Оглавление
1. Влияние науки и техники на развитие культуры ………………………………3
2. Формирование русской буржуазии и ее влияние на культуру ………………...5
3. Декабризм – феномен русской культуры ……………………………………….9
4. Гуманистические позиции русских философов (Соловьев, Бердяев,
Флоренский) …………………………………………….......................................12
Список литературы …………………...……………………………………………16
1. Влияние науки и техники на развитие культуры
Общие социально-экономические процессы предреформенного времени оказывали благоприятное влияние на научную мысль. В результате экспедиций русских путешественников были сделаны важнейшие географические открытия. В 1819-1821 гг. в ходе научной экспедиции М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллингаузена была открыта Антарктида. Русские ученые исследовали острова Тихого, Ледовитого океанов, Аляску, нижнее течение Амура. В 1845 г. было создано Русское географическое общество, одно из старейших географических обществ мира. Оно внесло крупный вклад в изучение географии России и других стран [1].
Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета И.И.Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии (1826). Это открытие ученого создавало предпосылки для обоснования математических концепций современной физики.
Развитию технической мысли способствовал рост промышленности. В области электротехники физик, академик Петербургской Академии наук В.В. Петров (1761-1834), демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о ее практическом применении для сварки и плавлений металлов. П.Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и осуществил в1832 г. в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б.С.Якоби (1801-1874) успешно работал в области создания электродвигателя и основ гальванотехники. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Выдающимся металлургом был П.П. Аносов (1799-1851). Сделанные им открытия положили начало металлургии высококачественной литой стали. Он раскрыл утерянный в середине века секрет изготовления булатной стали. В 30-е годы на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Е.А и М.Е. Черепановыми (отец с сыном), была построена паровая железная дорога. Быстрое развитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. С именами профессоров Казанского университета Н.Н.Зинина (1812-1880), А.М.Бутлерова (1828-1886) связано создание химической школы, давшей науке много талантливых исследователей [7].
Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины, в частности в хирургии. Н.И.Пирогов (1810-1881), профессор Медико-хирургической академии, стал основоположником военно-полевой хирургии, анатомо-эксперементального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя, неподвижную гипсовую повязку. Четырехтомный атлас Н.И.Пирогова «Типографическая анатомия» получил мировую известность.
Идеологии и политики, отразили в своем развитии социально-экономические противоречия предреформенного времени. Это нашло выражение в обращении экономической науки к конкретному исследованию процессов, происходивших в экономике России. Интерес к отечественной истории, усиливавшийся в это время, был закономерным явлением национального самосознания. «Никогда изучение русской истории не имело такого серьезного характера, какой приняло оно в последнее время, - писал В.Г.Белинский. - Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем». Событием не только в исторической науке, но и общественно-культурной жизни России в целом стали первые восемь томов «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина (1766-1826), вышедших в свет в 1818 г. Герцен впоследствии писал, что эта книга «весьма содействовала обращению умов к изучению отечества». К первой половине XIX в. относится научная деятельность крупнейшего ученого-медиевиста Т.Н. Грановского (1813-1855). В это время начинает свою исследовательскую работу в области российской истории С.М.Соловьев (1820-1879), научные труды которого связаны с развитием одной из ведущих школ отечественной историографии - государственной школой [6].
С 1832 г. в Академии наук присуждались Демидовские премии за научные изобретения, фундаментальные работы в различных областях знаний. Это было значительной материальной поддержкой и моральным вознаграждением нелегкого труда ученых. Фонд этой премии, существовавший до 1865 г., был учрежден одним из крупнейших русских промышленников П.Н.Демидовым.
Таким образом, массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т.е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для технических предприятий. В 1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.
Паровые двигатели стали использоваться на транспорте. В 1815 году на Неве появился первый пароход. С конца 30-х годов началось железнодорожное строительство.
Открытое в 1851 г. железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических связей [4].
Но все же в первой половине XIX в. основным видом транспорта оставался гужевой и водный, а главными путями сообщений - грунтовые дороги и реки. Железнодорожных путей в России к 1861 г. насчитывалось всего около 1,5 тыс. верст, что для огромных пространств страны было очень незначительно.
2. Формирование русской буржуазии и ее влияние на культуру
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях – лицеях [8].
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внес свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей [5].
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора», где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки «Руслан и Людмила» публика встретила холодно. В те времена еще далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилев обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.
А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют «Золотым веком» русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков [3].
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение «Смерть Поэта», ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счете определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века все более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
3. Декабризм – феномен русской культуры
Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно-культурной жизни страны. «Декабристы пробудили душу у нового поколения». Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии. Для общественной мысли XVIII - начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно- интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., «Донесение следственной комиссии») декабризм объявлялся «заразой, принесенной извне», а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над «гниющим» Западом стала одной из составных частей теории официальной народности. В социально - экономической жизни страны во второй четверти XIX в. все более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально - крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации [3] .
Многие декабристы были поэтами и писателями, они оставили достаточно разностороннее и богатое литературное наследие, по которому мы можем судить о том, в какой мере они участвовали формировании русской литературной традиции. Творчество декабристов пронизано романтической устремленностью к лучшему будущему страны, четкой ориентацией на идеальную высоту их героев, что явилось основой формирования знаменитой русской триады: добро, истина, красота. Именно этот идеал ознаменовал развитие русской литературы XIX века как специфическое художественное явление. В числе участников декабристского движения, профессионально занимавшихся литературой, - несколько крупных писателей и поэтов: К.Рылеев, В.Кюхельбеккер, А.Одоевский, А.Бестужев, П.Катенин, Ф.Глинка, Н.Бестужев и др. Литературно-театральным филиалом Союза Благоденствия служил кружок «Зеленая лампа», известный по участию в нем Пушкина. Писатели-декабристы в значительной мере подчинили своему влиянию наиболее крупное литературное объединение своего времени – Вольное общество любителей российской словесности. Литературным органом Северного общества был альманах К.Рылеева и А.Бестужева – «Полярная звезда» [1].
«При всем различии индивидуальных взглядов и мнений писателей-декабристов по частным вопросам литературы, можно говорить об единстве идейно-художественных принципов, лежавших в основе их литературной деятельности. У них была своя литературная программа, которая целиком отвечала задачам политической работы тайных обществ и призвана была поставить литературу на службу насущным интересам освободительной борьбы» [4].
Вклад декабристов в развитие литературы и вообще культурной жизни России достаточно огромен и оценен по достоинству. Литературное творчество декабристов плотно соприкасалось с миром А.С. Грибоедова, создавшего образ молодого героя, близкого к декабристским кругам (Чацкий), в комедии «Горе от ума», а также явилось эстетической почвой для появления гения Пушкина.
О декабристах существует много литературно-художественных произведений, воспоминаний, документальной литературы и пр., из которых можно уловить их человеческий облик. В процессе человеческого существования всегда выделяются люди, в которых проявляется историческая активность, благодаря природной специфике их темпераментов. С людьми такого типа обычно связаны масштабные, поворотные события в истории. Таковы декабристы. Изучая историю декабристского движения, мы не можем обойтись без представления о психологических предпосылках их поведения. Ю.М. Лотман пишет: «Однако существовало ли особое бытовое поведение декабриста, отличающее ее не только от реакционеров и «гасильников», но и от массы современных ему либеральных и образованных дворян? Изучение материалов эпохи позволяет ответить на этот вопрос положительно. Мы это и сами ощущаем непосредственным чутьем культурных преемников предшествующего исторического развития. Так, еще не вдаваясь в чтение комментариев, мы ощущаем Чацкого как декабриста. Однако Чацкий ведь не показан нам на заседании «секретнейшего союза» – мы видим его в бытовом окружении в московском барском доме. Именно по поведению Чацкого в доме Фамусовых, по его отказу от определенного типа бытового поведения - он безошибочно определяется Фамусовым как «опасный человек» [2].
Лотман указывает на неповторимость каждой личности декабристов, на их непохожесть друг на друга, но в то же время говорит о закономерности проблемы бытового поведения декабристов как определенной общественной группы. Он указывает также на то, что декабристы были в первую очередь людьми действия, что сказалось в их общественно-политической установке на практическое изменение политического бытия России. Декабристы в большинстве своем были боевыми офицерами, выросшими в эпоху общеевропейских войн, поэтому они ценили смелость, энергию, предприимчивость, твердость, упорство не меньше, чем умение составить тот или иной программный документ или провести теоретический диспут. При этом декабристы были дворянскими революционерами, поведение их было поведением русских дворян и соответствовало нормам, сложившимся между эпохой Петра I и Отечественной войной 1812 года. Поведение декабриста вписывается в более широкую проблему – поведение русского дворянина 1810-1820 гг.
Лотман говорит о декабристах как особом типе русского человека, резко отличном по своему поведению от всего, что знала предшествующая история. В этом смысле они выступили как подлинные новаторы.
4. Гуманистические позиции русских философов
(Соловьев, Бердяев, Флоренский)
Если исходить из того, что гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) представляет собой исторически изменяющуюся систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми, то можно сказать, что функция гуманистической философии заключается в попытке проанализировать сложные социальные явления, вскрывая изначальные психические потребности человека, вырастающие на этой основе типы общения, типы ориентации и всякого рода патологические смещения. От причудливых светотеней психики гуманистическая философия продвигается к описанию человеческих социальных типов [7].
Идеи гуманизма имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности. Гуманизм выступил в это время как широкое течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи. Гуманизм формировался в борьбе с феодальной идеологией, религиозной догматикой, духовной диктатурой церкви. Гуманисты, возродив к жизни множество литературных памятников классической древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму - наслаждение жизнью, уничижению человека - идеал свободной всесторонне развитой личности.
У Соловьева человек выступает определенной связью между божественным и природным миром в силу того, что является существом нравственным. Жизнь человека состоит «в служении Добру – чистому, всестороннему и всесильному». Тот, кто стремится к совершенствованию в нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству. На этом Соловьев и основывает свою этику: человек нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению абсолютному Добру, то есть Богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства.
Бердяева, в своей гуманистической философии, основной упор делает на значении культуры, как первичный фактор добра в обществе. В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике, в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности.
Культура и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из культа. Вокруг храма зачалась она и была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего возрождения. Культура - благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения [10].
Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь... В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократичекий. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Культуры древних народов очень своеобразны и неповторимо индивидуальны. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.
Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. Культура более всего дорожит своей преемственностью. В культуре происходит великая борьба вечности с временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью. Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников.
Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Цивилизация, в отличие от культуры, не борется со смертью, не хочет вечности. Цивилизация футуристична. В цивилизации есть хамизм зазнавшегося parvenu (выскочки). Этот хамизм сообщается и культуре, которая хочет быть окончательно безрелигиозной.
В культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к прошлому, и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Но в культуре не может действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре, антикультурно. Дух революционный хочет вооружить себя цивилизацией, присвоить себе ее утилитарные завоевания , но культуры он не хочет. И революционеры с легкостью готовы разрушить все памятники великих культур, все творческие их ценности во имя утилитарных целей, во имя блага народных масс [9].
Важное место во взглядах Флоренского занимает софиология. Он следует за В. С. Соловьевым, однако в трактовке всеединства и Софии Флоренский расходится с Соловьевым: в отличие от него, он строит учение о Софии на материале православной церковности (иконописи, литургике и др.), а явления эмпирической реальности и самую материю мира, вещество, видит не отъединенными от смысла, а выражающими его, духовно значимыми и ценными. Характерные черты мысли Флоренского: 1) тяга к платонизму и в целом к духовному строю греческой античности; тенденция к максимальному сближению эллинского и православного духовных стилей; 2) «конкретность» - неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, стремление дополнить религиозно-философские тезисы экскурсами в различные области знания и, в частности; 3) интеграция идей и методов современного естествознания в рамки религиозного мировоззрения - впоследствии становятся главными установками его «конкретной метафизики» 1920-х. Это - метафизика всеединства на новом этапе, обогащенная феноменологическим методом исследования и рядом выдвинутых Флоренским идей философского символизма и семиотики. Ее задача - выявление неких первичных символов, базисных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются различные области культуры.
Список литературы
1. Гринин В. История России с древнейших времен.- Волгоград, 1995.- 325 с..
2. Лотман Ю.М. Очерки русской культуры XIX века.- М., 1999.-590 с.
3. Марамсинова Л.М. Психология русского дворянства.- М., 1995.-253 с.
4. Орлов А. С. Полунов А. Ю. «Пособие по истории отечества для поступающих в вузы» Москва «Простор» 2000 г.- 320 с.
5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М.: «Проспект», 1999.-544с.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России.-М, «Проспект», 1999.-592с.
7. Очерки русской культуры XIX век. - В 6 томах.-Т.3.-М., 1998.-345с.
8. Река времени. Книга истории и культуры. Книга 1. Государь, государство, государственные служащие.- М.,1995.-267с.
9. Река времени. Книга истории и культуры. Книга 2. Гражданское общество и частная жизнь.- М., 1995.-273с.
10. Энциклопедия для детей.Т.6. История России.-Ч.3. / Глав. ред. М.Д.Аксенова.- М.: Аванта+, 2001.-656с.