Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические особенности маркетинга в социальных сетях. 6

1.1 Понятие «маркетинг» и его структура. 6

1.2 Формирование маркетинговой политики. 15

1.3 Особенности маркетинговых исследований в социальных сетях: правила использования и нововведения. 16

Глава 2. Использование маркетинга в социальных сетях в России. 21

2.1. Развитие и продвижение маркетинга в социальных сетях в России: системы SMO,Twitter,Facebook. 21

2.2. Перспективы нового направления маркетинговых исследований и пути их улучшения в России. 31

Заключение. 34

Список использованной литературы.. 36

 

 

Введение

Маркетинг слово английского происхождения, ассоциируемое в большинстве книг и учебных пособий, как правило, с понятием «рынок». Но более правильным было бы считать маркетинг, как деятельность по организации обмена, то есть торговли, подготовки и предложения товара для продажи. От английского «to market», что означает торговать, предлагать для продажи. Поэтому маркетинг рассматривается, как комплекс разнообразных видов деятельности в процессе обмена, направленный на удовлетворение нужд потребителей и превращения их из потенциальных покупателей в клиентов фирмы.

·                                       «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей средством обмена».1

·                                       «Маркетинг может быть определен как ведущая область хозяйственного управления, в сферу которой входит организация и руководство целой совокупностью видов деятельностью, связанной в превращение покупательной способности потребителя в эффективном спросе на специфическое изделие или услугу, а также с доведением этого изделия (услуги) до конечного или промежуточного потребителя, для обеспечения организации определенной нормы прибыли или достижения других целей…»2

·                                       «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг по средствам обмена, удовлетворяющих цели отдельных лиц и организаций».3

Таким образом, маркетинг как понятие связан с деятельностью по изучению рынка и рыночными отношениями.

В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.

Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.

Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем. Маркетинг не начинается там, где завершается производство. Напротив, характер и масштабы производства диктуются маркетингом. Эффективное использование производственных мощностей, нового высокопроизводительного оборудования и прогрессивной технологии предопределяется маркетингом.

Маркетинг используется не только производственными предприятиями, но также торговыми организациями, организациями сферы услуг, отдельными лицами. Поэтому маркетинг не является какой-то универсальной, унифицированной концепцией, напротив, направления и методы ее реализации требуют адаптации к типу организации, условиям и возможностям ее применения.

Объект – маркетинговые исследования в организациях социальной сферы.

Предмет – организация планирования маркетинговых исследований.

Цель – анализ маркетинговых исследований в социальных сетях.

Задачи:

·                                       изучить цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований.

·                                       Изучить содержание и методы маркетинговых исследований.

·                                       Изучить этапы и организацию маркетинговых исследований.

·                                       Изучит методологию планирования.

·                                       Изучить планирование маркетинговых исследований.

·                                       Проанализировать влияние макросреды на маркетинговые исследования.

·                                       Предложить мероприятия по совершенствованию организации маркетинговых исследований в социальных сетях.

Глава 1. Теоретические особенности маркетинга в социальных сетях

1.1 Понятие «маркетинг» и его структура

В литературе существует множество определений маркетинга:

·                                        «Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». (основатель теории маркетинга Филипп Котлер)[1]

·                                        «Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний индивидов и групп посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и свободного обмена ими». (Филипп Котлер)[3]

·                                        «Маркетинг — это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании», а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознания проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности». (Филипп Котлер)

·                                        Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг — это процесс. Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать компания. Маркетологи определяют потенциальный спрос и его размер (ёмкость сегмента рынка), то есть выявляют покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. Производится сегментирование рынка и выбор тех его частей, которые компания способна обслужить наилучшим образом. Разрабатываются планы создания и доведения продукции до потребителя, а также стратегия «маркетинг-микс» (англ. marketing mix) воздействия на спрос через товар, цену, каналы распределения и методы продвижения товара. Создают систему маркетингового аудита, которая позволит оценивать результаты проводимых мероприятий и степень их воздействия на потребителей.

·                                        Маркетинг начинается не столько с товара, сколько с поиска платёжеспособного потребителя, который готов нечто купить.

Принципы маркетинга

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов[2]:

1.                                    производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;

2.                                    полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;

3.                                    присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;

4.                                    постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;

5.                                    единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.

Обычно содержание маркетинга отождествляют со сбытом и его стимулированием, рекламой. Однако фактически сбыт является одной из функций маркетинга и часто не самой существенной. Если фирма хорошо поработала над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы распределения и эффективного стимулирования, то такие товары уже не будут иметь проблем со сбытом, если только фирма не действует на высококонкурентном рынке. Как утверждают теоретики управления: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуги будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

Все это не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют значение. Эти функции становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга» (marketing mix), то есть набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок. В целом маркетинг — это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку.

Маркетинговые функции формируют следующие понятия: нужда, потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок.

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.

Нужда — чувство нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны, однако в целом их количество конечно, в отличие от потребностей. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; личные нужды в знаниях и самовыражении. Большинство этих нужд определяются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя неудовлетворенным и стремится либо найти объект способный удовлетворить нужду, либо попытаться заглушить ее.

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Например, пожилому человеку потребность в общении может возместить телевизор, для молодёжи — дискотека. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу конкретного общества или социальной группы.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует.

Продавцы часто путают потребности с нуждами. Производитель буровых колонок может считать, что потребителю нужен его бур, в то время как на самом деле потребителю нужна скважина. При появлении другого товара, который сможет пробурить скважину лучше и дешевле, у потребителя появится новая потребность (в товаре-новинке), хотя нужда остаётся прежней.

Потребности людей практически безграничны, но человек приобретает только те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение при минимальных стоимостных, временны́х, информационных издержках.

Спрос — это потребность, подкреплённая покупательной способностью.

Нетрудно перечислить запросы конкретного общества в конкретный момент времени, при этом общество могло бы планировать объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Примерно так и происходило с планированием производства в СССР. Однако запросы — показатель неустойчивый. Людям надоедают вещи, которые сейчас в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Несколько лет назад[когда?] в моду вошли пуховики, ради которых люди отказались от ранее используемой одежды, затем также отказались от пуховиков.

Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. Человек обычно выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

Товар — всё, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Товары могут не соответствовать потребностям, могут соответствовать частично и, наконец, полностью соответствовать потребностям, то есть быть так называемым идеальным товаром. Чем полнее товар соответствует желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, то есть удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, какие идеи поддержать и т. д.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свою нужду и запросы с помощью обмена.

Обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для его совершения необходимо соблюдение пяти условий:

1.                                    Сторон должно быть как минимум две.

2.                                    Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.

3.                                    Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.

4.                                    Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.

5.                                    Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Эти пять условий создают только потенциальную возможность обмена. Состоится ли обмен, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Например, покупатель отдает продавцу какую-то сумму и получает нужный ему товар. Это классическая денежная сделка. При бартерной сделке происходит обмен вещами — подсолнечник обменивают на металл, или услугами — юрист составляет завещание врачу, в обмен на медицинское освидетельствование.

Сделка предполагает наличие ряда условий:

1.                                    по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов;

2.                                    согласованных условий её осуществления;

3.                                    согласованного времени совершения;

4.                                    согласованного места проведения.

Как, правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

От понятия «сделка» можно перейти непосредственно к понятию «рынок»

Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В различных экономических системах способы удовлетворения нужд людей различаются. В примитивных социальных структурах преобладает самообеспечение — потребностей мало и каждый человек сам обеспечивает себя всем необходимым. В случае децентрализованного обмена, каждый производитель определённого товара ищет и вступает в сделку с каждым потребителем интересующих его товаров. Третий способ — централизованный обмен, при котором необходимо появление дополнительного участника обмена — купца и определённого места обмена — рынка.

Рынок может сформироваться на какой-то отдельный товар или услугу, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Денежный рынок удовлетворяет людские нужды, дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность.

От понятия «рынок» можно вернуться к базовому понятию «маркетинг». Процесс обмена требует определённых действий. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах и т. д. Основу деятельности маркетинга составляют такие процессы, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развёртывание службы сервиса.

Хотя обычно считается, что маркетинг удел продавцов, занимаются им и покупатели. Домохозяйки осуществляют собственный маркетинг, когда занимаются поиском нужных им товаров. В поисках дефицитного товара снабженцу фирмы приходится выискивать продавцов.

Рынок продавца — это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными приходится быть покупателям. Рынок покупателя — это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными должны быть продавцы.

В странах с развитой рыночной экономикой, в условиях которой и формировался маркетинг, в начале 50-х годов предложение товаров стало обгонять рост спроса на них, и маркетинг стали ассоциировать с продавцами, пытающимися отыскать покупателей. Поэтому проблемы маркетинга обычно рассматривают, как проблемы возникающие перед продавцом в условиях рынка покупателя.

Покупательское поведение конечных потребителей — физических лиц или семей, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.

Потребительский рынок — отдельные личности и семьи, приобретающие товары и услуги для личного потребления.

Маркетинг-микс (или комплекс маркетинга) представляет основные факторы, являющиеся предметом маркетингового управления. Он состоит из четырёх элементов, так называемых «четырех P» — товара, цены, распространения и продвижения (англ. Product, Price, Place, Promotion).

Задачи и структура управления маркетингом

Позиционирование товара на рынке.

Разработка комплекса маркетинга включает разработку товаров, установление цен на товары, выбор методов распространения товаров и стимулирование сбыта товаров.

Реализация маркетинговых мероприятий обеспечивается разработкой стратегических планов и контролем за их выполнением.

Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации осуществляют управление своей маркетинговой деятельностью: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции формировались в различные периоды развития рыночной экономики. Общая тенденция развития маркетинга — перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.

Концепция совершенствования производства[3] (the production concept) исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по ценам, а, следовательно, управление должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

Применение концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая — когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая — когда себестоимость товара слишком велика и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности (но при этом часть продукции, которая будет находиться на складах в силу того, что себестоимость продукции слишком высока и, следовательно, спрос на неё не высок, придётся продавать по сниженным ценам. Это может негативно сказаться на фирме занимающейся производством и/или продажей данного товара).

Концепция совершенствования товара (product concept) исходит из того, что потребители будут проявлять интерес к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

Использование этой концепции может обеспечить фирме определённые преимущества только в краткосрочном плане, однако в целом концепция совершенствования товара приводит к «маркетинговой близорукости». Уделяя все внимание данному виду свой продукции, продавец может упустить из внимания нужды потребителей. Так, например, в США руководство железных дорог полагало, что потребителям нужны поезда, а не средство транспорта и не заметило угрозы со стороны авиалиний и автотранспорта. Изготовители логарифмических линеек считали, что инженерам нужны линейки, а не возможность производить расчёты, и упустили угрозу со стороны карманных калькуляторов.

Концепция интенсификации коммерческих усилий (продаж) (selling concept) исходит из того, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Руководствуясь этой концепцией, разработаны различные приёмы выявления потенциальных потребителей и так называемой «жёсткой продажи» им товара, когда на покупателя активно воздействует, фактически вынуждая сделать покупку.

Концепция маркетинга (marketing concept) исходит из того, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, а клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получает благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворённости.

Сравнивая последние две концепции, можно также отметить, что концепция интенсификации коммерческих усилий, или как еще называют сбытовая концепция характерна для российского рынка в целом, а маркетинговая концепция используется крайне редко, в частности при строительстве элитного жилья.

Концепция социально-этичного маркетинга (societal marketing) исходит из того, что задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Эта концепция сформировалась сравнительно недавно, после того, как был сделан вывод о недостаточности концепции чистого маркетинга с позиции охраны окружающей среды, нехватки природных ресурсов и ряда других социально-этичных проблем. В конечном счете, концепция чистого маркетинга не рассматривает проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности трёх факторов: прибылей фирмы, покупательных потребностей и интересов общества.

1.2 Формирование маркетинговой политики

В начале XX века большинство фирм были мелкими, и их работники знали своих клиентов лично. Управляющие собирали маркетинговую информацию, общаясь со своими постоянными клиентами. В дальнейшем стали проявляться и усиливаться три тенденции, обусловившие необходимость получения более обширной и более доброкачественной информации.

1.                                    Переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в общенациональном масштабе. Фирмы постоянно расширяют территорию своего рынка, и её управляющие уже не знают своих клиентов непосредственно. Необходимы новые пути сбора маркетинговой информации.

2.                                    Переход от покупательских нужд к покупательским потребностям. По мере роста своих доходов, покупатели становятся все более разборчивыми при выборе товаров. Продавцам все труднее предсказывать реакцию покупателей на различные характеристики, оформление и прочие свойства товаров. Возникает необходимость проведения специальных маркетинговых исследований.

3.                                    Переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции. Продавцы всё шире пользуются неценовыми методами маркетинга, такими, как присвоение товарам марочных названий, реклама и стимулирование сбыта. Возникает необходимость в формировании системы обратной связи, обеспечивающей информацию о том, как реагирует рынок на использование этих методов.

Для того чтобы реализовать эти потребности многие фирмы разрабатывают системы маркетинговой информации.

Система маркетинговой информации (marketing information system) — постоянно действующая структура взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов. Она предназначена для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации с целью совершенствования планирования и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

Система маркетинговой информации образует базу данных, которая в зависимости от источников поступления информации подразделяется на систему внутренней отчётности и систему сбора внешней маркетинговой информации. Система внутренней отчетности (internal records information) отражает показатели текущего сбыта, суммы издержек, объёмы материальных запасов и др.

Система сбора внешней текущей маркетинговой информации — набор источников и методических приёмов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о коммерческой среде фирмы. Эта информация формируется из газет и специальных изданий, каталогов, поступает от розничных торговцев и от фирм, занимающихся сбором такой информации. В крупных фирмах создаются специальные отделы по сбору информации.

Маркетинговое исследование (marketing research) — процесс сбора информации, необходимой для маркетинговой деятельности.

Маркетинговая разведка — предполагает получение важной маркетинговой информации из открытых источников.

В число методов работы подобных отделов входят анализ СМИ, социальные опросы (анкетирование), внутрикорпоративные исследования, анализ показателей эффективности, мониторинг деятельности значимых игроков отрасли. Так, анализируются общий оборот компании, чистая прибыль, доля покупателей среди общего числа посетителей (система подсчёта посетителей).

1.3 Особенности маркетинговых исследований в социальных сетях: правила использования и нововведения

Сейчас в России активно пропагандируется новое направление - маркетинг в социальных сетях, блогах, на тематических площадках (SMO - Social media optimization). На самом деле, это было и раньше: продвижение в форумах, досках объявлений и т.д. Но популярность социальных сетей выводит эти услуги на новый уровень. Позиционирование этих услуг для клиентов строится на дешевизне и массовости. Стоимость контакта в разы дешевле, чем при использовании других видов рекламы. Попробовать можно даже за 1000 долларов, а можно и дешевле. Кому не хочется, чтобы за небольшие деньги про Вашу компанию, бренд или услуги узнали тысячи, а то и миллионы пользователей? Но и это ещё не всё!

Главная ценность этих услуг, как нам говорят, заключается в том, что эта реклама имеет самую высокую степень доверия у пользователей. То есть, если про Ваши услуги или компанию напишет что-то хорошее любимый блоггер, знакомый по социальной сети или просто кто-то на форуме, то обычный пользователь воспримет это сообщение как ценную информацию, а не рекламу.

С этим трудно поспорить, действительно, люди устали от рекламы, на неё смотрят через призму недоверия. Официальные сайты компаний или банков имеют меньше доверия, чем независимые отраслевые площадки, на которых потребители оставляют отзывы и мнения. На Западе признанные специалисты маркетинга говорят о необходимости неформального общения со своей целевой аудиторией. Приводятся в пример корпоративные блоги миллиардеров (статья об этом опубликована в журнале Forbes) и крупнейших компаний, тематические сообщества известных брендов в социальных сетях, любительские видеоролики от потребителей, просмотренные десятками миллионов пользователей и т.д.

Лично я также считаю, что социальный маркетинг в Интернете может принести огромную полезность любой компании, но есть нюансы! От этих нюансов напрямую зависит, получит компания полезность, зря выкинутые деньги или навредит себе.

Сейчас в России эти услуги предлагают два типа компаний:

1.                                    Маленькие компании, созданные 2-3 единомышленниками, активными пользователями социальных сетей и других сервисов web 2.0. Также это могут быть компании, специализирующиеся на создании сайтов или оптимизации под поисковые машины, которые увидели возможность дополнительно заработать на новой услуге.

2.                                    Профессиональные рекламные агентства и агентства, специализирующиеся на PR.

Первые хорошо понимают и знают возможности Интернета, но слабо разбираются в маркетинге. И если воспользоваться сетевым маркетингом для продвижения своих услуг у них получается (и то далеко не у всех), то повторить это для своих клиентов -маловероятно! Они не являются специалистами в бизнесе клиента, они не могут создавать полезный и действительно интересный контент для целевой аудитории клиента. Поэтому их активность в сети не имеет никакой ценности с точки зрения социального маркетинга. Единственная польза, которая также под вопросом, это ссылки, которые они оставляют для поискового продвижения. Все рекламные компании, которые они проводят, очень маленьких масштабов, и если бы они сами не рекламировали свою работу, то про них бы никто и не узнал. Поэтому успешные примеры их работ можно найти только у них на сайтах, причём непонятно, в чём успешность для заказчика.

Один из негативных примеров такого социального маркетинга - рекламная кампания автомобильного холдинга «Атлант-М». Раскручивается не бренд или товар, а консультант, который общается с потенциальными клиентами и отвечает на вопросы. Идея хорошая, но воплощение далеко от совершенства. Во-первых, выбор фамилии "Козлов" для консультанта. Во-вторых, зачем выложены видео-ролики? Сразу становится ясно, что Вам навязывают этого консультанта. Выбор социальных сетей - очень сомнительный. Гораздо эффективнее начинать с профильных форумов, наработать авторитет. Но это сможет сделать только реальный сотрудник компании, который отлично разбирается в теме. Я не знаю, сколько это стоило, но полезность, полученная заказчиком от этой активности, очень сомнительна.

Второй тип компаний, предлагающих эти услуги, - агентства, имеющие знания и опыт в области традиционного маркетинга. Но научиться использовать его в Интернете им только предстоит. Технологии не отработаны и не факт, что традиционные методы будут работать. Придумать и запустить скандальную новость, смешной видеоролик, разместить пресс-релиз или компромат - это одно. Создать сообщество лояльных пользователей, которые сами начнут создавать и продвигать полезный контент для заказчика, это совершенно другое.

Пока я не видел очень успешных примеров работ крупных рекламных агентств. Как правило, это одиночные промо-акции, рассчитанные на вирусный эффект. Красивый сайт весь мигающий, игра или конкурс, реклама и пресс-релизы о том, как всё здорово было сделано. Создания устойчивого сообщества лояльных пользователей, которое контролируется и направляется заказчиком, вот такого я пока не видел. Зато увидел пресс-релиз такого содержания: “В октябре - ноябре 2008 г. был проведен тендер на комплексную PR-поддержку Nokia в российских социальных сетях, победителем которого стало агентство «Социальные Сети», входящее в Коммуникационную группу АГТ. Цель партнёрства – улучшение коммуникации Nokia с российскими социальными СМИ, налаживание системного диалога компании с блоггерами, развитие присутствия бренда в блогосфере и поддержка ключевых активностей Nokia.”

Будем следить, что у них получится. Но пока, на мой взгляд, выпуск такого пресс-релиза показывает полный непрофессионализм этого агентства. Желание прорекламировать себя превысило интересы заказчика. Дело в том, что пользователи Интернета гораздо хуже относятся к скрытой рекламе, чем к явной. Если всплывают такие факты, то про них начинают писать (этим могут воспользоваться конкуренты), доверие пользователей резко падает и негатив может превысить ожидаемую полезность. Поэтому в интересах Nokia было не рекламировать факт такого сотрудничества.

Нравится Вам сетевой маркетинг или не нравится, любая организации уже сейчас в нём участвует. Про каждую компанию можно найти массу информации. Чем больше и известнее компания, тем больше про неё информации. Эта информация может быть как положительной, так и негативной. Она может быть создана при участии компании и без её участия. От самой компании зависит, что видят о ней пользователи в Интернете и как они её воспринимают.

Сетевой маркетинг позволяет формировать, контролировать и управлять информационным полем в Интернете. Работая с тематическими форумами, размещая полезные статьи на отраслевых площадках и в новостных ресурсах, вы уже занимаетесь сетевым маркетингом.

А теперь самое важное в этой статье: Главное в этой работе, чтобы информация, которую Вы размещаете, действительно была ценной и несла полезность Вашей компании. Такую информацию, могут создать только:

1.                                    Лучшие специалисты самой компании, которые разрабатывали услуги, продукты, товары и знают все Ваши конкурентные преимущества.

2.                                    Ваши самые лояльные клиенты, которые на себе проверили Ваши услуги, товары, продукты и оценили их по достоинству.

Поэтому я рекомендую строить социальный маркетинг в Интернете на мотивации и побуждении к большей активности Ваших лучших специалистов и лояльных клиентов. Специалистов нужно мотивировать премиями. Лояльных клиентов, которые могут писать и создавать лояльные сообщества, нужно искать и всячески вознаграждать дополнительными скидками, лучшими условиями, подарками. Эта работа не разовая, а постоянная, она может потребовать много времени и средств. Но эта работа может создать Вам долговременные конкурентные преимущества, которые очень трудно отыграть конкурентам.

Глава 2. Использование маркетинга в социальных сетях в России

2.1. Развитие и продвижение маркетинга в социальных сетях в России: системы SMO,Twitter,Facebook

Современный бизнес уже не может просто обходиться рекламой. От бизнеса сегодня требуется умение эффективно управлять коммуникациями с потребителем, а с развитием социальных сетей рекламодатели получали возможность самостоятельно общаться с целевой аудиторией. Возможность получили, а вот как ее реализовать, пока не знают. Со временем становится ясно, что стать частью социальной сети и использовать ее потенциал для продвижения продуктов или услуг оказывается не так просто.

Но маркетинговый потенциал социальных сетей просто огромен. На данный момент в большинстве из них уже достаточно много рекламы – это один из основных источников заработка для социальных сетей как за границей, так и в России. Вообще проблема монетизации социальных сетей до сих пор существует и пока объемы рекламы в социальных сетях в России растут не так быстро, как хотелось бы их владельцам. Правда, все уверены, что это лишь временное состояние рынка и вскоре объем рекламы в социальных сетях составит миллиарды долларов. Посмотрим. А пока давайте работать с тем, что есть.

В России социальные сети пользуются бешеной популярностью. Это уже стало настоящей модой, и когда молодые люди встречаются на улице, то первый вопрос, которые они задают друг другу: «А ты в «В контакте»?». Парадоксально, но это так. Старшее поколение все же пока больше предпочитает социальную сеть «Одноклассники», хотя об одноклассниках уже говорят не только на улице, но и в офисах, школах и даже в магазинах. За последний год «Одноклассники» и социальная сеть vkontakte.ru стали самыми посещаемыми ресурсами Рунета. Есть и другие проекты, например социальная сеть «Мир Тесен», разнообразные тематические социальные сети, но им еще далеко до популярности ««Одноклассников». Что делать рекламодателю? С одной стороны, если ресурс пользуется популярностью, то его посещает огромное количество пользователей в день. А каждый пользователь – потенциальный клиент. Думается, что не один рекламодатель сейчас ломает голову над тем, как стать частью социальной сети и начать продвигать свои продукты или услуги. Преимущество любой социальной сети – просто огромная аудитория и все это прекрасно понимают. С другой стороны, сегодня социальные сети пользуются популярностью, а завтра – кто знает. Capre diem!

Тогда следующий вопрос, который волнует многих: можно ли заниматься скрытым маркетингом в социальных сетях? Можно, если осторожно. Маркетинг в социальных сетях существовал с самого начала появления социальных сетей и называется «community marketing». Социальные сети могут обеспечить рекламодателям стабильный доход, если научиться использовать преимущества сетей. Рекламодателям очень удобно работать в рамках социальных сетей, потому что есть возможности изучить профайл пользователя и изучить его интересы, а затем сформировать базу данных целевой аудитории и переходить к точечным ударам. Основной способ нестандартного продвижения в рамках социальных сетей – рекомендация. Один пользователь ненавязчиво рекомендует другому пользователю определенный продукт или услугу, а пользователь передает эту информацию по цепочке дальше. В теории все выглядит очень многообещающе, но как обстоят дела на практике?

Начнем с того, что те же «Одноклассники» и «В контакте» - это не строго тематические социальные сообщества и для точного таргетинга рекламной кампании придется провести огромную работу. Проводить скрытый маркетинговые кампании в рамках тематических форумов или тематических сетевых сообществ намного проще, так как отбор сообщества происходит на основе того, что там обсуждается: если нужно продвигать автомобильный бренд, то выбирается автомобильное сетевое сообщество. Рекламодатель четко знает, что в рамках данного сообщества обсуждаются автомобили, поэтому проведение скрытой маркетинговой кампании в рамках такого ресурса всегда даст определенный результат. В рамках тематических сообществ рекламодатели, помимо скрытого маркетинга, могут использовать и различные специальные рекламные акции для участников сообщества для стимулирования интереса к продукту или услуге. А что можно сделать в рамках сетей «Одноклассники» и «В контакте»?

Тематические сообщества объединяют людей по интересам, а сети вроде «Одноклассников» более персонифицированы, то есть интерес представляет не столько тематика, сколько конкретная личность, которая создает информацию в рамках социальной сети. Доверие, которое формируется в социальных сетях на протяжении долгого времени очень легко разрушить, поэтому действовать нужно максимально осторожно. Правда, социальная сеть «В контакте» предлагает пользователям вступать в группы по интересам, то есть в рамках социальной сети организуются небольшие тематические сообщества. Каждый пользователь может создать собственную группу, в рамках которой можно обсуждать продукцию конкретной компании или конкретные сервисы, но вот возможности общения и создания информации в рамках таких групп пока еще достаточно сильно ограничены.

Рекламодателю можно предложить следующую стратегию проведения кампаний по скрытому маркетингу в рамках популярных социальных сетей: за основу берутся профайлы пользователей, которые изучаются исполнителями. Вероятность того, что среди зарегистрированных пользователей социальной сети есть те, кто уже знаком с вашей продукцией и постоянно ее использует, достаточно велика. Именно таким пользователям можно предложить сотрудничество. Вы можете рассказать им о новинках вашей компании и предложить им попробовать вашу новую продукцию, а затем рассказать о ней друзьям. Не забывайте о поощрении активных пользователей.

Еще один вариант для скрытой маркетинговой кампании – постоянный диалог с потенциальными клиентами. Предложите пользователям поучаствовать в разработке новой логотипа для вашей компании, даже если вы и не собираетесь его менять. Предложите пользователям обсудить вашу продукцию и попросите указать достоинства и недостатки. Только будьте осторожны: нужен постоянный мониторинг таких обсуждений, чтобы вовремя среагировать на негативные комментарии.

При проведении кампаний по скрытому маркетингу в социальных сетях очень важно квалификация исполнителя. Если рекламодатель хочет добиться успеха с помощью скрытого маркетинга в социальных сетях, то ему (посредством исполнителей или самостоятельно) придется создавать действительно интересный контент, чтобы привлечь внимание потребителя. Аудитории должно быть интересно, иначе она никогда не обратит внимания на вашу компанию и вашу продукцию. Социальные сети созданы для развлечения, поэтому вам придется постоянно занимать вашу аудиторию. Проблема квалификации исполнителя будет всплывать еще не раз. В социальных сетях очень важно доверие к источнику информации, ведь рекомендация будет эффективной только в том случае, если пользователь доверяет другому пользователю, которые и рекомендует попробовать конкретный товар или услугу. Рекламодателю, заинтересованному в использовании социальных сетей для скрытого маркетинга, придется постоянно наблюдать за развитием социальной сети и за настроением пользователей. В таких рекламных кампаниях эффект неожиданности не играет роли. Главное правило для кампаний по скрытому маркетингу в рамках российских социальных сетей – востребованность контента, который действительно будет ценным для участников сети. Сразу можно посоветовать рекламодателям планировать долгосрочные кампании, так успех маркетинговых кампаний в социальных сетях напрямую зависит от умения выстраивать отношения.

Пока лишь небольшое количество рекламодателей готово использовать скрытый маркетинг в социальных сетях. Однако не стоит отказываться от этой возможности, несмотря на все существующие сложности. Все-таки именно социальные сети становятся новым инструментом для PR акций и управления имиджем компании. Стоит ожидать, что в будущем владельцы социальных сетей начнут следить за скрытой рекламой в сетях и даже могут попытаться ее контролировать, если ее объемы увеличатся и начнут приносить доходы рекламодателям. На данный момент на скрытый маркетинг в социальных сетях большинство владельцев просто «закрывает глаза», поэтому у рекламодателей еще есть шанс. Не теряйте время!

Как из правильно использовать и каким образом развивать социальные связи, подскажут несколько алгоритмов:

Площадки, с которыми лучше работать и почему:

·                                        Социализированные новостные сайты. Таким сайтам читатели предпочитают обычные, так как новости интересно не просто читать, а обсуждать.

·                                        Контролируемые редакторами новостные социалки. У них может быть очень высокий рейтинг, и одновременно там не бывает спама и мусора.

·                                        Социалки. Сами по себе социальные сети – самые посещаемые страницы Интернета.

·                                        Микро-блоги. Активно развиваются и являются самыми быстрыми “разносчиками” новостей.

·                                        Сайты закладок. Сборки хороших ссылок, для маркетологов – площадка для привлечения внимания к тем или иным статьям с целью привлечения трафика на страницу. Хороши для исследований того, какой тип содержания интересен вашей аудитории.

·                                        Социалки для обмена контентом. YouTube, Flickr, DeviantArt – позволяют вам обмениваться не только различным контентом, но и мнениями об этом контенте.

·                                        Сайты “вопрос-ответ”. Эти сайты получают хорошие позиции в выдаче, и маркетологи могут отправлять на них вопросы наряду со всеми остальными юзерами.

·                                        Тематические социалки. Такие социалки для бизнеса бывают еще выгоднее в плане получения читателей, ссылок или трафика, чем обширные популярные сети: там находится только целевая аудитория рекламодателя, “без примесей”.

Виды маркетинговой стратегии в СМИ:

·                                        Исследования. Узнавайте, где обитает ваша аудитория, чем интересуется.

·                                        Брейнсторм. Генерация идей для промоушна  – в этом помогут социальные сети. Только избегайте копирования.

·                                        Совершенствование своего стиля. Создавая статьи и рекламные лозунги, вы видите, что нравится читателям и покупателям.

·                                        Действуйте по расписанию. Ваши читатели в социальных сетях живут своей жизнью. Соблюдайте режим – поздравляйте с праздниками, выкладывайте интересный контент в часы и дни оживления.

Создание фундамента. Вы можете, конечно, сразу, с налету начать пиарить свой товар или компанию. Но действительно успешная маркетинговая стратегия начинается с подготовки почвы.

·                                        Социализируйтесь. Находите новых друзей, присоединяйтесь к группам, активно участвуйте в жизни сообщества. И не только активно, но и постоянно.

·                                        Будьте естественным. Не насаждайте своего мнения, не рекламируйте агрессивно свой товар. Предоставьте пользователям свободно взаимнодействовать с вами и вашим контентом.

·                                        Будьте необходимым. Всегда старайтесь предоставить информацию, в которой нуждаются пользователи.

·                                        Умейте слушать. Выслушивайте и вступайте в диалог с любыми читателями. Все они – ваши потенциальные клиенты, и привыкайте прислушиваться не только к положительным отзывам, но и к негативным. Именно последние позволяют исправить ваши ошибки, а это намного важнее, чем похвалы.

Далее – виды “черных” маркетинговых стратегий, приносящих кратковременные результаты, но портящие репутацию раз и навсегда:

·                                        Накручивание рейтинга.

·                                        Создание виртуалов для голосования.

·                                        Автоматизированное добавление множества друзей.

·                                        Взлом блогов с целью размещения скрытых ссылок.

·                                        Все блоггеры хотят от своего блога увеличение подписчиков, потока трафика и  т. д. Но некоторые в стремлении охватить как можно больше людей стараются функционировать во многих параллельных друг другу тематических социалках, в надежде собрать б́Ольшую аудиторию.

·                                        Тем не менее, на самом деле, многие блоггеры упускают хорошие возможности, предпочитая социальных “монстров” небольшим нишевым сетям. Есть много причин, по которым они выгоднее для вас в плане получения трафика и читателей:

·                                        1. Целевой трафик. Нишевые социальные сайты получает ссылки с тематических сайтов. Может, что на общетематических социалках вы сможете получить трафик, но он будет случайным. Нишевые же социалки обеспечивают вас целевым трафиком – а значит, долгосрочным.

·                                        2. Подписчики. Социальные СМИ, как правило, не приносят тематическим блогам много подписчиков. В основном люди ищут на таких ресурсах разноплановую информацию, и вашу целевую аудиторию встретить там можно, но сложно. Нишевые же социальные сети в большинстве своем образованы и состоят из ваших потенциальных подписчиков, и прибывают на них день ото дня.

·                                        3. Больше шансов на успех. Вы и сами знаете, что, чем крупнее и обширнее социальная сеть, тем труднее подняться на ней в топ. В “родных” же социалках ваш контент нужен читателю, меньше нецелевой конкуренции, вы “играете на своем поле”. Поэтому вам легче и создать успешный контент, и заручиться поддержкой для его продвижения. 

·                                        4. Коммюнити. Тематические социальные сети предоставляют возможность познакомиться с единомышленниками, блоггерами вашей ниши, теми, кому пригодится информация вашего блога. Наладить собственную сеть контактов – это всегда выгодно и приятно.

·                                        5. Вы также можете получать посетителей и из других социальных сетей. Конечно, не думайте, что вы будете погребены на своем ресурсе. Многие посетители распространяют контент на другие сети, и вы, возможно, дождетесь посетителей и оттуда.

Естественно, что удобнее всего вливаться в общение на Twitter, уже имея определенные связи в Интернете. Если ваш блог достаточно популярен, то и на Twitter вам будет легче строить сообщество.

Существует множество инструментов, с помощью которых вы можете связать Twitter и ваши внешние ресурсы.

Виджеты Twitter

Есть два варианта виджетов, предлагаемых Twitter, для установки на боковую панель:

·                                        Виджет профиля: отображение последних обновлений.

·                                        Виджет поиска в режиме реального времени.

Кнопка “Follow Me”

С помощью этих кнопок, расставленных после постов или в сайдбаре, вы можете приобрести новых фолловеров прямо на месте. Кнопка генерируется на ваше усмотрение: любого размера, цвета, конфигурации.

Twitip ID

Twitip ID – это плагин, добавляющий в поле комментария форму, где можно залогиниться в Твиттер и отправить свой комментарий еще и туда.

Кнопка Retweet TweetMeme’s

С помощью этой кнопки читатели смогут добавлять ваши посты в Twitter. Кнопка также отображает, сколько раз процитированы ваша страница или сообщение. Ретвитинг становится более легким, генерируется заголовок и короткий URL.

TweetBacks

TweetBacks – плагин от Wordpress, импортирует комментарии из Twitter в блог, отдельно от комментариев блога или же вместе с ними. Таким образом вы можете вести дискуссии полноценно.

TweetSuite

TweetSuite – показывает твитбэки (ссылки из Twitter), с функцией ретвиттинга; публикует твиты об обновлениях вашего блога; содержит виджеты, отображающие последние и избранные твиты, самое обсуждаемое в Twitter, недавние обсуждаемые твиты.

Несколько общих советов для бизнесменов в Твиттере:

1. Твиттер – это прежде всего ваша площадка для того, чтобы заинтересовать, наладить связи.

2. Определитесь с конечными целями (маркетинг, или поиск клиентов, партнеров и т. д.)

3. Выкладывайте свои фото (это располагается людей).

4. Если вы заинтересованы в знакомстве с кем-то, изучите его биографию, не навязывайте, будьте искренни и уважительны.

5. Отслеживайте информацию и обсуждения вашего бренда с помощью Twitter Search по ключевым словам.

6. Твиттер – это отличная возможность напрямую оперативно сообщать о себе любую информацию  с помощью Direct Message (личных сообщений).

7. Присоединяйтесь к тем, у кого много фолловеров.

8. Не спамьте. Соблюдайте правила. Если вы сможете кого-то заинтересовать настолько, чтобы человек захотел узнать и о вашей продукции – действуйте. Но до этого – не навязывайтесь.

Одна из стратегий продвижения в социальных сетях – импульс. Провокация импульса – это провокация распространения собственного контента, идеального подходящая, в частности, для вирусного маркетинга.

Что это за стратегия и как ее применять – далее:

Неконтролируемый импульс

Это искусственно созданная шумиха, “buzz”, созданная для популяризации своей статьи на сайте закладок.

Горячие новости

Это самые свежие известия, которые в данный момент у всех на слуху. Они набирают обороты практически без вашей помощи. Поскольку пользователи сами ищут любую информацию по теме, вам не приходится ее распространять принудительно.

Примечание: в этом случае простой копипаст совершенно неэффективен.

Посещаемые сайты

Сайты с большим потоком трафика, имеющие высокий процент читателей, зарегистрированных в социальных сетях, естественным образом получают в социалках голосы и ссылки.

Управляемый импульс

Наиболее потенциально мощный импульс, который может быть увенчан головокружительным подъемом. Единственное, что может вам угрожать – уклон в сторону агрессивной рекламы.

Своими руками

Эти взлеты достигаются исключительно вашими просьбами и анонсированием: выкладывая статью в социальные сети, вы просто рассылаете ее друзьям и подписчикам, или же лепите кнопки голосования в собственном блоге.

Покупной импульс

Худший тип импульса, чреватый вашим обвалом и баном. Тот, кто покупает голоса, должен всегда быть готовым к штрафным санкциям от поисковиком и навсегда испорченной репутации, избежать которых не удастся.

На социальных сетях мы продвигаем наш блог, в первую очередь, засчет содержания. Но кто сказал, что это обязательно должен быть текстовый контент?

Социальный видео-маркетинг,  продвижение в социальных  сетях с помощью видеоконтента – новое и перспективное направление SMM. Видео может быть обучающее (мастер-классы, уроки, видеоинструкции), рекламного характера (рассказывающее о вашем сайте или продукции), информационным, или же просто интересным или развлекательным (и даже вирусным).

Главное, не забывайте о нескольких нюансах:

·                                        Поисковая оптимизация – всегда указывайте название файла, теги. Также все эти параметры должны, естественно, содержать ключевые слова, так же, как и URL, тексты ссылок, окружающий текст.

·                                        Провоцирование читательской активности – для того, чтобы ваше видео распространялось, вы должны дать намек читателям о том, что этим роликом нужно поделиться. Вставьте кнопки “Рассказать другу”, стимулируйте комментирование, разместите варианты ролика в различных форматах и разрешениях, удобных для каждого.

·                                        Привлечение ссылок – кросслинкинг на другие ролики, ссылки на похожие ролики, ссылки на видео из постов.

·                                        Бонус: также вы можете продвигать ваше видео с помощью его производных. Например, выложить скриншоты на фотохости

2.2. Перспективы нового направления маркетинговых исследований и пути их улучшения в России

Реклама в социальных сетях – совершенно новый вид рекламы, на который следует обратить пристальное внимание в данный момент всем компаниям и фирмам, которые хотят достигнуть по настоящему эффективного контакта со своим потенциальным клиентом.

Социальные сети обрели массовую популярность, не успев еще зародиться. Самым известным из них – MySpace.com и Facebook.com от роду 5 и 4 года соответственно, и за столь короткий период они уверенно обогнали всех корпоративных монстров и даже поисковые системы. И сдавать свои позиции они, по всей видимости, не собираются. Думается, сами разработчики не ожидали такого бума, но когда многие стали понимать, во что это выльется в будущем, социальные сети стали расти в Интернет-пространстве, как на дрожжах. Когда социальная сеть достигает внушительного трафика и многомиллионной посещаемости, есть повод заработать на этом деньги и разработчики запускают на них рекламу. Например, на facebook пользователи видят на своих страничках что-то вроде контекстной рекламы, а на отдельной странице изложены все возможные способы рекламы на седьмом по посещаемости сайте в мире.

Социальные сети – самая большая и подробнейшая база данных всех зарегистрированных на них пользователей. С помощью поиска можно найти человека по определенным интересам, местоположению, религиозным и политическим взглядам, по должности, возрасту, каким-то определенным предпочтениям и проч. Таким образом, выявив для своей услуги или своего продукта целевую аудиторию, вы быстро можете составить для себя список конкретных людей, общаться с ними лично или создать свою группу в сети, в которую можно их пригласить, организовать соцопрос и проч. Честно говоря, механизмов привлечения целевого клиента здесь огромное множество! Нужно лишь креативно и обдуманно к этому отнестись.     

Допустим, нам нужно провести широкомасштабную рекламную акцию в мировом масштабе и нас интересуют зарубежные целевые пользователи. Обратимся к статистике alexa.com. Как мы видим, в десятку самых посещаемых сайтов мира на данных момент входит аж четыре социальные сети – myspace.com (6-е место), facebook.com (7-е место), hi5.com (8-е место) и orkut.com (10-е место).

Сравнение роста посещаемости данных сайтов за последний год можно увидеть из объединенной таблицы графиков из инструментария сайта alexa.com:

MySpace.com и Facebook.com больше посещают англоязычные страны (хотя другие тоже исключать из поля зрения не следует), то два остальных ресурса ориентированы на публику из Латинской и Южной Америки, Испании, Португалии и многих восточных стран. Соответственно, исходя из своих потребностей и интереса в целевой аудитории определенной географической зоны вы можете выделить для себя новый, непроторенный путь к сердцу своего зарубежного клиента.

Сформировавшиеся в интернете за последние три-четыре года социальные сети оказывают всё большее влияние на общественное мнение. Причем, по темпам роста их аудиторий первое место в мире сейчас занимает Россия. По самым приблизительным оценкам, на исходе первой половины 2008 года в отечественных сетях было зарегистрировано порядка 30 млн пользователей. И «Полилог» использует высокий потенциал данной коммуникационной среды для продвижения брендов и компаний. Такой вид маркетинга именуется Social Media Marketing (SMM — маркетинг в социальных сетях).

Преимущества SMM являются прямым следствием особенностей медиа-канала:

·                                        Высокая активность участников позволяет эффективно использовать вирусный маркетинг (по статистике 78% пользователей доверяют друг другу, а не рекламе).

·                                        Социальные сети позволяют точно сфокусировать транслируемую информацию по различным параметрам: возраст, пол, географическое положение, интересы, хобби и др.

·                                        Высокая скорость распространения информации позволяет оперативно реагировать на происходящие события и получать обратную связь от потребителей в режиме реального времени.

Маркетинг в социальных сетях позволяет:

·                                        Информировать целевые аудитории о товарной категории компании.

·                                        Донести до потребителей информацию о компании и конкурентных преимуществах её продукции/услуг.

·                                        Повысить лояльность участников социальных сетей к компании как к работодателю

·                                        Увеличить трафик сайта компании.

В рамках реализации маркетинговой программы в социальных сетях «Полилог» выполнит следующие задачи:

·                                        Разработает детальный план программы, необходимый для достижения целей маркетинговой кампании:

o                          Проведёт аудит информационного поля компании или бренда в социальных сетях

o                          Выработает стратегию продвижения бренда/компании

o                          Определит ключевые аудитории и целевые социальные сети

o                          Разработает план активности в каждой из выбранных сетей

·                                        Создаст и оформит разветвлённую структуру узлов в целевых социальных сетях для продвижения компании/бренда

·                                        Обеспечит постоянное обновление информации на узлах, комплексное взаимодействие с пользователями, а также реализует план дополнительных мероприятий.

Заключение

Еще одним важным элементом при продвижении в социальных сетях является то, что Чарльз Хефлин называет «крючком», «зацепкой» (“hook”). Иными словами, каким образом Вы будете привлекать людей к Вашему предложению, как станете вовлекать их в действие?

Правда, если Вас интересует только лишь высокое ранжирование в поисковых машинах, то такой «крючок» Вам вряд ли понадобится.

Этот самый элемент мы в дальнейшем будем для краткости (и вслед за Хефлином) называть фактором H (”Hook”). Без привлечения в Вашу формулу продвижения элемента H Вы, конечно, будете получать трафик от поисковиков, но при этом определенные действия от людей – членов социальных сетей – могут последовать,  а скорее всего, нет.

Формула продвижения будет приносить трафик (непосредственно от социальных сетей), если Вы добьетесь высокого ранжирования в поисковых машинах, и при этом будете соблюдать определенный социальный этикет.

Таким образом, первая часть общей формулы продвижения выглядит так:

(ТИП БИЗНЕСА) + (ТИП СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ) + (МОДЕЛЬ БИЗНЕСА) = ТРАФИК И РАНЖИРОВАНИЕ

О каждом из трех элементов слева от знака равенства мы подробно говорили в предыдущих трех статьях нашей серии.

Вторая часть формулы такова:

(ТРАФИК И РАНЖИРОВАНИЕ) + (H) = ДЕЙСТВИЕ (конверсия)

Есть различные пути конвертировать трафик в действие, и они достигается за счет использования фактора H.

В случае социального маркетинга не требуется больших усилий или времени, чтобы определить, насколько успешен Ваш «крючок», и это не стоит никаких денежных затрат. Единственная проблема Интернет маркетинга в том, что время = деньги, поэтому вот методика для определения того, с чего начинать с H фактором, так что Вы можете потратить свое время с пользой.

Итак, вот формула для фактора H:

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ (SE) + КОНТЕНТ (C) + ДОВЕРИЕ (T) = H

Социальный этикет состоит в том, как Вы подаете себя Вашей целевой аудитории внутри социальной сети. Внутри социальной сети будет не весьма эффектно выступить в роли торговца товарами. Сначала Вам стоит завоевать доверие своей целевой аудитории в качестве реальной (подлинной) личности.

С этой целью Вы должны улучшать качество жизни тех, с кем Вы соприкасаетесь, теми средствами, которые им подходят. Неважно, как Вы этого добьетесь, но суть в этом.

Быть вовлеченными во взаимодействие на регулярной основе и направлять людей на ценную информацию – лучший путь построения доверия (T). Информация эта не обязательно должна принадлежать Вам, и должна быть бесплатной.

Попробуйте начать с построения списка наиболее ценной бесплатной информации, которую Вы можете найти, и которая будет интересна Вашей целевой аудитории. Если у Вас второй тип бизнеса, то Ваша аудитория будет шире.

Если Вы станете постить ссылки на коммерческие предложения или платные продукты, то Вы на верном пути к быстрой потере доверия. Это не есть хороший социальный этикет (SE), и Вы скоро увидите, как люди отвернутся от Вас, а сами Вы приобретете репутацию спамера. Распространение партнерских ссылок и коммерческих предложений до того, как доверие к Вам уже установилось – самый верный путь к утрате доверия среди людей, подобных Вам.

Основное правило социального этикета – сначала добавьте ценность путем полезных советов, предоставления интересных ссылок и расширения опыта других людей (через Ваш контент или приложения), и тогда доверие к Вам будет расти, и люди, в конечном счете, станут за Вами следовать, и покупать у Вас.

Конвертация трафика в желаемое действие гораздо проще, если Вы используете верный социальный этикет вместе с предоставляемым контентом, что ведет к доверию, а все это в совокупности и является Вашим «крючком» (H). Ваш «крючок» – это как люди узнают Вас, и как только они станут Вам доверять, они будут следовать за Вами, на Ваши сайты и блоги, и выполнять те действия, которые для Вас желательны.

Так же как и в реальном мире, Вы должны обращаться с людьми так, как будто Вы находитесь с ними лицом к лицу. Да Вы фактически уже находитесь лицом к лицу с ними, вас лишь разделяет экран дисплея.

Итак, у Вас есть теперь все необходимые компоненты для построения плана Вашего социального маркетинга.

К какому типу относится Ваш бизнес – первому или второму? Какова Ваша бизнес модель? В каких социальных сетях Вы намерены действовать? Каков Ваш «крючок»?

Ответ на все эти вопросы позволит Вам разработать успешный план социального маркетинга Вашего бизнеса в социальных сетях, основываясь на Вашей бизнес модели. Но об этом в следующий раз.

 

Список использованной литературы

1)                                   Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

2)                                   Афанасьева М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М.: Финстатинформ. 2000 г.

3)                                   Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.:Центр экономики и маркетинга, 2006.

4)                                   Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: Учебник / Под ред. Г.Л. Багиева. - М.: Экономика, 2008.

5)                                   Беляевский И.К. Маркетинговые исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 320с.

6)                                   Беляевский И.К. Маркетинг: Курс лекций. Вып. 1-6 / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2006, 2007.

7)                                   Березин И. С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская деловая литература, 2009.

8)                                   Березин И.С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2009. - № 5. - С. 32.

9)                                   Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: Методология и практика. - М.: Экономика, 2007.

10)                              Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 2008.

11)                              Гольцов А.В. Стратегический маркетинг. - М.: «МАРТ»,2008.

12)                              Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 2005.

13)                              Дурович АЛ. Маркетинг предпринимательской деятельности. - Минск: НПЖ «Финансы, учет аудит», 2004.

14)                              Егоров А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. - М.: СП «Вся Москва», 2004.

15)                              Исследование рынка /McKinsey & Company, Inc/- M.: Дело, 2006.

16)                              Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

17)                              Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М., Прогресс, 2009.

18)                              Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга/Пер. с англ. - 2-е европейское изд. - К.; М.; СПб.: Издат. дом «Вильяме», 2008.

19)                              Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент / Пер. с англ. - 9-е международное изд. - Спб.: Питер Ком., 2008.

20)                              Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. - М.: Финстатинформ, 2000.

21)                              Лимбен Ж. - Ж. Стратегический маркетинг / Пер. с фр. - СПб.: Наука, 2006.

22)                              Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены, маркетинг. -М.: Международные отношения, 2009.

23)                              Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н.Романова. - М.: ЮНИТИ, 2005.

24)                              Маркетинг: Учебно-практическое пособие / Под ред. И.К. Беляевского. - Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатике. Ин-т дистанционного обучения. - М„ 2009.

25)                              Маркетинговые исследования / McKinsey & Company. - M.: Дело,

26)                              Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятий / Пер. с англ. - СПБ.: Питер паблишинг. 2009.

27)                              Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория.


[1] Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н.Романова. - М.: ЮНИТИ, 2005

1)                                   [2] Лимбен Ж. - Ж. Стратегический маркетинг / Пер. с фр. - СПб.: Наука, 2006.

2)                                   [3] Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М., Прогресс, 2009.