Оглавление

1. Как цены выполняют функцию в современной экономике РФ ……..3

2. Назовите и проиллюстрируйте основные направления

    перераспределения через цены в рыночной экономике …………….11

3. Что такое рынок и рыночная цена ……………………………………13

Список литературы ………………………………………………………16

1. Как цены выполняют функцию в современной экономике РФ

Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализа­ции в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической  категории [7].

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно вы­делить пять функций цены.

1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., яв­ляясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сы­рья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление то­вара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных из­держек производства и обращения товаров, но и размер прибыли [7; 8].

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая пред­лагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факто­ров значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и по­купателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

В условиях же монополизированной экономики, деформирован­ного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдер­жать рост которых может только административное регулирование.

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурен­тов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества то­вара стремится обогнать конкурентов.

В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимост­ных показателей, которые можно разделить на количественные и ка­чественные.

Количественные показатели – валовый внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др. [1; 3; 7].

Качественные показатели – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др. [1; 3; 7].

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных про­цессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.

В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хо­зяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулиру­ющее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или со­кращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для произ­водителей особенно важны цены, по которым они сами непосред­ственно продают свою продукцию.

С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать [6]:

- научно-технический прогресс;

- экономию затрат ресурсов;

- изменение качества продукции;

- изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня при­были в цене, надбавок и скидок к основной цене.

Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, кото­рая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулирования процессов воспроизводства с помощью действующе­го в России механизма ценообразования довольно эффективны.

Важное значение имеет стимулирование ценами научно-техничес­кого прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой пе­редовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых из­делий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

Стимулирование оптимальной структуры производства и потреб­ления совершается путем применения ценовых мероприятий. Рацио­нализация структуры производственного потребления осуществляет­ся путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одина­кового или различного уровня цен в расчете на единицу полезного эффекта и др. [5].

Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж и др.), а также путем использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, системы договорных цен и т.д.

В настоящее время в условиях переходного для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование произ­водства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынков.

 3. Распределительная функция цены связана с возможностью от­клонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

- отраслями экономики;

- различными формами собственности;

- регионами страны;

- фондом накопления и фондом потребления;

- различными социальными группами населения [5; 6].

Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социаль­ной защиты малообеспеченных категорий населения.

Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударствен­ные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие соци­альные задачи общества.

С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем и потребителем, между отдельны­ми категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установле­нии цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличен­ные доходы.

Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый харак­тер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о законо­мерности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку вы­игрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.

В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они – не единственный инструмент рас­пределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финан­сы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жиз­ненного уровня определенной категории населения эффективнее все­го использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых плате­жей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, по­скольку от снижения цен обычно выигрывает все население.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах произ­водства и обращения и требует принятия необходимых мер по их пре­одолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соот­ветствия между спросом и предложением. При появлении диспропор­ций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/со­кращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.

Цена должна заинтересовывать производителя в повышении ка­чества и расширении ассортимента, необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предложе­нием регулировалась планами производства и материально-техничес­кого снабжения. Спрос лишь частично регулировался установлением относительно более высоких цен на особо модные товары и снижени­ем цен на товары, не пользующиеся спросом, – так называемые се­зонные цены (уценки) [7].

В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а ма­териальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпус­ка товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении обратной зависимости между рыноч­ной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих рав­ных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено поку­пателем, следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спро­са, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно рас­тут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при сни­жении цен.

Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. В современных российских условиях имеет место следующий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокра­щается. Растущий спрос обеспечивается импортом.

Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предло­жения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.

По мере становления рыночных структур и развития конкуренции, по мере достижения сбалансированности между спросом и предложе­нием повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.

С развитием рыночных отношений, свободного предприниматель­ства и конкуренции эта функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на това­ры в рыночном хозяйстве.

5. Функция цены как критерия рационального размещения произ­водства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать вес более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоя­тельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только пред­приятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшеству­ют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыноч­ных факторов, в том числе и цен [5].

Однако в условиях российской экономики, при значительном монополизме производителей и весьма слабо развитой конкуренции пе­реток капиталов из одной сферы экономики в другую пока еще край­не ограничен.

В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма при­были существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов на развитие производства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности. В та­ком случае капиталы приобретают форму торгового капитала. В этой сфере деятельности имеет место довольно сильная конкуренция меж­ду различного рода концернами, объединениями, фирмами за рынки сбыта различных групп товаров.

Вложение же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфля­ции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу.

Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, сти­мулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства това­ров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согла­сования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функ­цией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли [4; 5].

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практи­чески со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирова­ния спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздей­ствием множества факторов цена довольно часто существенно откло­няется от издержек производства и реализации.

В хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно стать объектом исследования марке­тинговых служб предприятий (фирм).

2. Назовите и проиллюстрируйте основные направления перераспределения через цены в рыночной экономике

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воз­действием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующих цен. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен яв­ляются:

- оптовые цены;

- закупочные цены;

- розничные цены;

- тарифы на услуги транспорта [2].

Основные блоки цен в свою очередь включают в себя ряд подбло­ков. Так, блок оптовых цен подразделяется на два подблока – опто­вые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленнос­ти. А блок тарифов транспорта состоит из нескольких подблоков – тарифы ж/д транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы реч­ного транспорта, тарифы автотранспорта и т.д.

В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, ле­жит принцип «сообщающихся сосудов»: изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки цен.

Ведущую и определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, элек­троэнергетика), а также отрасли металлургии. Так, изменение цен на энергоносители находит быстрое отражение в уровне цен всех без ис­ключения отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства [1; 7].

Различные блоки цен, входящие в систему цен, имеют не только прямую, но и обратную связь. Например, повышение цен в топлив­ном комплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожания материально-технических ресурсов (машин, обо­рудования, электроэнергии и др.), потребляемых ими.

В условиях административной экономики повышение цен в на­званных отраслях часто блокировалось с помощью финансовой сис­темы путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители (сельское хозяйство, отрасли, производящие потребитель­ские товары и некоторые другие).

В условиях перехода к рынку дотаций в таких широких масшта­бах, как прежде, быть не может, так как это привело бы к искусствен­ному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях экономики, что противоречит самой сути рыночных отношений. Отмена массовых дотаций значительно усилила взаимозависимость всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, бо­лее адекватной требованиям рынка.

Столь тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:

1. Все цены формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения.

2. Все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйствен­ная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют в конечном счете единый хозяйственный комплекс. Взаи­мосвязь предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной, экономической, технологической и др. [8].

Вместе с тем взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой сис­теме не исключает и самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.

Необходимо отметить довольно тесную связь между системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Эта среда вклю­чает: товарное производство, различные формы собственности, кон­куренцию, которые и составляют основу рыночной экономики.

Система цен характеризуется такими показателями, как уровень цен, структура цен, динамика цен.

 

3. Что такое рынок и рыночная цена

В экономической литературе имеется много определений понятия рынка. И это естественно. Дело в том, что рынок – явление весьма сложное и пока еще недостаточно изученное.

Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным представля­ется следующее определение. Рынок – это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торго­вые, экономические, технологические и др.) между субъектами ры­ночных отношений, но обязательно опосредованные через механиз­мы стоимости, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров [1].

Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработ­ной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства.

Рыночные отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение, например: на базаре, в деловом офисе, по телефону, на бирже и т.д. Когда на рынке устанавливается равно­весие между спросом и предложением, то результатом этого эконо­мического процесса является цена.

На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы.

Продавцы имеют цель продать свои товары и при этом получить по возможности как можно большую цену и прибыль. Но так как каж­дый из продавцов приходит на рынок с одним и тем же намерением, между ними возникает конкуренция. Покупатели, в свою очередь, заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов про­давца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке фор­мируется путем взаимодействия спроса и предложения. Цена вырав­нивает соотношение спроса и предложения и является тем компро­миссом, который достигается между продавцом и покупателем.

Таким образом, рынок – это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Рынок можно выразить следующей элементарной схемой (рис. 1) [6]:

 

Рис. 1 Схема рынка

Из представленной схемы можно сделать такой принципиальный вывод: цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сгла­живая противоположные экономические интересы продавца и покупа­теля, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления.

Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производ­ством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Имен­но рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, ко­торый реализуется через механизмы ценообразования, сбалансиро­ванности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из од­ного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переход­ный период возникает и усиливается функция цены как критерия ра­ционального размещения производства.

Список литературы

1. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ, 1995. – 345с.

2. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. – М.: Бек, 1997. – 388с.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2-х т. – М.:  Республи­ка, 1992. – 455с.

4. Слепов В.А., Попов Б.В. Основы теории рыночного ценообразо­вания. – М., 1992. – 350с.

5. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М., 1997.  – 344с.                                             

6. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Г.Б. Поля­ка. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 410с.

7. Ценообразование / Под ред. проф. И.К. Салимжанова. – М.: Финстатинформ, 1996.

8. Шуляк П.Н. Ценообразование. – М., 1998. – 347с.