Рис. 1. Доля рынка предприятий, занимающихся торговлей запчастями к автомобилям МАЗ
Таблица 2
Позитивное и негативное воздействие социально-психологических методов
Позитивное воздействие |
Негативное воздействие |
1. Формирование морального кодекса (правил) взаимоотношений сотрудников. 1.1. Разработка философии предприятия, регламентирующей внутрифирменные правила взаимоотношений. 1.2. Чёткое следование философии предприятия на всех уровнях управления и во всех подразделениях. 1.3. Обеспечения соответствия государственной и внутрифирменной кадровой политики. 1.4. Развитие корпоративной культуры и партнерских взаимоотношений сотрудников. 1.5. Реализация принципов патернализма: сотрудники фирмы образуют одну большую семью. |
1. Применение размытого морального кодекса, основанного на двойной морали. 1.1. Отсутствие философии предприятия, ориентация только на формальные взаимоотношения сотрудников. 1.2. Нарушение общественных и внутрифирменных норм в угоду личным интересам лидеров и руководителей. 1.3. Доминирование внутрифирменной кадровой политики над государственной, религиозными нормами поведения и общественной моралью. 1.4. Игнорирование корпоративной культуры и поддержка групповых интересов подразделений. 1.5. Реализация принципов индивидуализма, личных интересов и поощрения только лучших членов коллектива. |
2. Эффективные социальные методы воздействия. 2.1. Постоянное поведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей. 2.2. Проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе, ориентация на демократический стиль руководства. 2.3. Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (перестройка структуры, оплаты труда, смене лидеров). 2.4. Планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов. 2.5. Поддержка соревновательности и инициативности сотрудников, накопленных традиций. |
2. Неэффективные социальные методы воздействия. 2.1. Игнорирование социологического анкетирования и поддержка неформальных методов сбора информации (слухи, сплетни и др.). 2.2. Поддержка формальных правил взаимоотношений и создания барьеров в звене руководитель – подчинённый. 2.3. Игнорирование социальных экспериментов, проведение радикальных изменений без подготовки и информирования коллектива. 2.4. «Сбрасывание» проблем социального развития коллектива на городские власти и инфраструктуру сервиса. 2.5. Ориентация на рыночную конкуренцию, игнорирование соревновательности и инициативности сотрудников. |
3. Эффективные социальные методы воздействия. 3.1. Постоянное поведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей. 3.2. Проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе, ориентация на демократический стиль руководства. 3.3. Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (перестройка структуры, оплаты труда, смене лидеров). 3.4. Планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов. 3.5. Поддержка соревновательности и инициативности сотрудников, накопленных традиций. |
3. Неэффективные социальные методы воздействия. 3.1. Игнорирование социологического анкетирования и поддержка неформальных методов сбора информации (слухи, сплетни и др.). 3.2. Поддержка формальных правил взаимоотношений и создания барьеров в звене руководитель – подчинённый. 3.3. Игнорирование социальных экспериментов, проведение радикальных изменений без подготовки и информирования коллектива. 3.4. «Сбрасывание» проблем социального развития коллектива на городские власти и инфраструктуру сервиса. 3.5. Ориентация на рыночную конкуренцию, игнорирование соревновательности и инициативности сотрудников. |