Оглавление

Контрольные вопросы………………………………………………………..3

1. В чем отличие акционерных обществ закрытого

    и открытого типа?...............................................................................3

2. Методы измерения объема производства продукции,

    работы, услуг………………………………………………………...5

Практические задания………………………………………………………..8

Тест……………………………………………………………………..8

Задача……………………………………………………………………8

Список литературы…………………………………………………………...9

Контрольные вопросы

 

1. В чем отличие акционерных обществ закрытого и открытого типа?

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на оп­ределенное число акций, удостоверяющих обязательствен­ные права участников (акционеров - п. 1 ст. 2 Федераль­ного Закона «Об акционерных обществах») [2]. Наряду с общими признака­ми, характеризующими АО в качестве хозяйствующей коммерческой организации, в этом определении выделя­ются и его специфические признаки как корпоративного субъекта предпринимательства. Среди этих специальных признаков - разделение уставного капитала на определенное число акций, обязательственный характер прав и ограниченность ответственности акционеров.

Как и другие хозяйствующие субъекты, акционерные общества создаются в учредительном порядке, но законо­положения различают общий и специальный порядок уч­реждения АО. В частности, ФЗ «Об акционерных обществах» уделяет особое внимание образованию АО путем их реор­ганизации (слияния, присоединения, выделения и разде­ления), а также преобразования обществ. Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граж­дане, в том числе иностранные лица в соответствии с за­коноположениями об иностранных инвестициях. Число учредителей общества закрытого типа не может превы­шать 50 лиц. Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральны­ми законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества.

Основополагающим учредительным, а вместе с тем и нормативно-организующим документом акционерного об­щества, является его Устав, который подготавливается учредителями при создании общества и утверждается об­щим собранием учредителей. Устав АО должен содержать все основные характеристики АО, как это определено п. 3 ст. 98 и п. 2 ст. 52                   ГК РФ [1]. Для функционирования акцио­нерного общества помимо учредительных документов не­обходим комплект локальных нормативных актов (Поло­жение об акциях, Проспект эмиссии акций и других цен­ных бумаг, Договор на покупку акций, Положение об уп­равлении акционерного общества, Положение о порядке распределения прибыли и возмещения убытков акционер­ного общества), устанавливающих правовые основы внут­рихозяйственной деятельности акционерного общества.

Как и любое юридическое лицо, акционерное общество должно иметь наименование и место своего нахождения, при этом наименование АО должно содержать указания на то, что это акционерное общество, и его тип. Наименование АО может быть на русском языке, иностранных языках и языках народов РФ. Полное фирменное наиме­нование на круглой печати АО с указанием места нахож­дения должно быть на русском языке, являющемся государственным языком России.

Законодательство различает два типа акционерных об­ществ - открытые и закрытые, в зависимости от состава учредителей, способа формирования уставного капитала, а соответственно - и статуса его участников                                 (ст. 97 ГК РФ) [1].

Акционерное общество открытого типа формирует уставный капитал путем выпуска и свободной публичной продажи акций, хотя законоположения в интересах за­щиты прав акционеров предусматривают оплату учредите­лями уставного капитала. Акционеры данного типа об­щества отчуждают свои акции без согласия других акци­онеров общества. Закрытым признается общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и ино­го, указанного заранее круга лиц. Следовательно, такое общество не вправе проводить открытую подписку и рас­пределение акций. Акционеры общества закрытого типа имеют преимущественное право приобретения акций, про­даваемых другими акционерами, а в соответствии с Уста­вом и в рамках ограничений закона таким преимуществен­ным правом обладает и АО в целом.

Преобразование госу­дарственной собственности ориентировано на открытое акционирование, дающее возможность приобретать акции широкому кругу покупателей, а вместе с тем и передавать имущество в собственность заинтересованным лицам – предпринимателям [3].

2. Методы измерения объема производства продукции, работы, услуг

 

На основе натуральных (условно-натуральных) показателей производственной программы определяется система стоимостных показате­лей, дающих обобщенную характеристику объемов производства, каждый из которых имеет свое место и назначение.

Показатель валового оборота определяет сумму всей произведенной и находящейся в процессе производства продукции (услуг) независи­мо от направлений ее применения (внутри предприятия или за его пределами). Он определяется на основе бюджетов (смет) и отчетов об их исполнении центров ответственности и необходим менеджерам раз­личных уровней управления для обоснования принятия решений о сопряженности развития отдельных подразделений предприятия, уров­не внутрипроизводственного кооперирования.

Валовая продукция определяет общий результат произведенной и находящейся в производстве продукции (услуг), предназначенной для применения на сторону. Рассчитывается также на основе внутрихозяй­ственной отчетности на тех предприятиях, где имеются значительные объемы незавершенного производства.

Выпущенная продукция - конечный результат деятельности пред­приятия за определенный период, определяемый выпущенной из про­изводства продукцией, сделанными работами и оказанными услугами потребителю или полностью готовой для этих целей [5]. Именно на осно­ве выпущенной продукции определяется прибыль, которую может получить предприятие (как разность между стоимостью и себестоимо­стью этой продукции).

В действительности предприятие получит прибыль лишь после того, как продукция будет отгружена покупателю и оплачена им. По­этому определяют отгруженную продукцию и продукцию реализованную после признания в бухгалтерском учете выручки от продаж. Конечным объемным показателем, свидетельствующим о том, что продукция на­шла своего покупателя, т.е. удовлетворила конкретную потребность, и денежные средства за которую перечислены на расчетный счет постав­щика, является выручка от продаж.

Таким образом, стоимостными показателями, характеризующими объем производства и реализации продукции в открытой отчетности, являются готовая продукция, выпуск продукции, товары отгруженные, выручка от продаж. Остальные показатели рассчитываются по необхо­димости и используются для внутренних целей.

Каждому этапу производства соответствует оп­ределенный стоимостный показатель объема производимой продук­ции. Завершающий этап характеризуется показателем выручки от про­даж. Величина каждого предыдущего показателя, естественно, влияет на последующий, а все вместе - на итоговый, выручку от продаж. По­этому задачей анализа является выявление взаимосвязи между показа­телями произведенной и реализованной продукции, вклада каждого из них в изменение результативного показателя.

Для этих целей рассчитывают коэффициенты-показатели, определя­ющие соотношение одного показателя к другому, на основе исходных данных. Раскроем экономическое содержание рассчитываемых коэф­фициентов.

Коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота характеризует величину валовой продукции, приходящейся на 1 руб. валового оборота.

Обратная величина - коэффициент внутрипроизводственного кооперирования - показывает, сколько стадий производства проходит исходный материал до его превращения в результат труда. Как уже го­ворилось, показатели валовой продукции и валового оборота опреде­ляются предприятием по необходимости, если имеет место внутри­производственное кооперирование и значительна величина незавер­шенного производства.

Коэффициент товарности определяет величину выпущенной про­дукции, приходящейся на 1 руб. валовой продукции. Чем меньше раз­рыв между этими показателями, тем эффективнее работает предприятие.

Коэффициент отгрузки, определяемый соотношением величины отгруженной продукции к выпущенной, свидетельствует в определен­ной мере об эффективности принимаемых управленческих решений в области сбыта продукции.

Коэффициент продажи рассчитывается отношением выручки от продаж к отгруженной продукции. Величина этого показателя пока­зывает сколько выручки приходится на 1, руб. отгруженной продук­ции и свидетельствует об уровне работы финансовых служб [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические задания:

 

Тест

 Амортизация основных фондов - это

а) износ основных фондов;

б)  процесс перенесения стоимости основных фондов на себестоимость изготовляемой продукции;

в) восстановление основных фондов;

г) расходы по содержанию основных фондов?

 

 

Задача

Чистый вес выпускаемого предприятием изделия составляет 48 кг. Годовой выпуск - 5000 изделий. Действующий коэффициент использования материала - 0,75. В результате совершенствования технологического процесса предприятие планирует повысить коэффициент использования материала до 0,76. Годовой выпуск изделия увеличится на 5%. Цена материала - 30 руб. за          1 кг.

Определите:

а) действующую и планируемую норму расхода материала на изделие;

б)  годовую экономию от запланированного снижения материала в натуральном и стоимостном измерении.

 

Решение:

а) действующая норма расхода материала на изделие = 48 кг * 75% =             = 64 кг

     планируемая норма = 48 кг * 76% = 63,2 кг.

б) годовая экономия в натуральном измерении = (5000 * 64) – (5000 * 63,2) = 4000 кг.

годовая экономия в стоимостном измерении = 4000 * 30 = 120 000 руб.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Контракт, 1996.

2. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря              1995 г. // СЗ РФ. – 1996. - №1.

3. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 512с.

4. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 296с.

5. Экономика предприятия:  Учебник для вузов / Под ред.                          Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2001. - 302с.