Вариант 6.

Важнейшее место в системе менеджмента занимают функции управления, одной из которых является мотивация персонала. Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы, организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. В общем смысле мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.

Рассмотрим применение функции мотивации на конкретных примерах.

А) «Спортивная команда» (главный тренер – спортсмены).

Следует заметить, что мотивация бывает нескольких видов:

- властная;

- прямая;

- опосредованная.

Властная мотивация – вид мотивации, основанной на принуждении подчиненных.

Прямая мотивация – мотивация, которая базируется на воздействии на сознание, подсознание и систему ценностей подчиненных. 

Опосредованная мотивация – мотивация, проводимая путем стимулирования работника через посредника (премии, похвала и т.д.).

Процентное соотношение типов мотивации в случае со спортивной командой будет выглядеть следующим образом (Рис. 1):

По моему мнению, в спортивных командах явно преобладает властный тип мотивации, который в процентном соотношении составляет 60%, что вдвое больше чем удельный вес опосредованной мотивации.

Игра и подготовка к ней, как правило, охватывает краткосрочный период времени, за который тренеру необходимо максимально эффективно подготовить    команду.    Здесь   нет   времени на убеждения о том, что нужно

 

Рис. 1 Процентное соотношение типов мотиваций в спортивных командах

показать себя с лучшей стороны, выиграть игру, приложить как можно больше усилий и т.д.

Властная мотивация является наиболее эффективной в краткосрочный период времени, оперативной и универсальной, хотя и основана на принуждении. Главным инструментом принуждения является наказание. Спортсмены могут бояться быть изгнанными из команды, нелепо выглядеть в глазах своих коллег по игре, близких, знакомых и т.д.

Второе место по значимости в управлении спортивной командой занимает опосредованная мотивация, которая составляет 30%.

Опосредованная мотивация бывает двух видов:

1. Опережающая мотивация, которая основывается на предварительном стимулировании подчиненных.

2. Подкрепляющая мотивация, базирующаяся на вознаграждении подчиненных за конкретные результаты.

Процентное соотношение опережающей и подкрепляющей мотиваций в рассматриваемом примере будет выглядеть так (Рис. 2):

 

Рис. 2 Удельный показатель опосредованной мотивации в спортивной команде

Я считаю, что в спортивной команде преобладает подкрепляющая мотивация, потому что:

- за достигнутые результаты спортсменам обещается дополнительное денежное вознаграждение;

- при удачных выступлениях команды, она повышает свой рейтинг и т.д.

Опережающая мотивация может встречаться в тех случаях, когда тренер заинтересован в каком-то игроке. В этом случае данному игроку предоставляются дополнительные выгодные условия работы.

Прямая мотивация, как и опосредованная, тоже бывает  нескольких видов:

1. Рациональная мотивация, которая представляет собой вид прямой мотивации, апеллирующий к разумному началу сознания подчиненных. Рациональная мотивация обычно подкрепляется конкретными фактами, пояснениями и примерами.

2. Волевая мотивация, основанная на воздействии на волевые установки подчиненных.

3. Эмоциональная мотивация, в основе которой лежат приемы воздействия на эмоциональную сферу сознания подчиненных.

Если взять прямую мотивацию за 100%, то деление ее на подвиды (в процентном соотношении) будет выглядеть следующим образом (Рис. 3).

 

Рис.3 Удельный вес показателей прямой мотивации

Во взаимоотношениях тренера и спортсменов преобладает эмоциональная мотивация, хотя ее показатель не намного превосходит показатели рациональной и волевой мотивации.

Поскольку прямая мотивация построена на убеждениях, агитации, пропаганде, эмоции как нельзя лучше подходят для ее выражения в процессе тренировок и между ними. Тренер может эмоционально рассказывать о победах других команд, о завоеванных ими наградах, титулах и т.д., тем самым, внушая игрокам желание победить.

Волевая и рациональная мотивация в отношениях спортсменов и тренера присутствуют в равной мере. Примером, рациональной мотивации может служить убеждение тренером игроков о причинах необходимости победы и т.д. Волевая мотивация присутствует, если тренер говорит игрокам, что  вы должны проявить максимальную выдержку, если будет нужно играть на износ, потому что вы не можете подвести преданных вам болельщиков.

Б) Ситуация «Детский сад» (воспитатель – дети).

Процентное соотношение типов мотивации в ситуации «воспитатель-дети» будет выглядеть следующим образом (Рис. 4):

 

Рис. 4 Процентное соотношение типов мотиваций в ситуации «воспитатель-дети»

В ситуации «воспитатель-дети» будут преобладать прямая и опосредованная мотивация (с разницей в 10%). Поскольку речь идет о маленьких детях, то одной только прямой мотивацией здесь обойтись нельзя. Маленькому ребенку не всегда можно объяснить, что мы от него хотим, простыми убеждениями. В этом случае на помощь приходит опосредованная мотивация (мотивация через посредника). Мы можем предложить ребенку помочь нам в каких-то делах, или убрать за собой игрушки, за что он получает соответствующее вознаграждение.

Овал: Прямая мотивация (100%)Если взять прямую мотивацию за 100%, то деление ее на подвиды (в процентном соотношении) будет выглядеть следующим образом (Рис. 5).

 

Рис.5 Удельный вес показателей прямой мотивации

В работе с детьми из всех видов прямой мотивации наибольшее применение находит эмоциональная мотивация (50%). Если мы пытаемся что-нибудь внушить ребенку необходимо подкрепить наш рассказ эмоциями, чтобы ребенок нам поверил и осознал то, что мы ему объяснили. Однако, также необходимо подкреплять все убедительными доводами (рациональная мотивация), потому что дети (даже совсем маленькие) очень часто задают вопросы типа: Почему? Зачем? и т.д.

Если взять опосредованную мотивацию за 100% и показать в ее составе удельный вес подвидов (опережающей и подкрепляющей), то это будет выглядеть следующим образом (Рис. 6):

 

Рис. 6 Удельный показатель опосредованной мотивации

По моему мнению, в работе с детьми дошкольного возраста  наибольшее значение имеет подкрепляющая мотивация. Как правило, мы говорим ребенку: «Сначала съешь суп, а потом получишь шоколадку», или «Когда ты уберешь за собой игрушки, мы пойдем в зоопарк». Как показывает практика, этот вид опосредованной мотивации действует гораздо лучше, чем опережающая мотивация. Если детям мы сначала делаем «поблажку», а потом просим что-нибудь сделать, то они обычно не выполняют своих обещаний. Здесь уже на помощь приходит властная или прямая мотивация.