Вариант 6
В современной экономической ситуации важное место в системе менеджмента отводится функциям управления, одной из которых является мотивация персонала. Мотивационная структура характеризует соотношение мотивов, определяющих поведение человека. Это соотношение формируется под влиянием как генетических факторов, так и среды, в которой человек воспитывался и действовал.
С точки зрения менеджмента, сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы, организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
В общем смысле мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.
Рассмотрим мотивацию коллектива на двух разных по содержанию деятельности примерах:
- ситуация «Монастырь» (настоятель – монахи);
- ситуация «детский сад» (воспитатель – дети).
а) Ситуация «Монастырь» (настоятель – монахи)
Прежде чем непосредственно перейти к анализу конкретной ситуации, отметим, что мотивация бывает трех видов:
- властная (или принуждение);
- прямая;
- опосредованная (или стимулирование).
Сущностные характеристики, а также достоинства и недостатки этих видов мотивации представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики видов мотивации
Сущность понятия |
Достоинства |
Недостатки |
Властная мотивация – это мотивация, основанная на принуждении. Суть принуждения – угроза наказания. В свою очередь наказание является главным инструментом принуждения. |
Эффективность в короткие сроки, быстрота, оператив-ность, экономич-ность и универ-сальность. |
Плохие со-циальные и личностные результаты, а также постоянная атмосфера страха |
Прямая мотивация – это непосредственное воздействие на человека, на его сознание и подсознание, систему ценностей. В результате применения прямой мотивации либо формируется новая потребность, либо определяется предмет уже существующей потребности. |
В долго-срочной перспективе дает наилучшие социальные и лич-ностные результаты; формирует тип «ответственного профессионала». |
Проблемы в применении; большие вре-менные и личностные за-траты; применение прямой мотивации очень инди-видуально. |
Опосредованная мотивация – мотивация через посредника – стимулирование. Отличается от других методов тем, что формирование мотивов поведения осуществляется с помощью внешних по отношению к человеку предметов или явлений. |
Универсаль-ность; простота в применении; не требует особой власти, личностных способностей; хо-рошие экономи-ческие, личностные и социальные резуль-таты. |
Расхождение целей субъекта и объекта; проблема контроля; необходимость смены стимулов в связи с разными обстоятельствами |
В рассматриваемой ситуации («Монастырь») соотношение властной, прямой и опосредованной мотивации будет выглядеть, как показано на Рис. 1.
Рис. 1 Соотношение типов мотиваций в ситуации «Монастырь»
Исходя из данных, представленных на рис. 1, следует, что в ситуации «Монастырь» преобладает прямая мотивация (ее удельный вес равен 55%). Прямая мотивация используется в отношениях настоятеля и монахов посредством воздействия на систему ценностей. Ценностями для монахов являются: служение богу, соблюдение заповедей божьих, отречение от мирских грехов, гармония с собой, со всевышним и с природой.
Не секрет, что ценности человека имеют свойство изменяться. Для того, чтобы этого не произошло, чтобы человек не потерял веру в праведность своих мыслей, чувств и поступков, и нужна прямая мотивация.
Однако, в отношении монахов настоятель должен применять и властную мотивацию (30%), потому что жизнь в монастыре подчиняется строгим законам (ежедневные молитвы с установленное время, следование распорядку дня и т.д.), несоблюдение которых считается большим грехом.
Опосредованная мотивация (подробнее о ней пойдет речь ниже), присутствие которой выражено в (15%), тоже имеет место быть.
Рассмотренные виды мотиваций также подразделяются на подвиды. Так, прямая мотивация бывает рациональная, эмоциональная и волевая.
Рациональная мотивация - вид прямой мотивации, апеллирующий к разумному началу сознания подчиненных. Рациональная мотивация обычно подкрепляется конкретными фактами, пояснениями и примерами.
Волевая мотивация – мотивация, основанная на воздействии на волевые установки подчиненных.
Эмоциональная мотивация – мотивация, в основе которой лежат приемы воздействия на эмоциональную сферу сознания подчиненных.
В ситуации «Монастырь» процентное соотношение рациональной, волевой и эмоциональной мотивации будет выглядеть так, как показано на Рис. 2.
Рис. 2 Удельный вес показателей прямой мотивации в ситуации «Монастырь»
Как свидетельствуют данные рис. 2, среди видов прямой мотивации на первом месте стоит рациональная мотивация и составляет ровно половину всей прямой мотивации. Я считаю, что в общении с монахами настоятель, прежде всего, старается апеллировать к разуму своих подчиненных и убеждать их в том, чтобы они не боялись трудностей, что они все сделали и делают правильно. А если что-то в их душе подвергается сомнению, то это всего лишь испытания, который бог посылает им, дабы проверить крепость их духа и силу веры в него.
Волевая и эмоциональная мотивации присутствуют в равной степени (по 25%). Отказаться от своих привычек, изменить ценности, полностью изменить свою жизнь – дело очень сложное. Для его успешного осуществления требуются большие волевые усилия. В этой связи становится актуальным использование волевой мотивации. В свою очередь, эмоциональная мотивация должна служить «помощницей» для волевой мотивации. Эмоциональная окраска единения с природой, богом и целым миром, должна вдохновлять монахов на продолжение своей праведной жизни.
Опосредованная мотивация, как и прямая, бывает нескольких видов. А именно: опережающая и подкрепляющая.
1. Опережающая мотивация - мотивация которая основывается на предварительном стимулировании подчиненных.
2. Подкрепляющая мотивация – вид опосредованной мотивации, базирующейся на вознаграждении подчиненных за конкретные результаты.
Процентное соотношение опережающей и подкрепляющей мотивации в рассматриваемом примере будет следующим (Рис. 3).
Рис. 3 Удельный показатель опосредованной мотивации в ситуации «Монастырь»
Как показано на рис. 3 опосредованная мотивация в ситуации «Монастырь» в равной степени делится на опережающую и подкрепляющую, потому что человек пытается найти гармонию с собой, миром.
В данной ситуации примером опережающей мотивации может быть то, что человек, отказываясь от мирской (грешной) жизни, желает найти уединение, обрести гармонию. По этой причине он отрекается от мирской жизни и уходит в монастырь.
Подкрепляющая мотивация выражается в сбывшихся надеждах человека, уже некоторое время пожившего в монастыре и ощутившего на себе правильность своего выбора. Подкрепляющая мотивация для монахов – это гармония с миром, возможность после смерти попасть в рай за праведность своего существования на земле.
б) Ситуация «Детский сад» (воспитатель – дети)
В ситуации «Детский сад» процентное соотношение типов мотивации таково (Рис. 4):
Рис. 4 Соотношение типов мотиваций в ситуации
«Детский сад»
В ситуации «Детский сад» ровно половину занимает прямая мотивация, основанная на убеждениях («Это хорошо, а это - плохо…», «Это можно делать, а это – нельзя…» и т.д.). Однако, общаясь с ребенком, мы не всегда можем объяснить ему те или иные вещи, только воздействуя на его разум и логическое мышление. В этом случае необходимо использовать опосредованную мотивацию (35%).
Примером опосредованной мотивации может быть просьба убрать за собой игрушки, заправить свою постель и т.д. За выполнение задания ребенок получает «приз» - пирожное, мороженое, конфетку, новую игрушку и т.д. Это и будет опосредованная мотивация.
Властная мотивация в детском саду тоже присутствует. В воспитании детей без нее, на мой взгляд, не обойтись. Я отдала властной мотивации 15%. Этот процент я считаю наиболее оптимальным, потому что слишком большое присутствие данного вида мотивации может привести к тому, что ребенок вырастет замкнутым и боязливым.
Возьмем прямую мотивацию за 100% и продемонстрируем процентное соотношение ее подвидов на Рис. 5.
Рис. 5 Удельный вес показателей прямой мотивации в ситуации
«Детский сад»
Как видно из рис. 5, в работе с детьми из всех видов прямой мотивации наибольшее применение находит эмоциональная мотивация (55%). К примеру, когда мы объясняем ребенку что-либо, необходимо подкрепить наш рассказ эмоциями (естественно, положительными). Это нужно делать для того, чтобы ребенок поверил и осознал то, что мы ему объяснили.
Однако, важным также являются убедительные доводы (рациональная мотивация – 40%), потому что рассказ, построенный только на эмоциях может не вызвать у ребенка никакого доверия.
В свою очередь, волевая мотивация (5%) формирует усидчивость и волевые качества ребенка.
Если взять опосредованную мотивацию за 100% и показать в ее составе удельный вес опережающей и подкрепляющей мотиваций, то это будет выглядеть следующим образом (Рис. 6):
Рис. 6 Удельный показатель опосредованной мотивации в ситуации «Детский сад»
Как показано на рис. 6, в ситуации «Детский сад» среди видов опосредованной мотивации, преобладает подкрепляющая мотивация. На мой взгляд, ей следует уделять наибольшее внимание. Примером подкрепляющей мотивации может быть вознаграждение ребенка за хорошие поступки.
Меньшая доля присутствия опережающей мотивации связана с тем, что после получения, так называемого «опережающего вознаграждения» (например, ребенок сначала получил сладости, а потом его просят убрать игрушки), ребенок может отказаться делать то, что его просят из-за отсутствия подкрепляющей мотивации (он будет знать, что за сделанную им работу, ему больше ничего не дадут).
Список литературы
1. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд.-1997.- №10.
2. Мирская М.И., Дикарева А.Л. Социология труда. – М.,1999.-348с.
3. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. - М., 1999.-345с.
4. Практикум по экономике и социологии труда / Под ред. Б.М.Генкина.-CBб.: СПбГИЭА, 1993.-278с.
5. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.-450 с.
6. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 102-104.