Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………………………….3

2. Поурочное планирование……………………………………………….5

3. Перечень мировоззренческих вопросов………………………………..7

4. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий……………..8

5. Перечень материала, предназначенного для контроля знаний……….8

6. Учебные задачи………………………………………………………...10

7. Конспект урока…………………………………………………………11

8. Анализ урока……………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………….15

1.       Пояснительная записка

Трансформация российской экономики и общества в целом: изменение политической и экономической ситуации, перепрофилирование или закрытие предприятий и организаций, снижение активности региональных рынков труда, появление безработицы, обнищание значительной части населения страны, значительное обеднение рынков профессий, проблемы государственного финансирования сфер образовательных услуг и научных школ, пониженная ориентированность образовательных структур на рынке труда, «утечка мозгов», снижение качества образования и ценностей профессионализма, несоответствие профессионально - квалификационной структуры рабочей силы складывающемуся региональному рынку труда, снижение уровня трудовой мотивации у населения в целом, пассивность профессиональной личности и ее медленное «раскрепощение» в процессе самоопределения, самореализации, самоактуализации и профессионализации - все это обусловливает значительные рассогласования:

- между уровнем профессионального потенциала в выбранной человеком профессии и уровнем профессионального потенциала, востребованного рынком;

- между    уровнем    профессионального    потенциала    и    уровнем образовательных       услуг      (сферой       образовательного          этапа профессионализации);

- между рынком профессий и рынком труда;

- между     внутриличностными     потребностями     и     социально-экономическими возможностями населения, прежде всего у молодежи.

Вместе с тем в условиях базисного переструктурирования экономики происходит не столько изменение в спектре профессий, востребованных рынком труда, в социальном престиже и социальном статусе профессий и, следовательно, в ценности того или иного профессионального выбора в возможностях профессиональной карьеры, сколько осуществляется переход в новую культуру, в новую систему профессиональных ценностей, получение новых профессиональных установок, формирование нового стиля как профессиональной деятельности, так и жизни в целом, возникновение новых трудовых отношений, которые происходят с большими социальными издержками.

Актуальность           исследования                 профессионального консультирования старшеклассников в условиях государственного общеобразовательного учреждения обусловлена тем, что акцент в проведении государственной политики в сфере профориентации школьников явно центрирован на государственных общеобразовательных учреждениях, которыми являются общеобразовательные школы.

Цель данной программы: повышение роли и значение ориентации школьников на подготовку к самостоятельному и обоснованному решению выбора сферы трудовой деятельности, формирование у них социально психологической зрелости при решении сложного вопроса выбора профессии.

Основные задачи программы:

- ознакомление   учащихся   с   миром   профессии   и   изучение   их особенностей;

- информационное  сопровождение  процесса  профессионального самоопределения;

- помощь в выборе профессии;

- разработка этапов построения профессиональной карьеры;

- помощь каждому учащемуся в познании себя.

2. Поурочное планирование

№ урока

Тема

Количество часов

Примечание

1

Давайте познакомимся

1

беседа

2

Что такое профессия?

2

3

Классификация профессий

2

4

«Я» и профессия

2

5

Профессия и самореализация

2

6

Актуальность профессии

2

7

Кто такой настоящий профессионал?

1

8

Какие профессии будут востребованы на рынке труда ?

1

9

Профессионально важные качества

1

10

Значение роли образования для профессионала

1

11

Развитие профессионально важных качеств

1

12

Специалист «узкого и «широкого» профиля

1

13

Разделение труда в современном обществе

1

14

Человек как личность постоянно создающая себя

1

15

Самоактуализация

1

16

Личностный подход в профконсультации

2

17

Отношение мотива к цели

2

18

Познание себя

1

19

Становление профессионала

2

20

Разработка этапов построения профессиональной карьеры

2

21

Построение личной профессиональной перспективы

2

22

Значение теоретических знаний в становлении профессионала

2

23

Всего

34

3.       Перечень мировоззренческих вопросов

1.       Вводное занятие. (1  час). Знакомство с коллективом. Правила работы в группе.

2.        Мир профессий.  (10 часов).  Раскрытие термина «профессия». Критерии по которым можно классифицировать профессии. Мой личный выбор профессии и какие факторы повлияли на данный выбор. Что именно хочет реализовать учащийся в выбранной им профессии. Востребованность какой профессии актуальна на данное время.

3.       Будущее выбирает профессионалов. (7часов). Раскрытие термина «профессионал».   Обсуждение   о   востребованности   профессии   (какой?). Образование как составляющая часть в становлении профессионала. Методы при   помощи   которых   происходит   развитие   профессиональных   качеств. Каким должен быть профессионал: специалистом «узкого» или «широкого» профиля? (Обсуждение данного вопроса).

4.       Внутренний мир человека. (7 часов). Образ «Я» в деятельности. Проведение профконсультаций с учетом личностных особенностей каждого в отдельности. Выявление мотивов и их соотношение с целью. Раскрытие своих личностных особенностей.

5.       Как стать профессионалом? (8 часов). Факторы влияющие на становление профессионала. Взгляд в будущее. Теория как одна из главных составляющих в становлении профессионала.

6.       Заключительное    занятие.    (1     час).    Подведение    итогов    в профессиональном самоопределении учащихся 10 классов.

4.       Перечень учебного оборудования и наглядных пособий.

1.       Дидактические материалы.

2.       Материалы для форм профориентационной работы.

3.       Материалы для упражнений.

4.       Средства технического обеспечения.

5.       Перечень материала предназначенного для контроля знаний.

1.       Дать определение термину «профессия».             

2.       Раскрыть сущность этого понятия.

3.   Назвать признаки, по которым можно классифицировать профессии.

4.      Рассказать, как ты видишь себя в роли конкретного специалиста.

5.   Дать понятие самореализации, в контексте профессионального становления.

6.      Объяснить, какие факторы влияют на становление профессионала.

7.    Доказать,   что   профессия   менеджер   востребована   на  данный момент.

8.    Перечислить профессии, которые являются востребованными в Кемеровской области.

9.      Перечислить профессионально важные качества.

10.   Проанализировать, какую играет роль образование в становлении профессионала.

11.   Назвать, что влияет на развитие профессионально важных качеств.

12.  Объяснить, каким должен  быть  профессионал  «узкого»  или  «широкого» профиля.

13.   Дать понятие слову «личность» как постоянно создающая себя.

14.   Дать определение самоактуализации.

15.   Назвать этапы личностного подхода в профконсультации.

16.   Соотнести мотив к цели.

17.   Дать понятие слову «личностные особенности».

18.  Указать, какие факторы влияют на становление профессионала.

19.     Перечислить этапы построения профессиональной карьеры.

20.     Постройте свою личную профессиональную перспективу.

6. Учебные задачи

1. Задача предполагающая воспроизведение знаний.

Назовите основные признаки педагогической технологии.

2. Задача предполагающая простые мыслительные операции.

Соотнесите   личностные   качества   с   профессионально   значимыми качествами учителя.

3.       Задача предполагающая сложные мыслительные операции.

Выявить     условия,     от     которых     зависит     взаимопонимание     и взаимодействие партнеров по общению.

4.  Задача предполагающая обобщение знаний и сочинений.

 Напишите реферат на тему: «Я и карьера».

5.      Задача предполагающая продуктивное мышление.

Старшеклассник затрудняется в выборе профессии. Что поможет ему определиться в этом вопросе?

7. Конспект урока

Дата: 10.02.03.

Класс: «11»

Урок: Психологии.

Тема: Причины выбора манипулятивного стиля общения.

Цель: показать зависимость выбора стиля общения от внутреннего состояниям человека.

Учебные задачи:

-    обоснование цели

-    выявить причины, по которым человеку иногда преувеличивает свою силу и слабость.     

-    выявить факторы, влияющие на нарушение целостности личности.

В начале занятия важно обосновать цель. Это можно сделать в свободной беседе либо использовать тексты популярных книг по практической психологии (например, «Как стать несчастным без посторонней помощи» Павла Влацлавика). Необходимо отметить, что множество честных людей страдает от всевозможных манипуляций, что этот вид деструктивного поведения в общении оказывает наиболее пагубное влияние на здоровье человека. А для того чтобы научиться методам «противоманипулятивной защиты», важно понять причины выбора человеком этого стиля.

Упражнение 1.

Группа делится (произвольно) на две подгруппы. Первая подгруппа должна найти и записать причины, по которым человеку иногда бывает выгодно преувеличивать свою силу. Вторая подгруппа должна раскрыть причины, по которым человеку бывает выгодно преувеличивать и демонстрировать  свою  слабость.   Перечисленные  причины  должны  быть проиллюстрированы    случаями    из    жизни.    После    окончания    работы представители подгрупп предъявляют ее результаты.

Упражнение 2.

«Несчастная Лисонька» и «Крутой Волк - рэкетир».

Инструкция: учащиеся придумывают сценки с произвольным сюжетом на заданную тему. Организуются две творческих группы. Можно использовать предыдущее разделение. Группа, которая анализировала причины преувеличения человеком собственной силы, работает над сценой «Крутой Волк-рэкетир». Группа, отвечавшая на вопрос о «выгоде» преувеличения собственной слабости, сочиняет сцену «Несчастная Лисонька». «Сценаристы» сами должны наполнить сюжеты различными персонажами.

Основное условие - главную роль играют два человека. Один показывает внешнее манипулятивное поведение (соответствующие жесты, реплики, позу), другой за спиной первого (или рядом с ним) демонстрирует истинное внутреннее состояние героя (Волка и Лисы), также используя жесты, и мимику, и реплики, отражающие скрытые чувства и намерения. При демонстрации этих сцен желательна видеозапись. Обсуждение идет параллельно с просмотром видеоматериалов.

Рефлексия.

Полезно обратить внимание на чувства «раздвоившихся» актеров. Какое отношение возникло к своему партнеру - «истинному» лицу? Хотелось ли поменяться ролями? При обсуждении упражнения необходимо обратить внимание на нарушение целостности личности и угрозу душевному здоровью человека, если манипулятивный стиль закрепляется в качестве основного.                                                                              

Домашнее задание: Прочитать (или перечитать) повесть                           Ф.М. Достоевского «Двойник».

8. Анализ урока.

Тема: Психологическая структура личности

Дидактическая

задача

Содержание этапа

Условия

получения

положительного

результата

Показатели

выполнения

дидактической

задачи

1 этап. Организация начала урока.

Подготовил

учащихся к

началу работы

на уроке.

Приветствие.

Проверка готовности

учащихся к уроку,

готовность доски.

Учитель был

собран,

требователен,в

тоже время

доброжелателен,

отсутствие

многословия.

Кратковременность

орг. момента,

полная готовность

класса к работе на

уроке,

оборудование

доски. Класс

быстро включился

в работу.

2 этап. Проверка выполнения домашнего задания.

-------------

------------------

-----------------

------------------

3 этап. Всесторонняя проверка знаний.

Глубокая

всесторонняя

проверка знаний,

умений,

навыков.

Проверка полноты,

систематичности,

осознанности,

прочности знаний и

проверка

сформулированности

общих учебных

умений.

Постановка

дополнительных

вопросов для

проверки

осознанности

знаний.

Рецензирование

ответов учителем и

учащимися с

указанием

положительного и

недостатков в

знаниях.

4 этап. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного

материала.

Подготовка

учащихся к

беседе.

Формулирование

положительной

мотивации.

Материал был

изложен в доступной

и понятной форме, с

опорой на

имеющиеся знания

учащихся. Материал

был построен

логически верно.

Были

актуализированы,

знания учащихся

(Как вы это

понимаете?),

опора на

жизненный опыт

учащихся.

5 этап. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Установить

осознанность

усвоения нового

материала.

Учитель старался

проверить понятно

ли учащимся

основное

содержание урока.

Учитель в

течение урока

активно работает

с классом

привлекая

внимание

учащихся к

доске (где

изложен

схематично

материал),

вопросы

построены

логически верно,

учит делать свои

выводы.

                                    6 этап. Закрепление новых знаний.

Ориентация

деятельности

школьников по

применению

изученных

знаний на

практике.

Закрепление новых

знаний построено в

вопросах, т.е.

учитель задает

вопрос ученик

отвечает.

Учащиеся

пробовали

воспроизводить и

оперировать

полученными

знаниями.

7 этап. Подведение итогов урока.

Данный этап на уроке был проведен очень быстро, и не достиг своей главной

цели.

8 этап. Информация о домашнем задании. Инструкция по

его выполнению.

На основе

выявленных

результатов

усвоения нового

материала дать на

дом задание,

которое было бы

направлено на

дальнейшее

развитие знаний и

подготовку к

последующему

обучению.

Было сообщение о

домашнем

задании, но не

было

инструктажа,

уточнении о его

выполнении.

Учитель не

посоветовал

учащимся как

лучше выполнить

домашнее

задание.

Записи на доске по

поводу домашнего

задания не было.

Список литературы

1. Блонский П.П. Психология младшего школьника.  - М.,   Воронеж, 1997.

2. Выготский Л.Я. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.

3. Гальперин   П.Я.   Методы   обучения   и   умственное   развитие ребенка.- M., 1985.

4. Гальперин     П.Я.,     Кабыльницкая     С.Л.     Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

5. Давыдов   В.В.   Психическое   развитие   в   младшем   школьном возрасте // Возрастная  и     педагогическая психология     / Под ред.                     А.В. Петровского. - М., 1979.

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

7. Кабанова-Меллер    Е.Н.    Формирование    приемов    умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.

8. Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. - М., 1989.

9. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987.

10. Маркова   А.К..,   Лидере   А.Г.,   Яковлева   Е.Л.   Диагностика   и коррекция   умственного   развития   в   школьном   и   дошкольном   возрасте. Петрозаводск, 1992.

11.  Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. - М., 1997.

12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1996.

13.     Руководство   практического   психолога:   готовность   к   школе: развивающие программы. М.,1998.

14.     Талызина.     Н.Ф.     Формирование    приемов    математического мышления. - М., 1995.