Оглавление

Введение                                                                                                               3

1.     Понятие управления рынком труда. Главная цель

     управления трудовыми ресурсами и рынком труда                                   4

2. Субъекты и объекты управления рынком труда                                          9

3.Органы управления рынком труда и их функции. Методы управления  

     рынком труда                                                                                                12

4. Социально-экономические механизмы управления рынком труда         15

Заключение                                                                                                        18

Библиографический список                                                                              19

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночным условиям хозяйствования в России сопровождается формированием рынка труда, который является одним из самых сложных элементов рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определе­нии цены труда и условий его функционирования, но и как в зеркале отражаются практически все социально-экономические явления, происходящие в обществе. Изменения, происходящие в экономике страны в целом, обуславливают необходимость детального анализа и углубленного исследования проблем становления и управления функционированием рынка труда. Следует отметить, что в стране уже произошло кардинальное изменение подходов к указанной проблеме. От констатации факта появления безработных, выявле­ния негативных последствий безработицы ученые и практические работники переходят к исследованию теоретических и прикладных проблем формирующихся рынков труда как на уровне страны в це­лом, так и в привязке к отдельным региональным образованиям.

Очевидно, функционирование рынка труда подчинено каким-то общим закономерностям, имеющим место в любой стране с рыноч­ной экономикой, независимо от уровня ее развития. Поэтому явле­ния, происходящие на рынках труда России в целом и в отдельных ее территориальных образованиях, необходимо изучать как прояв­ление, с одной стороны, общих закономерностей, присущих рыноч­ной экономике, а с другой - с учетом российской специфики фор­мирования рыночной среды в целом и рынка труда в частности. Важнейшей особенностью формирующегося рынка труда в нашей стране является очень медленное приспособление российской эко­номики к рыночным условиям. При этом повсеместно наблюдается неадекватная реакция занятости на быстрое падение объемов про­изводства и возрастающее неравенство в доходах различных кате­горий населения. Главная причина такой ситуации, очевидно, состо­ит в том, что в России еще не сложилось, не сформировалось общественное сознание, адекватное рыночной экономике.

1. Понятие управления рынком труда. Главная цель управления трудовыми ресурсами и рынком труда

Рассмотрению сущности понятия «управление» уделялось, уде­ляется и будет уделяться в обозримом будущем огромное внима­ние как отечественными, так и зарубежными исследователями. По­нятие «управление» исключительно емкое, а сфера его использования поистине безгранична. Например, говорят об управлении производ­ством, автомобилем, отдельным технологическим процессом или же станком-автоматом, полетом воздушного судна или космического аппарата, отраслью или предприятием, наконец, государством в це­лом и т. д. Такое широкое применение понятия «управление» пред­полагает необходимость четкого его определения как конкретной социально-экономической категории. Однако прежде чем перейти к сущности данного понятия, рассмотрим некоторые аспекты разви­тия теории управления в историческом аспекте [10, 5-7].

Теория управления как наука берет свое начало не с работ аме­риканских инженеров конца XIX века, а существенно раньше. Наука об управлении начинается с произведений античных мыслителей, которые в свое время рассуждали об искусстве управлять людьми в различных делах, включая торговлю, войну, дипломатию и т. д. Имен­но со времен античности человечество изыскивает наиболее эффективные способы управления, пытаясь выявить новые его тон­кости. Исторические источники свидетельствуют, что уже древнеримские и древнекитайские полководцы, государственные деятели и торговцы владели огромным количеством изощренных приемов и секретов управления, которые вполне можно было бы использовать в современных условиях, однако многие из них забыты и утеряны. Поэтому в эпоху Возрождения пришлось практически заново воссоздавать науку управления, при этом во многом сознательно или же бессознательно нее только повторяя идеи древних ученых, но и обогащая традиции управленческой мысли новыми принципами, опирающимися на опыт данной эпохи [6, 34-36].

Следует отметить, что многие подходы к управлению не зависят от типа социально-экономической формации. Один из таких неопровержимых постулатов классиков марксизма-ленинизма заклю­чается в следующем: объективная необходимость в координации и согласовании деятельности участников совместного труда для дос­тижения поставленной цели появляется с возникновением коопе­рации труда, когда люди начинают совместно трудиться над созда­нием одного или нескольких видов продукции. В результате развития кооперации труда выделяется, формируется и развивается особый вид трудовой деятельности - управленческий труд. К. Маркс отме­чал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в боль­шей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает со­гласованность между индивидуальными работами и выполняет об­щие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов» [9, 138-139].

Управление - процесс весьма сложный и своеобразный, имеющий комплексный характер. Поэтому не случайно, что многие исследователи проблем управления называют его и наукой, и искусством, которыми необходимо настойчиво овладевать.

В самом общем виде под управлением понимается сознательное, непрерывное воздействие со стороны субъекта на объект управления на основе специально разработанного механизма такого воздействия, обеспечивающего достижение целей, стоящих перед субъектом управления в конкретных условиях хозяйствования. Следовательно, основными составными элементами любой системы управления являются - объект, субъект, цели и механизм управления.

В  количественном аспекте рынок труда региона представляет собой часть его трудоспособного населения по каким-то причинам не занятого в общественно полезном труде и имеющего желание трудоустроиться. Весьма детальная характеристика рынка труда дана А.В.Кашеновым. Рынок труда им понимается как система общественных отношений (в том числе взаимоотношений юридически свободных работников и работодателей), социальных (в том числе правовых) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной главным образом соотношением спроса и предложения) и использование труда.

В основе развития и функционирования любой социальной системы лежат цели. Термин «цели» имеет весьма широкое и неоднозначное толкование как в научной литературе, так и в практике управленческой деятельности.   Под целью будем понимать желаемое состояние системы, достижимое за рассматриваемый период времени, которое предполагает получение заранее определенною результата.

Исходной базой для установления целей конкретных социальных систем является положение о том, что в этих системах действуют люди, наделенные сознанием, стремящиеся к определенным целям, и что в обществе ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. При этом в основе целеполагающей деятельности этих систем лежит познание объективных законов развития общества. Именно эти законы и закономерности являются источником целей, которые ставятся перед системами различного порядка Чем точнее, чем глубже цели отражают требования объективных закономерностей. тем более эффективной будет деятельность людей. Независимо от специфики социальных систем их цели можно подразделить на две большие группы: цели стабилизации и цели развития. Первые направлены на сохранение уровня потребления или же производства имеющих для данной системы ценность ресурсов. Вторые направлены на приобретение ресурсов, которыми система в данный момент не обладает, или же на достижение состояний, к которым она стремится. В зависимости от этапа развития, состояния внутренней и окружающей среды системы цели стабилизации и развития находятся в определенном соотношении. В большинстве своем в социальных системах, как системах динамических, преобладают цели развития [9, 145-149].

Каждой системе присуще свое особое направление развития. Применительно к социальным системам, функционирующим в региональных территориальных образованиях, это требование предполагает подчиненность целей развития каждой из этих подсистем общей цели, стоящей перед регионом в целом.

В связи с вышеизложенным, влияние установки на управление рынком труда или же населением конкретного территориального образования должны исходить из цели и задач социально-экономического развития региона в целом. В качестве такой цели на ближайшую перспективу, по нашему мнению, должна быть поставлена задача достижения к концу прогнозируемого периода определенного   социального   стандарта   населения,   обеспечивающего максимально возможные благоприятные условия для жизнедеятельности населения конкретной территории в целом. При этом под социальным стандартом населения нами понимается количественно и качественно определенная  система   показателей,  которая   характеризует   средний достижимый в прогнозируемом периоде уровень и качество жизни населения региона   с   учетом   его   природно-климатических,   демографических, экономических и социально-культурных особенностей развития. Он должен включать в себя комплекс показателей, дающих характеристику уровня материальной обеспеченности и качества питания населения, его жилищных условий, уровня общественного обслуживания, здоровья населения и экологической обстановки. В качестве такого стандарта, достижение которого возможно на конец прогнозируемого периода (2005г.), целесообразно принять комплекс показателей, соответствующий научно-обоснованным рациональным нормам потребления продуктов питания и обеспеченности товарами, благами и услугами социально-культурно-бытового минимального стандарта существенно усложнилось в последнее время ввиду значительного ухудшения показателем характеризующих качество жизни населения региона и страны в целом, в связи со сложностями и трудностями начального этапа становления рыночно» экономики. Однако, главная задача любого территориального органа управления должна состоять в обеспеченна наиболее благоприятных условий жизнедеятельности населения данного территориального   образования.   Поэтому,   учитывая   наметившуюся стабилизацию в развитии экономики региона и страны в целом, такая постановка главной цели развития любого территориального образования является правомерной.

Следовательно,  главная   цель  управления  населением  данного территориального образования состоит в формировании соответствующего кадрового  потенциала  предприятий  (организаций),  эффективном его использовании и регулировании занятости населения таким образом, что позволяет   в   максимальной   степени   переориентировать   развитие народнохозяйственного комплекса региона на достижение социального стандарта населения [1, 58; 9, 146]. Реализация этой главной цели требует учета совокупности диалектически взаимосвязанных общественных интересов населения региона и целом, трудовых коллективов предприятий (организаций) и личных интересов его жителей.

Необходимо решать следующие задачи:

1. Обеспечение максимально возможной занятости населения в трудоспособном возрасте в народнохозяйственном комплексе города.

2. Обеспечение населения города в целом в благах социально-культурно- бытового характера.

3. Обеспечение нормальных условий для жизнедеятельности населения в нетрудоспособном возрасте

4. Удовлетворение потребностей предприятий и организаций города кадрами необходимой квалификации.

5. Обеспечение социальных гарантий и защиты для безработных и временно не занятых в народном хозяйстве города и т.д.

Таким образом, первая цель ставит  задачу   обеспечения   наиболее   благоприятных  условий  для жизнедеятельности всех категорий населения, вторая же касается обеспечения максимально возможной занятости населения в трудоспособном возрасте.

2. Субъекты и объекты управления рынком труда

Надпись: Признак (основание) выделения подсистемы
1. Территориальный




2. По возрасту



3. По степени трудовой активности


4. По сфере приложения трудовой активности




5. По степени нахождения на рынке труда
В качестве объекта управления следует принимать не рынок труда региона, а все население конкретного территориального образования, представляющего собою сложнуцю социальную  систему.

        и так далее

Рис.1 Фрагмент классификации объекта управления как сложной социальной   

системы

Рисунок 1 демонстрирует классификацию управления как сложной социальной системы.

Необходимость  принятия  в   качестве объекта управления на уровне региона его населения обуславливается тем, что именно население является исходной базой для формирования количественных и качественных характеристик.

На предыдущем этапе развития нашей экономики (социалисти­ческом) субъект управления трудовыми ресурсами общества в це­лом включал в себя государство, политические организации (КПСС и ВЛКСМ), различные общественные организации типа профсою­зов, а также трудовые коллективы предприятий и организаций. При этом выделялись органы общей, специальной и отраслевой компе­тенции.

В современных условиях с точки зрения уточнения субъектов управления (классификация субъектов управления представлена на Рис. 2) рынком труда важное значение имеет их деление на три уровня:

- макроуровень, то есть страна в целом;

- региональный уровень, то есть определенная территориальная общность;

- микро­уровень, то есть отдельное предприятие (фирма, организация).

Бе­зусловно, на всех трех уровнях в качестве субъекта управления фигурирует государство в лице правительства страны и соответствующих министерств или комитетов, курирующих вопросы труда и занятости населения. На уровне региона в целом субъектами управления явля­ются:

- законодательные (Совет народных депутатов, Законодательное собрание и т.д.);

- исполнительные (администрация региона, федеральные службы, местное правительство и т.д.) органы власти или самоуправления (на уровне городов, районов и т.д.) [2, 23-33; 4, 59-66; 9, 152-153].

На уровне же конкретных предприятий и организаций в качестве субъектов управления (помимо вышеотмеченных) необходимо рассматривать их руководителя или органы самоуправления:

Надпись: Уровни
 управления






1. Макроуровень






2. Региональный уровень






3. Микроуровень
Рис. 2 Клас­сификация субъекта управления населением

- совет (правление) ди­ректоров предприятия;

- общую конференцию (собрание) трудово­го коллектива и т.д. Определенную роль на современном этапе развития рыночной экономики в стране играют и общественные организации типа профсоюзов, женских и молодежных организаций и т. д.

3. Органы управления рынком труда и их функции. Методы управления рынком труда

Существует следующие органы управления рынком труда:

1. Территориальные органы управления.

2. Предприятия и организации.

Работа этих органов заключается в создании единой системы управления населением и рынком труда региона. Каждый орган управления рынком труда выполняет свои, принадлежащие только ему, функции. Иногда органы управления функционируют вместе (выполняют одни и те же функции).

Функции   управления  представляют   собой   совокупность   видов   деятельности, специальных обязанностей, направленных на достижение задач (на реализацию подцелей), обусловленных главной целью управления данной системой.

Территориальные органы управления реализуют следующие функции:

  - обеспечение населения города в целом в благах социально-культурно-бытового характера;

 - подготовка и переподготовка кадров в соответствии с потребностями народнохозяйственного комплекса города и т.д.

Предприятия и организации реализуют следующие функции:

-  оценка эффективности использования наличного кадрового потенциала;

-  внедрение новых систем заработной платы, стимулирующих существенное повышение производительности труда работников предприятий и т.д.

Совместная деятельность подразумевает реализацию следующих функций:

-  удовлетворение потребностей предприятий и организаций города кадрами необходимой квалификации;

-  определение показателей, на основе которых можно оценить степень эффективности использования наличного кадрового потенциала предприятия [7, 33-41; 9, 146-153].

Выполненное подразделение функций между территориальными органами  управления и предприятиями, расположенными на территории, позволяет более качественно сформировать органы территориального управления в условиях функционирования рыночной экономики.

В процессе управления осуществляется воздействие субъекта управления на объект управления. Вид и характер такого воздействия  может быть различным, однако при этом формируются устойчивые и широко применяемые способы и приемы управления, которые называются методами управления.

При управлении населением региона и его рынком труда возможно использование, в основном, двух групп методов управления: административных и экономических.

Административные методы предполагают прямое воздействие на управляемый объект, выступают в качестве государственной директивы и имеют обязательную силу для исполнения [3, 345; 5, 124]. При переходе к рыночной экономике сфера их использования резко сужается, но полностью не ликвидируется. Применительно к процессам управления занятостью населения в территориальных образованиях в условиях рынка они будут применяться для установления границ трудоспособного возраста, продолжительности рабочей недели, определения размеров пособий по безработице, размеров отчислений в государственный фонд занятости и некоторых других льгот и гарантий при временной незанятости населения в народном хозяйстве.

Современный этап развития экономики  нашей страны в целом же характеризуется переходом от преимущественно административных к экономическим методам управления на всех уровнях Экономические методы управления связаны с использованием средств и инструментов, которые стимулируют экономическую заинтересованность управляемого объекта в решении тех или иных задач без мер административного воздействия Применительно к управлению занятостью населения спектр применения экономических методов управления весьма широк Он включает в себя внедрение хозрасчетных принципов взаимоотношений местных органов власти и самоуправления с предприятиями на основе установления различных нормативов платы за персонал предприятий, за использование земельных ресурсов, за пользование водными ресурсами, штрафы за сброс сточных вод и загрязнение бассейна и т.д. Далее речь идет о расширении хозрасчетных отношений предприятий с учебными заведениями, где ведется подготовка соответствующих кадров, а также с центрами по их переподготовке. На уровне предприятий и организаций экономические методы используются при установлении цен на выпуск отдельных видов продукции, стимулировании создания рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями ни трудоустройству, определении размеров налогов на прибыль предприятия, формировании фондов оплаты труда коллективов, организации заработной платы непосредственных исполнителей и т.д.

В целом же следует отметить, что на практике административные и экономические методы достаточно тесно взаимосвязаны. С одной стороны, административные методы должны учитывать экономические интересы субъектов управления различного иерархического уровня, а с другой -применение экономических методов требует определенного административного регулирования возникающих при этом процессов

В этих условиях в основе создания единой системы управления населением и рынком труда региона лежит механизм управленческого взаимодействия органов территориального управления и самоуправления с предприятиями и организациями, который должен быть направлен на обеспечение комплексного социально-экономического развития территории региона, а также каждою трудового коллектива на основе эффективного использования его кадрового потенциала. Такое взаимодействие должно строиться на принципах четкого разделения функций каждого органа управления, прямых и обратных информационно-управленческих   связях   и   соответствующих   методах управления.

4. Социально-экономические механизмы управления рынком труда

В качестве объектов управления принимаются отдельные категории населения, являющиеся подсистемами более пищей системы - населения региона в целом, которая в свою очередь является подсистемой еще более сложной социально-экономической системы - региона и т.д. При таком подходе социально-экономический механизм управления населением и рынком труда региона будет представлять собой совокупность органов (субъектов) управления, средств и методов, с помощью которых они воздействуют на объекты управления для наиболее эффективного достижения стоящим перед конкретной социально-экономической системой (регионом) целей

Предлагаемый социально-экономический механизм управления населением и рынком труда региона состоит из трех блоков:

1. Блока выработки решений.

2. Блока согласования использования и перераспределения ресурсов

3.Блока контроля [9, 168-169].

 Блок выработки решений на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в регионе формулирует основную цель функционирования социально-экономической системы в целом, устанавливает подцели функционирования отдельных ее подсистем, определяет критерии оценки результатов их функционирования, устанавливает необходимые для достижения соответствующих подцелей финансовые, материальные и другие виды средств и ресурсов.

Независимо от сложности и иерархического уровня территориального образования, применительно к которому осуществляется разработка социально-экономического механизма управления населением и рынком труда общая (главная) цель функционирования системы формулируется примерно одинаково, а именно: формирование кадрового потенциала предприятий и эффективное его использование, позволяющее переориентировать развитие хозяйствующих субъектов региона на достижение социального стандарта населения, т.е. улучшение всех сторон жизнедеятельности проживающих на территории людей. А вот количество и степень детализации подцелей будет во многом определяться спецификой анализируемой системы в целом и количеством выделенных для углубленного исследования категорий населения (подсистем) в зависимости от различных признаков (оснований) - территориальных, возрастных, половых и т.д.

Критерии же оценки результатов функционирования той или иной подсистемы определяются спецификой поставленных перед ней целей. Только после этого осуществляется расчет ресурсов (финансовых, материальных и т.д.), необходимых для реализации разработанных мер, а, следовательно, и для достижения поставленной цели.

Блок согласования использования и перераспределения ресурсов (средств) на основе сравнительного анализа фактического использования выделенных для обеспечения нормального функционирования подсистем средств и результатов их деятельности  дает информацию об их соответствии или же несоответствии в блок выработки решений, а также в сектор перераспределения ресурсов. В данном секторе на основе результатов функционирования подсистем, разработанных критериев оценки их деятельности, а также степени соответствия фактически израсходованных средств выделенным вырабатываются предложения по их оптимальному перераспределению.

Блок контроля осуществляет сравнение результатов функционирования отдельных подсистем и системы в целом  с официально установленными для них целями и задачами и дает соответствующую информацию в блок выработки решений для анализа эффективности их функционирования корректировки (при необходимости) входных воздействий на подсистемы [9, 168-172].

Предлагаемый социально-экономический механизм управления населением и рынком труда позволяет более комплексно и эффективно регулировать все процессы, связанные с формированием и использованием трудового потенциала региона. Он предполагает: создание максимально благоприятных условий жизнедеятельности всего населения региона, что будет способствовать привлечению и закреплению кадров; всемерное развитие детских дошкольных учреждений и учебных заведений различных типов для обеспечения качественного пополнения кадрового потенциала; реализацию комплекса мер по обеспечению полной и эффективной занятости населения в трудоспособном возрасте; создание нормальных условий жизнедеятельности для лиц, завершивших трудовую карьеру. Безусловно, специфика социально-экономического развития того или иного региона будет требовать своеобразия в структуре и функционировании этого механизма. Однако, в любом случае его эффективное функционирование предполагает тесную  взаимоувязку работы  региональных  органов  управления с предприятиями и организациями, расположенными на их территории.

                                                Заключение

В современных условиях развития экономики нашей страны важное место занимает рынок труда - один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.

Современная российская экономика уже более десяти лет идет по пути реформ, по пути формирования рыночных отношений. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной.

Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления.

Библиографический список

1. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ,2001.-407с.

2. Ананьев А. Новые процессы занятости населения//Экономист. – 1995.-№1.-С.23-33.

3. Буланов В.С., Волгин Н.А. Рынок труда: Учебник. – М.:Экзамен,2000.-448с.

4. Занятость и рынок труда. Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. – М.:Наука,.1998.-254с.

5. Занятость населения. Экономика труда и социально-трудовые  отношения: Учебник для вузов/Под ред. Г.Г.Меликьяна. – М.:МГУ,1996.-623с.

6. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В.Валового.-М.:ИНФРА-М,1997.-238с.

7. Котляр Ф. О понятии рынка труда//Вопросы экономики.-1998.-№1.-С.33-41.

8. Курбатова М.В. Рынок труда: теоретические проблемы, тенденции становления российской модели. – Кемерово:Кузбассвузиздат,2001.-200с.

9. Поварич И.П., Поварич М.Д, Региональный рынок труда: проблемы формирования и управления: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбасвузиздат,1998.-224с.

10. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.,1991.-234с.