Оглавление

Введение                                                                                                         3

Глава 1 Этические основы профессионального общения                         4

          1.1. Сущность процесса общения                                                      4

          1.2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия

                 в общении                                                                                      9

Глава 2 Педагогический такт как компонент нравственной

              культуры учителя                                                                          13

           2.1. Понятие и основные составляющие педагогического

                  такта                                                                                            13

           2.2. Признаки и элементы педагогического такта                        15

           2.3. Стиль общения педагога как выражение  

                  педагогического такта                                                              18

Заключение                                                                                                  21

Список литературы                                                                                     22

Введение

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То,  насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего коллектива.

Объект исследования – деятельность руководителя творческого коллектива.

Предмет исследования – особенности педагогического такта и форм его проявления в деятельности руководителя творческого коллектива.

Цель – изучить особенности педагогического такта и форм его проявления в деятельности руководителя творческого коллектива.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность процесса общения;

- проанализировать этику человеческих контактов, эмпатию и симпатию в общении;

- изучить понятие и основные составляющие педагогического такта;

- выявить основные признаки и элементы педагогического такта;

- рассмотреть стиль общения педагога как выражение  педагогического такта.

Глава 1 Этические основы профессионального общения

1.1. Сущность процесса общения

Деятельность творческого коллектива представляет собой отношения руководителя этого коллектива с его учащимися. По-другому их можно назвать отношения «учитель-ученик». В этой связи для простоты в дальнейшем будем применять термины «учитель» и «ученик».

Отношения «учитель — ученик» — достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попро­бовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.) Суть проблемы общения в умении «сопрягать» эти разные духовные меры.

Такое  понятие как общение  психологи определяют как:

• «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности...» (6);

• «одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и разви­тии контактов между людьми, в формировании межличностных от­ношений и порождаемая потребностями в совместной деятельнос­ти» (5);

• «связь между людьми, в результате которой происходит вли­яние одного человека на другого» (13).

• «это сложный и многогранный процесс, который может выс­тупать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индиви­дов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания».

Вступая в общение, человек несет в себе (14):

- сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие его социально-нравственную позицию;

- стиль поведения в общении;

- стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвер­диться;

- намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, пони­мания, объективного оценивания;

- сложившийся способ воздействия на партнера по общению, заражение, внушение, подражание.

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации,  установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педа­гогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности» (10).

Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, зани­мая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту. Это означает:

- уважение педагогом духовного мира воспитанника, призна­ние его права на несогласие с учителем;

- интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;

- восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.

Основные функции педагогического общения (8):

• информационная,

• социально-перцептивная,

• самопрезентативная,

• интерактивная,

• аффективная.

Информационная функция общения реализуется в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера между учителем и учениками. Передача этой информации осуще­ствляется средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Социально-перцептивная функция проявляется в умении учи­теля воспринимать и слушать ученика (собственно-перцептивный уровень), а также в особой «чувствительности» к воспитаннику (эмпатийный уровень). Самопрезентативная функция помогает самовыражению и учи­теля, и ученика. В актах общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира педагога и воспитанника.

Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. Если учитель заинтересован развитием личности ученика, то он будет стремиться научить его умению социального поведения и общения с инакомыслящими, на­выкам ведения споров, дискуссий.

Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аф­фекта, его нейтрализации, коррекции. Положительное эмоциональ­ное общение создает условия для творческой совместной деятельно­сти, появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, симпатии, благодарности.

В целом данные функции педагогического общения играют ос­новную роль в деятельности учителя и характеризуют его коммуни­кативные способности.

С точки зрения этической стороны общения (куда, кстати, и относится педагогический такт) акцент следует сде­лать на те функции в процессе общения, которые играют главную роль в формировании этики человеческих отношений. Это такие функции, как (19):

• «открытие» обучающегося на общение — пробудить желание вый­ти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью; убедить ученика в его свободном выборе характера общения (но с учетом нравственных норм), повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить ученика в положительном отно­шении к нему учителя,

• «соучастие» ученику в процессе общения — данная функция призвана поддержать ученика в его стремлении к общению, принять часть трудностей на себя, оказать помощь воспитаннику, проявить интерес к его внутреннему миру. Данная функция обеспечивает ме­ханизм транслирования одного «Я» другому «Я»,

• «возвышение» учащегося в процессе общения. Функция                  «возвы­шения» — такое влияние на ученика, при котором ему удается в ходе взаимодействия сохранить уровень этической культуры обще­ния и благодаря духовным и физическим усилиям совершить вос­хождение к новым духовным новообразованиям. Содействовать вос­хождению — значит формировать нравственные качества личности ученика (стремление стать добрее, смелее, решительнее).

Реализация этих функций обеспечивается практическими профессиональными умениями педагога. Методика формирования дан­ных умений предложена Н. Е. Щурковой.

Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо знать:

- закономерности общения;

- структуру общения, особенности реализации коммуникатив­ной, интерактивной и перцептивной функций общения;

- методику изучения общения и межличностных отношений;

- основные психолого-педагогические и этические требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения.

Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выража­ются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются це­лями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимо­действия педагога с учениками (18). Это принципы:

- ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);

- паритетности взаимоотношений;

- уважения труда познания ученика;

- уважения неудач и слез ребенка;

- уважения тяжелой работы роста;

- уважения самобытности ученика;

- безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

- оптимальной требовательности и уважения;

- опоры на положительное в ребенке;

- компромиссности спорных решений. Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся  педагогов.

1.2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении

Определив основные моменты взаимоотношений учителя и ученика перейдем непосредственно к рассмотрению этики человеческих контактов.

В процессе общения с учащимися педагог расширяет свои зна­ния о личности учащегося. Он по-разному воспринимает и оценивает воспитанников в той  или иной ситуации, что накладывает опреде­ленный отпечаток на формирование эмоционально-межличностных отношений учащихся с учителем.

Немаловажную роль в процессе общения играют человеческие отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии. Симпатия, эмпатия и человеческое познание есть явления, представляющие собой единый процесс, характеризующийся постепенным углублени­ем проникновения одного человека в психологию другого.

Эмпатия - это понимание другого человека без помощи слов через ощущения, чувства, эмоции с последующим их осознанием (13, 15).

Эмпатия — сопереживание, умение поставить себя на место дру­гого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчи­вости на переживания других людей. Сопереживание — это приня­тие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными (20). Основоположник гуманистичес­кой психологии К.Роджерс (1902-1987) определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира другого челове­ка и увидеть, правильно ли мое понимание партнера».

Проявление эмпатии в общении — это общая установка на по­нимание педагогом своего ученика, его состояния в данный момент, что отражается всеми невербальными средствами ребенка: интона­цией, позой, мимикой, походкой, жестами. Достаточно часто воспи­танник не может выразить свою мысль так, чтобы учитель правиль­но его понял, но педагог должен обладать умением «прочитать» душевное состояние ребенка, «расшифровать» скрытый смысл ска­занного учеником даже по тону произнесенной фразы. Сочувствие, сострадание, эмоциональное созвучие позволяет педагогу поставить себя на место ученика, понять его истинные намерения, переживания. Эмпатия обычно дополняет рефлексию. Далеко не все рассказывает о себе личность партнеру по общению, ученик — учителю, о многих вещах вообще не принято говорить. В состоянии эмпатии педагог чут­ко воспринимает психическое состояние воспитанника, его тончай­шие эмоциональные и смысловые оттенки. Эмпатийному учителю по невидимым каналам передается страх учащегося перед экзаменом; радость воспитанника от успешного решения задачи, которая ранее не решалась и т.д.

В эмпатии можно различить две ступени: «сочувствие» и «сопереживание». Сочувствие как устойчивое свойство побуждает чело­века к альтруистическому поведению, так как в основе этого свой­ства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психичес­кого развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.

Эмпатия-сопереживание более свойственна учащимся младшего школьного возраста, а эмпатия-сочувствие более характерна для под­ростков, именно эту особенность и следует учитывать учителю в ра­боте с детьми (9).

Наибольший успех в общении имеют педагоги с развитой эмпатией, это одно из важных профессиональных качеств учителя, кото­рое необходимо развивать, используя различные методики (1).

Эмпатийное общение складывается из следующих компонентов:

-умение слышать ученика (отмечать не только то, что сказано, но и как это сказано);

- положительная установка на воспитанника;

- развитое внимание, память и воображение (способность проанализировать увиденное и спрогнозировать последующее развитие событий в общении).

 Симпатию можно трактовать как определенную чув­ственную фиксированную установку. Как эмоциональная установка симпатия требует ответных эмоционально-положительных реакций — взаимности, взаимопонимания. Чувство симпатии сближает людей, создает условия для их взаимного познания и уважения. В процессе непосредственных отношений порождается склонность к предпочте­нию, привязанности к определенному человеку.

Симпатия порождает повышенный интерес к людям, в ходе его удовлетворения создаются необходимые эмоционально-психологические условия, благоприятная атмосфера для формирования и разви­тия у человека способности адекватно воспринимать, понимать и оценивать окружающих.

В общении учителя с разными коллективами  и с каж­дым отдельным учеником часто возникает ситуация, когда, ка­залось бы, совершенно независимо от учителя складывается его стереотип отношений к тому или иному классу или ученику. Появляются симпатии к одним классам и антипатии к другим, появляются любимчики и нелюбимые ученики. Иногда в воз­никновении симпатии решающую роль играет ситуация. Препо­даватель может теплее, чем к другим, относиться к сыну друзей, который обучается в его классе; к ученику-шахматисту (если сам увлекается этой игрой); к ученице, которая хорошо поет (если учи­тель любит данный вид искусства или сам поет) и т. п. Такой подход нередко приписывает воспитаннику чаще положительные качества, а отрицательные практически не замечаются. И наоборот, если учитель проявляет к ученику антипатию, то может относиться к воспитаннику более критично, предвзято, не замечая его положи­тельные стороны.

Симпатия пробуждает в человеке не только моральные и эстети­ческие переживания, но и стремление к познанию объекта симпа­тии. Питая симпатию к определенному ученику, человеческие каче­ства которого оцениваются, педагог приобретает и усваивает определенную сумму знаний о нем.

Глава 2 Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя

           2.1. Понятие и основные составляющие педагогического такта

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики (11).

 Такт в буквальном смысле — «прикоснове­ние». Исследователи проблемы педагогичес­кого такта по-разному трактуют это понятие:

• иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,

тактичность — это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,

• педагогический такт — это специфический инструмент влия­ния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.

Сущность данного понятия с психологической позиции наибо­лее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого опреде­ления понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь неко­торые из них. Педагогический такт — это:

• «поведение учителя, организованное как нравственно целесо­образная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них» (18);

• «одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога» (16);

• «форма поведения, когда человек идет на моральный компро­мисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, созна­тельное ослабление одного нравственного требования во имя верно­сти другим» (17);

• «мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения» (12);

• «особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог» (15, 16);

• «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов (7).

2.2. Признаки и элементы педагогического такта

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт от­носится к моральным регуляторам педагогического процесса и ос­новывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются (13):

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обста­новку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особеннос­тей учащихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встре­чи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем бо­лее, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гиб­костью применения методов, форм и приемов педагогического воз­действия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Глав­ная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требова­тельность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отноше­нием к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведе­ния   учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе — непринужденность, задушевность, которые особенно необ­ходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гнев­ливостью, происходит подмена профессиональной педаго­гической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказа­ния помощи больному избил бы его (2, 13).

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места раз­говора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактич­ное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимули­рования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, напри­мер, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похва­ла их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно тре­бовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступ­ком ученика, а тем более срывать зло и  оскорблять его.

2.3. Стиль общения педагога как выражение  педагогического такта

Важной характеристикой в этике профессионально-пе­дагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

- индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных возмож­ностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога (3, 4);

- совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воз­действия на учащихся (2).

Стиль общения педагога с учащимися — это категория соци­альная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

- от психического склада человека,

- его ценностных ориентации,

- уровня образования и общей культуры,

- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),

- авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наи­большее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и об­щения: авторитарный, демократический, либеральный. Попыта­емся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плю­сы и минусы его общения с учащимися.

Авторитарный стиль подразумевает:

- взгляд на ученика как на объект педагогического воздей­ствия, а не как на равноправного партнера по общению,

 - стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,

- все функции в управлении ученическим коллективом сосре­дотачивает в своих руках,

-  отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,

- предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инст­рукция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педа­гога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное об­щественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авто­ритарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже са­мые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедли­вость своих наставников.

Либеральный стиль:

- такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

- неорганизованность, неуверенность в принятии решений, от­каз от волевых решений,

- почти полное невмешательство педагога в организацию вос­питательного процесса,

- ограничивается убеждениями, отсутствие должной требова­тельности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

- наиболее благоприятен для организации воспитательно-обра­зовательного процесса;

- высокая культура педагогического общения (в учениках це­нит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);

- интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей);

- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориента­ции воспитанников;

- отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убежде­ние, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможно­сти; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чис­тых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в це­лом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протя­жении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.

Заключение

В ходе исследования было выяснено, что отношения между учителем и учеником всегда рассматривались и рассматриваются до сих пор как достаточно сложная педагогическая проблема, которая основывается на двух мирах – учителя и ученика.

В педагогической деятельности особое внимание должно уделяться этической стороне общения, для того, чтобы установить доброжелательные отношения между обучающим и обучающимся. Как известно, в доброжелательной атмосфере процесс обучения происходит наиболее гладко и эффективно.

Моральными принципами педагогического общения являются: ненасилие, уважение труда познания ученика, его неудач, тяжелой работы роста, опора на положительные качества ученика и т.д. Большую роль в процессе общения также играют человеческие отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии.

Одним из основных компонентов нравственной культуры учителя является педагогический такт, который подразумевает высокую гуманность, уважение, справедливость, выдержку и т.д. Педагогический такт требует особого мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств учителя. Те, кто владеют педагогическим тактом добиваются несоизмеримо больше результатов, чем те, у которых он отсутствует.

Список литературы

1. Бочарова О. Учитель как субъект педагогического общения. — Кемерово, 1994. — 66 с.

2. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М., 1990.

3. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения: Мето­дические рекомендации. — М., 1990. — 32 с.

4. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — М., 1995.- 34 с.

5. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. — М., 1996.-56с.

6. Краткий психологический словарь / Под ред А, В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1985.-С.25.

7. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — М.:Просвещение, 1992. — 224 с.

8. Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способно­стей учителя. — Кемерово, 1996. — 50 с.

9. Мнацаканян Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учит. — М.; Просвещение, 1991. — 191 с.

10. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. — М., 1998. — 393 с.

11. Педагогический словарь / Под ред. Каджаспирова Г.М. и др..-М.:Академия, 2000.- С. 17.

12. Педагогический такт / Под ред. И. Зязюна // Народное образование. — 1990. — № 8. — С. 80-83.

13. Педагогическая этика: Учебно-методическое пособие / Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.- 136 с.

14. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.

15. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология вос­питания и обучения, Московский псих.-соц. ин-т. — М.: Флинта, 1998. — 368 с.

16. Страхов И. В. Психологические основы педагогического такта. — Саратов, 1972.

17. Чернокозов В. Н„ Чернокозов И. И. Этика учителя. — Киев, 1983.

18. Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика (Экспериментально-дидактический комплекс). — М.: Изд-во Соборъ, 1997. — 507 с.

19. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагог. об-во России, 1998. — 250 с.

20. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991.

Существуют и менее распространенные классификации стилей общения педагога с учащимися. Наиболее интересной нам представ­ляется классификация О. Бочаровой [9], в основе которой содер­жится социально-психологическое различие в способе распределе­ния субъективных функций развертывающегося в общении взаимодействия. В приведенных стилях общения автор затрагивает этический компонент деятельности педагога.

Стиль «Совместное творчество». Этот тип общения складыва­ется на основе высоких профессионально-этических установок педа­гога. При таком общении педагог и ученик находятся в паритетном положении, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. Наиболее плодотворно общение на основе увле­ченности совместной деятельностью.

Стиль «Дружеское расположение». Продуктивен и данный вид общения. В его основе содержится искренний интерес к личности ребенка, к классу в целом, уважительное отношение к каждому. Сле­дует учитывать, что дружественность должна иметь меру, не следует ее превращать в панибратские отношения с учащимися.

Стиль «Заигрывание». Крайняя форма «дружеского расположе­ния», содержащая отрицательный заряд в отношениях с учащимися. Данный стиль более характерен для молодых учителей и является свидетельством неумения организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный авторитет у воспитанников, что противоречит требованиям педагоги­ческой этики.

Стиль «Общение — дистанция». Во взаимоотношениях «учи­тель — ученик» постоянно ощущается дистанция во всех сферах общения: в обучении — «вы (ученики) не знаете — я (учитель) знаю», в воспитании — «слушайте меня (педагога) — я старше, имею опыт, ваши познания с моим несравнимы». Такая дистанционность во взаимоотношениях педагога и учащихся приводит к формализации системы социально-психологического взаимодействия между данны­ми сторонами и не способствует созданию творческой атмосферы. Однако дистанция должна существовать. Она необходима в общей системе отношений педагога с учащимися и определяется степенью авторитета педагога в классе. Нередко педагог выбирает данный стиль общения интуитивно, так как ощущает необходимость самоутвер­диться в ученической среде (характерно для лиц, начинающих педа­гогическую деятельность).

Стиль «Менторский», стиль «Устрашение». Негативные фор­мы общения. Назидательность, нравоучения, страх разрушают твор­ческую атмосферу и порождают дискомфорт общения. Подавление педагогом личной инициативы учеников приводит к пассивности и нежеланию участвовать в диалоговых формах общения.

При длительном контакте с учениками трудно принять сотруд­ничество как универсальную форму отношений. По-разному скла­дываются отношения педагога с воспитанниками: кто-то в опреде­ленный момент нуждается в большем внимании, проявлении душевности и заботы со стороны учителя; с кем-то из учеников у вас сложились деловые отношения, и это устраивает обоих; а к поведе­нию кого-то из учеников необходимо предъявить жесткие требова­ния, вполне оправданные в этот момент. Свести всю сложность отно­шений в процессе общения к одному стилю как наиболее желаемому невозможно, поэтому следует исходить из реально складывающихся ситуаций в воспитательно-образовательном процессе с учетом про­фессиональной этики педагога.