Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Досуг как сфера социализации……………………………………...5

1.1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика………………5

1.2. Функции, принципы, задачи и особенности досуга……………..9

1.3. Досуговые социальные институты в социализации

       подростков………………………………………………………..13

Глава 2   Опрос как метод изучения досуговой деятельности……………21

2.1.    Понятие опроса………………………………………………...21

2.2. Критерии качества данных опроса……………………………..24

2.3. Типы и виды вопросов…………………………………………..30

Заключение…………………………………………………………………..35

Список литературы………………………………………………………….37

Приложение………………………………………………………………….39

Введение

Известно, что сегодня  досуг, как молодежи, так и взрослых, выросших в больших и малых городах различен. Различен настолько, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчетливо  улавливаем отличие  их от  представителей больших городов, что становится понятно - разные это люди, и культура досуга у них разная.

Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой; занятия спортом, в драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными личностями.

При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив превращается в криминогенный фактор общества.

Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием досуга и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, что также обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.

Объект исследования – формы досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования – особенности изучения основных форм досуговой деятельности методом опроса.

Цель исследования – рассмотреть особенности изучения основных форм досуговой деятельности методом опроса.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить сущность понятия «досуг» и дать ему характеристику.

2. Выявить функции, принципы, задачи и особенности досуга.

3. Рассмотреть деятельность досуговых социальных институтов и показать их роль в социализации подрастающего поколения.

4. Рассмотреть возможности применение опроса в изучении досуговой деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что изучение основных форм досуговой деятельности значительно обогатится за счет применения такого метода исследования, как опрос. Результат будет еще более эффективным, если подкреплять исследование и другими социологическими методами.

Изучению форм досуговой деятельности  посвящены работы таких авторов, как: В.И. Андреев [1], В.В. Анищук [2], Г.В. Бурменская [4],                       А.В. Жуганов [8] и др.

Поскольку данная работа требует знание основ социологического исследования, мы обратились к работам: М.К. Горшкова [9],                                    А.И. Кравченко [10], В.А. Ядова [25] и т.д. 

 

Глава 1 Досуг как сфера социализации

1.1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика

Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого  определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.

Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов,             А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой             (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и др.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и др.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг [4].

 Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т.д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием [8].

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе   занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Определение досуга распадается на четыре основных группы.

1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо. 

2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.

3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени [21].

Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения [1].

Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам [1].

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

-         досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

-         досуг  основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

-         досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

-         досуг формирует и развивает личность;

-         досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

-         досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

-         досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

-         досуг стимулирует творческую инициативу детей;

-         досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

-         досуг способствует формированию ценностных  ориентаций;

-         досуг детерминирован внутренне и внешне;

-         досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

-         досуг способствует объективной самооценке детей;

-         досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

-         досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

-         досуг способствует самовоспитанию личности;

-         досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

-         досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

-         природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);

-         детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

-         детский досуг широк в своем понимании [1; 3].

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

1.2. Функции, принципы, задачи и особенности досуга

Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций.

Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность [2]. Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания подростки максимально активно усваивают элементы творческой деятельности. Которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна творческая функция.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах [7]. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.

В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция [21].

Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции [6]. 

Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1.                Принцип всеобщности и доступности- то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2.                Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.

3.                Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4.                Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

5.                Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений.  Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

6.                Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник [2; 4].

Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).

1.3. Досуговые социальные институты в социализации подростков

С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество [1].

Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела осуществляемые в этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к ассоциальным явлениям.

Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям.

Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, где формируется основа для развития собственно человеческих потенций, а также специфические роли и отношения в макро - и микрогруппах, могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие подрастающего поколения.

Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных школах факультативно преподаются предметы «человековедение», «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие, способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается «внедрением» в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекциями и беседами на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся средних школ [8].

Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Указанное выше во многом способствует процессу социализации подрастающего поколения в условиях школы. Однако, внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и юношества.

Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество.

Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой  и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность.

Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферу деятельности досуговых  учреждений в силу отсутствия материальных средств, становится уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния не приходится [21].

В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в большей и большей степени в источник социальной информации превращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный «кодекс нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат – безудержный  рост детской преступности и страстное желание детей разбогатеть, не прикладывая при этом на физических, ни интеллектуальных усилий.

В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, исходя из посылки вредоносности «растаскивания» личности ребенка по ведомствам и сферам влияния, а также опираясь на международный опыт организации детского досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношества в детских садах и учебных заведениях. В результате чего, все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности.

Вместе с тем, параллельно с всеобщей системой может существовать специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могут существовать два типа моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга – общая и специальная, каждая со своим наполнением (приложение 1).

Заметим, что общая модель социализации должна осуществляться за счет государства в рамках детских садов и школьных досуговых программ, а также за счет самоорганизации семейного досуга (самодосуга).

Специальная модель социализации может осуществляться на уровне коммерческих структур, и то, что она не будет доступна всем детям, существенно не отразится на социальном здоровье нации, ибо предполагается, что общая модель вбирает в себя необходимый минимум социальных знаний, умений и навыков для детей, подростков и юношества.

Рассмотрим функции социальных институтов, призванных осуществлять становление и развитие индивида в сфере досуга, в рамках общей модели.

Семья, как институт социализации в большинстве случаев играет решающую роль в деле формирования личности, ее ценностных ориентаций. Семья, формируя молодое поколение, приобщает детей к ценностям и нормам общества. В определенном смысле семья может рассматриваться как своеобразный институт культуры, ибо семья обеспечивает многостороннее участие детей в культуре общества.

Путь социализации ребенка, осуществляемый прежде всего посредством активного и внимательного восприятия окружающего мира, начиная от природы, общения людей, красоты, растворенной во всех формах жизни и деятельности человека, оказывает значительно более глубокое и серьезное влияние, если он начинается в самом раннем возрасте, что возможно только в семье [2; 4].

Целостный нравственно-этический подход к явлениям жизни – результат деятельности, кропотливой и индивидуальной работы с ребенком, которую, в первую очередь, выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом и традициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами и потребности.

Предпосылкой художественного формирования ребенка является совместная культурно-досуговая деятельность родителей и детей. Данные исследования показывают, что совместная досуговая деятельность взрослых и детей в семье носит в целом относительно активный характер

Опыт наблюдения за природой в разные времена года развивает чувство гармонии, цвета, пространства, обогащает воображение и развивает фантазию. Только внутреннее «чувство природы», сложившееся в детстве и отрочестве, может сформироваться в определенный психологический механизм, который будет реагировать всякий раз при взгляде человека на окружающий мир природы. Пробуждение «чувства природы» и закрепление его в сознании ребенка – одна из главных задач социализации.

Таким образом, семья в любом обществе является той нишей, где подрастающее поколение получает первый социальный опыт знания норм и эталонов культуры, знакомится с реальным повседневным поведением и общением людей. Семья выступает и воспитателем детей, реализуя определенные идеалы, нормы, и ценности, приобщая подрастающее поколение к исторически сложившимся формам и видам социальной деятельности, научая детей трудиться и познавать.

При этом следует отметить, что процесс социализации детей, подростков и юношества в каждой семье проходит по-разному и зависит от совокупности факторов: условий субкультуры семьи; полноты семьи; степени, в которой семье удается оказывать влияние на ребенка; материального благополучия семьи; количества членов семьи и места конкретного ребенка в ее структуре; продолжительности времени, уделяемого родителями ребенку в сфере              досуга [8]. Организация совместной досуговой деятельности родителей и детей это, конечно же, прежде всего, дело самой семьи.

Сегодня нет другого социального института кроме самой семьи, который бы был ближе и территориально, и по времени проведения там детей, чем школа.

Более того, именно школа является тем основным звеном системы, которое обеспечивает освоение ребенком тех социальных ролей, которые ему предстоит выполнять как полноправному гражданину, то есть социализировать подрастающее поколение.

При этом  следует отметить, что процесс воспитания, «возделывания» формирующейся, развивающейся личности предпочтительнее осуществлять не разрывая ребенка на части – в клуб, спортшколу, техническую станцию и т.п., а осуществлять всестороннее развитие личности ребенка в стенах самой школы, но с привлечением всех сторон воспитательного процесса, а именно: педагог- ребенок-родители, ибо только педагогическое сотрудничество этих трех сторон может привести к успеху в деле социализации подрастающего поколения.

Реализация специальной модели социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга может осуществляться культурно-досуговыми центрами, парками, физкультурно-спортивными комплексами, музыкальными, хореографическими и художественными школами, библиотеками, техническими станциями, летними лагерями, экскурсионно-туристскими, спортивно-оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями при активном участии всей семьи ребенка. Деятельность обозначенных социальных институтов (при условии обеспечения общей модели) может быть основана на коммерческой основе.

Существует бесконечное множество программно-методических разработок функционирования культурно-досуговых учреждений второго типа, и за ненадобностью мы не будем более подробно останавливаться на анализе их деятельности.

Заметим, что большей эффективности функционирования как общей, так и специальной моделей для работы с детьми, подростками и юношеством целесообразно использовать средства массовой информации, театры, кинотеатры, музеи, выставки, религиозно-культовые учреждения, массовые добровольные организации.

Глава 2   Опрос как метод изучения досуговой деятельности

2.1.    Понятие опроса

Социологу часто необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в различных документах, используемых в социологическом анализе. Например, информация о мотивах, интересах, предпочтениях люден, лежащих в основе их поведения, жизненных планах, структуре отношений в трудовых коллективах, о семейной жизни и бытовой деятельности и т.д. и т.п. Источником такой информации, необходимой для научного изучения социальных процессов, являются непосредственные участники этих процессов - люди, их высказывания о своих собственных мнениях, настроениях, поступках и об окружающей их реальности. Получить такую информацию можно с помощью опроса.

Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма экономичным, поскольку позволяет по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития основных форм досуговой деятельности [5].

Проведение опроса с привлечением достаточного числа квалифицированных анкетеров и интервьюеров позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать необходимую информацию.

Современные возможности стандартизации вопросов анкеты (применение закрытых вариантов формулировок вопросов) позволяют получать унифицированное описание множества индивидуальных единичных высказываний людей, давая возможность использовать для обработки и анализа оперативную и мощную вычислительную технику и методы математического анализа.

Наконец, важное достоинство метода опроса в изучении досуговой деятельности – это широта охвата разнооб­разнейших сфер досуговой  практики. Кажется, нет таких проблем в досуговой деятельности, о которых социолог не мог бы получить информацию, обратившись с вопросником к специалистам социокультурной сферы. В связи с этой последней особенностью познавательные возможности метода часто кажутся социологам почти универсальными. Однако, обращаясь к методу опроса, необходимо учитывать, что информация, полученная социологом от респондентов, отражает изучаемую реальность в том виде, как она «преломилась» в сознании опрашиваемых. Поэтому не всегда можно ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах их поведения и сознания, о событиях, явлениях. Следует всегда учитывать возможные смещения, связанные с особенностями отражения досуговой практики в сознании людей, а также направления и размеры этих смещений.

В основе метода опроса лежит совокупность воп­росов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию [19]. В любом варианте опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения [11; 25]. Связь между главными его участниками, - исследователем и респондентом - обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество получаемых данных.

Во-первых, это анкета или план интервью, т.е. перечень вопросов, в которых эмпирически описывается изучаемая проблема, «переведенная» на язык обыденного сознания опрашиваемых.

Социолог, формулирующий вопросы анкеты, создающий инструкции для анкетеров и интервьюеров, предопределяет, унифицирует будущие ситуации опроса, которые многократно «тиражируются» исполнителями опроса [14]. При этом автоматически «тиражируются» и все исходные параметры, качества, которые заложены в эти документы на стадии их проектирования и испытания.

Во-вторых, это анкетер или интервьюер, непосредственно обеспечивающие заполнение вопросников каждым респондентом. При этом если интервьюирование предполагает личное общение интервьюера с опрашиваемым, то при анкетировании респондент сам заполняет вопросник после соответствующего инструктажа, проведенного анкетером.

Именно анкетеры и интервьюеры воссоздают по заданным образцам предусмотренные исследователем стандартные ситуации опроса, но делают они это в меру своего понимания стоящих перед ними задач, своей квалификации, опыта, добросовестности, психологических особенностей.

Наконец, в-третьих, это ситуация опроса, его условия, склады­вающиеся из служебных и житейских ситуаций респондентов на момент опроса, их эмоциональных состояний, их норм, обычаев и традиций, представлений и отношения к опросу [17].

Таким образом, социалыю-психологического взаимодействие, составляющее основу опроса, имеет сложную и чрезвычайно подвижную, изменчивую структуру, включающую множество факторов, способных влиять на качество получаемых данных.

Такого разнообразия положительных и отрицательных факторов, сопутствующих получению информации от человека, и встречающихся во множестве изменчивых сочетаний не имеет, пожалуй, ни один метод прикладной социологии, кроме опроса. Изучение и учет влияния этих факторов для каждого конкретного исследования требуют от социолога тщательного теоретического обоснования методики опроса, а также экспериментальной проверки надежности опросного инструментария перед началом массового опроса.

Таким образом, организационно-экономические, преимущества на стадии проведения опроса (оперативность, простота, экономичность) требуют от социолога серьезных дополнительных усилий на стадии разработки программы и методического инструментария, связанных с их проверкой и отработкой их надежности.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что опрос - метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне [16]. При этом общение исследователя с источником искомой информации (респондентом) опосредуется специальным методическим инструментом (анкетой или планом интервью), а также анкетером или интервьюером, выполняющими функции операторов, работающих с данным инструментом.

2.2. Критерии качества данных опроса

Качество социологических данных, которые будут получены в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применявшейся методики опроса. При этом ошибки, допущенные при проектировании методики опроса или на этапе его проведения, как правило, не поддаются исправлению на последующих этапах исследования, т.е. данные, собранные ненадежным инструментарием, не станут более доброкачественными от применения изощренных методов математического анализа, а их интерпретация практически лишена смысла.

Вопросник, как инструмент, предназначенный для сбора первичных социологических данных, считается надежным в том случае, если он:

а) обоснован относительно целей его использования, т.е. обеспечивает получение искомой информации;

б) дает достоверную т.е. адекватно отражающую изучаемые аспекты социальной реальности, информацию;

в) дает устойчивые данные, т.е. данные, воспроизводимые при повторении исследования в аналогичных условиях [9; 12; 18].

Достоверность информации - это свойство метода давать информацию, адекватно отражающую изучаемую реальность по измеряе­мым характеристикам [10]. Перед любым социологом, проводящим опрос, стоит задача такой организации условий сбора информации, чтобы полученные данные обладали достаточно высокой достоверностью.

Прежде чем разрабатывать вопросник, подбирать интервьюеров, исследователю необходимо разобраться, каким должно быть поведение респондента при ответе на вопросы и при каких условиях можно получить достоверные данные. И только после этого исследователь приступает к разработке вопросника, отбору интервьюеров, обеспечению условий, которые необходимо создать в процессе опроса, чтобы получить достоверные данные.

Поведение опрашиваемого при заполнении вопросника можно представить в виде некоторой условной схемы (рис. 1) [20]:

Восприятие информации

(содержание вопроса,  

инструкции по заполнению)               

Переработка информации      

1) понимание информации

2) воспроизведение необходимых знаний из памяти                

Ответы на вопросы

1)выбор ответа на вопрос

2)словесное выражение

памяти выбранного ответа (интервью;

3) письменная фиксация ответа (анкетирование)

Рис. 1 Поведение опрашиваемого при заполнении вопросника

Для получения достоверных данных необходимо, чтобы опраши­ваемый 1) воспринял нужную информацию; 2) правильно понял ее; 3) смог вспомнить, если это требуется, о каких-то событиях прошлого; 4) выбрал или сформулировал ответ, соответствующий его мнению или фактическому положению дел; 5) смог адекватно выразить в словах выбранный им ответ [15]. Понятно, что этого недостаточно для получения достоверных данных. Необходимо, чтобы опрашиваемый не только мог, но и хотел искрение ответить на вопросы.

Таким образом, исследователь должен так организовать опрос, чтобы в процессе его осуществлялась актуализация возможностей респондентов и формировалась мотивация к участию в исследовании. Качество первичной информации зависит от качества методики, применяемой для ее получения. Поэтому оценку качества первичных данных правомерно производить в зависимости от качества измерительного инструмента.

Назначение социологического вопросника (бланка интервью или анкеты) в том, чтобы с его помощью замерить определенные переменные, имеющие отношение к предмету исследования, например, мнения или установки респондента по интересующему исследователя вопросу, некоторые социально-демографические характеристики респондентов и пр.

Под устойчивостью инструмента измерения понимают степень воспроизводимости результатов измерения при повторном использовании этого инструмента на той же группе и при тех лее условиях [24].

Численными характеристиками устойчивости могут служить по­казатели устойчивости, в роли которых выступает обычно величина расхождений между результатами нескольких измерений одной и той же переменной с помощью одной и той же процедуры при сохранении условий измерения. Устойчивость инструмента в целом можно проверить путем повторного опроса.

Под обоснованностью измерительного инструмента понимают степень соответствия между регистрируемыми в процессе измерения характеристиками и теми характеристиками, которые планировалось измерить [24].

Обоснованный инструмент измерения должен быть устойчивым. Действительно, низкая корреляция результатов повторных измерений через сравнительно небольшие промежутки времени характеризует либо неустойчивость измеряемой характеристики, либо то, что инструмент измеряет целый ряд сопутствующих факторов, например, связанных с временем и местом измерения. Поскольку большинство измеряемых при опросе факторов (интересующих социолога), как правило, сравнительно устойчивы на протяжении определенных временных интервалов, единственным выводом из низкой воспроизводимости результатов измерения является утверждение о том, что применяемый инструмент измерения не является адекватным исследовательской задаче, то его применение не обоснованно.

Выбор того или иного доказательства обоснованности конкретного инструмента определяется как типом исследуемых характеристик, так и целями исследования.

Всю систему   доказательств  можно  условно  разбить   на   две группы.

В первую группу входят доказательства того, что конструкция вопросов (респонденту и т.д.) вошедших в измерительный инструмент, адекватно отражает измеряемые характеристики, дает именно ту информацию, которую планировал получить исследователь при построении вопроса.

Среди них можно выделить следующие.

Релевантность. Определяется тем, насколько разумно выбрана данная форма инструмента для измерения данной характеристики. Понятие релевантности связано с вопросом о том, можно ли на основании результатов измерения судить о наличии у респондентов определенных знании, личностных характеристик, мнений и установок [22]. Весьма распространенная ошибка, связанная с нарушением этого требования, допускается, например, в тех случаях, когда для получения информации о знаниях респондента применяется в качестве единственного и достаточного инструмента анкетный вопрос, выясняющий самооценку респондентом своих знаний. Например, при планировании бесед, лекций, семинаров на тему применение новых форм работы в социально-культурной деятельности необходимы данные об информированности респондентов по конкретным проблемам  сферы досуга. В связи с этим авторы анкет нередко обращаются к респондентам с вопросами типа: «Насколько Вы информированы по поводу проблемы А, вопроса Б, события В?» Отвечая на них, респондент обычно отмечает одну из предложенных оценок: «хорошо», «средне» или «слабо».

При таком построении вопроса происходит не всегда осознаваемая исследователем подмена информации о знаниях информацией о том, как человек оценивает эти знания. Критерии оценки знаний у разных людей зачастую не совпадают с теми, которые подразумеваются исследователем, когда он задаст вопрос. Малоинформированный слушатель может быть вполне доволен имеющимся у него запасом знаний и оценит свою информированность как хорошую. В то же время человек, обладающий более высоким уровнем знания, не испытывающий дефицит интересующей его информации, выберет оценку «средне» или «слабо». Между тем довольно часто авторы подобных вопросов интерпретируют ответы на них как данные о фактическом уровне знаний респондентов, хотя в действительности речь идет только об их самооценках.

Достоверную информацию о знаниях можно получить с помощью вопросов экзаменационного типа, содержащих задания, экспериментальные ситуации, решение которых требует от респондента использования определенных сведений, навыков, а также знакомства с конкретными событиями, именами [13]. Вопросы такого типа напоминают психологические тесты. Например, одним из индикаторов информированности респондентов о новых формах работы в сфере досуга может быть знакомство с авторами новейших методик организации досуговой деятельности. Для выяснения информированности можно предложить список имен, включающий не только специалистов в сфере досуга, но и других деятелей искусства, науки и т.д. Задача заполняющего анкету состоит в том, чтобы указать, «кто есть кто», или поставить прочерк рядом с именами ему неизвестными.

Совокупность данных подобного рода дает исследователю объек­тивную картину, характеризующую информированность аудитории, в отличие от вопросов о том, как люди оценивают собственный запас знаний.

Таким образом, для решения данной исследовательской задачи вопросы экзаменационного типа должны быть признаны релевантными, а вопросы о самооценках - нерелевантными. Релевантность может быть доказана как логическим путем, так и с помощью методического эксперимента.

Нейтральность (объективность). Степень нейтральности инструмента, определяющаяся ответом на вопрос о том, зависит ли оценка дайной характеристики, получаемой при помощи данного инструмента, только от степени ее выраженности, или же на ее значение влияют какие-то дополнительные факторы [22]. Обеспечение этого требования при конструировании вопросов анкеты связано с учетом различных социально-психологических факторов, влияющих на формирование ответа респондента. Например, вопросы о знаниях, кажущиеся исследователю совершенно нейтральными, могут в определенных ситуациях вызывать сильное воздействие фактора престижа, самоуважения респондента. Это происходит в том случае, когда речь идет, например, о выяснении уровня необходимых профессиональных знаний.

Доступность. Смысл этого норматива состоит в том, чтобы все респонденты могли попять содержание заданий или вопросов. Соответствие вопроса анкеты этому требованию требует эмпирической проверки в пробном исследовании [22].

Различающая способность. Инструмент должен быть сконструирован таким образом, чтобы мог фиксировать с необходимой степенью дробности различия среди респондентов относительно измеряемых характеристик [23]. Однако начиная с некоторой пороговой величины увеличение различающей способности измерительного инструмента ведет к уменьшению его надежности.

Ко второй группе относятся доказательства обоснованности, связанные с решением вопроса о том, насколько результаты, полученные при применении данного инструмента, согласуются с информацией об измеряемых характеристиках, полученной другими способами.

Среди доказательств этого типа выделяются следующие:

«Тест по известной группе». В этом случае сконструированный инструмент проверяется па группе лиц, относительно которых точно известно распределение измеряемых характеристик.

Обоснованность по совпадению. Достаточно часто доказательством обоснованности разработанного инструмента измерения может служить высокий коэффициент корреляции результатов, полученных при применении данного инструмента и другого (готового) инструмента, известного своей обоснованностью.

Проверка надежности и обоснованности измерительного инструмента является сложной и трудоемкой процедурой. Но такая проверка необходима, иначе трудно говорить о научном значении результатов, полученных при применении метода опроса.

2.3. Типы и виды вопросов

 

Многообразие вопросов, задаваемых респонденту, можно упорядочить в трех направлениях с точки зрения:

1)  цели, с которой задается вопрос;

2)  наличия или отсутствия возможных ответов;

3)  содержания вопросов [12].

В зависимости от цели постановки вопроса они подразделяются на следующие типы: содержательные или результативные и функциональные. С помощью результативных вопросов исследователь делает вывод об определенных явлениях и их взаимосвязях. Для функциональных вопросов на первом плане стоит функция оптимизации, упорядочения течения опроса. Хотя исследователь стремится к тому, чтобы выбрать тайне функциональные вопросы, которые имеют для него содержательное значение, однако зачастую эти вопросы не обрабатываются. Можно выделить несколько видов функциональных вопросов: функционально-психологические, фильтры и контрольные.

Функционально-психологические вопросы используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, возникающих у респондента [12; 15]. Если при опросе респондентам задается ряд вопросов, связанных с их служебной деятельностью, а вслед за этим без всякой видимой связи идут вопросы об отношениях в семье и с друзьями, то такой резкий переход от одной темы к другой вызовет недоумение по поводу правомерности вопросов о семейных делах, которые вроде бы и не связаны с производством. Переход должен быть плавный, опрашиваемому следует показать необходимость дальнейших вопросов.

Вопросы-фильтры. Прежде чем задавать респонденту содержательный вопрос, целесообразно выяснить, относится ли он к той группе людей, для которых предназначен этот вопрос. В противном случае последующие вопросы будут заданы не тем людям, для которых они предназначены, что повлечет за собой, смещение результатов.

Так, например, прежде чем выяснить у людей мнение о работе клуба, нужно выяснить, ходят ли они в клуб, насколько часто и какие мероприятия посещают. Если не будет вопросов: «Часто ли Вы ходите в клуб?» и «Насколько часто Вы ходите в клуб?», то при обработке мнений о работе клуба не будет учтен такой существенный признак, определивший их оценки, как компетентность. Ведь оценки людей, часто посещающих клуб, могут весьма существенно отличаться от мнений тех, кто судит о работе клуба понаслышке.

Контрольные вопросы получили широкое распространенно в практике социологических исследований. Их назначение - проверка достоверности данных.

Сначала можно спросить респондента, насколько он доволен своей работой. Через несколько вопросов задается первый контрольный вопрос: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?», затеи второй: «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно но работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?» Сопоставление ответов на три вопроса дает информацию об искренности опрашиваемого. В случае противоречия в ответах такие результаты бракуются либо подлежат дополнительному изучению с целью получения адекватной информации.

Контрольные вопросы могут выполнять несколько функций. С их помощью можно контролировать ответы на одну тему, они могут служить основанием для высчитывания коэффициента доверия к анкете в целом или к отдельному вопросу. Можно включить в анкету вопрос, данные о котором стопроцентно известны [9].

Необходимо понимать, что контрольный вопрос никогда не должен следовать сразу за тем вопросом, ответ на который он контролирует. Это связано с тем, что ответ опрашиваемого на каждый последующий вопрос находится под влиянием содержания предыдущего вопроса и ответа респондента на него.

Вопросы делятся на открытые и закрытые в зависимости от того, предлагаются ли после их формулировки возможные ответы.

К закрытым относятся вопросы, в которых респонденту предлагаются один или несколько возможных ответов. Ему может быть предложено каким-либо образом пометить или подчеркнуть выбранный ответ или ответы в анкете; при интервью возможные ответы зачитываются или показываются на карточке. Существует несколько видов закрытых вопросов: «да - нет», альтернативные а «вопросы-меню».

Специфика этого вида вопроса заключается в том, что его формулировка не уравновешена, т.е. в ней присутствует только один из возможных ответов, что способствует выбору его респондентом. Употребление этого вида вопроса сомнительно в методическом отношении, особенно при изучении знаний, мнений и установок.

Это требование не соблюдается многими исследователями как при сборе информации о фактах и действиях, так и при выяснении знаний, мнений и установок. Некоторые социологи, для того чтобы уменьшить смещение, помещают внушающую альтернативу в середине вопроса, например: «Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дома радио?», «Как вы считаете, нужен ли Вашему городу новый Дворец культуры?» Несомненно, внушающее воздействие при этом уменьшается, однако нет оснований утверждать, что оно исчезает полностью.

Уравновешенность альтернатив в формулировке вопроса делает смещение ответов гораздо меньше, и употребление этого вида вопроса предпочтительней предыдущего. Правда, в некоторых случаях, особенно при получении событийной информации, альтернативный вопрос звучит несколько коряво, например: «Знаете ли Вы мероприятия, которые проводит ДК «Шахтер» ли Вы не знаете?» Поэтому при получении данных о фактах и действиях часто применяется простой «да - нет» вопрос. Однако подобный выход из положения нельзя считать эффективным. Нужно помнить, что анкета - это не упражнении в стиле. В этих случаях следует улучшить формулировку.

Интересной разновидностью функционального вопроса является опрос-диалог. В уста псевдособеседников вкладываются противоположные высказывания. От опрашиваемого требуется согласиться с одним из них. Форма диалога имеет то преимущество, что абстрактное становится более наглядным. Использование рисунков, изображающих собеседников, усиливает прожективный эффект, позволяет ввести респондента в ситуацию опроса [23].

Шкальный вопрос - не менее важная  разновидность   альтерна­тивного   вопроса.   В этом   случае опрашиваемые должны отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.

От альтернативного вопроса следует отличать «вопрос-меню». Этот вид позволяет опрашиваемому выбрать несколько ответов, и в том его коренное отличие от альтернативного вопроса, где предполагается выбор только одного ответят.

При этом опрашиваемый может выбрать один, два или более ответов. Иногда «вопросы-меню» разрабатываются таким образом, но допускается выбор лишь ограниченного числа ответов.

Игнорирование различий между альтернативными вопросами и«вопросами-меню» приводит к неправильному их употреблен Исследователь считает вопрос альтернативным, а возможные варианты ответов на него не исключают друг друга. В результате задается «вопрос-меню», и опрашиваемые дают не один, а несколько ответов. Собранная информация не соответствует проблема необходимые данные, как оказывается, не получены [13].

Разработка закрытых вопросов. Закрытые вопросы всегда содержат определенный выбор возможных ответов или категорий, которые должны быть разработаны исследователем. Иногда это несложно, например при «да - нет» вопросах или некоторых альтернативных: дихотомических, шкальных и др. В иных случаях возникнут определенные затруднения.

Классификация возможных ответов должна опираться на общую схему изучаемой ситуации; эта схема доля содержать в себе основные элементы и процессы, которые следует выделить в данной ситуации, с тем, чтобы можно было их понять предугадать ее будущее состояние и принять по отношению к ней определенные решения.

Полузакрытый вопрос. Если нет уверенности в том, что для выражения своего мнения опрашиваемому достаточно приведенного списка возможных ответов, целесообразно применение полузакрытого вопроса. Он предоставляет опрашиваемому возможность либо уклониться от выбора именно данных альтернатив, включая в список возможных ответов альтернативу типа «не могу сказать точно», «не задумывался над этим», «не помню», либо ответить по-своему, включая альтернативу «если что-нибудь другое, пожалуйста, напишите». Однако опыт свидетельствует, что респонденты, как правило, ограничиваются предложенными вариантами ответов. Поэтому полузакрытый вопрос во многих случаях по своим возможностям равен закрытому вопросу.

Открытые вопросы не предлагают возможных ответов, и ответы на них полностью записываются интервьюером или самим опрашиваемым [22; 24].

Обработка открытых вопросов. Прежде чем табулировать и ста­тистически анализировать ответы на открытые вопросы, необходимо произвести их классификацию и кодирование. Эта процедура состоит в выделении определенных групп, по которым следует разнести полученные данные. Выделение этих категорий происходит на основе тех же принципов, что и при разработке набора ответов для закрытого вопроса.

Таким образом, применение метода опроса в изучении основных форм досуговой деятельности будет способствовать получению информации о принципах, методах, основных направлениях досуга, проводимого тем или иным культурным учреждением. Поскольку опрос не всегда является достоверным социологическим методом, его лучше подкреплять другими методами, например, такими как наблюдение и контент-анализ документов.

Заключение

Изучение основных форм досуговой деятельности на современном этапе является очень актуальной проблемой. Это объясняется падением интереса населения к культурных традициям в последнее десятилетие. Однако, досуговая сфера дает человеку возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. К тому же отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания.

Досуговая деятельность является важной составляющей в повышении культуры населения, требующая постоянного изучения. Для того, чтобы провести подобную работу, необходимо использовать социологические методы.

В литературе по социологии рассматривается все многообразие методов, с помощью которых можно изучать ту или иную проблему (опрос, экспертные оценки, наблюдение, метод анализа документов и т.д.).

В данной работе в качестве метода исследования был рассмотрен опрос. В основе этого метода лежит совокупность вопросов, предлагаемых респондентам.

При разработке анкеты для изучения форм досуговой деятельности могут применяться такие виды вопросов, как:

- функционально-психологические;

- вопросы-фильтры;

- контрольные вопросы;

- шкальные вопросы;

- открытые вопросы;

- закрытые вопросы;

- олузакрытые вопросы.

Использование опроса в изучении основных форм досуговой деятельности, помогает выявить принципы, методы, цели и задачи досуга, организуемого тем или иным учреждением культуры. Исследование, проводимое с помощью опроса, может носить практический характер, потому что его результаты могут быть внедрены в деятельность конкретного досугового учреждения и возможно будут способствовать совершенствованию этой деятельности.

Список литературы

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань, 1988. – 233с.

2. Анищук В.В. Рост социальной активности молодежи. - Киев, 1989. – 287с.

3. Артемьев Т.И. Развитие личности и ее способностей. - М., 1982. – 276с.

4. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. - М., 1991. – 322с.

5. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. – М.: Высш. шк.,1989.-176с.

6. Верб Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. -Л., 1981. – 276с.

7. Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. - М., 1991. – 265с.

8. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. - Л., 1991. – 187с.

9. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: политиздат,1990.-288с.

10. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.: Новая школа,1995.-144с.

11. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-384.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. – 344с.

13. Осипов Г.В. и др. Социология. – М.: Мысль,1990.-446с.

14. Основы социологии. Курс лекций / Отв. Ред. А.Г. Эфендиев.- М.,1993.-Ч.1.-348с.

15. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. - СПб., 1997. – 276с.

16. Рабочая книга социолога. – М.: Наука,1977.-390с.

17. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Центр, 2003.-224с.

18. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. – М., 1998.-С.88.

19. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ,1998.-439с.

20. Социология: Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»,2002.-1036с.  

21. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. - М., 1991. – 322с.

22. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб, 1997. – 208с.

23. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. -СПб., 1991. – 276с.

24. Филатова О.Г. Социология: Учебник для вузов. – СПб., 2002.-512с.

25. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Дело,1997.-235с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТИПЫ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА

Общая модель                                                                                             Специальная модель

(обязательная)                                                                                                   (добровольная)

Типы социально-досуговых учреждений:

(основные)

семья, детский сад, учебные заведения                         семья, парки,

средние школы, школы-интренаты,                               летние лагеря, библиотеки,

специнтернаты, ПТУ, колледжи,                                   технические станции,

техникумы, вузы и т.д.                                                    культурно-досуговые центры,

                                                                     физкультурно-спортивные комплексы,

                                                            музыкальные, хореографические,

                                            художественные школы.

(вспомогательные)

средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.

Виды деятельности в сфере досуга

Программные виды деятельности:                                Добровольные виды

Общественно-политическая,                                              деятельности

Художественная (музыка, изо,                                      (ориентацией на

Хореография, драма),                                                        склонности и способности).

Техническая, спортивная.                                                     

Направления деятельности

(общая и специальные модели)

-          этнография;

-          история;

-          эстетика;

-          экология;

-          человековедение;

-          профориентация;

-          техника.

Формы деятельности общей и специальной моделей

                                              Индивидуальные, групповые, массовые