Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Социальное страхование: сущность, принципы и виды……………...4

2. Порядок расходования средств социального страхования…………...9

Заключение………………………………………………………………..11

Список литературы……………………………………………………….12

Введение

В последние годы в России активизировался рынок страховых услуг, особенно это связано с повышением уровня жизни населения, ростом ВВП и т.д. Кроме государственных страховых учреждений появилось много частных фирм оказывающие разнообразные виды страховых услуг. К сожалению, до сих пор пока уровень оказания страховых услуг еще достаточно низок. Однако с 1998 года рынок страховых услуг начал набирать тепы роста и сейчас уже стал приближаться к общеевропейским масштабам.

Страхование – важнейший элемент системы общественных, главным образом, экономических отношений, который присущ любой исторически сложившейся форме совместной деятельности людей. Как понятие, страхование соседствует с такими «вечными» категориями как товар, стоимость, труд, деньги, обмен и др. Страхование с момента его зарождения постепенно оформилось в эффективный способ возмещения ущерба, нанесенного собственнику материальных ценностей в результате чрезвычайных событий, которые были во все времена, при всех системах устройства человеческого общества. Естественно, что обладатель материальных ценностей или производитель, любой человек не хочет быть подвергнутым риску потерять имущество или здоровье и заинтересован в существовании источника средств, для компенсации потерь при наступлении страхового случая. Выражаясь языком науки, можно сказать, что каждый человек, владелец имущества, имеет страховой интерес, и хотел бы быть защищенным на случай наступления чрезвычайного события, т.е. быть застрахованным.

1. Социального страхования: сущность, принципы и виды

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий) [2].

Страхование -  хозяйственная операция, имеющая целью, возмещение убытков, вытекающих от каких-либо случайных бедствий, путем распределения риска между многими [9]. Страхование направлено или на защиту отдельных хозяйств от определенных неблагоприятных случайностей (пожара, градобития, потери работоспособного члена семьи, эпизоотии, морского крушения и т. п.), или на создание обеспечения отдельному лицу в форме определенного капитала к определенному сроку.

Одним из объективных факторов развития общества является необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. На содержание таких членов общества направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей. В условиях функционирования товарно-денежных отношений эта часть общественного продукта используется посредством формирования и использования определенных денежных фондов.

Таким образом, социальное страхование – это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам [1].

Социальное страхование призвано обеспечивать достаточный уровень социальной защиты и социальных гарантий населения. Это значит, что, с одной стороны, социальное страхование защи­щает от социальных рисков, т.е. снижает или устраняет неблагоп­риятные последствия, связанные с потерей работы, снижением или утратой трудоспособности вследствие болезней, несчастных случаев, старости и т.д.; с другой стороны, социальное страхова­ние помогает решать проблемы, связанные с сохранением здоро­вья людей, профилактикой профессиональных заболеваний и т.д. Именно с помощью социального страхования, формирования не­обходимых денежных фондов общество решает эти и другие зада­чи, связанные с обеспечением социальной защиты и социальных гарантий населения. За счет этих фондов предоставляются различные пособия (по временной нетрудоспособности, по безработице, по случаю рождения ребенка, по беременности и родам, на погре­бение и др.), пенсии (по возрасту, за выслугу лет, по инвалиднос­ти, в связи с потерей кормильца и др.), оплачиваются всякого рода услуги и льготы (протезирование для инвалидов, их трудовое обучение, проведение оздоровительно-профилактических мероп­риятий, компенсация стоимости путевок на отдых и лечение и т.п.) [4; 6].

Виды социального страхования обусловливаются видами соци­альных рисков и соответственно направлениями использования социальных выплат.

В условиях доминирующей роли государства система социаль­ного страхования не имела такого всеобъемлющего характера, как того требует рыночная экономика. Многие вопросы социальной защиты и социальных гарантий населения государство брало на себя, закладывая необходимые для этого средства непосредствен­но в бюджете. Поэтому не все виды социальной защиты обеспечи­вались через систему социального страхования. В частности, именно так обстояло дело с пенсионным обеспечением населения и его медицинским обслуживанием. Отсутствовало страхование на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

В настоящее время социальное страхование, по сути дела, тоже не является страхованием в обычном понимании этого сло­ва. Во-первых, страховые взносы хозяйствующих субъектов не ос­новываются на оценке социальных рисков. Во-вторых, отсутствует прямая связь между видами социального страхования и страховы­ми случаями, между взносами хозяйствующих субъектов и получе­нием страховых выплат. Это обусловливается порядком сбора страховых взносов и централизованным их распределением по на­правлениям использования (видам социального страхования) [10].

Сегодня организация социального страхования базируется на следующих основных принципах:

- личная ответственность – сами работники участвуют в финансировании страхования, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;

- солидарность – работодатели, трудящиеся и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;

- организационное самоуправление – руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей, что укрепляет солидарность двух социальных субъектов и страховых сообществ, делает систему социального страхования «прозрачной» для общественности, способствуя социальной стабильности, формированию демократического сознания населения;

- всеобщность – социальное страхование распространяется на самые широкие круги нуждающихся в нем, что выражается в законодательном закреплении гарантий реализации прав застрахованных, порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг;

- обязательность социального страхования независимо от воли и желания работодателей и застрахованных, что находит выражение в обязательном характере (по закону) уплаты страховых взносов работодателями и работниками, а также в определенных случаях и государством (из государственного бюджета);

- государственное регулирование – законодательное закрепление гарантий прав в области страховой защиты, уровня выплат и качества услуг, условий назначения пособий, контроля за правильностью использования финансовых средств [1; 8].

К важнейшим функциям социального страхования, как составляющей социальной политики относятся:

- защитная функция заключается в поддержании сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также, когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;

- компенсирующая функция состоит в возмещении ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;

- воспроизводственная функция заключается в том, что социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей)  покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;

- перераспределительная функция определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и перераспределение. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;

- стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов – уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих социальных страхованию; распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами; участию в управлении социальным страхованием [3].

Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты, а значит, и организация социального страхования, различаются по видам, которые имеют свои особенности.

Только таким образом можно четко рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и только так будет исключено скрытое перераспределение средств при страховании различных рисков.

К основным видам социального страхования следует отнести:

- страхование по болезни (оплата медицинской помощи и дней нетрудоспособности);

- страхование пенсионного обеспечения (по старости, пенсии по инвалидности, пенсии иждивенцам погибшим);

- страхование от несчастных случаев на производстве (в связи с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью);

- страхование по безработице [1; 3].

  Таким образом, социальное страхование как финансовая категория представляет собой часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

2. Порядок расходования средств социального страхования

Средства государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.

Средства государственного социального страхования направляются на:

- выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение;

- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;

- оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное (диетическое) питание, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения и в учреждения отдыха;

- частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей [5].

Указанные расходы осуществляются через бухгалтерию страхователя.

Расходы на административные, хозяйственные и иные цели, связанные с деятельностью Фонда, его исполнительных органов осуществляются по смете в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами.

В отдельных случаях выплата пособий, оплата и выдача путевок на санаторно-курортное лечение и отдых может производиться исполнительными органами Фонда по распоряжению их руководителей.

Страхователь не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов.

Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал, путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя. До получения расчетной ведомости недостающая сумма может быть возмещена страхователю на основании представленной им промежуточной ведомости или справки-расчета после проведения соответствующим исполнительным органом Фонда экспертной оценки обоснованности произведенных расходов и расчетов [5; 7].

Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производиться страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение, в учреждения отдыха, санатории-профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены. По мере выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и отдых страхователи относят их стоимость на расходы по государственному социальному страхованию. Порядок частичного финансирования санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом Фонда, в котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам [5].

 

Заключение

Страхование является одной из древнейших категорий общественно-производственных отношений. В большинстве цивилизованных стран мира в настоящее время страхование занимает одну из важнейших позиций в экономике.

Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых, источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц. В-третьих, важным источником развития страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения. И наконец в-четвертых, снятие  «железного занавеса» между Россией и странами мира многократно увеличило поездки граждан за рубеж (круизы, туры, шопинг-туры и т.п.), что в свою очередь требует увеличения и качественного совершенствования страховых услуг, профессиональной подготовки кадров в области страхования. Но многое что еще требует кардинальных пересмотров особенно связанное с государственным страхованием.

Список литературы

1. Авдолиева С.Б./, Руденский П.О. Основные тенденции  развития российского страхового рынка после кризиса 1998 г. // Финансы.-2001.-№11.-С.57.

2. Архипов А.П. Эффективность страховой деятельности //Финансы.-1999.-№11.-С.34.

3. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах. -   Р-н-Д.: «Феникс», 1999.-235с.

4. Ивашкин Е.И. Социология страхового интереса // Финансы.-1999.-№12.-С.37.

5. Котлобовский И.Б., Эченикэ В.Х. Российские покупатели страхования (нынешнее и будущее) – кто они? // Финансы.-2000.-№10.-С.45.

6. Пастухов Б.И.  Ситуация на страховых рынках и выбор пути развития страхового бизнеса в России // Финансы.-2000.-№8.-С.31.

7. Сплетухов Ю. Современный страховой рынок России и перспективы  его развития //Аудитор.-1999.-№12.-С.7.

8. Финансовый менеджмент. Практикум: Учеб. пособие для ву­зов/ Под ред. Н. Ф. Самсонова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-502с.

9. Финансы. Учебник / Под ред. М. В. Романовского и др. — М.: Перспектива, 2000.-468с.

10. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2000.-596с.