Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Особенности организации досуга в детских

              оздоровительных лагерях………………………………………...5

1.1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика……………5

1.2. Современные образовательные технологии в работе

        летних оздоровительных лагерей……………………………..9

Глава 2 Исследование проблемы досуга в загородном

              лагере «Орленок»………………………………………………..20

2.1. Проведение познавательных викторин………………………20

2.2. Организация спортивных эстафет……………………………24

Заключение………………………………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………….29

Приложения……………………………………………………………….30

Введение

За много десятилетий в нашей стране и за рубежом накопился самый разнообразный и несхожий опыт организации летнего отдыха де­тей. Обратим внимание только на две тенденции, на два почти противо­положных подхода. В одном случае взрослые считают своим долгом со­здать внешние условия для детского досуга: игровые комнаты, площадки и целые городки, бассейны и солярии, автодромы и ипподромы, компъютерные центры и средневековые замки, видеотеки и индейские виг­вамы. В-общем, маленькие Диснейленды, попав в которые, ребенок сам определяет, что ему делать после завтрака, куда пойти и чем заняться перед сном. У него есть комната, в которой он живет, он знает время обеда и ужина и уже сам строит распорядок своего дня при минималь­ном вмешательстве взрослых. В таком центре уважительно относятся к свободе выбора ребенка, к самостоятельности его решений и поступков. Ему предлагают, но не настаивают, советуют, но не заставляют. И раз­решается почти все, что не вредит детскому здоровью.

И есть другой подход. Он предполагает не потребление созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение стремления к собственной разнообразной творческой деятельности. Ребенок сам создает радость игры и общения. Интересная жизнь возникает изнутри, из вспышек фантазии, из переживания удовольствия от совместной работы, из осознания своих творческих возможностей. При этом внешним фоном та­кого лагеря могут быть самые скромные палатки, походная кухня и им­провизированная сцена на лесной полянке. Роль взрослого при таком подходе иная: он не просто советует - он вдохновляет, он не только предлагает - он помогает в рождении и осуществлении замыслов.

В современных условиях развития общества важна каждая из форм организации детского досуга. Педагогу, воспитателю необходимо знать все новейшие разработки в этой области. В этой связи рассматриваемая тема приобретает особую актуальность.

Объект исследования – проблемы СКД в загородных лагерях.

Предмет исследования – специфика организации СКД в загородном лагере «Орленок».

Цель исследования – изучить специфику организации СКД в загородном лагере «Орленок».

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия «досуг».

2. Изучить современные образовательные технологии в работе         летних оздоровительных лагерей.

3. Рассмотреть особенности проведения познавательных викторин в загородном лагере «Орленок».

4. Изучить особенности организации спортивных эстафет в загородном лагере «Орленок».

Глава 1 Особенности организации досуга в детских

оздоровительных лагерях

1.1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика

Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого  определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.

Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов,             А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой             (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и др.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и др.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг [4].

 Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т.д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием [8].

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе   занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Определение досуга распадается на четыре основных группы.

1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо. 

2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.

3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени [11].

Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения [1].

Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам [1].

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

-         досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

-         досуг  основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

-         досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

-         досуг формирует и развивает личность;

-         досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

-         досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

-         досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

-         досуг стимулирует творческую инициативу детей;

-         досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

-         досуг способствует формированию ценностных  ориентаций;

-         досуг детерминирован внутренне и внешне;

-         досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

-         досуг способствует объективной самооценке детей;

-         досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

-         досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

-         досуг способствует самовоспитанию личности;

-         досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

-         досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

-         природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);

-         детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

-         детский досуг широк в своем понимании [1; 2].

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

1.2. Современные образовательные технологии в работе летних оздоровительных лагерей

Возможность выявления логической последовательности теорий, методов, сфер деятельности внешкольных образований позволяет развиваться современным тенденциям в учреждениях социокультурной сферы. Свободное время подрастающего поколения выступает как фактор культивирования внутреннего мира и способностей ребенка в рамках «образовательных техно­логий». Следует отметить, что подобная позиция характерна для большинства летних оздоровительных центров.

Важным обстоятельством, обеспечивающим воспитатель­ный успех деятельности лагеря, выступают следующие формы работы:

- активизация коммуникативных процессов в рамках рек­реационных программ;

-  освоение культурно-исторических традиций средствами аудио-визуальных и светотехнических технологий;

-  вариативные приемы театрализации тематических смен [3; 9].

Подобные технологии не только образовывают, но и оказы­вают влияние на формирование мировоззренческих позиций каждого подростка.

Система летнего отдыха представляет довольно разветвлен­ную структуру деятельности, нацеленную на полноценное раз­витие подрастающего поколения с учетом следующих этапов воспитательного процесса:

-  технология общения;

-  работа в группе (микрогруппе, макрогруппе);

-  технология ролевой игры;

-  разрешение конфликта;

-  создание психологического климата [9; 12].

При этом главной единицей образовательного процесса выступает актуализация гуманитарных и лидерских возможнос­тей подростка, направленных на его социальное, интеллектуаль­ное, физическое психологическое, досуговое, творческое благо­получие.

Современные образовательные технологии получили широ­кое распространение на современном этапе в программах ком­пьютерных лагерей «Международный детский компьютерный лагерь-школа» - Переславль-Залесский, детский интеллектуаль­ный лагерь «ЮНИВЕР» в Словакии, «Международный детский центр образования, культуры, науки, отдыха и спорта «ЮНИОР» и др.

Одним из направлений эффективного применения информа­ционных технологий в образовании является интегрированное творческое образование детей во время летнего отдыха. Ключе­вым понятием подобных программ выступает «кафедра» (базо­вый элемент образовательной инфраструктуры) - место, где в увлекательном проектном стиле группа детей совместно с руко­водителем осуществляют какую-либо продуктивную творчес­кую смену; проектное образование в лагере, включая совмест­ную деятельность детей и взрослых, предлагает детям выпол­нить за короткую смену (две-три недели) один-два проекта по тематике кафедры. Например, работа в интернете предпола­гает - общение с виртуальным миром, дизайн в Интернете, компьютерная графика и анимация, пресс-центр, архитектура и дизайн. В ходе работы над проектами ребята меняются ролями - так, если проект является созданием собственной странички в Интернете, то один ребенок может взять на себя функцию дизай­нера, другой - фотографа, третий - редактора текста и т.д. Таким образом, выбирая поле для индивидуального развития, подрос­ток получает возможность проявить себя в описании футболь­ного матча (с текстом, схемами, рисунком), изготовить куклы из растений по компьютерным эскизам, спроектировать логотип и эмблему лагеря, создать психологический «портрет» модели «День рождения», сделать проект «экологическая башня» из мусора (пластиковых бутылок, другого материала).

Общая цель программы информационных технологий в лагере - это разностороннее образование ребенка при благопри­ятных условиях для его физического и психического развития. Пребывание ребенка здесь выступает как естественное продол­жение учебного года, но только в других условиях с несколько иными задачами. Интеграцию подобных проектов можно опре­делить как «пятая четверть» или третий семестр, в течение кото­рого происходит творческая научная практика подростка.

Раскрывая принципы проектирования программ интер­нет-образования, следует выделить несколько уровней:

-  философское осмысление необходимости программ;

-  содержательное (сюжетно-содержательное) насыщение;

-  организационно-бытовое (не вступающее в противоречие с             другими) [10].

Развитие программ экономического характера, в соответ­ствии с современными образовательными технологиями, направлено на повышение уровня экономической культуры детей и подростков, популяризацию экономических знаний, а также на развитие у детей и подростков чувства предприимчи­вости и активизации организаторских навыков. Немаловажное значение имеет разработка новых деловых экономических игр с использованием компьютерной графики. В основу подобных лагерей положен сжатый бизнес-курс для подростков, который позволяет учиться производить реальную продукцию и услуги, заниматься политикой, тратить заработанные деньги, сталки­ваться с безработицей и инфляцией.

Тематические смены «Экономическая республика», «Модель мира» включают подростка в стремительный поток информации, вызванный современной жизнью. Процессы, про­исходящие во внешнем мире, проигрываются на экономических форумах, которые позволяют подрастающему поколению лучше адаптироваться в обществе, развивают способность быть независимым, помогают в приобретении пожизненных умений, способствуют изучению фактов и формируют умение их связы­вать.

Отмечая общий ход структурирования различных темати­ческих смен (модулей). И. Фридман выделяет несколько основ­ных уровней, имеющих определенный педагогический смысл:

- образовательный (актуализация знаний из различных об­ластей деятельности и использование их как в конкретных ситуациях, так и для построения личных перспектив);

- психологический (изменение привычных условий жизни и расширение внутренних способностей к сопережи­ванию, перевоплощению, пониманию другого, а также эмоциональная насыщенность каждого дня);

-  философский   (попытка   средствами   игры   приблизить детей к категориальным величинам: «Добро» и «Зло», «Правда» и «Ложь», «Вымысел», «Реальность», «Ответ­ственность»);

-  прикладной (обучение навыкам общения в конкретной ситуации, деятельное обучение выбору и приобретение конкретных знаний, умений, навыков) [10].

Механизм взаимодействия этих уровней находит практи­ческое применение в педагогических технологиях, которые позволяют каждому ребенку реализовывать свою активность, при помощи манипуляции взрослых.

Тем самым, создавая иллюзию самостоятельности, можно говорить о прохождении подростка через систему ценностей создаваемых определенными ситуациями (деловые игры: «Дет­ская биржа», «Экономический кризис», «Выборы президента» и др.). Подобное изменение формы оздоровительных лагерей определяет их контингент - это интеллектуалы, спортсмены устремленные личности, лидеры общественных организаций будущие космонавты, экологи. На этой основе формируются основные принципы работы с детьми и подростками:

-  свобода выбора ребенка (игровые площадки, бассейны, видеотеки, различные кружки, компьютерные центры);

-  реализация замыслов ребенка (педагог способствует рож­дению и осуществлению замыслов);

-  новый уровень развития системы каникулярного отдыха детей и подростков (широкий выбор летних центров);

-  поиск новых модулей и содержание деятельности вре­менных детских коллективов [8].

В своих исследованиях по Всероссийскому Детскому Цент­ру «Орленок» Б. Гусев, раскрывая принцип непрерывности образования, отмечает следующее «...обязательное предостав­ление подросткам условий для обучения в соответствии с воз­растными и реальными учебными возможностями обеспечивает преемственность в изучении предметов базисного учебного плана» [10]. Однако, строгая организация летних каникул при помощи образовательных блоков не позволяет подростку полностью отдохнуть от учебного процесса.

В концепции современных образовательных технологий и подходов к проблеме воспитания и оздоровления детей и под­ростков на основе гуманизации системы образования и воспита­ния выступает совокупность и единство целей, задач и принци­пов   с   акцентом   на   историко-патриотические   программы: «Модель миротворчества ООН-1998» образовательно-спортив­ной игры. Содержательный,  познавательный, нравственный потенциал отражал 200-летие героического похода русской армии (под командованием А.В. Суворова) через Альпы. Уро­вень  самодеятельности   и  самостоятельности  участников  в потоке средств согласования действий с партнерами, самоогра­ничения во имя достижения целей и успехов, определял выбор героя для подражания в контексте норм и правил предлагаемых игр.

С учетом использованных форм работы (медицинская под­готовка, противопожарные меры) предусматривалась про­грамма последействия, включающая перспективы дальнейшего развития лидерского и творческого потенциала каждого участ­ника рассматриваемых действий. Актуальным в плане игр яви­лось приобретение навыков ликвидации стихийных бедствий, получение информации о миротворческой деятельности ООН.

Таким образом, происходило обсуждение темы «Историчес­кая победа над фашизмом и роль ООН в укреплении всеобщего мира» в рамках круглого стола с участниками ВОВ, посещение Музея миротворческих операций российских военных наблюда­телей ООН. Участие в предлагаемом проекте стало важным в силу сложившихся экономических и политических проблем, так как в обществе, где еще не сформировалось сознание подраста­ющего поколения, внедряются к великому сожалению америка­низированные каноны (пропаганда насилия, преступности на экранах телевидения, видео) [5].

Акцентируя внимание на уникальности воспитания и обуче­ния перспектив досуговых программ летнего отдыха детей и подростков следует учесть тот факт, что именно они представ­ляют более широкие, чем школьные программы, возможности в овладении опытом реального переустройства мира к лучшему. Тем самым определяется концептуальная идея разрабатывае­мых проектов: нравственное и гражданско-патриотическое вос­питание молодежи в духе культуры мира, в рамках программы «На службе мира и Отечества».

Проблема патриотического воспитания в рамках образова­тельных технологий обеспечивает наличие прогнозируемых направлений в реализуемой программе:

- психофизиологическое (поддержка ребенка в стимулиро­вании инициативы, оказание физической и моральной по­мощи, внесение «заряда» оптимизма);

-  психологическое (создание поливариативной модели дея­тельности, предоставление возможности выбора и стиму­лирование творчеством);

-  социальное (обеспечение ориентации на практическую деятельность,   позволяющую   приобрести   конкретный жизненный  опыт,  посредством  социализации и нрав­ственного роста как поэтапного самоопределения);

- профессиональное (создание условий для  проявления творческих способностей с ориентацией на продуктив­ность,  компетентность,  самовыражение  и  самореали­зацию при наличии плана, конкретных заданий и про­ектов, а также обеспечении материально-технической базы);

- философское и культурологическое (активизация ориен­тиров на общечеловеческие ценности, ресурсосберега­ющие технологии, инновационные проекты и высокое ка­чество работы) [6; 7].

Потребность осмысления инновационных подходов к лет­нему отдыху детей и подростков необходимо рассматривать с позиционных направлений, выделенных нами отдельно, специ­фика которых заключается в создании средового комплекса дет­ского лагеря максимально приближающего ребенка к содержа­нию его воспитания и развития в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, тем самым создавая условия для интенсивных процессов деятельности и общения, в широко раз­ветвленных коллективных образованиях.

Ведущим средством реализации комплексной модели дет­ского лагеря становится сюжетно-ролевая игра, содержание которой базируется на опыте прошлых лет, осуществляется в настоящем и направлено в будущее подростков. Подобное направление можно проследить в работе историко-патриотического лагеря «Казачок», основу которою составляет стремление к возрождению культурно-исторических традиций казачества. Погружение подростка в духовную среду культуры и искусства казачества, восприятие истоков истории и патриотизма помо­гает решить следующие задачи:

- знакомство детей и подростков с историей казачества раз­личных регионов России и с ее древними истоками;

- возрождение традиционных народных промыслов и ре­месел, выявление особо одаренных в этом направлении детей;

- популяризация самобытного народного творчества, из­учение традиционных народных игр, плясок, песен;

-  выявление  талантливых  исполнителей  старинных  ка­зачьих песен и танцев;

-  обучение юношей военно-спортивным умениям и на­выкам [5].

Теоретическая основа рассмотренных программ строится на культурно-исторической теории развития (Л.С. Выготский), концепции гуманистического воспитания и образования (К.Д. Ушинский, О.Н. Козлова, А.Б. Орлова), теории о культу-росообразности воспитания и образования       (С.И. Гесен), воспи­тании диалога культур (М. Бубер и В. Библер), модели нацио­нального воспитания и образования казачьей молодежи                          (А.И. Кузнецов, Е.А. Терехина) [3]. Являясь альтернати­вой сложившейся системе нормативно-функционального воспи­тания - с одной стороны, и как система дополнительного образо­вания - с другой, выделяются основные смысловые категории - «Культура», «История», «Духовность», «Патриотизм», направ­ленные на формирование воспитательной среды детского лагеря.

Определение сущности системы воспитательной и оздоро­вительной деятельности детского оздоровительного комплекса, включает в конечном итоге методологические понятия: педаго­гическая цель, педагогические задачи, педагогическое содержа­ние, принципы, формы работы, методы, педагогическая дея­тельность, педагогическое взаимодействие, средства педагогической коммуникации. Подобный подход позволяет сформулировать основные принципы деятельности историко-патриотических лагерей:

- признание личности ребенка с ее достоинством и потен­циалом в качестве самоцели;

-  подготовка детей к необходимости ориентации в системе проблемных жизненных ситуаций и выбору их ценностей для их разрешения;

-  упрочение норм уважительного  отношения  к другим людям, к их труду и его результатам; исключение прояв­лений признаков презрения, оскорбительного отношения независимо от того, какое место данный труд занимает в иерархии общественного производства;

- открытость и готовность подростков к непрерывному об­огащению гуманитарного опыта с целью освоения обще­человеческих и этнокультурных ценностей в их кон­кретном образе жизни [10].

Следует отметить, что рассмотренные принципы отражают ценность каникул, которая заключается в стремлении привлечь внимание общества к проблемам школьных каникул, тем самым выйти на новый уровень развития системы каникулярного досуга детей и подростков.

Результатом данных программ является привлечение вни­мания общества, государства к проблеме детского движения, а также создание системы кадров, методик, способствующих раз­витию игровой практики ребенка. Предполагаемые игровые модели формируют навыки совместной деятельности детей и взрослых в процессе общения.

Преимущество сотрудничества детей и взрослых заключа­ется в строгих рамках начала и завершения летних смен как бла­гоприятный фактор, стимулирующий активную жизнедеятель­ность подростков, дающий им возможность увидеть результаты своего труда и работы всего коллектива.

Исследование практической деятельности летних центров позволило нам определить группу условий, обеспечивающих реализацию современных образовательных технологий на основе возможностей общения:

1)  условия, обеспечивающие эффективность общения в рамках конкретной ситуации (на примере профильной смены «Золотые медалисты Саратова на золотых песках Болгарии» - предусматривает пространство и время для свободного вре­мени, поощряются деловые и свободные контакты подростков и взрослых, реализуются устремления детей - Московский клуб «Единство»);

2)  условия,   обеспечивающие   успешность   творческого общения (фестивали детских творческих коллективов из разных городов России в рамках программы «Москва Олимпийская на земле древней Эллады») [10].

В рамках творческого общения снимается жесткая регла­ментация жизни лагеря, организуется многовариантная система проведения мероприятий, обеспечивающих подростку возмож­ность в удовлетворении его интересов (брейн-ринг «Знаешь ли ты Грецию?», «Спартанский поход», «Поиски сокровищ капи­тана Флинта» - пиратские потехи, «День Посейдона», игра в крепости «Форты Паламиды»).

Особо следует отметить, что эмоциональный настрой твор­ческих смен тренирует способности подростка, отвечает его жизненным устремлениям, формам самовыражения, объединяет творчески развитых детей и подростков для обмена опытом и творческими достижениями, приобщает детей к различным видам искусства, воспитывает в них чувство прекрасного.

Таким образом, современные образовательные технологии способствуют выявлению основных позиций, рассматриваю­щих работу летнего лагеря на высоком уровне. Каждый из структурообразующих элементов всей системы дополнитель­ного образования в состоянии претендовать на самостоятель­ную роль, что позволяет решить ряд задач:

- самостоятельное взросление ребенка за стенами школы (самоопределение, саморазвитие, самообразование);

-  создание реальных условий, гораздо более широких и разносторонних в сравнении с традиционно ориентирован­ными;

-  каникулы как альтернативное пространство образования;

-  проектирование сферы отдыха детей и подростков не противоречащие устоявшимся нормам;

- взаимодействие четырех блоков, как «отдыха в поле ин­дивидуального саморазвития»;

-  ориентирование на каникулы, как на сферу практического опыта;

-  реализация основных форм лагерной жизни посредством концептуальных замыслов и принципов каникулярного пространства [8].

Прогресс современных тенденций оздоровительного отдыха детей и подростков не мыслим без тесного взаимодей­ствия теории и практики. При этом диалектически не отмирают устаревшие технологии, а преобразуются в новые путем напол­нения их иным содержанием. Причем объектом внимания явля­ются образование и воспитание подрастающего поколения в рамках летнего оздоровительного отдыха.

Ученые-практики отрабатывают технологию исследований, отдавая предпочтение изучению педагогического опыта запад­ных стран и прогрессирующим образованиям в области досуга детей и подростков. Особое значение придается терминологи­ческим разночтениям, расхождениям в понимании психолого-педагогических дисциплин, конструированию практических моделей, сопоставлению различий. При всей специфичности различных современных тенденций в них отражены актуальные и глобальные подходы к управлению, содержанию, формам и методам обозначенной проблемы.

Глава 2 Исследование проблемы досуга в загородном лагере «Орленок»

* * *

В загородном лагере «Орленок», расположенном в Юргинском районе Кемеровской области, проводят различные занимательные занятия с детьми. Проводя исследование с помощью метода анализа документов и наблюдения, мы проанализировали два полярных вида деятельности:

1. Проведение познавательных викторин.

2. Организация спортивных эстафет.

2.1. Проведение познавательных викторин

Самое главное в организации викторины - правила и вопросы. В зависимости от того, какие правила выбраны, определяется и количество команд, и состав участников, и даже расстановка мебели в момент игры.

Когда за основу были взяты прави­ла клуба «Что? Где? Когда?», то играла одна команда из шести человек, сидящая кружком в центре в окружении зрителей-про­тивников, придумавших накануне вопросы.

При проведении виктори­ны, похожей на «Счастливый случай»,  команд было уже две по четыре человека в каждой, вопросы заранее заготовил ведущий.

Для проведения викторин организаторы в основном берут уже готовые правила игры, потому что считают, что придумывать правила (иными словами «сюжет», или «форму игры») самому очень рискованно. Можно не учесть какую-то мелочь, которая приведет к конфликту, благородная цель обра­тится в свою противоположность. Вместо радостного времяпре­провождения в таком случае можно получить испорченное настроение, вместо спло­чения отряда - разобщенность и затаенную на «выдумщика», как главного провокатора, обиду. Поэтому, если у организатора викторин нет опыта разработки интеллектуальных игр, то он пользуется уже проверенны­ми и испытанными заготовками. Тем более, что сегодня все ка­налы телевидения потчуют нас еженедельно самыми разнообраз­ными состязаниями в эрудиции.

Помимо вышеперечисленных в загородном лагере «Орленок» при проведении познавательных викторин за основу берут правила следующих игр:

1. «Звездный час».

2. «Брейн-ринг».

3. «Зигзаг удачи».

4. «Великолепная семерка».

5. «Ключ к успеху».

6. «Поле чудес».

7. «Кто хочет стать миллионером».

8. «Умники и умницы».

9. «33 буквы».

 Проводить свою игру по мотивам телевизионной предпочтительно еще и потому, что ре­бятам не приходится долго объяснять условия соревнования. Они их уже знают, так как общаются с телевизором.

Однако, как показало проведенное исследование, в загородном лагере «Орленок» с ребятами проводят не только те игры, которые им хорошо известны и которые транслируются по телевидению.

Дабы избежать чрезмерного проникновения те­левидения в повседневную жизнь, работники лагеря берут другие разработ­ки. Например, в загородном лагере «Орленок» широкой популярностью пользуются игры ленинградских педагогов, среди которых:

1. «Взломщик».

2. «Пятью пять».

3. «Покер».

4. «Морской бой» и др.

А также игры, выпущенные коллективом МЦ «Вариант»:

1. «Светский разговор».

2. «Интеллектуальный тир».

3. «Стадион Гиннеса».

4. «Скачки».

5. «Минные заграждения».

6. «Музы­кальный тайник» и др.

Этими разработками педагоги лагеря предпочитают пользоваться еще и потому, что не приходится долго «мучиться» над вопросами - они уже есть.

Но иногда бывают моменты, что одна и та же группа желает еще раз поучаствовать в понравившейся ей викторине. В этом случае (когда перечень вопросов уже исчерпан) педагоги лагеря придумывают дополнительные. А порой занимаются составлением вопросов вместе с детьми, помощниками из инициативной группы. Что очень полезно, как для самих педагогов, которые лучше узнают ребят, так и для самих детей, которые помимо общения еще и  обогащают свой кругозор.

При составлении вопросов организаторы познавательных викторин руководствуются следующими правилами:

- нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее развернутого ответа (Дайте характеристику круговорота воды в природе);

- нельзя, чтобы вопрос требовал узкоспецифических углуб­ленных знаний (Кто был комендантом Полтавской крепости во времена знаменитой битвы 1709 года);

- нельзя, чтобы вопрос требовал ответа-перечисления (Какие команды были чемпионами мира по футболу?);

- нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов (Кто, когда и зачем изобрел порох?);

- нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым (Не ампер­метром ли измеряется сила тока?).

Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются «некорректными», и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспаривание решения жюри, обиды и слезы. Чтобы предотвра­тить эти нежелательные сопутствующие игре явления, организаторы викторин стараются сра­зу избавиться от «сомнительных» вопросов.

Педагоги загородного лагеря «Орленок» стараются организовать занятия с детьми так, чтобы последним было наиболее интересно. В этой связи педагоги проводят викторины, разработанные по определенным тематикам. Например,

1. «О природе».

2. «О технике».

3.  «О спорте».

4. «О знаме­нитых путешественниках».

Темой иногда выступает отдельный фильм или произведение литературы. Пример тематических вопросов к одной из викторин, проводимых в загородном лагере «Орленок», представлен в приложении 1.   

Помимо правил и вопросов при организации эрудиционов педагоги  не забывают и о других условиях успеха. Эти условия ничем не отличаются от тех, что должны быть соблюдены при органи­зации спортивной эстафеты  (о которой пойдет речь в следующем параграфе) или творческого конкурса, т.е. тако­го дела, в котором главное - соревновательность. А это значит, что при проведении познавательных викторин назначаются компетентные судьи, присутствуют красивое оформление, ритуалы начала и окончания игры, награды.

Одним из главных «атрибутов» проведения викторин является быстро ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Обычно это бывает кто-то из постоянных работников лагеря. Но могут быть и исключения – были случаи, когда ведущим назначали эрудированных вожатых.

В лагере учитывается и временной фактор. Познавательная игра не должна длиться более часа. Уж лучше проводить каждый день по игре, чем утомить всех одним много­часовым интеллектуальным марафоном.

2.2. Организация спортивных эстафет

Детям без спорта нельзя. Спортивные упражнения для них - и удовольствие, и возможность проявить себя, и потребность расту­щего организма. Как бы педагоги, вожатые ни относились к спорту, ограничивать тягу к движениям у детей они не имеют права. Поэтому, в загородном лагере «Орленок» ежедневно организуется активный двигательный отдых. Его формы могут быть самые разнообразные:

1. Шумные подвижные игры на воздухе: «салки», «жмурки», «чехарда».

2. Командные игры на спортивной площадке: футбол, пи­онербол, снайпер.

3. Ежедневные пробежки.

4. Углубленные занятия в спортивных кружках и секциях.

5.  Разучивание экзотических комплексов «у-шу».

6. Походы по пересеченной местности.

7. Заплывы в лагерном бассейне.

8. Лазанье по тренажерам или деревьям.

9. Военизированные игры с их неизменной беготней за «шпионами».

10. Просто прыганье через скакалку или игра в «классики».

Особенно нравятся детям полуспортивные-полуигровые эстафеты, которые чаще всего называют «Веселые старты». «Ве­селые старты» - это командные соревнования, в них дети де­монстрируют и силу, и ловкость, и быстроту, в них дух соперни­чества, в них переживания за успех товарища, в них накалы страстей и взрывы эмоций. На фоне других подвижных занятий «Веселые старты» выглядят как праздник среди повседневных хлопот. И хотя дети постоянно состязаются между собой, еще ни разу и нигде они не организовали сами для себя «Веселые стар­ты». «Веселые старты» - это спортивный праздник, который да­рят детям взрослые. А всем нам хорошо известно, что хороший праздник - это тот, который хорошо подготовлен. Это помнят и педагоги, и вожатые лагеря. Чтобы ничего не забыть при подготовке «Веселых стартов», они следуют следующим семи заповедям:

1.  Я должен заранее собрать команды, две, три и больше, с равным числом участников и с равным числом мальчиков и де­вочек. И предложить им выбрать звучные и яркие названия.

2.  Я должен заранее подготовить площадку и инвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, гимнастические палки и т.д. в достаточ­ном количестве. И несколько раз проверить, все ли на месте.

3.  Я должен заранее найти надежных помощников. И объяс­нить им, когда какой инвентарь приносить и уносить.

4.  Я должен заранее пригласить или назначить судей. И дого­вориться с ними о критериях оценок и штрафных очков.

5.  Я должен заранее изготовить табло. И пригласить счетную комиссию для работы с ним.

6.  Я должен заранее подготовить болельщиков. И посовето­вать им выучить лозунги и написать транспаранты.

7.  Я должен заранее приготовить награды. И проигравшим, и победившим.

А еще для успеха «Веселых стартов» нужны веселые задания. Некоторые из этих заданий, используемых в загородном лагере «Орленок», представлены в Приложении 2.

Кстати, название «Веселые старты» используется в основном для маленьких ребят. Для детей постарше название меняют, например, на такие:

- «Спортландия»;

- «Сказочные эстафеты»;

- «Молодецкие забавы»;

- «Спортивный смеходром»;

- «Водно-сухопутные соревнования»;

- «Стадион неожиданностей»;

- «Шуточная олимпиада»;

- «Веселые финиши».

Обязательным атрибутом спортивного праздника является его  торжественное открытие. В него вклю­чаются, как правило, такие элементы:

- выход и построение команд,

- приветственное обращение главного организатора,

- приветствие командами друг друга,

- представление арбитров,

- подъем спортивного флага,

- зажжение олимпийского огня,

- показательные выступления «профессионалов»,

- объяснение правил предстоящих соревнований,

- произнесение клятвы,

- торжественное прохождение и выход команд на старт под приветственное скандирование зрителей.

Допускается костюмирование, хороший юмор, сопровождение.

Во время самих «Веселых стартов» обязательным является  наличие ведущего и его зажигательное комментирование; текущее объявление результатов, поддержка болельщиков и награждение победителей. Все это опять же требует высокого уровня организации, которой в рассматриваемом загородном лагере уделяют особое внимание.

Заключение

В ходе исследования было выявлено, что детско-юношеский досуг представляет собой творческое поведение детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде.

Основными принципами работы с детьми в детских оздоровительных лагерях являются:

1) свобода выбора ребенка;

2) реализация замыслов ребенка;

3) новый уровень развития системы каникулярного отдыха                      детей;

4) поиск новых модулей и содержание деятельности временных детских коллективов.

Несмотря на общие принципы работы, каждый детский оздоровительный лагерь формирует свою концепцию работы с детьми. В настоящее время в практике работы российских детских оздоровительных лагерей используется большое разнообразие социально-педагогических и психологических методик, направленных на создание максимально комфортных условий пребывания детей в оздоровительных лагерях, на развитие их талантов и способностей.

Сегодня в рамках работы детских оздоровительных лагерей создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых дети имеют возможность самореализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться друг с другом.

В рамках курсовой работы нами было проведено исследование досуга в загородном лагере «Орленок».

Результаты исследования показали наличие грамотного, четко спланированного подхода к организации детского досуга в данном учреждении.

В лагере «Орленок» применяются различные викторины, игры с целью развития познавательных способностей детей. Однако, не обходится и без спортивных занятий, которые также представлены во всем многообразии, потому что «девизом» лагеря является гармоничное и многостороннее развитие личности ребенка.

Список литературы

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань, 1988. – 233с.

2. Артемьев Т.И. Развитие личности и ее способностей. - М., 1982. – 276с.

3. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. – М.: Новая школа, 1994. – 224с.

4. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. - М., 1991. – 322с.

5. Внешкольные воспитательные учреждения / Сост. А.В. Жилиг,                   С.А. Кумалагова. – М., 1991. – 336с.

6. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. научн. тр. / Отв. Ред. Б.Н. Ширвиндт. – М., 1985. – 288с.

7. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256с.

8. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. - Л., 1991. – 187с.

9. Жуковский М.А. Пока организм формируется. – М.: Педагогика, 1985. – 96с.

10. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512с.

11. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. - М., 1991. – 322с.

12. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М., 1980. – 288с.

Приложение 1

Викторина по истории русской литературы

Вопросы

1.   Кто из русских писателей был в юности  «по­жалован» Екатериной II в пажи, а затем стал ярым  врагом   самодержавия?

2.   Как отнеслась Екатерина II к книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?

3.   Из какого произведения А.Н.  Радищева эти строки:

«Власть  царска веру  охраняет, Власть царска веру  утверждает, Союзно  общество  гнетут: Одно сковать рассудок  тщится, Другое волю  стерть  стремится»?

4.   Кто из русских поэтов в одном из вариантов своего стихотворения писал:  «Вослед Радище­ву восславил я свободу»?

5.   Из каких произведений Державина эти стро­ки:

а)   «Цари! - Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья;

Но вы,  как я,  подобно страстны

И так же смертны,  как и я».

б)   «Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами».

в)   «Так! - весь я не умру: но часть меня большая, От тлена убежав,  по  смерти  станет жить».

6.   Какое    литературное    общество    основал    в 1811 году  адмирал А.С. Шишков?

7.   Перечислите  членов  литературного  общества.

8.   Какой   поэт  двадцать  два   года   своей   жизни посвятил переводу   «Илиады»   Гомера на рус­ский язык?

9.   Назовите известного русского поэта, бесстраш­ного  партизана  и  организатора  партизанской борьбы     в     период     Отечественной      войны 1812 года.

10.  Кто из современников Пушкина так описывал красоту осени:                                        

«И вот сентябрь! замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце  блещет,

И луч его в зерцале зыбких вод

Неверным  золотом  трепещет.

Седая мгла вьется вкруг холмов;

Росой  затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины...»

11.   Какое  литературное  произведение  начинается картиной   святочного  гадания?

12.   Кто и в каком стихотворении так описал море:

«Безмолвное  море,   лазурное  море,

Стою  очарован над бездной твоей,

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною  думой наполнено  ты».

13.   Кто  из  поэтов   начала  XIX  века  так   назвал Аракчеева, одного из любимцев Александра I:

«Надменный временщик, и подлый, и коварный... - Неистовый тиран родной страны своей».

14.   Два друга,   поэты-декабристы,  писали  совмес­тно революционные песни.   В одной из песен говорится о том, как кузнец несет три ножа: один - «на бояр, на вельмож», другой - «на попов, на святош»,  а  «третий нож на царя». Назовите этих  поэтов.

15.   Какой альманах издавали декабристы  К. Ры­леев и А. Бестужев?

16.   Кто из русских писателей выпускал периоди­ческий сборник статей «Полярная звезда»? Что было изображено на обложке этих сборников?

17.   Вспомните поэта, замученного солдатчиной и трагически погибшего в 1838 году в военном госпитале

18.   Кто из поэтов-декабристов так писал о царе:

«Отечество наше страдает

Под игом твоим, о злодей!

Коль нас деспотизм угнетает,

То свергнем мы трон и царей».

19.   Кем из поэтов-декабристов написаны в тюрьме смелые,  зовущие к борьбе стихотворения «К друзьям в Кишинев» и «Певец в темнице»?

20.   Кто из  поэтов-декабристов  в  стихотворении «Участь русских поэтов»  говорит о том,  что «их бросают в черную тюрьму,  морят моро­зом безнадежной  ссылки»,   стягивают петлей шею,  убивают,  натравливают на них толпу?

21.   Кто так сказал о К.Ф. Рылееве:

«Рылеев был мне первым светом...

Отец по духу мне родной –

Твое названье в мире этом

Мне  стало доблестным  заветом

И путеводною звездой».

22.   Кто написал знаменитую русскую сказку «Ко­нек-Горбунок»?

23.   Кто так описал утро:

«Красным  полымем Заря  вспыхнула,

По лицу земли Туман  стелется...»

24.   Назовите первую большую статью Белинского.

25.   В каком из  своих произведений Белинский устами героя назвал помещиков  «крокодилами», «тиграми, питающимися костями и мя­сом своих ближних и пьющими, как воду, их кровь и слезы»?

26.   Перу  какого  поэта принадлежит  стихотворе­ние,  начинающееся словами:

«Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать,  что  солнце встало...»

27.   Кто написал жизнерадостное задушевнее сти­хотворение   «Сенокос»,   начинающееся  слова­ми  «Пахнет сеном над лугами»?

28.   Откуда эти  строки:

а)   «Внемлите  ж,   братья,   слову  брата,

Пока мы полны юных сил:

Вперед,  вперед, и без возврата,

Что б рок вдали нам ни сулил!»

б)   «Сильнее стучи и тревогой

Ты спящих от сна пробуди!

Вот смысл глубочайший искусства...

А сам маршируй впереди!»

29.   Чьи это  строки:

«На бесконечном,  на вольном просторе

Блеск и движенье,  грохот и гром...

Тусклым  сияньем облитое море,

Как  хорошо ты в сиянье ночном!»

30.   Ниже приведено по две строфы из стихотворе­ний поэтов, различных по своим взглядам на поэзию и по стилю произведений. Определите, кому принадлежат эти стихи:

а)  «Шепот,  робкое  дыханье,

Трели   соловья,

Серебро и  колыханье

Сонного  ручья,

Свет ночной,  ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого   лица».

б)   «Холод,   грязные  селенья,

Лужи и  туман,

Крепостное  разрушенье,

Говор  поселян.

От  дворовых   нет  поклона,

Шапки   набекрень,

И  работника  Семена

Плутовство  и  лень».

31.   Кому принадлежат слова:   «Литература у на­рода, не имеющего политической свободы, - единственная  трибуна,   с  высоты которой  он может заставить услышать крик своего него­дования и своей совести»?

32.   Кто  из   русских   писателей,   будучи  дворяни­ном, приписался вместе с семьей к крестьян­скому  обществу?

33.   Кто написал стихотворение «Свобода», полное страстного призыва к  борьбе  с деспотизмом? Вот первые его  строки:

«Когда я был отроком тихим и нежным,

Когда я  был юношей  страстно-мятежным,

И в возрасте зрелом, со старостью смежном, -

Всю жизнь мне все снова, и снова, и снова

Звучало одно неизменное слово: Свобода!   Свобода!»

34.   Кто  из   русских  писателей   создал  повесть  о крепостной   актрисе   «Сорока-воровка»?

35.   О каком произведении  Герцена  И. С.  Турге­нев писал: «Все это написано слезами, кровью: это горит и жжет... Так писать умел он один из русских»?

36.   Назовите передовой журнал,  закрытый прави­тельством одновременно с  «Современником» в 1866 году.

37.   Кто был главным сотрудником и вдохновите­лем журнала   «Русское  слово»?

38.   Какие журналы имели резко враждебное «Современнику»   и   «Русскому   слову»   направле­ние?

39.   Назовите  поэтов-сатириков  60-х  годов.

40.   «Свисток», - вспоминал Некрасов,  - приду­мал,  собственно,  я,  а душу ему,  конечно, дал Добролюбов».  О каком  «Свистке»   идет речь?

41.   Как   назывался   сатирический   журнал,   осно­ванный   поэтом   Курочкиным  и   художником Степановым?

Кто из десяти лет, в течение которых зани­мался литературной деятельностью, почти пять лет провел в одиночной камере Петропавлоской крепости?

У кого из поэтов, современников Н.А. Нек­расова, и в каком произведении упоминаются Простакова, Митрофан, Тарас Скотинин, Ноз-древ, Держиморда, Коробочка, Чичиков, Репе-тилов, Манилов, Мблчалин, Хлестаков, Ска­лозуб,  Загорецкий,  Фамусов?

44.   Кто из современников Н.  А.  Некрасова и его близких  соратников писал:

«Я ваш,  друзья,   -  хочу быть вашим,

На труд и битву я готов, -

Лишь  бы начать в  союзе  нашем

Живое дело  вместо слов».

45.   Назовите  поэта-сатирика,   которому принадле­жат  следующие  строки:

«Я не поэт, - и, не связанный узами

С  музами,

Не обольщаюсь ни лживой,  ни правою

Славою.

Родине  предан любовью  безвестною,

Честною...

Я положил в нее чувство сыновнее

Все в нее».

46.  Назовите поэта и его стихотворения, из кото­рых  взяты  эти   строки:

а)   «Колокольчики   мои,

Цветики   степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые»?

б)   «Спускается солнце за  степи,

Вдали  золотится  ковыль, -

Колодников звонкие цепи

Взметают  дорожную   пыль».

в)   «Двух станов не боец, а только гость случайный,

За правду я был рад поднять мой добрый меч».

47.   Кто выступал в печати под псевдонимом «Козь­ма  Прутков»?

48.   Кто    написал    очерки    «Четверть    лошади», «Власть  земли»,   «Книжка чеков»?

49.   Назовите  автора  повестей   «Левша»,   «Тупей­ный художник »,   «Зверь».

50.   Какой рассказ положил начало литературной известности                       В.М.  Гаршина?

51.   Мотив безнадежности, отказ от борьбы с окру­жающим злом особенно сильно проявляется в рассказе  Гаршина   о  пациенте  психиатричес­кой больницы.  Назовите этот рассказ.

Ответы:

1.   А.Н.  Радищев.

2.   Екатерина II сказала о Радищеве: «Он бунтов­щик хуже Пугачева». Радищева приговорили к   смертной  казни,   которую  заменили   ссыл­кой, надеясь, что живым он не вернется.

3.   Из   оды   «Вольность».

4. А.С. Пушкин, первоначальный набросок сти­хотворения   «Памятник».

5.   а)  «Властителям  и   судиям»,

б)   «Вельможа»,

в)   «Памятник».

6.   «Беседу любителей русского слова»,  общество защитников   старых   литературных  и   полити­ческих взглядов в  словесности.

7.   П. А. Вяземский,   К. Н. Батюшков,   А. С. Пуш­кин,  Н. И. Тургенев,  В. А. Жуковский и др.

8.   Н.И. Гнедич.

9.   Д. В.  Давыдов.

10. Е.А. Баратынский.

11. Баллада   В.А.   Жуковского   «Светлана».

12.   В.А.  Жуковский  в  стихотворении   «Мбре».

13.   К.Ф.  Рылеев.

14.   К.Ф.  Рылеев и А.А. Бестужев.

15.   «Полярная   звезда».

16.   А.И.  Герцен  и   Н.П.  Огарев.   На  обложке «Полярной звезды»  была виньетка с силуэта­ми пяти казненных декабристов.

17.   Поэт  А.И.  Полежаев.

18.   П.А.  Катенин.

19.   В.Ф.  Раевским.

20.   В.К.  Кюхельбекер.

21.   Н.П.  Огарев.

22.   П.П.  Ершов.

23.   А.В.  Кольцов  в   стихотворении   «Урожай».

24.   «Литературные  мечтания.   Элегия  в  прозе».

25.   В драме   «Дмитрий  Калинин».

26.   А.А.   Фету.

27.  А.Н.   Майков.

28.   а)  Из   стихотворения   А.Н.   Плещеева   «Впе­ред!  без  страха  и  сомненья...»;

б) из перевода А. Н. Плещеева «Возьми ба­рабан и не бойся...»

29.   Ф.И.  Тютчев,   из  стихотворения   «Как  хоро­шо ты,  о море ночное!»

30.   а) Из   стихотворения  А.А.  Фета;

б) пародия поэта Д.Д. Минаева «Лирические песни с гражданским отливом» на стихотворе­ние Фета.

31.   А.И.  Герцену.   «О   развитии  революционных идей в России».

32.   А.И.  Герцен.

33.   Друг А.И.  Герцена,  поэт Н.П. Огарев.

34.  А.И.  Герцен.

35.  О  «Былом и думах».

36.   «Русское слово».

37.  Д.И. Писарев.

38.   «Библиотека для  чтения»   и   «Русский  вест­ник ».

39.   Н.А.  Некрасов, Н.А. Добролюбов, В.С. Курочкин, Д.Д.  Минаев.

40.   В 1859 г. стало выходить сатирическое прило­жение к  журналу   «Современник» - «Свис­ток».

41.   «Искра».

42.   Д. И.  Писарев.

43.   У  В.С. Курочкина, в стихотворении «Семей­ная встреча 1862  года».

44.  Н.А. Добролюбов, стихотворение «Еще рабо­ты в жизни много».

45.   В.С. Курочкин.

46. А.К. Толстой,  стихотворения: а) «Колоколь­чики мои»; б) «Колодники»; в) «Двух станов не боец».

47.   Братья  Жемчужниковы (Алексей,   Владимир, Александр) и                 А.К.  Толстой.

48.   Глеб Успенский.

49.   Н.С. Лесков.

50.   Рассказ о страданиях раненного на поле боя - «Четыре  дня».

51.   «Красный  цветок».

Приложение 2

Спортивные эстафеты

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ «КОЗЛА»

Установим «козла» на линии старта, пусть им станет капитан. Второй участник разбегается, перепры­гивает через капитана и замирает на том месте, где приземлился. Он тоже превращается в «козла». Третий участник, разбежав­шись, совершает уже два прыжка и тоже замирает в точке при земления. Когда уже некому разбегаться и прыгать, капитан, ко­торый был первым «козлом», разбегается и прыгает через всю команду сам. Так, многократно прыгая и превращаясь то в пры­гунов, то в снаряд для опорных прыжков, команда преодолевает дистанцию. Какая команда преодолеет дистанцию первой таким необычным образом, та и будет победительницей.

БЕГ СО СКАКАЛКОЙ

Эта эстафета проста. Первый участник команды бежит по сигналу до поворотного флажка и обратно, прыгая через скакал­ку. Затем он передает скакалку следующему и так до... победы или неудачи. Более сложным вариантом является бег с прыжка­ми через обруч, который используется как скакалка.

БЕГ С ОБРУЧЕМ

Это тоже несложная эстафета. Все члены команды по очереди бегут до точки поворота и обратно, крутя на поясе обруч. Побеждают самые гибкие и быстрые. Усложнением эстафеты могут послужить таким задания:

- крутить обруч на шее,

- крутить обруч на руке,

- крутить сразу два обруча на обеих руках.

ТРИ ПРЫЖКА

Для выполнения этой эстафеты необходимо на расстоянии 8-10 метров от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала первый участник, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и устремляется назад переда­вать эстафету следующему. Второй участник, достигнув лежащих предметов, берет обруч и делает через него три прыжка (как че­рез скакалку). Третий участник вновь берет скакалку и т.д. ... идет чередование. Прибытие последнего члена команды к линии старта означает окончание эстафеты. Победа достанется самым быстрым.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ

Спасательным кругом, который поможет перебраться через «реку», в этой эстафете будет обруч. Линия старта будет одним «берегом», флажок напротив - другим. Капитан команды наде­вает на себя обруч и, удерживая его на уровне пояса, бежит до установленной отметки. Возвращаясь, он захватывает обручем следующего участника команды и бежит вместе с ним, «пере­правляя его в спасательном круге» на другой «берег». Так по оче­реди капитан «переправляет» всю команду на противоположную сторону. Побеждает та команда, которая быстрее перебралась на другой «берег».

ИГОЛЬНОЕ УШКО

Вдоль линии эстафеты на земле лежат два или три обруча. Стартуя, первый участник должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя (как нитка проходит через игольное ушко). Затем, добежав до следующего обруча, проделать с ним то же упражнение. И так со всеми обручами туда и обратно. Побеждает та команда, все участники которой быстрее проденут «нитку», т. е. проделают все операции с обручами.