Оглавление

Вопрос 1. Обзор конъюнктуры рынка технологического оборудования          3  

1.1. Основные показатели производства продукции по отдельным

отраслям промышленности                                                                                    3

1.2. Показатели производства технологического оборудования

за 1999-2001 гг.                                                                                                        4

Вопрос 2. Особенности транспортировки промышленных товаров                  8

2.1. Понятие транспортировки промышленной продукции                                8

2.2. Виды транспорта, применяемые при перевозке промышленных              

товаров                                                                                                                      9

Список литературы                                                                                                14

Вопрос 1. Обзор конъюнктуры рынка технологического оборудования

1.1. Основные показатели производства продукции по отдельным отраслям промышленности

Итоги 2000 года красноречиво свидетельствуют о том, что экономика спада позади. Началась экономика роста. Рекордный за последние как минимум 20 лет рост ВВП (+7,6% против 5,5% официального прогноза годичной давности) и инвестиций (+17,7%), устойчиво низкая инфляция (20% годовых), плавное восстановление доходов и потребления населения.

Рис.1 Динамика производства продукции по отдельным отраслям промышленности в 2000году

Продолжающийся уже четыре года экономический рост приобретает все более неконъюнктурный характер. Позитивные внешние факторы - эффект девальвации и высокие мировые цены на энергоносители - сполна использованы отечественными предпринимателями. Стартовавший в сырьевых отраслях инвестиционный подъем захватил смежные секторы хозяйства, проникая вглубь экономики, что придает росту последней здоровую инерцию.

1.2. Показатели производства технологического оборудования

за 1999-2001 гг.

Экономика роста не свободна от рисков, в частности, рисков грядущих конъюнктурных спадов, характерных для зрелого рыночного хозяйства. Однако важнее другое. Как сказал известный экономист Георгий Клейнер, на стадии экономического роста «будущее становится равноправным партнером настоящего».

Рост промышленного производства в посткризисной России продолжается вот уже 5 лет подряд - с сентября 1998-го по сентябрь 2003 года. Это абсолютный рекорд последнего десятилетия. Уровень производства технологического оборудования сегодня превышает точку кризисного минимума уже более чем на четверть, а предкризисную отметку благополучного октября 1997 года - более чем на 10%. Тем не менее, эффективность индустриального производства пока возвратилась только к уровню февраля-марта 1994 года.

Среди машиностроительных отраслей за прошедшие годы по темпам прироста продукции на первое место вышла, как и следовало ожидать, промышленность средств связи (+230%). Не последнюю роль в этом сыграл успешный выход акций наших ведущих телекоммуникационных компаний на мировые фондовые рынки. На втором месте - тракторное и сельскохозяйственное машиностроение (+48,4%), а на третьем - подъемно-транспортное машиностроение (+42,0%).

Среди подотраслей станкостроительной и инструментальной промышленности лидирующие позиции по темпам роста за год занимает выпуск металлорежущих станков с ЧПУ. На Рисунке 2 отображены показатели производства технологического оборудования в разных отраслях промышленности. В Таблице 1 отражена динамика выпуска важнейших видов машиностроительной продукции в 1999-2000 гг.

Рис. 2 Показатели производства технологического оборудования за 1999-2001 гг.

Таблица 1.

Динамика выпуска важнейших видов машиностроительной продукции в 1999-2000 гг.

Вид продукции

2000 г., шт.

2000 г. в % к 1999 г.

Погрузчики строительные, шт.

2299

118,9

Электромашины крупные, шт.

4133

115,4

Генераторы переменного тока мощностью свыше 100 кВт, тыс. кВт

200

158,4

Оборудование электросварочное, тыс. шт.

25,1

89,2

Холодильные установки, тыс. комплектов

36,8

95,5

Металлорежущие станки, штук

8639

112,4

в том числе

Станки специальные, специализированные и агрегатные

2595

109,4

Металлорежущие станки с ЧПУ

165

В 2,0 раза

из них обрабатывающие центры

33

100,0

Деревообрабатывающие станки, тыс. шт.

9,6

99,5

По данным за 11 месяцев 2000 г., было экспортировано из России машин и оборудования на сумму 7433,9 млн долларов, что на 12,8% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом было импортировано машин и оборудования на сумму 9310,3 млн долларов, что на 3,1% больше, чем за этот же период 1999 года. Таким образом, импорт машин и оборудования на 25% в 2000 году превышал объемы экспорта.

Доля машин и оборудования в общем объеме экспорта в ноябре 2000 года составила 11,1% - это почти на 10% больше, чем в ноябре 1999 года, а в общем объеме импорта - 31,1%, что на 3,3% больше аналогичного показателя 1999 года.

Вопрос 2. Особенности транспортировки промышленных товаров

2.1. Понятие транспортировки промышленной продукции

Обязательный элемент комплекса маркетинга – это организация системы товародвижения.

Товародвижение – это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от места их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя. Товародвижение - это не только источник издержек, но и потенциальное орудие формирования спроса. За счет совершенствования системы товародвижения можно предложить лучшее обслуживание или снижение цены, привлекая тем самым клиентов выбранного для работы сегмента рынка.

Транспортирование промышленной продукции – это перемещение продукции в заданном состоянии с применением, при необходимости, транспортных и грузоподъемных средств, начинающееся с погрузки и кончающееся разгрузкой на месте назначения.

Транспортировка является важным связующим звеном между производителем и потребителем.

Специалистам по маркетингу необходимо интересоваться, какие решения относительно транспортировки товаров принимают их предприятия. От выбора перевозчика товара зависит:

- уровень цены товара;

- своевременность его доставки;

- состояние в момент прибытия к месту назначения.

Все это, в свою очередь, несомненно, сказывается на степени удовлетворенности покупателей.

2.2. Виды транспорта, применяемые при перевозке промышленных товаров

При отгрузке промышленных товаров складам, дилерам и покупателям предприятию удобнее всего пользоваться одним или несколькими видами транспорта:

- железнодорожным;

- автомобильным;

- воздушным;

- водным (в редких случаях).

1. Железнодорожный транспорт.

Железные дороги являются самым крупным перевозчиком страны. С точки зрения затрат железные дороги наиболее привлекательны. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных товаров, платформы для перевозки контейнеров - удобного и мобильного средства транспортировки. Эти нововведения будут способствовать более оптимальной транспортировке промышленных товаров.

Железные дороги позволяют транспортировать промышленные товары разных габаритов в самые отдаленные регионы нашей страны за небольшую плату. Именно поэтому железнодорожная транспортировка является стратегическим средством товародвижения.

95-97% всех крупногабаритных и тяжеловесных грузов перевозится железнодорожным транспортом но из-за габаритных ограничений крупногабаритное оборудование приходится разбирать на более мелкие узлы отдельно упаковывать и перевозить а на месте вновь собирать.

Для перевозки машин и оборудования используются главным образом четырехколесные полувагоны и платформы.

Четырехколесные платформы используются для перевозки крупногабаритных, большой массы грузов, контейнеров.

Четырехколесные полувагоны используются для массовой и сыпучей продукции, а также для спакетированнных грузов.

Для перевозки негабаритных, тяжеловестных грузов, которые не могут быть перевезены на обычных платформах или в полувагонах, применяются железнодорожные конвейеры.

Можно выделить три вида транспортеров:

1. Конвейер платформенного типа с ровной погрузочной площадкой предназначен для перевозки тяжелых грузов небольших габаритов.

2. Конвейер колодцеобразного типа, несущая рама которого выполнена из двух продольных балок, имеющих прочные поперечные связки по концам, предназначенные для перевозки грузов большой высоты или диаметра.

3. Конвейер с пониженной погрузочной площадкой, предназначенной для перевозки грузов больших габаритов по высоте.

2. Автомобильный транспорт.

Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар от двери до двери. Это может избавить фирму от лишних перевозок. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг. Также налицо весьма высокая надежность соблюдения графика доставки.

Автомобильный транспорт позволяет перевозить более габаритные грузы, но автотрассы не всегда являются кратчайшим путем для доставки крупногабаритных грузов.

Поставка машин и оборудования в комплекте растет, а следовательно увеличивается их габариты и масса, часто превышающие все виды негабаритности грузов, допускаемых к перевозке по железной дороги. В основном машины и оборудование в сборе перевозятся автомобильным транспортом.

3. Воздушный транспорт.

На долю воздушных перевозок приходится менее 1% общего грузооборота в стране, однако этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных, но их использование также не исключено в силу несомненного преимущества данного вида транспорта в скорости перевозок и возможности достижения отдаленных рынков.

Фирмы утверждают, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

Воздушные перевозки необходимо в том случае, если требуется доставить промышленный товар в отдаленные районы за короткий срок, в другие страны (например, военную технику, средства для тушения пожаров и для борьбы с другими катастрофами). Также воздушный транспорт необходим при транспортировки промышленных товаров через океан значительно быстрее, чем водный транспорт. Особенно если груз находится в том месте, где нет водного транспорта.

Основные механистические воздействия груз, перевозимый авиационным транспортом, испытывает при посадки, поэтому особое внимание следует уделять надежному закреплению  грузов в грузовом отсеке летательного аппарата.

4. Водный транспорт

Водный транспорт играет одну из существенных ролей при транспортировке промышленных товаров через моря и океаны. За последнее время портовые города расширяют погрузочно-разгрузочные места. Особенное место сейчас уделяется именно погрузочным местам, так как увеличились экспортные возможности нашей страны и в том числе увеличился экспорт промышленных товаров в другие страны  (Канада, Япония и др.).

Трюмные помещения судов имеют значительный объем, поэтому при определении допустимых габаритов грузов, подлежат перевозкам морским и речным транспортом, приходится исходить не из габаритов транспорта, а из мощности портовых грузовых механизмов, возможности перемещения груза по трюму.

Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов ЕТСНГ – базисная номенклатура всех видов транспорта общего пользования, обеспечивающая увязку автоматизированных систем обработки данных о перевозках грузов и взаимодействие перевозчиков с грузоотправителями и грузополучателями при определении провозных платежей. Код ЕТСНГ пятизначный и построен по производственно-отраслевому принципу – грузы, имеющие примерно одинаковое значение при производстве или потреблении, объединены в соответствующие разделы и тарифные группы.

Классификация грузов представлена на Рисунке 3.

 

Рис. 3 Классификация грузов

Таким образом, все виды транспорта играют ключевые роль в товародвижении промышленных товаров. Их выбор обуславливается лишь специфическими критериями таких как: сроки доставки, габаритность, места доставки и т.д.

В зависимости от конкретных обстоятельств на рынке, специфики потребителей предприятие будет выбирать тот или иной вид транспорта из предложенных выше.

Список литературы

1. Бессонов В. и др. Экономика роста//Эксперт.-2001.-№4(52).

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: «Ростинтер»,1996.-704с.

3. Ланкастер Д., Джоббер Д. Продажа и управление сбытом. – Мн.:Амалфея,1999.-384с.

4. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности/Под ред. В.А.Алексунина. – М.:Маркениг,2001.-516с.

5. Маркетинг (конспект лекций). – М.: ПРИОР,2001.-208с.

6. Справочник менеджера. Терминология тары, упаковки, транспортирования. – М.: МИА «Алейрон»,1991.-109с.