Оглавление
1. Себестоимость продукции, ее виды и значение
для ценообразования……………………………………………………….3
2. Практическая работа «Ценовая политика на предприятии»…………….6
Список литературы………………………………………………………….13
1. Себестоимость продукции, ее виды и значение для ценообразования
Себестоимость продукции – это текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.
В себестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на производственные услуги сторонних организаций. Многие из этих затрат можно планировать и учитывать в натуральной форме, т. е. в килограммах, метрах, штуках и т. д. Однако, чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому измерителю, т. е. представить в денежном выражении [2].
В себестоимость выпускаемой продукции включаются не все издержки предприятия. Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств (детские сады, поликлиники, общежития, школы, клубы и т. п., находящиеся на балансе предприятия).
Дополнительно в себестоимость промышленной продукции включаются:
1) отчисления на социальное страхование в размере 37% фонда оплаты труда основного персонала (пропорционально заработной плате);
2) проценты за банковский кредит;
3) отчисления в Государственный фонд занятости населения в размере 1% фонда оплаты труда основного персонала;
4) взносы по обязательному медицинскому страхованию работающих;
5) затраты по поддержанию основного капитала в работоспособном состоянии.
Стоимость продукции и ее себестоимость различаются не только количественно, но и качественно. Например, в себестоимость продукции не учитываются накопления, которые создаются на предприятии, - это количественное различие. Качественное различие проявляется в том, что затраты потребляемых орудий и предметов труда отличаются от их денежного выражения, т. е. подвержены влиянию цен [1].
В зависимости от места возникновения затрат в хозяйственной деятельности предприятия различают цеховую себестоимость, фабрично-заводскую, или производственную, себестоимость и полную себестоимость.
Под цеховой себестоимостью понимаются затраты цеха на изготовление выпущенной продукции. Себестоимость продукции (услуг) может определяться для участка, смены и бригады.
Фабрично-заводская себестоимость – это сумма производственных затрат цеха и общезаводских расходов, которые включают расходы по управлению предприятием (заработная плата персонала заводоуправления, амортизация и текущий ремонт зданий общезаводского назначения и т. д.).
Полная себестоимость продукции складывается из затрат на производство и реализацию продукции, т. е. это сумма фабрично-заводской себестоимости и внепроизводственных расходов (стоимость тары, приобретенной на стороне, отчисления сбытовым организациям в соответствии с установленными нормами и договорами).Учитываются и непроизводственные расходы (потери от брака, недостача и порча материалов и готовой продукции).
Расчетная себестоимость используется при технико-экономических расчетах по обоснованию проектов внедрения достижений научно-технического прогресса [4].
Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми. Она рассчитывается по прогрессивным плановым нормам использования активной части основного капитала, трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов.
Расчетная себестоимость используется при технико-экономических расчетах по обоснованию проектов внедрения достижений научно-технического прогресса.
Отчетная себестоимость определяет степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановых затрат с фактическими. Фактические затраты могут отклоняться от плановых. Режим экономии создается при улучшении использования основного капитала, трудовых и материальных ресурсов. Превышение отчетной себестоимости над плановой наблюдается при ухудшении работы предприятия [3].
Систематическое снижение себестоимости продукции – одно из основных условий повышения эффективности производства. Себестоимость является важнейшим качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности предприятия, а также инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления и т. п. Она выступает как исходная база для формирования цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного денежного фонда – бюджета.
2. Практическая работа «Ценовая политика на предприятии»
Цель работы: на основе анализа спроса, конкурентных преимуществ и особенностей формирования цен и затрат сформулировать цель, разработать стратегию и тактику ценовой политики на предприятии.
Практическая работа состоит из следующих этапов:
1. Сбор исходной информации для разработки ценовой политики и стратегии предприятия.
На данном этапе основными являются следующие мероприятия:
1.1. Краткое описание предприятия:
а) вид деятельности – производство колбасных изделий;
б) форма собственности – крестьянское хозяйство «А.П. Волкова»;
в) основные технико-экономические показатели деятельности:
- объем выпущенной продукции – 100 тонн в месяц;
- выручка от реализации – 11 млн. руб.;
- себестоимость – 6 млн. руб.;
- прибыль – 5 млн. руб.;
- рентабельность – 83 %;
- численность работающих на предприятии – 200 чел.;
г) ассортимент товаров – 200 наименований;
д) цели ценообразования:
- получение максимальной прибыли;
- обеспечение выживаемости;
- завоевание лидерства по показателям доли рынка;
- завоевание лидерства по показателям качества товара;
е) имидж предприятия – необходимо выпускать продукцию только высокого качества в фирменной упаковке.
1.2. Оценка издержек, с которыми реально связаны производство и сбыт данной продукции, их состав (калькуляция затрат). Расчет структуры постоянных и переменных затрат (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ рентабельности продукции при разных объемах производства
В рублях
Показатели |
Себестоимость продукции в отчетном периоде |
Себестоимость продукции в плановом периоде |
||
На весь выпуск |
На единицу |
На весь выпуск |
На единицу |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем выпуска продукции в натуральном выражении |
6000000 |
60 |
6000000 |
60 |
Переменные затраты: 1. Сырье, материалы |
2500000 |
25 |
2500000 |
25 |
2. Стоимость энергии |
100000 |
1 |
100000 |
1 |
3. Заработная плата рабочих |
1000000 |
10 |
1000000 |
10 |
4. Прочие денежные расходы |
50000 |
0,5 |
50000 |
0,5 |
Итого переменных затрат: |
3650000 |
36,5 |
3650000 |
36,5 |
Условно-постоянные затраты: 1. Амортизация |
50000 |
0,5 |
50000 |
0,5 |
2. Заработная плата управленческого персонала |
400000 |
4 |
400000 |
4 |
3. Аренда помещения |
600000 |
6 |
600000 |
6 |
4. Кредиты и др. выплаты |
1300000 |
13 |
1300000 |
13 |
Итого условно-постоянных затрат: |
2350000 |
23,5 |
2350000 |
23,5 |
Всего затрат: |
6000000 |
60 |
6000000 |
60 |
Фактическая себестоимость учтенной единицы |
6000000 |
60 |
6000000 |
60 |
Рентабельность |
83 |
83 |
83 |
83 |
Средняя цена конкурентов |
14000000 |
140 |
14000000 |
140 |
1.3. Определение фактического и среднеотраслевого уровня рентабельности, сложившихся при осуществлении данного вида деятельности. Уточнение финансовых целей предприятия на перспективу.
Рентабельность предприятия определим по формуле:
П
Р = ---------- * 100 % ,
С
где Р – рентабельность;
П – прибыль;
С – себестоимость.
5000000
Р = ----------------- * 100 % = 83 %
6000000
Среднеотраслевой уровень рентабельности – 74 %.
Финансовый план предприятия на перспективу включает:
1) прогноз объемов реализации;
2) баланс денежных расходов и поступлений;
3) таблицу доходов и затрат;
4) сводный баланс активов и пассивов предприятия;
5) график достижения безубыточности.
1.4. Характеристика покупателей:
- статус – все слои населения;
- объем закупок – 0,5 кг;
- чувствительность к ценам и качеству продукции – потребители обычно приобретают больше товаров по низкой цене, чем по высокой.
Составление перечня потребительских свойств, оправдывающих разные уровни цен:
Покупателям с высоким уровнем доходов предприятие предлагает продукцию высшего сорта по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются товары более низких сортов по пониженным ценам.
1.5. Характеристика конкурентов. Выявление существующих и потенциальных конкурентов, деятельность которых влияет на прибыльность продаж. Анализ преимуществ и недостатков, имеющихся в производстве и сбыте продукции исследуемого предприятия и его конкурентов.
Конкуренты: предприятия г. Кемерово, Кемеровской области и других регионов России. Продукция КХ «А.П. Волкова» выпускается очень высокого качества и по ценам гораздо ниже существующих на рынке конкурентов.
2. Стратегический анализ.
Основными мероприятиями на данном этапе являются:
2.1. Анализ цен (анализ возможных вариантов цен, расчет затрат на производство и сбыт при различных объемах реализации продукции). В ходе анализа цен необходимо выбрать наиболее выгодное соотношение цены и объема продаж для достижения большей эффективности бизнеса. Результаты представить в виде таблицы (табл. 2).
Таблица 2
Финансовый анализ для разных вариантов цены и объема продаж
Показатели |
Минимальная цена |
Промежуточные значения цен |
Максимальная цена |
|
Цена реализации, руб. |
110 |
120 |
130 |
140 |
Объем продаж, тонн |
100 |
109 |
118 |
136 |
Переменные затраты, руб. |
3650000 |
3980000 |
4310000 |
4640000 |
Постоянные затраты, руб. |
2350000 |
2350000 |
2350000 |
2350000 |
Сумма затрат, руб. |
6000000 |
6330000 |
6660000 |
6990000 |
Выручка от реализации, руб. |
11000000 |
12000000 |
13000000 |
14000000 |
Прибыль от реализации, руб. |
5000000 |
5670000 |
6340000 |
7010000 |
Маржинальный доход, руб. |
7350000 |
8020000 |
8690000 |
9360000 |
Порог рентабельности, руб. |
0,31 |
0,29 |
0,27 |
0,25 |
Запас финансовой прочности, % |
35 |
44 |
53 |
71 |
Маржинальный доход складывается из прибыли и постоянных затрат.
Порог рентабельности определяются путем деления постоянных затрат на маржинальный доход.
Запас финансовой прочности – это отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, в %.
2.2. Построение графика безубыточности, после определения выручки и объема производства, которые обеспечивают покрытие всех затрат (приложение 1).
2.3. Оценка влияния государственного регулирования ценообразования. Анализ возможных мер государственного управления экономикой, способных непосредственно отразиться на ходе реализации исследуемого ценового решения или всей ценовой стратегии предприятия.
Правительственные меры, связанные с ценообразованием, могут быть подразделены на пять основных групп:
а) регулирование фиксирования цены по горизонтали и вертикали;
б) запрет на цены, дискриминирующие отдельных участников каналов сбыта;
в) законы о нечестной торговле, установление хищнических цен и цен ниже себестоимости;
г) законы на установление цен на единицу продукции;
д) руководство по рекламе цен.
3. Завершающий этап работы – выбор ценовой политики, установление стратегии и тактики ценообразования, являющейся частью общей стратегии развития предприятия.
Ценовая стратегия разрабатывается по следующим направлениям:
а) уровень цены за единицу товара;
б) динамика цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара;
в) соотношение цен товаров предприятия, различных по степени новизны и ассортименту;
г) соотношение уровня цен предприятия с уровнем цен конкурирующих организаций на данном сегменте рынка;
д) степень ценовой и неценовой конкуренции;
е) степень функциональной и фирменной конкуренции;
ж) эластичность спроса на товар;
з) соответствие оптимальному соотношению между ценой и потребительной стоимостью товара;
и) степень новизны товара;
к) наличие аналогов или заменителей товара на данном сегменте рынка;
л) соответствие цены новизне и качеству товара, сервисной политике и обслуживанию, престижу торговой марки предприятия, длине канала реализации, типу используемого посредника, характеру рынка (первичный или вторичный), условиям поставки, кредитно-финансовым условиям, системе скидок и надбавок.
Список литературы
1. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Ростинтэр»,1996.-704с.
2. Маркетинг/ Под ред. проф. Э. А. Уткина. – М.: ТАНДЕМ, 1998.-320с.
3. Микроэкономика.-М.: «ТАНТАЛ»,1998.-110с.
4. Учебник по основам экономической теории/ Под ред. д.э.н. проф. В.П. Калинина. – М.: ВЛАДОС, 1996.-380с.