Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Становление социальной педагогики в России………………………….4
2. Развитие социальной педагогики на современном этапе……………….7
Заключение……………………………………………………………………9
Список литературы………………………………………………………….10
Введение
Каждая наука - философия, социология, психология и другие, изучает не объект науки, а лишь его часть, которой присущи закономерности, свойства, а это и составляет предмет данной науки.
Социальная работа и социальная педагогика относительно молодые науки, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этими новыми специальностями.
На протяжении всего времени существования этих профессий ведутся споры о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную науку, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы.
Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики оправдана - обе эти науки культурно и исторически связаны между собой, оправдана с теоретической и практической точек зрения.
Актуальность этой темы заключается не только в этом, но и в том, что профессия социального работника становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильное решение.
1. Становление социальной педагогики в России
Социальная педагогика, как любая наука, имеет свою историю и этапы становления.
Давая общую оценку состояния социальной педагогики как науки в период НТР, можно говорить об ее несомненном подъеме. Еще шире становится ее поле деятельности, очевиднее успехи, увеличивается спрос на ее услуги по организации и функционированию социальных служб, подготовке специалистов.
Следование приоритетам общечеловеческих ценностей окончательно берет верх над иными. Свидетельством тому являются три документа:
1. Декларация 1924 г.
2. Декларация 1959 г.
3. Конвенция 1989 г. [2].
Однако не во всем мире отношение к социальной педагогике и ее успехам было столь положительными.
В октябре 1917 г. в России произошла революция, коренным образом изменившая судьбу нашей страны в целом и социальной педагогики - в частности. Изменилось следующее:
во-первых, положение церкви, которая лишилась возможности оказывать прежнюю социальную помощь нуждающимся;
во-вторых, отношение к благотворительности, которая превратилась в явление, чуждое социалистическому строю [6].
Таким образом, государство фактически перестало терпеть тех, кто помимо него заботился о детях и всех тех, кто нуждается в социальной помощи. Оно взяло функцию социально-педагогической помощи всецело на себя, но не могло справиться с ней. А когда переродилось в авторитарное, начало искать врагов народа во всех сферах общественной жизни, в том числе – и в сфере педагогики и образования.
Но все же в 20-е гг. (в период новой экономической политики) социальная педагогика добилась существенных успехов (хотя оно по-прежнему не была в нашей стране самостоятельной отраслью научного знания, а развивалась в рамках общей педагогики) благодаря деятельности таких замечательных ее представителей, как С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко. Кроме того, не был еще прерван контакт с зарубежными педагогами, и наша педагогика взаимообогащалась за счет достижений зарубежной [1].
В частности в это время начинает развиваться педология - наука о всестороннем комплексном изучении ребенка. Своим появлением она обязана таким зарубежным ученым, как С. Холл, Торндайк. Свои корни она также ведет из экспериментальной педагогики Эрнста Меймана (1862-1915). Основной задачей педологии стало комплексное исследование детей, включая изучение их способностей и склонностей на разных возрастных этапах. Полученные данные нужны были для того, чтобы помочь ребенку стать личностью. Собственно это и есть поле деятельности социальной педагогики. Так от простого восхищения ребенком она переходила к глубокому его изучению ради его будущего.
В России видными педологами были В.П. Кащенко, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Несмотря на имевшиеся недостатки (переоценивание роли биологических или социальных факторов в формировании ребенка, использование технократических методов исследования, отсутствие должного взаимодействия с другими науками), педология внесла неоценимый вклад в развитие социальной педагогики. Но концепция педологов не вписывалась в утвердившуюся идеологию и официальную педагогику. Режиму нужны были не личности с их индивидуальностями, а коллективы, состоящие из послушных, ординарных, пассивных «винтиков». В июне 1936 г. постановлением «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» педология была объявлена «лженаукой», а педологи «лжеучеными», «мракобесами» и даже «фашистскими прихвостнями» и изгнаны из школы, на них обрушились репрессии [4].
Что касается социальной педагогики, то в нашей стране ее подлинное рождение состоялось лишь в 1990 г., когда на государственном уровне возник институт социальных педагогов. Их подготовка началась в сложных условиях: нехватка квалифицированных специалистов и преподавателей, почти полное отсутствие учебной и научной литературы, несовершенство учебных планов и программ и т.п. Тем не менее, первые и чрезвычайно важные шаги уже сделаны.
Развитие социальной педагогики в нашей стране происходит в тесном контакте с зарубежными коллегами. Подготовка социальных педагогов за рубежом ведется в обществах социальной защиты, в государственных и частных учебных заведениях. Требования к социальному педагогу примерно одинаковы - постоянная готовность оказать социальную помощь всем нуждающимся. Для этого нужны преданность делу, основательные знания педагогики, психологии, психиатрии, социальной политики и законодательства, методологии исследований, наконец, значительный жизненный опыт. Безусловно, зарубежная социальная педагогика имеет богатейший опыт и традиции, в особенности в Германии, Англии, США. В качестве примера в данной главе «Книги» приводится отрывок из работы современного немецкого социального педагога, профессора Г. Шмидта по истории социальной педагогики в Германии.
2. Развитие социальной педагогики на современном этапе
На современном этапе происходит сближение социальной педагогики и с другими науками: психологией, физиологией, анатомией, историей, социологией и т.д. Сотрудничество с педагогическими науками влияет и на другие области знания. В них появляются самостоятельные направления, обычно имеющие солидный социальный подтекст:
1) философия воспитания, философия образования;
2) педология, педагогическая психология, психология воспитания и образования;
3) возрастная физиология;
4) биологические основы воспитания, экология человека;
5) экономика образования;
6) педагогическая этика;
7) социология образования и др. [5].
Проблемы человека, создание социальных условий для его воспитания и образования превращаются в эпоху научной революции в одну из важнейших глобальных проблем современности, что в конечном счете привело к созданию мирового педагогического сообщества. Без научной революции его оформление вряд ли бы состоялось.
Интенсивно развивающиеся межнаучные связи в сочетании с собственными достижениями в социальной педагогике вызвали к жизни множество новых идей, связанных с формированием социально развитой личности. Они представлены в трудах социальных педагогов данной главы «Книги».
Научная революция открыла немало любопытных явлений, в сфере знаний. Одно из них - более интенсивное обращение к накопленному веками педагогическому наследию, его новому осмыслению. Приходит все более ясное понимание, что без истории науки не может быть и самой науки. «Оживляются» и возвращаются к жизни казалось бы уже навсегда забытые теории. Кратко остановимся на одной из них: о «вальдорфской педагогике», творцом которой был немецкий философ и деятель культуры Рудольф Штейнер (1861-1825), считавший основной задачей воспитания целостное развитие человека. Основные принципы этой педагогики следующие:
- построение воспитательной деятельности на основе ритмов жизни человека: дыхания, пульса (педагогам следует понять основной семилетний цикл ритмов и работать в соответствии с ним);
- авторитет воспитателя, учителя;
- свобода и, как следствие, отсутствие страха у детей в воспитании;
- постоянная забота о развитии личности и равное внимание к ее мыслительной, эмоциональной, нравственно волевой сторонам;
- постоянное общение с природой, coтрудничество учителей, родителей, учащихся [3].
Таким образом, на современном этапе развитие социальной педагогики идет нарастающими темпами. Социальная педагогика сегодня тесно переплетается с другими науками: философией, социологией, психологией и т.д.
Заключение
Социальная педагогика сегодня является перспективной наукой, получившей признание во всем мире. Мировое сообщество признало важность социальной педагогики принятием Декларации 1924 г.
В нашей стране становление социальной педагогики, как науки происходило с большим трудом. Только в 1917 г, когда изменилось положение церкви и стала приветствоваться благотворительность, помощь людям (никто кроме государства до этого не мог заботиться о нуждающихся), социальная педагогика мелкими шажками начала свое становление.
Основными представителями педагогики в нашей стране того времени были: С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко и т.д. А также видные в России педологи: В.П. Кащенко, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.
Подлинное рождение социальной педагогики в России началось лишь в 1990 г. Сегодня развитие социальной педагогики в нашей стране происходит на базе тесного международного сотрудничества с зарубежными коллегами.
Социальная педагогика значительно обогащается за счет других областей знаний (философии, психологии, социологии, экологии, экономики, этики и т.д.). Можно с уверенностью утверждать, что на современном этапе развития социальная педагогика имеет блестящие перспективы.
Список литературы
1. Арнольдов А.С. Живой мир социальной педагогики. - М., 1996. – 233с.
2. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогики. - М., 1998. – 325с.
3. Горячев М.Д. Социальная педагогика. Хрестоматия. – Самара, 1996. – 314с.
4. Куличенко Р.М. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов и России. – М., 1998. – 415с.
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. – 327с.
6. Социальная работа в России: прошлое и настоящее / Под ред. А. Бадя. - М., 1998. – 436с.