Глава 2 Расчетная часть

Составить два варианта проекта бюджета муниципального образования на следующий год по данным отчетного года, рассчитать сумму собственных (закрепленных) и регулирующих доходов, их удельный вес (построить гистограмму), определить удельный вес расходов, направляемых в сферу материального производства и в нематериальную сферу (построить гистограмму), размер дефицита (профицита) местного бюджета.

В следующем году планируется увеличить налоговые доходы:

1) по налогу на прибыль на 16,6%;

2) по налогу на доходы физических лиц на 20,3%;

3) по налогам на совокупный доход на 13,4%;

4) по налогам на имущество на 15,2%;

5) по    налогам    на    товары    и    услуги,    лицензионным    и регистрационным сборам на 17,7%;

6) по платежам за пользование природными ресурсами на 0,9%;

7) по местным налогам и сборам на 11,5%;

8) по прочим налогам и сборам на 18,4%.

Неналоговые доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций увеличатся в следующем году на 20,1%. Сумма штрафных санкций и возмещения ущерба планируется в размерах предыдущего года. Прочие неналоговые доходы снизятся на 1,2%.

Сумма финансовой помощи из бюджетов других уровней уменьшится на 1%.

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности увеличатся на 19,2%.

Состав статей доходной и расходной части бюджета, состав и структура источников финансирования дефицита бюджета принимаются в соответствии с выбранным вариантом.

По первому варианту проекта бюджета прирост доходов бюджета направляется на финансирование расходов бюджета в следующих размерах:

1) 63,3% общей суммы прироста доходов бюджета направляется на финансирование в следующих размерах: жилищно-коммунального хозяйства - 27,3%, образования – 32,7%, здравоохранения – 21,6%, социальной политики - 18,6%;

2) 36,7% общей суммы прироста доходов бюджета направляется на финансирование других статей бюджета, при этом в начале планируются расходы на содержание, обеспечение деятельности органов государственного управления и местного самоуправления,   правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства, другие статьи бюджета увеличиваются на равные суммы в пределах остатка прироста доходов бюджета.

Прирост расходов на содержание, обеспечение деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, правоохранительную   деятельность,   обеспечение   безопасности государства планируется по формуле (1):

ΔПi = Сi j-1),                     (1)

где ΔПi - прирост расходов на содержание, обеспечение деятельности органов  местного самоуправления    или    прирост    расходов    на правоохранительную      деятельность государства в плановом периоде, р.;

Сi - соответственно  расходы на содержание,  обеспечение деятельности органов местного    самоуправления    или    расходы    на правоохранительную      деятельность в отчетном году, р.;

Иj - индекс инфляции в плановом периоде, доли единицы.

Для проведения расчетов используется значение Иj = 1,139.

В процессе выполнения работы определить структуру доходной и расходной части бюджета в отчетном и следующем году. Результаты должны быть оформлены в виде диаграмм. Исходя из наметившейся тенденции роста собственных доходов бюджета определить, через сколько лет бюджет может стать бездефицитным, если прирост доходов прежде всего направлять на финансирование дефицита бюджета. Сделать соответствующий расчет. Расчеты осуществить по формуле (2):

                                                Tj = Дбj: ΔДj,               (2)

где  Tj - период, в течение которого бюджет может стать бездефицитным, годы;

Дбj - дефицит бюджета в плановом периоде, млн. руб.;

ΔДj - общий прирост доходов бюджета в плановом периоде, млн.руб.

Если Тj < 1, то временной интервал в течение, которого бюджет может стать бездефицитным, рассчитывается по формуле (3):

                                           Тj = Дбj :  ΔДj . 12.                (3)

В случае, если Tj < 1 года, проводится расчет бюджетных показателей но второму варианту, который включает прежде всего расчет суммы средств, необходимых для погашения дефицита бюджета в плановом периоде. Эта сумма вычитается из общего прироста доходов бюджета. Оставшийся прирост доходов бюджета по плану на следующий год распределяется по методике, изложенной для расчета первого варианта бюджета области.

Расчеты других бюджетных показателей осуществляются по аналогии с первым вариантом проекта бюджета.

Для оценки состояния бюджета рассчитываются коэффициент автономии (4), коэффициент финансовой зависимости бюджета, коэффициент бюджетной задолженности:

                            Ка = Дс : Д,                     (4)

где Ka - коэффициент автономии, доли единицы;

Дс - собственные доходы бюджета, р.;

Д - общая сумма доходов бюджета, р.

                                                    Кфз = Др : Д,                  (5)

где Кфз - коэффициент финансовой зависимости, доли единицы;

Др - регулирующие доходы бюджета, р.

                                                        Кбз = 3 : Р,                 (6)

где Кбз - коэффициент бюджетной задолженности, доли единицы;

3 - бюджетная задолженность, р.;

Р - общая сумма бюджетных расходов, р.

Бюджетная  задолженность  представлена  расходами  по финансированию    государственного    долга,    источниками финансирования дефицита бюджета: бюджетные ссуды, кредитные договоры, заключенные от имени муниципального образования, другими источниками.

Состояние   бюджета   муниципального образования оценивается по следующим значениям коэффициентов:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,6 - 0,7; Кфз = 0,3 - 0,4; Кбз = 0,1 - 0,15;

2) нормальное состояние бюджета:

Ка = 0,4 - 0,5; Кфз = 0,5 - 0,6; Kбз = 0,16 - 0,25;

3) неустойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,2 - 0,3; Кфз = 0,7 - 0,8; Кбз = 0,26 - 0,35;

4) критическое состояние бюджета:

Ка = 0,05 - 0,1; Кфз = 0,9 - 0,95; Кбз = 0,36 - 0,5.

Для  характеристики  изменения бюджетных показателей рассчитываются темпы роста показателей.

Решение:

Бюджет муниципального образования представлен в виде табл. 1.

Таблица 1

БЮДЖЕТ муниципального образования, млн. р.

Наименование

Показателя

Предыдущий

По плану

Абсолютотклон. показ-ля, млн.руб.

Темп роста, %

Изменен уд. веса показателя, %

Значение, млн.руб.

Уд. вес, %

Значение, млн.руб.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

ДОХОДЫ:

1. Налоговые доходы, всего

В том числе:

- налог на прибыль

- налог на доходы физических лиц

- налоги на совокупный доход

- налоги на имущество

- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

- платежи за пользование природными ресурсами

- местные налоги и сборы

- прочие налоги и сборы

3456,2

857,1

1195,8

394,1

456,1

197,1

255,6

34,6

65,8

96,4

24,8

34,6

11,4

13,2

5,7

7,4

1,0

1,9

4016,7

999,4

1438,5

447,0

525,4

232,0

257,9

38,6

77,9

96,4

24,9

35,8

11,1

13,0

5,8

6,4

1,0

1,9

+560,5

+142,3

+242,7

+52,9

+69,3

+34,9

+2,3

+4,0

+12,1

+16,2

+16,6

+20,3

+13,4

+15,2

+17,7

+0,9

+11,6

+18,4

0

+0,1

+1,2

-0,3

-0,2

+0,1

-1,0

0

0

2. Неналоговые доходы, всего

В том числе:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

- штрафные санкции, возмещение ущерба

- прочие неналоговые доходы

130,4

98,9

24,9

6,6

3,6

75,8

19,1

5,1

150,22

118,8

24,9

6,52

3,6

79,0

16,6

4,3

+19,82

+19,9

-

-0,08

+15,2

+20,1

-

-1,2

0

+3,2

-2,5

-0,8

Итого доходов

3586,6

95,5

4166,9

96,0

+580,3

+16,2

+0,5

3. Безвозмездные   перечисления из бюджетов других уровней

В том числе:

- дотации

- субвенции

- субсидии

151,2

70,3

30,6

50,3

4,0

46,5

20,2

33,3

149,7

69,6

30,3

49,8

3,5

46,5

20,2

33,3

-1,5

-0,7

-0,3

-0,5

-1,0

-1,0

-1,0

-1,0

-0,5

0

0

0

4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

17,2

0,5

20,5

0,5

+3,3

+19,2

0

ВСЕГО ДОХОДОВ:

3755,1

100,0

4337,1

100,0

+582,0

+15,5

0

5. Источники финансирования дефицита бюджета:

96,3

100,0

1873,6

100,0

+1787,6

+2071,4

0

В том числе:

- бюджетные ссуды

50,3

58,3

978,0

52,2

+927,7

+1844,3

-6,1

продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

6

7

8

- поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности

2,1

2,4

80,6

4,3

+78,5

+3788,0

+1,9

- кредитные договоры, заключенные от имени муниципального образования

33,9

39,3

815,0

43,5

+781,1

+2304,1

+4,2

РАСХОДЫ:

1. Содержание, обеспечение органов местного самоу-правления

265,1

6,9

36,8

0,6

-228,3

-86,1

-6,3

2. Правоохранительная деятельность

130,6

3,4

18,1

0,3

-112,5

-86,1

-3,1

3. Промышленность

38,4

1,0

186,8

3,0

+148,4

+126,0

+2,0

4. Сельское хозяйство

11,5

0,3

186,8

3,0

+175,3

+1524,3

+2,7

5. Транспорт

172,9

4,5

186,8

3,0

+13,9

+8,0

-1,5

6. Жилищно-коммунальное хозяйство

925,8

24,1

1073,3

17,3

+147,5

+15,9

-6,8

7. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

7,7

0,2

186,8

3,0

+179,1

+2325,9

+2,8

8. Образование

1067,9

27,8

1285,6

20,7

+217,7

+20,4

-7,1

9. Культура, искусство и кинематография

39,3

1,0

186,8

3,0

+147,5

+375,3

+2,0

10. Средства массовой информации

1,1

0,03

186,8

3,0

+185,7

+16881,8

+2,97

11. Здравоохранение

510,9

13,3

849,2

13,6

+338,3

+66,2

+0,3

12. Физкультура и спорт

61,5

1,6

186,8

3,0

+125,3

+203,7

+1,4

13. Социальная политика

460,9

12,0

723,3

11,6

+262,4

+56,9

-0,4

14. Обслуживание государственного долга

15,4

0,4

186,8

3,0

+171,4

+1112,9

+2,6

15. Резервный фонд

49,9

1,3

186,8

3,0

+136,9

+274,3

+1,7

16. Проведение выборов, референдумов

3,8

0,1

186,8

3,0

+183,0

+4815,7

+2,9

17. Бюджетные кредиты (ссуды)

26,9

0,7

186,8

3,0

+159,9

+594,4

+2,3

18. Прочие расходы

51,8

1,37

186,8

3,0

+135,0

+260,6

+1,63

Всего

3841,4

100,0

6210,7

100,0

+2369,3

+61,6

0

Расчеты приводились следующим образом.

1. Удельный вес показателей по предыдущему году (графа 2):

Удельный вес показателей по предыдущему году = Значение показателя по предыдущему году *100% / Общее значение показателей по предыдущему году

Налог на прибыль = 857,1 * 100 / 3456,2 = 24,8%

Правоохранительная деятельность = 130,6 *100 / 3841,4  = 3,4% и т.д.

2. Бюджет муниципального образования по плану (графа 3).

Налог на прибыль = 857,1 + 16,6% = 999,4

Налог на доходы физических лиц = 1195,8 + 20,3% =  1438,5

Налог на совокупный доход = 394,1 + 13,4% = 447,0

Налог на имущество = 456,1 + 15,2% = 525,4

Налог на товары и услуги, лицензионным и регистрационным сборам = 197,1 + 17,7% = 232,0

Платежи за пользование природными ресурсами =  255,6 + 0,9% = 257,9

Местные налоги и сборы = 34,6 + 11,5% = 38,6

Прочие налоги и сборы = 34,6 + 18,4% = 38,6

Итого налоговых доходов = 999,4 + 1438,5 + 447,0 + 525,4 + 232,0 + 257,9 + 38,6 + 77,9 = 4016,7

Неналоговые доходы от имущества = 98,9 + 20,1% = 118,8

Штрафные санкции остались на прежнем уровне и составили 24,9.

Прочие неналоговые доходы = 6,6 – 1,2% = 6,52

Итого неналоговых доходов = 118,8 + 24,9 + 6,52 = 150,22

Итого доходов = 4016,7 + 150,22 = 4166,92

Финансовая помощь из бюджетов других уровней = 151,2 – 1,0% = 149,7

В том числе:

Дотации = 70,3 – 1,0% = 69,6

Субвенции = 30,6 – 1,0% = 30,3

Субсидии = 50,3 – 1,0% = 49,8

Доходы от предпринимательской деятельности = 17,2 + 19,2% = 20,5

ВСЕГО ДОХОДОВ: 4166,92 + 149,7 + 20,5  = 4337,12

Источники финансирования дефицита бюджета (регулирующие доходы) составят 56,8% от общей суммы доходов, то есть:

2463,5 – это 56,8%

4337,1 – это 100%

4337,1 * 43,2 / 100 = 1873,6

Посчитаем сколько приходится на долю каждого источника финансирования дефицита бюджета, исходя из их процентного соотношения в предыдущем году:

Поступления от продажи имущества = 1873,6 * 4,3% = 80,6

Бюджетные ссуды = 1873,6 * 52,2% = 978,0

Кредитные договоры = 1873,6 * 43,5% = 815,0

Расходы на планируемый период составят:

63,3% (3931,4 млн. р.) от общей суммы прироста бюджета направляется на:

- ЖКХ (27,3%) =  3931,4 * 27,3% = 1073,3

- образование (32,7%) = 3931,4 * 32,7% = 1285,6

- здравоохранение (21,6%) = 3931,4 * 21,6% = 849,1

- социальная политика (18,4%) = 3931,4 * 18,4% = 723,3

Оставшиеся 36,7%, т.е. 2279,3 млн. р., распределяются следующим образом:

1. Обеспечение деятельности органов местного самоуправления и правоохранительной деятельности рассчитаем по формуле (1):

ΔПi = 265,1 (1,139 – 1) = 36,8

2. Другие статьи бюджета увеличиваются на равные суммы в пределах остатка прироста доходов бюджета.

Остаток составил = 6210,7 – 3931,4 – 36,8 = 2242,5

Следовательно, на каждую оставшуюся статью расходов бюджета приходится по 186,8 млн. р. (2242,5 / 12).

3.Удельный вес показателей доходов и расходов бюджета по плану (графа 4):

Удельный вес показателей по плану = Значение показателя по плану *100% / Общее значение показателей по плану

Местные налоги сборы = 38,6 * 100 / 4016,7 = 1,0

Физкультура и спорт = 186,8 * 100 / 6210,7 = 3,0 и т.д.

4. Абсолютное отклонение показателей (графа 5):

Абсолютное отклонение показателей = Значение показателя по плану – Значение показателя в предыдущий год

Налоговые доходы = 4016,7 – 3456,2 =  560,5 млн. р.

Неналоговые доходы = 150,22 – 130,4 =  19,82 млн. р. и т.д.

5. Темп роста (графа 6):

Темп роста = (абсолютное отклонение показателя / значение наименьшего показателя предыдущего или планового года) * 100

Налоговые доходы = (560,5 / 3456,2) * 100 = 16,2

Дотации = (0,7 / 70,3) * 100 = 1,0

6. Изменение удельного веса показателя (графа 7):

Изменение удельного веса показателя = Удельный все по плану – Удельный вес в предыдущем году

Налоговые доходы = 96,4 – 96,4 = 0%

Налог на прибыль = 24,9 – 24,8 = 0,1%

Безвозмездные   перечисления = 3,5 – 4,0 = - 0,5% и т.д.

7. Дефицит бюджета

Как следует из приведенных выше расчетов, разница суммы доходов  между плановым годом и предыдущим равна 582,0 млн. р.

Согласно формуле Tj = Дбj: Дj, рассчитаем период, в течение которого  бюджет может стать бездефицитным:

Tj = 1873,6 / 582,0  = 3,2

Таким образом, бюджет станет бездефицитным через 3,2 года.

Определим структуру доходной и расходной части бюджета в текущем и следующем году и представим ее в виде диаграмм (Рис. 1 и 2).

Рис. 1 Структура доходной части бюджета

Рис. 2 Структура расходной части бюджета

8. Рассчитаем коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости бюджета, коэффициент бюджетной задолженности:

1) Предыдущий год:  Ка = 3586,6 / 3841,4 = 0,93

    Плановый год: Ка = 4166,9 / 6210,7 = 0,67

2) Предыдущий год:  Кфз =  86,3 / 3841,4 =  0,02

    Плановый год: Кфз =  1873,6 / 6210,7 = 0,30

3) Предыдущий год: Кбз = 86,3 / 3841,4 = 0,02

    Плановый год: Кбз = 1873,6 / 6210,7 = 0,30

Таким образом, состояние бюджета по предыдущему году по показателям таково:

Ка – абсолютно устойчивое;

Кфз – абсолютно устойчивое;

Кбз – абсолютно устойчивое.

По плановому году:

Ка – абсолютно устойчивое;

Кфз – абсолютно устойчивое;

Кбз – неустойчивое.

Выводы:

1. Темп роста доходной части бюджета муниципального образования составил 16,2%. В свою очередь, неналоговые доходы возросли на 15,2%, а  доходы от предпринимательской деятельности на 19,2%. В целом доходы бюджета увеличились на 15,5%.

2. Расчет показателей дефицита бюджета показал, что при таком развитии экономики муниципального образования, бюджет станет бездефицитным через 3,2 года. Как свидетельствуют расчеты, сегодня дефицит бюджета муниципального образования покрывается за счет кредитных договоров. Также для бюджета характерно увеличение заемных средств.

3. По расходам бюджета можно сказать, что в предыдущем году больше всего средств, а именно 27,8% от всей суммы расходов, было выделено на образование. Немного меньше сумма расходов приходится на жилищно-коммунальное хозяйство (24,1%). В плановом году приоритеты остались те же, только с меньшим удельным весом (20,7% - образование и 17,3% - ЖКХ).

4. В целом можно сказать, что наблюдается тенденция снижения расходов на содержание органов самоуправления и правоохранительную деятельность (-86,1%). Равные доли бюджета  пойдут на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, культуры, СМИ и т.д. (по 3,0% от общей суммы расходов бюджета). Однако, бюджет продолжает оставаться дефицитным.

В качестве рекомендаций, направленных на снижение дефицита бюджета муниципального образования, можно было бы порекомендовать обратить внимание на поиск резервов по сокращению доли заемных средств, развитие малого бизнеса, более эффективное распределение имеющихся финансовых и материальных ресурсов.