Содержание:

I. Теоретическая часть

Введение …………………………………………………………………………3

1. Сущность и организация финансирования медицинского

    страхования …………………………………………………………………...4

2. Страховые медицинские организации и учреждения …………………….10

Заключение ……………………………………………………………………..18

II. Практическое задание …………………………………………………….19

Список литературы ……………………………………………………………..20

I. Теоретическая часть

Введение

Введение обязательного медицинского страхования означает появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования - бюджетно-страховой. В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными. За счет бюджетных средств обеспечивается финансирование здравоохра­нения в части неработающего населения (пенсионеры, безработ­ные, студенты, дети, домохозяйки и другие категории), а внебюд­жетных — работающих граждан. В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые и осуществляют уплату стра­ховых взносов за неработающую часть населения. Во втором слу­чае страхователями и плательщиками страховых взносов являются предприятия, граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица, лица свободных профессий.

С 1 января 1993 г. полностью введен в действие Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». За­кон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения и обеспечивает конституционное  право  граждан  на  медицинскую  помощь  в рамках базовой программы.

Фонд обязательного медицинского страхования является одним из способов регулирования здоровья нации, во время социальной незащищенности граждан, экономической нестабильности и классового неравенства.

1. Сущность и организация финансирования медицинского страхования

 

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей меди­цинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обяза­тельное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования [3, c.223].

Задачи медицинского страхования - гарантировать гражда­нам при возникновении страхового случая получение медицин­ской помощи за счет накопленных средств и проводить профи­лактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обя­зательном и добровольном. Обязательное медицинское страхова­ние является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возмож­ности в получении медицинской и лекарственной помощи, пре­доставляемой за счет средств обязательного медицинского стра­хования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных программами обязательного медицинского стра­хования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. Коллективное страхование осу­ществляется в соответствии с социальными программами развития предприятий и является дополнительным к обязательному государственному страхованию [1, c. 506].

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователями являются:

- при обязательном медицинском страховании для нерабо­тающего  населения  —   исполнительные  органы  власти субъектов РФ, местная администрация, для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, ли­ца, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельно­стью, и лица свободных профессий;

- при добровольном медицинском страховании — отдель­ные граждане или предприятия, представляющие интере­сы граждан [2, c.154].

Страховые медицинские организации — это юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие соответ­ствующую лицензию.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхо­вания являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институ­ты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицин­ской помощи при возникновении страхового случая.

Медицинское страхование осуществляется путем заключения договора между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заклю­ченному договору в соответствии с законодательством.

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса. Каждый гражда­нин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоя­тельно, получает страховой медицинский полис, находящийся на руках у застрахованного лица. Граждане РФ имеют право на:

- выбор медицинской страховой организации;

- выбор медицинского учреждения и врача;

- получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;

- получение медицинских услуг, соответствующих по объ­ему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

- предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное   возмещение   причиненного   по   их   вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

- возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условия­ми договора [4, c.198].

На территории РФ лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхо­вания, как и граждане РФ. Медицинское страхование граждан РФ, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусто­ронних соглашений РФ со странами пребывания граждан. Ино­странные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют та­кие же права и обязанности в области медицинского страхова­ния, как и граждане РФ.

Страхователь имеет право на:

- свободный выбор страховой организации;

- контроль за выполнением условий договора меди­цинского страхования;

- возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном меди­цинском страховании в соответствии с условиями договора.

Предприятие-страхователь, кроме того, имеет право на привле­чение средств за счет прибыли предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников.

В обязанности страхователя входит:

- заключать договор обяза­тельного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;

- вносить страховые взносы в порядке, установлен­ном законом и договором медицинского страхования;

- в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагопри­ятных факторов воздействия на здоровье граждан;

- предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию.

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

- средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- средства государственных и общественных организаций, предприятий;

- личные средства граждан;

- безвозмездные и благотворительные взносы и пожертво­вания;

- доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других кредиторов;

- другие источники [5, c.88].

Из этих средств формируются самостоятельные фонды здра­воохранения и фонды медицинского страхования.

Финансовые ресурсы государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации единой политики в области охраны здоровья населения. Они направляются на:

- финансирование мероприятий по разработке и реализа­ции целевых программ;

- обеспечение профессиональной подготовки кадров;

- финансирование научных исследований;

- развитие    материально-технической    базы    учреждений здравоохранения;

- субсидирование конкретных территорий с целью вырав­нивания условий оказания медицинской помощи населе­нию по обязательному медицинскому страхованию;

- оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

- финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

- оказание медицинской помощи при массовых заболева­ниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Финансовые средства государственной системы обязатель­ного медицинского страхования формируются за счет отчисле­ний страхователей на обязательное медицинское страхование.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным некоммерческим учреждением.

Основными задачами фонда являются:

- финансовое обеспечение установленных законодательст­вом   прав   граждан   на   медицинскую   помощь   за  счет средств обязательного медицинского страхования;

- обеспечение  финансовой устойчивости  системы  обяза­тельного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской по­мощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицин­ского страхования;

- аккумулирование финансовых средств фонда для обеспе­чения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования [3, c. 203-204].

Финансовые средства фонда являются федеральной собст­венностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъ­ятию не подлежат. Они образуются за счет:

- части страховых взносов хозяйствующих субъектов и дру­гих организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

- ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

- добровольных взносов юридических и физических лиц;

- доходов от использования временно свободных финансо­вых средств;

- нормированного страхового запаса фонда;

- поступлений из других источников.

Временно свободные финансовые средства фонда размеща­ются в банковских депозитах и могут использоваться для приоб­ретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. До­ходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса фонда направляют­ся на финансирование только тех мероприятий, которые осуще­ствляются в соответствии с задачами фонда.

Затраты на содержание фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели его бюджетом.

Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из феде­рального бюджета на следующий год не учитываются [1, c.304].

Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его испол­нении, которые по представлению Правительства РФ утвержда­ются федеральным законом.

Управление фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным орга­ном - директором.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхова­ния создаются законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Финансовые средства и имущество всех фондов обязательного медицинского страхования находятся в федеральной собственности.

Средства, направляемые гражданами и юридическими лица­ми на финансирование государственной, муниципальной систем здравоохранения, не облагаются налогами. Федеральный и тер­риториальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной дея­тельности.

2. Страховые медицинские организации и учреждения

Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения. Органы управления здравоохранением и меди­цинские учреждения не имеют права быть учредителями страхо­вых медицинских организаций, но они имеют право владеть ак­циями страховых медицинских организаций. Суммарная доля акций, принадлежащих органам управления здравоохранением и медицинским учреждениям, не превышает 10% общего пакета акций страховой медицинской организации [4, c.208].

Страховая медицинская организация наделена следующими правами и обязанностями:

- выбирать медицинские учреждения для оказания меди­цинской помощи  и услуг по договорам  медицинского страхования;  участвовать  в  аккредитации  медицинских учреждений; устанавливать размер страховых взносов по добровольному  медицинскому  страхованию;   принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; предъявлять в судебном порядке иск медицинскому уч­реждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального ущерба, причи­ненного застрахованному по их вине;

- осуществлять деятельность по обязательному медицин­скому страхованию на некоммерческой основе; заключать договоры  с  медицинскими учреждениями  на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию; заключать договоры на ока­зание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими или другими учреждениями;

- с момента заключения договора медицинского страхования выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы; осуществлять возврат части страхо­вых взносов страхователю или застрахованному, если это предусмотрено договором медицинского страхования; контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора; защищать интересы застрахованных лиц.

Страховая медицинская организация не имеет права отказать страхователю в заключении договора обязательного медицин­ского страхования, соответствующего действующим условиям страхования.

Государственная лицензия на право заниматься медицин­ским страхованием выдается органами Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспе­чивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации. Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населе­ния осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответ­ствующие годы. При недостатке средств местного бюджета стра­ховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов [2, c.566].

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий устанавливается в процентах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Его размер составляет 3,6%, из них 0,2% - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Добровольное меди­цинское страхование осуществляется за счет прибыли предпри­ятий и личных средств граждан путем заключения договора. Размеры страховых взносов на добровольное медицинское стра­хование устанавливаются по соглашению сторон. От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобожда­ются общественные организации инвалидов, находящиеся в соб­ственности этих организаций предприятия, объединения и уч­реждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Медицинские учреждения, оказывающие медицинскую по­мощь в системе медицинского страхования, заключают договоры со страховыми медицинскими организациями.   По лицензиям медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязатель­ного медицинского страхования. Медицинские учреждения, вы­полняющие программы медицинского страхования, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне системы медицинского страхования. Все медицинские учреждения подлежат обязатель­ному лицензированию и аккредитации.

Договор на предоставление медицинских услуг — это соглаше­ние, по которому медицинское учреждение обязуется предостав­лять застрахованным лицам медицинскую помощь определен­ного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.

Тарифы на медицинские услуги:

- при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организа­циями, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления и профессиональными медицин­скими  ассоциациями  и  устанавливаются таким  образом, чтобы обеспечить рентабельность медицинских учреждений;

- при добровольном медицинском страховании устанавли­ваются  по соглашению  между страховой  медицинской организацией и предприятием, организацией, учреждени­ем или лицом, предоставляющим эти услуги [5, c.122].

Доходы от деятельности медицинских учреждений при вы­полнении  программ  обязательного  медицинского  страхования налогами не облагаются.

Оплата услуг медицинских учреждений страховыми органи­зациями производится в порядке и сроки, предусмотренные до­говором между ними, но не позднее месяца с момента представ­ления документа об оплате. Ответственность за несвоевремен­ность внесения платежей определяется условиями договора ме­дицинского страхования.

Страховая медицинская организация имеет право требовать от юридических или физических лиц, ответственных за причи­ненный вред здоровью гражданина, возмещения ей расходов в пределах суммы, затраченной на оказание застрахованному ме­дицинской помощи, за исключением случаев, когда вред причи­нен страхователем.

Порядок формирования фондов и средств целевого назначения является единым для всех территориальных фондов, включая их филиалы.

Финансовые средства территориального фонда обязательного медицинского страхования включают две основные группы:

1) фонды и резервы, обеспечивающие функционирование системы обязательного медицинского страхования, в том числе: фонд финансовых средств обязательного медицинского страхо­вания,   направляемых   на   финансирование   территориальной программы обязательного медицинского страхования; нормиро­ванный страховой запас;

2) фонды и средства целевого назначения, формируемые за счет средств, направляемых на содержание исполнительной ди­рекции территориального  фонда обязательного  медицинского страхования, в том числе: единый фонд оплаты труда, фонд ма­териальных и приравненных к ним затрат, фонд производствен­ного и социального развития [5, c.124].

Финансовые средства территориального фонда образуются за счет: страховых взносов предприятий на обязательное медицин­ское страхование; платежей, предусматриваемых органами ис­полнительной власти в соответствующих бюджетах на обяза­тельное медицинское страхование неработающего населения; сумм, принимаемых в счет погашения задолженности по уплате страховых взносов на основании взаимозачетов; доходов, полу­чаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориального фонда; финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, страховых медицинских организаций, медицин­ских учреждений и других юридических и физических лиц в ре­зультате предъявления им регрессных, штрафных и других тре­бований; добровольных взносов юридических и физических лиц; других поступлений.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхо­вания и его филиалы финансируют страховые медицинские ор­ганизации на основании договоров о финансировании обяза­тельного медицинского страхования. Оно осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам.

В соответствии с договором о финансировании обязатель­ного медицинского страхования при недостатке у страховой ме­дицинской организации средств для оплаты медицинской по­мощи в рамках территориальной программы обязательного ме­дицинского страхования она обращается в фонд за субвенциями.

Страховые медицинские организации, осуществляющие обя­зательное медицинское страхование населения соответствующей территории, в том числе филиалы страховых медицинских орга­низаций, находящихся на других территориях, предоставляют фонду информацию о количестве и составе застрахованных, объеме и стоимости оплаченных медицинских услуг при осуще­ствлении ими территориальной программы обязательного меди­цинского страхования, размерах штрафных санкций, предъяв­ленных ими к медицинским учреждениям, данные о расходах на ведение дела и формировании и расходовании резервов и фон­дов по обязательному медицинскому страхованию и другую не­обходимую информацию.

Полученные от фонда по дифференцированным подушевым нормативам средства обязательного медицинского страхования страховые медицинские организации используют на оплату ме­дицинских услуг, формирование резервов, оплату расходов по ведению дела по обязательному медицинскому страхованию, формирование фонда оплаты труда работников, занятых обяза­тельным медицинским страхованием [2, c. 516].

Фонд устанавливает для страховых медицинских организа­ций единые нормативы финансовых фондов и резервов в про­центах к финансовым средствам, передаваемым им на проведе­ние обязательного медицинского страхования. При этом сумма средств в запасном резерве не должна превышать одномесячно­го, а в резерве финансирования предупредительных мероприя­тий — двухнедельного запаса средств на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования. Фонд устанавливает порядок ис­пользования страховыми медицинскими организациями финан­совых резервов и фондов.

Резерв оплаты медицинских услуг - это финансовые средства, формируемые страховой медицинской организацией для оплаты предстоящей медицинской помощи застрахованным. Средства резерва оплаты медицинских услуг предназначены для оплаты в течение действия договоров страхования медицинских услуг, оказанных застрахованному контингенту в объеме и на условиях территориальной программы обязательного медицинского стра­хования.

По окончании календарного года определяются финансовые результаты проведения обязательного медицинского страхова­ния, и в случае превышения доходов над расходами сумма пре­вышения направляется на пополнение резервов и дохода страхо­вой медицинской организации.

Важное значение для развития системы медицинского стра­хования имеет Программа государственных гарантии обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Она определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бес­платно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицин­ского страхования и других поступлений.

В рамках базовой программы обязательного медицинского стра­хования граждан РФ предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения незави­симо от их организационно-правовой формы при инфекцион­ных и паразитарных заболеваниях. Базовая программа осуществ­ляется за счет средств обязательного медицинского страхования. На основе базовой программы органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, объем пре­доставляемой медицинской помощи по которым не может быть меньше объема, установленного базовой программой.

На территории РФ гражданам РФ предоставляется за счет средств федерального бюджета — медицинская помощь, оказы­ваемая в федеральных медицинских учреждениях, в том числе дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения РФ; бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований - скорая медицин­ская помощь, оказываемая станциями скорой медицинской по­мощи; амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах.

Подушевыми нормативами финансирования здравоохранения яв­ляются показатели, отражающие размеры средств на компенса­цию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помо­щи в расчете на одного человека. Они формируются органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из определенных ими показателей стоимости медицинской помощи по видам ее оказания. Выравнивание условий финансирования территори­альных программ государственных гарантий обеспечения граж­дан РФ бесплатной медицинской помощью осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством и зако­нодательством о медицинском страховании РФ.

В целях повышения эффективности средств, направляемых на финансирование здравоохранения, целесообразно:

1)    сужение  сферы  прямого  бюджетного  финансирования учреждений здравоохранения в пользу финансирования через организации медицинского страхования в рамках системы обя­зательного медицинского страхования;

2)    увеличение ставки взносов обязательного медицинского страхования для расширения перечня оказываемых медицинских услуг [4, c.243].

Существует точка зрения, согласно которой в перспективе будет осуществлен переход к финансированию основной части медицинских услуг лицам пенсионного возраста за счет обяза­тельных сбережений целевого характера по принципу накопи­тельной системы.

В целях совершенствования системы государственного финанси­рования здравоохранения предусматривается:

1)    создание механизмов финансового взаимодействия взно­сов юридических и физических лиц в систему обязательного ме­дицинского страхования и бюджетов всех уровней на основе фе­деральной программы государственных гарантий;

2)    разработка  механизма  выравнивания  финансовых  воз­можностей регионов по финансированию программы государст­венных гарантий;

3)    установка тарифов на медицинские услуги  на уровне, обеспечивающем все виды общественно необходимых затрат на их производство, ограничение тарифов на медицинские услуги монополистов на рынке медицинских услуг;

4)    разработка единой системы оплаты медицинской помо­щи,   предоставляемой   в   рамках   обязательного   медицинского страхования;

5)    формирование механизмов участия населения в затратах на оказание медицинской помощи в сочетании с реализацией механизмов адресности социальной помощи отдельным группам населения;

6)    обеспечение прозрачности финансовых потоков в систе­ме здравоохранения.

Таким образом, мы считаем, что система обязательного медицинского страхования - важ­нейшая составная часть системы страхования, в том числе обя­зательного и добровольного. Она играет решающую роль как в экономической, так и в социальной безопасности государства.

Заключение

Подводя итог работе, хочется отметить, что:

1. Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей меди­цинского страхования как формы социальной защиты населения, которое осуществляется в двух видах: обя­зательном и добровольном.

2. В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

3. Страхователь имеет право на: свободный выбор страховой организации; контроль за выполнением условий договора меди­цинского страхования; возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном меди­цинском страховании в соответствии с условиями договора.

4. Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения. Медицинские учреждения, оказывающие медицинскую по­мощь в системе медицинского страхования, заключают договоры со страховыми медицинскими организациями.

6. Финансовые средства территориального фонда образуются за счет: страховых взносов предприятий на обязательное медицин­ское страхование; платежей, предусматриваемых органами ис­полнительной власти в соответствующих бюджетах на обяза­тельное медицинское страхование неработающего населения; сумм, принимаемых в счет погашения задолженности по уплате страховых взносов на основании взаимозачетов; доходов, полу­чаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориального фонда; финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, страховых медицинских организаций, медицин­ских учреждений и других юридических и физических лиц в ре­зультате предъявления им регрессных, штрафных и других тре­бований; добровольных взносов юридических и физических лиц; других поступлений.

II. Практическое задание

Вопрос 30

Инновационная и инвестиционная деятельность государства обеспечивается:

а) капитальными расходами;

б) текущими расходами;

в) текущими и капитальными расходами.

Ответ

Инновационная и инвестиционная деятельность государства обеспечивается текущими и капитальными расходами.

Список литературы

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – 687с.

2. Бюджетная система РФ / Под ред. Романовского М.В. – М.: Финансы, 2003. – 730 с.

3. Бюджетная система России / Под ред. Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 540 с.

4. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. – М.,2005. – 337 с.  

5. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. – М., 2005. – 208 с.