требования к жизни и высокие притязания. Возможно, ранее наличие этих личностных установок также могло стать причиной одиночества.

Далее респондентам было предложено ответить на вопросы теста СЖО. Полученные данные были обработаны на ЭВМ в программе Excel. После обработки данных мы их систематизировали в Таблицу 2.4.

Таблица 2.4.

Усредненные результаты по тесту СЖО у респондентов

с высоким и низким уровнем одиночества

Шкалы СЖО

Степень одиночества

Высокая

Низкая

Общий показатель

102,3

104,5

Цель

37,2

39,4

Процесс

29,3

30,2

Результат

25,4

26,5

ЛК – Я

23,5

27,2

ЛК – Жизнь

28,1

30,1

Так, по тесту СЖО (Таблица 2.4.) респонденты с высокой степенью одиночества обнаруживают достоверно низкие показатели общей осмысленности жизни, осмысленности самого процесса жизни, а также результативности жизни и удовлетворенности самореализацией. Обследуемые с низкой степенью одиночества, напротив, демонстрируют более высокие показатели различных аспектов осмысленности жизни, при этом они в наибольшей степени склонны жить настоящим, воспринимать процесс своей жизни как наполненный смыслом, эмоционально насыщенный и т.д.

Последней методикой, использованной в данной работе, было анкетирование. Бланк анкеты представлен в Приложении 1.

В начале анкетирования респондентам задавались вопросы, касающиеся их социально-демографических характеристик, результаты которых уже были представлены в начале данного параграфа. После социально-демографических характеристик был задан первый вопрос, непосредственно относящийся к проблеме исследования:  «Удовлетворены ли Вы микроклиматом в семье?» На данный вопрос было предложено четыре варианта ответов: «да, абсолютно»; «да, иногда»; «нет, не совсем»; «не удовлетворен».

Результаты полученных ответов на данный вопрос анкеты представлены на Рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Оценка респондентами удовлетворенности микроклиматом в семье

Данные Рисунка 2.1. свидетельствуют о том, что преобладающее большинство респондентов не совсем удовлетворены микроклиматом в семье. Так ответили 58% от общего числа опрашиваемых. В беседе респонденты отмечали, что причин тому может быть несколько. Основными из них являются: отсутствие «сильного плеча», непослушание детей, недостаток материальных средств. Только 8% респондентов ответили, что они абсолютно удовлетворены микроклиматом в семье.

Нам было интересно проследить тенденцию ответов респондентов с низким и высоким уровнем одиночества. Для этого полученные данные были разделены на две группы и представлены на Рисунках 2.2.-2.3.

Рис. 2.2. Оценка респондентами с низким уровнем одиночества удовлетворенности микроклиматом в семье

Рис. 2.3. Оценка респондентами с высоким уровнем одиночества удовлетворенности микроклиматом в семье

Данные Рисунков 2.2.-2.3. свидетельствуют о том, что респонденты с низким уровнем одиночества в большей степени удовлетворены микроклиматом в семье, чем опрошенные с высоким уровнем одиночества. Это может быть связано с тем, что женщины с низким уровнем одиночества, помимо домашних забот, ухода за детьми, ведут активный образ жизни и им не наскучивает семейная атмосфера, быт и т.д.

Следующий вопрос нашей анкеты касался удовлетворенности респондентов своей работой. На данный вопрос также было предложено четыре варианта ответов, идентичные предыдущим. Полученные данные представлены в Таблице 2.5.

Таблица 2.5.

Оценка респондентами удовлетворенности работой

Вариант ответа

Всего

В том числе

С высоким уровнем одиночества

С низким уровнем одиночества

Кол-во, чел.

%

Кол-во, чел.

%

Кол-во, чел.

%

Да, абсолютно

5

10

2

6

3

18

Да, иногда

15

30

7

21

8

47

Нет, не совсем

21

42

16

48

5

29

Не удовлетворен

9

18

8

25

1

6

Данные Таблицы 2.5. свидетельствуют, что около половины респондентов не совсем довольны своей работой. Из них большинство – женщины с высоким уровнем одиночества. Третья часть респондентов ответили, что в целом довольны работой, но иногда она доставляет им нерадостные моменты в жизни.

Абсолютно неудовлетворенных работой оказалось 18% от общего числа опрошенных, большую часть из которых составляют респонденты с высоким уровнем одиночества.

Подытожив полученные данные по второму вопросу анкеты, касающемуся удовлетворенности работой, можно сказать, что в целом полностью удовлетворены работой лишь малая доля опрошенных. В основном респонденты не восторженно отзываются о своих профессиональных обязанностях. Работа для, в большинстве своем, именно работа, а не удовольствие.

Следующий вопрос нашей анкеты звучал так: «Чувствуете ли Вы себя одиноким?» полученные данные представлены на Рисунке 2.4.       

          Рис. 2.4. Оценка ощущения респондентами одиночества

          По данным Рисунка 2.4. можно сделать вывод, что с разной частотой, но практически абсолютное большинство респондентов чувствуют себя одинокими. Чтобы проверить в чем заключается это одиночество, нами был задан следующий вопрос анкеты: «Где обычно Вы чувствуете себя одинокими?» Полученные данные были сгруппированы и представлены в виде диаграммы (Рисунок 2.5.).

          Рис. 2.5. Показатели причин одиночества респондентов

          Таким образом, мы выяснили, что респонденты с высоким уровнем одиночества большее всего чувствуют себя одинокими на работе. В меньшей степени у них выражено одиночество, связанное с семейными проблемами. Респонденты с низким уровнем одиночества, напротив, более одиноки именно в семье.

Другими возможными причинами одиночества опрошенные отмечали одиночество в кругу друзей, знакомых. Сюда также можно отнести невозможность (или неумение) заводить знакомства, отсутствие способностей налаживать новые связи, контакты и т.д.

Последний вопрос анкеты касался видения респондентами проблемы одиночества ка таковой. На этот вопрос было предложено четыре варианта ответа, а также можно было вписать в пустую строку свой вариант. Данные предсталены на Рисунке 2.6.

Рис. 2.6. Видение респондентами проблемы одиночества

Данные Рисунка 2.6. свидетельствуют о том, что респонденты с высоким уровнем одиночества склонны относиться к одиночеству как к личной проблеме. Они склонны зацикливаться на нем и отстраняться от внешнего мира. Приблизительно 1/7 часть опрошенных с высоким уровнем одиночества, считают одиночество судьбой, которая им предначертана.

Респонденты с низким уровнем одиночества более оптимистично смотрят на проблему одиночества и не видят трагедии в сложившемся для них положении. Они склонны позитивно относиться к своему будущему и считают свое нынешнее положение временным.

За то, что одиночество является образом жизни высказалось равное количество респондентов из одной и из другой группы.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Респонденты с высокой степенью одиночества акцентируют свое внимание на здоровье, порядке и материальном достатке. Приоритетными для них также являются любовь и счастливая семейная жизнь. Респонденты с низкой степенью одиночества, напротив, выбирают карьеру, общественное признание, самореализацию.

2. Меньше всего респондентов с разным уровнем одиночества  интересуют творчество, красота природы и искусства, свобода.

3. Среди инструментальных ценностей приоритетными являются: аккуратность и честность.

4. Большинство респондентов не удовлетворены микроклиматом в семье, что связано с отсутствием мужчины в доме, непослушанием детей, недостатком материальных средств. Работа также не удовлетворяет большинство опрошенных.

5. Респонденты с высоким уровнем одиночества расценивают свое положение с долей трагизма. Они склонны в одиночестве видеть судьбоносное значение и личную проблему. Опрошенные с низким уровнем одиночества более оптимистично смотрят на существующую перед ними проблему и верят в ее разрешение в положительную сторону.

Приложение 1

Бланк анкеты

1. Ф.И.О. _____________________________________________________

2. Пол:     М      Ж

3. Возраст _________

4. Образование:              - высшее;

                                         - средне специальное;

                                         - общее среднее.

5. Профессия:_________________________________________________

6. Специальность:______________________________________________

7. Есть ли у Вас дети

7.1. Да

7.2. Нет

8. Семейное положение_________________________________________

9. Удовлетворены ли Вы микроклиматом в семье ?

- Да, абсолютно;

- Да, иногда;

- Нет, не совсем;

- Не удовлетворен.

10. Удовлетворены ли Вы своей работой?

                                         -  Да, абсолютно;

                                         - Да, иногда;

                                         - Нет, не совсем;

                                         - Не удовлетворен.

11. Чувствуете ли Вы себя одиноким ?       

- Да, часто;

- Да, иногда;

-  Да, редко;

- Нет, никогда.

12. Где обычно Вы чувствуете себя одиноким ?

- в семье

- на работе

- Ваш вариант _______________________________________________

13. Как Вы думаете, считают ли Вас окружающие одиноким человеком ?

а) близкие люди, семья, друзья? _____________________________________

б) знакомые, коллеги? _____________________________________________

14. Как Вы считаете одиночество это:

а) личная проблема человека;

б) естественное временное состояние;

в) образ жизни;

г) судьба;

д) Ваш вариант ___________________________________________________

Благодарим за участие!