Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3

1. Понятие «бюджет», бюджетная система,

    консолидированный бюджет …………………………………..............5

2. Принципы бюджетного устройства ……………………………………7

Заключение ……………………………………………………………….10

Список литературы ………………………………………………………11

Введение

Проблемы финансирования бюджетных предприятий, дефицит бюджета – вот только некоторые проблемы, которые повторяются из года в год. В России налицо сильная дифференциация регионов по природным условиям, уровню экономического развития. Отсюда вытекает проблема взаимодействия бюджетов разных уровней. Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому разви­тию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быть зако­нодательно закреплены в Бюджетном Кодексе, устанавливающем права и взаимные обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных орга­нов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и испол­нения бюджетов всех уровней.

Необходимо наметить пути решения проблем, которые целесообразно разбить на две группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

1. Понятие «бюджет», бюджетная система, консолидированный

 бюджет

В ст. 1 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджет­ного процесса в РФ» [2] устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов  законодательными (представительным) ор­ганами (статья 5). В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 г. [1], положениями Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про­цесса в РФ» [2] и Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов предста­вительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных окру­гов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, орга­нов местного самоуправления» от 15.04.93 г. [3] бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Звеньями этой системы являются: центральный федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петер­бурга; бюджеты местных административно-территориальных об­разований - районные бюджеты районов, городские бюджеты го­родов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Здесь необходимо определить понятие «консолидирован­ный бюджет» - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ       (Рис.1)  [4] - это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые в свою очередь представляют собой свод региональ­ного бюджета и местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации.

 

Рис. 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации.

На Рис. 2 приведена структура консолидированного бюджета                 области [4].

                              

Консолидированный бюджет области

1.Областной             бюджет

3.Бюджеты районов

области

2.Бюджеты городов

областного подчинения,

в т.ч. областного центра

 

3.2.Бюджеты городов

районного

подчинения

3.1.Районные

бюджеты

2.3.Бюджеты

городских

районов

3.3.Сельские

поселковые и пр. бюджеты

2.1.Городские

бюджеты

 

 

Рис 2. Консолидированный бюджет области

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансирован­ности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

Представим удельный вес отдельных звеньев консолидированного бюджета области на примере одной из центральных областей Поволжья, показатели которой достаточно типичны: 1 - 52,0%, 2 - 36,7%, 2.1 - 21,3%, 2.2 - 15,4%, 3 - 11,3%, 3.1 - 6,8%, 3.2 - 1,0%, 3.3 - 3,5% [6].

2. Принципы бюджетного устройства

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. В статье 3 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюд­жетного процесса в РФ» [2] отмечается, что бюджетная система стро­ится на принципах единства, полноты, гласности, реальности и самостоятельности всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классифика­ции, единством форм бюджетной документации, предоставлени­ем необходимой статистической и бюджетной информации с од­ного уровня бюджета на другой для составления консолидирован­ных бюджетов.

Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.

Принцип реальности предполагает отражение в бюджете дейст­вительного состояния доходов и расходов государства.

Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что оз­начает соблюдение следующих требований: предварительное об­суждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщения в ходе исполнения бюджета по месяцам, кварта­лам и т.д. [4; 5; 6].

В соответствии с законодательством принцип самостоятельнос­ти обеспечивается для каждого органа власти наличием собствен­ных источников доходов и правом определять объемы и направ­ления их использования в соответствии с выполняемыми функ­циями. При этом важно, чтобы было соответствие доходов финан­сируемым расходам и была стабильность поступления денежных средств в бюджет; чтобы не было возможности изъятия свободных остатков бюджетных средств у их владельца; также важно обяза­тельное возмещение нижестоящим органам власти расходов, обу­словленных решениями вышестоящих структур, принятыми пос­ле утверждения бюджета.

Бюджетный процесс - это регламентированная законом дея­тельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета [10]. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством РФ, бюджетными правами соответствующих представительных и ис­полнительных органов власти. Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» установлено следующее разграничение: к ведению исполнительных органов власти отно­сится составление проекта соответствующего бюджета, его испол­нение, контроль за использованием выделенных бюджетных ас­сигнований; к ведению представительных органов власти относится рассмотрение проекта соответствующего бюджета, его утверждение, контроль за его исполнением, утверждение отчёта о его исполнении.

При формировании каждого бюджета предусматри­ваются источники покрытия дефицита. В качестве источников финансирования дефи­цита федерального бюджета выступают внутренние и внешние заимствования.

Внутренними заимствованиями федеральных органов власти определяются: кредиты, полученные Правительством РФ от кре­дитных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.

Внешними заимствованиями федерального бюд­жета являются: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств иностранных го­сударств, международных финансовых организаций, иностран­ных организаций.

Главные стратегические направления сокращения дефицита бюджетов:

- развитие экономики;

- реструктуризация расходов бюджетов всех уровней;

- совершенствование налоговой системы и системы межбюд­жетных отношений;

- усиление контроля за собираемостью налогов, за целевым и экономичным использованием бюджетных ассигнований;

- глубокая реформа жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и др.;

- четкое законодательное разграничение компетенции уровней власти по бюджетным вопросам и др. [7; 8; 9].

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.

Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список литературы

1. Конституция РФ от 12.12.93 г. – М., 1993.

2. ФЗ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про­цесса в РФ» от 10.10.91г.

3. ФЗ РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов предста­вительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных окру­гов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, орга­нов местного самоуправления» от 15.04.93 г.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -  с изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2005.

5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред.  М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999. – 325с.

6. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф.             Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 450с.

7. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3. – С.4-23.

8. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики. - 2001. - №1. - С.56-71.

9. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 354с.

10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 322с.