Вариант №7.

А) Ситуация «Университет» (преподаватель-студенты).

Как известно, мотивация делится на властную, прямую и опосредованную. Рассматривая ситуацию взаимодействия преподавателя со студентами, можно предположить, что процентное соотношение этих видов мотивации будет следующим (Рис. 1):

Рис.1 Соотношение типов мотивации в ситуации «преподаватель-студенты», %

В ситуации «преподаватель-студенты», на мой взгляд (как и показано на Рис.1), преобладает прямая мотивация. Как известно из изучения теоретического материала, прямая мотивация подразумевает непосредственное воздействие на сознание, подсознание и систему ценностей. В результате прямой мотивации либо формируется новая потребность, либо определяется предмет уже существующей потребности.

Учебный процесс, прежде всего, подразумевает именно прямую мотивацию, потому что обучение – это воздействие на подсознание. Все, что говорит преподаватель на своих лекциях должно отражаться в подсознании студента. В дальнейшем эти, полученные в процессе обучения, знания он будет применять на практике.

Прямая мотивация в ситуации «преподаватель-студенты» может также выражаться в убеждении студентов в том, что во се времена образование было и остается одним из главных составляющих успешной профессиональной деятельности, а значит и материального благополучия и других жизненных успехов. Преподаватель, воздействуя на психику студентов, может внушить им мысль о том, что необходимо думать о своем будущем уже сейчас, серьезно относиться к учебе и т.д.

Если взять прямую мотивацию за 100%, то деление ее на подвиды (в процентном соотношении) будет выглядеть следующим образом (Рис. 2).

 

Рис.2 Удельный вес показателей прямой мотивации

Среди всех подвидов прямой мотивации в ситуации «преподаватель-студенты» преобладает рациональная мотивация (60%). Разумное, логическое объяснение всех происходящих в жизни явлений – основа процесса обучения.

Эмоциональная мотивация тоже присутствует, например, когда преподаватель начинает подкреплять свои объяснения красочными примерами из жизни каких-либо людей, приводить интересные данные. Эмоциональное восприятие очень важно в процессе обучения. Благодаря его присутствию студенты лучше усваивают материал.

Волевая мотивация присутствует на 10%. Главным ее приоритетом является соблюдение дисциплины. Студенты должны посещать все занятия, не опаздывать на них, внимательно слушать преподавателя, соблюдать тишину и т.д.

В ситуации «преподаватель-студенты» 35% я выделила опосредованной мотивации. Опосредованная мотивация подразумевает собой мотивацию через какого-либо посредника. Достоинствами опосредованной мотивации в работе со студентами являются:

- универсальность;

- простота в применении;

- экономичность;

- высокая результативность.

Опосредованная мотивация подразделяется на два подвида – это опережающая и подкрепляющая мотивация. Процентное соотношение этих подвидов, как мне кажется, может быть следующим (Рис. 3):

 

Рис. 3 Процентное соотношение подвидов опосредованной мотивации

В ситуации с преподавателями и студентами, на мой взгляд,  больше выражена подкрепляющая мотивация (70%). В работе со студентами она может выражаться в:

- получении хорошей отметки за выполненную работу;

- автоматическом получение зачета или экзамена за хорошие успехи в учебе;

- денежного вознаграждения за участие в конференциях;

- получении повышенной стипендии;

- получении президентской стипендии и т.д.

Опережающая мотивация в ситуации «преподаватель-студенты» выражена недостаточно, а иногда и вообще отсутствует. Примером опережающей мотивации может служить похвала, благодарность преподавателя за проделанную студентом работу. Такого рода мотивация может быть стимулом для студента и в дальнейшем показывать отличные успехи в учебе, жизни коллектива и т.д. Однако, стоит заметить, что похвалу, благодарность нельзя абсолютно безоговорочно отнести к опережающей мотивации, потому что они в тоже время относится и к подкрепляющей.  Они являются как мостиком между этими двумя подвидами опосредованной мотивации. И, по-моему, очень эффективны в работе со студентами.

Несмотря на преобладание прямой и опосредованной мотивации в ситуации «преподаватель-студенты», учебный процесс, будь то в школе и ВУЗе, обычно построен на властно-подчиненных отношениях. Строгий, требовательный учитель и послушные, кроткие ученики – идеал взаимоотношений в любых учебных заведениях нашей страны.

Возможно, что в других странах мира процентное соотношение  типов мотиваций в данном случае было бы несколько иным. Например, в американской системе образования, скорее всего, больший процент получила бы опосредованная мотивация. Но в данной работе все же будем ориентироваться на традиции нашей страны.

Властная мотивация, особенно в работе со студентами, является очень эффективной. Вовремя не посетил лекцию, не ответил на семинарском занятии, не выполнил контрольную работу – не получишь зачет или не сдашь экзамен. Это один из наиболее типичных и ярких примеров студенческой жизни в стенах высшего учебного заведения.

При властной мотивации наказание является главным инструментом принуждения. Виды наказания студентов могут быть самыми разнообразными, например:

- несдача  зачета или экзамена;

- низкая оценка при сдаче экзамена;

- лишение стипендии;

- отчисление из университета и т.д.

На мой взгляд, властная мотивация, хотя и не является преобладающей  в ситуации «преподаватель-студенты», достаточно эффективна. В отсутствии властной мотивации или в слабовыраженном присутствии таковой, студенты, как правило, начинают несерьезно относиться к учебе, что для них самих чревато негативными последствиями.

Б) Ситуация «Исправительно-трудовое учреждение» (администрация-заключенные).

В исправительно-трудовом учреждении мотивация будет подразделяться следующим образом (Рис. 4):

Рис. 4 Соотношение типов мотивации в ситуации «администрация-заключенные», %

Между администрацией и заключенными в исправительно-трудовом учреждении существуют взаимоотношения, основанные на властной мотивации (60%). Для строжайшей дисциплины главной мотивацией является принуждение и боязнь наказания, что очень актуально для исправительно-трудового учреждения.

Опосредованная мотивация присутствует на 35%. Если взять опосредованную мотивацию за 100%, то процентное соотношение ее подвидов будет следующее (Рис.5):

 

Рис. 5 Процентное соотношение подвидов опосредованной мотивации

Таким образом, на мой взгляд, в исправительно-трудовом учреждении может иметь место только подкрепляющая мотивация, потому что в противном случае может быть подорвана дисциплина, потерян авторитет администрации. Хотя не исключено, что в некоторых исправительно-трудовых учреждениях применяется и опережающая мотивация. Но, по-моему, для ее применения в подобного рода заведениях нужен очень тонкий психологический подход. Лучше ограничиться подкрепляющей отиваций, здесь она более эффективна.

Прямая мотивация в исправительно-трудовых учреждениях присутствует на 35%. Она проявляться в агитации и пропаганде, чтобы в дальнейшем заключенные не совершали ошибок, приведших их в это учреждение. Возможно даже создание на базе исправительно-трудового учреждения коллектива народных умельцев, эстрадной группы и т.д.

Если взять прямую мотивацию за 100%, то процентное соотношение ее подвидов будет выглядеть следующим образом (Рис.6).

 

Рис.6 Удельный вес показателей прямой мотивации

Прямая мотивация в исправительно-трудовом учреждении на 60% состоит из волевой. Волевая мотивация явно преобладает, потому что никакие убеждения не смогут помочь заключенному не совершать ошибок впредь, если эти убеждения не будет прежде всего воздействовать на его волевые установки. Именно присутствие большой силы воли здесь играет наиважнейшую роль, потому что в дальнейшем, когда срок заключения истечет, реальная действительность проверит бывшего заключенного на твердость характера и силу духа.

Рациональная и эмоциональная мотивация  служат как бы дополнением к волевой. Рациональная - чтобы у заключенных было комплексное представление того, для чего им необходимо покончить с прошлыми привычками, привязанностями и т.д. Эмоциональная мотивация создает позитивный настрой, который может помочь заключенным пересмотреть свои взгляды на жизнь.