Оглавление

1. Сущность, содержание, цель, задачи финансового менеджмента…...3

2. Управление прибылью, рентабельностью предприятия,

    организации: порядок формирования, расчет показателей

    прибыли, рентабельности предприятия, организации;

    экономические факторы, определяющие величину прибыли………..8

Задачи……………………………………………………………………...17

Список использованной литературы…………………………………….21

1. Сущность, содержание, цель, задачи финансового менеджмента

Финансовый менеджмент представляет собой систему прин­ципов и методов разработки и реализации управленческих реше­ний, связанных с формированием, распределением и использо­ванием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Эффективное управление финансовой деятельностью предпри­ятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются [3; 5]:

1. Интегрированность с общей системой управления пред­приятием.                В какой бы сфере деятельности предприятия не принима­лось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансо­вой деятельности, финансовый менеджмент непосредственно связан с производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функциональ­ного менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности финансового менеджмента с общей системой управ­ления предприятием.

2.  Комплексный характер формирования управленческих решений.             Все управленческие решения в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота предприятия теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокодоходных финансовых инвестиций может вызвать дефицит в финансировании производственной деятельности и как следствие - су­щественно уменьшить размер операционной прибыли (т.е. снизить потенциал формирования собственных финансовых ресурсов). Поэтому финансовый менеджмент должен рассматриваться как комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависи­мых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.

3.  Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффектив­ные управленческие решения в области формирования и использования финансовых ресурсов и оптимизации денежного оборота, раз­работанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его финансовой деятельности. Прежде всего, это связа­но с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехо­да к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъ­юнктуры финансового рынка. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. По­этому финансовому менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурс­ного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

4.  Вариативность подходов к разработке отдельных управ­ленческих решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирова­ния и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их вы­бор для реализации должен быть основан на системе критериев, опре­деляющих финансовую идеологию, финансовую стратегию или конкрет­ную финансовую политику предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы эффективными не казались те или иные проекты управленческих решений в области финансовой деятельности в теку­щем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в про­тиворечие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стра­тегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ре­сурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.

Эффективный финансовый менеджмент, организованный с уче­том изложенных принципов, позволяет формировать ресурсный по­тенциал высоких темпов прироста производственной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать его конкурентную позицию на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое раз­витие в стратегической перспективе.

С учетом содержания и принципов финансового менеджмента формируются его цели и задачи.

Главной целью финансового менеджмента является обеспе­чение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде [1]. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости пред­приятия, что реализует конечные финансовые интересы его владельцев. Характеризуя общепринятую в рыночной экономике вышеизложенную главную цель финансового менеджмента, следует отметить, что она вступает в противоречие с весьма распространенным мнением о том, что главной целью финансовой деятельности предприятия является максимизация прибыли. Дело в том, что максимизация рыночной стоимости предприятия далеко не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. Так, полученная высокая по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на цели текущего потребления, в результате чего предприятия будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего предстоящего развития (а неразвивающееся предприятие утрачивает в перспективе достигнутую конкурентную позицию на рынке, сокращает потенциал формирования собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, что в конечном итоге приводит к снижению его рыночной стоимости. Кроме того, высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при соответственно высоком уровне финансового риска и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение его рыночной стоимости. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач финансового менеджмента, но не как главная его цель.

В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач [2; 3]:

1.  Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в финансовых ресурсах предприятия на предстоящий период, максимизации объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, определения це­лесообразности формирования собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников, управления привлечением заемных финан­совых средств, оптимизации структуры источников формирования ресурсного финансового потенциала.

2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. Оптимизация распределе­ния сформированного объема финансовых ресурсов предусматривает установление необходимой пропорциональности в их использовании на цели производственного и социального развития предприятия, выплаты необходимого уровня доходов на инвестированный капитал собственни­кам предприятия и т.п. В процессе производственного потребления сформированных финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия должны быть учтены стратегические цели его развития и возможный уровень отдачи вкладываемых средств.

3.  Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается пу­тем эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечением синхро­низации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов. Одним из результатов такой оптимизации явля­ется минимизация среднего остатка свободных денежных активов, обеспечивающая снижение потерь от их неэффективного использо­вания и инфляции.

4.  Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация прибыли достигается за счет эффективного управления активами пред­приятия, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности. При этом, для достижения целей эконо­мического развития предприятие должно стремиться максимизировать не балансовую, а чистую прибыль, остающуюся в его распоря­жении, что требует осуществления эффективной налоговой, аморти­зационной и дивидендной политики. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня прибыли предприятия достигается, как правило, при существенном возрастании уровня финансовых рисков, так как между этими двумя показателями существует прямая связь. Поэтому максимизация прибыли должна обеспечиваться в пределах допустимого финансового риска, конкретный уровень которого устанавливается собственниками или менеджерами предприятия с учетом их финансового менталитета (отношения к степени допустимого риска при осуществлении хозяйственной деятельности).

5.  Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. Если уровень прибыли предприятия  задан или спланирован заранее, важной задачей являете) снижение уровня финансового риска, обеспечивающего получение этой прибыли. Такая минимизация может быть обеспечена путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактикой и избежанием отдельных финансовых рисков, эффективными формами их внутреннего и внешнего страхования.

6.  Обеспечение постоянного финансового равновесия пред­приятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективными пропорциями в объемах формирования финансовых ресурсов за счет различных источников, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей [2; 3].

Все рассмотренные задачи финансового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, обеспечение максимизации суммы прибыли при минимизации уровня финансового риска; обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов и посто­янного финансового равновесия предприятия в процессе его разви­тия и т.п.). Поэтому в процессе финансового менеджмента отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой для наиболее эф­фективной реализации его главной цели.

2. Управление прибылью, рентабельностью предприятия, организации: порядок формирования, расчет показателей прибыли, рентабельности предприятия, организации; экономические факторы, определяющие величину прибыли

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. В реальной действительности прибыль – конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия и фирмы.

С учетом последовательности торгово-хозяйственной деятельности, особенностей формирования доходов и затрат процесс образования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом        (рис. 1) [4].

 

Рис. 1 Схема формирования прибыли предприятия

Основным источником получения предприятием прибыли является валовой доход.

         Валовой доход в суммовом выражении определяется как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.

         Валовой доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле [2]:

                                РЦ = СС + ПII + ТНII + НДС + ТН + НП,                    (1)

где: РЦ – розничная цена товара, руб.;

                 СС – себестоимость производства товара, руб.;

                 ПII – прибыль производственного предприятия, руб.;

                 ТНII – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;

                 НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

                 ТН – торговая надбавка розничного торгового предприятия, руб.;

                 НП – налог с продаж, руб.

         Валовой доход предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена) или у посредников (оптовая цена).

         Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия.

         Прибыль от реализации товаров определяется по формуле [2]:

                                              ПР = ВД – НДС – ИО,                                  (2)

где: ПР – прибыль от реализации товаров, руб.;

                 ВД – валовой доход от реализации товаров, руб.;

                 НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

                 ИО   – издержки обращения, руб.

         Налог на добавленную стоимость по своей сути является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель.

         В настоящее время розничная цена товара может быть увеличена на сумму налога с продаж. Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами Российской Федерации, он обязателен к уплате юридическими и физическими лицами, реализующими товары (работы, услуги) на территории соответствующих субъектов РФ.

         Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле [2; 3]:

                                                   ПФХД = ПР ± СДР,                               (3)

где: ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, руб.;

                    ПР – прибыль от реализации, руб.;

         СДР     – сальдо внереализационных и прочих операционных доходов и расходов, руб.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на [4]:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) операционные доходы;

в) внереализационные доходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступления относятся также чрезвычайные доходы.

В состав внереализационных и прочих операционных доходов включаются: доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам и пр.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организаций подразделяют               на [4]:

а) расходы по обычным видам деятельности;

б) операционные расходы;

в) внереализационные расходы.

Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам относятся также чрезвычайные расходы.

В состав внереализационных и прочих операционных расходов включаются: затраты по аннулированным торгово-хозяйственным сделкам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания, и др.

         Одним из самых значительных видов внереализационных расходов торговых предприятий являются расходы по оплате некоторых налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений, сбор на содержание правоохранительных органов), а также по операциям, связанным  с получением внереализационных доходов.

         Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.

         Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль),  может быть вычислена по формуле:

                                                        ЧП = ВП – НП,                                     (4)

где: ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;

                 ВП – валовая прибыль, руб.;

                 НП – налог на прибыль, руб.;

         Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.

         Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. 2 [5].

 

Рис. 2. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

        

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль.

Основными взаимовлияющими факторами являются [3]:

-                     объем продажи товаров;

-                     розничные цены на реализованные товары;

-                     издержки обращения;

-                     оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала);

-                     фондовооруженность работников;

-                     налогоемкость предприятий;

-                     численность работников.

Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применять метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты.

Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов, то есть ресурсы трансформируются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятельности.

При использовании метода комплексного анализа, исходя из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора, должен вызвать адекватный рост другого.

Развитие предприятия возможно при следующих необходимых условиях [4]:

                                         П > Т > И > Ф >Р,                                 (5)

где: П – темп роста прибыли,

       Т – темп роста товарооборота,

       И – темп роста издержек обращения,

       Ф – темп роста фондовооруженности работников,

       Р – темп роста численности работников.

Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом  товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала.

Снижение издержек обращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ним отчислений на социальные нужды. Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты.

Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложением. Трудности, возникающие при продаже товаров в виде снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Результатом соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены.

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При  рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность.

Рентабельность, в отличие от прибыли, полнее отражает окончатель­ные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эф­фекта с наличными или потребленными ресурсами [1]. Показатель абсо­лютной суммы прибыли при анализе результатов деятельности пред­приятия не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, так как неизвестен выполненный объем работ. Только соот­ношение прибыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности, позволяет оценить производственно-хозяй­ственную деятельность предприятия в отчетном году, сравнить с резуль­татами отчетных периодов, а также определить место анализируемого предприятия среди других предприятий отрасли.

Показатели рента­бельности (табл. 1) используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [1; 3].

Таблица 1

Основные показатели рентабельности

Формула

Пояснения

Комментарий

1. Рентабельность продаж (Рп)

Рп = Пп / В

В - выручка от продаж

Пп - прибыль от продаж

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу продукции. Рост коэффициента - следствие роста цен при постоянных затратах на производство или снижение затрат на производство при постоянных ценах

2. Рентабельность всего капитала предприятия (Рок)

Рок = П / Бср

Бср - средний за период итог баланса П - может выступать как валовая прибыль (ПБ), так и прибыль от продаж

Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение  коэффициента - следствие падающего спроса на продукцию

3. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Рв)

Рв = П / АВср

АВср - средняя величина внеоборотных активов за период

Показывает эффективность использования основных средств. Рост коэффициента при снижении коэффициента рентабельности всего капитала свидетельствует об преувеличении мобильных средств

4. Рентабельность собственного капитала (Рек)

Рек = П / Кс

Кс - средняя величина источников собственных средств по балансу за период

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента влияет на уровень котировки акций на фондовых биржах

5. Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (Ри)

Ри = П / Ки

Ки - средняя величина долгосрочных кредитов и займов за период

Показывает эффективность использования инвестиционного капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок

Задачи

1.  Оцените наиболее предпочтительный вариант вложения вклад­чиком в банк 50 тыс. р. на срок 4 года, если:

1)  процентная ставка - 18 % годовых, начисление производится ежегодно по простым ставкам ссудных процентов;

2)  процентная ставка - 15 % годовых, начисление производится ежегодно по сложным ставкам ссудных процентов.

Решение:

Рассмотрим первый вариант. Согласно формуле (6), рассчитаем наращенную сумму.

                                          S = P (1 + n * i),                                     (6)

где: Р – величина первоначальной денежной суммы (первоначального долга), тыс.р.;

       n – продолжительность периода начисления, г.;

       i – относительная величина годовой ставки процентов, доли ед.

S = 50000 (1 + 4 * 0,18) = 86000 руб.

Рассмотрим второй вариант для расчета мы используем формулу (7):

                                           S = P (1 + i)n,                                          (7)

S = 50000 (1 + 0,15)4 = 87450,3 руб.

Таким образом, вкладчику более выгоден второй вариант вложения денежных средств в банк.

2.  Вексель, выданный на сумму 100 тыс. р. со сроком погашения 20 сентября текущего года, владелец, векселя учел в банке 7 сентября по учетной ставке 110 % годовых. Определить доход банка и сумму, полученную по векселю.

Решение:

Наращенная сумма выплат определяется по формуле (8):

                                                      k

                                   S = P (1 + ------ i), тыс. р.,                    (8)

                                                     365

где: S – наращенная сумма выплат;

       Р – величина первоначальной денежной суммы, тыс. р.;

       k – продолжительность периода начисления, дни;

       i – относительная величина годовой ставки процентов, доли ед.

                                                        13

                                 S = 100 (1 + ------- 1,1) =  103,9 тыс. р.

                                                       365

Доход банка = 103,9 – 100,0 = 3,9 тыс. р.

3.  Рассчитайте сумму заемных и привлеченных средств, коэффи­циент автономии, дайте оценку финансовой устойчивости организации при следующих условиях: собственные средства организации увеличи­лись за отчетный год с 835 млн. р. до 835,8 млн. р., общая сумма источ­ников денежных средств возросла с 736 млн. р. до 736,7 млн. р.

Решение:

Рассчитаем сумму заемных средств:

- на начало года 835 – 736 = 99 млн.руб.

- на конец года 835,8 – 736,7 = 99,1 млн. руб.

Рассчитаем сумму привлеченных средств:

- на начало года 736 млн.руб.

- на конец года 736,7 млн. руб.

Таким образом, за год:

- сумма заемных средств составила = 0,1 млн. руб.

- сумма привлеченных средств составила = 0,7 млн.руб.

Найдем коэффициент автономии по формуле (9):

                                     К = СК / Вб, доли ед.,                            (9)

где: СК – собственный капитал предприятия, тыс.руб.;

        Вб – валюта баланса, представляющая собой итог пассива баланса, тыс. руб.

Нормативное значение К≥0,7

К = 835,8 / 736,7 = 1,13

Организация занимает достаточно устойчивое финансовое положение, так как коэффициент автономии намного выше нормы и привлеченных средств в 7 раз больше чем заемных.

4. Определить критический объем производства при условии, что в отчетном году условно-постоянные расходы организации составили 300 тыс. р., цена единицы продукции - 1 100 р., переменные расходы на единицу продукции - 350 р. Как изменится ситуация, если цена едини­цы продукции увеличится на 100 р.?

Решение:

Определим критический объем производства, используя формулу (10):

                               Vk = Рпос / (Ц – Рперуд), шт.                     (10)

где: Ц – цена единицы продукции, р.;

       Рперуд – удельные переменные расходы, т.е. переменные расходы на производство единицы продукции, р.

Vk = 300000 / (1100 – 350) = 400 шт.

В случае увеличения переменных расходов на единицу продукции до 450 р критический объем производства составит:

Vk = 300000 / (1100 – 450) = 353 шт.

Таким образом, при увеличении переменных расходов на 100 руб. критический объем производства снизится с 400 шт. до 353 шт.

Список использованной литературы

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 358с.

2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, 1999. – 528с.

3. Ковалев В.В. Финансы предприятий. – М.: ТК Велби, 2003. – 455с.

4. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 470с.

5. Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента. – М.: «Ось-89», 2001. – 351с.