Вариант 1
К понятию мотивация трудового коллектива существует несколько подходов. С психологической точки зрения, мотивация, как состояние, понимается как совокупность мотивов объекта управления, направляющих его деятельность.
Управленческий подход к мотивации таков: мотивация – это специфический управленческий процесс, формирование такой системы мотивов объекта управления, который обеспечивает его поведение в целях субъекта управления.
Рассмотрим мотивацию коллектива на конкретных примерах.
а) Ситуация «Детский сад» (воспитатель - дети).
Следует заметить, что мотивация бывает нескольких видов:
- властная;
- прямая;
- опосредованная.
Властная мотивация – вид мотивации, основанной на принуждении подчиненных.
Прямая мотивация – мотивация, которая базируется на воздействии на сознание, подсознание и систему ценностей подчиненных.
Опосредованная мотивация – мотивация, проводимая путем стимулирования работника через посредника (премии, похвала и т.д.).
Отметим достоинства и недостатки каждого из видов мотивации.
Достоинством властной мотивации является ее эффективность в короткие сроки, быстрота, оперативность, экономичность и универсальность.
К недостаткам властной мотивации можно отнести плохие социальные и личностные результаты, а также постоянную атмосферу страха.
Достоинства прямой мотивации: в долгосрочной перспективе дает наилучшие социальные и личностные результаты; формирует тип «ответственного профессионала».
Недостатки прямой мотивации: проблемы в применении; большие временные и личностные затраты; применение прямой мотивации очень индивидуально.
Достоинства опосредованной мотивации: универсальность; простота в применении; не требует особой власти, личностных способностей; хорошие экономические, личностные и социальные результаты.
Недостатки опосредованной мотивации: расхождение целей субъекта и объекта; проблема контроля; необходимость смены стимулов в связи с разными обстоятельствами.
Переходя к рассмотрению конкретного примера, можно сказать, что в ситуации «воспитатель-дети» процентное соотношение властной, прямой и опосредованной мотивации будет выглядеть следующим образом (Рис. 1).
Рис. 1 Процентное соотношение типов мотивации в ситуации «Детский сад»
Данные рис. 1 отражают мое мнение о том, что в ситуации «Детский сад» будут преобладать прямая (50%) и опосредованная мотивация (35%). Маленьким детям не всегда можно объяснить чего мы от них хотим только путем убеждений, доводов, доказательств. В этом случае подойдет опосредованная мотивация. Примером опосредованной мотивации может быть такая ситуация: мы предлагаем маленькому ребенку помочь маме, папе или бабушке, а сами его вознаграждаем за это.
Прямая мотивация бывает следующих видов:
- рациональная;
- волевая;
- эмоциональная.
Рациональная мотивация - это вид прямой мотивации, апеллирующий к разумному началу сознания подчиненных. Рациональная мотивация обычно подкрепляется конкретными фактами, пояснениями и примерами.
Волевая мотивация – мотивация, основанная на воздействии на волевые установки подчиненных.
Эмоциональная мотивация – мотивация, в основе которой лежат приемы воздействия на эмоциональную сферу сознания подчиненных.
Возьмем прямую мотивацию за 100% и попытаемся представить процентное соотношение ее видов в конкретной ситуации - «Детский сад». Полученные данные изображены на Рис. 2.
В ситуации «Детский сад», на мой взгляд, в равной степени присутствует и рациональная (45%) и эмоциональная (45%) мотивации.
Рациональная мотивация нужна тогда, когда мы пытаемся что-то объяснить ребенку, чему-то его научить. В тоже время не обойтись и без эмоциональной мотивации. Например, когда мы подкрепляем наш рассказ эмоциями (преимущественно положительными), ребенок лучше усваивает то, что мы пытаемся ему объяснить.
Рис. 2 Процентное соотношение типов прямой мотивации в ситуации «Детский сад»
Опосредованная мотивация бывает двух видов:
- опережающая;
- подкрепляющая.
Опережающая мотивация – мотивация, которая основывается на предварительном стимулировании подчиненных.
Подкрепляющая мотивация – мотивация, базирующаяся на вознаграждении подчиненных за конкретные результаты.
Возьмем опосредованную мотивацию за 100% и попытаемся показать в ее составе удельный вес подвидов опережающей и подкрепляющей мотиваций (Рис. 3).
Рис. 3 Процентное соотношение типов опосредованной мотивации в ситуации «Детский сад»
На мой взгляд, работая с детьми-дошкольниками наибольшее внимание следует уделять подкрепляющей мотивации. Примерами подкрепляющей мотивации могут служить следующие фразы:: «Аня, когда ты наведешь порядок в своей комнате, я дам тебе мороженое», или «Олег, сначала нужно помочь бабушке, а потом ты пойдешь смотреть мультфильм». Как показывает практика, этот вид опосредованной мотивации действует гораздо лучше, чем опережающая мотивация. Если сразу выполнять желания ребенка, а потом попросить их что-нибудь сделать, то они обычно не выполняют своих обещаний. Здесь уже на помощь приходит властная или прямая мотивация.
б) Ситуация «Симфонический оркестр» (дирижер - исполнители)
Представим соотношение типов мотивации в ситуации «Симфонический оркестр» на Рис. 4.
Рис. 4 Процентное соотношение типов мотивации в ситуации «Симфонический оркестр»
Как показывают данные, представленные на рис. 4, мое мнение таково, что в ситуации «Симфонический оркестр» преобладает прямая мотивация, так как работа в симфоническом оркестре базируется на творческом подходе. В симфонический оркестр, как правило, приходят люди, желающие творить, служить музыке, раскрывать свой талант, прикоснувшись к искусству. В тоже время музыканты выполняют высокую общественную миссию: доносят искусство и культуру до зрителей. Осознание этого часто превалирует над низкой системой оплаты труда в бюджетной сфере.
В то же время, не обойтись и без опосредованной мотивации. Наличие денежных и других вознаграждений, признание таланта и т.д. является важнейшим стимулом в работе коллектива и росте его потенциала.
Властная мотивация в ситуации «Симфонический оркестр», на мой взгляд, также присутствует. Любой коллектив должен быть организован. Без организации нельзя достичь положительных результатов, тем более, когда речь идет о творческих людях.
Удельный вес видов прямой мотивации в ситуации «Симфонический оркестр» будет выглядеть следующим образом (Рис. 5).
Рис. 5 Процентное соотношение типов прямой мотивации в ситуации «Детский сад»
Как свидетельствуют данные рис. 5, мое мнение таково, что в ситуации «Симфонический оркестр» преобладает рациональная мотивация (45%). В основном взаимоотношения между дирижером и исполнителями происходят за счет приведения логических доводов, почему исполнители должны сделать то, а не иное.
Несколько меньший процент я отдала волевой мотивации (30%). Волевая мотивация имеет место потому, что игра на музыкальном инструменте, разучивание партитур, оттачивание музыкального мастерства, не может состояться без обращения к волевым установкам. Также волевые установки могут применяться и в том случае, когда симфоническому оркестру (особенно если он широко известен) необходимо поддерживать положительное мнение публики о нем.
В ситуации «Симфонический оркестр» также присутствуют и эмоции, потому что: во-первых, происходит общение между людьми; во-вторых, эмоции являются неотъемлемой частью творчества. Однако, эмоциональная мотивация должна быть выражена в меньшей степени, чем остальные (я отдала ей 25%). Это связано с тем, что чрезмерное присутствие эмоциональной мотивации может помешать плодотворной работе симфонического оркестра.
Возьмем опосредованную мотивацию за 100% и представим удельный вес ее составляющих (Рис. 6).
Рис. 6 Процентное соотношение типов опосредованной мотивации в ситуации «Симфонический оркестр»
В ситуации «Симфонический оркестр» преобладает подкрепляющая мотивация (65%). Примерами подкрепляющей мотивации могут быть:
- гастроли по стране и по всему миру;
- мировая известность;
- признание таланта;
- рост заработной платы;
- дополнительные гонорары;
- увеличение стоимости контрактов и т.д.
Опережающая мотивация, на мой взгляд, присутствует на 35%. Данная форма опосредованной мотивации в ситуации «Симфонический оркестр» находит свое применение в следующем:
- предоставление социального пакета (например, бесплатное или с оплатой 50% лечение; льготы по оплате жилья; льготы за проезд в общественном транспорте и т.д.);
- предоставление курортных путевок по льготной цене;
- предоставление возможности получить ссуду на покупку жилья, машины и т.д.;
- престижность работы молодых исполнителей в известном симфоническом оркестре и т.д.
Таким образом, примеров мотиваций может быть множество. Однако, важно не только сколько их будет найдено, а то, насколько эффективное воздействие они окажут на организацию работы конкретного коллектива.
Список литературы
1. Базаров Т., Аксенова Е. Человеческая составляющая кризиса в организациях//Консультант директора.-1998.-№5.-С.22-24.
2. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: «ИНФРА-М»,1997.-334с.
3. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.:Экономика,1990.-С.45-87.
4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990.-238с.
5. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. - М., 1999.-345с.
6. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 102.