Оглавление
Контрольные вопросы………………………………………………………..3
1. В чем отличие акционерных обществ закрытого
и открытого типа?...............................................................................3
2. Методы измерения объема производства продукции,
работы, услуг………………………………………………………...5
Практические задания………………………………………………………..8
Тест……………………………………………………………………..8
Задача……………………………………………………………………8
Список литературы…………………………………………………………...9
Контрольные вопросы
1. В чем отличие акционерных обществ закрытого и открытого типа?
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников (акционеров - п. 1 ст. 2 Федерального Закона «Об акционерных обществах») [2]. Наряду с общими признаками, характеризующими АО в качестве хозяйствующей коммерческой организации, в этом определении выделяются и его специфические признаки как корпоративного субъекта предпринимательства. Среди этих специальных признаков - разделение уставного капитала на определенное число акций, обязательственный характер прав и ограниченность ответственности акционеров.
Как и другие хозяйствующие субъекты, акционерные общества создаются в учредительном порядке, но законоположения различают общий и специальный порядок учреждения АО. В частности, ФЗ «Об акционерных обществах» уделяет особое внимание образованию АО путем их реорганизации (слияния, присоединения, выделения и разделения), а также преобразования обществ. Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные лица в соответствии с законоположениями об иностранных инвестициях. Число учредителей общества закрытого типа не может превышать 50 лиц. Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества.
Основополагающим учредительным, а вместе с тем и нормативно-организующим документом акционерного общества, является его Устав, который подготавливается учредителями при создании общества и утверждается общим собранием учредителей. Устав АО должен содержать все основные характеристики АО, как это определено п. 3 ст. 98 и п. 2 ст. 52 ГК РФ [1]. Для функционирования акционерного общества помимо учредительных документов необходим комплект локальных нормативных актов (Положение об акциях, Проспект эмиссии акций и других ценных бумаг, Договор на покупку акций, Положение об управлении акционерного общества, Положение о порядке распределения прибыли и возмещения убытков акционерного общества), устанавливающих правовые основы внутрихозяйственной деятельности акционерного общества.
Как и любое юридическое лицо, акционерное общество должно иметь наименование и место своего нахождения, при этом наименование АО должно содержать указания на то, что это акционерное общество, и его тип. Наименование АО может быть на русском языке, иностранных языках и языках народов РФ. Полное фирменное наименование на круглой печати АО с указанием места нахождения должно быть на русском языке, являющемся государственным языком России.
Законодательство различает два типа акционерных обществ - открытые и закрытые, в зависимости от состава учредителей, способа формирования уставного капитала, а соответственно - и статуса его участников (ст. 97 ГК РФ) [1].
Акционерное общество открытого типа формирует уставный капитал путем выпуска и свободной публичной продажи акций, хотя законоположения в интересах защиты прав акционеров предусматривают оплату учредителями уставного капитала. Акционеры данного типа общества отчуждают свои акции без согласия других акционеров общества. Закрытым признается общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц. Следовательно, такое общество не вправе проводить открытую подписку и распределение акций. Акционеры общества закрытого типа имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами, а в соответствии с Уставом и в рамках ограничений закона таким преимущественным правом обладает и АО в целом.
Преобразование государственной собственности ориентировано на открытое акционирование, дающее возможность приобретать акции широкому кругу покупателей, а вместе с тем и передавать имущество в собственность заинтересованным лицам – предпринимателям [3].
2. Методы измерения объема производства продукции, работы, услуг
На основе натуральных (условно-натуральных) показателей производственной программы определяется система стоимостных показателей, дающих обобщенную характеристику объемов производства, каждый из которых имеет свое место и назначение.
Показатель валового оборота определяет сумму всей произведенной и находящейся в процессе производства продукции (услуг) независимо от направлений ее применения (внутри предприятия или за его пределами). Он определяется на основе бюджетов (смет) и отчетов об их исполнении центров ответственности и необходим менеджерам различных уровней управления для обоснования принятия решений о сопряженности развития отдельных подразделений предприятия, уровне внутрипроизводственного кооперирования.
Валовая продукция определяет общий результат произведенной и находящейся в производстве продукции (услуг), предназначенной для применения на сторону. Рассчитывается также на основе внутрихозяйственной отчетности на тех предприятиях, где имеются значительные объемы незавершенного производства.
Выпущенная продукция - конечный результат деятельности предприятия за определенный период, определяемый выпущенной из производства продукцией, сделанными работами и оказанными услугами потребителю или полностью готовой для этих целей [5]. Именно на основе выпущенной продукции определяется прибыль, которую может получить предприятие (как разность между стоимостью и себестоимостью этой продукции).
В действительности предприятие получит прибыль лишь после того, как продукция будет отгружена покупателю и оплачена им. Поэтому определяют отгруженную продукцию и продукцию реализованную после признания в бухгалтерском учете выручки от продаж. Конечным объемным показателем, свидетельствующим о том, что продукция нашла своего покупателя, т.е. удовлетворила конкретную потребность, и денежные средства за которую перечислены на расчетный счет поставщика, является выручка от продаж.
Таким образом, стоимостными показателями, характеризующими объем производства и реализации продукции в открытой отчетности, являются готовая продукция, выпуск продукции, товары отгруженные, выручка от продаж. Остальные показатели рассчитываются по необходимости и используются для внутренних целей.
Каждому этапу производства соответствует определенный стоимостный показатель объема производимой продукции. Завершающий этап характеризуется показателем выручки от продаж. Величина каждого предыдущего показателя, естественно, влияет на последующий, а все вместе - на итоговый, выручку от продаж. Поэтому задачей анализа является выявление взаимосвязи между показателями произведенной и реализованной продукции, вклада каждого из них в изменение результативного показателя.
Для этих целей рассчитывают коэффициенты-показатели, определяющие соотношение одного показателя к другому, на основе исходных данных. Раскроем экономическое содержание рассчитываемых коэффициентов.
Коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота характеризует величину валовой продукции, приходящейся на 1 руб. валового оборота.
Обратная величина - коэффициент внутрипроизводственного кооперирования - показывает, сколько стадий производства проходит исходный материал до его превращения в результат труда. Как уже говорилось, показатели валовой продукции и валового оборота определяются предприятием по необходимости, если имеет место внутрипроизводственное кооперирование и значительна величина незавершенного производства.
Коэффициент товарности определяет величину выпущенной продукции, приходящейся на 1 руб. валовой продукции. Чем меньше разрыв между этими показателями, тем эффективнее работает предприятие.
Коэффициент отгрузки, определяемый соотношением величины отгруженной продукции к выпущенной, свидетельствует в определенной мере об эффективности принимаемых управленческих решений в области сбыта продукции.
Коэффициент продажи рассчитывается отношением выручки от продаж к отгруженной продукции. Величина этого показателя показывает сколько выручки приходится на 1, руб. отгруженной продукции и свидетельствует об уровне работы финансовых служб [4].
Практические задания:
Тест
Амортизация основных фондов - это
а) износ основных фондов;
б) процесс перенесения стоимости основных фондов на себестоимость изготовляемой продукции;
в) восстановление основных фондов;
г) расходы по содержанию основных фондов?
Задача
Чистый вес выпускаемого предприятием изделия составляет 48 кг. Годовой выпуск - 5000 изделий. Действующий коэффициент использования материала - 0,75. В результате совершенствования технологического процесса предприятие планирует повысить коэффициент использования материала до 0,76. Годовой выпуск изделия увеличится на 5%. Цена материала - 30 руб. за 1 кг.
Определите:
а) действующую и планируемую норму расхода материала на изделие;
б) годовую экономию от запланированного снижения материала в натуральном и стоимостном измерении.
Решение:
а) действующая норма расхода материала на изделие = 48 кг * 75% = = 64 кг
планируемая норма = 48 кг * 76% = 63,2 кг.
б) годовая экономия в натуральном измерении = (5000 * 64) – (5000 * 63,2) = 4000 кг.
годовая экономия в стоимостном измерении = 4000 * 30 = 120 000 руб.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Контракт, 1996.
2. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. // СЗ РФ. – 1996. - №1.
3. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 512с.
4. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 296с.
5. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2001. - 302с.