Оглавление

1. Сущность, принципы и задачи финансового менеджмента…………..3

2. Этапы формирования финансовой стратегии предприятия…………..8

3. Понятие и функции финансового контроллинга…………………….12

Задачи……………………………………………………………………...14

Список использованной литературы…………………………………….18

1. Сущность, принципы и задачи финансового менеджмента

Финансовый менеджмент представляет собой систему прин­ципов и методов разработки и реализации управленческих реше­ний, связанных с формированием, распределением и использо­ванием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Эффективное управление финансовой деятельностью предпри­ятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются [3; 5]:

1. Интегрированность с общей системой управления пред­приятием.                В какой бы сфере деятельности предприятия не принима­лось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансо­вой деятельности, финансовый менеджмент непосредственно связан с производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функциональ­ного менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности финансового менеджмента с общей системой управ­ления предприятием.

2.  Комплексный характер формирования управленческих решений.             Все управленческие решения в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота предприятия теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокодоходных финансовых инвестиций может вызвать дефицит в финансировании производственной деятельности и как следствие - су­щественно уменьшить размер операционной прибыли (т.е. снизить потенциал формирования собственных финансовых ресурсов). Поэтому финансовый менеджмент должен рассматриваться как комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависи­мых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.

3.  Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффектив­ные управленческие решения в области формирования и использования финансовых ресурсов и оптимизации денежного оборота, раз­работанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его финансовой деятельности. Прежде всего, это связа­но с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехо­да к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъ­юнктуры финансового рынка. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. По­этому финансовому менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурс­ного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

4.  Вариативность подходов к разработке отдельных управ­ленческих решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирова­ния и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их вы­бор для реализации должен быть основан на системе критериев, опре­деляющих финансовую идеологию, финансовую стратегию или конкрет­ную финансовую политику предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы эффективными не казались те или иные проекты управленческих решений в области финансовой деятельности в теку­щем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в про­тиворечие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стра­тегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ре­сурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.

Эффективный финансовый менеджмент, организованный с уче­том изложенных принципов, позволяет формировать ресурсный по­тенциал высоких темпов прироста производственной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать его конкурентную позицию на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое раз­витие в стратегической перспективе.

С учетом содержания и принципов финансового менеджмента формируются его цели и задачи.

Главной целью финансового менеджмента является обеспе­чение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде [1]. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости пред­приятия, что реализует конечные финансовые интересы его владельцев. Характеризуя общепринятую в рыночной экономике вышеизложенную главную цель финансового менеджмента, следует отметить, что она вступает в противоречие с весьма распространенным мнением о том, что главной целью финансовой деятельности предприятия является максимизация прибыли. Дело в том, что максимизация рыночной стоимости предприятия далеко не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. Так, полученная высокая по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на цели текущего потребления, в результате чего предприятия будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего предстоящего развития (а неразвивающееся предприятие утрачивает в перспективе достигнутую конкурентную позицию на рынке, сокращает потенциал формирования собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, что в конечном итоге приводит к снижению его рыночной стоимости. Кроме того, высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при соответственно высоком уровне финансового риска и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение его рыночной стоимости. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач финансового менеджмента, но не как главная его цель.

В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач [2; 3]:

1.  Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в финансовых ресурсах предприятия на предстоящий период, максимизации объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, определения це­лесообразности формирования собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников, управления привлечением заемных финан­совых средств, оптимизации структуры источников формирования ресурсного финансового потенциала.

2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. Оптимизация распределе­ния сформированного объема финансовых ресурсов предусматривает установление необходимой пропорциональности в их использовании на цели производственного и социального развития предприятия, выплаты необходимого уровня доходов на инвестированный капитал собственни­кам предприятия и т.п. В процессе производственного потребления сформированных финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия должны быть учтены стратегические цели его развития и возможный уровень отдачи вкладываемых средств.

3.  Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается пу­тем эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечением синхро­низации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов. Одним из результатов такой оптимизации явля­ется минимизация среднего остатка свободных денежных активов, обеспечивающая снижение потерь от их неэффективного использо­вания и инфляции.

4.  Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация прибыли достигается за счет эффективного управления активами пред­приятия, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности. При этом, для достижения целей эконо­мического развития предприятие должно стремиться максимизировать не балансовую, а чистую прибыль, остающуюся в его распоря­жении, что требует осуществления эффективной налоговой, аморти­зационной и дивидендной политики. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня прибыли предприятия достигается, как правило, при существенном возрастании уровня финансовых рисков, так как между этими двумя показателями существует прямая связь. Поэтому максимизация прибыли должна обеспечиваться в пределах допустимого финансового риска, конкретный уровень которого устанавливается собственниками или менеджерами предприятия с учетом их финансового менталитета (отношения к степени допустимого риска при осуществлении хозяйственной деятельности).

5.  Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. Если уровень прибыли предприятия  задан или спланирован заранее, важной задачей являете) снижение уровня финансового риска, обеспечивающего получение этой прибыли. Такая минимизация может быть обеспечена путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактикой и избежанием отдельных финансовых рисков, эффективными формами их внутреннего и внешнего страхования.

6.  Обеспечение постоянного финансового равновесия пред­приятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективными пропорциями в объемах формирования финансовых ресурсов за счет различных источников, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей [2; 3].

Все рассмотренные задачи финансового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, обеспечение максимизации суммы прибыли при минимизации уровня финансового риска; обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов и посто­янного финансового равновесия предприятия в процессе его разви­тия и т.п.). Поэтому в процессе финансового менеджмента отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой для наиболее эф­фективной реализации его главной цели.

2. Этапы формирования финансовой стратегии предприятия

Основными этапами формирования финансовой стратегии предприятия являются [2; 4]:

1. Краткосрочное и долгосрочное планирование

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

2.Структура финансового плана.

Финансовый план предприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому раз­работка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из следующих разделов [4]:

1. Прогноз объемов реализации.

Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам: первый год - данные приводятся помесячно; второй год - данные приводятся поквартально; третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

2. Баланс денежных расходов и поступлений.

Главная задача - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.

 

 

3. Таблицу доходов и затрат.

Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль: первый год - данные приводятся помесячно; второй год - данные приводятся поквартально; третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

Среди анализируемых показателей выделяются: а) доходы от продаж товаров; б) издержки производства товаров; в) суммарная прибыль от продаж; г) общепроизводственные расходы (по видам); д) чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).

4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

Назначение - главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

5.График достижения безубыточности.

Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).

3. Прогноз объемов реализации

Прогноз объемов реализации (план сбыта) – своего рода отправная точка при подготовке главного бюджета, поскольку намечаемый объем продаж оказывает влияние на все составные части главного бюджета [2]. План сбыта обычно показывает количество единиц каждого изделия, которые компания предполагает продавать. Эта цифра умножается на предполагаемую цену продажи единицы изделия для составления плана сбыта. План сбыта включает также исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, которые позднее будут учтены при составлении кассового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией. Обычно он основывается:  на оценке показателей перспективного спроса;  на оценке предложений со стороны других производителей;  на результатах рыночных прогнозов и прогнозе доли рынка;  на прогнозах цен на товары.

4. Производственный план.

После того, как подготовлен план сбыта, разрабатывается производственный план, определяется количество единиц изделия, которое намечается запустить в производство, с тем, чтобы обеспечить планируемые продажи и потребности товарно-материальных запасов. Ожидаемый объем производства определяется вычитанием оцененных запасов готовой продукции на складе на начало периода из суммы предлагаемых к продаже единиц изделия и желательного объема наличной готовой продукции на складе на конец периода.

5. План доходов и расходов

Задача этого документа - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.

План доходов и расходов основывается на следующих прогнозных оценках: доходов от реализации; прочих доходов; издержек производства и реализации продукции; прочих издержек: ожидаемых налоговых выплат; выплат процентов по долгам

План доходов и расходов также составляется в первый год помесячно, во второй - поквартально, в третий - в целом.

6. Баланс денежных поступлений и выплат

План-баланс демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец рассчитываемого периода времени. Из его анализа можно сделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени. Отчет о движении денежных средств характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике.

7. План по источникам и использованию средств

Данный документ показывает, на что расходуются средства, полу­ченные предприятием в качестве доходов от собственной хозяйст­венной деятельности и из других источников. Цель такого плана - дать ясную картину, из чего складываются средства предприятия и каким образом они будут тратиться на прирост активов или на по­крытие задолженности.

3. Понятие и функции финансового контроллинга

Контроллинг – это система управления процессами достижения целей и результатов деятельности предприятия [1]. Понятие «контроллинг» шире понятия «управленческий учет» поскольку включает в себя не только учетные функции, но и функции планирования и управления процессами достижения целей на предприятии.

Финансовый контроллинг сориентированный на функциональную поддержку финансового менеджмента, что определяет его содержание и основные задания. Ведущей целью финансового контроллинга есть ориентация управленческого процесса на максимизацию прибыли и стоимости капитала владельцев при минимизации риска и сохранении ликвидности и платежеспособности предприятия.

Реализация положенных на финансовый контроллинг заданий достигается в ходе выполнения службами контроллинга своих функций и использования специфических методов.

В основе контроллинга лежит система direct-costing, сущность которой заключается в делении затрат на условно-постоянные и условно-переменные и предусматривает учет затрат по усеченной себестоимости. Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.

В системе контроллинга обосабливаются три группы затрат [5]:

1. Прямые производственные затраты (зависят от объема деятельности и пропорциональны ему).

2. Затраты на организацию группы 1, которые нельзя отнести к конкретным видам продукции, но можно учитывать по группам изделий, сферам ответственности или функциональным областям деятельности.

3. Затраты на подготовку и организацию группы 2, которые являются условно-постоянными, не распределяемыми ни по видам продукции ни по видам деятельности.

Основными функциями финансового контроллинга являются [4; 5]:

- наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;

- измерение степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных;

- диагностирование по размерам отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии предприятия и существенного снижения темпов его финансового развития;

- разработка оперативных управленческих решений по норма­лизации финансовой деятельности предприятия в соответствии с предусмотренными целями и показателями;

- корректировка при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Задачи

1. Определите величину первоначальной суммы, необходимой для получения через 4 года 300 000 тыс. руб. при поквартальном на­числении процентов, если используется сложная ставка ссудного про­цента 28% годовых.

Решение:

         Для расчета будем использовать следующую формулу:

                                                             Sc

                                              Р = ---------------,

                                                         (1 + i)n

где: Р – первоначальная сумма вклада;

Sc – будущая стоимость вклада (денежных средств) при его наращении по сложным процентам;

i – используемая процентная ставка, выраженная десятичной дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый процентный платеж, в общем обусловленной периоде времени.

                                            300 000

                                   Р = ----------------- = 15511,9 тыс. руб.

                                            (1 + 0,28)12

2.  Необходимо рассчитать реальную годовую процентную ставку на предстоящий год с учетом следующих данных: номинальная годо­вая процентная ставка по опционным и фьючерсным операциям на фондовой бирже на предстоящий год сложилась в размере 13,5%; про­гнозируемый годовой темп инфляции составляет 11%.

 

Решение:

                                                I  - ТИ

                                     IP = -----------------,

                                                I + ТИ

где: IP – реальная процентная ставка (фактическая или прогнозируемая в определенном периоде), выраженная десятичной дробью;

I – номинальная процентная ставка (фактическая или прогнозируемая в определенном периоде), выраженная десятичной дробью;

ТИ – темп инфляции (фактический или прогнозируемый в определенном периоде), выраженная десятичной дробью.

                                            0,135 – 0,11

                                 IP = -------------------- = 0,1

                                            0,135 + 0,11

3.   Необходимо определить будущую и  настоящую стоимость вклада с учетом фактора риска при следующих условиях: первона­чальная сумма вклада составляет 1800 тыс. руб.; безрисковая норма доходности на финансовом рынке составляет 9%; уровень премии за риск определен в размере 11%; общий период размещения вклада со­ставляет 3 года при поквартальном начислении процентов; ожидаемая будущая стоимость денежных средств - 2500 тыс. руб.

Решение:

                                  SR = P [(1 + An)(1 + RPn)]n,

где: SR – будущая стоимость вклада (денежных средств), учитывающих фактор риска;

P – первоначальная сумма вклада;

An – безрисковая норма доходности на финансовой рынке, выраженная десятичной дробью;

RPn – уровень премии за риск по конкретному финансовому инструменту (финансовой операции), выраженный десятичной дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый конкретный платеж, в общем обусловленном периоде времени.

SR = 1800 [(1 + 0,09)(1 + 0,11)]12 = 17711,9 тыс. руб.

При оценке настоящей стоимости денежных средств с учетом фактора риска используется следующая формула:

                                                   SR

                            PR = --------------------------------,

                                       [(1 + An)(1 + RPn)]n

где: PR  - настоящая стоимость вклада (денежных средств), учитывающих фактор риска.

                                                17711,9

                             PR = ------------------------------- = 1799,9 тыс. руб.

                                        [(1 + 0,09)(1 + 0,11)]12

4. Определить необходимый уровень премии за ликвидность и необходимый общий уровень доходности с учетом фактора ликвидно­сти при следующих условиях: общий период ликвидности конкретно­го инструмента инвестирования составляет 21 день; среднегодовая норма доходности по инвестиционным инструментам с абсолютной ликвидностью составляет 11,5%.

Решение:

                                           ОПл * Дн

                           ПЛ = ------------------------,

                                                360

где: ПЛ – необходимый уровень премии за ликвидность, в процентах;

ОПл – общий период ликвидности конкретного объекта (инструмента) инвестирования, в днях;

Дн – средняя годовая норма доходности по инвестиционным объектам (инструментам) с абсолютной ликвидностью, в процентах.

                                           21 * 11,5

                           ПЛ = ------------------------ = 0,67.

                                               360

Список использованной литературы

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 358с.

2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, 1999. – 528с.

3. Ковалев В.В. Финансы предприятий. – М.: ТК Велби, 2003. – 455с.

4. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 470с.

5. Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента. – М.: «Ось-89», 2001. – 351с.