Оглавление

1. Источники финансовых ресурсов предприятия……………………….3

2. Фонд государственного социального страхования….………………..9

Список литературы……………………………………………………….12

1. Источники финансовых ресурсов предприятия

Инвестиции – одно из наиболее часто используемых понятий в экономике, в особенности если она находится в процессе трансформации или испытывает подъем. Термин «инвестиция» (от лат. investio – одеваю) подразумевает долгосрочное вложение капитала в экономику.

Инвестиционная деятельность имеет исключительно важное значение, поскольку создает основы для стабильного развития экономики в целом, отдельных ее отраслей, хозяйствующих субъектов. Не случайно поэтому она регулируется на уровне страны (Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»), а также отдельных субъектов РФ [1; 8].

Известны различные определения ключевых понятий инвестиционного процесса. В частности, согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ под инвестицией понимаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта», а инвестиционная деятельность «есть вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». На практике нередко термин «инвестиция» понимается в обобщенном смысле как вкладываемые активы и (или) как процесс вложения.

Традиционно различают два вида инвестиций:

1) финансовые;

2) реальные.

Первые представляют собой вложение капитала в долгосрочные финансовые активы – паи, акции, облигации; вторые – в развитие материально-технической базы предприятий производственной и непроизводственной сфер.

За реальными инвестициями в российском законодательстве закреплен специальный термин «капитальные вложения», под которыми понимаются «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе:

1) затраты на новое строительство;

2) расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий;

3) приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря;

4) проектно-изыскательские работы и другие затраты».

Реальные инвестиции, как правило, оформляются в виде так называемого инвестиционного проекта – документа, содержащего:

а) обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утвержденную в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);

б) описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) [6].

Объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству РФ и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам) запрещены.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторами, т. е. лицами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы) [7].

В основе экономики рыночного типа на микроуровне лежит пятиэлементная система финансирования:  

1) самофинансирование;

2) прямое финансирование через механизмы рынка капитала;

3) банковское кредитование;

4) бюджетное финансирование;

5) взаимное финансирование хозяйствующих субъектов.

Самофинасирование происходит за счет прибыли в результате деятельности фирмы. Собственники предприятия всегда имеют выбор между:

1) полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другие проекты;

2) реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение полученного дохода представляется более предпочтительным;

3) комбинацией первых двух вариантов, предусматривающих распределение полученного дохода на две части – реинвестированная прибыль и дивиденды.

Самофинансирование – наиболее очевидный способ мобилизации дополнительных источников средств, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Поэтому любое стратегическое направление развития бизнеса с неизбежность предполагает привлечение дополнительных источников финансирования.

Финансирование через механизмы рынка капитала. Никакое предприятие не ограничивается самофинансированием. Дело в том, что жить в долг выгодно; правда, в том случае, если этот долг обоснован. Поэтому предприятие прибегает к привлечению средств из других источников. Наиболее значимый источник – рынки капитала [8].

Существует два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа [5].

По сравнению с самофинансированием рынок капитала как источник обоснованного финансирования конкретной компании практически «бездонен». Если условия вознаграждения потенциальных инвесторов привлекательны в долгосрочном плане, можно удовлетворить инвестиционные запросы в достаточно больших размерах.

Банковское кредитование. Рассмотренные выше два метода финансирования деятельности компании не свободны от недостатков: первому методу свойственна ограниченность привлекаемых финансовых ресурсов, второму – сложность в реализации и недоступность для многих представителей малого и среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование выглядит весьма привлекательным.

Получение банковского кредита, в принципе, не связано с размерами производства заемщика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовых рынках; объемы привлекаемого капитала теоретически могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита может быть сделано в кратчайшие сроки и т. р. Главная проблема заключается в том, как убедить банкира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях.

Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постепенно сужается.

Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Поскольку в ходе осуществления хозяйственных связей предприятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа, естественным образом возникает взаимное финансирование.

Величина средств, «неодушевленных» в расчетах, в значительной степени зависит от многих факторов, в том числе и разветвленности и гибкости банковской системы. Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих заключается в том, что он является составной частью системы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость [7].

В условиях централизованно планируемой экономики имеет место абсолютная доминанта двух последних элементов приведенной системы – бюджетного финансирования и взаимного финансирования предприятий; в рыночной экономике прибыль и рынки капитала рассматриваются как основные способы наращивания экономического потенциала хозяйствующих субъектов.

Прибыль – наиболее дешевый и быстро мобилизуемый источник, однако, во-первых, его объемы ограничены и, во-вторых, существуют некоторые обязательные и (или) весьма желательные направления использования текущей прибыли.

Второй источник, напротив, требует немалых расходов по его созданию и реализации, кроме того, подготовка и проведение эмиссии – довольно продолжительны во времени; поэтому к данному источнику прибегают лишь после тщательной подготовки и в случае необходимости мобилизации крупного капитала, необходимого для реализации проектов, имеющих для компании стратегически важное значение.

Перечисленными способами не исчерпывается все их многообразие. В последние десятилетия появляются новые формы финансирования деятельности предприятий; одна из наиболее примечательных и бурно развивающихся – финансовый лизинг.

Развитие мировой экономики показывает, что в системе стратегического финансирования крупных хозяйствующих субъектов, в особенности субъектов, являющихся системообразующими для экономики мирового, национального и регионального масштабов, рынки капитала безусловно занимают доминирующее место [8].

2. Фонд государственного социального страхования

Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы ХХ столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения.

Фонд социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» [2; 3; 8]. 

 Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

1) региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;

2) центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

3) филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются:

1) обеспечить гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортного обслуживания работников и их детей;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования [4].

Средства Фонда формируются за счет:

1) страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога;

2) страховых взносов индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, обязанных уплачивать взносы в соответствии с действующим законодательством;

3) доходов от капитализации временно свободных средств;

4) ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий;

5) добровольных взносов граждан и юридических лиц;

6) поступлений от реализации путевок, оплачиваемых за счет средств Фонда;

7) средств, взыскиваемых со страхователей, в результате предъявления регрессивных требований;

8) других поступлений [6].

 В настоящее время члены моей семьи к Фонду государственного социального страхования отношения не имеют.

 

  

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

3. Положение от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

4. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. - М.: Изд-во МГУ,1998.-683с.

5. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. - М.:Экзамен,2002.-320с.

6. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001.-564с.

7. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов.-М.:Финансы,ЮНИТИ,1998.-687с.

8. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-634с.