Вариант 2
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства.
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенных результат трудовой деятельности.
Если попытаться взглянуть на мотивацию с точки зрения психологии, то определение этого понятия будет выглядеть следующим образом: мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
Основными видами мотивации являются:
1. Принуждение (властная мотивация, основанная на принуждении подчиненных).
Среди достоинств властной мотивации отмечают: ее эффективность в короткие сроки, быстрота, оперативность, экономичность и универсальность.
К недостаткам властной мотивации можно отнести плохие социальные и личностные результаты, а также постоянную атмосферу страха
2. Прямая мотивация – мотивация, которая базируется на воздействии на сознание, подсознание и систему ценностей подчиненных.
Достоинства прямой мотивации: в долгосрочной перспективе дает наилучшие социальные и личностные результаты; формирует тип «ответственного профессионала».
Недостатки прямой мотивации: проблемы в применении; большие временные и личностные затраты; применение прямой мотивации очень индивидуально.
3. Стимулирование (опосредованная мотивация, то есть мотивация, проводимая путем стимулирования работника через посредника (премии, похвала и т.д.)).
Достоинства опосредованной мотивации: универсальность; простота в применении; не требует особой власти, личностных способностей; хорошие экономические, личностные и социальные результаты.
Недостатки опосредованной мотивации: расхождение целей субъекта и объекта; проблема контроля; необходимость смены стимулов в связи с разными обстоятельствами.
Аспекты применения трудовой мотивации в различных сферах деятельности могут быть разными. Остановимся на двух конкретных ситуациях («Бригада хирургов-реаниматологов» и «Монастырь») и рассмотрим каким образом могут быть применены указанные виды мотивации (властная, прямая, опосредованная).
а) Ситуация «Бригада хирургов-реаниматологов» (руководитель – персонал)
В данной ситуации процентное соотношение властной, прямой и опосредованной мотивации будет выглядеть следующим образом (Рис. 1).
Рис. 1 Соотношение видов мотивации в ситуации «Бригада хирургов-реаниматологов»
Как свидетельствуют данные, представленные на рис. 1, в ситуации «Бригада хирургов-реаниматологов» преобладает прямая мотивация. Ее удельный вес составил 60%. Преобладание прямой мотивации в ситуации «Бригада хирургов-реаниматологов» объясняется тем, что долг врача – спасение человеческой жизни. В данном случае задача руководителя – воздействовать на сознание подчиненных, убедить их в том, что они выполняют общественно важную миссию. Все остальные факторы в момент их работы должны отойти на второй план.
Любой труд (особенно тот, который связан со спасением человеческих жизней) должен быть соответственно вознагражден. По этой причине опосредованной мотивации отдается 35%. Когда работа подкрепляется соответствующим признанием, вознаграждением, то она становится еще более результативной.
Властная мотивация присутствует всего на 5% и применяется в исключительных случаях (например, когда речь идет о несоблюдении этических норм, нарушении клятвы Гиппократа и т.д.). В остальных случаях в ситуации «Бригада хирургов-реаниматологов» властная мотивация неуместна.
Прямая мотивация бывает следующих видов:
1. Рациональная мотивация - это вид прямой мотивации, апеллирующий к разумному началу сознания подчиненных. Рациональная мотивация обычно подкрепляется конкретными фактами, пояснениями и примерами.
2. Волевая мотивация – мотивация, основанная на воздействии на волевые установки подчиненных.
3. Эмоциональная мотивация – мотивация, в основе которой лежат приемы воздействия на эмоциональную сферу сознания подчиненных.
В ситуации «Бригада хирургов-реаниматологов» соотношение видов прямой мотивации будет выглядеть, как показано на Рис. 2.
Рис. 2 Соотношение видов прямой мотивации в ситуации «Бригада хирургов-реаниматологов»
Таким образом, по моему мнению, в рассматриваемой ситуации среди всех видов прямой мотивации в равном процентном соотношении существуют рациональная (40%) и волевая (40%) мотивации. С помощью рациональной мотивации руководитель, апеллируя к сознанию подчиненных, может приводить убедительные доводы, что профессия хирурга-реаниматолога – очень сложное и ответственное дело. Настоящий профессионал в этой области должен осознавать специфику своей деятельности и быть готовым к возникающим трудностям. Без разумных доводов и объяснений здесь не обойтись, как нельзя обойтись и без волевой мотивации. Последняя нужна для закаливания характера, формирования устойчивой психики, возможности справиться со сложностями, которые являются нередким делом в данной профессии.
Эмоциональной мотивации отдается 20%. Данный вид прямой мотивации может применяться в дополнение к волевой мотивации. Апеллируя к эмоциональной сфере работников, руководитель тем самым дает им понять, что, несмотря на трудности, они должны выполнить свои обязанности на «отлично». В противном случае их нельзя назвать профессионалами.
Опосредованная мотивация бывает двух видов:
1. Опережающая.
2. Подкрепляющая.
Давая определения этим двум понятиям, можно сказать следующее: опережающая мотивация представляет собой вид опосредованной мотивации, которая основывается на предварительном стимулировании подчиненных.
Подкрепляющая мотивация – мотивация, базирующаяся на вознаграждении подчиненных за конкретные результаты.
Возьмем опосредованную мотивацию за 100% и попытаемся показать в ее составе удельный вес подвидов опережающей и подкрепляющей мотиваций (Рис. 3).
Рис. 3 Соотношение видов опосредованной мотивации в ситуации «Бригада хирургов-реаниматологов»
В ситуации «Бригада хирургов-реаниматологов» преобладает подкрепляющая мотивация (70%). Она заключается в следующем:
- похвала, благодарность за отлично выполненную операцию;
- денежное вознаграждение;
- стажировка в крупных городах страны и за рубежом;
- продвижение по карьерной лестнице и т.д.
Опережающая мотивация, на мой взгляд, присутствует на 30%. Данная форма опосредованной мотивации в ситуации «Бригада хирургов-реаниматологов» находит свое применение в следующем:
- престижность профессии (особенно для молодых специалистов);
- предоставление различных льгот;
- предоставление возможности получения бесплатного лечения;
- предоставление путевок в санатории (бесплатных или по льготной цене);
- предоставление кредита на покупку жилья и т.д.
Указанные виды опережающей мотивации также могут служить и вознаграждением за конкретные результаты (тогда они будут относиться к подкрепляющей мотивации).
б) Ситуация «Монастырь» (настоятель – монахи)
В данной ситуации процентное соотношение властной, прямой и опосредованной мотивации будет выглядеть следующим образом (Рис. 4).
Рис. 4 Соотношение видов мотивации в ситуации «Монастырь»
Данные, представленные на рис. 4 показывают, что в ситуации «Монастырь» с явным преимуществом преобладает прямая мотивация (60%). Воздействие на систему ценностей – главное мотивирующее звено, потому что когда человек отказывается от мирской жизни и поступает в монастырь – его система ценностей уже сформирована. Ценности для него – это служение богу, безгрешная жизнь, духовная близость со всевышним, выражающаяся в молитвах и праведном существовании. Для того, чтобы человек не потерял эти ценности, не потерял веру в правильность того, что он делает, необходимо постоянное подкрепление правоты его действий. Здесь на помощь приходит прямая мотивация.
Жизнь в монастыре подчиняется строгим законам, несоблюдение которых считается большим грехом. Это и соблюдение распорядка дня, ежедневные молитвы, безукоризненное соблюдение заповедей божьих и т.д. В этой связи большое значение приобретает властная мотивация, которой я отдала 25%.
Опосредованная мотивация тоже присутствует, хотя ее удельный вес невелик (15%). Основными средствами выражения опосредованной мотивации более подробно будут рассмотрены ниже.
Удельный вес видов прямой мотивации в ситуации «Монастырь» будет выглядеть следующим образом (Рис. 5).
Рис. 5 Соотношение видов прямой мотивации в ситуации «Монастырь»
Как свидетельствуют данные рис. 5, среди видов прямой мотивации наибольший удельный вес (хотя с очень незначительным преимуществом) имеет рациональная мотивация (40%). Настоятель пытается воздействовать на их сознание с помощью убеждений. Он может говорить: «Все, что с Вами происходит – это испытание Божье. Бог проверяет насколько сильна Ваша вера в него».
Волевая и эмоциональная мотивации присутствуют в равной степени (по 35%). Отказаться от мирской жизни не легко, даже если вера в правильность свои поступков очень сильна. Необходимо постоянное мотивирующее воздействие на волевые установки монахов. Воздействие должно быть направлено на то, чтобы монахи смогли подавить в себе отрицательные эмоции и неправедные желания. Эмоциональная мотивация, по моему мнению, должна воодушевлять монахов на позитивный эмоциональный настрой путем познания гармонии с природой, Богом. Тем самым их психическое состояние будет гармоничным, эмоционально устойчивым.
Возьмем опосредованную мотивацию за 100% и представим удельный вес ее составляющих (Рис. 6).
Рис. 6 Соотношение видов опосредованной мотивации в ситуации «Монастырь»
На мой взгляд, опосредованная мотивация в ситуации «Монастырь» в равной степени подразделяется на опережающую и подкрепляющую, потому что человек пытается найти гармонию с собой, миром. Один из способов уйти от внешнего мира и найти гармонию – это посвятить себя монашеству. Таковы 50% опосредованной мотивации (опережающей). В то же время опережающая мотивация плавно перетекает в подкрепляющую, когда человек видит, что его желания (найти себя в этом мире и понять, кто ты есть сам; найти ответы на волнующие вопросы) начинают сбываться. Также примером подкрепляющей мотивации может быть желание за свои праведные поступки попасть в рай.
Список литературы
1. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд.-1997.- №10.
2. Мирская М.И., Дикарева А.Л. Социология труда. – М.,1999.-348с.
3. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. - М., 1999.-345с.
4. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.-450 с.
5. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 102-104.