Рис. 1. Доля рынка предприятий, занимающихся торговлей запчастями к автомобилям МАЗ

Таблица 2

   Позитивное и негативное воздействие социально-психологических методов

Позитивное воздействие

Негативное воздействие

1.      Формирование морального кодекса (правил) взаимоотношений сотрудников.

 

1.1. Разработка философии предприятия, регламентирующей внутрифирменные правила взаимоотношений.

1.2. Чёткое следование философии предприятия на всех уровнях управления и во всех подразделениях.

1.3. Обеспечения соответствия государственной и внутрифирменной кадровой политики.

1.4. Развитие корпоративной культуры и партнерских взаимоотношений сотрудников.

1.5. Реализация принципов патернализма: сотрудники фирмы образуют одну большую семью.

1.      Применение размытого морального кодекса, основанного на двойной морали.

 

1.1.  Отсутствие философии предприятия, ориентация только на формальные взаимоотношения сотрудников.

1.2.  Нарушение общественных и внутрифирменных норм в угоду личным интересам лидеров и руководителей.

1.3.  Доминирование внутрифирменной кадровой политики над государственной, религиозными нормами поведения и общественной моралью.

1.4.  Игнорирование корпоративной культуры и поддержка групповых интересов подразделений.

1.5.  Реализация принципов индивидуализма, личных интересов и поощрения только лучших членов коллектива.

2.      Эффективные социальные методы воздействия.

 

2.1. Постоянное поведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей.

2.2. Проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе, ориентация на демократический стиль руководства.

2.3. Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (перестройка структуры, оплаты труда, смене лидеров).

2.4. Планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов.

2.5. Поддержка соревновательности и инициативности сотрудников, накопленных традиций. 

2.      Неэффективные социальные методы воздействия.

 

2.1. Игнорирование социологического анкетирования и поддержка неформальных методов сбора информации (слухи, сплетни и др.).

2.2. Поддержка формальных правил взаимоотношений и создания барьеров в звене руководитель – подчинённый.

2.3. Игнорирование социальных экспериментов, проведение радикальных изменений без подготовки и информирования коллектива.

2.4. «Сбрасывание» проблем социального развития коллектива на городские власти и инфраструктуру сервиса.

2.5. Ориентация на рыночную конкуренцию, игнорирование соревновательности и инициативности сотрудников.

3.      Эффективные социальные методы воздействия.

 

3.1. Постоянное поведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей.

3.2. Проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе, ориентация на демократический стиль руководства.

3.3. Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (перестройка структуры, оплаты труда, смене лидеров).

3.4. Планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов.

3.5. Поддержка соревновательности и инициативности сотрудников, накопленных традиций. 

3.      Неэффективные социальные методы воздействия.

 

3.1. Игнорирование социологического анкетирования и поддержка неформальных методов сбора информации (слухи, сплетни и др.).

3.2. Поддержка формальных правил взаимоотношений и создания барьеров в звене руководитель – подчинённый.

3.3. Игнорирование социальных экспериментов, проведение радикальных изменений без подготовки и информирования коллектива.

3.4. «Сбрасывание» проблем социального развития коллектива на городские власти и инфраструктуру сервиса.

3.5. Ориентация на рыночную конкуренцию, игнорирование соревновательности и инициативности сотрудников.