Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Пояснительная записка…………………………………………………….4
1.1. Мышление, как психологическая категория.
Операции мышления…………………………………………………..4
1.2. Сущность дидактических игр, развивающих мышление…………...8
2. Сборник игр, развивающих логические операции мышления
дошкольников старшего возрасте………………………………………..10
2.1. Игры, обучающие детей выделять назначение предмета…………..10
2.2. Игры на развитие целостных представлений детей
об окружающих предметах…………………………………………..13
2.3. Игры, обучающие детей сравнивать окружающие предметы……..15
Заключение…………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………..22
Введение
Деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания. Она же служит основой формирования и развития сознания, источником его содержания
Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Она требует помощи и участия других людей, т.е. приобретает характер совместной деятельности. Ее результаты оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей. Поэтому в деятельности всегда находит свое выражение не только отношение человека к вещам, но и отношение его к другим людям.
Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Активность ребенка только постепенно в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности.
В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике и физике. Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребенка постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методики преподавания научных знаний. А чтобы создать такую методику, необходимо изучить мыслительный процесс так, чтобы знать его слабые и сильные стороны, и выявить направления, по которым лучше развивать умственную деятельность человека. А это лучше делать тогда, когда ребенок растет и формируется в личность, используя его задатки и интерес к окружающему миру с помощью разнообразных игр.
1. Пояснительная записка
1.1. Мышление, как психологическая категория. Операции мышления
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [2].
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном [2; 9].
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям).
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир [12].
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.
Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение ее, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.
Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.
Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учет условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.
Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании [2].
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Дадим определение этим понятиям.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.
Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение [9].
Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идет от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его [2]. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним [2]. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Ребенок анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п. [8].
Овладением анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства дается старшим дошкольникам с большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребенка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь два-три. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется.
Параллельно с овладением приемом выделения свойств путем сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие дается старшим дошкольникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного.
1.2. Сущность дидактических игр, развивающих мышление
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности [1; 6]. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами [11]. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать [4; 7].
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов [3; 5; 10].
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.
2. Сборник игр, развивающих логические операции мышления
дошкольников старшего возрасте
2.1. Игры, обучающие детей выделять назначение предмета
Игра «Что на картинке?»
Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель этой игры - учить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи ребенка.
Интерес детей к этой задаче обеспечивается красочным игровым материалом (предметные картинки). Кроме того, привлекательной для них является возможность применить свои знания, приобретенные в предыдущих играх. Одобрение воспитателя и всей группы, которое получает ребенок при правильном решении задачи, вселяет в него уверенность в свои силы и приносит радостные переживания. Нравится детям и возможность самостоятельно распорядиться предметами, которые находятся у них в руках.
Правила игры учат малышей делиться привлекательными предметами, отдавать другому то, что нравится самому. Это более эффективно для нравственного воспитания дошкольников, чем нравоучения и указания.
Игровой материал. Предметное лото, которое состоит из больших карт и предметных картинок. На картинках изображены знакомые детям предметы бытового окружения. Это могут быть: предметы одежды - пальто, платье, рубашка, штанишки, шапка, панамка, сапожки, шарф, варежки; посуда - чашка с блюдцем, стакан, глубокая тарелка, ложка, ножик, чайник, сковородка, кастрюля; мебель - стол, стул, кровать, скамейка, гардероб, шкаф для посуды; игрушки для игр на воздухе - мячик, прыгалки, кегли, велосипед, ведерко, лейка, формочки для песка и совочек, коляска и пр.
Предметы должны быть изображены реалистично, красочно. Те же изображения должны быть на больших картах (по три-четыре на каждой карте лото).
Материал должен храниться в специальной коробке с отделениями для больших карт и картинок.
Описание игры и приемы ее проведения. В игре участвуют десять - двенадцать детей (примерно половина группы). Перед началом игры педагог вместе с воспитанниками сдвигает два стола и предлагает детям занять места вокруг них. Сам он тоже садится среди детей и показывает им коробку с игровым материалом, большие карты и картинки лото.
Затем взрослый раздает детям, сидящим с одной стороны стола, по одной большой карте (лишние оставляет в коробке). Те, кто сидит по другую сторону, получают по одной предметной картинке. Одну карту и картинку педагог берет себе для объяснения игровых действий.
Воспитатель объясняет, что дети, получившие по картинке, будут предлагать их тому, у кого на большой карте есть такая же картинка. Тот, кто отдаст свою картинку, сразу получит другую (картинок много, хватит всем). Рисунок на картинке нельзя никому показывать, это секрет. Пусть дети сами догадываются. Но для этого им нужно загадать загадку.
Воспитатель дает пример загадывания загадок: «На моей картинке нарисовано то, что надевают на голову, когда идут гулять, если холодно. Догадались? Правильно, это шапка». Он показывает картинку, чтобы дети убедились, что отгадали правильно. «А на этой картинке нарисовано то, из чего мы пьем чай, какао или молоко. Правильно, это чашка. Вот видите, я не называла и не показывала вам картинки, а только говорила про нее, а вы сами догадались. Так же будут загадывать загадки те дети, у кого в руках картинки», - говорит педагог.
Воспитатель объясняет основное правило игры: нельзя называть то, что нарисовано на картинке, нужно загадать про него загадку, рассказать, что с ним делают, а после этого спросить, кому нужна эта картинка.
Обращаясь к детям, получившим большие карты лото, воспитатель поясняет им, что они должны внимательно смотреть, что нарисовано на их картах, и стараться отгадать все загадки, чтобы не пропустить свои картинки.
На примере одной карты взрослый показывает, как следует играть: тот, кто вовремя отгадает загадки про предметы на своей карте, получит нужные картинки, а тот, кто пропустит и не отгадает, - не получит. Он предупреждает, что отгадывать загадку будут все дети вместе, помогая друг другу, а просить свою картинку будут только те, у кого на карте нарисован предмет-отгадка.
Воспитатель предлагает всем детям с картинками внимательно посмотреть на них и подумать, для чего этот предмет нужен и какую загадку про него можно загадать. На этом объяснение заканчивается, и начинается игра.
Воспитатель вызывает по очереди детей с картинками. Каждый достаточно громко и отчетливо спрашивает: «Кому дать предмет, который нужен для...» Дети с большими картами все вместе отгадывают загадку, а тот ребенок, у которого нарисован этот предмет, просит картинку и закрывает ею соответствующее изображение на карте. (При этом нужно перевернуть картинку изображением вниз.) Отдавший свою картинку получает новую.
Так постепенно разыгрываются все картинки лото; ими закрываются большие карты. После того как все карты закроются, можно повторить игру сначала. Большие карты при этом передаются детям, у которых были картинки, а предметные картинки собирает воспитатель, который будет их выдавать тем, кто раньше играл большими картами.
Правила игры.
1. Нельзя называть предмет, изображенный на картинке, можно только загадывать про него загадку, т. е. говорить, для чего он нужен.
2. Нельзя показывать свою картинку, пока дети не отгадают загадку.
3. Отгадывать загадку нужно всем вместе, а получает картинку только тот, у кого такая же картинка изображена на большой карте и кто вовремя ее попросит.
2.2. Игры на развитие целостных представлений детей
об окружающих предметах
Игра «Отгадай-ка!»
Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра направлена на развитие целостных представлений детей об окружающих предметах. В описанных раньше играх дети учились целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предметов (цвет, форма, величина), а затем их назначение и практические действия с ними. Приучаясь различать предметы по их качествам и обозначать эти признаки словом, дети приобретали тот опыт, который необходим для создания целостного образа объекта. Однако они еще не научились строить целостное, осознанное представление об объекте, синтезируя и обобщая свой еще разрозненный опыт. Между тем умение построить целостное представление об объекте, как о совокупности не только внешних признаков, но и включая более существенную особенность - назначение, является необходимым условием развития мышления ребенка, условием более полного и отчетливого отражения окружающего мира в его сознании. На формирование таких представлений и направлена эта игра.
Активность ребенка, его настроенность на решение предложенной задачи обеспечиваются двумя важными условиями. Во-первых, обучающая задача носит характер загадки, в которой есть элемент неожиданности, сюрпризности, что всегда привлекает детей. Во-вторых, умственные усилия, которыми сопровождается разгадывание загадки, в случаях успеха приносят ребенку признание остальных участников игры. Это доставляет ему удовлетворение.
Игра проводится со всей группой. Участие в ней требует организованности, соблюдения обязательных для всех правил, что имеет немаловажное значение для формирования волевых качеств личности ребенка.
Игровой материал. Предметные картинки, изображающие знакомые детям объекты - и живые и неживые. Это могут быть овощи (огурец, помидор, редиска и др.), фрукты (яблоко, лимон, вишня), игрушки (куклы, мячик), животные (коза, лошадь, корова, свинья, собака, ворона), предметы бытового окружения (стакан, чайник, часы, кровать) и пр.
Картинки подбираются в соответствии с условиями жизни детей и зависят от того, с какими предметами малыши встречаются повседневно. Для игры следует отобрать десять - двенадцать картинок из имеющихся в запасе.
Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель предлагает детям поиграть в новую, очень интересную игру. Он показывает им коробочку с картинками и просит сесть на свои стульчики поудобнее. Педагог сообщает воспитанникам, что в коробке собраны как знакомые для них картинки, так и незнакомые. Он раскладывает картинки на столе рядами, изображением вниз. Потом подзывает кого-нибудь из детей и назначает его своим помощником - он будет помогать загадывать загадки.
Помощник берет любую картинку, показывает ее только воспитателю и вместе с ним рассказывает о ней, перечисляя характерные признаки изображенного предмета (цвет, форма, величина) и раскрывая его назначение (возможные действия с предметом). Название самого предмета при этом не дается. Например: этот предмет желтый, круглый, кислый, его режут и кладут в чай; этот предмет круглый, красный, маленький, в него играют дети. Загадка адресуется всем участникам игры, а они должны назвать описанный предмет. После того как существенные признаки предмета будут названы, воспитатель и его помощник произносят следующий текст, выполняющий роль сигнала: «Кто загадку отгадает и картинку назовет, тот ее себе возьмет».
Ребенок, который первым (после текста) отгадал загадку, получает картинку; если два малыша отгадали одновременно, оба получают по картинке.
Вызывая каждый раз нового помощника, воспитатель подсказывает ему на ушко разные признаки предмета. Малыш загадывает загадку, а остальные дети отгадывают ее. Победители получают картинки с изображениями разгаданных предметов.
Правила игры.
1. Помощника выбирает воспитатель. Ему разрешается взять любую картинку из лежащих на столе, но запрещается показывать ее детям. Помощник показывает картинку только воспитателю.
2. Нужно внимательно выслушать загадку всю до конца и не торопиться говорить разгадку. Ответ дается только после стихотворного текста. Кто нарушит это правило, картинку не получит, даже если он сумел разгадать загадку.
3. Тот, кто вовремя назовет разгадку, получает картинку. Если таких детей двое - картинку получают оба.
2.3. Игры, обучающие детей сравнивать окружающие предметы
Игра «Парные картинки»
Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель игры состоит в том, чтобы учить малышей сравнивать окружающие их предметы по совокупности отличительных признаков, а также по их назначению. Для этого детям предлагается специальный набор красочных парных картинок с привлекательным и разнообразным содержанием. Содержание картинок отвечает естественной потребности детей приобщиться к окружающей действительности — предметной, природной и общественной.
Игровая ситуация дает возможность детям активно обмениваться впечатлениями и, решая обучающую задачу, осмысливать и осознавать свой пока еще небольшой и несистематизированный жизненный опыт. Выполнение правил игры и вопросы взрослого, направляющие рассматривание картинок, сравнивание их, создают благоприятные условия для систематизации и обогащения представлений ребенка об окружающем мире. Сравнивая картинки, дети учатся выделять знакомые им качества предметов (цвет, форму, величину), назначение, а также знакомятся с действиями живых объектов. Таким образом, решая задачу - подобрать к каждой картинке точно такую же, дети приучаются производить элементарный анализ и синтез отличительных особенностей объектов, устанавливать их тождество или различие и определять, в чем оно состоит. Одновременно малыши учатся передавать в связной речи совокупность признаков и качество изображенных объектов и таким образом делают важный шаг на пути к их описанию.
В игре принимает участие небольшая группа детей, между которыми возникает познавательное общение, что имеет важное значение для их сближения и развития взаимопонимания.
Игровой материал. Парные картинки, специально подобранные по содержанию и художественному оформлению. Составить разнообразный набор предметных парных картинок можно, используя следующие настольно-печатные игры: «Лото малышам», «Предметное лото», «Лото на четырех языках», «Ботаническое лото» и др. Очень важно, чтобы содержание и художественное оформление парных картинок затрагивало детей эмоционально, напоминало им то, что они наблюдают в жизни. Картинки желательно подбирать сериями, например: предметы одежды, игрушки, знакомые растения (цветы, деревья, овощи, фрукты), животные (птицы, домашние животные, дикие звери и пр.), а также люди (дети и взрослые, разные члены семьи). Картинки членов семьи есть в «Лото на четырех языках».
Для получения парных картинок из одного лото можно использовать не только маленькие картинки, но и большие карты, разрезав их на отдельные предметные картинки.
Учитывая особенности обучающей задачи игры, необходимо к одинаковым парным картинкам подобрать для сравнения дополнительный комплект картинок с похожими изображениями, имеющими лишь некоторые отличительные признаки. Например, для сравнения пары картинок, где нарисована кукла в красном платье с черными косичками, можно использовать картинку, где нарисована кукла в голубом платье со светлыми кудрями. К паре картинок с новогодней наряженной елкой можно подобрать картинку из ботанического лото, где нарисована ель, растущая в лесу; картинку с игрушечной машинкой можно сравнивать с изображением настоящей машины.
Для хранения и использования игрового материала нужна специальная коробка, где парные картинки находятся отдельно от дополнительных картинок, предназначенных для определения различий.
Описание игры и приемы ее проведения. Игра проводится с подгруппой детей в четыре - шесть человек. По приглашению воспитателя малыши, выразившие желание поиграть в эту игру, садятся за общий шестиместный стол. Каждому из играющих со своего места должны быть хорошо видны все картинки. Непосредственным участником игры является также и воспитатель. Он тоже садится за стол и в ходе игры подает пример выполнения игровых правил и решения познавательной задачи.
Начинается игра с самого простого варианта - подбора парных картинок с одинаковыми изображениями (аналогичный вариант уже встречался в предыдущих играх, см. игру «Кому дать?»). Воспитатель открывает коробку с картинками и достает двенадцать пар картинок. Он показывает малышам выборочно несколько картинок, вместе с детьми любуется ими, вызывая их интерес к изображенным предметам, поощряет высказывания детей, их попытки поделиться своими впечатлениями. Затем взрослый предупреждает детей, что в коробке есть еще много более интересных картинок, с которыми они сейчас все вместе поиграют. Тщательно перемешав все парные картинки, воспитатель раздает их детям. Каждый получает по четыре картинки, на которых изображены разные предметы. Несколько картинок взрослый берет себе (при этом пара к одной из его картинок есть у кого-либо из детей). Остальные три картинки, приготовленные для сравнения, пока остаются в коробке.
Покончив с раздачей картинок, воспитатель предлагает детям разложить свои картинки на столе, внимательно рассмотреть изображенные на них предметы, а затем перевернуть их изображением вниз. Он произносит вместе с детьми следующие знакомые им слова: «Разноцветные картинки показали свои спинки и попрятались от нас. Мы поищем их сейчас!» С этими словами педагог открывает одну из своих картинок (пара от которой есть у кого-либо из детей). «Посмотрим, что тут у меня прячется», - говорит воспитатель, вводя детей в игровую ситуацию. Он называет изображенный на картинке предмет и кратко описывает его отличительные признаки, например: «Вот какая кукла у меня спряталась. Смотрите, у нее косички с красными ленточками, на ножках - белые носочки и коричневые туфельки, а платье красное. У кого из вас прячется такая же кукла? Поищите ее, найдите нам покажите!» Воспитатель кладет картинку на середину стола, чтобы всем было видно, а дети ищут такую же среди своих картинок. Тот, кто найдет у себя такую же картинку, кладет ее рядом для сравнения. Дети вместе с воспитателем сравнивают две одинаковые картинки.
«Эта кукла стоит, - говорит воспитатель. - А эта что делает? У моей куклы красное платье, а у этой какое? У моей куклы косички с красными ленточками, а у этой?»
Отвечая на вопросы воспитателя, дети называют отличительные признаки предмета, изображенного на картинке, и сравнивают предметы друг с другом. Они перечисляют совокупность признаков изображенного предмета и этим обосновывают тождество двух картинок. Отыгранная пара картинок убирается в коробку, а воспитатель предлагает кому-нибудь из детей открыть одну из своих картинок, назвать изображенный предмет и описать его признаки. Опорными вопросами взрослый помогает ребенку описывать предмет. Затем напоминает малышу уже звучащий вопрос и предлагает повторить слова: «У кого прячется такая же картинка? Поищите ее, найдите и нам покажите!» Подобранную картинку кладут для сравнения на середину стола. Вместе с воспитателем все дети по его опорным вопросам описывают изображенные на картинках предметы, устанавливая, что они тоже одинаковые. Картинки убирают в коробку, и игровые действия продолжает следующий ребенок.
Таким же образом дети обнаруживают тождество еще нескольких парных картинок. Затем воспитатель вводит в игру одну из специально подготовленных картинок с предметами одинакового назначения, но с разными отличительными признаками. Например, когда на столе появляется пара картинок с изображениями двух одинаковых игрушечных ведерок, педагог придвигает к ним свою картинку, на которой изображено большое белое ведро с крышкой. Дети легко узнают знакомое им ведро, которое они видели на кухне.
«А у меня тоже есть ведро на картинке! - говорит воспитатель. - Посмотрите на него и на эти два ведерка. Эти ведерки - большие или маленькие? Верно, они оба маленькие. А на моей картинке ведро тоже маленькое? Правильно, оно большое. Как вы думаете, для чего нужно такое большое ведро? А для чего нужны такие маленькие ведерки с цветочками?» и т.п.
Так по вопросам воспитателя дети сравнивают между собой три картинки, выделяют различия во внешних признаках предметов и уточняют их назначение. В результате такого сравнения воспитатель подводит детей к выводу, что рассмотренные картинки, хотя и похожи друг на друга, не являются одинаковыми, вместе с малышами уточняет отличия и сходства.
При первом проигрывании воспитатель три раза использует прием подкладывания похожих картинок, чередуя таким образом сравнение одинаковых и сходных картинок. Кроме картинки с ведерком можно использовать картинки с цветами и машинами (игрушечной и настоящей).
Так проигрывается эта игра в первый раз. При ее повторении используются и другие картинки из дополнительного комплекта. Правила игры.
1. Сначала следует рассмотреть полученные картинки, а потом перевернуть их изображением вниз. При поиске соответствующей картинки нужно переворачивать каждую карточку и возвращать ее в исходное положение.
2. Тот, кто найдет у себя пару к предложенной картинке, должен показать ее всем и положить на стол рядом с ней.
3. Каждый участник игры (по очереди или по вызову воспитателя) открывает одну из полученных картинок, описав ее отличительные признаки, кладет на середину стола и просит остальных разыскать такую же.
Заключение
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.
Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
Список литературы
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
2. Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. – 1987. - №1.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. – 312 с.
4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвищение, 1985. – 160 с.
5. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нискаен. – М., 1990. – 278с.
6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.
7. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – 236 с.
8. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992. – 218 с.
9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
10. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
11. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа. - 1997. - №2.
12. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987. – 305с.