Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие ЖКХ, его место и роль в экономике государства….………….5
1.1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства России
на современном этапе…………………………………………………….5
1.2. Изменения в сфере финансирования ЖКХ РФ………………………..10
1.3. Роль ЖКХ в социально-экономическом развитии страны…………...14
Глава 2. Особенности развития ЖКХ в Кузбассе………………………………..17
2.1. Демонополизация жилищной и коммунальной сферы……………….17
2.2. Современное состояние и перспективы развития ЖКХ в Кузбассе....20
Глава 3. Необходимость реструктуризации ЖКХ в Кузбассе, ее
основные направления…...………………………………………………24
3.1. Сущность проблемы развития ЖКХ на современном этапе
развития отечественной экономики……...……………………………24
3.2. Принципы реформирования жилищно-коммунального хозяйства…28
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40
Введение
Рыночные отношения привносят изменения во все сферы деятельности, в том числе и в работу жилищно-коммунального хозяйства. Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ.
Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести: остаточный принцип финансирования; отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность; мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг; отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ; многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.
Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие.
В результате преобразований 1991-2000 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации.
Жилищно-коммунальная реформа оказывает многостороннее влияние на различные стороны жизни нашей страны, поэтому за ее ходом следят и активно участвуют в ее проведении правительство, федеральные министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, городов и муниципальных образований.
Объект исследования – жилищно-коммунальное хозяйство в России и Кузбассе.
Предмет исследования – проблемы реструктуризации ЖКХ в России и Кузбассе.
Цель исследования – изучить проблемы реструктуризации ЖКХ в России и Кузбассе.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия «жилищно-коммунальное хозяйство», его место и роль в социально-экономическом развитии страны;
- проанализировать современное состояние ЖК в Кузбассе и рассмотреть перспективы его развития;
- рассмотреть основные подходы к проблеме развития ЖКХ в целом и необходимость его реструктуризации.
Информационной базой для написания работы послужили публикации таких авторов, как: А.А. Аболин, Э.Бяков, Е.Б. Добровец, А.А. Дронов, Н.С. Максимова, В.Н. Сумароков, Л.Н. Чернышев и т.д.
Глава 1. Понятие ЖКХ, его место и роль в экономике государства
1.1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе
Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному хозяйству. Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселков и сел; в городах входит в состав городского хозяйства [3]. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.
Многолетний опыт строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностью показал, что государство в силу ряда причин не способно осуществлять эти задачи. Главная причина, которая действовала постоянно - недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья. Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая с нанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжелым бременем на бюджет [5].
На заседании Правительства Российской Федерации 6 сентября 2001 г. рассмотрен вопрос «О мерах по реализации государственной политики в области развития муниципальных образований».
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 11729 муниципальных образований, из них: городов - 592; поселков-519; городских районов и округов - 126; районов-1488; сельских округов - 9790; сельских населенных пунктов - 210.
В 11160 муниципальных образований приняты и зарегистрированы уставы, 11496 муниципальных образований имеют местный бюджет, причем в общем объеме консолидированного бюджета доходы муниципальных образований составляют около 22%, а расходы муниципальных образований - свыше 24%, в том числе на жилищно-коммунальное хозяйство - 88%.
В 10927 муниципальных образований существуют объекты муниципальной собственности, в том числе муниципальные предприятия - в 4917 муниципальных образованиях, муниципальный жилой фонд и нежилые помещения - в 8510 муниципальных образованиях [4].
Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья, и к 2004 г. она составила более 63 % по сравнению с 33 % в 1996 г. (включая ЖСК и ЖК).
Однако в процессе приватизации не было четко определено отношение и ответственность собственников жилых помещений к общему имуществу многоквартирного дома, то есть к той части, которая является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная цель - передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.
За годы преобразований проведена передача муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34% за счет передачи в частую собственность. Государственное (ведомственное) жилье составляет в настоящее время 142,0 млн кв. м, или 5,1 % от всего жилищного фонда страны [9].
Сформированный таким образом рынок жилья и созданная у на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на и местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан:
- расселение коммунальных квартир;
- ликвидацию общежитий;
- выплату гражданам субсидии на приобретение и строительство жилья;
- предоставление определенным категориям граждан государственных жилищных сертификатов;
- предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);
- выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов, займов) [9; 19].
Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений инициативы населения, позволили уменьшить (за период 1992-2000 гг.) количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн (34,8 %) и увеличить средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека).
Передача жилищного фонда в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или оперативное управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.
За время преобразований нормативная годовая потребность финансирования услуг ЖКХ, оказываемых населению исходя из действующих ставок и тарифов на ЖКУ, возросла с 90 до 300,7 млрд руб., при этом доля оплаты населением в соответствии с установленными законодательством темпами соответственно возросла с 2 до 70 %. В то же время на конец года из общего объема требуемых средств население покрыло 118,5 млрд руб. (39 % от затрат с учетом предоставляемых льгот и субсидий), бюджет - 123,1 млрд руб. (41 %).
Недофинансирование отрасли составило 59,1 млрд руб. (20%).
Причем долги населения составляют порядка четверти от этой суммы, то есть собираемость платежей достаточно высокая, более 85%. Большая часть долгов связана с выпадающими доходами, долгами бюджетной сферы, кредитованием потребителей.
Кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг бюджетных организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, имеет тенденцию роста год от года на величину порядка 10 % и составляет уже более 34,8 млрд руб.
Балансовая стоимость основных фондов коммунального хозяйства составляет 0,7 трлн руб. (4,7 % от всей стоимости основных фондов России). В то же время жилищный фонд страны площадью в 2,7 млрд кв. м жилья составляет по, остаточной балансовой стоимости 4,1 трлн руб. (27,5% от стоимости основных фондов страны). Таким образом, при ответственности жилищно-коммунальной отрасли за сохранность и использование более чем 30% основных фондов страны на сумму 4,8 трлн руб. масштабного капитального ремонта и обновления их при росте кредиторской задолженности не ведётся и вестись не может из-за сложившейся системы финансирования и сдерживания перехода на полную оплату ЖКУ всеми потребителями [12].
Эффективное управление такой собственностью являлось одним из главных условий проводимых преобразований, поэтому был взят курс на организационное разделение функций управлениям хозяйствования, создание служб заказчика, управляющих компаний, введение и развитие частного управления многоквартирными жилыми домами с целью постепенного перевода на режим безубыточного функционирования отрасли (предприятий) путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей.
Решение этих задач обеспечивалось Указом Президента Российской Федерации от 29.03.96 № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов».
К настоящему времени удалось достигнуть определенных положительных результатов. В субъектах Российской Федерации к настоящему времени создано около 3,5 тыс. предприятий-заказчиков. Учитывая, что службы заказчика целесообразно создавать в крупных городах и населенных пунктах с численностью населения не менее 50 тыс. чел., можно считать, что деятельностью данных служб охвачены практически все муниципальные образования. Основой деятельности служб заказчика является формирование договорных отношений с поставщиками жилищных и коммунальных услуг. В целом по России на договорной основе обслуживается около 50% жилищного фонда.
Во всех субъектах Российской Федерации в структуре управления были созданы департаменты, комитеты или министерства жилищно-коммунального хозяйства, формирующие собственную нормативную базу проводимых преобразований на основе разработанных за этот период на федеральном уровне более 130 законодательных и нормативных документов» макетов программ реформирования ЖКХ.
К началу 2003г. степень износа основных фондов коммунального хозяйства составила: по теплоснабжению - 69%, водоснабжению - 73%, электрических сетей - 69%. Ежегодный объем инвестирования в развитие коммунального хозяйства сокращается на 15-16%, при росте инвестиций в экономику в целом на 4,5%.
В соответствии с федеральными программами социально-экономического развития регионов в инженерную инфраструктуру инвестируется около 0,17 млрд руб., примерно 0,15 млрд руб. инвестируется по федеральной программе «Обеспечение населения питьевой водой», однако это незначительные суммы.
Строительство объектов коммунального хозяйства на территории Российской Федерации ведется в незначительных объемах, в особенности сооружений водопровода и канализации [9].
Ведется активная работа по привлечению средств банков и других коммерческих структур в финансирование жилищного строительства, по предоставлению жилищных кредитов (включая ипотечные кредиты). Ведутся работы по подготовке программ ликвидации ветхого и аварийного жилья.
1.2. Изменения в сфере финансирования ЖКХ РФ
До проведения реформы примерно 98% расходов по содержанию и развитию жилищно-коммунальной сферы отрасли приходилось на бюджет министерств, ведомств, предприятий или организаций, в чьем ведении находились объекты ЖКХ.
Почти полная финансовая зависимость жилищно-коммунальной сферы от бюджета, а также соответствующих ведомств и предприятий крайне негативно сказывалась на ее работе и из-за остаточного выделения средств, и в не меньшей степени из-за незаинтересованности в их рациональном использовании. Отсутствовали возможности координации работы и маневрирования ресурсами в результате повсеместной ведомственной разобщенности жилья и коммунальной сети [15].
Огромные убытки предприятий ЖКХ были обычным явлением. Немалые финансовые трудности испытывали бюджеты территорий и ведомств. Расходы, на жилищно-коммунальную сферу составляли от 30 до 70% бюджетов многих территорий, городов и муниципальных образований, что затрудняло работу по обеспечению социальных потребностей населения, а также развитию экономики.
Предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей хозяйства, на балансе которых находилось жилищно-коммунальное хозяйство, вынуждены были заниматься несвойственными им функциями. Расходовались трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые с большей отдачей могли быть использованы для развития и совершенствования производства, повышения его эффективности [10].
Поэтому в устранении всех этих негативных явлений, а значит реформировании ЖКХ, была заинтересована прежде всего сама отрасль, а также другие отрасли и сферы хозяйства, органы государственной власти и бюджеты всех уровней.
В настоящее время более 90% ведомственного жилья и коммунальных предприятий передано в муниципальную собственность. Министерство финансов Российской Федерации с учетом этого провело работу по изменению межбюджетных отношений. Большая часть дополнительных расходов бюджетов местных органов власти на содержание принятых в муниципальную собственность объектов жилья и коммунальной сферы компенсирована федеральным бюджетом. Таким образом, большинство, предприятий, передавших объекты ЖКХ местным органам власти, уже освободились от несвойственных им непроизводственных функций, сосредоточив внимание на эффективности производства.
Этому же способствовали меры по устранению перекрестного финансирования в условиях которого промышленность и другие отрасли экономики вынуждены были оплачивать электроэнергию и прочие ресурсы и услуги по завышенным тарифам [19].
Другим положительным результатом этой работы стал переход основной части жилья и коммунальных предприятий в муниципальную собственность, что в значительной степени позволило устранить негативные явления, связанные с ведомственной разобщенностью отрасли. Вместе с тем бюджеты территорий несут значительные дополнительные расходы по содержанию принятых в муниципальную собственность объектов, во многих случаях превосходящие возможности налоговой базы многих территорий. Возросли дотационные выплаты, увеличилось число дотационных бюджетов.
Поэтому обострилась потребность в скорейшем решении основной задачи реформы - переходе предприятий жилищно-коммунальной сферы на самоокупаемость, сокращение, а затем и устранение ее зависимости от бюджетного финансирования.
Как уже отмечалось, до начала реформы за счет платежей населения покрывалось только 2-3% затрат жилищно-коммунальной сферы на производство и реализацию услуг.
Пересмотр правовой основы деятельности органов государственной власти разных уровней, разграничение их полномочий предоставили право органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местным органам власти самостоятельно, с учетом конкретных экономических и социальных условий постепенно повышать тарифы [19].
Долги населения за ЖКУ быстро растут и жилищно-коммунальная сфера и местные органы власти испытывают значительные финансовые трудности. В ряде случаев задолженность населения превышает платежи за полгода.
Не лучше дела и у предприятий бюджетной и внебюджетной сферы. Здесь также местные органы власти и жилищно-коммунальное хозяйство несут очень большие потери.
По-прежнему острой проблемой для предприятий ЖКУ остается необеспеченная финансированием выплата льгот населению, установленных федеральным законодательством. В результате потери отрасли составляют более 20 млрд руб. ежегодно и продолжают расти.
В большинстве регионов гражданам, имеющим сверхнормативное, второе жилье, установлена такая же плата за услуги, как и за жилье в пределах социальной нормы.
Полная оплата жилья и коммунальных услуг, используемых сверх социальной нормы, обеспечит дополнительное поступление средств, в основном от наиболее обеспеченных слоев населения, примерно 9-10 млрд руб. в год [8].
Но не менее важно сократить расходы на ЖКУ, снизить их себестоимость. Это, как определено в Концепции реформы, должно быть первоочередным направлением в работе по реформированию отрасли.
Особое значение для этого имеет и использование опыта других территорий.
При организационно-методической помощи Госстроя России и Федерального центра энергоресурсосбережения в 67 субъектах Российской Федерации подготовлены региональные программы энергоресурсосбережения в сфере ЖКУ.
Комплексный подход к реформированию отрасли, выполнение работ по ресурсосбережению позволяют, как показывает практика, снижать затраты на производство ЖКУ на 15-40 %.
Минфин России стремится строить взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации так, чтобы у местных органов власти была заинтересованность в реформировании ЖКХ [2; 18].
В соответствии с методикой распределения Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации расходы на ЖКХ определены на основе федеральных стандартов. Регионам, где более высокие платежи населения, размеры финансовой помощи не уменьшаются, а где платежи ниже федеральных стандартов, сумма финансовой помощи не увеличивается. Таким образом, первая группа территорий получает за счет платежей населения дополнительные ресурсы, вторая вынуждена отвлекать на содержание жилищно-коммунальной сферы дополнительные средства бюджета. Например, в Кемеровской области ассигнования из бюджета на жилищно-коммунальную сферу в 3 раза больше, чем платежи населения.
Для стимулирования жилищно-коммунальной реформы используются также рычаги оказания временной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, в частности при выдаче ссуд из федерального бюджета на кассовый разрыв, на погашение долгов по заработной плате и другим социальным выплатам.
1.3. Роль ЖКХ в социально-экономическом развитии страны
Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.
Коммунальное хозяйство включает:
1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.
2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулеры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.
3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.
К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зеленые насаждения общего пользования, уличное освещение и др. [6; 16; 17].
Итогом организационных преобразований явилась подготовка программ реформирования ЖКХ всеми субъектами Российской Федерации (за исключением Чечни) и завершение работ по подготовке муниципальных программ реформирования. Программы реформирования всех субъектов Федерации (в соответствии с Концепцией реформирования) были определены сроком перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг - 2003 г. (только Москва утвердила программу реформирования до 2008 г.).
В соответствии с Концепцией реформирования ЖКХ для исполнения субъектами Федерации и муниципальными образованиями были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаемые ежегодно по экономическим регионам России.
Федеральный стандарт стоимости ЖКУ на 1 кв. м устанавливает оптимальную величину экономически необходимых затрат на производство услуг ЖКХ с учетом, предусмотренных концепцией реформы ЖКХ, организационно-технических мероприятий по снижению издержек (ценовое регулирование на основе финансовой и технологической экспертизы тарифов, энергосбережение и учет потребляемых и отпускаемых ресурсов, создание эффективных собственников жилья, формирование договорных отношений на основе конкурсного отбора подрядчиков и др.).
Федеральный стандарт уровня оплаты ЖКУ населением применяется исключительно как инструмент межбюджетных отношений и стимулирует территории к поэтапному переходу отрасли в бездотационный режим функционирования [11].
Проводимая ценовая и тарифная политика в области ЖКХ направлена на снижение нагрузки на население и бюджет, ревизию обоснованности величины этой нагрузки и выполнение комплекса мероприятий по снижению издержек, влияющих на стоимость содержания 1кв.м жилья.
Положительные результаты достигнуты в работе по снижению непроизводительных расходов и потерь в рамках проводимых в ходе реформы ЖКХ мероприятий по ресурсоэнергосбережению. За счет лимитирования отпуска энергоресурсов, применения современных технологий, широкого внедрения приборов учета расхода ресурсов удается снижать расходы на оплату ЖКУ всеми группами потребителей на 15-40%.
Сегодня сформирован комплексный подход в энергосбережении, который охватывает не только стадию эксплуатации жилищного фонда, но и проектирование, строительство, капитальный ремонт и реконструкцию. В строящихся и реконструируемых домах применяются новейшие технологии, оборудование и материалы, реализующие идею энергоэффективного строительства, реконструкции, и как результат - снижение приведенной стоимости жилья. Такой подход позволяет, экономить до 30% энергоресурсов.
Глава 2. Особенности развития ЖКХ в Кузбассе
2.1. Демонополизация жилищной и коммунальной сферы
В рамках реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства была разработана Программа демонополизации и развития конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.12.97г. №1613.
Программой предусматривалось:
- создание конкурентной среды в сфере предоставления жилищных услуг в результате разделения функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями;
- антимонопольное регулирование деятельности естественных локальных монополий и создание конкурентной среды в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения;
- демонополизация и создание конкурентной среды в подотраслях (благоустройство населенных пунктов и ритуальное обслуживание);
- демонополизация банно-прачечного и гостиничного хозяйства;
- создание конкурентной среды и демонополизация жилищно-коммунального хозяйства в малых муниципальных образованиях, сельской местности и закрытых административно- территориальных образованиях [1].
Подводя итоги первых лет реализации программы, на которые она была рассчитана, следует отметить, что основные цели достигнуты. Во многих регионах поняли значимость ЖКХ как социально образующей отрасли городской экономики, требующей пристального внимания органов власти, в том числе и в части изменения системы управления и финансирования функционирующих субъектов хозяйствования. За весь период изменились структура организаций, работающих на рынке производства, и система оказания жилищно-коммунальных услуг [20].
Преобладающее количество хозяйствующих субъектов относится к сфере малого предпринимательства. Наибольшее количество таких предприятий функционирует в сфере капитального и текущего ремонта жилищного фонда (около 80 %).
Как показывает опыт, изменение формы собственности имеет положительные результаты только в том случае, если акционирование предприятий осуществляется на основе глубокого финансово-экономического анализа их деятельности, финансовой заинтересованности каждого работника и целенаправленной работы коллектива и его руководителей для развития своего предприятия [19; 20].
Практика функционирования акционерного обществ в Анжеро-Судженске Кемеровской области доказывает перспективность этой работы. Здесь не только самостоятельно (в основном за счет внебюджетных источников) ведется техническое перевооружение предприятий без особого расчета на городские «капитальные вложения», но и успешно решаются юридические и экономические проблемы, чтобы не допустить банкротства, и др.
Программа демонополизации еще не стала руководством к действию в большинстве муниципальных образований и регионов России. Успех ее реализации на местах - это целиком заслуга самих коммунальников, которые на свой страх и риск добиваются акционирования своих предприятий со всеми вытекающими последствиями: акционировался - на дотации из бюджета не рассчитывай, по вопросам развития городской инженерной инфраструктуры, которая была и остается муниципальной собственностью, не обращайся и вообще забудь дорогу в администрацию.
Действия администрации отдельных регионов, не инициирующих структурные преобразования предприятий ЖКХ, объясняются недофинансированием из бюджета:
- разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения;
- льготного предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг;
- услуг, предоставляемых со скидкой (субсидией);
- расходов по приему от ведомств объектов ЖКХ [20].
Вместе с тем предприятия худо-бедно работают, также без соответствующего финансирования, и «рука не поднимается» что-либо менять. В этом случае огромное влияние оказывает фактор пребывания у власти. Временщики не могут прогнозировать и реализовывать долгосрочные программы, а реформа ЖКХ - это работа на десятки лет. Тем не менее, проблема устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения все чаще напоминает о себе.
Как показывает анализ, проведенный в рамках реализации программы демонополизации:
- преобладающей хозяйственной структурой в сфере жилищно-коммунального обслуживания потребителей остаются многоотраслевые предприятия (около 9 тыс.), что обусловлено экономической целесообразностью их хозяйственно-финансовой деятельности, в том числе меньшим количеством налогов из-за отсутствия внутрихозяйственных оборотов;
- основная деятельность по реструктуризации предприятий этого сектора экономики была связана с приведением их организационной структуры в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации [1; 7].
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- существующая система управления унитарными предприятиями требует кардинального реформирования;
- деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна;
- во многих регионах количество унитарных предприятий не соответствует возможностям муниципалитетов управлять ими и контролировать их деятельность;
- отсутствуют четкие критерии создания унитарных предприятий и их функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- низкая эффективность деятельности унитарных предприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве требует значительных ассигнований из муниципальных бюджетов, а при их отсутствии приводит к неудовлетворительному обслуживанию потребителей.
Эти выводы говорят о необходимости создания предприятий в форме хозяйственных обществ, имеющих ряд преимуществ перед унитарными предприятиями, в том числе связанных с большей управляемостью, подконтрольностью, ограничением ответственности по долгам.
Создание таких хозяйствующих обществ приблизит решение еще одной очень важной проблемы, связанной с реформированием жилищной сферы, - появление собственников жилья, управляющих компаний (домовладельцев) на муниципальном жилье. Это, по существу, та сфера городской экономики, где унитарные предприятия наносят наибольший ущерб муниципальному имуществу (жилому фонду), имиджу муниципальной власти и формируют негативное отношение населения к реформе ЖКХ.
2.2. Современное состояние и перспективы развития ЖКХ в Кузбассе
Как сообщил Александр Наумов, в Кузбассе 377 областных, городских и районных предприятий ЖКХ. Из них 81% имеют статус муниципальных и государственных, а 19% - акционерных обществ. Частично инвесторы уже пришли в отрасль. За 2003 год управляющие сетевые компании вложили в нее порядка 150 миллионов рублей, в основном в реконструкцию тепловых и электросетей и строительство первой в области турбины малой энергетики на Анжеро-Судженской ТЭЦ. Кроме того, Кузбасс - один из первых в России регионов, где в ЖКХ уже работает малый бизнес. 31 частное предприятие обслуживают более 10 миллионов квадратных метров или четверть всего муниципального жилого фонда региона. Активно, с реальным результатом работает малый бизнес в обслуживании жилья в Березовском, Кемерове, Ленинске-Кузнецком, Новокузнецке, Полысаеве. «Как показывает практика, у частников и производительность труда выше, - говорит Наумов, - и задолженности по зарплате нет». Заместитель губернатора по жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству подчеркнул также, что какова бы не была форма собственности коммунальных предприятий в области, важно сохранить контроль государства за их работой, потому что объекты ЖКХ - социально значимы, от них зависят условия жизни людей, бесперебойное и качественное обеспечение городов и поселков светом, теплом и водой. Поэтому, как считает Александр Наумов, для ЖКХ Кузбасса ликвидация ГУПов и МУПов не является проблемой: «Главное - тарифное регулирование. Если его заберут у муниципалитетов, тарифы для населения могут возрасти. Это неправильно. И задача администрации области - защитить тех жителей, которые сами не в состоянии полностью оплачивать коммунальные услуги. По итогам 2003 года каждый третий кузбассовец воспользовался правом на льготы и субсидии по оплате услуг ЖКХ. И сейчас работа по социальной защите кузбассовцев продолжается».
В Кузбассе вплотную подходят к пониманию того, что решение всех проблем ЖКХ должно быть сосредоточено у исполнительной власти в одном ведомстве, и руководить этим ведомством должен чиновник в ранге не ниже вице-губернатора. Это позволяет выстроить четкое представление о работе и составляющих, и всей системы ЖКХ в целом. Но еще важнее то, что это позволяет прийти к системному решению самой злободневной проблемы отрасли - проблеме тарифов для населения.
Не секрет, что тарифы в ЖКХ во многом обусловлены тарифами на электроэнергию и тепло. И в этой части ожидать хоть какого снижения тарифов не приходится. И не только потому, что в энергетике они формируются по так называемому затратному принципу. Но главным образом потому, что принята такая система реструктуризации РАО «ЕЭС России», которая неизбежно приведет к новому повышению цен в жилищно-коммунальной сфере [13].
Не дожидаясь прихода «Российских коммунальных систем» (РКС), в жилищно-коммунальное хозяйство Кузбасса двинулись крупные по местным меркам компании. В Кемерове уже создана и в ближайшее время начинает работу Северо-Кузбасская энергетическая компания (СКЭК), учредителями которой стали акционеры угольной компании «Черниговец». В планах СКЭК - управление различными коммунальными активами в Кемерове и Березовском, в частности водо-, электро- и теплоснабжением, а также канализацией. Учредители СКЭК намерены привлечь в эту сферу крупные инвестиции, но конкретные направления и размеры этих вложений пока не определены, поскольку компания, как говорят ее создатели, «только образована, и еще не проведена инвентаризация коммунальных активов, которые перейдут в ее управление».
Предприятия, которыми будет управлять новая компания, - тепловые и энергосети, водоканал - сейчас принадлежат в основном городской администрации. Мэр Владимир Михайлов сам пригласил в коммунальный бизнес акционеров «Черниговца». Ранее планировалось, что филиал РКС будет работать в Кузбассе, но он пока не зарегистрирован. Это вызвано тем, утверждает заместитель кемеровского губернатора по ЖКХ Александр Наумов, что глава Госстроя Николай Кошман якобы публично угрожал лишить федерального финансирования те регионы, которые начнут работать с РКС.
В любом случае Северо-Кузбасской энергетической компании не избежать конкуренции - электроснабжением Кемерова уже занимается местная электросеть, а в теплоснабжении «Кузбассэнерго» и городские власти на паритетных началах планировали создать теплосетевую компанию. Если власти Кемерова отдадут предпочтение СКЭК, от этого проекта «Кузбассэнерго» придется отказаться. В то же время СКЭК планирует строить собственные энергомощности, в частности мини-ТЭЦ на базе котельной в Березовском, а также заниматься перепродажей электроэнергии, закупаемой на оптовом рынке.
Большинство бизнесменов уверяют, что коммунальный бизнес для них - социальная нагрузка. Однако опыт их коллег, работающих на этом рынке уже не первый год, свидетельствует, что интерес к данной сфере вполне обоснован. «КС» уже писал о том, что большинство частных предприятий ЖКХ в Кемеровской области рентабельны (напомним, что первые из них появились 2,5 года назад). Так, первое в Кузбассе частное предприятие ЖКХ - ООО «РЭО» в Березовском - по итогам 2002 года получило около 150 тыс. руб. прибыли, в то время как местное муниципальное предприятие ЖКХ - более 2 млн. убытков [13].
Глава 3. Необходимость реструктуризации ЖКХ в Кузбассе, ее основные направления
3.1. Сущность проблемы развития ЖКХ на современном этапе развития отечественной экономики
В России нет класса реальных домовладельцев, муниципальные органы выступают в роли подрядных организаций, обслуживающих жилье, не более того. В качестве таких организаций могут выступать и частные фирмы. Это обстоятельство, наряду с желанием избавиться от убытков жилищно-коммунального хозяйства, которые покрываются за счет бюджетных средств, и легли в основу предложенной правительством жилищно-коммунальной реформы. Фактически ее можно свести к следующим главным мероприятиям: организация службы единого заказчика. В роли «единого заказчика» выступает сам муниципалитет (или его представитель; если город большой, то службы единого заказчика организуются в округах, районах), который предлагает подряд на обслуживание группы жилых зданий (квартала, микрорайона, двора). Устанавливаются определенные требования к качеству обслуживания и сумма, которая будет перечислена подрядчику, в случае успешного оказания соответствующих услуг. Предполагается, что возникнет конкуренция между муниципальными и частными фирмами, которые будут бороться за получение такого подряда, что позволит, в частности, усилить контроль за уровнем тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве; поэтапное увеличение тарифов на коммунальные услуги и повышение квартирной платы для постепенной ликвидации убыточности коммунального хозяйства. При этом квартирная плата повышается до уровня, покрывающего эксплуатационные расходы здания и его текущий ремонт; поскольку, как уже указывалось выше, домовладелец в данной схеме отсутствует, то расходы на капитальный ремонт и реконструкцию здания либо будут осуществляться из бюджета, либо не будут осуществляться вообще. Кроме того, противоречивая ситуация складывается и в работе коммунальных служб: в настоящее время ими осуществляется практика перекрестного субсидирования — часть издержек по оказанию услуг одной группы потребителей (населения) перекладывается на другую группу (предприятия, организации). Строго говоря, повышение тарифов для населения должно предполагать их снижение для других групп потребителей коммунальных услуг, однако в явном виде такая постановка вопроса в предлагаемых мероприятиях отсутствует [1; 19].
Такая постановка дела в целом свидетельствует о непонимании различия между квартирной платой (рентой) и эксплуатационными расходами здания, в котором находится квартира. В частности, эксплуатационные расходы ветхого жилого фонда и общежитий (с относительно более высокой плотностью прожимающих на один квадратный метр общей площади здания) значительно выше, чем издержки содержания нового жилого фонда повышенной комфортности. Соответственно, размер платы за проживание на «квадратном метре» общежития оказывается в несколько раз выше, чем за аналогичную площадь обычных благоустроенных квартир, а в последних, соответственно выше, чем в квартирах «элитного» жилого фонда. Тем не менее, квартирная, арендная плата представляют собой ренту (или, точнее, квазиренту) домовладельца. Размер последней регулируется другими причинами; она напрямую не связана ни с эксплуатационными расходами здания, ни со стоимостью его строительства [19].
Отсутствие домовладельцев в данной схеме регулирования услуг жилого фонда не означает, естественно, ликвидации рентных доходов, обусловленных местоположением, различным уровнем комфортности жилья. Однако теперь эти доходы присваиваются жильцами, причем в неявной форме. Это вызывает ряд важных и не совсем очевидных последствий, которые выявляются лишь в долгосрочной перспективе.
Во-первых, отсутствие явных, учитываемых непосредственно в денежном выражении рентных доходов сужает налоговую базу города. Более того, доходная статья городского бюджета (доходы от сдачи муниципального имущества в аренду) превращается в расходную: даже после успешной реализации жилищно-коммунальной реформы капитальный ремонт зданий жилого фонда придется, так или иначе, осуществлять за счет бюджетных средств.
Во-вторых, кроме проблемы капитального ремонта возникает и проблема нового жилищного строительства и/или реконструкции старого жилого фонда. Остановить процесс ветшания жилья и одновременно продолжать новое строительство становится невозможным: высокие объемы жилищного строительства рано или поздно приводят к таким же высоким объемам выбытия жилья в ветхий жилой фонд. Прогрессирующее образование городских трущоб становится неизбежным. Даже если рента была установлена хотя бы на уровне амортизационных отчислений на реновацию — централизуемые средства позволяли бы осуществлять новое строительство и расселять ветшающие дома. В данной же ситуации жилье превращается из воспроизводящегося капитала в исключительно потребительское благо с длительным сроком пользования. Само по себе это не вызывает возражений, особенно в случае индивидуального дома (коттеджа), однако дело в том, что при таком механизме включения жилого фонда в рыночный обмен этот фонд не может стать капиталом, то есть, фактически, не может приносить прибыль своему владельцу. Отсюда, строго говоря, становятся невозможными и инвестиции в жилищное строительство, поскольку речь идет о приобретении лишь потребительских благ; соответственно, невозможно и кредитование этого процесса (если не брать в расчет относительно узкую сферу потребительского кредита). В результате снижается и общий объем инвестиций, что сказывается и на темпах экономического роста в стране в целом.
Наконец, в третьих, сложившаяся ситуация значительно снижает мобильность рынка рабочей силы, поскольку в целом квартирная плата по-прежнему не входит в цену труда. Высокая арендная плата, сопутствующая небольшому по объему рынку жилого квартир, предлагаемых, в основном, индивидуальными собственниками приватизированного жилья и посредниками, существенно затрудняет миграцию. Усугубляются территориальные диспропорции, что также отрицательно сказывается на экономическом росте. Города, особенно малые, превращаются в своеобразную «ловушку для безработных» [19; 20].
Таким образом, основные меры предлагаемой жилищно-коммунальной реформы свидетельствуют лишь о желании освободить государственный и местные бюджеты от части расходов, но отнюдь не решают основных проблем в данной сфере. Для того, чтобы добиться запуска капиталистического механизма развития городов, необходимы гораздо более глубокие институциональные изменения (например, отмена права на жилище, введение окончания сроков приватизации жилья, другие достаточно непопулярные в современной России меры). Кроме того, необходимы и структурные изменения: крайне высокая цена строительства одного квадратного метра жилья при его весьма низком качестве приводит к тому, что объемы нового строительства в российских городах постоянно сокращаются. Причем низкий уровень средней заработной платы в целом не позволяет широким слоям населения предъявлять спрос на новое жилье. В конечном итоге цена строительства 1 кв. м. нового жилья должна стать ниже, чем цена 1 кв. м. старого (имеются в виду средние уровни цен); кроме того, даже минимальная заработная плата должна позволять работнику арендовать жилье. Только в этом случае можно говорить о запуске рыночного механизма.
К сожалению, действующие в российской экономике тенденции прямо противоположны; в результате идет постоянное накопление диспропорций. Устранить последние становится все сложнее, результатом такого развития ситуации может быть возврат к бюрократическому распределению части хозяйственных благ и нормированию потребления все большей части услуг. Диспропорции далеко не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд — в частности, отсутствие свободного жилья не позволяет решать проблемы закрытия ряда убыточных шахт в угольной отрасли даже при наличии определенных денежных средств, выделяемых правительством на переобучение и адаптацию шахтеров. В свою очередь, социальный протест работников, волею судеб оказавшихся в депрессивных городах и районах может в конечном итоге привести к смене политического курса и свертыванию казавшихся необратимыми рыночных реформ. Понимание сути жилищного вопроса в переходной экономике государственной и хозяйственной элитой очевидно отсутствует. Похоже, что это делает грядущие негативные явления в развитии российских городов неизбежным.
3.2. Принципы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Принципы реформирования ЖКХ можно рассматривать с точки зрения нескольких подходов:
1. Системный подход к реструктуризации ЖКХ.
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в том виде, в котором она была представлена на заседании правительства 31 мая 2001г., выглядит следующим образом. Россиянам предлагается организовываться в кондоминиумы - товарищества пользователей (или собственников) жилья с тем, чтобы защищать интересы входящих в них людей при заключении договоров с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Предприятия ЖКХ в свою очередь должны быть приватизированы, а сам жилищный фонд передан в доверительное управление неких компаний. В результате реформы, должна возникнуть конкуренция на рынке жилищно-коммунальных услуг, которая сделает равноправными их потребителей и производителей. Ну, а возникший на этой основе рынок услуг обеспечит нам повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства, вплоть до снижения тарифов на его услуги. Так, по крайней мере, представляют себе процесс реформы ЖКХ разработчики этой программы [8].
Очевидно, что говорить о приватизации жилищно-коммунальной сферы можно лишь после того, как будет повышена эффективность этой отрасли. Кроме того, в разных городах вопрос о приватизации должен решаться по-разному. Во многих секторах жилищно-коммунальной сферы конкуренция и не возникнет. И в итоге мы получим ситуацию, подобную той, которая уже складывается в электроэнергетике, других отраслях, где вся реформа заканчивается тем, что просто вздуваются тарифы на их услуги для населения. Так что для реформы ЖКХ нужна целевая программа ее модернизации с использованием современных технологий.
Никто не спорит с тем, что наше коммунальное хозяйство нуждается в реформе. Оно убыточно, изношено. Постоянные отключения тепла, света, прорывы труб стали нормой для наших городов. Но ведь основная задача реформирования ЖКХ - это повышение эффективности этой отрасли экономики и главный резерв здесь - отнюдь не бесконтрольное повышение платы за коммунальные услуги. У нас есть все возможности для того, чтобы провести модернизацию ЖКХ так, чтобы ее реформирование шло быстрее, нежели росли тарифы на услуги этой отрасли. Для этого есть технологии, которые позволяют повысить ее эффективность в разы. Приведем несколько примеров.
Сейчас коэффициент полезного действия доставки тепла в наши квартиры не превышает 6%. На остальные 94% мы отапливаем воздух. Именно столько мы теряем на производстве, транспортировке, наконец, непосредственно в домах, квартирах. Если осуществить переход от нынешней системы централизованной подачи тепла к индивидуальной, а к этому идет сейчас весь мир, то издержки по потреблению тепла для жилых домов снизятся в 3-5 раз, а для производственных предприятий - в 20-30 раз. Если к этому добавить современные технологии автоматизированного управления систем теплоснабжения городов, которые позволяют выявить узкие места, ликвидировать наиболее затратные участки теплоснабжения, то экономия увеличится еще в разы. Уже не говоря о новых отечественных технологиях строительства, которые сейчас разработаны и готовы к внедрению. Так что возможности для превращения жилищно-коммунальной сферы из «черной дыры» нашей экономики в эффективную отрасль есть и без массированного повышения тарифов. Для этого, естественно, нужны инвестиции, нужны кредиты. Но у нас есть для этого и средства. Это и те же жилищные субсидии, и кредитные ресурсы, которыми располагает государство в системе Центробанка. При этом надо помнить о том, что инвестиции в жилой комплекс относятся к категории быстро окупаемых. Речь идет о кредитах на 2-3 года. К примеру, Сбербанк с такой программой кредитования вполне мог бы справиться.
Подготовлена и схема организации финансирования модернизации ЖКХ. Мэрам городов, которые хотели бы пойти по этому пути реформы, предлагается пакет технологий. Под этот пакет городские и областные бюджеты представляют соответствующие гарантии, которые обеспечиваются тем объемом субсидий, которые планируется выделить на поддержание ЖКХ на пятилетний период. С этими гарантиями органами местные органы власти привлекают кредиты Сбербанка, за счет которых и ведется модернизация сетей ЖКХ. Достигнутая экономия позволяет сократить объем субсидий без увеличения расходов населения на оплату коммунальных услуг при одновременном формировании свободных денежных ресурсов, которые и направляются на погашение кредитов Сбербанка [19].
Реформирование ЖКХ требует системного подхода. Суть этой концепции реформирования состоит в том, что уже в самое ближайшее время россияне будут переведены на 100-процентную оплату коммунальных услуг, за исключением так называемых нуждающихся категорий. К этой категории населения будут отнесены те люди, у которых затраты на оплату коммунальных услуг превышают 22 процента от семейного бюджета.
Расчеты по типичным российским городам показывают, что доля таких граждан может составить до 50% от общего числа населения. Надежды разработчиков этой реформы связаны с тем, что отнюдь не все, подпадающие под эту категорию, пойдут на поклон в органы социального обеспечения вымаливать субсидии или компенсацию на оплату. Действительно, практика тех городов, где уже довольно далеко продвинулись в переходе на 100- процентную оплату коммунальных услуг, показывает, что из тех людей, которые входят в эту категорию «нуждающихся», примерно каждый второй идет за субсидией. Для того, чтобы реализовать цели жилищно-коммунальной реформы мы должны поддерживать рост реальной заработной платы на уровне не менее 10-15% в год. Только тогда можно рассчитывать, что большинство населения будет платить по коммунальным услугам в полном объеме. И это при условии, что цены на газ, электроэнергию будут оставаться на прежнем уровне. В случае же если эти тарифы будут расти, а именно это следует ожидать, то рост реальной заработной платы должен составлять не менее 20% ежегодно [19].
При нынешней экономической политике правительства россияне могут рассчитывать на такой прирост заработной платы. На деле это будет означать, что жилищно-коммунальная реформа будет проводиться за счет населения. И, что не менее важно, она будет сопровождаться ростом неплатежей, это в конечном счете приведет к дальнейшей деградации жилищно-коммунального хозяйства.
Выход из этой ситуации – скорейшая модернизация всей инфраструктуры ЖКХ. С одной стороны, мы не можем закрывать глаза на то, что структура жилищно-коммунального хозяйства изношена, и в рамках действующей системы оно обречено, так как бюджет не в состоянии покрывать его издержки. С другой стороны – доходы населения не позволяют и в обозримой перспективе не смогут полностью покрыть коммунальные услуги [1; 8].
Расчеты показывают, что модернизация, при которой сокращение издержек по жилищно-коммунальным услугам шло бы быстрее, нежели росла плата за них, возможно. Но для этого нужна федеральная целевая программа, обоснованный пакет технологий, которые нужно внедрять, и инвестиции. Возможно, в качестве источника финансирования государственной программы реформы ЖКХ необходимо привлекать ресурсы Сбербанка. Разумеется, на условиях возвратности. Только в этом случае жилищно-коммунальная реформа может иметь шанс на успешное осуществление.
2. Снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Решение данной задачи включает в себя 2 основных направления:
- регулирование деятельности естественных локальных монополистов;
- организация ресурсосбережения [9].
Регулирование деятельности локальных естественных монополий по поставке коммунальных услуг направлено на: регулирование цен на поставку услуг естественных монополистов и внедрение альтернативных технологий.
Практика регионов России (в том числе Кемеровской области) показывает, что цены на поставку услуг естественных монополистов оказываются искусственно завышены путем увеличения уровня рентабельности, увеличения уровня амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд. В связи с этим, необходимым является проведение аудиторских проверок тарифов на услуги естественных монополистов, а также включение в состав регионально-энергетической комиссии представителей управляющих компаний жилищного фонда. Большую роль в ценовом регулировании имеют местные органы власти, которые должны своими решениями способствовать снижению цен на услуги путем установки минимального уровня рентабельности, обязательным конкурсным распределением подрядов на поставку сырья, материалов и ремонтные работы в пределах своей компетенции. Возможно заключение трехстороннего договора между монополистом, управляющей компанией и местным органом власти, в котором было бы отражено, что управляющая компания возмещает затраты на услуги монополистов на уровне тарифа для населения. Разницу берет на себя бюджет, что побудит органы власти вести более тщательный контроль за ростом тарифов и проводить мероприятия по энергоресурсосбережению.
Организация ресурсосбережения в жилищном фонде может дать наибольший эффект снижения цен на услуги монополистов. К тому же внедрение энергоресурсосбережения позволит поднять удельную долю возмещения населением затрат на содержание и обслуживание жилья без увеличения тарифа. В организации ресурсосбережения стоит выделить два момента: oрганизация повсеместного учета потребления ресурсов путем установки коммерческих узлов учета; внедрение новейших ресурсосберегающих технологий [10].
3. Совершенствование системы управления ЖКХ
Решение этой задачи включает в себя два основных направления:
1. Формирование многообразия собственников жилищной сферы.
2. Демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг.
Необходимо разрешить проблемы между субъектом жилищной собственности и ее пользователем. Не решила этот вопрос и приватизация жилья. Население не чувствует себя собственником, понимая, что приватизирована лишь квартира, а все остальное находится в совместной собственности с иными субъектами, владеющими прочими элементами зданий. Огромную роль в повышении качества предоставляемых услуг ЖКХ играет личная заинтересованность в содержании жилищного фонда. Создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) позволит повысить личную заинтересованность жильца в качественном содержании не только своей квартиры, но и мест общего пользования, оборудования и т.д. С другой стороны, повысится и требовательность к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, так как эффективность и направление вложения средств будет определяться уже самими собственниками. Таким образом, муниципальные органы власти должны всячески содействовать созданию ТСЖ, оказывая при этом всестороннюю юридическую и экономическую поддержку. Содействие скорейшему становлению ТСЖ должно предусматривать: Упрощение процедуры регистрации; Получение ТСЖ дотаций на техническое обслуживание жилья и коммунальных услуг на уровне муниципального жилищного фонда; Передача прав на нежилые помещения или перечисление части арендной платы ТСЖ за нежилые помещения в доме; Передача прав на земельный участок под дом и придомовую территорию.
Действенную помощь в распространении товариществ собственников может оказать организация их на базе вновь построенных жилых домов, в которых все квартиры распределяются на рыночной основе. Однако не исключается и факт создания ТСЖ с участием муниципальных органов власти через уполномоченные органы. Одной из главных целей реформы является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства и формирование рынка услуг. Для достижения этой цели необходимо: Разделение функций заказчика и подрядчика на предоставление жилищно-коммунальных услуг; Внедрение конкурсного отбора подрядных организаций во все сферы жилищно-коммунального хозяйства. Служба заказчика должна постепенно превращаться в управленческую компанию. Служба заказчика должна являться управляющей структурой как в области обслуживания жилья и других объектов, так и в области их теплоэнергоснабжения.
Введение договорной формы взаимоотношений как между собственником и муниципальной службой заказчика, так и между подрядными организациями, позволяет перевести сферу управления жилищно-коммунальным хозяйством на более высокий уровень. Материальная ответственность за нарушение договорных обязательств приводит к значительному улучшению качества содержания и обслуживания жилищного фонда [8].
Практика регионов России показала, что создание конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом между управляющими компаниями различных форм собственности также ведет к повышению качества жилищно-коммунальных услуг и сокращению затрат на содержание жилищного фонда, однако, на сегодняшний день система бюджетного финансирования службы заказчика не позволяет развиваться рыночным отношениям в сфере управления жилфондом. Это связано, прежде всего, с тем, что при финансировании из бюджета, служба заказчика создается с минимальным количеством персонала, что в свою очередь, связано с сокращением бюджетных расходов. Управляющая компания должна быть самоокупаемой, а количественный состав персонала должен определяться исходя из реально поставленных задач. В перспективе только собственник жилья должен выбирать того, кому доверит он управление своей собственностью и сколько он будет за это платить. С другой стороны, в сферу интересов управляющей компании нового типа должны попасть не только жилые дома и придомовые территории, но и вполне логично - другая инфраструктура микрорайонов и районов города, а именно: детские сады, школы, больницы, объекты социально-культурного назначения, тепловые передающие сети и др.
4. Совершенствование механизма финансирования ЖКХ
Для достижения целей реформы ЖКХ в области финансирования необходимо:
- ежегодно в бюджете муниципального образования предусматривать защищенную статью для предоставления компенсаций и льгот на оплату ЖКУ;
- проработать систему векселеоборота в жилищно-коммунальном хозяйстве, подразумевающую выпуск векселя, предназначенного для уменьшения кризиса неплатежей в системе ЖКХ и ухода от взаимозачетов;
- ввести жилищный ваучер на оплату субсидий, который затем может использоваться жителем для оплаты ЖКУ, и далее использоваться для взаиморасчета предприятиями ЖКХ между собой и бюджетом. Это позволит высвободить значительные финансовые средства;
- проработать систему городского займа под обеспечение недвижимостью;
- разработать программу привлечения внебюджетных инвестиций;
- необходимо создавать и развивать предприятия, совместные предприятия, которые бы работали на систему ЖКХ. Вновь созданные, или существующие предприятия, вкладывающие инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, или при выпуске новой продукции для ЖКХ освободить от уплаты налогов на время окупаемости инвестиций;
- более полно использовать дополнительные источники финансирования за счет доходов от рекламы, нахождения на объектах муниципальной собственности чужой собственности, привлечения арендаторов в части ремонта фасадов, благоустройства территории и т.д.;
- внедрить систему оперативного учета движения денежных средств и систему учета текущей дебиторской и кредиторской задолженности;
- проводить отбор и экономический анализ инвестиционных проектов, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства;
- эффективно использовать временно свободные средства для получения дополнительной прибыли и, в частности, разрешить использование временно свободных целевых бюджетных средств в течение года по усмотрению службы единого заказчика с предоставлением отчетов в конце года об их использовании по назначению;
- разработать положение о дифференцированной плате за жилищные и коммунальные услуги, предусмотрев в нем дифференциацию платы в зависимости от этажности, состояния дома, отдаленности от центра, расположения его вдоль улицы или внутри квартала [19].
Тариф на теплоэлектроэнергию должен состоять из двух частей: собственно стоимости энергии и ее транспортировки, причем стоимость транспортировки - величина постоянная, а стоимость самой энергии определяется на конкурсной основе. Для сокращения затрат служба заказчика может покупать энергию напрямую у производителей, которые должны предоставить калькуляцию, расшифрованный тариф с указанием своих реальных издержек.
Заключение
Нынешнее состояние жилищно-коммунального хозяйства не может устраивать никого: ни работников жилищно-коммунальной сферы, ни население.
На нужды ЖКХ расходуется четверть областного бюджета, почти половина муниципальных бюджетов, значительная часть семейных бюджетов граждан и дотаций из федерального бюджета. Жилищно-коммунальный комплекс сегодня - это бездонная река, в которую вливаются все эти финансовые потоки. Расходы считаются по затратному принципу, который включает в себя и убытки от бесхозяйственности, и отсутствие заинтересованности в экономии, и раздутые штаты управленческих аппаратов, и другие непроизводительные потери, диктат тарифов на коммунальные услуги со стороны монополистов, завышенные нормативы потребления, неоднократное повышение тарифов в течение года. Вот и получается, что на самое необходимое, как всегда, средств не хватает. Потому и вынуждены тратить их не на плановую замену устаревшего оборудования, а на ликвидацию аварий и их последствий.
Значительная часть населения области уже сейчас не в состоянии полностью платить квартплату. Кроме того, необоснованный рост тарифов увеличивает расходы, выплачиваемые из бюджета в виде субсидий малообеспеченным слоям населения.
Бездотационное развитие отрасли сегодня невозможно, с этим нельзя не согласится. Потому и продлен срок проведения реформы до 2008 года. Но дотации должны быть целевыми и выделяться на мероприятия социально значимые или обещающие долгосрочный экономический эффект. Такие как, введение в строй новой котельной, отвечающей современным стандартам; установка системы водоочистки и т.д.
Коммунальщики должны рассчитывать на свои силы, а резервы у них есть. Это, во-первых, демонополизация ЖКХ; во-вторых, снижение издержек производителей коммунальных услуг за счет установки приборов учета расхода ресурсов, внедрения технологий ресурсосбережения, совершенствования системы управления. Далее, для перехода к формированию экономически обоснованных тарифов необходимо провести ревизию всего жилищного фонда; чаще практиковать технологический аудит инженерных сетей, и т.д. Отдельный вопрос - качество предоставляемых услуг и ответственность со стороны служб ЖКХ за свою работу. Население не должно оплачивать низкокачественные и непредоставляемые услуги. У наших граждан гораздо больше оснований предъявлять претензии коммунальщикам, чем у последних - повышать цены на свои услуги. Конфликты с жилищно-коммунальными конторами из-за протекающего крана или отсутствия пружины на двери подъезда могут длиться годами. Назрела необходимость разработки механизма взаимной ответственности производителей и потребителей коммунальных услуг.
Вот основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Реформирование этой сферы - не самоцель. Результатом должно стать создание, пусть не прибыльной, но безубыточной отрасли хозяйства, развитие которой должно работать на улучшение качества жизни кузбассовцев.
Список литературы
1. Аболин А.А. Статистическая отчетность 22-ЖКХ (субсидии) как зеркало проведения реформы ЖКХ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2001.- №5.-С.64-68.
2. Аболин А.А. Трансформация льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг в компенсационные выплаты // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2001. - №6. - С.58-62.
3. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1978.-С.78.
4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-540с.
5. Бяков Э. Приватизация и создание рынка недвижимости // Российский экономический журнал. –1996. - № 5-6.-С.45-48.
6. Государственный бюджет: Учебное пособие / Под ред. М.И.Ткачук. – Минск: Высшая школа, 1995.-425с.
7. Добровец Е.Б. Упорядочение процедуры предоставления льгот по оплате ЖКУ началось с военнослужащих // ЖКХ. – 2001.-№3. - С.38.
8. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - №6-7. –2001. - С.34- 46.
9. Конюхов Л.Н. и др. Анализ финансововго состояния жилищно-коммунального предприятия // ЖКХ. – 2001.-№6-С.10.
10. Кругликов А.А. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2000. - №7. - С.94-100.
11. Лаврухин О. Рынок недвижимости // Бизнес. - 2000. - №11.-С.25-29.
12. Максимова Н.С. Реформа жилищно-коммунальной сферы – важный резерв укрепления финансов России // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2001. - №5. – С.56-63.
13. Николаев Е. Свои бароны лучше московских олигархов // Честное слово, 2003 .- №253.-С.3.
14. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 242 «Вопросы Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999.- № 6.- Ст. 241.
15. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Ведяпина, М.Ф. Степанова. - М., 2002. - 686с.
16. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.: Финансы и статистика, 1996.-567с.
17. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.-382с.
18. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.-386с.
19. Чернышов Л.Н. Для преодоления кризиса в ЖКХ необходим программный целевой подход // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - 2001. - №8. - С.52-64.
20. Чернышов Л.Н. Первые итоги демонополизации жилищной и социальной сферы // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2000. - №3. - С.10.