Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Становление социальной педагогики в России………………………….4

2. Развитие социальной педагогики на современном этапе……………….7

Заключение……………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………….10

Введение

Каждая наука - философия, социология, психология и другие, изучает не объект науки, а лишь его часть, которой присущи закономерности, свойства, а это и составляет предмет данной науки.

Социальная работа и социальная педагогика относительно молодые науки, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этими новыми специальностями.

На протяжении всего времени существования этих профессий ведутся споры о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную науку, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики оправдана - обе эти науки культурно и исторически связаны между собой, оправдана с теоретической и практической точек зрения.

Актуальность этой темы заключается не только в этом, но и в том, что профессия социального работника становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильное решение.

1. Становление социальной педагогики в России

Социальная педагогика, как любая наука, имеет свою историю и этапы становления.

Давая общую оценку состояния социальной педагогики как науки в период НТР, можно говорить об ее несомненном подъе­ме. Еще шире становится ее поле деятельности, очевиднее ус­пехи, увеличивается спрос на ее услуги по организации и фун­кционированию социальных служб, подготовке специалистов.

Следование приоритетам общечеловеческих ценностей окон­чательно берет верх над иными. Свидетельством тому являются три документа:

1. Декла­рация 1924 г.

2. Декларация 1959 г.

3. Конвенция 1989 г. [2].

Однако не во всем мире отношение к социальной педагогике и ее успехам было столь положительными.

В октябре 1917 г. в России произошла революция, корен­ным образом изменившая судьбу нашей страны в целом и со­циальной педагогики - в частности. Изменилось следующее:

во-первых, положение церкви, которая лишилась возможности оказывать прежнюю социальную помощь нуждающимся;

во-вторых, от­ношение к благотворительности, которая превратилась в яв­ление, чуждое социалистическому строю [6].

Таким образом, го­сударство фактически перестало терпеть тех, кто помимо него заботился о детях и всех тех, кто нуждается в социальной по­мощи. Оно взяло функцию социально-педагогической помощи всецело на себя, но не могло справиться с ней. А когда переро­дилось в авторитарное, начало искать врагов народа во всех сферах общественной жизни, в том числе – и в сфере педагогики и образования.

Но все же в 20-е гг. (в период новой экономической политики) социальная педагогика добилась существенных успехов (хотя оно по-прежнему не была в нашей стране самостоятель­ной отраслью научного знания, а развивалась в рамках общей педагогики) благодаря деятельности таких замечательных ее представителей, как С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко. Кроме того, не был еще прерван контакт с  зарубежными педагогами, и наша педагогика взаимообогащалась за счет достижений зарубежной [1].

В частности в это время начинает развиваться педология - наука о всестороннем ком­плексном изучении ребенка. Своим появлением она обязана таким зарубежным ученым, как С. Холл, Торндайк. Свои кор­ни она также ведет из экспериментальной педагогики Эрнста Меймана (1862-1915). Основной задачей педологии стало ком­плексное исследование детей, включая изучение их способно­стей и склонностей на разных возрастных этапах. Полученные данные нужны были для того, чтобы помочь ребенку стать личностью. Собственно это и есть поле деятельности социаль­ной педагогики. Так от простого восхищения ребенком она пе­реходила к глубокому его изучению ради его будущего.

В России видными педологами были В.П. Кащенко, П.П. Блонский,            Л.С. Выготский и др. Несмотря на имевшиеся не­достатки (переоценивание роли биологических или соци­альных факторов в формировании ребенка, использование тех­нократических методов исследования, отсутствие должного взаимодействия с другими науками), педология внесла неоце­нимый вклад в развитие социальной педагогики. Но концеп­ция педологов не вписывалась в утвердившуюся идеологию и официальную педагогику. Режиму нужны были не личности с их индивидуальностями, а коллективы, состоящие из по­слушных, ординарных, пассивных «винтиков». В июне 1936 г. постановлением «О педологических извращениях в си­стеме Наркомпросов» педология была объявлена «лженаукой», а педологи «лжеучеными», «мракобесами» и даже «фашистс­кими прихвостнями» и изгнаны из школы, на них обрушились репрессии [4].

Что касается социальной педагогики, то в нашей стране ее подлинное рождение состоялось лишь в 1990 г., когда на госу­дарственном уровне возник институт социальных педагогов. Их подготовка началась в сложных условиях: нехватка ква­лифицированных специалистов и преподавателей, почти пол­ное отсутствие учебной и научной литературы, несовершенство учебных планов и программ и т.п. Тем не менее, первые и чрез­вычайно важные шаги уже сделаны.

Развитие социальной педагогики в нашей стране происхо­дит в тесном контакте с зарубежными коллегами. Подготовка социальных педагогов за рубежом ведется в обществах соци­альной защиты, в государственных и частных учебных заве­дениях. Требования к социальному педагогу примерно одина­ковы - постоянная готовность оказать социальную помощь всем нуждающимся. Для этого нужны преданность делу, ос­новательные знания педагогики, психологии, психиатрии, социальной политики и законодательства, методологии иссле­дований, наконец, значительный жизненный опыт. Безусловно, зарубежная социальная педагогика имеет бога­тейший опыт и традиции, в особенности в Германии, Англии, США. В качестве примера в данной главе «Книги» приводи­тся отрывок из работы современного немецкого социального педагога, профессора Г. Шмидта по истории социальной педагогики в Германии.

2. Развитие социальной педагогики на современном этапе

На современном этапе происходит сближение социальной педагогики и с другими науками: психологией, физиологией, анатомией, историей, социологией и т.д. Сотрудничество с педагогическими наука­ми влияет и на другие области знания. В них появляются са­мостоятельные направления, обычно имеющие солидный социальный подтекст:

1) философия воспитания, философия обра­зования;

2) педология, педагогическая психология, психология воспитания и образования;

3) возрастная физиология;

4) биологические основы воспитания, экология человека;

5) экономика образования;

6) педагогическая этика;

7) социология образования и др. [5].

Проблемы человека, создание социальных условий для его воспитания и образования превращаются в эпоху научной революции в одну из важнейших глобальных проблем современности, что в конечном счете привело к созданию мирового педагогического сообщества. Без научной революции его оформление вряд ли бы состоялось.

Интенсивно развивающиеся межнаучные связи в сочетании с собственными достижениями в социальной педагогике выз­вали к жизни множество новых идей, связанных с формиро­ванием социально развитой личности. Они представлены в тру­дах социальных педагогов данной главы «Книги».

Научная революция открыла немало любопытных явлений, в сфере знаний. Одно из них - более интенсивное обращение к накопленному веками педагогическому наследию, его ново­му осмыслению. Приходит все более ясное понимание, что без истории науки не может быть и самой науки. «Оживляются» и возвращаются к жизни казалось бы уже навсегда забы­тые теории. Кратко остановимся на одной из них: о «вальдорфской педагогике», творцом которой был немецкий философ и деятель культуры Рудольф Штейнер (1861-1825), считавший основной задачей воспитания целостное развитие человека. Ос­новные принципы этой педагогики следующие:

- построение вос­питательной деятельности на основе ритмов жизни человека: дыхания, пульса (педагогам следует понять основной семилет­ний цикл ритмов и работать в соответствии с ним);

- авторитет воспитателя, учителя;

- свобода и, как следствие, отсутствие стра­ха у детей в воспитании;

- постоянная забота о развитии личности и равное внимание к ее мыслительной, эмоциональной, нравственно волевой сторонам;

- постоянное общение с природой, coтрудничество учителей, родителей, учащихся [3].

Таким образом, на современном этапе развитие социальной педагогики идет нарастающими темпами. Социальная педагогика сегодня тесно переплетается с другими науками: философией, социологией, психологией  и т.д.

Заключение

Социальная педагогика сегодня является перспективной наукой, получившей признание во всем мире.  Мировое сообщество признало                 важность социальной педагогики принятием Декларации                                         1924 г.

В нашей стране становление социальной педагогики, как науки происходило с большим трудом. Только в 1917 г, когда изменилось положение церкви и стала приветствоваться благотворительность, помощь людям                       (никто кроме государства до этого не мог заботиться о нуждающихся), социальная педагогика мелкими шажками начала свое                                     становление.

Основными представителями педагогики в нашей стране того времени были: С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко и т.д. А также видные в России педологи: В.П. Кащенко, П.П. Блонский, Л.С. Выготский  и др.

Подлинное рождение социальной педагогики в России началось лишь в 1990 г. Сегодня развитие социальной педагогики в нашей стране происходит   на базе тесного международного сотрудничества с зарубежными                  коллегами.

Социальная педагогика значительно обогащается за счет других              областей знаний (философии, психологии, социологии, экологии,                   экономики, этики и т.д.). Можно с уверенностью утверждать,                              что на современном этапе развития социальная педагогика имеет блестящие перспективы.

Список литературы

1. Арнольдов А.С. Живой мир социальной педагогики. - М., 1996. – 233с.

2. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогики. -  М., 1998. – 325с.

3. Горячев М.Д. Социальная педагогика. Хрестоматия.  – Самара, 1996. – 314с.

4. Куличенко Р.М. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов и России. – М., 1998. – 415с.

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. -  М., 1997. – 327с.

6. Социальная работа в России: прошлое и настоящее / Под ред. А. Бадя. - М., 1998. – 436с.