ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
1. Финансовый учет и финансовая отчетность как информационная
база финансового учета……………………………….……………….5
1.1. Цель, основные понятия, задачи финансового учета……………5
1.2. Финансовый учет как инструмент выявления проблем
управления финансово-хозяйственной деятельности…………..9
2. Методологические основы финансового учета………………………13
2.1. Сущность и виды методов финансового учета………………...13
2.2. Система показателей финансовой отчетности…………………16
Заключение………………………………………………………………..31
Библиографический список литературы………………………………..33
Приложение……………………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Новые условия хозяйствования обусловили существенные изменения методологии и организации финансового учета. Значительно расширились полномочия организаций по отражению собственных хозяйственных операций. Они самостоятельно выбирают методы оценки производственных запасов и способы исчисления себестоимости работ, разрабатывают учетную политику, определяют конкретные методики, формы и технику ведения и организации финансового учета. Иными словами, в настоящее время централизованно устанавливаются только общие правила финансового учета, а конкретизация их и механизм выполнения разрабатываются в каждой организации, самостоятельно исходя из условий его деятельности.
Информация, полученная из финансового учета, является основой для принятия большей части управленческих решений. Данные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии организации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда общество узнает о состоянии экономики.
В получении оперативной и точной финансовой информации заинтересованы все, кто, так или иначе, связан с производством и реализацией продукции, работ или услуг.
В настоящее время в связи с углублением рыночных преобразований и усложнением задач, стоящих перед финансовым учетом, возрастает требовательность к квалификации и профессионализму финансовых работников.
Оперативность и качество финансовой информации во многом зависит от того, насколько рационально организован финансовый учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность финансовой службы.
Объект исследования – финансовый учет.
Предмет исследования – особенности организации, цели и задачи финансового учета.
Цель исследования – изучить особенности организации, цели и задачи финансового учета.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть цель, основные понятия, задачи финансового учета.
2. Рассмотреть финансовый учет как инструмент выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельности.
3. Изучить сущность и виды методов финансового учета.
4. Изучить систему показателей финансовой отчетности.
Информационной базой для написания работы послужили публикации таких авторов, как: А.С. Баканов, Л.А. Бернстайн, В.М. Богаченко, П.С. Безруких, Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова, М.Н. Крейнина, С.И. Пучкова и др. А также нормативные документы: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ и т.д.
1. ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ И ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
1.1. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА
Финансовая (бухгалтерская) отчетность является информационной базой финансового анализа, потому что в классическом понимании финансовый анализ - это анализ данных финансовой отчетности1. Финансовый анализ проводится по-разному, в зависимости от поставленной задачи. Он может: использоваться для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью; служить для оценки деятельности руководства организации; быть использован для выбора направлений инвестирования капитала, наконец, выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.
Анализ финансовой отчетности — это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации2. Однако при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности нашей организации относительно будущих условий существования.
Содержание финансового учета определяется его целями, объектами исследования и предметом и, по существу, дает ответ на вопросы: что исследуется, как и для чего проводится анализ.
______________________
1 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. — М.: Дело и Сервис, 1998.
2 Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.
Целью анализа финансовой отчетности является получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия. Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач.
Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа3.
Объект анализа - это то, на что направлен анализ. В зависимости от поставленных задач объектами анализа финансовой отчетности могут быть: финансовое состояние организации, или финансовые результаты, или деловая активность организации и т.д.
Субъектом финансового учета является человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические отчеты (записки) для руководства, то есть аналитик.
Финансовый учет решает следующие задачи:
1) оценивает структуру имущества организации и источников его формирования;
2) выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов;
3) оценивает структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.;
4) оценивает правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;
_________________________
3 Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 325с.
5) оценивает влияние факторов на финансовые результаты деятельности и эффективность использования активов организации;
6) осуществляет контроль за движением финансовых потоков организации, соблюдением норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат4.
В сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна «реактивная» форма управления деятельностью, т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами предприятия и фискальными интересами государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков; интересами производства и финансовой службы и т.д.
Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При формировании показателей финансовой отчетности необходимо руководствоваться:
- Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ;
- Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н;
- Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
_______________________
4 Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.
- Методическими рекомендациями о порядке финансирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2000 г. № 60н5.
Данный блок нормативных документов связан с реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
______________________
5 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2004. – 336с.
1.2. ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Финансовый учет выступает как инструмент для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных показателей.
Одной из задач реформы предприятия является переход к управлению финансово-хозяйственной деятельностью на основе анализа экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и производителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внутренних (работников административно-управленческих подразделений, руководителей предприятия и др.).
К числу основных, стратегических, задач развития любой организации в условиях рыночной экономики относятся:
- оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
- максимизация прибыли;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- достижение прозрачности финансово-хозяйственного состояния предприятия для собственников (участников и учредителей), инвесторов, кредиторов;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения
финансовых средств6.
Оптимальность принимаемых управленческих решений зависит от разных направлений политики развития деятельности предприятия:
- от качества экономического анализа;
- от разработки учетной и налоговой политики;
- от выработки направлений кредитной политики;
- от качества управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
- от анализа и управления затратами, включая выбор амортизационной политики7.
Значение финансового учета в организации здесь трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии предприятия. Анализ опирается на показатели промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ целесообразно проводить перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса. На основе данных итогового анализа финансово-хозяйственного состояния осуществляется выработка почти всех направлений экономической (в том числе и финансовой) политики предприятия. От того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.
Качество же самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных финансовой отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение.
______________________
6 Матвеев А.А., Суйц В.П. Консолидированная отчетность: Методика и практика: Учебно-практическое пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 358с.
7 Баканов А.С. Годовая отчетность коммерческой организации. — М.: Бухгалтерский учет, 2000. – 456с.
Экономический анализ, как известно, используется для исследования экономических процессов и экономических отношений, возникающих у организаций. Экономические отношения возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, представленные в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию.
Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работников, на социальные нужды и т.п.
Рассмотрим финансовую модель хозяйственной деятельности организации (Приложение1). Она иллюстрирует формирование вложенного капитала из капитала собственного и заемного. Капитал может быть вложен или в основные, или в оборотные активы, или - если имеются некоторые излишки - направлен на внешние инвестиции8.
Часть, превращенная в оборотный капитал, тратится на сырье и материалы и на преобразование их в готовые изделия и товары, а также на обращение всего этого в деньги. Перетекание денег к поставщикам прерывается кредиторами точно так же, как и дебиторский «барьер» замедляет возврат поступающих в оборот денег.
_______________________
8 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2004. – 336с.
Процесс преобразования закупленных материалов в конечный продукт предполагает расходование денег на оплату труда, аренду помещений, налоги, страхование, коммунальные платежи и т.д. Некоторая часть основных активов полностью используется в форме амортизации. Кроме этого, в организации существует много административных расходов, которые также требуют денег.
Продажа готовой продукции (работ, услуг) и товаров может осуществляться посредством прямых платежей или в кредит. В последнем случае дебиторы замедляют процесс притока денежных средств в организацию.
Если организация инвестировала деньги во внешние проекты, то проценты от вложений приходят из-за «границы» оборотного капитала в форме доходов от прочей внереализационной деятельности. Наконец, некоторая часть денежных средств будет утрачена по причине уплаты налогов, процентов за кредит и других финансовых расходов.
Денежный оборот является отражением отношений между участниками процесса производства. Финансовая деятельность как часть хозяйственной деятельности включает в себя все денежные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных средств, образованием и использованием доходов.
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА
2.1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА
Методом финансового учета является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости9.
Характерными особенностями метода финансового учета являются:
- использование системы аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;
- изучение причин изменения этих показателей;
- выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.
Методика учета - это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода10.
В совокупности метод и методика представляют методологическую основу финансового учета.
Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).
К качественным (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:
- метод сравнения;
_________________________
9 Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М., 1999. – 426с.
10 Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 325с.
- метод построения систем аналитических таблиц;
- метод построения систем аналитических показателей;
- метод экспертных оценок;
- метод сценариев;
- психологические и морфологические методы и т.п.11
Количественные (формализованные) методы - это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.
Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические методы анализа, экономико-математические и т.д.
Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:
- метод абсолютных, относительных и средних величин;
- метод сравнения;
- вертикальный анализ;
- горизонтальный анализ;
- трендовый анализ;
- факторный анализ;
- анализ с помощью финансовых коэффициентов;
- метод экспертных оценок12.
_________________________
11 Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996. – 328с.
12 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2004. – 336с.
В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе. Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).
Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции - в центнерах и тоннах и т.д.
Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта - в тонно-километрах и т.д.
Если некоторые разновидности продукции обладают общим потребительским свойством, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета. Например, выпуск продукции консервного завода измеряется в ТУБах (в тысячах условных банок)13.
_____________________
13 Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 345с.
2.2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др.
Следует также отметить, что абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем.
Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными одноименными показателями:
±∆П = П1 - По
где П1 - значение абсолютного показателя в отчетном периоде;
По - значение абсолютного показателя в базисном периоде;
∆П - абсолютное отклонение (изменение) показателя14.
Относительные показатели представляют отношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста).
Относительные величины применяются в разных видах анализа, в зависимости от конкретной экономической задачи, они облегчают процесс финансового анализа. В зависимости от поставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин.
______________________
14 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Дело и Сервис, 1998. - 433с.
Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:
1) коэффициентом (база сравнения принята за единицу)
или
2) выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного15.
Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели.
1. Относительные величины динамики, которые характеризуют изменение процесса во времени, и показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом времени. Относительные величины динамики могут исчисляться в долях единицы (коэффициентах), когда сравниваемая величина делится на базу сравнения. Если мы умножим полученный коэффициент в долях единицы на 100%, то получим результат сопоставления в процентах.
П1
Коэффициент динамики = — (в долях единицы);
По
П1
Темп роста = — х 100 % (в процентах),
П0
где П1 - значение показателя в отчетном периоде;
По - значение показателя в базисном периоде.
Ответ на вопрос: «На сколько процентов изменился показатель в отчетном периоде по сравнению с базисным?» можно получить, рассчитав
_______________________
15 Баканов А.С. Годовая отчетность коммерческой организации. — М.: Бухгалтерский учет, 2000. – 456с.
темп прироста (снижения). Эта относительная величина динамики исчисляется как разность между величиной темпа роста, выраженной в процентах и 100%.
Темп прироста (+), снижения (-) =
П1
Темп роста, % - 100% = [ ------ х 100% ] - 100%
П0
Следует добавить, что могут исчисляться как цепные, так и базисные темпы роста и прироста по нескольким временным отрезкам. Цепной прирост - это отношение последующего значения показателя к предыдущему, а базисный - отношение к базисной величине.
2. Относительная величина структуры характеризует долю отдельной части в общем объеме совокупности. Ее рассчитывают как отношение числа единиц в отдельной части совокупности к общей численности единиц (или объему) всей совокупности. Относительные величины структуры называют удельным весом или долей и исчисляют обычно в процентах ко всей совокупности либо в долях единицы.
Пi
Удельный вес, % = — х 100%,
Пn
где Пi - величина отдельной части совокупности;
Пn - вся совокупность (целое)16.
3. Относительные величины координации отражают соотношение между частями одного целого. К таким величинам относятся, например, соотношение между величиной заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и административно-
_______________________
16 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2004. – 336с.
управленческим персоналом организации и т.д. Относительные величины координации могут показывать, сколько единиц одной части приходится на 100 или 1000 единиц другой части.
4. Относительные величины наглядности характеризуют результат сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но к разным объектам или территориям. Эти относительные величины используются для сравнительной оценки результатов деятельности отдельных предприятий отрасли или для оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой.
Этот вид относительных величин нашел широкое применение в международных сопоставлениях, при сравнении результатов деятельности организаций различных форм собственности, при сопоставлении цен, величин акционерного капитала и т.д.
5. Другой вид относительных величин - это результат сопоставления разноименных абсолютных показателей. К ним относятся относительные величины интенсивности. В их числе можно назвать такие важные коэффициенты, отражающие качественную сторону деятельности предприятия или организации, как финансовые коэффициенты деловой активности, фондоотдачу, фондовооруженность, материалоотдачу, доходность того или иного вида деятельности и пр. Эти величины исчисляются обычно в долях единицы (реже в процентах, например, рентабельность) и являются так называемыми именованными числами (т.е. имеют конкретное наименование). Важной чертой их является сопоставление разноименных абсолютных показателей. Например, оборачиваемость (отдача) собственного капитала - это отношение выручки от продажи продукции (товаров) к среднегодовой стоимости собственного капитала, а рентабельность продаж - это отношение прибыли от продажи к сумме выручки, полученной от продажи продукции. В числителе и в знаменателе этих коэффициентов разноименные показатели17.
Итак, относительные величины - это один из важнейших способов обобщения и анализа экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения.
Средняя величина является важным специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных. Средняя величина - это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени.
Средняя арифметическая величина определяется как отношение суммы всех значений на их количество. Средняя величина обозначается либо буквой Af(x) - это сокращение от Average (средняя).
f(x)
Af(x) = -------
x
Но чаще всего средняя величина обозначается любой буквой, но обязательно с чертой наверху. Например П или Х .
n
∑ Хi
i=1 х1 + х2 + х3 + . . . хn
Х = ----------- = ------------------------------
n n
______________________
17 Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.
где Хi - индивидуальное значение признака каждой единицы совокупности;
n - число единиц совокупности18.
При расчете средней величины мы отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных составляющих частей совокупности и выражаем общие свойства, присущие всем частям совокупности. Среднее значение исключает воздействие индивидуальных причин и концентрирует закономерности, обусловленные общими причинами. Основным условием использования средней величины является качественная однородность совокупности, по которой исчислена средняя. Только при выполнении этого условия средняя величина отражает общее, типичное, закономерное, присущее всем частям анализируемой совокупности.
В анализе финансовой отчетности средние величины используются при исчислении многих показателей. Например, при определении средней величины дебиторской или кредиторской задолженности предприятия в отчетном периоде для расчета срока погашения задолженности, или при определении средней величины запасов для анализа оборачиваемости материальных активов и др.
Существуют две категории средних величин: степенные средние (средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя хронологическая и др.), а также структурные средние (мода и медиана). Выбор того или иного вида средней величины зависит от цели анализа, экономической сущности усредненного показателя и характера исходных данных19.
______________________
18 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2004. – 336с.
19 Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 325с.
В анализе финансовой отчетности обычно используется средняя арифметическая величина (простая и взвешенная) или ее разновидность - средняя хронологическая. Наряду с этими величинами могут также исчисляться и другие виды средних.
Представим формулы вычисления различных видов средних величин, наиболее часто применяемых в практическом анализе.
Степенные средние:
Средняя арифметическая простая: |
n ∑ Хi i=1 Х = -----------, n |
|||
Средняя арифметическая взвешенная: |
n ∑ Хi х ki i=1 Х = ---------------- , n ∑ ki i=1 |
|||
Средняя хронологическая: |
Х1 Хn ------- Х1 + Х2 + Х3 + . . . + ------ 2 2 Х = -------------------------------------------, n - 1 |
|
||
где Хi - индивидуальное значение признака каждой единицы совокупности;
n - число единиц совокупности;
ki - частота повторений индивидуального значения признака (его вес)20.
____________________
20 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2004. – 336с.
Структурные средние - это мода и медиана.
Мода - это средняя, получаемая путем установления наиболее часто встречающегося значения в совокупности данных. Определить моду можно только при достаточно большом количестве наблюдений и при условии, что одно из индивидуальных значений анализируемого признака у отдельных единиц совокупности повторяется значительно чаще, чем другие значения.
Медиана — это среднее, полученное путем выявления «центрального» значения в совокупности данных, расположенных в ранжированном порядке. Иными словами, медиана делит ряд данных пополам.
Метод сравнения — самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами. Выделяют четыре основных характеристики шкал:
- описание;
- порядок;
- расстояние;
- наличие начальной точки21.
Описание предполагает использование единственного дескриптора - опознавателя измеряемой характеристики объекта для каждой градации в шкале. Например, такими дескрипторами могут быть: «да или нет»; «есть или отсутствует»; «количество рублей» и т.п.
Порядок характеризует относительный размер дескриптора, например: «больше, чем», «меньше, чем», «равен». Не все шкалы обладают характеристиками порядка. Например, нельзя сказать «больше» или «меньше» для сравнения «покупателя» с «не покупателем».
____________________
21 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. — М.: Дело и Сервис, 1998.-433с.
Расстояние — это характеристика шкалы, показывающая абсолютную разницу между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах. Например, предприятие, которое прибрело три станка, купило на два станка больше по сравнению с предприятием, купившим один станок. Первое предприятие закупило оборудования «больше, чем» второе. «Расстояние» между шкалами в данном случае равно двум станкам.
Начальная точка. Считается, что шкала имеет начальную точку, если она имеет единственное начало. Это может быть нулевая точка. Например, возрастная шкала имеет нулевую точку, связанную с рождением, но не все шкалы измеряемых свойств обладают нулевой точкой.
Вертикальный анализ - представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.
Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:
- переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
- относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике22.
_______________________
22 Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 345с.
Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.
Аналогично может быть выполнен горизонтальный анализ других форм финансовой отчетности.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Трендовый анализ - часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования23. Тренд - это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал. Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи:
1) изучить структуру временного ряда, включающую тренд -закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;
2) изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;
_______________________
23 Баканов А.С. Годовая отчетность коммерческой организации. — М.: Бухгалтерский учет, 2000. – 456с.
3) построить математическую модель временного ряда. Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда. Анализ тренда выполняют путем построения моделей простой линейной или нелинейной регрессии24.
В процессе анализа можно:
1) опробовать несколько математических моделей тренда и выбрать ту, которая с большей точностью описывает динамику изменения временного ряда;
2) построить прогноз будущего поведения временного ряда на основании выбранной модели тренда с определенной доверительной вероятностью;
3) удалить тренд из временного ряда с целью обеспечения стационарности25.
В качестве моделей трендов используют различные элементарные функции и их сочетания, а также степенные ряды.
Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Различают следующие типы факторного анализа:
- функциональный и вероятностный,
- прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный), » одноступенчатый и многоступенчатый,
_______________________
24 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2004. – 336с.
25 Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.
- статический и динамический,
- пространственный и временной,
- ретроспективный и перспективный.
Основными этапами факторного анализа являются:
1. Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели.
2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода.
3. Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
4. Моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами.
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами)26.
Создать факторную систему - это значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления и находятся с ним в функциональной зависимости.
Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.
Применение финансовых коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных соотношений между
______________________
26 Матвеев А.А., Суйц В.П. Консолидированная отчетность: Методика и практика: Учебно-практическое пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 358с.
отдельными статьями отчетности.
Предпочтительные значения коэффициентов зависят от отраслевых особенностей предприятий, от размеров предприятий, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодовой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов, кроме того, может влиять общее состояние экономики, фаза экономического цикла.
Для расчета финансовых коэффициентов финансовые отчеты предприятия должны быть приведены в определенную аналитиком форму, называемую аналитической.
Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:
- платежеспособность;
- прибыльность, или рентабельность;
- эффективность использования активов;
- финансовая (рыночная) устойчивость;
- деловая активность27.
Для измерения перечисленных характеристик в практике анализа используют множество - более сотни различных финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа.
Преимущества метода коэффициентов:
1) возможность получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей;
2) простота и оперативность расчета;
3) возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия;
________________________
27 Матвеев А.А., Суйц В.П. Консолидированная отчетность: Методика и практика: Учебно-практическое пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 358с.
4) возможность оценить финансовое состояние исследуемого предприятия относительно других аналогичных предприятий;
5) устранение искажающего влияния инфляции28.
Среди аналитиков нет единого мнения относительно состава, классификации и даже названий коэффициентов, так что отнесение некоторых коэффициентов к конкретной группе достаточно условно. Далее будут рассмотрены наиболее часто применяемые на практике показатели.
Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока очень сложны. Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладают субъективные начала. Примером использования экспертного метода может служить экспертная оценка стоимости недвижимости.
Сложность объектов экономических измерений способствовала широкому распространению экспертных оценок в качестве метода измерения.
Выделяют два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный. Применение экспертных оценок в тех областях, где могут быть использованы инструментальные средства и информационные технологии, нередко обусловлено неумением правильно ими пользоваться.
Причинно-следственный анализ, результатом которого является оценка, неразрывно связан с личностью эксперта, другой эксперт, поставленный перед той же проблемой, может прийти к другим оценкам.
______________________
28 Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 345с.
Оценки сложных объектов должны выполняться экспертами высокой квалификации. Оценки «средних» экспертов обычно основаны на традиционных, привычных представлениях. В сложных случаях они могут оказаться ошибочными.
Уменьшить риск субъективности суждения можно, если обратиться к группе экспертов, которые могут обсуждать и согласовывать свои оценки. Полагают, что согласованность действий экспертов обеспечивает высокое качество экспертизы. Это не всегда верно. Известны случаи, когда именно эксперты, не согласные с мнением большинства, давали верные оценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход Российской Федерации к рыночной модели хозяйствования с преобладанием частной собственности на средства производства вызвал необходимость проведения соответствующих изменений в надстроечных отношениях государства, включая и систему бухгалтерского учета.
В настоящее время в связи с реформированием национальной системы финансового (бухгалтерского) учета - приведением ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, вопросы дальнейшего развития теоретических и методологических основ бухгалтерского учета, на базе использования имеющегося опыта отечественной и зарубежной теории финансового учета, являются особенно актуальными.
Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования и анализа ее деятельности.
Финансовый учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую контролировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации; устранять субъективность при принятии решений.
В ходе исследования было выяснено, что основной функцией финансового учета является информационная функция, которая заключается в предоставлении данных в ходе финансового анализа, необходимых для управления предприятием.
Среди методов ведения финансового учета выделяют: метод сравнения; построения систем аналитических показателей; метод сценариев, а также вертикальный, горизонтальный, трендовый, факторный анализ и т.д.
Учет производится в следующих измерителях:
1. Натуральные измерители - используются для отражения в учете однородных объектов, выражения счетов, шт., кг. и т.д. Кроме простых натуральных применяются натурально-комбинированные квт/ч, т/км. Учет в таких измерителях называется натуральным учетом.
2. Трудовые измерители применяются для учета затрат труда и выражаются количеством затраченного времени на выполнение определенных видов работ (мин., ч., дни). Используются при установлении норм выработки.
3. Денежный измеритель – является обобщающим, т.к. объединяет в едином измерении средства и хозяйственной процессы. Выражение в различных измерителях (денежных и натуральных) дает возможность обобщать результаты всей хозяйственной деятельности предприятия.
Выбранные предприятием способы и методы финансового учета составляют учетную политику предприятия. Учетная политика определяет порядок осуществления первичного наблюдения, оценки в стоимостном измерении, формировании полной и достоверной информации о хозяйственной деятельности на основе финансового учета.
Финансовый учет и учетная политика предприятия строятся в соответствии с нормативно-правовыми документами, которые составляют их методологическую основу.
Технология учетной политики - сложный процесс, связанный как с решением управленческих и организационных функций, так и с ее методическими аспектами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н.
3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
4. Методические рекомендации о порядке финансирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2000 г. № 60н.
5. Баканов А.С. Годовая отчетность коммерческой организации. — М.: Бухгалтерский учет, 2000. – 456с.
6. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996. – 328с.
7. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.
8. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.
9. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2004. – 336с.
10. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. — М.: Дело и Сервис, 1998.-433с.
11. Матвеев А.А., Суйц В.П. Консолидированная отчетность: Методика и практика: Учебно-практическое пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 358с.
12. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 345с.
13. Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 325с.
14. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М., 1999. – 426с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Собственный капитал |
Заемный капитал |
Налоги |
Финанси-рование расходов |
Внешние инвестиции |
Основные средства и нематери-альные активы |
|||||||||
Вложенный капитал |
Прибыль |
|||||||||||||
Готовая продукция (товары) |
Дебиторы |
Денежные средства |
||||||||||||
Амортизация |
||||||||||||||
Услуги и снабжение со стороны других организаций |
Кредиторы |
|||||||||||||
Производство |
Предметы труда |
Трудовые ресурсы |
Расходы предприятия |
|||||||||||
- область оборотного капитала |