Оглавление
1. Что является объектом прогнозирования
в муниципальных системах?……………………………………………...3
2. Метод простой экстраполяции…………………………………………….8
Тест…………………………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………………….18
1. Что является объектом прогнозирования в муниципальных системах?
В современной России на начальном этапе реформ политические и идеологические факторы обусловили не перестройку существующей системы территориального планирования, а ее полное разрушение. Между тем опыт экономически развитых стран убедительно свидетельствует, что сочетание методов планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но неизбежно на принципах соблюдения партнерских отношений органов государственного (муниципального) управления с различными субъектами управления и хозяйствования, имеющими интересы на территории региона (муниципального образования).
В настоящее время, по оценкам специалистов, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике используется в качестве основных около 20 [3].
Под методами социально-экономического прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их изменений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно будущего его (объекта) развития [7].
Всю совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам: степени формализации; общему принципу действия: способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим. Например, но принципу обработки информации об объекте можно выделить: статистические методы, методы аналогий, опережающие методы [4; 7].
Статистические методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения прогнозных моделей.
Методы аналогий направлены на то, чтобы выявить сходство в закономерностях развития процессов и на этом основании строить прогнозы.
Опережающие методы прогнозирования базируются на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережать развитие объекта прогнозирования. В свою очередь их можно разделить на методы исследования динамики развития объекта и методы исследования и оценки уровня развития объекта.
Наибольшее распространение имеет группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные (методы экспертных оценок) и формализованные.
Новые экономические условия заставили исследователей и практиков искать адекватные формы и методы территориального планирования, в частности – пытаться, по опыту зарубежных стран, применить принципы и технологии стратегического планирования, реализуемые на уровне предприятия, к социально–экономическим территориальным системам.
Своевременным и закономерным явилось принятие Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Российской Федерации» (июль 1995г.), который поставил во главу всех работ в сфере государственной плановой деятельности разработку системы прогнозов социально–экономического развития в целом по стране, по народно–хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам – субъектам РФ [1].
Для России характерны следующие особенности:
- процесс рыночного реформирования экономики и создания конкурентной среды не завершен;
- в подавляющем большинстве муниципальных образований структурообразующие предприятия находятся в состоянии производственного и финансового кризиса;
- формирование самих муниципальных образований происходит в границах сложившихся административно–территориальных единиц, созданных, в свое время, без учета экономических возможностей их самостоятельного существования;
- процесс формирования муниципальной собственности, в том числе на землю как основной ресурс территориального развития, также далек от завершения;
- не сложилась еще система взаимоотношений и четкого разделения полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, входящими в их состав, что увеличивает степень неопределенности, в которой приходится планировать свое будущее большинству административно-территориальных единиц страны;
- деловая этика в сфере бизнеса еще не включает понятия «социальная ответственность», что затрудняет взаимопонимание власти и бизнеса и их взаимодействие в определении и реализации перспектив развития административно-территориальных образований различного ранга [5].
Отмеченные обстоятельства трудно характеризовать в качестве благоприятных условий для становления стратегического территориального планирования. Ведь вследствие их влияния у большинства субъектов территориального управления нет осознанной потребности в стратегическом планировании своего развития, устойчивой мотивации к проведению соответствующих прогнозно-аналитических работ.
Важнейшим элементом концепции развития города, ее ядра – стратегического выбора города является обоснование его перспективной специализации. Структура экономики города - это носитель определенных качеств, дающих ему возможность выполнять ту или иную совокупность функций.
Перед городом встают два основных и принципиально различных варианта развития. Первый - инерционный, предполагающий движение (возможно с изменениями непринципиального характера) по уже определившейся ранее траектории, сохранение сложившихся в прошлом тенденций. Другой вариант - перевод города на принципиально иную траекторию развития, в основе которой лежит новый стратегический выбор.
Предпосылками реализации варианта могут быть либо невозможность продолжения движения прежним курсом (вхождение в зону социально-экономического кризиса, обусловленного новыми условиями хозяйствования, изменением геополитической обстановки, истощением традиционной ресурсной базы и т.п.), либо поиск более эффективного, по сравнению с существующим, варианта развития.
Внутренним источником всякого развития являются противоречия. Следовательно, выявление внутренних и внешних противоречий в развитии города как сложной социально-экономической системы является начальным этапом формирования его стратегического выбора.
Формирование концепции перспективного комплексного социально-экономического развития города - сложный процесс, осуществление которого требует соблюдения определенных принципов, главными из которых предлагается считать принципы целенаправленности, социальности, комплексности, системности, адаптивности, эффективности, минимизации риска, баланса интересов, легитимности, демократичности, профессионализма, принципа «первого руководителя» [1].
Следовательно, требуется проведение постоянного мониторенга на основе которого составляются прогнозы. Прогнозирование является важной составляющей при определении стратегии развития муниципального образования.
В муниципальных системах выделяют следующие основные тематические направления прогнозирования:
1. Прогнозирование производственного потенциала муниципального образования (МО) в целом и по отдельным отраслям:
- объем инвестиций, необходимый для планируемого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- отрасли экономики, наиболее благоприятны для инвестиций;
- динамика производственного потенциала для задаваемой инвестиционной политики.
2. Прогнозирование валового муниципального продукта (МРП) территории:
- валовая добавленная стоимость (ВДС) сектора производства товаров и рыночных услуг;
- ВДС сектора нерыночных услуг;
- налоги на продукты.
3. Прогнозирование налоговых поступлений в муниципальный бюджет:
- налоговые ресурсы территории;
- налоговые поступления в муниципальный бюджет.
4. Прогнозирование сводного финансового баланса МО:
- источники и потребители финансовых ресурсов;
- образованные финансовые ресурсы;
- перераспределение финансовых ресурсов через бюджеты денежных средств;
- использованные финансовые ресурсы;
- расходы хозяйствующих субъектов за счёт прибыли и амортизации;
- социальные расходы;
- баланс финансовых ресурсов территории.
5. Прогнозирование инвестиционного баланса МО:
- источники инвестиций;
- направления инвестирования.
6. Прогнозирование баланса денежных доходов и расходов населения:
- доходы населения (по всем видам источников);
- расходы населения на товары и услуги;
- прочие расходы населения (налоги и обязательные платежи, прочее).
7. Прогнозирование расслоения населения по доходам и расходам:
- доходы населения по децильным группам;
- расходы населения по децильным группам и направлениям расходов.
- показатели качества жизни населения (бедность, бюджетный дефицит, коэффициент фондов) [8; 9].
Таким образом, можно заключить следующее, что под объектом прогнозирования в муниципальных системах подразумеваются различные показатели характеризующие степень развития муниципального образования.
2. Метод простой экстраполяции
Термин «экстраполяция» имеет несколько толковании. В широком смысле слова экстраполяция - это метод научного исследования, включающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть. В узком смысле слова экстраполяция - это нахождение по ряду данных функции других значений, находящихся вне этого ряда [2]. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстраполяция (экстраполирование) применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.
Различают перспективную и ретроспективную экстраполяцию. Перспективная экстраполяция предполагает продолжение уровней ряда динамики на будущее на основе выявленной закономерности изменения уровней в изучаемом отрезке времени. Ретроспективная экстраполяция характеризуется продолжением уровней ряда динамики в прошлое [3].
Понятием, противоположным экстраполяции, является интерполяция, интерполирование, которое предусматривает нахождение промежуточных значений функции в области ее определения. При изучении временных рядов в случае необходимости может производиться интерполирование промежуточных уровней.
Разграничивают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная экстраполяция базируется на предположении и сохранении в будущем Прошлых и настоящих тенденций развития объекта. Прогнозная экстраполяция увязывает фактическое состояние исследуемого объекта с гипотезами о динамике его развития. Она предполагает необходимость учета в перспективе альтернативных изменений самого объекта, его сущности [3].
При формировании прогнозов с помощью экстраполяции исходят из статистически складывающихся тенденций изменения тех или иных количественных характеристик объекта. Экстраполируются оценочные функциональные системные и структурные характеристики, например, количественные характеристики экономического, научного, производственного потенциала. Степень реальности такого рода прогнозов в значительной мере обусловливается аргументированностью выбора пределов экстраполяции и стабильностью соответствия «измерителей» по отношению к сущности рассматриваемого явления. Последовательность действий при статистическом анализе тенденций и экстраполировании состоит в следующем:
1. Четкое определение задачи, выдвижение гипотез о возможном развитии прогнозируемою объекта, обсуждение факторов, стимулирующих иди препятствующих развитию данного объекта, определение необходимой экстраполяции; ее допустимой дальности.
2. Выбор системы параметров, унификация различных единиц измерения, относящихся к каждому параметру в отдельности.
3. Сбор и систематизация данных. Перед сведением их в соответствующие таблицы проверяется однородность данных и их сопоставимость.
4. Выявление тенденции или симптомов изменения изучаемых величин в ходе статистического анализа и непосредственной экстраполяции данных [6].
В экстраполяционных прогнозах предсказание конкретных значений изучаемого объекта или параметра в какой-то определенный период времени не считается основным компонентом. Особо важным здесь является своевременное фиксирование объективно намечающихся сдвигов, выявление закономерных тенденций развития явления или процесса. Пол тенденцией развития понимают некоторое его общее направление, долговременную эволюцию. Обычно тенденцию стремятся представить в виде более или менее гладкой траектории.
Для повышения точности экстраполяции используются различные приемы. Например, экстраполируемая часть общей кривой развития (тренд) корректируется с учетом реального опыта функционирования отрасли — аналога исследований или объекта, опережающих, в своем развитии прогнозируемый объект.
Тренд - это изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию временных рядов [2]. Под ним понимается характеристика основной закономерности движения во времени, в некоторой мере свободной от случайных воздействий. Тренд - это длительная тенденция изменения экономических показателей. При разработке моделей прогнозирования тренд оказывается основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую уже накладываются другие составляющие. Результат при этом связывается исключительно с ходом времени. Предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов.
Операцию экстраполяции в общей форме можно представить в виде определения значения функции [7]:
Yi +L = F(YiK x L),
где Yi +L - экстраполируемое значение уровня; L - период упреждения; YiK - уровень, принятый за базу экстраполяции.
Задача прогноза состоит в определении вила экстраполирующих функций на основе исходных эмпирических данных и параметров выбранной функции. Первым этапом является выбор оптимального вида функции, дающей наилучшее описание тренда. Следующим этапом является расчет параметров выбранной экстраполяционной функции. При оценке параметров зависимостей наиболее распространенными являются метод наименьших квадратов и его модификации, метод экспоненциального сглаживания, метод скользящей средней и другие.
Сущность метода наименьших квадратов состоит в отыскании параметров модели тренда, минимизирующих ее отклонение от точек исходного временного ряда, то есть в минимизации суммы квадратических отклонении между наблюдаемыми и расчетными величинами. Модель тренда может различаться по виду. Ее выбор в каждом конкретном случае осуществляется в соответствии с рядом статистических критериев. Наибольшее распространение в практических исследованиях подучили следующие функции: линейная квадратичная, степенная, показательная, экспоненциальная, логистическая. Особенно широко применяется линейная, или линеаризуемая, то есть сводимая к линейной форма, как наиболее простая и в достаточной степени удовлетворяющая исходным данным. Метод наименьших квадратов широко применяется в прогнозировании в силу его простоты и возможности реализации на ЭВМ. Недостаток данного метода состоит в том, что модель тренда жестко фиксируется, а это делает возможным его применение только при небольших периодах упреждения, то есть при краткосрочном прогнозировании.
Метод экспоненциального сглаживания дает возможность получить оценки параметров тренда, характеризующих не средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту последнего наблюдения. Этот метод позволяет оценить параметры модели, описывающей тенденцию, которая сформировалась в конце базисного периода. Он не просто экстраполирует действующие зависимости в будущее, а приспосабливается, адаптируется к изменяющимся во времени условиям [6].
Метод экспоненциального сглаживания применяется при кратко- и среднесрочном прогнозировании. Его преимущества состоят в том, что он не требует обширной информационной базы и предполагает ее интенсивный анализ с точки зрения информационной ценности различных членов временной последовательности. Модели, описывающие динамику показателя, имеют простую математическую формулировку, а адаптивная эволюция параметров позволяет отразить неоднородность и текучесть свойств временного ряда.
Метод скользящей средней дает возможность выравнивать динамический ряд путем его расчленения на рапные части с обязательным совпадением в каждой из них cумм модельных и эмпирических значений [6; 7].
В целом методы экстраполяции, основанные на продлении тенденций прошлого и настоящего на будущий период, могут использоваться в прогнозировании лишь при периоде упреждения до пяти иди семи лет. Важнейшим условием является наличие устойчиво выраженных тенденций развития какого-либо явления или процесса социально-экономической Действительности. При более длительных сроках прогноза эти методы не дают точных результатов.
В связи с тем, что нахождение города в том или ином состоянии регулируется динамикой четырех главных городских подсистем (рабочих мест, населения, жилого фонда, городских земель), можно построить ограниченное количество основных сценариев эволюции города. Практическая полезность этих сценариев для органов местного самоуправления вытекает из необходимости разработки стратегии поведения, определения основных приоритетов. Сценарии строятся, как и Генеральные планы развития, на долгосрочную (15-20 лет) перспективу и представляют собой варианты анализа сложившихся тенденций эволюции города при различных допущениях. Для города, находящегося в любой фазе развития, должно быть построено по крайней мере три следующих варианта таких сценариев [1]:
1. Простой (линейной) экстраполяции. Этот сценарий должен отвечать на сакраментальный вопрос «что будет, если ничего не делать»; другими словами, как сложится ситуация, если городская администрация будет работать в том же стиле, в каком она работала предыдущие годы. «Ничего не делать» - в данном случае означает лишь отказ от принятия решений, которые могут существенно поменять долгосрочную перспективу - такие решения обычно связаны с сопротивлением определенных властно-хозяйственных групп и могут негативно сказаться на исходе ближайших выборов. В то же время естественно, что текущая хозяйственная деятельность и задачи местного самоуправления реализуются городской администрацией полностью. Следует также отметить, что в условиях, когда город находится в фазе развития, такой сценарий и соответствующая линия поведения администрации может быть вполне удовлетворительной.
2. Реконструкции городских подсистем. В этом случае рассматривается вариант существенного изменения городской среды, ее внутренних характеристик. В частности, в этом случае городская администрация разрабатывает и реализует программы реконструкции жилого фонда и сноса трущоб, занимается оптимизацией работы транспортной сети и инженерных сооружений, ускоряет процессы банкротства убыточных предприятий и перераспределяет земли в промышленной зоне, характеризующиеся низкой доходностью и т.д. Это - наиболее перспективный и одновременно наиболее рискованный сценарий. Его реализация может привести к существенному изменению параметров городских подсистем и, в случае успеха, вернуть город в фазу развития.
3. Использования внешних источников развития. В этом случае в рамках сценария должны быть проанализированы результаты строительства в городе новых предприятий или объектов межрегионального значения, размещения мигрантов, строительства жилья для демобилизуемых офицеров по линии Министерства обороны и т.д. Такого рода меры часто бывают внутренне противоречивы: в частности, строительство нового жилья для офицеров позволяет задействовать мощности простаивающих городских строительных организаций, но впоследствии может привести к обострению проблемы безработицы. С другой стороны, участие города в реализации национальных и международных научных, оборонных, промышленных или каких-либо иных приоритетов может вывести его надолго в центры не только отечественного, но и мирового развития [1].
Реальное социально-экономическое развитие города может оказаться комбинацией двух-трех основных сценариев развития. Фактически сценарный подход — не что иное, как продолжение имитационного моделирования без применения жестких формализованных методов анализа. В частности, здесь не требуется увязывания всех гипотез в математическую модель, многие необходимые оценки ситуации могут быть получены на уровне вербальных обобщений. Это делает работу по исследованию ситуации, сложившейся в том или ином конкретном городе, более гибкой. Таким образом, сценарный подход позволяет описать множество траекторий развития города. В дальнейшем ретроспективный анализ может как выявить ошибки в осуществлении выбранной стратегии, которые привели к реализации пессимистичных сценариев развития, так и, наоборот, объяснить характер улучшений социально-экономической ситуации.
ТЕСТ
Правильный ответ выделен жирным шрифтом.
1. Какой из факторов в системе муниципального менеджмента относится к материально - технической сфере?
A) промышленного производства;
Б) транспорту
B) земля;
Г) образование.
2. Каким принципом следует обозначить свойство на муниципальном уровне определять свои параметры не только из собственных предпосылок, но и по текущему состоянию объекта планирования?
A) эквифинальность;
Б) мозаичность;
B) экономичность;
Г) экологичность.
3. Какой элемент не входит в содержание корпоративной миссии?
A) номенклатура продукции;
Б) конкурентные преимущества;
B) объем инвестиций;
Г) геополитическое положение.
4. Какой вид муниципального плана должен предварять по времени остальные?
A) планы общественных организаций;
Б) отраслевые планы;
B) рабочие планы;
Г) стратегический план.
5. Какой вид научного прогнозирования не относится к группе поисковых методов?
A) простой экстраполяции;
Б) трендовой экстраполяции;
B) сценарного прогноза;
6. В каком случае используются предуказательная функция прогноза?
A) при разработке сценария;
Б) при определении ожидаемого уровня инфляции;
B) при назначении номинальной стоимости ценных бумаг;
Г) при прогнозе погоды.
7. Какой элемент не может быть объектом прогнозирования?
A) смертность;
Б) валовой регулярный продукт;
B) доходы населения;
Г) структура расходов населения.
8. В соотношение какого показателя нельзя использовать с достаточной долей достоверности методологию экстраполяционного прогноза?
А) численности населения;
Б) объем ВРП;
В) объем инвестиций;
Г) объем продаж.
9. При какой модели местного самоуправления мэр обладает правом отрицательного вето?
A) «сильный мэр - совет»;
Б) «слабый мэр - совет»;
B) «совет - администратор»;
Г) комиссионная;
Д) «собраник - мэр».
10. Какая стадия в принятии управленческого решения нарушает последовательность алгоритма?
A) определение цели решения;
Б) выработка критериев;
B) сравнение и выбор альтернатив;
Г) оценка риска.
11. Без какого элемента организации контроля просто невозможна?
A) опыт работы контролера;
Б) четко сформулированный стандарт;
B) постановление губернатора;
Г) указы президента.
Список литературы
1. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. - М., 2000. – 456с.
2. Багриновский К.А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учебное пособие. – М., 1992.-327с.
3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 260с.
4. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование регионального развития России. – М.: наука,1995.-188с.
5. Основы местного самоуправления в городах России / Под ред. А.Е. Когута. - СПб., 1995. - 257с.
6. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ,1999.-318с.
7. Прогнозирование и планирование / Под ред. Е.А. Черныш и др. – М.: Приор,1999.-176с.
8. Стронгина М. Местное самоуправление и развитие территорий // Вопросы экономики. - 1994. - №5. - С.133-140.
9. Территориальное управление общественным производством: словарь-справочник / Под ред. А.П.Сысоева. - М., 1993. - 174с.