Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретические основы анализа безубыточности предприятия...5

         1.1. Сущность анализа финансовых результатов………………….5

         1.2. Методы анализа прибыли………………………………………8

         1.3. Анализ показателей финансовой устойчивости

                 предприятия……………………………………………………11

         1.4. Анализ показателей платежеспособности предприятия……13

         1.5. Оценка вероятности банкротства предприятия……………...15

Глава 2 Экономическая характеристика Совхоза

             «Михайловский» за 2004-2005 гг……..………………………..18

         2.1. Анализ прибыли и рентабельности предприятия…………...18

         2.2. Анализ показателей финансовой устойчивости

                 Совхоза «Михайловский»…………………………...………..22

         2.3. Анализ показателей платежеспособности

                 Совхоза «Михайловский»…………………………..………...25

         2.4. Оценка вероятности банкротства и определение

                  рейтинга предприятия………………………………………...27

Глава 3 Расчет резервов увеличения суммы прибыли

              и рентабельности………………………………………………...30

         3.1. Резервы увеличения прибыли..……………………………….30

         3.2. Резервы увеличения рентабельности………………………...32

Выводы и предложения…………………………………………………..34

Список литературы……………………………………………………….37

Приложения..……………………………………………………………..39

ВВЕДЕНИЕ

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии – «зарабатывание прибыли»

В условиях рынка постоянно возникают вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия?

Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.

Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.

Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Объект исследования – Совхоз «Михайловский».

Предмет исследования – анализ безубыточности Совхоза «Михайловский».

Цель исследования – провести анализ безубыточности Совхоза «Михайловский» и разработать соответствующие рекомендации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы анализа безубыточности предприятия, включающие методы анализа прибыли и рентабельности; анализ показателей финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия; оценку вероятности банкротства.

2. Проанализировать показатели прибыли и рентабельности Совхоза «Михайловский».

3. Проанализировать показатели финансовой устойчивости и платежеспособности баланса Совхоза «Михайловский».

4. Дать оценку вероятности банкротства и определить рейтинг данного предприятия.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. СУЩНОСТЬ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Финансовый результат - это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности предприятия [4, с.36]. К финансовым результатам относятся следующие показатели: ва­ловая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности (прибыль после налогообложения), нераспределенная прибыль [4, с.37; 8, с.44].

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, фи­нансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономическо­го развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности.

Прибыль обеспечивает возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. Прибыль является также основ­ным источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами [10, с.112-113]. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оцен­ки результативности деятельности предприятия, степени его надежно­сти и финансового благополучия.

Прибыль является конечным финансовым результатом деятельно­сти предприятия. Предприятие может произвести большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечивающей получение прибыли, то предприятие ока­жется в тяжелом финансовом состоянии. Прибыль - это показатель, который наиболее полно отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производи­тельности труда, уровень себестоимости. Поэтому одна из важнейших составных частей анализа финансового состояния предприятия - ана­лиз финансовых результатов его деятельности.

Однако для пользователей бухгалтерской отчетности нужны разные показатели финансовых результатов, например: администрацию пред­приятия интересует полученная прибыль, ее структура и факторы, воз­действующие на ее величину; налоговые органы - достоверная инфор­мация о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли; потенциаль­ных инвесторов - вопросы качества прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей перспективе, для выбо­ра и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимиза­цию потерь и финансовых рисков от вложений в активы анализируе­мого предприятия.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия вклю­чает:

- исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;

- исследование структуры соответствующих показателей и их изме­нений;

- изучение динамики изменения показателей финансовых резуль­татов за ряд отчетных периодов;

- выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка [1, с.235].

Одним из финансовых результатов деятель­ности предприятия является валовая прибыль, которая рассчитывается как разность между выручкой от продаж и се­бестоимостью реализованной продукции.

Прибыль от продаж - это разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Полная себестои­мость реализованной продукции включает:

- себестоимость реализованной продукции;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы [15, с.88; 17, с.68].

Прибыль (убыток) от прочей реализации. У предприятия могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях ин­фляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-матери­альных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

Прибыль от реализации излишних основных фондов исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточ­ной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов ро­ста инфляции.

Прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям. Полученная предприятием общая сумма прибыли распре­деляется между предприятием и федеральным, региональным и мест­ным бюджетом путем уплаты налога на прибыль.

Прибыль до налогообложения представляет собой разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой

или инвестиционной деятельности предпринимательской организа­ции.

Прибыль от обычной деятельности или прибыль после налогообло­жения рассчитывается как разность между прибылью до налогообло­жения и суммой налога на прибыль.

Нераспределенная (чистая) прибыль — это разность между суммой прибыли от обычной деятельности и чрезвычайными доходами и чрезвычайными расходами предпринимательской организации. Нераспре­деленная прибыль является конечным финансовым результатом дея­тельности организации [7, с.11; 15, с.89-90].

1.2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ

Анализ прибыли предприятия подразделяется на отдельные виды в зависимости от организации его проведения, объектов анализа, мас­штабов                     и т.д.

По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли.

Внутренний анализ проводится менеджерами предприятия или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого уче­та) [2, с.54]. Результаты такого анализа, как правило, представляют коммерчес­кую тайну предприятия.

Внешний анализ могут осуществлять аудитор­ские фирмы, банки, налоговые органы, страховые компании, причем у каждого субъекта внешнего анализа могут быть свои индивидуаль­ные цели [2, с.55]. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.

По периоду проведения анализ прибыли подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный ана­лиз связан с изучением условий формирования прибыли, ее распреде­ления или предстоящего использования. Как правило, речь идет о предварительном расчете ожидаемой прибыли по коммерческим сдел­кам, финансовым и инвестиционным операциям, планируемых пред­приятием в будущем. Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью оперативного воздействия на фор­мирование или использование прибыли. Последующий (илиретроспективный) анализ осуществляется обычно за отчетный период (квар­тал, год) и позволяет полнее проанализировать результаты формирова­ния и использования прибыли предприятия в сравнении с предвари­тельным и текущим ее анализом, так как основан на результатах финансовой отчетности [3, с.98-100; 6, с.58-59].

По объектам анализа выделяют анализ формирования и анализ распределения и использования прибыли. Анализ формирова­ния прибыли проводится, как правило, в разрезе основных сфер дея­тельности предприятия - операционной, инвестиционной, финансо­вой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения уровня прибыли предприятия. Анализ распределения и ис­пользования прибыли проводится по основным направлениям исполь­зования и призван выявить уровень потребления прибыли собственни­ками и работниками предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы ее производственного потребления в инвестици­онных целях.

По масштабам выделяют анализ прибыли по предприятию в целом, по его структурным подразделениям и по отдельным операци­ям. Анализ прибыли по предприятию в целом исследует формирование, распределение и использование прибыли на предприятии без выделе­ния отдельных его структурных подразделений; анализ прибыли по отдельным структурным подразделениям. Предметом анализа прибыли по отдельным операциям, осуществляемым предприятием, может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдель­ным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным проектам и др. [3, с.103; 6, с.60-61; 20, с.328-330].

Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток) отчетного периода, представляющая собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от финансовой деятельности; сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций [22, с.86]. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен так:

Рб = Рр ± Рф ± Рвн,

где: Рб - балансовая прибыль или убыток;

       Рр - результат (прибыль или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

       Рф - результат от финансовой деятельности;

       Рвн - сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций [22, с.87].

Результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется следующим расчетом:

Рр = Np – Snp - Snep,

где: Np - выручка от реализации продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС, акцизов и других аналогичных налогов и сборов;

        Snp - себестоимость (производственная) реализованной продукции, товаров, работ, услуг;

        Snep - расходы периода (коммерческие и управленческие) [22, с.88].

Исходным моментом в расчетах показателей прибыли являются оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно и оперативно контролировать процесс отгрузки, реализации и оплаты продукции (товаров, работ, услуг).

1.3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Залогом выживаемости и основой стабильности положения предприятия служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы, такие как:

- положение предприятия на товарном рынке;

- производство и выпуск дешевой, пользующейся спросом про­дукции;

- его потенциал в деловом сотрудничестве;

- степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;

- наличие неплатежеспособных дебиторов;

- эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п. [12, с.325; 25, с.202].

Такое разнообразие факторов определяет наличие нескольких ви­дов устойчивости. Так, применительно к предприятию она может быть, в зависимости от факторов, влияющих на нее, внутренней и внешней, финансовой.

Внутренняя устойчивость — это такое общее финансовое состоя­ние предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования [16, с.45]. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменение внешних и внутрен­них факторов.

Внешняя устойчивость предприятия обусловлена стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется его деятель­ность. Внешняя устойчивость достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах страны, где действу­ет предприятие [16, с.45].

На финансовую устойчивость влияет большое количество факторов, которые можно классифицировать следующим образом.

1) по месту возникновения - внешние и внутренние;

2) по важности результата - основные и второстепенные;

3) по структуре - простые и сложные;

4) по времени действия - постоянные и временные [16, с.46-47; 23, с.24-25].

К внутренним факторам, влияющим на финансовую устойчивость предприятия, относятся:

- отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;

- структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в общем платежеспособном спросе;

- размер оплаченного уставного капитала;

- величина издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;

- состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру [3, с.105].

Влияние этих факторов во многом зависит от компетенции и профессионализма менеджеров предприятия, их умения учитывать изменения внутренней и внешней среды.

К внешним факторам относят:

- влияние экономических условий хозяйствования;

- господствующую в обществе технику и технологию;

- платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей;

- налоговую и кредитную политику правительства РФ;

- законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность фирмы;

- внешнеэкономические связи;

- систему ценностей в обществе и др. [3, с.105-106; 9, с.224].

Таким образом, сущность финансовой устойчивости определя­ется эффективным формированием, распределением и использовани­ем финансовых ресурсов, а ликвидность баланса выступает ее внешним проявлением.

Финансовая устойчивость предприятия связана с общей финансо­вой структурой предприятия и степенью его зависимости от кредито­ров и дебиторов. Так, например, предприятие, которое финансирует­ся в основном за счет денежных средств, взятых в долг, в ситуации, ког­да несколько кредиторов одновременно потребуют свои кредиты обратно, может обанкротиться. В данном случае структура предпри­ятия «собственный капитал — заемный капитал» имеет значительный перевес в сторону последнего. Таким образом, финансовая устойчи­вость предприятия в долгосрочном плане характеризуется соотноше­нием его собственных и заемных средств. Обеспеченность запасов и затрат источниками формирования является основой финансовой ус­тойчивости.

1.4. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Задача анализа ликвидности баланса в ходе анализа финансового состояния предприятия возникает в связи с необходимостью оценивать кредитоспособность предприятия, т.е. его способность своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам, так как ликвидность - это способность предприятия оплатить свои краткос­рочные обязательства, реализуя свои текущие активы [5, с.68-69; 19, с.185].

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обяза­тельств предпринимательской организации ее активами, срок превра­щения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств [11, с.123; 13, с.55]. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необ­ходимому для превращения активов в денежные средства. Чем мень­ше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратил­ся в денежные средства, тем выше их ликвидность. Предприятие, обо­ротный капитал которого состоит преимущественно из денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности, обычно счита­ется более ликвидным, чем предприятие, оборотный капитал которого состоит преимущественно из запасов.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположен­ных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения.

Все активы предприятия в зависимости от степени ликвиднос­ти, т.е. скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие группы.

1. Наиболее ликвидные активы (А1) - суммы по всем статьям де­нежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включают также краткос­рочные финансовые вложения.

2. Быстрореализуемые активы (А2) - активы, для обращения ко­торых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, прочие оборот­ные активы.

3. Медленно реализуемые активы (А3) - наименее ликвидные ак­тивы - запасы, дебиторская задолженность, платежи по которой ожи­даются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, налог на до­бавленную стоимость по приобретенным ценностям. При этом статья «Расходы будущих периодов» не включается в эту группу.

4. Труднореализуемые активы (А4) - активы, которые предназна­чены для использования в хозяйственной деятельности в течение отно­сительно продолжительного периода времени. В эту группу включа­ются статьи раздела I актива баланса «Внеоборотные активы» [14, с.326-328; 24, с.222-223].

Первые три группы активов в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам предприятия. Текущие активы более ликвидные, чем остальное имущество предприятия.

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом.

1. Наиболее срочные обязательства (П1) - кредиторская задолжен­ность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (поданным приложений к бухгал­терскому балансу).

2. Краткосрочные пассивы (П2) - краткосрочные заемные креди­ты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 ме­сяцев после отчетной даты.

При определении I и II групп пассива для получения достоверных результатов необходимо знать время исполнения всех краткосрочных обязательств. На практике это возможно только для внутренней анали­тики. При внешнем анализе из-за ограниченности информации эта проблема значительно усложняется и решается, как правило, на основе предыдущего опыта аналитика, осуществляющего анализ.

3. Долгосрочные обязательства (П3) - долгосрочные заемные кре­диты и прочие долгосрочные пассивы - статьи раздела IV баланса «Долгосрочные обязательства».

4. Постоянные пассивы (П4) - статьи раздела III «Капитал и резер­вы» и отдельные статьи раздела V баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих рас­ходов». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной груп­пы следует уменьшить на сумму по статьям «Расходы будущих пери­одов» [14, с.329-330; 21, с.117-118].

1.5. ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Одна из целей анализа финансового состояния – своевременное выявление признаков банкротства предприятия. Банкротство связано с неплатежеспособностью предприятия, то есть с таким его состоянием, при котором оно не может погашать свои обязательства. При этом неплатежеспособность предшествует банкротству предприятия.

Для диагностики вероятности банкростства используется несколько подходов. Воспользуемся методом, основанном на применении интегральных показателей, расчитанных с помощью:

- скоринговых моделей;

- многомерного дискриминантный анализа [18, с.65].

Рассмотрим простую скоринговую модель с тремя балансовыми показателями (Табл. 1) [14, с.333].

Таблица 1

Группировка предприятия на классы по уровню платежеспособности

Показатель

Границы классов согласно критериям

I класс

II класс

III класс

IV класс

V класс

Рентабельность совокупного капитала, %

30 и выше – 50 баллов

29,9-20 = 49,9-35 баллов

19,9-10 = 34,9-20 баллов

9,9-1 = 19,9-5 баллов

Менее 1 = 0 баллов

Коэффициент текущей ликвидности

2,0 и выше – 30 баллов

1,99-1,7 = 29,9-20 баллов

1,69-1,4 = 19,9-10 баллов

1,39-1,1 = 9,9-1 баллов

1 и ниже = 0 баллов

Коэффициент финансовой независимости

0,7 и выше – 20 баллов

0,69-0,45 = 19,9-10 баллов

0,44-0,30 = 9,9-5 баллов

0,29-0,20 = 5-1 баллов

Менее 0,2 = 0 баллов

Границы классов

100 баллов и выше

99-65 баллов

64-35 баллов

34-6 баллов

0 баллов

- I класс — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчи­вости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств;

- II класс — предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как риско­ванные;

- III класс — проблемные предприятия.

- IV класс — предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рис­куют потерять свои средства и проценты;

- V класс — предприятия высочайшего риска, практически несосто­ятельные.                 

В зарубежных странах для оценки риска банкротства и кредитоспособности предприятия широко используются факторные модели, разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа.

Наиболее широкую известность получила модель Альтмана:

Z = 0,717 Х1 + 0,847 Х2 + 3,107 Х3 + 0,42 Х4 + 0,995 Х5,

где: Х1 – собственный оборотный капитала / сумма активов;

Х2 – нераспределенная прибыль / сумма активов;

Х3 – прибыль до уплаты процентов / сумма активов;

Х4 – балансовая стоимость собственного капитала / заемный каптал;

Х5 – объем продаж (выручка) / сумма активов [14, с.334-335].

Модель Е. Альтмана представляет собой алгоритм интегральной оценки угрозы банкротства предприятия, основанный на комплексном учете важнейших показателей, диагностирующих кризисное финансовое состояние предпрятия.

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения. Для анализа финансовой устойчивости также требуется баланс предприятия (форма №1).

ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВХОЗА «МИХАЙЛОВСКИЙ» ЗА 2004-2005 ГГ.

2.1. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Насколько рентабельным является предприятие видно из анализа прибыли и убытков, отраженных в отчетах о прибылях и убытках (приложение 1). В Табл. 2 приведены данные о составе и динамике прибыли.

Таблица 2

Состав и динамика прибыли за 2004-2005гг. (руб.)

Показатель

2003

2004

Абсолют-ное отклоне-

ние 

Относите-льное отклоне-ние

Выручка от реализации

263783481

314879442

51095961

16,2

Себестоимость

216713766

263035842

46322076

17,6

Валовая прибыль

47069715

51843600

4773885

9,2

Коммерческие расходы

25396000

29726939

4330939

17,1

Прибыль от продаж

21673715

22116661

442946

2,0

Прибыль (убыток)

До налогообложения

19697891

21661798

1963907

9,1

Налог на прибыль

4684387

5281270

596883

11,3

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года)

15013504

16380671

1367167

8,3

Как видно из табл. 2 в период с 2004 по 2005 год произошел рост прибыли предприятия - чистая прибыль увеличилась на 1367167 руб. (+8,3%).

Коммерческие расходы предприятия также увеличились  на 17,1%, что легло в основу роста себестоимости продукции Совхоза «Михайловский», прирост которой составил 17,6%.

Факторный анализ прибыли будем проводить по описанным в параграфе 1.2. формуле.

Результат от реализации продукции (работ, услуг) по рассматриваемому предприятию определим следующим образом:

Рр = Np – Snp - Snep,

Для расчета имеются следующие данные (Табл. 3):

Таблица 3

Данные для расчета результата от реализации продукции

(работ, услуг) по Совхозу «Михайловский»

Показатель

2004 год

2005 год

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (Np)

263783481

314879442

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг (Snp)

216713766

263035842

Расходы периода (коммерческие и управленческие) (Snep)

25396000

29726939

Подставим известные данные в формулу:

Рр2004 г. = 263783481 – 216713766 - 25396000 = 21673715  руб.

Рр2005 г. = 314879442 – 263035842 - 29726939 =  22116661 руб.

Из расчетов видно, что результат от реализации продукции (работ, услуг) в 2004 г. был на 442646 руб. больше, чем в 2005 г. Снижение составило 2,0%.

Рассчитаем показатели рентабельности Совхоза «Михайловский».

1. Общая рентабельность предприятия (Р) определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ос­новных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:

                                               P  * 100

                                              R = ----------------------- ,               

                                                          Оф   + Об                                      

где  R – уровень рентабельности , %;

       P – прибыль;

       Оф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

       Об -  среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (запасы, незавершенное производство и остатки готовой продукции).

                                15013504 руб. * 100%

R2004г = ----------------------------------------- = 27,3%

              19082121 руб. +  35817330 руб.

   

                   16380671 руб. * 100%

R2005г = ----------------------------------------- = 17,7%.

               31403579 руб. + 61275342 руб.

2. Рентабельность продукции  (Рпр) – исчисляется как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукции:

                                   Рпр = (Пп/Сп) * 100%,                     

где Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;

Сп – полная себестоимость реализованной продукции.

Рпр2004 = (21673715 / 216713766) * 100% = 10,0%

Рпр2005 = (22116661 / 263035842) * 100% = 8,4%

3. Рентабельность продаж (оборота) – Рп – рассчитывается по            формуле:

                                        Рп = Пп / В * 100%,                      

где: Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;

        В – выручка от продажи продукции, работ, услуг.

Рп2004 =  (21673715 / 263783481) * 100% = 8,2%

Рп2005 =  (22116661 / 314879442) * 100% = 7,0%

4. Рентабельность оборотных активов (Роб):

                                   Роб = (Пп / АОср) * 100%,              

где: Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;

        АОср – средняя величина оборотных активов.

Роб2004 =  (21673715 / 76575379) * 100% = 28,3%

Роб2005 =  (22116661 / 101430636) * 100% = 21,8%

Рассчитав рентабельность предприятия по различным показателям, занесем их в Табл. 4.

Таблица 4

Показатели рентабельности Совхоза «Михайловский»

Показатель рентабельности

Год

Отклонение

2005/2004

2004

2005

1

2

3

4

Общая рентабельность предприятия (Р)

27,3

17,7

-9,6

Рентабельность продукции  (Рпр)

10,0

8,4

-1,6

Рентабельность продаж (оборота) – Рп

8,2

7,0

-1,2

Продолжение табл. 4

1

2

3

4

Рентабельность оборотных активов (Роб)

28,3

21,3

-7,0

Исходя из данных Табл. 3 можно сделать вывод, что практически все показатели рентабельности предприятия имеют тенденцию к понижению.

2.2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОВХОЗА «МИХАЙЛОВСКИЙ»

При определении финансовой устойчивости Совхоз «Михайловский» применим следующие неравенства (расчеты производим на основе данных приложения 2):

1. Если Е*1>=0, Е*2>=0, E*3>=0 – абсолютная устойчивость;

2. Если Е*1<0, Е*2>=0, Е*3>=0 – нормальная устойчивость;

3. Если Е*1<0, Е*2<0, Е*3>=0 – неустойчивое состояние;

4. Если Е*1<0, Е*2<0, Е*3<0 – кризисное состояние, где

Е 1=4 раздел пассива – 1 раздел актива;

Е 2=Е 1 + 5 раздел пассива;

Е 3=Е 2 + краткосрочные заемные средства;

Е*1=Е 1 – запасы;

Е*2=Е 2 – запасы;

Е*3=Е 3 – запасы.

Сначала рассчитаем показатели по 2004 году:

Е*1 = (103308592 руб. – 26733213 руб.) – 37176592 руб.  = 39398787 руб.

Е*2 = (76575379 руб. + 63543965 руб.) – 37176592 руб. =  102942752 руб.

Е*3 = (76575379 руб. + 63543964 руб. + 45605180 руб.) – 37176592 руб. =  148547931 руб.

Полученные данные соответствуют неравенству:

Е*1>0, Е*2>0, Е*3>0,

Произведем расчет показателей финансовой устойчивости предприятия за 2005 год:

Е*1 = (134495221 руб. – 33064585 руб.) - 64153721 руб. = 37276915 руб.

Е*2 = (101430636 руб. + 81648716 руб.) – 64153721 руб. =                  =118925631  руб.

Е*3 = (101430636 руб. + 81648716 руб. + 60353373 руб.) – 64153721 руб.  = 179279004 руб.

Данные по 2005 году также соответствуют неравенству Е*1>0, Е*2>0, Е*3>0.

Занесем данные по финансовой устойчивости Совхоза «Михайловский»» в табл. 5.

Таблица 5

Финансовая устойчивость Совхоза «Михайловский»

Год

Показатели финансовой  устойчивости (руб.)

Неравенство

Характеристика финансовой устойчивости

Е*1

Е*2

Е*3

2004

39398787

102942752

148547931

Е*1>0, Е*2>0, Е*3>0.

Абсолютная устойчивость

2005

37276915

118925631 

179279004

Е*1>0, Е*2>0, Е*3>0.

Абсолютная устойчивость

Дополнительно рассчитаем различные коэффициенты финансовой устойчивости предприятия (табл. 6).

Таблица 6

Анализ коэффициентов финансовой устойчивости

Показатели

Формула

2004 г.

2005 г.

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

К1 = КС/В, где

КС – собственный капитал;

В – величина всех активов предприятия

0,5

0,5

Финансовый рычаг (леверидж)

К2 = КЗ/КС, где

КЗ – заемные средства

1,6

1,5

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами финансирования

К3 = (КС + АВ) / АО, где

АВ – внеоборотные активы;

АО – оборотные активы

0,9

0,8

Коэффициент маневренности

К4 = (КС – АВ) / КС

0,3

0,4

Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств

К5 = КС/КЗ

0,6

0,6

Данные, представленные в Табл. 6, позволяют сделать вывод о довольно стабильных показателей финансовой устойчивости Совхоз «Михайловский» за анализируемый период. Так остается стабильным коэффициент автономии, что свидетельствует об устойчивом показателе финансовой независимости предприятия.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (леверидж), как в 2004 г., так и в 2005 г., соответствует нормативному значению (≤ 1), что свидетельствует о достаточности собственных средств предприятия для покрытия своих обязательств на конец периода.

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования также соответствует нормативному ограничению (≥0,6-0,8) во все годы.

Коэффициент маневренности за анализируемый период также в норме (норма составляет >0,5), что свидетельствует о достаточной величине мобильных средств предприятия.

В целом, расчет коэффициентов финансовой устойчивости предприятия показал, что Совхоз «Михайловский» можно назвать абсолютно устойчивым предприятием.

2.3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

СОВХОЗА «МИХАЙЛОВСКИЙ»

Анализ платежеспособности предприятия оценивается на основе показателей ликвидности. В свою очередь, анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения  расположенными в порядке возрастания сроков погашения. Для анализа коэффициентов ликвидности составим Табл. 7.

Таблица 7

Анализ коэффициентов ликвидности

Показатели

Реко-мендуе-мые значения

2004 г.

2005 г.

                                    1

2

4

5

Наиболее ликвидные активы (А1)

-

26733213

33064585

Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и краткосрочная дебиторская задолженность (А2)

-

36155131

32810545

Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность, запасы и затраты с учетом НДС за минусом расходов будущих периодов (А3)

-

77521611

98552257

Продолжение табл. 7

1

2

4

5

Наиболее срочные обязательства (П1): кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам и пр.

63548634

81648716

Краткосрочные пассивы (П2) – краткосрочные займы и кредиты

45605180

60353373

Долгосрочные обязательства (П3)

-

-

Постоянные пассивы (П4) – статьи раздела III «Капитал и резервы + доходы будущих периодов = резервы предстоящих периодов

39764327

52846505

Коэффициент абсолютной ликвидности: Кал = А1/(П12)

-

0,2

0,02

Коэффициент быстрой ликвидности: Кбл = (А12) / (П12)

0,7-1,5

0,6

0,5

Коэффициент текущей ликвидности: Ктл = (А123)/ (П12)

≥ 2

1,3

1,2

Общий показатель ликвидности баланса: Кол = (А1+0,5А2+0,3А3) / (П1+0,5П2+0,3П3)

≥ 1

0,8

0,7

Показатель ликвидности при мобилизации средств: Клм = А3/(П12)

0,5-1,0

0,7

0,7

Данные табл. 7 отражают отрицательную динамику большинства показателей ликвидности Совхоза «Михайловский». Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий способность предприятия в ближайшем будущем расплатиться по своим текущим обязательствам за счет наиболее ликвидных активов снизился на 0,18.

Коэффициент быстрой ликвидности ниже нормативного значения и также уменьшился на 0,1 в 2005 г. по сравнению с 2004 г. Это означает, что ликвидные средства предприятия неспособны покрыть его краткосрочную задолженность.

Коэффициент текущей ликвидности позволяет установить в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Это главный показатель платежеспособности. У анализируемого предприятия значение коэффициента текущей ликвидности <2 (в 2004 г. – 1,3; в 2005 г – 1,2). Исходя из этого можно сделать вывод о том, что предприятие не располагает достаточным объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных средств. В 2004 г. показатель был наиболее благоприятным. Общий показатель ликвидности баланса Совхоз «Михайловский» также не соответствует нормативному значению (≥ 1).

Показатель ликвидности при мобилизации средств, характеризующий степень зависимости платежеспособности предприятия от материально-производственных запасов и затрат с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств, соответствует нормативному значению и за рассматриваемый период остается стабильным

2.4. ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЙТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ

 Для определения вероятности банкротства предприятия, помимо рассчитанных показателей, потребуется, на основе данных Приложений 1 и 2, рассчитать рентабельность совокупного капитала, которая исчисляется по формуле:

Рок = Пп / Бср * 100%,

где Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;

       Бср – средний за период итог баланса нетто.

Рок2004 г. = 221673715 / 103308592 = 16,1%

Рок2005 г. = 21673715 / 134495221 = 21,4%.

Согласно критериям, описанным в параграфе 1.5. данной работы, определим к какому классу относит­ся анализируемое предприятие (Табл. 8).

 

Таблица 8

Обощающая оценка финансовой устойчивости анализируемого предприятия

Наименование показателя

2004 год

2005 год

Факт

Кол-во баллов

Факт

Кол-во баллов

Рентабельность совокупного капитала, %

16,1

16

21,4

21

Коэффициент текущей ликвидности

1,3

9

1,2

8

Коэффициент финансовой независимости

0,5

15

0,5

15

Итого

-

40

-

44

Таким образом, по степени финансового риска, исчисленной с помощью данной методики, анализируемое предприятие за весь период времени (2004-2005 гг.) относится ко III классу. Предприятие работает стабильно, хотя существует некоторая степень риска по задолженности. Однако, она не рассматривается как рискованная.

Дадим оценку рейтинга Совхоза «Михайловский», применяя модель Альтмана, описанную в параграфе 1.5.

На анализируемом предприятии величина Z-счета (константа сравнения – 1,23) по модели Альтмана составляет:

На 2004 год:

Z2003 = 0,171 *  0,741 + 0,847 * 0,145  + 3,107 * 0,191  + 0,42 * 0,625  + 0,995 * 2,55 = 3,65

На 2005 год:

Z2004 = 0,171 * 0,754 + 0,847 * 0,121 + 3,107 * 0,161 + 0,42 * 0,647 + 0,995 * 2,34 = 3,33

Таким образом, показатель Z > 1,23 по всем годам, что свидетельствует о малой вероятности банкротства предприятия. Также следует заметить, что самый выше рейтинг предприятия (по исследуемым данным) был в 2004 г         (Z = 3,65).

ГЛАВА 3 РАСЧЕТ РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ СУММЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

3.1. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли Совхоза «Михайловский» является:

- увеличение объема реализации продукции;

- снижение себестои­мости продукции;

- повышение качества товарной продукции;

- увеличение цены;

- реализация продукции на более выгодных рынках сбыта;

- реализация в более оптимальные сроки.

1. Для определения резервов роста прибыли за счет резервов увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

Р ↑ ПvРП = Р ↑ VРПi * Педфi

На рассматриваемом предприятии при существующем оборудовании и уровне организации производства максимальный объем производства может достигать значения 2200 тыс. кг в год.

Таким образом, резерв роста объема реализации продукции составляет:

2200 - 1985,584 = 214,416 тыс. кг.

В 2004 году сумма прибыли, приходящаяся на килограмм с/х продукции составила:

22116,661 тыс. руб. / 1985,584 тыс. кг. =  11,13 тыс. руб./кг.

Резерв роста прибыли составляет:

214,416 * 11,13 = 2388,29 тыс. руб.

2. Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестои­мости товарной продукции и услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себе­стоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:

Р ↑ ПG = ∑ (Р↓ С(VРПф + Р ↑ VРП))

Расчеты экономистов предприятия показали, что при более высоком уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость можно снизить на 0,20 руб.

При этом прибыль увеличится на следующую величину:

0,20*(1985,584 + 214,416) = 440,000 тыс. руб.

3. Что касается такого фактора, как качество продукции, то в данном случае его рассматривать нецелесообразно, поскольку предприятие выпускает продукцию только одного сорта в соответствии с требованиями ГОСТа.

4.  Аналогично тому, как был подсчитан резерв увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости можно подсчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены.

Спрос на продукцию Совхоза «Михайловский» малоэластичен. Поэтому при незначительном повышении отпускной цены спрос на данную продукцию останется на прежнем уровне. Конечно, этот резерв следует использовать очень осторожно, т.к. необоснованное повышение цены может вынудить покупателя отказаться от покупки товара данной фирмы.

Уровень среднереализационных цен может быть увеличен путем поиска более выгодных рынков сбыта, где эту продукцию возможно реализовать по более высоким ценам.

При оптимизации структуры рынков сбыта на данном предприятии реально повысить уровень среднереализационных цен на 0,15 руб.

Повышение прибыли в этом случае составит:

Р ↑ ПЦ = ∑ (Р ↑ Ц(VРПф + Р ↑ VРП))

Р­Пц = 0,15*(1985,584 + 214,416) = 330,000 тыс. руб.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли (Табл. 9).

Таблица 9

Влияние резервов роста прибыли на ее изменение

Источник резервов

Соответствующее увеличение прибыли, тыс. руб.

Увеличение объема продаж

2388,29

Снижение себестоимости продукции

440,000

Оптимизация структуры сбыта

330,000

Итого

3158,29

 

3.2. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Основными источниками резервов повышения уровня рен­табельности продаж являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

                               Пф + Р ↑ П                Пф

Р ↑ R = Rв – Rф = -----------------*100 - -------,

                               VРПвi * Свi                          Иф

где Р­R – резерв роста рентабельности;

       Rв   – рентабельность возможная;

       Rф  –  рентабельность фактическая;

       Р­П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

      VРПвi - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

       Свi - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

        Пф – фактическая прибыль от реализации продукции;

        Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Резерв повышения уровня рентабельности составит:

Р­R = (22116,661 + 3158,29)*100 / (2200*4,393)  -  (22116,661 / 263035,842) =  26,12 %

Мы видим, что после внедрения описанных выше мероприятий рентабельность производственной деятельности может увеличиться на 26,12% и составить: 17,7 + 26,12 = 43,82%

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Анализ безубыточности предприятия на ту или иную дату позволяет ответить на вопрос: насколько правильно предприятие уп­равляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующе­го этой дате. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответ­ствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития пред­приятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная - препятствовать раз­витию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резер­вами.

Оценка финансового состояния предприятия будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Анализируя ликвидность баланса предприятия, сопоставляют состояние пассивов и состояние активов, что дает возможность оценить степень готовности предприятия к пога­шению своих долгов. Задача анализа финансовой устойчивости - оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько предприятие независимо с фи­нансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независи­мости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам его фи­нансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характери­зуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализи­руемая предпринимательская организация в финансовом отношении.

Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализа­цию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше при­были при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в  расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

С показателем прибыли тесно связаны показатели рентабельности предприятия, более полно отражающие окончательные результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ безубыточности Совхоза «Михайловский» за 2004-2005 гг. показал, что данное предприятие является абсолютно устойчивым, хотя показатели финансовой устойчивости имеют отрицательную динамику.

Коэффициенты ликвидности предприятия ниже нормы. Существует некоторая степень риска по задолженности, но банкротство предприятия мало вероятно.

По результатам анализа были сделать следующие предложения:

1)  Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее  изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли. В нашем случае дополнительный прирост объема выпускаемой продукции может дать предприятию 2388,29 тыс. руб. дополнительной прибыли.

2) Снижение себестоимости  также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Как описывалось в предыдущем пункте, одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:

- улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки;

- слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства);

- оптимизация потоковых процессов на предприятии.

Проделанный анализ показал, что после проведения соответствующих мероприятий по снижению себестоимости предприятие может получить дополнительную прибыль в размере 440,000 тыс. руб.

3) Немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале – до 100%. Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже.

Анализ показал, что является оптимизация структуры сбыта увеличивает уровень среднереализационных цен. Дополнительная прибыль при этом составит 330,000 тыс. руб.

Как было показано в ходе проведенного анализа, при внедрении предлагаемых мероприятий предприятие может получить дополнительную прибыль в размере 3158,29 тыс. руб. При этом рентабельность производственной деятельности увеличится на 26,12%.

СПСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. - М.: Экономика и финансы АКДИ, 1996. – 456с.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Под ред. Л.А.Богдановской, Г.Г.Виногорова, О.Ф.Мигуна и др. - М.: Высш. шк., 1996. – 436 с.

3. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – Новосибирск: Дело и сервис, 1999. – 324с.

4. Баканов М.И., Шеремят А.Д Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика,1998. – 388с.

5. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 325с.

6. Бланк И.Б. Финансовый менеджмент. - Киев: Ника – Центр – Эльга, 1999. - 306с.       

7. Верещака В.В. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 2002. - №12. – С.11-15.

8. Владимирова Т.А., Соколов В.Г. Анализ финансовой отчетности предприятия. - Новосибирск: СИФБД, 2000.  - 50 с.

9. Ефимова О.В. Финансовый анализ – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 322с.

10. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ «Дис», 1999. – 322с.

11. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 365с.

12. Любушин Н.П., Лещева В.Б, Дьякова В.Г.  Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов/ Под ред проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 453с.

13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -       Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 456с.

14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд., Новое издание. – М., 2001. – 487с.

15. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предпряитий. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 296с.

16. Смекалов П.Е., Ораевская Г.А. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб. для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 348с.

17.            Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА, 2001. – 128с.

18. Стоянова Е.А. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива, 1994. – 389с.

19. Финансы. Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалева. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 356с.

20. Финансы предприятий / Под ред. проф. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 484с.

21. Шеремет А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предприятия. – М.: ЮНИ-ГЛОБ, 1992. – 438с.

22. Шишкин А.К. Учет, анализ, аудит на предприятии. – М., 1996. – 355с.

23. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2000. – 385с.

24. Экономика предприятия. Учебное пособие для экономических ВУЗов / Под редакцией проф. д.э.н. А.И. Руденко. - Симферополь: Таврия, 2000. – 474с.

25. Экономический анализ / Под ред. Г.А. Краюхина. – М., 1998. . – 342с.