Оглавление

 

1. Бюджетная политика Российской Федерации……………………………3

2. Содержание налоговой политики в РФ…………………………………...5

3. Денежно-кредитная политика РФ…………………………………………8

5. Ценовая политика…………………………………………………………11

6. Цели, функции и значение таможенной системы

    Российской Федерации на современном этапе…………………………14

Задача…………………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетная политика Российской Федерации

 

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны [5].

Бюджетная система Российской Федерации, состоит из трех звеньев и включает:

- федеральный бюджет;

- бюджет субъектов федерации или региональный бюджет (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

- местный бюджет (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских) [5; 6].

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Государственный бюджет - баланс доходов и расходов государства            (табл. 1) [5].

Таблица 1

Основные составляющие доходов и расходов бюджета

Доходы

Расходы

Налог на прибыль предприятий

Финансирование экономики

Налог с продаж

Социально-культурные программы НИОК и НТ программы

Местные налоги

Оборона

Доходы от внешнеэкономичес- кой деятельности

Управление

Рентные платежи

Целевые программы

Неналоговые доходы

Кредиты и помощь другим государствам

Подоходный налог

Средства ссудного фонда и другие статьи доходов

В соответствии с законодательством  РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты [1]. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными  бюджетами - налог на имущество физических лиц.

Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия     его расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета [1; 5].

Дотации – средства,  передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их   дефиците.

Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего   бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

Кредитные ресурсы – средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них [1; 5; 6].

Согласно ст.28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств [1].

 

 

2. Содержание налоговой политики в РФ

 

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Налоговый Кодекс.

Законодательством РФ введена трехуровневая система налогообложения. Первый уровень – это федеральные налоги России. Второй уровень – налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов – региональные налоги. Третий уровень – местные налоги. Городские Думы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Несмотря на большое количество существующих в РФ налогов, основу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлении обеспечивают всего несколько налогов - так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц Значение прямых налогов, особенно налога на прибыль предприятий падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает. Остальные налоги, в значительной части местные, составляют некоторый налоговый фон. Налоговое планирование, в большей части, направлено на минимизацию именно основных налогов. Достаточно часто уменьшение основных налогов приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных [2; 12].

Первым важным шагом в области налоговой реформы явилось принятие в 1998 году и вступление в действие с 1 января 1999 г. первой (общей) части Налогового кодекса Российской Федерации, что позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также налоговым администрированием. В частности, были введены важные дефиниции и новые инструменты, необходимые для функционирования качественно новой налоговой системы, четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентированы процесс исполнения обязанности по уплате налогов и правила налогового контроля, установлена ответственность за налоговые правонарушения [4].

С начала 2003 г. прошло уже несколько заседаний правительства, посвященных дальнейшим перспективам налогового реформирования. К сожалению, кардинальных решений в области определения дальнейшей стратегии реформирования и повышения в целом эффективности налоговой системы принято не было, хотя налоговая реформа является одной из ключевых экономических реформ. Тем не менее, серьезного продвижения в ней не наблюдается.

В течение 2002 г. по ключевым направлениям налогового реформирования правительством были приняты следующие решения, которые в последствии были введены в действие:

-   с 01.01.2002 г. ставка налога на прибыль снизилась на 11% до 24% при отмене всех льгот;

-  с 01.01.2003 г. вступили в силу главы части второй Налогового кодекса 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»;

-    принято решение об отмене налога с продаж с 1 января 2004 г.;

-    рассматривается снижение ЕСН с 30,4% в 2004 году до 24,15% в 2005 году, а также снижения НДС с 20% до 13%. Правда, это предлагается сделать не раньше 2006 г.

Единый социальный налог (ЕСН) на уровне 35,6% запредельно высок и стимулирует сокрытие зарплаты (даже при регрессии уплаты в зависимости от суммы). Необходимо снижение ЕСН до 20-25%. Даже снижение до 30% дало бы качественный рывок и обеспечило рост абсолютного сбора не только самого ЕСН, но и подоходного налога в результате большей легализации зарплаты. Понятно, что правительство боится экспериментировать с доходами социальных фондов, но в данном случае эта боязнь наносит прямой ущерб перспективам российской экономики.

Налог на прибыль на уровне 24% по сути реально ничего не затрагивает. Уровень налога на прибыль должен определяться двумя факторами – необходимостью свести к нулю привлекательность налоговых оффшоров и стимулированием инвестиций в Россию. Уровень налога на прибыль на уровне 15% был бы большим шагом вперед, хотя, по большому счету, его можно было бы вообще ликвидировать. В настоящее время в России налог на прибыль является сомнительным, так как ни при каком уровне ставки налога (что показала практика собираемости в 2002 г.) не появится стимул его платить, если можно этого не делать [4].

В упрощенной системе обложения малого бизнеса планируется  осуществить в 2005 г. переход к налогообложению оборота, а не возвращаться к налогообложению прибыли. Кроме того, необходимо снижение ставки налога с оборота до 5%.

В целом же, в области налогового реформирования необходимо двигаться в рамках реформы межбюджетных отношений и разграничения полномочий между уровнями власти.

Налоговая децентрализация должна идти не в пользу региональных властей, а в пользу муниципалитетов. Финансовые средства должны концентрироваться на уровне местного самоуправления, чтобы иметь возможность использования непосредственно на местах. Сегодня же до местного самоуправления доходит лишь небольшая часть средств (в настоящее время разделение всей суммы собранных налогов между федеральным, региональными и местными бюджетами примерно следующее: 55% – центр, 40% – регионы, 5% – муниципалитеты), а само оно фактически не сформировано с точки зрения независимости в формировании и проведении налоговой и бюджетной политики. Все эти противоречия должны быть устранены в рамках реформы межбюджетных отношений, однако остаются сомнения в том, удастся ли в наших условиях правительству реализовать один из основных принципов реформы: 1 налог – 1 бюджет.

 

 

3. Денежно-кредитная политика РФ

 

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денеж­ного обращения, направленных на обеспечение устойчивого эконо­мического роста путем воздействия па уровень и динамику производ­ства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей [9].

Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным бан­ком и государственными институтами денежно-кредитной полити­ки является организация стабильности денежного обращения, обес­печивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада - в уве­личении предложения денег для стимулирования поощрения расхо­дов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляци­ей, - в ограничении предложения денег для ограничения расходов.

Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздей­ствует на предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк меняет объем денежного предложения в стране путем регули­рования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерче­ских банках, которые имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной стайки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты вли­яют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.

1. Операции на открытом рынке (операции с государственными цен­ными бумагами). В современной практике рыночного хозяйствова­ния основным инструментом регулирования денежной массы явля­ются операции на открытом рынке. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения. Операции на открытом pынкe - это покупка и продажа Центральным банком государствен­ных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (госу­дарственных облигаций) Центральный банк может осуществлять, либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.

2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). Учетная ставка представляет собой второй по важности инструмент кредит­но-денежной политики, который используется для осуществления контроля за предложением денег. Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммер­ческим банкам. Как правило, такой кредит предоставляется не всем коммерческим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное фи­нансовое положение и в данный момент нуждаются в дополнительных денежных средствах. Уровень учетной ставки устанавливает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансо­вым обеспечением в виде государственных краткосрочных облига­ций и коммерческих векселей.

Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирова­ние учетной ставки является вторым по важности методом управ­ления предложением денег. На практике, как правило. Централь­ный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

3. Изменение нормы обязательных резервов. Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денеж­но-кредитной политики, активно используемым Центральным бан­ком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточ­ные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативно­му уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег [7; 9].

Изменение нормы обязательных резервов бан­ков является одним из важнейших инструментов денежно-кредит­ной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обяза­тельных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую сис­тему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, пред­ложения денег в стране.

4. Политике дешевых и дорогих денег. Денежно-кредитная полити­ка оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществ­ляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он сни­жает норму обязательных резервов, что способствует автоматиче­скому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учет­ную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка [8].

Специфика денежно-кредитной политики в России обусловле­на особенностями ее экономики в переходный период. Регулирова­ние денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей а денежной массе на ос­нове ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием це­лого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время ос­новной целью кредитно-денежной политики в стране является обес­печение условий для финансовой стабилизации, постепенного ро­ста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.

 

 

5. Ценовая политика

 

 Ценовая политика Российской Федерации (государственная политика цен) является частью общей экономической политики Российской Федерации и представляет собой совокупность целей, основных принципов и методов достижения целей и задач, установленных законодательством РФ.

Основными целями ценовой политики Российской Федерации  являются:

1) достижение оптимального сочетания экономических интересов Российской Федерации и ее субъектов; 

2) обеспечение устойчивого развития экономики и роста благосостояния населения;

3) обеспечение доходной части бюджетов всех уровней;

4) защита интересов потребителей от необоснованного изменения регулируемых цен (тарифов) и обеспечение доступности социально значимых  товаров для потребителей;

5) повышение эффективности  функционирования субъектов ценового регулирования [8].

Ценовая политика Российской Федерации реализуется путем:

- правового регулирования отношений в области ценообразования;

- мониторинга и прогнозирования уровней и динамики цен;

- прямого и косвенного государственного регулирования цен;

- контроля за соблюдением государственной политики цен и применения санкций за ее нарушение [10; 11].

 Общим принципом осуществления ценовой политики Российской Федерации является свободное определение физическими и юридическими лицами цен на товары и услуги, за исключением отдельных видов товаров и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством РФ. 

Ценовая политика Российской Федерации основывается на соблюдении следующих основных принципов:

- обеспечения баланса экономических интересов субъектов ценового регулирования и потребителей;

- компенсации субъектам регулирования экономически обоснованных расходов на производство товаров (услуг);

- обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство товаров (услуг) с учетом необходимости обеспечения субъектов ценового регулирования финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие как за счет собственных средств, так и за счет займов и иных средств, привлеченных с рынка капитала;

- осуществления коллегиальной и публичной процедуры рассмотрения дел о применении методов государственного регулирования цен;

- обеспечения открытости и доступности для потребителей и субъектов ценового регулирования материалов по рассмотрению и утверждению цен (тарифов);

- защиты средств, направляемых на оплату труда, от инфляционных процессов;

- обеспечения согласованности (взаимоувязанности) изменения цен (тарифов) в процессе их государственного регулирования;

- учета результатов деятельности субъектов регулирования по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) [9].

 Государственное регулирование цен на товары осуществляется с помощью методов прямого и (или) косвенного регулирования цен (тарифов). 

 К методам косвенного регулирования цен (тарифов) относятся:

1) установление единых правил  калькулирования расходов, формирования цен (тарифов);

2) регистрация цен (тарифов);

3) установление предельного  уровня (норматива) рентабельности; 

4) введение обязательного предварительного декларирования цен (тарифов);

5) уведомление о предстоящем изменении цен (тарифов);

6) установление фиксированных или предельных соотношений стоимости сырья и выработанной из него продукции;

7) ограничение участие перепродавцов в обороте товара;

8) установление количественных ограничений во внешней торговле (экспорте или импорте).

 К методам прямого регулирования цен (тарифов) относятся:

1) установление фиксированных цен (тарифов) на товары (услуги);

2) установление предельных минимальных или максимальных цен (тарифов) на товары (услуги);

3) индексация;

4) установление коэффициентов к действующим ценам (тарифам) на товары (услуги) или пределов (коэффициентов) изменения цен; 

5) заключение соглашений об уровнях  либо пределах изменения цен (тарифов) между органами, регулирующими цены (тарифы), и субъектами ценового регулирования (в тех случаях, когда заключение таких  соглашений не противоречит законодательству Российской Федерации о конкуренции и ограничении монопольной деятельности);

6) увязка уровня и динамики цен (тарифов) с материальными балансами производства и реализации отдельных видов товаров (услуг);

7) введение временного (полного или частичного) моратория на изменение цен (тарифов);

8) установление фиксированных или предельных наценок (скидок) к ценам (тарифам) на товары (услуги) [10].

 

 

6. Цели, функции и значение таможенной системы Российской Федерации на современном этапе

Целями таможенной системы Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства [3].

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

- участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;

- обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

- принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

- осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;

- осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

- проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций [3; 9].

Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.

По законодательству РФ таможенным органам принадлежит важная роль в защите национальных интересов отечественных товаровопроизводителей. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых                 норм [3].

Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.

Инструментом таможенной политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым являются таможенные пошлины и сборы. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу России, поэтому право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, как в ближайшие годы, так и на более длительную перспективу должно быть сохранено за Правительством РФ [10].

Таможенные платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации, поскольку составляют около трети доходов. Однако неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются значительными.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции); ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работы).

Задача

Условие:

Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области, если сумма расходной части бюджета области – 14,513 млрд. р., дефицит бюджета – 0,531 млрд. р., сумма закрепленных доходов – 9,924 млрд. руб.

Решение:

9,924 млрд. р. + 0,531 млрд. р. – 14,513 млрд. р. = -4,058 млрд. р.

Таким образом, сумма регулирующих доходов составит 4,058 млрд. руб.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998г. N 145-ФЗ  (с изменениями от 20 августа 2004 г.) – М..: Юридическая литература, 2004.

2. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 11 ноября 2004 г.). – М.: Юридическая литература, 2004.

4. Борзунова О.А. Новое в налогообложении в 2003 году // Финансы. – 2003. - №6 (120). – С.8-10.

5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-540с.

6. Бюджетные отношения в РФ: Новые подходы к анализу и правовому регулированию / Под ред. В.И. Ленина, А.Н. Швецова. - М.: Формула права,2001.-389с.

7. Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы//Деньги и кредит.-2000.-№6.-С.5-14.

8. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник/Под ред. В.К.Сенчагова и др. — М.: Проспект, 1999.-402с.

9. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского и др. – М.: Юрайт, 2000.-520с.

10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.-482с.

11. Финансы: Учебник/Под ред. В.В.Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захарова,2001.-640с.

12. Черник Д.Г. Налоги: Пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика,2002.-656с.

13. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России. – М.: Издательство «Бек», 1998. – 302с.