Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Сущность социальной педагогики и особенности ее зарождения…...4

2. Современный этап развития социальной педагогики………………...6

Заключение………………………………………………………………..10

Список литературы……………………………………………………….11

Введение

Отечественный и мировой опыт последних лет подтвердил и выделил в культуре ХХ века социальную педагогику в самостоятельную отрасль человекознания в целом и педагогического знания в частности, и на этой основе получила дальнейшее качественно новое развитие так называемая педагогика отношений, влияющая на извечную диаду «человек и общество», на целостную систему личностно-средовых взаимодействий,  межличностных отношений индивида в сфере его ближайшего                 окружения.

Эти приоритеты в свою очередь отразились на повышении роли самой социальной педагогики, как науки, интегрирующей знания о системе целенаправленной, педагогически организованной поддержке жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим                         миром и людьми, самим собой на основе творческой                                  активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном               социуме.

Это назначение социальной педагогики как науки заложено в ее предмете. Несмотря на разноречивость понимания объектно-предметной области социальной педагогики, большинство специалистов сходятся на том, что объектом социальной педагогики рассматривается целостная                         система социальных отношений, а ее предметом - процесс                            педагогического влияния на социальные взаимодействия индивида, в которые он вступает в течении всех возрастных периодов жизни и в различных сферах  микросреды в его многоплановой социальной жизнедеятельности, на всю целостную совокупность социальных                                               отношений.

1. Сущность социальной педагогики и особенности ее зарождения

Социальная педагогика рассматривает «личность в среде», «личность в социуме», личность в системе социальных отношений. Она конкретизирует положения общей педагогики и других человековедческих научных дисциплин в личностно-средовом контексте. Социальная педагогика рассматривает цели, содержание, способы и средства влияния на поведение и на отношения человека в обществе, в различных условиях социальной жизни, среды. В этом смысле понятие «социальная педагогика» интерпретируется как педагогика социальных отношений [5].

Зарождение  социальной педагогики берет свое начало с момента принятия трех важных документов: Декла­рация 1924 г.,  Декларация 1959 г.,  Конвенция 1989 г. [2].

Однако не во всем мире отношение к социальной педагогике и ее успехам было столь положительными.

В октябре 1917 г. в России произошла революция, корен­ным образом изменившая судьбу нашей страны в целом и со­циальной педагогики - в частности. Изменилось следующее:

1) положение церкви, которая лишилась возможности оказывать прежнюю социальную помощь нуждающимся;

2) от­ношение к благотворительности, которая превратилась в яв­ление, чуждое социалистическому строю [6].

Таким образом, го­сударство фактически перестало терпеть тех, кто помимо него заботился о детях и всех тех, кто нуждается в социальной по­мощи. Оно взяло функцию социально-педагогической помощи всецело на себя, но не могло справиться с ней. А когда переро­дилось в авторитарное, начало искать врагов народа во всех сферах общественной жизни, в том числе – и в сфере педагогики и образования.

Но все же в 20-е гг. (в период новой экономической политики) социальная педагогика добилась существенных успехов (хотя оно по-прежнему не была в нашей стране самостоятель­ной отраслью научного знания, а развивалась в рамках общей педагогики) благодаря деятельности таких замечательных ее представителей, как С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко. Кроме того, не был еще прерван контакт с  зарубежными педагогами, и наша педагогика взаимообогащалась за счет достижений зарубежной [1].

В частности в это время начинает развиваться педология - наука о всестороннем ком­плексном изучении ребенка. Своим появлением она обязана таким зарубежным ученым, как С. Холл, Торндайк. Свои кор­ни она также ведет из экспериментальной педагогики Эрнста Меймана (1862-1915). Основной задачей педологии стало ком­плексное исследование детей, включая изучение их способно­стей и склонностей на разных возрастных этапах. Полученные данные нужны были для того, чтобы помочь ребенку стать личностью. Собственно это и есть поле деятельности социаль­ной педагогики. Так от простого восхищения ребенком она пе­реходила к глубокому его изучению ради его будущего.

В России видными педологами были В.П. Кащенко, П.П. Блонский,            Л.С. Выготский и др. Несмотря на имевшиеся не­достатки (переоценивание роли биологических или соци­альных факторов в формировании ребенка, использование тех­нократических методов исследования, отсутствие должного взаимодействия с другими науками), педология внесла неоце­нимый вклад в развитие социальной педагогики. Но концеп­ция педологов не вписывалась в утвердившуюся идеологию и официальную педагогику. Режиму нужны были не личности с их индивидуальностями, а коллективы, состоящие из по­слушных, ординарных, пассивных «винтиков». В июне                1936 г. постановлением «О педологических извращениях в си­стеме Наркомпросов» педология была объявлена «лженаукой», а педологи «лжеучеными», «мракобесами» и даже «фашистс­кими прихвостнями» и изгнаны из школы, на них обрушились репрессии [3].

Что касается социальной педагогики, то в нашей стране ее подлинное рождение состоялось лишь в 1990 г., когда на госу­дарственном уровне возник институт социальных педагогов. Их подготовка началась в сложных условиях: нехватка ква­лифицированных специалистов и преподавателей, почти пол­ное отсутствие учебной и научной литературы, несовершенство учебных планов и программ и т.п. Тем не менее, первые и чрез­вычайно важные шаги уже сделаны [4].

Развитие социальной педагогики в нашей стране происхо­дит в тесном контакте с зарубежными коллегами. Подготовка социальных педагогов за рубежом ведется в обществах соци­альной защиты, в государственных и частных учебных заве­дениях. Требования к социальному педагогу примерно одина­ковы - постоянная готовность оказать социальную помощь всем нуждающимся. Для этого нужны преданность делу, ос­новательные знания педагогики, психологии, психиатрии, социальной политики и законодательства, методологии иссле­дований, наконец, значительный жизненный опыт. Безусловно, зарубежная социальная педагогика имеет богатейший опыт и традиции, в особенности в Германии, Англии, США.

2. Современный этап развития социальной педагогики

Современный этап развития теории и практики социальной педагогики отличает ряд устойчивых проявлений.

Во-первых, в социальной педагогике сегодня четко определяется специфичность механизма взаимосвязи с практикой - в качестве которого выступает социально-педагогическая деятельность, влияющая на развитие социальных отношений (в различных областях социальной деятельности, социальной практики).

Во-вторых, все большее значение приобретает ориентация социальной педагогики на проблемы в жизни индивида, а не на формальные признаки административного порядка. Это создает предпосылки для развития истинной гуманности и личностно-ориентированного подхода в познании и формировании содержания науки.

В-третьих, в социально-педагогической деятельности активно просматривается вторая сторона взаимодействия личности с обществом, со всеми его государственными и негосударственными структурами, социальными институтами, реализующими сегодня семейную, образовательную, оздоровительную, а в целом социальную политику общества [5].

Именно рассмотрение «личности в социуме», в «образовательно-воспитательном пространстве», в конкретной социальной ситуации ее развития и отношений выделяют социально-педагогическую деятельность в самостоятельную область профессиональной деятельности.

В развитии социальной педагогики как педагогики социальных отношений просматриваются несколько значимых этапов.

Первый - этап появления исторических предпосылок формирования социально-педагогических идей, предполагающий воссоединение и обобщение взглядов, воззрений, отношений ученых, педагогов-практиков различных направлений и концепций в области социальной деятельности (социальной работы) на роль и место социальной среды в развитии личности, в формировании социально-значимых педагогических качеств.

Второй - этап первичной апробации социально-педагогических идей в сфере социальной деятельности. Этот этап характерен формированием общей концепции становления и развития профессиональной социально-педагогической деятельности, востребованностью тех ценностей, которые являются общими для всех сфер жизнедеятельности общества, специалистов различных профессий и которые отражают социально-педагогическую сущность и компоненту в профессиональном образовании. Эти приоритеты отразились на повышении роли самой социальной педагогики как области практической социально-педагогической деятельности, рассматривающей личность в системе социальных отношений, личность в сфере социальной деятельности.

Третий - этап активного утверждения идей социальной педагогикой в практике взаимодействия человека и социальной среды, это этап освоения микросреды жизнедеятельности человека, изучения всего комплекса его социальных отношений, включая и отношения отдельных социальных групп.

Отличительной особенностью этого этапа является ориентация социально-педагогических идей на детско-подростковую среду, на учащихся общеобразовательных учреждений.

Четвертый - этап активного освоения социально-педагогического компонента социального пространства (образовательного, воспитательного, профессионального), социума (городского, сельского, семейно-соседского и т.д.). Данный этап характерен активным изучением возможностей педагогики отношений в социуме, рассмотрением социальных отношений через призму социальных потребностей и социальных способностей, прежде всего в области:

- воспитания (формирование установок и мотивационной культуры личности);

- образования (формирования знаний и информационной культуры личности);

- обучения (формирования умений и операциональной культуры личности).

Значительное место на данном этапе отводится рассмотрению социальной деятельности и ее многокомпонентному обеспечению, а также проблемам социальной адаптации в условиях новых ориентиров. Особое внимание отводится взаимодействию с различными социальными институтами. Все это предполагает развитие в самой социальной педагогике таких направлений как моделирование и проектирование социально-педагогических процессов и явлений [3; 5].

Детерминация социальных институтов отношениями и деятельностью позволяет на этом основании типологизировать их, представить всю совокупность, интеграцию этих социальных образований создает сферу разноплановых педагогических отношений.

Заключение

По результатам работы целесообразно сделать следующие выводы:

1. Социальная педагогика – это наука, изучающая особенности поведения личности в социальной среде. В этом смысле ученые называют ее педагогикой социальных отношений.

2. Становление социальной педагогики в мире началось с принятия в 1924 г. Декларации, за которой последовали Декларация 1959 г. и Конвенция                 1989 г.

3. В России социальная педагогика берет свое начало с октября 1917 г., когда изменилось положение церкви, появилась возможность помогать людям, оказывать помощь нуждающимся.

4. Становление социальной педагогики в нашей стране связано с такими именами, как: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко,                В.Н. Сорока-Росинский и др.

5. Мощное развитие в России социальная педагогика получила только в 1990 г., которое сегодня характеризуется мировыми интеграционными связями.

6. Современная социальная педагогика развивается по нескольким направлениям:

- специфичность механизма взаимосвязи с практикой (социально-педагогической деятельностью);

- формирование личностно-ориентированного подхода;

- реализация социальной политики общества.

Социальная педагогика сегодня выполняет три важнейшие функции – воспитание, образование и обучение, является очень значимой наукой на современном этапе развития нашей страны.

Список литературы

1. Арнольдов А.С. Живой мир социальной педагогики. - М., 1996. – 233с.

2. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогики. -  М., 1998. – 325с.

3. Куличенко Р.М. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов и России. – М., 1998. – 415с.

4. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. – М., 1999. – 72с.

5. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия / Сост.                        Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2003. – 384с.

6. Социальная работа в России: прошлое и настоящее / Под ред. А. Бадя. - М., 1998. – 436с.