Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Значение и место экскурсий по зоологии во внеклассной работе…...5

2. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии………………..8

3. Биологические вечера, их значение в воспитании учащихся……….10

4. Внеклассные индивидуальные занятия по биологии………………..12

5. Экологическое воспитание учащихся в процессе внеклассной

    работы…………………………………………………………………...13

6. Уголок живой природы, как один из видов внеклассной работы…..15

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….21

Введение

Комплекс внеклассной работы по биологии ориентирован на повышение эффективности биологический подготовки учащихся, а также ориентирован на воспитание у школьников интереса ко всему новому и передовому.

Центром всей внеклассной работы должен быть биологический кружок. Кружковая работа раскрывает большие возможности для педагогического творчества, апробации идей и нововведений. Свобода руководителя кружка в выборе содержания, форм и методов ведения занятий помогает избежать перегрузок при усвоении новой информации. Неформальные, доверительные отношения между руководителем кружка и учащимися, как правило, способствуют успешному решению воспитательных задач: осознанию ответственности за порученное дело, долга, а также готовности к труду и желанию учиться.

Важная задача внеклассной работы по биологии – формирование экологического мышления учащихся, умения оценивать свою деятельность с природоохранной точки зрения.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе.

Формирование и развитие экологической культуры – сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями идеологии, политики, права, науки, производства, искусства, образования и просвещения. 

Цель работы – изучить особенности формирования у школьников бережного отношения к природе на внеклассных занятиях по биологии.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить значение и место экскурсий по зоологии во внеклассной работе;

- рассмотреть процесс воспитания учащихся в процессе обучения биологии;

- рассмотреть значение биологических вечеров в воспитании учащихся;

- рассмотреть внеклассные индивидуальные занятия по биологии;

- изучить экологическое воспитание учащихся в процессе внеклассной работы;

- рассмотреть уголок живой природы, как один из видов внеклассной работы.

1. Значение и место экскурсий по зоологии во внеклассной работе

Большое место в процессе преподавания в школе отводится экскурсии. Экскурсия основана на непосредственном восприятии учащимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В то же время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной  среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях, сливаются в более широкое понятие – «природа».

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях приучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.

На экскурсиях учитель должен проводить работу по уточнению и расширению понятий, формированию материалистического мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств, приобретению учащимися умений наблюдать в природе [1].

Экскурсии проводятся непосредственно в природу, музеи, на выставку, в ботанический сад, зоопарк, на фабрики, заводы и т.д. Они бывают учебные (программные) и внеучебные (непрограммные).

Каждую экскурсию учитель заранее тщательно готовит.

Предварительно ему необходимо самому побывать на месте проведения экскурсии; найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и определить маршрут, удобные места для остановок; продумать характер самостоятельных наблюдений учащимися; выяснить, что ребята могут собрать для коллекции (без ущерба для природы); составить план проведения экскурсии; наметить основные вопросы для итоговой беседы.

Должны быть подготовлены к экскурсии и учащиеся. Учитель знакомит детей с задачами и целью экскурсии; на уроке, предшествующем экскурсии, ставит перед учащимися вопросы, которые они должны будут решить на экскурсии; распределяет задания для наблюдений и сбора природного материала [4].

Успех экскурсии во многом зависит от ее организации. С этой целью класс может разделиться на небольшие группы (по 5-6 человек) и назначить в каждой старшего, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий. Каждая группа имеет соответствующее снаряжение: компас, лопатки, папки для гербария, этикетки, баночки, лупу и т. п. в зависимости от характера экскурсии.

Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.

Соответственно месту и объектам изучения учитель определяет структуру, методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут. Например, вот как можно провести зимнюю экскурсию.

Содержание экскурсии: определение признаков зимы, свойств снега и льда, характерных признаков лиственных и хвойных деревьев; наблюдение за жизнью зимующих птиц, растений и зверей, деятельностью человека по охране природы.

Методы и виды работ: беседа, рассказ учителя, наблюдения, практическая работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала.

Маршрут и объекты для наблюдений: дорога, пруд или озеро, лес; зимующие птицы (ворона, галка, сорока, воробей, синица, дятел, снегирь); деревья (береза, липа, дуб, сосна, ель); растения под снегом; насекомые и их личинки под корой или в старом пне; следы на снегу.

Во время экскурсии дети собирают веточки и плоды отдельных деревьев и кустарников, упавшие кусочки коры, сухие стебли трав, выкапывают из-под снега одно зеленок растение. Если в лесу дети найдут шишки, расклеванные птицами, обгрызенные белкой, или какие-нибудь другие следы жизни леса, то их тоже надо принести в класс. Хорошо, если учителю, а может быть, и ученику удастся сделать несколько фотоснимков.

Желательно увидеть деятельность человека по охране природы (подкормку птиц, искусственные гнездовья, кормовые столики для птиц и других животных и т.д.) и самим принять непосредственное участие в этой работе [1].

В конце экскурсии учитель проводит беседу по следующим вопросам: как выглядят зимой лиственные и хвойные деревья и кустарники? Какое значение для жизни растений имеет снег? Каких животных можно наблюдать зимой в лесу, по дороге в лес, на пруду или озере? Чем питаются зимующие птицы?

В последующие дни дети оформят из материалов экскурсии выставку в уголке природы. Собранные материалы можно использовать на предметных уроках.

Подобные экскурсии имеют не только образовательные задачи (освоение детьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этом в растительном и животном мире), но и воспитательные. Надо уже с начальных классов воспитывать в детях любовь к природе, открывать для них мир больших чувств и мыслей, делать ребят защитниками, друзьями природы.

Знакомство с растительным и животным миром лучше всего организовать при проведении комплексных экскурсий. Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся могли сами открывать те связи и взаимозависимости,  которые существуют между животными и растениями. Так, на экскурсии к водоему можно показать эту связь на примере лягушки, которая питается в основном насекомыми. Уничтожение лягушек ведет к тому, что комары и мошки размножаются в районе водоема в огромном количестве.

Собранный на экскурсии материал оформляют соответствующим образом и используют на различных уроках [3].

2. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии

Значение школьного курса биологии определяется в первую очередь содержанием научных знаний о живых системах различного уровня. Особое внимание уделяется надорганизменным уровням организации:  популяции видов, сообщества (биоценозы), биогеоценозы (экосистемы) и биосфера в целом.

В соответствии с усовершенствованными программами школьник овладевает знаниями о биологических системах всех уровней организации живого. При изучении ботаники – об организме, видовом многообразии, растительном сообществе. В курсе зоологии сообщество рассматривается уже во всем богатстве его элементов – растений, животных, грибов, микроорганизмов. Изучая тему «Дарвинизм» (общая биология), школьники овладевают знаниями о популяции как элементарной структурной единице вида, на уровне которой проявляется действие движущих сил эволюции и происходят микроэволюционные процессы.

Значение этих знаний определяется тем, что они раскрывают многоступенчатый характер организации живого, где каждая ступень – система, имеющая свои особенные свойства, не сводимые к свойствам составляющих ее элементов

На уроках биологии школьник познает эволюционную теорию, которая не только служит в руках человека мощным инструментом познания, но и дает возможность оптимизировать отношения между обществом и природой. Овладев теорией естественного отбора, учащийся сможет понять и объяснить явления гибели одних организмов, которых и не стремились уничтожить,  и появление видов, устойчивых, например, к ядам, что часто случается при использовании ядохимикатов.

Изучая эволюционную теорию и развитие органического мира, ученик убеждается в средообразующей функции живого вещества, в формировании ландшафта на различных этапах развития биосферы. Функции живого проявляются в таких значимых для жизни человека процессах, как круговорот веществ и поток энергии, важнейшим следствием которых является самоочищение биосферы в целом и ее подсистем.

В курсе биологии естественнонаучные, собственно экологические знания следует тесно связать с социальными аспектами экологии. При этом будет реализована задача ценностной ориентации школьника, понимание им ценностей природы для общества и каждого человека, осознание целей и оценки последствий ее использования.

Изучение влияния деятельности человека на биосферу дает возможность показать сущность того явления, которое именуется экологической опасностью и даже экологическим кризисом [4].

Взаимосвязи общества и природы наиболее полно и обобщенно раскрываются через знания об охране природы. В нашей стране охрана природы направлена на обеспечение рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов.

  При обучении биологии школьники осваивают научные основы таких мер по охране природы, которые направлены на сохранение генофонда биосферы, связаны с оценкой состояния популяций и их использования человеком, с защитой окружающей природной среды от загрязнения.

При изучении охраняемых территорий учитель показывает не только ее экологическую необходимость и целесообразность, но и социальную сущность. Так создание сети государственных заповедников оценивается как акт государственной важности.

Школьник должен понимать, что создание заповедников имеет смысл при условии сохранения их в неприкосновенности в течение жизни нескольких поколений людей, иначе ценность их теряется.

Важно не только обеспечить глубокие и прочные знания о взаимодействии общества и природы, но и включить школьника в систему его отношений к обществу, людям и к природе. Большую роль в этом играют межпредметные связи, помогающие установить единый подход к рассмотрению взаимодействия общества и природы [5].

3. Биологические вечера, их значение в воспитании учащихся

Одной из форм проведения внеклассных мероприятий может быть вечер. При такой форме досуга следует максимально использовать возможности его эмоционального воздействия. Программа вечера в первую очередь должна быть обращена к сердцам и чувствам ребят. При разработке тематики вечера следует определить основную воспитательную задачу, после чего в соответствии с основным содержанием кружковой работы написать его сценарий.

Программа вечера:

1. Встреча с рабочими предприятия:

- конкурс интервью по теме «Используются ли при выработке индивидуального стиля работы, приемов рационализации рабочими знания, полученные по анатомии, физиологии?»

- ответы гостей на вопросы учащихся.

2. Конкурсы развития трудовых навыков:

- умение концентрировать внимание;

- умение работать двумя руками;

- умение рационально строить движения;

- умение собирать модели из деталей конструктора.

3. Награждение гостей и победителей конкурсов памятными подарками, концертная программа.

В гости к учащимся следует приглашать передовиков производства, использующих интересные приемы рационализации рабочих движений, выработки индивидуального стиля деятельности. Конкурс интервью среди учащихся объявляют заранее, с тем, чтобы на вечер они уже пришли с подготовленными вопросами.

Для проведения конкурсов нужно создать жюри из преподавателей, передовиков производства, выпускников школ и т. д. Беседа-интервью должна происходить на сцене и продолжаться не более 3-4 мин. Жюри должно решить: чья беседа была самой интересной. Конкурсы развития трудовых навыков дадут возможность продемонстрировать учащимся и собственные достижения, нацелят их на упражнение профессионально значимых движений.

Концертная программа тоже должна готовиться заранее и соответствовать тематике вечера. Например, здесь будет уместна программа, прославляющая труд. Вечер может способствовать пропаганде научно обоснованной (с использованием знаний физиологии, анатомии) мобилизации ресурсов человеческого организма для эффективной профессиональной деятельности [5].

На вечере можно предложить участникам провести конкурс на знание народных примет. В жюри этого конкурса следует пригласить местных старожилов, которые наверняка дополнят список примет и дадут интересные пояснения.

Обязательным событием на вечере должен быть кулинарный конкурс испеченных из самого разного теста «жаворонков». Дегустация изделий может происходить за традиционным русским чаепитием. На этом вечере следует обсудить вопрос о том, что человек – неотделимая часть природы, его благополучие и процветание полностью зависит от состояния воздуха, воды, почвы, «здоровья» животного и растительного мира [5].

4. Внеклассные индивидуальные занятия по биологии

Организация внеклассных занятий по биологии должна способствовать повышению эффективности знаний предмета. 

Для организации кружковых занятий можно создать из членов кружка группы специального назначения. Учащиеся входят в одну из групп в соответствии со своими интересами, способностями и склонностями, в каждой группе выбирается председатель. Председатели всех групп составляют совет кружка.

Практика показывает, что члены кружка с удовольствием получают должности «оформителей», «редакторов», «исследователе» и т.д. Элемент игры необходим для создания ощущения новизны у учащихся, а также формирования традиций и преемственности между поколениями кружковцев.

В свободное от уроков время кабинет биологии можно превратить в творческую лабораторию для индивидуальной или групповой работы кружковцев. В нем целесообразно иметь библиотеку научно-популярных изданий, справочную литературу и все необходимое для ручного труда.

Лучше всего, если занятия проводят  сами кружковцы, что возможно только при большой подготовительной работе руководителя. Следует стремиться к тому, чтобы преподаватель лишь направлял работу кружка, приходя на помощь ведущему в случае его затруднения.

Формы и методы ведения кружковых занятий должны быть чрезвычайно разнообразны и соответствовать интересам, психологическим особенностям, интеллектуальным возможностям учащихся, посещающих кружок.

Возможность подачи новой информации и углубления понятий, пройденных на уроках, может быть в эвристических беседах, при решении проблемных вопросов, задач,  выполнении упражнений по моделированию и т. д.

Эвристическая беседа или решение проблемного вопроса предполагает как углубление программных понятий, так и знакомство с новой информацией. Принципиальное значение для усвоения учащимися курса общей биологии имеет углубление понятий об естественном отборе и приспособленности. Для этого необходимо провести с учащимися беседы.

Формирование умения творчески анализировать явления природы посредством моделей может помочь следующее упражнение. Декарт предложил очень простую модель для объяснения зрения; он полагал, что глаза испускают лучи, которые, достигая объекта, вызывают зрительные ощущения. Ролевые игры способствуют усвоению самой разной  информации [2].

5. Экологическое воспитание учащихся в процессе внеклассной работы

Слово экология означает «наука о жилище, местообитании». Это слово ввел в научный обиход в 1866 г. Эрнст Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель, дарвинист. Он считал предметом исследования экологии связь живых существ со средой обитания.

В современной биологии различают физиологическую экологию, или экологию организмов (аутоэкология), и экологию сообществ и биосферы (синэкология).

Современная экология стремится научно обосновать перестройку биосферы в интересах человечества. При этом природные экологические системы невозможно сохранить в первоначальном состоянии, однако нет никаких объективных причин для их неизбежного разрушения.

Экологическое образование включает в себя осознание школьниками разносторонней ценности природы как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека. Это касается в первую очередь материальных, практических потребностей, а также познавательных и эстетических. Ценностные свойства природы в последнее время приобретают экономическое значение, выраженное через стоимость ее ресурсов.

Изучая основы наук, ученик должен осознать социальные и природные причины, которые диктуют определенные нормы и правила профессионального и индивидуального поведения в окружающей среде. Соблюдение этих норм и правил есть общественно необходимый акт, так как позволяет сохранить природу для будущих поколений [4].

Школа призвана учить школьников, как изучать и охранять природу, оценивать ее состояние, пропагандировать экологические знания среди сверстников и взрослых. Воспитание у школьников потребности участия в общественно полезной деятельности по охране природы, формирование навыков и умений этой деятельности должны стать органической частью учебно-воспитательного процесса в школе.

Содержание экологического образования богато и разнообразно и не может быть развернуто в рамках одного или нескольких предметов. Поэтому педагоги говорят о междисциплинарном характере экологического образования, о том, что каждый предмет имеет свое особенное значение в формировании экологической культуры школьника.

Учителю принадлежит очень важная роль в развитии потребности общения школьников с природой. Важно включать потребность общения с природой в структуру ценностных ориентаций ребенка.

На экскурсиях, во время  полевых практикумов, в лагерях труда и отдыха полезно обсуждать встречающиеся в окружающей природной среде последствия безответственного поведения людей – оставленные костры, мусор, порубы и т. п.

Педагогически целесообразно противопоставлять этим фактам позитивные действия: правильно спланированный ландшафт, ухоженные лесопосадки, озелененные промышленные предприятия и др.

Важно показать учащимся, что окружающая среда как ценность обладает не только наличным бытием, но и будущим, т. е. способностью и в будущем удовлетворять определенные потребности личности и общества, что нравственная необходимость заботы о будущих поколениях является характерной чертой заботливого отношения к природной среде. Поэтому умение прогнозировать последствия разного рода отношений, способов использования природной среды делает человека господином своих решений. С этих позиций у учащихся обостряется чувство ответственности.

Такой подход способствует воспитанию позиции социального оптимизма, осознанию широких исторических перспектив общества [4; 5].

 

6. Уголок живой природы, как один из видов внеклассной работы

Организуя работу в уголке живой природы, учитель значительно обогащает и расширяет знания учащихся, формирует у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными, которые могут быть использованы и в дальнейшей жизненной практике.

При отсутствии специального помещения для живого уголка необходимый минимум комнатных растений (агава, алоэ, аспидистра, аспарагус, бальзамин, бегония-рекс, глоксиния, кактусы, камнеломка, кливия, пеларгония, традесканция, фикус, фуксия и др.) можно разместить на специальных стойках непосредственно в классной комнате. На этих растениях можно показать их основные части, способы размножения, ознакомить с представителями растительного мира различных уголков земного шара.

Каждое растение должно иметь этикетку, на которую записывают его название, родину, время посадки. За годы обучения учащиеся смогут ознакомиться со всеми этими растениями, увидеть цветение некоторых из них, изучить отношение каждого растения к свету, теплу и влаге.

Ухаживая за растениями, учащиеся не только узнают особенности строения каждого из них, но и получают необходимые практические навыки по уходу за растениями. Под руководством учителя они проводят несложные опыты, в результате которых у них формируется исследовательский подход к изучению растений [1].

Например, можно взять два одинаковых растения и создать им разные условия существования (полив, подкормку, освещенность), результаты наблюдений необходимо отмечать в дневнике. В процессе проведения этого опыта и анализа полученных результатов учащиеся убеждаются в тесных связях, которые существуют между растениями и окружающей средой, познают на практике необходимость тех или иных условий существования для жизнедеятельности растительных организмов. Полученные данные учащиеся с успехом могут использовать в ходе изучения того или иного учебного материала.

В простенках между окнами классного помещения можно оборудовать подвесной аквариум и небольшой террариум, где удобно содержать отдельных представителей местных и аквариумных рыб, пресмыкающихся или земноводных. Рассматривая через стекло аквариума уголок подводного царства, школьники наглядно убеждаются в том, что в природе все между собой тесно связано. В правильно оборудованном аквариуме животные находятся в условиях, близких к естественным, поэтому наблюдения за ними дают интересные сведения об их образе жизни и поведении, а также о самых разнообразных приспособлениях к водной среде.

В аквариуме можно содержать растения: валлиснерию, водокрас, водяной мох, перистолистник (уруть), рдест курчавый, роголистник, ряску, элодею. Многие из рыб (голец, карась, карп, линь, пескарь, уклейка) хорошо приживаются в неволе. Из аквариумных рыб наименее требовательны к условиям существования барбусы, гуппи, меченосцы, различные породы золотой рыбки – кометы, вуалехвосты, телескопы и др.

Отдельных видов животных – водолюба большого, глпдыша (водяного клопа), катушку обыкновенную, лужанку живородящую, плавунца окаймленного, ручейника – лучше содержать в отдельной банке, так как многих из них поедают рыбы [2].

При уходе за аквариумом учащиеся должны вовремя менять воду, применяя для этого отстоявшуюся из водопровода или дождевую воду; регулярно прореживать растения, оставляя больше места для рыб; удалять из аквариума остатки корма и выделения рыб; кормить рыб в установленное время, давать строго определенную норму корма; следить за температурой воды, не допуская резких ее скачков; следить за состоянием растений и поведением рыб (отсутствие аппетита, вялость, судорожное заглатывание воздуха с поверхности воды свидетельствует о ненормальных условиях в аквариуме или болезни рыб).

Аквариум дает больше возможности для организации наблюдений за жизнью рыб:

- постепенное развитие мальков;

- влияние температуры и питания на рост и развитие рыб;

- выработка условного рефлекса, связанного с питанием (на стук палочки об аквариум, на звонок, включение лампочки и т. п.);

- составление списка кормов, которые рыба поедает с большой охотой;    

- предсказание рыбой погоды (опыты с вьюном или гольцом).

В террариуме уголка живой природы содержат различных животных: жабу, лягушек травяную, озерную, прудовую, тритона гребенчатого, ужа обыкновенного, веретенницу ломкую, черепаху степную, ящериц прыткую и живородящую.

 Для земноводных в террариуме должен быть водоем и убежище для укрытия от солнечных лучей. Для пресмыкающихся террариум может быть без водоема. Для тритона лучше иметь небольшой аквариум с выступающей из воды площадкой посередине, где бы он мог незначительное время отдыхать.

Если живой уголок находится в отдельной комнате, то в таких условиях можно содержать птиц. Лучше всего приручаются чижи, скворцы, снегири, чечетки, щеглы, вороны, галки. Для содержания птиц и млекопитающих (таких, как белка, еж, морская свинка, хомячки, белые мыши и т. п.) необходимо иметь клетки различных размеров с выдвижным дном, кормушкой и поилкой [1].

Заключение

Процесс становления ответственного отношения учащихся к природе осуществляется на основе усвоения школьниками ее многообразной ценности – эстетической, познавательной, экономической, практической.

Формирование готовности и способности ответственно действовать в окружающей среде, в соответствии с нормами и ценностями морали неразрывно связано с развитием интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Укрепление гражданского отношения школьников к окружающей природе тесно связано с формированием не только системы знаний, но и определенных навыков, привычек, умений.

Методологической основой овладения современными экологическими знаниями является диалектическое единство в системе «человек – общество – природа». Эти знания носят комплексный межпредметный характер.

Ответственное отношение школьника к окружающей среде проявляется в трех сферах:

1) в культуре индивидуального поведения;

2) в активном участи по выполнению общественно полезного труда по защите, уходу и улучшению природного окружения;

3) в активной пропаганде современных идей охраны природы.

Следовательно, ответственное отношение учащихся к окружающей среде формируется в результате органического сплава научных знаний о природе, убеждений в необходимости ее охраны и личного практического участия в ее защите и улучшении.

Это дает основание рассматривать экологическое образование и воспитание как новый важный элемент общего образования, захватывающий все его области и циклы учебных предметов.

В условиях межпредметных связей возможно достичь определенных результатов воспитания экологической культуры школьников, проявляющейся в их знаниях, убеждениях, действиях.

Формирование экологической культуры школьника как определенного качества личности обусловлено актуальностью проблем современной защиты человека от многочисленных опасностей, которыми ему грозит дальнейшее неконтролируемое техническое развитие. Иначе говоря, речь идет о сохранении природы для человека.

Экологическое образование и воспитание как новая область педагогики и школьной практики активно развиваются в настоящее время. Объективная социальная потребность развития теории и практики настоятельно выдвигают необходимость значительного расширения и углубления исследований, которые могут носить общетеоретический или частнометодический характер.

Важно раскрыть место и роль природы в системе идейно-нравственного воспитания школьника. Нельзя недооценивать экологический аспект в трудовом воспитании и подготовке учащихся к жизни. В углубленном анализе нуждаются мотивы и действия, а также сравнительная оценка поступков детей по отношению к природе, человеку.

  

Список литературы

1. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.-159с.

2. Лаптев И.Д. Мир людей в мире природы. – М.: Просвещение, 1978.-127с.

3. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. – М.: Просвещение, 1980.- 158с.

4. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной; Науч.-исслед. Ин-т содержания и методов обучения Акад. Пед. наук. – М.: Педагогика, 1983.-160с.

5. Яненко И.Н. Внеклассная работа по общей биологии с профессиональной направленностью: Метод. Пособие для ПТУ.-М.: Высш. шк., 1989.-79с.