Оглавление

1. В чем роль товарных бирж в формировании рыночных цен ……………….3

2. Охарактеризуйте суть метода основанного на квадратичной

    зависимости ставки налога на прибыль от темпов роста цен ………………8

3.  В чем особенности возникновения и развития товарных

     бирж в России …………………………………………………………………9

Список литературы ……………………………………………………………...14

1. В чем роль товарных бирж в формировании рыночных цен

Товарная биржа по определению  -  корпоративная,  некоммерческая ассоциация членов корпораций,  обеспечивающей материальные условия для купли-продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно  правилам и процедурам,  обеспечивающим равенство для клиентов и членов биржи.

Товарная биржа - организация,  действующая на основе самоокупаемости для:  оказания посреднических услуг по заключению торговых сделок;  упорядочения товарной торговли; регулирования торговых операций и разрешения торговых споров;  сбора и опубликования сведений о ценах,  состояния производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.  Предметом сделок на товарной бирже является товар и договоры на его поставку [7].

Товарная  биржа, как правило, не является коммерческим предприятием. Получение большой прибыли - это не ее цель. С определенной долей условности товарные биржи можно представить в виде консорциума, который создается заинтересованными  производителями  и посредническими  фирмами  для осуществления совместного проекта - организации регулируемого рынка товаров, обеспечивающего  каждому из его участников проведение сбытовых и закупочных операций.

Выгода участников обеспечивается экономией расходов на проведение коммерческой работы.

Возможно создание биржи и как коммерческого предприятия акционерного типа. Но при этом организаторов - участников должно быть в значительной мере меньше, чем клиентов, пользующихся ее услугами. Тогда в интересах учредителей скажется прибыльной работа биржи за счет предоставления разного рода посреднических услуг.

Высшим органом  управления биржи служит собрание акционеров. Текущее руководство  деятельностью  биржи  осуществляет  комитет, состав и председателя которого выбирает собрание акционеров.

Основные лица, действующие на бирже, - брокеры, представляющие  участников  биржи  и заключающие сделки от их лица.  В этом случае брокеры выступают в качестве агентов. Если брокерская контора производит операции за свой собственный счет,  то она выступает в качестве принципала.

Любая товарная  биржа имеет два основных направления деятельности: оптовая торговля с одной стороны  и  котировка  цен товаров с другой. Остановлюсь на последнем.

Во всех зарубежных странах биржевая деятельность наряду с банковской и денежной системой служат объектом государственного регулирования.  Это не случайно.  В рыночной экономике  при отсутствии прямого  директивного  вмешательства в предпринимательскую деятельность именно биржи являются инструментом  косвенного, но  весьма существенного воздействия на бизнес.  Несмотря на то, что на бирже контролируется небольшое количество товаров, большинство из них носит стратегический характер. Поэтому те цены,  которые на бирже в условиях свободного ценообразования отражают движение рынка того или иного товара,  служат своеобразным индикатором состояния экономики страны.

Сегодня между   крупнейшими  товарными  биржами  налажены информационные связи. Это способствует выравниванию цен и формированию единого мирового рынка [5].

Количество и ассортимент биржевых товаров постоянно изменяется.  Если в конце ХIХ века в это число входило до 200 товаров,  то на  сегодня их число уменьшилось до 60-65, из них около 45 постоянно обращаются на бирже.

Выбор того или иного товара вызван наличием определенных качеств.  Во-первых,  он  должен соответствовать определенным  стандартам  по  количеству и качеству. Во-вторых, цена на товар должна быть изменчивой, колебаться в зависимости от погодных или других условий.  В-третьих, товар должен дробиться и быть транспортабельным.

Все обращающиеся  на бирже товары можно условно разделить на две группы:  первую составляют сельскохозяйственные продукты, где  большая  часть приходится на семена маслиничных культур. В эту же группу входят зерновые,  продукция  животноводства, сахар,  кофе,  какао-бобы, пиломатериалы. Вторая группа - промышленное сырье и продукция  ее  переработки.  Сюда  входят энергоносители, драгоценные  и  цветные  металлы. Следует отметить, что на товарной бирже вместе с  контрактами  на  обычные товары обращаются контракты на ценные бумаги,  в том числе государственные облигации,  акции акционерных банков, акции производственных акционерных обществ,  депозитные банковские сертификаты [6].

Котировка цен является одной из главных  функций товарной биржи. Проследим как происходит этот процесс на простом примере.

Допустим у нас есть двадцать производителей и сто покупателей определенного товара,  территориально  расположенных  на большом расстоянии друг от друга. Существует свобода цен и хозяйственных связей. Каждый потребитель самостоятельно связывается с изготовителями.  При отсутствии надежной информационной сети цены на товар будут сильно колебаться.

Те же  двадцать  производителей и сто потребителей представляют в концентрированном виде свой спрос и  предложение  на бирже. Появляется одна рыночная цена,  служащая ориентиром для всех. Колебания конкретных цен не столь значительны, появляется их  базис,  который соответствует в принципе уровню общественно необходимых затрат.  Кто его превышает, тот несет убытки и выбывает из игры.

Процесс котировки очень трудоемок и требует  учета  самых различных ценообразующих факторов.  Приведем основные правила, которые необходимо учитывать в обязательном порядке.

Прежде всего  товары необходимо котировать в соответствии со стандартами.  С этой точки зрения они могут носить как единичный характер,  так и выступать в виде групп с общими технологическими и другими характеристиками.

Необходимо копировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы,  занесенные в твердый список, - базу биржевого бюллетеня.

При котировке по возможности исключаются цены, не отражающие рынка данного биржевого дня:  если при отсутствии предложения цена  сделки  ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где имелось достаточное предложение,  она должна быть исключена. Когда  за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут  служить  показателем  рынка. Они исключаются из процесса котировки [2].

При котировке следует выделить минимальный объем  продукции, при  нарушении  которого сделка не принимается в расчеты.

Цены на единицу товара обычно различны в зависимости от  величины опта, при крупнооптовой реализации они меньше, при мелкооптовой - больше. Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов.  Первый заключается в выделении обычного объема партии и по нему совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из партии и они вносятся в бюллетень. Другой метод состоит в  выделении  различных  групп партий. Котировальная цена определяется для каждой из них.

При котировке учитываются и условия расчета  по  сделкам: на наличный товар или на срок.

На уровень цен,  а следовательно,  и на котировку, влияет такое обстоятельство, как статус контрагентов. У государственных предприятий и организаций обычно ниже,  чем у кооператоров и частных лиц.

Существует еще целый ряд правил биржевой котировки,  учитывающих действие на тех или иных факторов.  Например, определение конъюктуры рынка. Оно основывается на трех характеристиках: первая  -  соотношение  спроса  и  предложения  на каждый товар; вторая - тенденции движения цен,  т.е.  динамика цен на каждый товар в течении данного периода биржевых торгов; третья - количество совершенных сделок.

На современных  фьючерсных  биржах  цены выходят за рамки элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром  предполагает  заключение  контрактов  с указанием в них дня проведения биржевого собрания,  цена которого и станет продажной.  То есть в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бирже через  заданный  промежуток времени.  За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз,  что дает широкий простор для биржевой спекуляции.

Котировальные цены благодаря  значительной концентрации спроса и предложения в биржевом процессе становятся объективным показателем состояния рынка   и  одновременно  фактором  последующего  изменения структуры производства.

    

2. Охарактеризуйте суть метода основанного на квадратичной зависимости ставки налога на прибыль от темпов роста цен

В рамках бюджетной политики предусматривается сокращение государственных расходов и ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям. В рамках денежно-кредитной политики осуществляется воздействие на спрос денег и предложение денег с целью их параллельного ограничения. Повышается цена кредита, ограничивается эмиссия платежных средств, производится заимствование средств государством на внутреннем рынке.

Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, образуют содержание политики доходов. Методы политики доходов могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства [3] .

Суть метода основанного на квадратичной зависимости ставки налога на прибыль от темпов роста цен заключается в том, что ограничивая масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства, тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляции, уменьшает интенсивность инфляции. Однако, вследствие того, что политика доходов устраняет свободу ценообразования, свойственную нормальным условиям развития рыночной экономики, она применяется на протяжении непродолжительных периодов времени. Различают несколько вариантов проведения политики доходов:

-  экстремальный вариант, заключающийся в полном замораживании роста цен и заработной платы (в современных условиях не применяется);

-  ограничивающий вариант, позволяющий повышение цен в определенных пределах при оповещении органов контроля, предусматривает заключение коллективных соглашений по оплате труда, проведении регулярной индексации доходов при росте цен и др.;

- налоговый вариант, предусматривающий установление дифференцированных (штрафных или стимулирующих) ставок налога на прибыль в зависимости от темпов роста цен и заработной платы.

Особенностью политики доходов является возможность ее дифференцированного проведения в отдельных отраслях или секторах экономики.

3. В чем особенности возникновения и развития товарных бирж в России

В 1991-1992 гг. биржи болели громкими названиями и туманными намерениями. Это было время «международных», «центральных», «нефтяных», «пушных» и т.п. бирж. Не было дефицитного товара и громкого региона, которым бы не отвечала своя биржа. Случалось, что утром на площадке велись биржевые торги, а вечером там начиналась дискотека. Одна из «московских центральных» бирж находилась в староарбатской коммунальной квартире, с продавленными диванами, сохранившимися от старых хозяев [1].

Это время отмечено и непониманием природы биржи. Создатели бирж  часто преследовали цель получения прибыли непосредственно из биржи. Они стремились извлечь выгоду из своего доминирующего положения на бирже, не различая конфликт интересов между служебным положением персонала биржи, доступностью ему внутренней информации и коммерческими предприятиями, в которые персонал биржи был вовлечен. Часто биржа представлялась ее учредителям торговым домом, оптовым посредником, вместо того чтобы быть только рыночной площадкой. Первое Временное положение о товарных биржах разрешало распределение прибыли среди учредителей.

Первые, после 70-летнего перерыва, российские биржи были вначале просто ярмарками, местом встречи торговцев, где часто торговали каким угодно, но обя­зательно реальным товаром (первая волна поставок компьютерной техники прошла через биржи). Биржи (даже фондовые) часто были открытыми, с правом платного участия в торговых собраниях посетителей, не являющихся членами биржи. Широко использовался простой аукцион, описанный еще в «Двенад­цати стульях».

Вместе с тем уже в 1991 г. ведущие московские биржи (Российская товарно-сырьевая биржа, Московская товарная биржа, Московская центральная фондовая биржа) быстро наращивали торговые обороты и превращались в рыночные площадки с большим количеством участников и достаточно сложными биржевыми технологиями [3].

В результате появилось мнение, что биржам вместе с банками нужно «идти в поли­тику», брать на себя властные полномочия, становиться силой, оказывающей влияние на макроэкономику. Например, на одной из научных конференций (1990 г.) всерьез обсуждался проект выпуска биржами и банками параллельной «хорошей» валюты, которая бы базировалась на товарных ресурсах предпринимательского сектора.

Концепция биржи как некоммерческой, нейтральной рыночной площадки - такой подход является в международной практике общепринятым. В отношении фондовых бирж такой подход был заложен уже в 1991 г. В результате принятия в марте 1996 г. федерального закона «О рынке ценных бумаг», а в последующем - ряда нормативных актов федеральной комиссии по рынку ценных бумаг требования к российским фондовым биржам, их организационно-правовой статус соответствуют международной практике.

Российские фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнерства, являются закрытыми, должны обладать достаточной материальной и финансовой базой (капи­тал - не менее 10 млн ЭКЮ, количество членов - не менее 20). Члена­ми биржи могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Не допускается конфликт интересов (биржи не могут вести коммерческую брокерскую, дилерскую и доверительную деятельность, персонал биржи не может вести коммерческих операций на фондовом рынке). Фондовые биржи обяза­ны иметь полностью стандартизированный рынок – правила допуска (листинга-делистинга) товара к торговле, требования к участникам, регламент торговых сессий, стандартные торговые, депозитарные, расчетные, надзорные и информационные системы, схемы гарантирования исполнения обязательств, правила и организационные условия для урегулирования конфликтов и предотвращения нарушений профессиональной этики и т.д.

В отношении товарных бирж в 1992 г. был принят закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», который еще не указывал точно на некоммерческий характер биржи: не провозглашался некоммерческий характер ее деятельности, она могла иметь тот же организационно-правовой статус («акционерное общество», «товарищество»), что и коммерческая организация, отсутствовало запрещение распределять прибыль биржи и т. д.

Вместе с тем бирже запрещалось вести торговую, посредническую или иную ком­мерческую деятельность, персонал биржи не мог осуществлять на ней сделки. Законом 1992 г. устанавливались необходимые атрибуты биржи: гласные публичные торги, фиксированное место их проведения, регламентация времени и правил торгов, оптовый характер сделок [4].

Модель товарной биржи, в отличие от фондовой, предполагала, что ее учредителями могли быть неторговые предприятия и даже физические лица, что ее члены могли быть неравноправными, что в торгах могли участвовать постоянные и разовые посетители торгов, не являющиеся членами биржи. При этом устанавливалось жесткое запрещение на участие в капиталах товарных бирж банков и других финансовых институтов. Наконец, на товарных биржах разрешалось проводить как операции с реальным товаром, так и срочные сделки (форвардные, фьючерсные, опционные). Законодательство о товарных биржах содержало достаточно детальные правила, относящиеся к этим сделкам. Предметом обращения мог служить не только стандартный контракт на поставку товара, но и коносамент.

Таким образом, модель товарной биржи, принятая в России в 90‑е годы, отражала всю пестроту практики, сложившейся в биржевом деле. Товарные биржи создавались как более открытые институты, нежели фондовые и валютные биржи, кото­рые, по существу, представляют закрытые клубы профессиональных участников финансового рынка. Товарные биржи не были в полной мере некоммерческими и могли на законных основаниях учитывать свой интерес к прибыли.

Такой подход соответствовал реалиям начала 90-х годов, когда именно на товарных биржах должен был сложиться (и потом уйти во внебиржевую сферу) рыночный оптовый оборот и именно эти биржи должны были на первых порах принять на себя товарные потоки, лишенные директивного распределения. Когда же на фондовых биржах  в 1993-1994 гг. появился первый массовый товар — ваучеры и акции на предъявителя, — они стали напоминать такую же пеструю картину, как и товарные биржи.

Вместе с тем концепция товарной биржи, определенная законом 1992 г., создала возможности выживания тех товарных бирж, которые, лишившись реальных денежных потоков, стали превращаться в биржи срочных контрактов. К концу 90-х годов наиболее успешные товарные биржи во все большей степени стали превращаться в закрытые клубы профессиональных спекулянтов и хеджеров, создавая важнейший сегмент — срочный — российского финансового рынка. Таким образом, де-факто происходит изменение и концепции товарной биржи — от открытой полупрофессиональной торговой площадки с реальным товаром к  закрытому, компьютерному миру товарных и финансовых фьючерсов и опционов.

Сегодня биржи функционируют в  Москве, Санкт-Петербурге,  Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде, Екатеринбурге, Рязани и в других городах [1].

В принципе  все  созданные  в   России   товарные   биржи изначально носили универсальный характер.  Тем не менее к настоящему времени специализация по некоторым направлениям проводится или объявлена на следующих биржах: МТБ - нефть, нефтепродукты, зерно;      РТСБ - металлы; Тюменская и Сургутская ТФБ - нефть и нефтепродукты;      Росагробиржа, Всесоюзная биржа АПК - сельхозпродукция.

    

          

Список литературы

1. Галкин В. В. История биржи в России.- Воронеж, 1996.

2. Каменева Н. Г. Организация биржевой торговли – М.: Юнити, 1998.

3. Миркин Я. Развитие российских бирж в 90-е годы // Вестник Финансовой Академии, 1998.- №2(6), С.63-71.

4. Миркин Я. Развитие российских бирж в 90-е годы // Вестник Финансовой Академии, 1998.- №2(7), С.73-92.

5. Столяров А. Товарная биржа - важнейший элемент  само         регулирования  рынка // Рынок, 1991.- N 12.

6. Товарные биржи / Под ред. Г.А.Васильев, Н.Г.Каменева. – М., 1991.

7. Товарная биржа / Под ред. А.А.Иващенко. - М.,1991.