Повышение эффективности организации управленческого труда

Курс

Ссылки, Предмет, цель

Содержание:

Введение. 5

1. Содержание и особенности управленческого труда. 6

1.1. Особенности управленческого труда. 6

1.2. Рациональная организация управленческого труда. 10

2. Особенности управленческого труда на ОАО «Блеск». 18

2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО "Блеск". 18

2.2 Организационная структура управления персоналом ОАО«Блеск». 21

2.3. Анализ  организации труда начальника цеха ОАО«Блеск». 24

3.  Предложения по повышению эффективности организации управленческого труда  30

Заключение. 33

Список использованных источников. 35

Приложение. 37

Введение

 

  Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства.  В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом,  то менеджер  не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации.    

  Актуальность данной темы  определяется,  прежде  всего,  продолжающимся становлением рыночной экономики, что в свою очередь требует  перестройки  не только  форм  и  методов  хозяйствования,  но  и  мышления  всех   категорий трудящихся, участвующих в  процессе  управления  предприятием. 

Объект -  общественные отношения, возникающие в сфере управления организацией, персоналом и т.п..

Цель: изучить особенности системы управления организацией и совершенствование управления ей.

Задачи. Рассмотреть и изучить:

1.     Содержание и особенности управленческого труда,

2.     Особенности управленческого труда на ОАО «Блеск»,

3.     Предложения по повышению эффективности организации управленческого труда.

Изученность. Использовалась учебная литература, составленная ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов: Балдин И.В., Брасс А.А., Войстрик Н., Воробьев Л.А., Гончаров В.И. , Чернышева М.А., Пашуто В.П., Семенов А.К., Шекшня С.В.

Целью данной курсовой работы, является рассмотрение организации труда руководителей. То есть, как организовать работу руководителя, чтобы его труд был наиболее эффективным; разработка  приемлемых и ффективных  для  руководства предприятия ряда новых решений в сфере управления.

1. Содержание и особенности управленческого труда

1.1. Особенности управленческого труда

Организация труда руководителя— организационная система, имеющая своей целью достижение  наилучших  результатов  использования  труда в процессе производства.

К числу элементов организации труда руководителя, следует отнести:

-организацию труда в коллективе (разделение труда, регламентация труда по содержанию, регламентация труда по времени), выбор систем и методов работы;

-специфические проблемы организации личного труда (планирование и распределение рабочего времени, управление потоком посетителей, индивидуальный рабочий стиль, рациональное ведение корреспонденции и т. д.);

-организацию использования средств вычислительной и оргтехники;

- мероприятия по охране труда, обеспечивающие безопасные условия, как для самого исполнителя, так и для окружающих его людей;

- мероприятия  по укреплению дисциплины труда и  устранению потерь рабочего времени;

-создание материальной и моральной заинтересованности в улучшении как индивидуальных, так и коллективных результатов труда;

-повышение квалификации и культурно-технического уровня работающих;

- регламентирование труда и отдыха;

-производственную эстетику, устройство, оснащение рабочих мест и правильное их обслуживание [3, с.289].

Перечисленные выше общие для любого объединения работников элементы системы организации труда как руководителя на различных предприятиях и в разных социально-экономических условиях реализуются по-разному.

Однако успешная реализация на практике каждого из этих элементов приводит, как правило, к повышению производительности труда на предприятии.

Следовательно, можно говорить о том, что организация труда руководителя представляет собой совокупность прогрессивных организационных и технических мероприятий, обеспечивающих систематическое повышение производительности труда.

В совокупности мероприятий по организации труда руководителя огромное значение имеет мобилизация внутрипроизводственных резервов, которые можно подразделить на две группы: [11, с.358]

1. резервы снижения трудоемкости продукции;

2. резервы использования рабочего времени.

         Резервы первого вида могут быть выявлены и использованы в результате экономии времени, затрачиваемого непосредственно на изготовление продукции или на выполнение других производственных работ. Резервы второго вида могут быть вскрыты и реализованы путем рационального использования фонда рабочего времени, которым рас­полагает данный коллектив работников. Рациональная организация труда является необходимой предпосылкой повышения его производительности, выявления и использования всех резервов, связанных как со снижением трудоемкости продукции, так и с ликвидацией потерь рабочего времени.

Организация труда руководителя опирается на познание и использование эконо­мических законов, законов физиологии и психологии труда, данные исследований социологической науки, а также математики и киберне­тики, базируется на знаниях юридической науки. В том случае, если практическому внедрению конкретных мероприятий по организации труда предшествует научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а данные практические меры базируются на достиже­ниях современной науки и передового опыта, мы имеем дело с научной организацией труда (НОТ) [15, с.24].

Совершенно неправомерны попытки разграничить два понятия — «организация труда руководителя» и «научная организация труда». Разница между первым и вторым понятиями определяется методами, подходами к решению одних и тех же проблем, степенью научной обоснованности  конкретных решений. В данном случае можно говорить о том, что научная организация труда не допускает решения практических вопросов организации труда, опираясь на использование субъективных,  эмпирических оценок и мнений, а реализует всю совокупность достижений современной науки и практики, обеспечивая при этом наиболее рациональную и эффективную организацию труда. На практике НОТ решает три взаимосвязанные задачи: экономическую, психофизиологическую и социальную.

Экономическая задача НОТ состоит в создании условий для целесообразного использования техники, материалов и сырья, что обеспечивает экономию живого и овеществленного труда на производство единицы продукции.

Психофизиологическая задача связана с созданием наиболее благоприятных условий труда, обеспечивающих сохранение физического здоровья и безопасности людей, поддержание высокого уровня их работоспособности.

Социальная задача направлена на повышение степени удовлетворенности людей трудом, создание условий, обеспечивающих рост их профессиональных знаний.

Приведенное выше определение организации труда как организационной системы характеризует данное понятие в статике, раскрывая его суть с точки зрения характера решаемых задач. Однако организацию труда руководителя следует рассматривать и в динамике как процесс совершенствования ее форм и методов НОТ нельзя представлять как простой комплекс мер, осуществление которых обеспечивает подлинно научную организацию труда. Принимая во внимание постоянное совершенство­вание и развитие технической базы, технологических процессов, сле­дует добиваться динамичного развития и совершенствования форм организации труда. Таким образом, можно уверенно говорить, что НОТ представляет собой постоянный творческий процесс, обеспечивающий соответствие организации труда изменяющемуся уровню развития техники и технологии производства.

Организация процессов труда руководителя включает проекти­рование и внедрение рациональных систем и методов выполнения, возложенных на него функций с учетом применения необходимых технических средств, а также предполагает определенную степень регламентации труда по содержанию и во времени. Это обеспечивает необходимый порядок и организованность при исполнении руководи­телем должностных обязанностей, при принятии и реализации управленческих решений. Регламентация труда означает установление строгое соблюдение определенных правил, инструкций, нормативов, основанных на объективных закономерностях, присущих научной организации труда.

 От используемых методов и организации труда руководителя во многом зависит успех работы всего производственного коллектива.

Когда мало внимания уделяется изучению и применению научных принципов организации труда, их заменяют эмпирически найденные, в которых удачные приемы соседствуют с неэффективными методами. Устаревшие методы работы и нерациональный индивидуальный рабо­чий стиль превращают трудовой коллектив в наиболее слабое звено системы управления [9, с.352].

Однако следует помнить о том, что труд руководителя не только объективно обусловлен, но и носит инициативный, творческий харак­тер. В этой связи можно говорить о том, что принципы и правила НОТ требуют творческого осмысления для определения степени их применимости с учетом складывающейся производственной ситуации. В данном случае принципы и правила служат лишь исходным пунктом для работы руководителя над совершенствованием индивидуального рабочего стиля, навыков и методов организации своего труда.

В настоящий период 40—60% рабочего времени руководителей за­трачивается на выполнение таких видов деятельности, которые могли бы выполняться специалистами более низкой квалификации. Много времени теряется на поиск необходимой информации, данных и доку­ментов. Это свидетельствует о необходимости автоматизации рутинных операций, более широкого применения в практике управленческой деятельности средств вычислительной и организационной техники. Комплексная автоматизация управленческого труда должна проводиться на базе внедрения современных информационных технологий, что обеспечит увеличение степени автоматизации всех информационных процессов и организации [13, с.369].

1.2. Рациональная организация управленческого труда

Основные направления, которые будут рассмотрены в этой главе, являются важными составляющими в организации работы менеджера. Необходимо отметить также, что все советы носят рекомендательный характер и важно учитывать реальные условия, в которых работает менеджер. В процессе организации работы менеджера не нужно доходить до абсурда - труд менеджера очень специфичен и неповторим. При организации работы необходимо учитывать все нюансы во всем объеме и тесной взаимосвязи.

Организация рабочего места. Если рассматривать рабочее место менеджера, то можно сказать, что это его рабочий кабинет, в котором он проводит большую часть работы. От того, какой это будет кабинет, зависит и то, как будет работать менеджер. Совершенно очевидно, что чем лучше приспособлено рабочее место для выполнения функций менеджера, тем производительнее и эффективнее будет работа менеджера.

Внутренний объем и форма кабинета. В зависимости от ранга менеджера приемлемая площадь будет от 20 до 50 м2 и высота кабинета минимум 3,5 м. Форма кабинета также имеет большое значение, так как рабочий кабинет менеджера не просто место где он непосредственно работает, но и, как правило, место проведения планерок, собраний, совещаний. Учитывая это, наиболее рациональной является прямоугольная форма кабинета с соотношением сторон 1:2;

Мебель. Здесь необходимо учитывать следующие моменты:

-  Антропометрические показатели (имеется ввиду рост, длина корпуса, длина рук и др.);

- Обеспечение удобного положения тела человека, что создает условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободы движения и другого;

-  Рациональная планировка и компоновка мебели;

-  Мебель должна выглядеть эстетично.

Оборудование. Для нормальной работы менеджера необходимо иметь:

- Канцелярские принадлежности.

- Два телефона. Один телефон должен быть внутренний (имеется в виду телефон для связи внутри организации), а другой для выхода за пределы организации.  Причем второй телефон (для выхода за пределы организации) по возможности должен быть таким, что на звонок по нему должен отвечать сначала секретарь, а если необходимо переключать звонок на менеджера. Это позволит меньше отвлекать менеджера.

 Компьютер. В настоящее время без компьютера нельзя представить нормальной работы менеджера. Во-первых, компьютер позволяет сделать работу практически безбумажной, во-вторых, с помощью компьютера можно быстро получать информацию о положении дел на рынке, в-третьих, он позволяет быть в курсе дел на предприятии и многое другое. Но здесь необходимо учитывать, что полностью воспользоваться возможностью компьютера можно только при наличии: хорошего программного обеспечения,   выхода на компьютерные сети и что самое главное наличие компьютерной сети внутри организации.

 Ежедневник. Необходимая вещь, позволяющая менеджеру не забывать назначенные встречи или другую полезную  информацию.

Цветовое оформление кабинета. Цветовые тона должны быть не резкими, мягкими. Цвета лучше выбирать из светлых тонов (нежно-зеленый, желтый, бежевый), светлые тона не только способствуют снижению утомляемости, но и увеличивают объем кабинета. Важно также, чтобы все поверхности были матовыми, т.к. блестящие поверхности вредны для здоровья.

 Санитарно-гигиенические условия работы [ 13, с.278].

Документы и корреспонденция, в зависимости от источника делится на: входящие и исходящие.

Исходящие документ является своеобразной визитной карточкой организации. Вследствие этого все документы и вся корреспонденция должна быть составлена и написана грамотно. В основном печать исходящих документов находиться в ведении секретаря. Задача менеджера составить документ (менеджер должен составлять только те документы,  которые не могут быть составлены кем-либо другим). В процессе составления документа, делового письма и другого большую помощь может оказать компьютер. Для этого достаточно вложить в память компьютера образцы деловых писем, документов и только вносить небольшие исправления.

Сложнее дело обстоит с входящими документами. В зависимости от размера предприятия растет количество корреспонденции, и самому менеджеру просто немыслимо просматривать всю корреспонденцию. На помощь должен прийти секретарь или специальное подразделение, в обязанности которых входит:

      Регистрация поступающей корреспонденции.

      Сортировка в зависимости от предназначения.

      Отбор документов, которые адресованы менеджеру или находятся в его прямой компетенции.

      Сортировка корреспонденции по степени важности. Наиболее рациональным и приемлемым является сортировка, позволяющая менеджеру сразу оценить степень важности. Для этого можно, например, раскладывать корреспонденцию в специальные цветные папки. На столе у менеджера должен стоять специальный лоток для бумаг с несколькими отделениями, в которые он сможет  класть корреспонденцию в зависимости от важности, исполнителей и другого.

Менеджер, просматривая корреспонденцию в порядке важности, должен поставить резолюцию.

Хранить документы в кабинете менеджера нет никакой необходимости и поэтому в обязанности секретаря или специального отдела вменяется ведение архива.  Хранимые документы должны быть классифицированы по определенным признакам, по которым их легко было бы найти. С повсеместным внедрением компьютеров задачу хранения документов можно переложить на них. Это сэкономит время на их поиск и место [13,c.279].

Телефон — важное средство эффективности управленческого работы, оперативного делового общения. Но при неправильном пользовании им именно телефон становится источником потерь рабочего времени. Искусство в пользовании телефоном состоит в максимальной экономии времени на телефонные беседы при максимальной реализации предоставленных телефоном возможностей.

Большую помощь при телефонном обслуживании оказывает менеджеру правильно организованный справочный аппарат. Удобно для этих целей использовать компьютер. Кроме этого менеджеру удобно иметь при себе личный справочник с адресами и телефонами.

Длительность деловых телефонных переговоров должна быть предельно минимальной при максимальной информативности.

Для того чтобы телефонный разговор продолжался минималь­ное количество времени, нужно его тщательно спланировать, предварительно составить короткую наметку и подобрать необ­ходимые материалы, продумать разговор и записать основные вопросы, которые вы собираетесь выяснить, а также вопросы, которые могут возникнуть в ходе беседы.

Недостающую зрительную связь люди обычно стремятся восполнить излишним многословием или привлечением к разговору посторонних, что удлиняет беседу. Большинство телефонных разговоров можно уложить в три минуты, максимальная продолжительность их пять-шесть минут.

В заключение необходимо отметить, что все телефонные звонки должны проходить через секретаря, который перенаправляет звонки в то или иное подразделение и переключает на менеджера, если звонки предназначены для него. Это позволит сэкономить время менеджера [13, c.280].

Каждый день, утром менеджер проводит планерки, конференции. Они, как правило, носят кратковременный характер (максимум 15 мин.) и повторяемость. На них докладывается проделанная работа за предыдущий день и решается, что делать на сегодняшний день. Основными требованиями здесь являются краткость изложения и максимальная информативность.

Совещания, в противоположность планеркам, более долговременны и не носят, как правило, столь повторяющегося характера. На совещаниях обсуждаются важные вопросы и принимаются коллективные решения. Совещание является эффективной формой выработки групповых решений. От того насколько эффективно оно проводится, зависит качество принятых решений. Спланированные и организованные определенным образом совещания помогают уменьшить потери времени и повысить качество вырабатываемых решений. При подготовке к совещанию необходимо:

      Четко и однозначно определить тему совещания и ее цель;

      Определить: можно ли за одно совещание решить несколько вопросов;

      Тщательно разработать повестку дня, выбрать наиболее целесообразную последовательность вопросов;

      Заранее познакомить участников с теми фактами, которые могут обсуждаться в ходе дискуссии;

      Как можно раньше послать приглашение участникам;

      Выбрать помещение для заседаний (кабинет менеджера или специальная комната) с хорошей вентиляцией и нормальной температурой;

      Участникам совещания выработать возможные решения по предлагаемым вопросам.

Четкие планирование, подготовка и проведение беседы займут меньше времени, чем случайная беседа.

Для эффективности деловой беседы необходимо приглашать только тех, кто непосредственно нужен при обсуждении вопросов. При проведении совещаний необходимо учитывать, что слишком большое количество участников скажется отрицательно на ходе совещания [13, c.282].

Менеджер располагает определенным фондом рабочего времени в течение дня. Продолжительность рабочего дня менеджера, как уже отмечалось ранее, строго не лимитирована, но все же ограничена и необходимо спланировать свою работу таким образом, чтобы рабочий день не растянулся на 14 -15 часов.

Менеджер должен тщательным образом планировать свой рабочий день. Для этого лучше всего подходят графики работы. В таких графиках сразу отводиться определенное время в течение дня на выполнение каких-либо повторяющихся действий. Например: проведение  совещаний в 900 продолжительностью 15 минут, прием посетителей с 1300 до 1400 и т.д. Оставляется резерв времени на непредвиденные ситуации. Соблюдение графика не является строго обязательным, но помогает рационально спланировать рабочее время. Менеджер должен постоянно контролировать, как выполнены запланированные задачи, а также делать анализ использования рабочего времени и узнать, не теряется ли оно по одним и тем же причинам. В результате менеджер лучше узнает самого себя, в дальнейшем сумеет сосредоточиться на решении важнейших задач и сможет не просто работать, а достигать высоких результатов [13, c.285].

Для проведения приема лучше выделить определенное время в течение рабочего дня. Оптимальным представляется время между 1400 и 1600. Если это возможно, то необходимо пользоваться предварительной записью у секретаря. Посетитель, по возможности, должен  заранее изложить тему предстоящей беседы. Это позволит, во-первых, сократить время на изложение темы разговора, во-вторых, позволит менеджеру подготовиться к предстоящей беседе и, в-третьих, если это возможно, направить посетителя к другим исполнителям. Посетителю необходимо заранее сообщить временные рамки разговора. 

Приемы можно проводить:

      за столом для конференций, совещаний. Это поставит менеджера и посетителя в одинаковые условия, то есть психологически собеседнику будет легче.

      за рабочим столом. За рабочим столом лучше всего вообще не принимать посетителей, т.к. на нем могут находиться важные документы, которые может увидеть посетитель и по ряду других причин. За ним лучше принимать провинившихся работников. Когда менеджер сидит за рабочим столом, а работник находиться спереди, то психологически работнику намного сложнее и подчас одного этого хватает, чтобы, не критикуя, работник понял свою вину.

В заключение необходимо отметить, что для оптимального ведения беседы менеджер должен:

      уметь активно слушать. То есть в процессе рассказа собеседника не просто слушать молча, а показывать, что вы следите заходом мысли.

      уметь понять собеседника. Причем “понять не значит принять”. Если менеджер может правильно понять собеседника, то это поможет ему принять правильное решение;

      уметь направить разговор в нужное русло;

      стараться говорить на уровне собеседника и др. [13, c.286].

Посещение рабочих мест позволяет наладить с коллективом хорошие отношения, быть в курсе дел на предприятии (в организации). Также при посещении рабочих мест рабочие (служащие) могут высказать менеджеру свои пожелания или возможные варианты решения проблем.

При подготовке к посещению менеджер должен собрать необходимый материал по тому или иному цеху, подразделению, отделу чтобы быть в курсе дел происходящих в них.

Для хорошего контакта с работниками необходимо учитывать психологические моменты. В частности в цех, подразделение, отдел лучше идти одетым соответствующим образом. При встрече с работниками необходимо поощрять их стремление высказаться по актуальным проблемам. Чтобы не забыть внесенные предложения их лучше кратко записывать и после анализа внедрять, не забывая поощрять работников, внесших рационализаторские предложения.

Для посещения рабочих мест лучше выбирать время ближе к концу рабочего дня, когда производительность низкая и отвлечение работников не нанесет большого вреда.

Важно отметить также, что необходимо встречаться с работниками не только в рабочее время, но и в не рабочее. На таких встречах можно обсудить общее положение дел на предприятии (организации), послушать выступления работников [13, c.287].

Исходя из вышесказанного, можно свелать вывод, что качество и эффективность управленческого труда руководителя зависит от состояния рабочих мест и условий, в которых работает менеджер.

Рациональная организация рабочего места менеджера создает благоприятные условия труда и повышает эффективность работы руководителя.

2. Особенности управленческого труда на ОАО «Блеск»

2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО "Блеск"

ОАО«Блеск»(первоначально ОАО«Блеск») было построено в 1974 году. В настоящее время оно является одним из крупнейших предприятий сельскохозяйственного машиностроения РБ. Строительство завода было начато в 1971 году. Первые 11 опытных образцов разбрасывателя жидких органических удобрений РЖТ-8 были выпущены в сентябре 1975 года.

Проектная мощность предприятия составляет 26 тысяч машин в год. Достигнута она была в 1981 году. В начальный период завод выпускал 4 образца машин, которые по своим основным показателям соответствовали лучшим зарубежным аналогам.  Еще на стадии согласования технического проекта завода были заложены современные технологические процессы, предусматривающие использование высокопроизводительного оборудования, средств механизации и автоматизации.

В процессе развития производства на заводе было освоено свыше двух тысяч технологических процессов, внедрены прогрессивные виды обработки, такие как: плазменная резка деталей, автоматическая сварка под слоем флюса, оцинкование в автоматическом режиме, окраска методом струйного облива, обработка деталей ходовой системы на специализированных линиях с применением агрегатных и специальных станков.

 Подобная политика продолжается предприятием и в настоящее время: ежегодными планами оргтехмероприятий и новой техники предусматривается дальнейшее совершенствование техпроцессов, оборудования и оснастки.

Сегодня ОАО«Блеск» является крупнейшим производителем сельскохозяйственных машин и приспособлений в странах СНГ и Балтии. Торговую марку предприятия знают в Финляндии, Дании, Швеции, Германии, США, Канаде и др. странах Западной Европы и Латинской Америки. Основными потребителями сельскохозяйственной техники  и  запасных частей являются сельскохозяйственные предприятия РБ,  коллективные и фермерские хозяйства РФ,  базы материально-технического снабжения областей и районов, дилерские центры. Важнейшим условием нормального производственного процесса является бесперебойное его обеспечение материальными ресурсами, в необходимом количестве. 

Основными поставщиками сырья, материалов и комплектующих являются:

- отливки серого чугуна и стальное литье (ГП "МАЗ", ПО "МТЗ", РУП "Бобруйский машиностроительный  завод им. Ленина");

- горячие штамповки (РУП "МЗШ", ГП "МАЗ", РУП "Борисовский завод "Автогидроусилитель", ПО "БеЛАЗ");

- подшипники (ТД ООО "МПЗ");

- цепи (Россия - г. Краснодар, г. Барнаул);

- резинотехнические изделия (АО "Беларусьрезинотехника", г. Бобруйск);

- шины (БШК "Белшина" - г. Бобруйск);

- комплектующие для пневмотормозной системы и т.д.(ОАО "ТАиМ", з-д ТДиА - г. Бобруйск, РУП "Гидропривод" - г. Гомель, РУП "Гидромаш" - г. Кобрин);

- фонари (РБ – ОАО «Руденск»);

- редуктора (г.Молодечно РУП "Станкостроительный завод", РУПП "Бобруйсксельмаш");

- металлопрокат (Могилевский и Жлобинский металлургические комбинаты).

Потребители продукции на рынке РБ представлены следующим перечнем: "Могилевоблагропромснаб" г. Могилев, "Минскоблагроснаб" г.Минск, ОАО "Речицаснаб" г.Речица, ОАО "Кареличилен", ОАО "Лидлен", ОАО "Ошмянский льнозавод", Заднепровский межрайагроснаб г. Могилев, ПКФ "Белагросервис" г.Минск, "Белагроснаб" г.Минск, ООО "Белагропоставка" г.Минск; и др.

Однако основным потребителем  техники выпускаемой предприятием была и остается Российская Федерация.

Заинтересованность в технике производства ОАО«Блеск» проявляют фирмы из Испании, Югославии,  и др. стран.

Главным направлением развития стратегии в области конкуренции для завода является восстановление позиций на рынках  России, Украины и других стран СНГ.  Наиболее приоритетным из них признается рынок России. 

Основными конкурентами завода на рынке сельскохозяйственной техники являются:  ПО "Сибсельмаш" г.Новосибирск, АО "Псковмаш" г.Псков, Рязанский комбайновый завод, РТП "Студеновское" г.Липецк, завод им. Лепсе г.Киев, АООТ ПО "Завод им. Ухтомского" г.Люберцы, опытно- механический завод г.Пинск, АО "Вакууммаш" г.Казань и др.

Основными конкурентами на внешнем рынке являются: Германия,  Норвегия, Финляндия, США, Ирландия, Великобритания, Эстония.

Слабыми сторонами является высокий износ активной части производственных фондов, замедление темпов обновления основных фондов, неблагоприятная экономическая среда (значительное государственное стимулирование хозяйственной деятельности), низкая платежеспособность отечественных потребителей. В данных условиях ОАО«Блеск» активно занимается поиском новых рынков сбыта, увеличением объемов экспорта.

2.2 Организационная структура управления персоналом ОАО«Блеск»

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.

Организационная структура организации и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями.

Во главе всей организации ОАО«Блеск» стоит директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, без особой на то доверенности действует от имени организации, представляет его интересы во всех отечественных предприятиях, фирмах и организациях. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками предприятия. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность организации, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества организации. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.

В подчинении директора находятся главный бухгалтер (заместитель гл. бухгалтера, бухгалтера); отдел кадров; главный экономист (экономисты); главный инженер (инженер-технолог, инженер-механик, инженер-энергетик); начальник производственной лаборатории (зав. производства, зав. центрального склада) и начальники производственных цехов.

Главный бухгалтер – осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

В подчинении у главного бухгалтера находятся бухгалтера. Они выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками). Осуществляют прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств.

В подчинении бухгалтера находится отдел кадров. Начальник отдела кадров возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях организации. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью.

Также подчиненным у директора находится и главный экономист. Он осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования.

Далее в подчинении директора стоит главный инженер. Он определяет техническую политику. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции, высокое их качество. Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого уровня качества продукции в процессе ее разработки и производства.

Главному инженеру подчиняется инженер-технолог. Он организует разработку и внедрение прогрессивных, экономически обоснованных ресурсосберегающих технологических процессов и режимов производства выпускаемой предприятием продукции. Руководит составлением планов внедрения новой техники и технологии, повышения эффективности производства, организует контроль за обеспечением ею цехов. Руководит работой по организации и планировке новых цехов, их специализации, освоению новой техники, новых высокопроизводительных технологических процессов, выполнению расчетов производительных мощностей и загрузки оборудования.

Инженер-механик и инженер-энергетик – обеспечивают бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, содержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне точности. Согласовывают планы (графики) с подрядными организациями, привлекаемыми для проведения ремонтов, своевременно обеспечивают их необходимой технической документацией, участвуют в составлении титульных списков на капитальный ремонт. Организуют межремонтное обслуживание, своевременный и качественный ремонт и модернизацию оборудования, работу по повышению его надежности и долговечности, технический надзор за состоянием, содержанием, ремонтом зданий и сооружений, обеспечивают рациональное использование материалов на выполнение ремонтных работ.

Заместитель директора по качеству продукции. Он организует проведение работ по контролю качества выпускаемой фирмой продукции, выполнение работ в соответствии с требованиями стандартов и технических условий, технической документацией, условий поставок и договоров, а также по укреплению производственной дисциплины, обеспечению высокого технического уровня и качества продукции.

Начальники производственных цехов, которые следят и отвечают за производсто качественной продукции, руководят технологическим процессом с помощью нижестоящих руководящих органов (мастера, бригадиры), нахожящихся под их руководством [27].

2.3. Анализ  организации труда начальника цеха ОАО«Блеск»

Как говорилось раньше, общее  руководство  предприятием  осуществляет  директор. В подчинении директора находятся главный бухгалтер (заместитель гл. бухгалтера, бухгалтера); отдел кадров; главный экономист (экономисты); главный инженер (инженер-технолог, инженер-механик, инженер-энергетик); начальник производственной лаборатории (зав. производства, зав. центрального склада) и начальники производственных цехов.

Анализ организации труда будем проводить на примере начальника производственного цеха. Для этого неообходимо составить фотографию рабочего дня начальника цеха (табл. 1).

Таблица 1  Фотография рабочего дня начальника цеха.

Наименование затрат рабочего времени

Текущее время,

час - мин.

Продолжительность затрат, мин

Удельный вес затрат, %

Время начала

Время окончания

Проведение цеховой планерки

9.30

10.00

30

8.5

Просмотр выполнения плана выпуска готовой продукции

10.00

10.30

30

8.5

Участие в общезаводской планерке

10.40

11.20

40

10.3

Переговоры с мастерами цеха

10.45

11.00

15

4.2

Телефонные переговоры с начальниками цехов, поставляющих полуфабрикаты

11.00

11.15

15

4.2

Продолжение таблицы 1

Перерыв на обед

12.00

12.30

30

8.5

Расмотрение и принятие мер по устранению текущих производственных проблем

13.00

14.25

85

21.1

Просмотр выполнения плана выпуска готовой продукции

14.30

15.00

30

8.5

Подготовка отчета о выполненной работе

15.00

15.30

30

8.5

Проведение цеховой планерки

15.45

16.05

20

5.6

Прием по личным вопросам

16.10

17.00

50

13.1

Всего затрат

355

100.0

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

Из таблицы 1 мы видим, что самые большие затраты рабочего времени начальника цеха ОАО«Блеск» отводятся на расмотрение и принятие мер по устранению текущих производственных проблем. Данные затраты составляют по продолжительности 85 минут или 21.1% от совокупных затрат рабочего времени в течение дня.

Большие потери рабочего времени уходят на подготовку отчета о выполненной работе. В нашем случае на это расходуется 8.5% рабочего времени .

Проведя анализ фотографий рабочих дней за 5 дней рабочей недели, мы собрали полученные данные в табл. 2.

Таблица 2. Анализ затрат рабочего времени начальника цеха за 5 рабочих дней

Наименование работ

(перечень элементов затрат)

Продолжитель­ность работ, всего

мин.

% к итогу

 

Проведение цеховой планерки

250

11.8

 

Просмотр выполнения плана выпуска готовой продукции

300

14.2

 

Участие в общезаводской планерке

200

9.5

 

Переговоры с мастерами цеха

85

4.1

 

Телефонные переговоры с начальниками цехов, поставляющих полуфабрикаты

85

4.1

 

Нерегламентированные перерывы

100

4,7

 

Регламентированные перерывы (обед, отдых, личные надобности и т.п.)

180

8.5

 

Расмотрение и принятие мер по устранению текущих производственных проблем

425

20.1

Подготовка отчетов, различных планов, учредительных, организационно-распорядительных и др. документов

150

7.1

 

Продолжение таблицы 2

 

Прием по личным вопросам

250

11.8

 

Обход помещений (рабочих мест)

85

4.1

 

Итого

2110

100

 

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

Как видно из таблицы 2, большую часть рабочего времени начальника цеха ОАО«Блеск» составляют рассмотрение и принятие мер по устранению текущих производственных проблем (20,1%), которые, в большинстве случаев, связаны с задержкой изготовления и транспортировкой полуфабрикатов и материалов для производства готовой продукции; и подготовка отчетов, различных планов, учредительных, организационно-распорядительных и других  документов (7,1%).

Существуют некоторые моменты,  мешающие эффективной организации работы начальника цеха. Причинами этого служат:

- получение срочных заданий от вышестоящего руководства на производство другой продукции, что приводит к спонтанному изменению планов;

- нерациональное техническое оснащение рабочих мест, что приводит к необходимости перехода в те отделы, где есть в наличии необходимая оргтехника;

- большое количество служебных разговоров по телефону, связанных с поставкой материала, прерывающих процесс работы.

В организации труда начальника цеха наблюдается нерациональность планирования рабочим временем. Об этом свидетельствует то, что затраты времени на некоторые из обязанностей меньше плановых, а на некоторые виды работ затраты времени, наоборот, высоки.

Также на недостаточную эффективность управленческой деятельности начальника цеха влияет работа в условиях кризиса, например, время, потраченное на ожидание согласования решений, время на ремонт оборудования, повторная подготовка и переосмотр решений.

К основным причинам данного явления относятся:

-          неверная оценка времени, от­водимого на выпол­нение отдельных ра­бот;

-          сбои в работе из-за не­согласованности в пла­нах работ с коллегами и подчиненными;

-          недостаточное количество необ­хо­димой оргтех­ники на данном рабочем месте, что приводит к необходимости служебных пере­ме­щений вследст­вие нехватки орг­техники.

Важным решением данной проблемы является ориентация на имеющиеся возможности; разделение полномочий; анализ потребностей в оборудовании; закупка дополнительных единиц оргтехники.

В организации работы директора можно выделить положительные моменты. К ним относятся: отсутствие опозданий на работу и ухода с работы по неуважительным причинам, выполнение всех  работ по должностной инструкции.

На основе исследования, проведенного на ОАО«Блеск», была изучена и проанализирована организация рабочего места и условий труда начальника одного из производственных цехов, применение технических средств и информационного обеспечения работы, необходимых для реализации функций управления.

Особенностью труда начальника цеха является большой удельный вес умственных операций. Этим пределяются требования к организации и оборудованию рабочих мест и условиям труда.

Кабинет начальника цеха может занимать различную площадь и предназначается, кроме работы за столом, для приема посетителей, проведения деловых совещаний.

Рабочее место начальника цеха ОАО«Блеск» оснащено письменным столом и стол для совещаний, которые составлены воедино; рабочим креслом; канцелярскими приборами; двумя телефонами внутренней и городской связи; стульями; шкафом для документов.

Можно сделать вывод, что данные технические средства не способны обеспечить достаточную работоспособность управленца.  Характер его работы связан, прежде всего, с обработкой  большого количества документации, как текстовой, так и графической. Для работы на компьютере (составление актов, распоряжений, отчетов и дальнейшая их распечатка) начальнику цеха необходимо идти в отделы, имеющие данную оргтехнику, которая уже устарела и изрядно поизносилась.

На начальника цеха возложены обязанности ведения большого количества бумажной документации, часть которой состоит из документов с повторяющейся или не сильно изменяющейся содержательной частью. В тоже время как переписка отнимает достаточно большое количество времени, в сравнении с электронными средствами передачи тестовой информации. Перед формированием заявки в отдел снабжения необходимо созвониться с центральным складом для уточнения отсутствующих на складе комплектующих, на что также тратится часть рабочего времени. И таких примеров достаточно много.

В связи с приведенными аргументами, рабочее место начальника цеха нуждается в автоматизации, впрочем, как и другие рабочие места, связанные со снабжением, организацией производства, складского учета и многих других. В первую очередь необходима оптимизация затрат рабочего времени при получении оперативной и текущей информации. Увеличение применения безбумажного ведения журналов и табелей. Уменьшение времени на оформление бумажной документации.

Целью автоматизации является создание единой информационной сети, связывающей отделы производственных и вспомогательных цехов с отделами снабжения, сбыта и складами. А также наличие связи внутризаводской сети с глобальной сетью для ведения дел. Внедрение программного обеспечения, позволяющего своевременно получать информацию о поступлении продукции на склады и «дистанционного» заказа необходимых комплектующих в указанные сроки, вести сводную информацию о рабочих и инженерах, их окладах и премировании, оперативный журнал выполненных работ, табель учета рабочего времени с выводом на печать заявлений для предоставления в табельную. Обработка заказов цехов на ремонт и распределение работ между ремонтным персоналом.  Оформление бумажной информации в электронном виде  а также создание новых документов на основе ранее созданных, шаблонов с последующим выводом на печать.

Таким образом, на ОАО«Блеск» в организации труда начальника цеха было выявлено, что руководителем наибольшее время тратится на рассмотрение и принятие мер по устранению текущих производственных проблем, подготовку отчетов, различных планов, учредительных, организационно-распорядительных и других документов, на телефонные переговоры; а также выявлено нерациональное техническое оснащение рабочего места и недостаток оргтехники.

3.  Предложения по повышению эффективности организации управленческого труда

На основе проведенного анализа организации управленческого труда на ОАО«Блеск» для увеличения работоспособности начальника цеха можно предложить ряд решений:

1.                необходимо установить многофункциональный телефонный аппарат, имеющий функцию приема и отправки факсимильных сообщений, и функцию селекторной связи, с помощью которой руководитель цеха, а также руководители других производственных цехов, смогут принять участие в общезаводской планерке и других совещаниях находясь на своем рабочем месте, при этом не затрачивая времени на переход в здание заводоуправления (в нашем случае цех находится дальше всех производственных цехов от здания заводоуправления).

2.                 необходимо установить компьютер с оптимальной конфигурацией на базе процессора AMD Sempron 2600 с оперативной памятью 512 Мб, встроенной видеокартой nVidia nForse 3 250Series, устройством записи DWD-RW, с операционной системой Windows XP PRO и монитором 17” LG L1718S-BN.

3.                 целесообразно приобрести многофункциональное устройство HP Deskjet F4180, объединившее в себе функции принтера, сканера и копира, что позволит понести меньшие финансовые затраты, чем при покупке этой техники по отдельности, а также позволит сэкономить рабочее пространство.

4.                 необходимо на всем предприятии провести локальную сеть Internet, с помощью которой можно передать документацию в нужный отдел, воспользовавшись электронной почтой, а также проследить движение материалов и готовой продукции, находясь, при этом, на рабочем месте.

В связи с нестабильным финансовым положением предприятия в настоящее время, реализация таких мероприятий становится невозможной, так как это требует достаточно масштабного вложения финансовых средств.

Как говорилось в первом разделе, немаловажную роль в работе руководителя играет обстановка помещения, его оснащение, цветовое оформление, санитарно-гигиенические условия, мы можем сделать следующие рекомендации.

Мы уже знаем, что начальник цеха в своем кабинете не только работает, но и проводит цеховые планерки. Из этого следует, что ему необходимо создать благоприятные и способствующие работе условия для себя и своих подчиненных. Для этого нужно разделить кабинет на две зоны: рабочую и зону для совещаний, т.е. поставить отдельно рабочий стол и стол для совещаний, которые, в данном случае, стоят вместе. Это положительно повлияет на собеседников, будет психологически легче и увереннее общение, что приведет к наиболее результативным решениям поставленных задач.

Для рационального распределения рабочего времени начальнику цеха огромную помощь может оказать ежедневник или записная книжка, в которой отражается вся важная информация (телефонные номера, запланированные работы и другая информацию). Наиболее целесообразно и эффективно производить записи во время работы, а не отлаживать на более позднее время, во избежание утери полезной информации.

Не стоит также забывать и о естественном ритме человека, так как известно, что работоспособность человека в течение дня не одинаковы. Работоспособность можно представить в виде кривой, которая возрастает на первом часу работы, ее пик длится  в течении двух-трех часов, после чего работоспособность вновь снижается. Этот цикл повторяется дважды в течении дня: до обеденного перерыва и после. Не стоит забывать о отдыхе, который позволяет набраться сил для дальнейших решений проблем и задач.

Во избежании дальнейших затрат времени на телефонные разговоры и совещания, начальнику цеха, и другим начальникам производственных цехов, целесообразно заранее определить тему и цель разговора. Телефонные разговоры должны быть как можно менее длительными и максимально продуктивными, и они не должны совершаться одновременно с выполнением важной задачи, во избежание принятия неверного решения или предоставления неверной информации. Совещания должны быть четко спланированы и организованны для уменьшения потерь времени и принятия верного решения.

На своем рабочем месте всегда необходимо поддерживать чистоту и порядок, что приведет к благоприятному микроклимату в кабинете. Всю документацию необходимо держать в четком порядке по степени важности, срочности и сроку хранения, что сэкономит необходимое время при поиске того или иного документа.

У начальника цеха налажены хорошие отношения с коллективом, и поэтому при посещении  руководителем рабочих мест и подчиненные и руководитель чувствуют себя уверенно. Но начальнику цеха необходимо разработать мероприятия социального развития трудового коллектива, внедрить оптимальные формы стимулирования труда служащих, провести ряд воспитательных мероприятий, а также мер по укреплению социальной дисциплины и законности. Необходимо создать наиболее благоприятные условия труда, обеспечивающие сохранение физического здоровья и безопасности людей, поддерживающий высокий уровень их работоспособности.

Таким образом, вышеперечисленные мероприятия позволят начальнику цеха ОАО«Блеск» увеличить свою работоспособность и тем самым эффективность труда.

Заключение

В рыночной экономике предприятие само принимает решения; самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников; приобретает оборудование и материалы; решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений; реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления и многие другие. Иначе говоря, предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличения объема и усложнения характера выполняемых менеджерами работ. Существенно возросла и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу предопределяющим успех организаций в достижении ее целей. В связи со всем этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и эффективность деятельности всего предприятия.

Эффективность труда управленческого персонала прежде всего определяется простыми моментами процесса труда, т. е. целесообразной деятельностью или самим трудом, предметами труда и средствами труда. Как известно, труд управленцев характеризуется богатым творческим содержанием. Поэтому необходимо учитывать и творческую активность управленцев.

Но можно сделать вывод, что все мероприятия, проводимые с целью увеличения производительности труда и сокращением затрат рабочего времени руководителя, будут напрасными если у руководителя не будет желания улучшить свой труд.

Список использованных источников

1.                 Балдин И.В. Менеджмент: пособие / И.В. Балдин, Г.Е. Ясников. – Мн.: БГЭУ, 2007.  – 306 с.

2.                Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А.А. Брасс. – Мн.: Соврем. шк., 2006. – 348 с.

3.                Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учеб. пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Книж­ный Дом; Экоперспектива, 2005. – 352 с.

4.                Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2001. – 289 c.

5.                Войстрик Н. // "Кадровик. Управление персоналом" - 2002г. №1. стр.14.

6.                Воробьев Л.А. Менеджмент организации. - Мн.: Дизайн ПРО, 2003. – 389 с.

7.                Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.

8.                Гончаров В.И. Менеджмент предприятия. В 2 ч. Ч. 1 / Вил Иванович Гончаров. – Мн.: Изд-во МИУ, 2004. – 244 с.

9.                Зубрицкий А.Ф. Практический менеджмент. Учебное пособие. В 2-х ч. Ч.1. – Мн.: «ВУЗ-ЮНИТИ», 2004. – 56 с.

10.           Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / Н.И. Кабушкин -  8-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2005. – 336 с.

11.           Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-е изд., изм.  и доп. — М.:  Издательство НОРМА  (Издательская группа НОРМА—ИНФРА-М), 2002. – 568 с.

12.           Менеджмент на промышленном предприятии Авторы: Л.И. Кошкин, А.Е. Хачатуров, И.С. Булатов. – М.: Эколайн, 2000. – 358 с.

13.           Менеджмент: Учебн. пособие для ВУЗов / Под ред. Ю. В. Кузнецова, В. И. Подлесных. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. – 278 с.

14.           Оганесян И.А.  Управление персоналом организации; «Алфея»; Мн. – 2000.

15.           Организация управленческого труда. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 369 с.

16.           Основы менеджмента / В.Р.Веснин. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: ООО «Т.Д. «Элит-2000», 2002. – 560 с.

17.           Румянцева З.П., Соломатин Н.А. Менеджмент организации; М.: Инфра-М, 1995

18.           Основы менеджмента: современные технологии. Учебно-методическое пособие. Под ред. проф. М.А. Чернышева. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 369 с.

19.           Пашуто В.П. Организация и нормирование труда на предприятии: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2001. – 304 с.

20.           Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 463 с.

21.           Феденя А.К. Основы менеджмента: Учебное пособие/ А.К. Феденя. – Мн.: Бестпринт, 2005. – 359 с.

22.           Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес – школа», 2002. – 278 с.

23.           Шипунов В.Г., Кинкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персо­налом, управленческая психология, управление на пред­приятии. Учеб. для сред. спец. учеб, заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 304 с.

Приложение

Таблица. Технико-экономические показатели ОАО "……………………."

Показатели

Базисный год 2006

Отчетный год 2007

план

факт

Объем производства продукции, тыс. руб.

29354000

45549980

46554000

Среднесписочная численность, в том числе

ППП

рабочие

2111

1549

2120

1553

2124

1558

Удельный вес рабочих в общей численности ППП (УД), %

73,37

73,11

73,35

Отработано дней одним рабочим за год (Д)

253

258

255

Средняя продолжительность рабочего дня (П), час.

7,8

7,85

7,8

Общее количество отработанного времени рабочими за год (Т), чел.-час.

3056796,6

3139215

3098862

Отработано одним рабочим за год, чел.-час.

1973,4

2025,3

1989

Среднегодовая выработка:

одного работающего, тыс. руб.

одного рабочего, тыс. руб

13905,25

18950,3

21485,84

29387,09

21818,08

29880,61

Среднедневная выработка одного рабочего (ДВ), тыс. руб.

74,9

113,9

117,18

Среднечасовая выработка одного рабочего (ЧВ), тыс. руб.

9602,6

14509,6

15023,08

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка