Оглавление

1. Контроль за целевым использованием бюджетных средств…………3

2. Ревизия операций по расчетным, валютным и

    специальным счетам в банке………………………………………….11

Список литературы……………………………………………………….21

1. Контроль за целевым использованием бюджетных средств

Статьей 269 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) установлено, что «главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами». Исходя из полномочий, установленных бюджетным законодательством, а также в соответствии с п. 2 ст. 269 БК РФ «главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, учреждений» [1].

Целевое использование бюджетных средств определяется их назначением, исходя из которого устанавливается необходимость контроля распорядителем бюджетных средств за их целевым использованием.

Муниципальное унитарное предприятие самостоятельно распоряжается всем движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 295 ГК РФ) [2].

Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника, назначением имущества в пределах, установленных законом (п. 1 ст. 296 ГК РФ) [2].

На основании нормы п. 2 ст. 130 ГК РФ денежные средства признаются движимым имуществом [2]. При этом и для муниципальных предприятий, и для учреждений применяется п. 2 ст. 299 ГК РФ: «Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности» [2].

Таким образом, исходя из указанных норм, а также норм, установленных ст. 50, 113, 120, 298 ГК РФ, бюджетные ассигнования на жилищно-коммунальную сферу по видам предприятий могут выделяться в следующем порядке [2]:

муниципальному унитарному предприятию

- на возмещение убытков;

- разницу в цене, в т. ч. на возмещение льгот и субсидий;

-финансовую помощь;

- оплату работ, услуг;

муниципальному учреждению

- разницу в цене для финансирования заключаемых договоров по ЖКХ (включая возмещение льгот и субсидий);

- оплату услуг для муниципальных нужд;

- содержание;

- финансовую помощь;

- финансирование заключаемых договоров.

Учитывая некоммерческую основу деятельности муниципального учреждения, которая в соответствии со ст. 120 ГК РФ должна быть направлена только на управленческие или социальные цели, у учреждения не может быть убытка [2].

Исходя из возможных условий бюджетного финансирования определяются условия выделения:

- бюджетных средств, назначение которых позволяет исходя из нормы ст. 299 ГК РФ признать их собственными средствами предприятия или учреждения [2]; данными средствами предприятия или учреждения распоряжаются самостоятельно; для учреждения особые ограничения могут быть введены собственником;

- бюджетных средств, которые не могут быть признаны средствами предприятия или учреждения и подлежат признанию их бюджетными по условиям финансирования.

По видам признание бюджетных ассигнований средствами предприятия или учреждения или средствами бюджета должно осуществляться в порядке, указанном в табл. 1 [9].

Таблица 1

Порядок осуществления бюджетных ассигнований

Наименование бюджетных ассигнований

Из суммы, профинансированной бюджетом по бюджетной росписи

Порядок признания средствами предприятия или учреждения

Порядок признания средствами бюджета

1

2

3

На оплату работ, услуг

Признаются без каких-либо условий, если их поступление предусмотрено договором, в сумме, указанной договором, осуществлено по актам выполненных работ (услуг)

В размере разницы между суммой, профинансированной из бюджета, и суммой, признанной по акту выполненных работ (оказанных услуг)

На разницу в цене, включая возмещение льгот и субсидий

В полной сумме по целевому назначению

Не признаются

На возмещение убытков

В сумме фактически сложившегося убытка по виду деятельности, в целом по предприятию или в ином порядке, согласуемом с финансирующим органом

В размере разницы между суммой, профинансированной из бюджета, и суммой, признанной на возмещение убытка

На финансовую помощь целевого назначения или целевые программы и мероприятия

В сумме фактически использованных по целевому назначению

В размере разницы между суммой, профинансированной из бюджета, и суммой, использованной по целевому назначению

На содержание Службы заказчика в виде учреждения

В сумме фактически использованных и признанных финансирующим органом по смете доходов и расходов учреждения по каждой статье расходов

В сумме разницы между выделенной суммой и суммой, признанной по смете расходов

Продолжение табл. 1

1

2

3

На оплату работ, услуг

Признаются без каких-либо условий, если их поступление предусмотрено договором, в сумме, указанной договором, осуществлено по актам выполненных работ (услуг)

В размере разницы между суммой, профинансированной из бюджета, и суммой, признанной по акту выполненных работ (оказанных услуг)

Главный распорядитель или распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств предприятиями или учреждениями путем выверки разницы между суммой, профинансированной из бюджета на определенные цели, и суммой, признанной предприятием как использованной на данные цели. Иными словами, в бухгалтерском учете предприятия необходимо сравнить общую сумму полученных им бюджетных ассигнований с общей суммой средств, направленных по целевому назначению.

На практике имеют место случаи проведения финансовыми органами местных администраций контроля за целевым использованием бюджетных средств, полученных предприятиями, путем проверки условий их прямого расходования либо с расчетного счета предприятия по факту их получения, либо по отдельным статьям расходов. Кроме того, встречаются случаи, когда муниципальные предприятия обязывают открывать бюджетные счета или, более того, лицевые счета для контроля расходования любых поступлений из бюджета, предусмотренных в адрес предприятия – получателя средств.

Такие методы контроля неправомерны и осуществляются в нарушение норм Гражданского и Бюджетного кодексов, поскольку нарушают права предприятий по самостоятельному расходованию средств, предназначенных им в оплату осуществляемой ими деятельности. Это можно расценить как вмешательство в хозяйственную деятельность коммерческого                предприятия [3].

В соответствии с указанными выше нормами ст. 295, 296, 299 ГК РФ предприятие самостоятельно распоряжается средствами потребителей услуг или средствами бюджета, связанными с оплатой или иной компенсацией стоимости услуг, контроль за целевым использованием таких бюджетных средств не может заключаться в процедуре контроля за расходованием средств как по статьям затрат, производимых предприятиями, включая условия открытия бюджетного счета, так и с расчетного счета             предприятия [2].

Контроль за целевым использованием бюджетных средств с проверкой их расходования по отдельным статьям затрат может осуществляться только при двух назначениях бюджетного финансирования:

- при финансировании бюджетных учреждений на их содержание по смете доходов и расходов (по статьям проверяются суммы плановых расходов и фактически использованные);

- при направлении бюджетных ассигнований муниципальным унитарным предприятиям или организациям иных форм собственности на возмещение убытков, когда порядок и условия определения таких убытков установлены органом местного самоуправления или финансирующим органом и влекут соответствующую проверку их соблюдения [3; 5].

Исходя из данных условий контролирующие органы вправе:

- спросить с предприятия показатели формирования доходов и расходов в бухгалтерском учете исходя из раздельного учета операций по реализации услуг населению, прочим потребителям, по прочей реализации и прочим внереализационным доходам;

- вывести фактический результат деятельности предприятия отдельно по реализации услуг населению;

- проверить правильность формирования показателей учета затрат на оплату труда по данному направлению учета (только относительно реализации услуг населению);

- при отклонениях данного показателя в сторону превышения над допускаемым согласно порядку скорректировать финансовый результат в целях его признания для расчета суммы возмещения полученного убытка из бюджета [8].

Однако при возмещении предприятиям убытков следует учитывать, что не при всех значениях убытков и условиях такого финансирования проводится процедура контроля за целевым использованием бюджетных средств. Например, при установлении порядка возмещения убытка в размере его планово-расчетной величины, контроля за целевым использованием соответствующих бюджетных средств не требуется, поскольку в данном случае обязательства бюджета исполняются без каких-либо условий проверки фактических результатов деятельности предприятия. То есть бюджет исполнил свои обязательства по компенсации предприятию плановой суммы убытка, права самостоятельного распоряжения которой без условий проверки переходят к предприятию.

Данный порядок возмещения убытков более целесообразен по сравнению с иными, применяемыми в настоящее время в муниципальных образованиях, поскольку позволяет соблюдать бесконфликтные правовые и финансовые взаимоотношения между финансирующими органами и предприятиями, получающими такое финансирование [5]:

бюджет

выполнил свои обязательства в размере плановой величины, и иных обязательств перед предприятием у него не возникает;

предприятие

- не предъявляет иных требований по бюджетному финансированию, заинтересовано сокращать затраты;

- не отчитывается перед финансирующим органом ни по целевому использованию, ни по направлениям расходования средств.

Таким образом, исходя из назначения бюджетных ассигнований на покрытие убытков предприятий, условий его определения финансирующими органами должны устанавливаться и применяться методы контроля за целевым использованием бюджетных средств предприятиями, их получающими, основными принципами которых должны быть следующие (Табл. 2) [5]:

Таблица 2

Основные принципы контроля за целевым использованием

 бюджетных средств

при возмещении убытков в размере их планово-расчетной величины

контроль за целевым использованием соответствующих бюджетных средств не осуществляется;

при возмещении убытков в размере фактически полученных без условий ограничений их формирования:

при реализации услуг населению

контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется путем определения общей суммы убытка по населению из показателей раздельного учета предприятия;

в целом по деятельности предприятия

контроль за целевым использованием бюджетных средств не осуществляется;

при возмещении убытков в размере фактически полученных с условиями, ограничивающими порядок их формирования

контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется путем проверки на соблюдение установленных условий.

Что касается отдельных видов бюджетного финансирования, то контроль за целевым использованием бюджетных средств по видам расходов может иметь место при оказании предприятиям бюджетной финансовой помощи целевого назначения.

Главные принципы, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления, финансирующие органы и организации – получатели бюджетных средств при организации финансирования и пользования бюджетными средствами, – это согласованные и своевременные действия:

- по определению видов бюджетных средств;

- установлению размеров выделяемых бюджетных средств;

- определению условий их финансирования;

- установлению требований по соблюдению раздельного учета поступлений и расходования отдельных видов бюджетных средств;

- определению порядка корректировки бюджетных средств, выделяемых на определенные цели;

- определению порядка отчетности организаций по получению и использованию бюджетных средств [3; 8].

Целесообразно все существенные условия бюджетного финансирования установить в соответствующем порядке, утверждаемом органом местного самоуправления.

Контролирующим и финансирующим органам при осуществлении контроля за целевым использованием бюджетных средств предприятиями или учреждениями следует учитывать основное правило контроля: предприятие, подвергшееся контролю за целевым использованием бюджетных средств, может быть привлечено к ответственности за нарушение каких-либо условий использования бюджетных средств, только если такие условия были установлены финансирующим органом и своевременно доведены до сведения предприятия. Отсутствие такого порядка приводит всегда к конфликтным ситуациям между предприятиями и органами, контролирующими их деятельность.

2. Ревизия операций по расчетным, валютным и

специальным счетам в банке

В соответствии с Правилами ведения кассовых операций в РФ в сроки, установленные руководителем субъекта хозяйствования, но не реже одного раза в квартал, производится ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверки других ценностей, находящихся в кассе [4].

Ревизия кассы субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, не реже одного раза в квартал производятся их ревизионными комиссиями или привлеченными аудиторами (аудиторскими организациями). Для проведения ревизий кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия. Во время ревизии производится полный полистный пересчет денежной наличности и проверки других ценностей, находящихся в кассе. По результатам проверки кассы комиссией составляется акт. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценных бумаг в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.), фактическое наличие бланков ценных бумаг и других бланков строгой отчетности проверяется по их видам (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам [4; 7].

Инвентаризация денежных средств, находящихся в пути, производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам учреждения банка и т.п. Проверка денежных средств, находящихся в банках на счетах (расчетном, текущем, валютном, специальных счетах), осуществляется посредством сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии предприятия, с данными выписок банка.

При обнаружении ревизией недостач или излишков денежных средств или ценностей в кассе в акте указывается сумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения [4].

При автоматизированном ведении кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Вышестоящие организации (в случае их наличия) при осуществлении документальных ревизий на всех подведомственных предприятиях должны производить ревизию кассы и проверять соблюдение кассовой дисциплины. При этом особое внимание уделяется обеспечению сохранности денег и ценностей в кассе.

Банки и их филиалы осуществляют контрольные функции в отношении субъектов хозяйствования, открывших у них расчетные счета. Периодичность проверок субъекта хозяйствования устанавливается банком самостоятельно в зависимости от выполнения субъектом хозяйствования требований Правил ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью исходя из экономической целесообразности выбора субъекта контроль. При этом период, за который проверяется состояние кассовой дисциплины, должен быть не менее трех месяцев, а при установлении грубых нарушений - за более длительный срок. О серьезных, систематических нарушениях в ведении кассовых операций банки информируют Национальный банк РФ, налоговые и соответствующие правоохранительные органы.

Национальный банк РФ осуществляет контроль за проведением проверочной работы коммерческими банками по обслуживаемым субъектам хозяйствования.

Контроль за соблюдением требований Правил ведения кассовых операций физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляется налоговыми органами РФ при проведении проверок соблюдения налогового законодательства [8]. Такая проверка в бюджетных организациях осуществляется соответствующими финансовыми органами. Проверки соблюдения Правил ведения кассовых операций могут осуществлять также налоговые, финансовые и другие государственные контролирующие органы, в соответствии с возложенными на них обязанностями и действующим законодательством.

Проверка правильности ведения кассовых операций производится сплошным образом. Начиная со дня окончания предыдущей ревизии (аудиторской проверки), все кассовые документы подвергаются сплошной проверке. При этом используются следующие документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; кассовая книга; корешки чеков использованных чековых книжек; выписки банка со счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами; журналы (ордера по кредиту счетов «Касса», «Расчетный счет», «Специальные счета в банках», «Денежные документы», «Переводы в пути», «Краткосрочные кредиты банков», «Долгосрочные кредиты банков», «Кредиты банков для работников»; ведомости к соответствующим журналам-ордерам, ведущиеся по дебету счетов (1; 2), а также машинограммы при механизированной обработке учетной документации [7].

В первую очередь проверяется правильность оформления первичных документов, по которым производились операции, связанные с получением и выдачей наличных денег. Все кассовые документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной) и без помарок или исправлений даже оговоренных. В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Иногда на документах могут отсутствовать номер, дата и другие реквизиты, что позволяет их повторное использование. Приходные и расходные кассовые ордера должны в течение отчетного года иметь раздельную нумерацию, выписываться в бухгалтерии предприятия в момент совершения операции и регистрироваться в специальном журнале. При обнаружении пропуска в нумерации указанных ордеров следует тщательно проверить, не вызвано ли это уничтожением документов либо другими злоупотреблениями.

При проверке соблюдения кассовой дисциплины уточняют: не превышали ли остатки наличных денег в кассе установленного банком лимита, и использовалась ли кассовая выручка на текущие нужды в пределах установленных норм; использовались ли полученные из банка наличные деньги по целевому назначению; своевременность и полноту возврата в банк неиспользованных денежных средств, полученных на выплату заработной платы, премий, пособий, пенсий, услуг, товарно-материальных ценностей и других поступлений. При этом следует иметь в виду, что предприятия имеют право хранить в кассе наличные деньги в пределах лимита, а также использовать деньги из выручки в пределах норм, установленных банком по согласованию с руководителем предприятия. Исключением являются полученные суммы для выплаты заработной платы, премий, пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий в течение трех рабочих дней (для колхозов, исполкомов, сельских советов не свыше 5 рабочих дней), включая день получения денег в банке. Денежная наличность сверх лимитов должна сдаваться в обслуживающий предприятие банк [5; 6].

При проверке соблюдения установленного лимита остатка денег в кассе сопоставляют их фактические остатки на отдельные даты и в среднем за месяц с лимитом остатка. Фактические остатки определяются с учетом наличных денег в дни выплаты заработной платы, премий, пособий, пенсий, стипендий и др. Оперативный контроль за остатками денег в кассе ведется на основании кассовых отчетов.

Использование наличных денег проверяется путем сопоставления данных о полученных в банке средствах с их расходованием в соответствии с целевым назначением.

Для обобщения информации об израсходовании денежных средств по целевому назначению целесообразно составлять ведомость следующей формы.

Ведомость составляется по данным отчетов кассира, журнала регистрации приходных и расходных документов, а также журналов-ордеров 1, 01, ведомостей 1 и В-4 либо соответствующих машинограмм. Приведенная ведомость подписывается проверяющим (ревизор, аудитор и др.) главным бухгалтером предприятия [8].

Своевременность и полноту внесения в банк неиспользованных денежных средств проверяют путем сопоставления даты и суммы зачисления денег на соответствующий счет по данным выписок банка с датой окончания выплаты премий, пособий, пенсий и др., указанной в разрешительной надписи на платежных ведомостях, депонированной зарплаты и других ранее невыплаченных сумм, а также с датой и суммой оприходования денег в кассу по прочим поступлениям. При этом тщательно анализируются полнота и своевременность оприходования в кассу денежных средств, полученных из банка путем встречной и взаимной сверки данных банковских выписок со счетов предприятия, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге. При этом следует иметь в виду, что чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера. Испорченные чеки с надписью «Аннулировано» должны храниться подклеенными к корешкам чеков.

При проверке чеков следует удостовериться в наличии всех выписок банка со счетов предприятия. Если конечный остаток средств в предыдущей выписке соответствует начальному остатку в последующей, то это свидетельствует о наличии всех выписок по данному счету. Недостающие выписки необходимо затребовать в банке. Достоверность выписок определяется по их внешним признакам (наличие необходимых реквизитов, подписей, штампов банка и др.) и путем встречной проверки в банке. Произведенные исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и гербовой печатью банка. В обязательном порядке встречной проверки в банке. Произведенные исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и гербовой печатью банка. В обязательном порядке встречной проверке подвергаются выписки, имеющие подчистки и исправления, не подтвержденные банком.

Для облегчения работы и обеспечения полноты проверки оприходования в кассу полученных в банке денег целесообразно составлять ведомость следующей формы. В нее записываются данные всех чеков по возрастающим номерам, включая испорченные и аннулированные чеки. Против номера такого чека в ведомости делается отметка «Аннулировано». Это позволяет выявить факты неоприходования в кассу полученных наличных денег [5].

При выявлении случаев неоприходования денег, исправлений, подчисток, расхождений в номерах или разрыва между датой получения по выписке банка и оприходования их в кассу следует установить их причины. Для этого берутся письменные свидетельства кассира и главного бухгалтера предприятия, проводится встречная проверка в банке.

Одновременно проверяется полнота отражения по кассе внесенных в банк наличных денег и их зачисления на счета предприятия. Для этого целесообразно использовать ведомость следующей формы.

В дальнейшем проверяют полноту оприходования денег, полученных за реализованную продукцию, работы, услуги, товарно-материальные ценности и др., использую при этом отчеты о их движении, а также записи по счетам их учета и реализации. Причем дебетовые записи по счетам реализации должны сверяться с кредитовыми записями по счетам учета ценностей, а их кредитовые записи с дебетовыми записями по счету кассы. При наличии задолженности работников или других лиц за купленные ценности необходимо проверить реальность возникновения задолженности. При этом следует отметить, что ценности, реализуемые предприятием за наличный расчет должны отпускаться только при наличии на товарной накладной (ТН(2) штампа «Оплачено», т.е. после внесения денег в кассу с выдачей на руки квитанции приходного кассового ордера [4]. Запрещается материально ответственным лицам получать наличные деньги за отпускаемые населению ценности со склада предприятия. В ведомостях на выплату заработной платы, премий, пособий, стипендий и др., а также в расходных кассовых ордеров и других документах на выдачу денежных средств проверяется подлинность подписей получателей денег. Для этого подписи в одних ведомостях или других документах сопоставляются с подписями в других, причем особое внимание обращается на исправления и подчистки. В некоторых случаях производится опрос получателей денег [8].

Подвергается проверке также правильность взимания и полнота оприходования квартирной платы, оплаты коммунальных услуг, за содержание детей в дошкольных детских учреждениях и других поступлений. В этом случае пользуются встречной проверкой операций, получают письменные и устные объяснения соответствующих лиц. При проверке кассовых операций уточняют правильность подсчета оборотов по приходу и расходу в кассовых отчетах, определения остатков на конец отчетного периода и переноса их с одной страницы на другую, а также соответствие остатка по отчету кассира на конец месяца остатку по счету 50 «Касса» в Главной книге.

Особое внимание следует уделить обоснованности расхода денежных средств, относимых на издержки производства и другие счета без оправдательных документов.

На основании данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах проверяется правильность корреспонденции счетов по движению средств в кассе.

Все выявленные нарушения отражаются в соответствующем разделе акта ревизии либо аудиторской проверки со ссылками на прилагаемые к акту ведомости, таблицы и другие данные, свидетельствующие о допущенных нарушениях.

Указанный контроль осуществляется по данным выписок из лицевых счетов и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах (журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (01), журнал-ордер № 2 и ведомость № 2 (01), журнал-ордер № 2/1 и ведомость № 2/1 (01), журнал-ордер № 3 и др.) по счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и 55 «Специальные счета в банках» [8].

Вначале проверяют остатки денежных средств, отраженных в выписках банка по соответствующим счетам (51, 52, 55 и др.) с остатками средств по данным учета. Такое равенство остатков еще не гарантирует тождественности оборотов по выпискам банков и балансовому счету, поскольку при обработке выписок могут быть допущены умышленные их искажения. Поэтому необходимо проверить соответствие оборотов по дебету и кредиту счетов по выпискам банков за каждый проверяемый месяц данным оборотов согласно учетным регистрам. При этом полноту банковских выписок устанавливают по их постраничной нумерации и переносу остатков средств на счета. Остаток денежных средств на конец периода в предыдущей выписке банка по соответствующему счету должен равняться их остатку на начало периода в следующей выписке. Достоверность выписок определяют путем проверки всех их реквизитов. При установлении в выписке неоговоренных исправлений и подчисток проводят встречную проверку данных выписки с записями в первом экземпляре лицевого счета, находящегося в банке [7; 8].

В дальнейшем следует убедиться, все ли проведенные через банк операции являются достоверными и подтверждены соответствующими подлинными документами. При возникновении сомнений в подлинности документов (отсутствие банковского штампа, исправление перечисленных сумм или наименования получателя денег и даты совершения операции) необходимо провести встречную проверку платежных документов, хранящихся в делах предприятия, с платежными документами в банке либо у контрагента по операции. Одновременно проверяется правильность корреспонденции счетов и записей в учетных регистрах. Надо иметь в виду, что иногда злоупотребления могут быть обнаружены при составлении неправильных корреспонденций счетов, искажении записей в учетных регистрах, а также бухгалтерских записей, не обоснованных документами, составлении сторнировочных проводок без документальных подтверждений и действительной необходимости, неправильном подсчете или переносе итогов с одной страницы регистра на другую и т.п. Проверяются также правильность и обоснованность перечисления денег за приобретаемые материальные ценности. Для этого сверяются суммы, указанные в платежных документах, с данными выписки банка и проводками по счету 60 либо 76. Убедившись в правильности таких проводок, проверяют по приходным документам полноту и правильность оприходования ценностей. При возникших сомнениях в подлинности документов или достоверности операций проводят их встречную проверку у поставщиков продукции. Установленные при встречных проверках расхождения оформляются промежуточными актами [8].

Тщательно проверяется использование перечисляемых денежных средств по своему целевому назначению, т.е. не было ли случаев отражения в учете расходов как платежей за услуги (отопление, освещение и др.), а на самом деле деньги перечислялись за материальные ценности, которые не оприходованы, а присвоены. Для этого проводятся встречные проверки в банке и в соответствующих организациях. При проверке расходных банковских документов все уплаченные штрафы, пени, неустойки и другие аналогичные платежи связанные с нарушением договорных условий, необходимо группировать в отдельной ведомости, что позволит в дальнейшем проверить полноту их отражения на соответствующих счетах и принимались ли предприятием меры по взысканию с виновных лиц сумм причиненного ущерба.

Операции, связанные с использованием аккредитивов, начинают со сверки остатков сумм оборотов по выпискам банка с записями в регистрах бухгалтерского учета. Одновременно выясняются причины, обусловившие применение аккредитивной формы расчетов.

При проверке операций с лимитированными чековыми книжками выясняют, не производилась ли оплата чеками из указанной книжки расходов, которые включались в авансовые отчеты подотчетных лиц как совершенные наличными деньгами. Обнаружив подобные факты, необходимо определить размер причиненного предприятию ущерба и виновных в этом лиц. Следует проверить, совпадает ли остаток по книжке лимитированных чеков, отраженный в корешке последнего использованного чека с остатков на проверяемую дату по счету 55 «Специальные счета в банках» (субсчет 2 «Чековые книжки»), а также с остатком по выписке банка. Остаток денежных средств по данному счету на конец месяца по выписке банка иногда может не совпадать с остатком лимита по книжке, что свидетельствует о непредъявлении в банк к оплате ранее полученных чеков. Контроль операций на валютном счете осуществляется аналогично контролю, проводимому по расчетному счету. Кроме того, проверяются своевременность и полнота продажи валюты на межбанковской бирже.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ с изменениями и дополнениями на 15.03.2003. – М.: Юрайт, 2003.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая с постатейными материалами. – М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 1999.

4. Крамаровский Л.М. Ревизия и контроль: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1998.

5. Маренков Н.Л. Контроль и ревизия. – М.: Феникс, 2004.

6. Мацкевичюс И.С., Лакис В.И. Ревизия в системе экономического контроля. – М.: Финансы и статистик, 1999.

7. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие. – М.: Ид ФБК-ПРЕСС, 2004.

8. Ролионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

9. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит и контроль: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.