Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3

1. Содержание экономической стратегии в муниципальном

   планировании………………………………………………………………  4

2. Принципы муниципального планирования……………………………..  8

Заключение…………………………………………………………………. 13

Список литературы………………………………………………………… 14

Введение

В настоящее время необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития регионов России все в большей степени осознается руководителями административно-территориальных образований разного ранга (субъектов РФ, муниципальных образований и т.п.).

Основная черта современного качества планирования состоит в отказе от директивности в пользу баланса интересов, установлении партнерских отношений властных структур, в том числе органов муниципального и государственного управления с различными субъектами хозяйствования, населением. А этого можно достигнуть, в частности, путем использования методов стратегического территориального планирования.

Результаты мониторинговых исследований показывают, что во многих регионах страны имеются концепции и программы перспективного комплексного социально–экономического развития (так, по данным института ЕВРОГРАД, около 70% муниципальных образований полагают, что имеют документы стратегического характера).

В  работе предполагается рассмотреть содержание экономической стратегии и принципы муниципального планирования.

1 Содержание экономической стратегии в муниципальном планировании

В современной России на начальном этапе реформ политические и идеологические факторы обусловили не перестройку существующей системы территориального планирования, а ее полное разрушение. Между тем опыт экономически развитых стран убедительно свидетельствует, что сочетание методов планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но неизбежно на принципах соблюдения партнерских отношений органов государственного (муниципального) управления с различными субъектами управления и хозяйствования, имеющими интересы на территории региона (муниципального образования).

Новые экономические условия заставили исследователей и практиков искать адекватные формы и методы территориального планирования, в частности – пытаться, по опыту зарубежных стран, применить принципы и технологии стратегического планирования, реализуемые на уровне предприятия, к социально–экономическим территориальным системам [1].

Своевременным и закономерным явилось принятие Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Российской Федерации" (июль 1995г.), который поставил во главу всех работ в сфере государственной плановой деятельности разработку системы прогнозов социально–экономического развития в целом по стране, по народно–хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам – субъектам РФ.

Для России  характерны следующие особенности:

- процесс рыночного реформирования экономики и создания конкурентной среды не завершен;

- в подавляющем большинстве муниципальных образований структурообразующие предприятия находятся в состоянии производственного и финансового кризиса;

- формирование самих муниципальных образований происходит в границах сложившихся административно–территориальных единиц, созданных, в свое время, без учета экономических возможностей их самостоятельного существования;

- процесс формирования муниципальной собственности, в том числе на землю как основной ресурс территориального развития, также далек от завершения;

- не сложилась еще система взаимоотношений и четкого разделения полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, входящими в их состав, что увеличивает степень неопределенности, в которой приходится планировать свое будущее большинству административно-территориальных единиц страны;

- деловая этика в сфере бизнеса еще не включает понятия "социальная ответственность", что затрудняет взаимопонимание власти и бизнеса и их взаимодействие в определении и реализации перспектив развития административно-территориальных образований различного ранга.

Отмеченные обстоятельства трудно характеризовать в качестве благоприятных условий для становления стратегического территориального планирования. Ведь вследствие их влияния у большинства субъектов территориального управления нет осознанной потребности в стратегическом планировании своего развития, устойчивой мотивации к проведению соответствующих прогнозно-аналитических работ [3].

В настоящее время еще не сложилось единое представление об основных терминологических характеристиках элементов территориального стратегического планирования, однако приверженцы того или иного подхода, стараются следовать определенной логике, выстраивая собственный терминологический ряд.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды [2].

Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты, отличающие его от “классического” дотационного планирования, получившего развитие в дореформенный период:

- адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и с учетом этого организовать процесс его эффективного функционирования;

- учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него как позитивное, так и негативное влияние.

Российский подход к современному стратегическому территориальному планированию должен опираться на имеющиеся традиции долгосрочного территориального планирования, модернизированные применением современных технологий, основанных на принципах и методах стратегического управления.

Объектом стратегического территориального планирования в общем случае выступает административно-территориальная единица страны того или иного ранга (регион - субъект РФ, ассоциация регионов, муниципальное образование и т.п.).

Субъект стратегического территориального планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к городу, ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления.

Концепция перспективного комплексного социально–экономического развития города – прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития города, основные положения местной социально–экономической политики (стратегий) в разрезе ее отдельных составляющих и средства реализации указанных целей [5].

Под стратегическим выбором города мы понимаем совокупность приоритетных функций, выполнение которых в рассматриваемой перспективе должно обеспечить достижение главных целей его комплексного социально–экономического развития. Приоритетные функции можно определить как ключевые отрасли и виды деятельности, определенные в качестве "полюсов роста" (отрасли специализации, градообразующие, доминирующие, т.е. обладающие эффектом мультипликатора).

Стратегический выбор является ядром концепции перспективного развития города. Под целью развития в общем случае  понимают ожидаемый (намечаемый) обоснованный результат, определяемый качественно (на вербальном, содержательном уровне), количественно и во времени. Тогда цель стратегического развития территории дополнительно характеризуется, во-первых, долгосрочным (или среднесрочным) временным горизонтом постановки; во-вторых, учетом при ее обосновании факторов внешнего (для объекта планирования) порядка.

2 Принципы муниципального планирования

Рассматривая "стратегию" как средство для достижения стратегических целей развития, следует отметить, что между категориями "стратегия" и "концепция" прослеживается взаимосвязь части и целого. Другими словами, концепция перспективного комплексного социально-экономического развития города должна включать в себя в качестве составляющей основные положения стратегии его развития.

Проблема формирования Концепции перспективного комплексного социально-экономического развития города как документа стратегического характера во многом сводится к выявлению внутренних закономерностей его развития.

Оценивая возможные подходы к исследованию сущности развития сложных социально-экономических систем, к которым, безусловно, принадлежат города России, с позиции выбора наиболее конструктивного методологического инструментария, следует особое внимание обратить на методы исторического и структурно-функционального анализа [4].

Исторический подход нацелен на исследование генезиса города, движущих сил и источников его организации, развития. Использование исторического метода анализа в сочетании со структурно-функциональным позволяет, с одной стороны, связать появление нового уровня социально-экономического развития города во времени с изменениями в его структурной организации, с другой - подойти к пониманию закономерностей качественных изменений в его социально-экономическом развитии.

Важнейшим элементом концепции развития города, ее ядра – стратегического выбора города является обоснование его перспективной специализации. Структура экономики города - это носитель определенных качеств, дающих ему возможность выполнять ту или иную совокупность функций.

Перед городом встают два основных и принципиально различных варианта развития. Первый - инерционный, предполагающий движение (возможно с изменениями непринципиального характера) по уже определившейся ранее траектории, сохранение сложившихся в прошлом тенденций. Другой вариант - перевод города на принципиально иную траекторию развития, в основе которой лежит новый стратегический выбор.

Предпосылками реализации варианта могут быть либо невозможность продолжения движения прежним курсом (вхождение в зону социально-экономического кризиса, обусловленного новыми условиями хозяйствования, изменением геополитической обстановки, истощением традиционной ресурсной базы и т.п.), либо поиск более эффективного, по сравнению с существующим, варианта развития.

Внутренним источником всякого развития являются противоречия. Следовательно, выявление внутренних и внешних противоречий в развитии города как сложной социально-экономической системы является начальным этапом формирования его стратегического выбора.

В качестве внутреннего источника развития территориальных социально-экономических систем принято рассматривать структурно-функциональное противоречие между специализацией и комплексностью.

Что касается понятия "комплексности" городского развития, то оно означает достижение такого состава, содержания составных частей экономики крупного города, пропорций и связей между ними, которые призваны обеспечить сбалансированную систему сфер деятельности людей, ориентированную на улучшение качества жизни населения, увеличение вклада муниципального образования в национальную экономику [2].

Формирование концепции перспективного комплексного социально-экономического развития города - сложный процесс, осуществление которого требует соблюдения определенных принципов, главными из которых предлагается считать принципы целенаправленности, социальности, комплексности, системности, адаптивности, эффективности, минимизации риска, баланса интересов, легитимности, демократичности, профессионализма, принципа "первого руководителя" [3]:

1. Принцип целенаправленности предполагает обоснование в концепции стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития. Этот принцип реализуется уже самой разработкой концепции, ядро которой составляют, во-первых, комплекс стратегических целей развития, во-вторых, стратегический выбор города, включающий перечень приоритетных функций (отраслей и видов деятельности), намечаемых к реализации в стратегической перспективе.

2. Следование принципу социальности означает, что при формировании стратегических целей развития города, механизмов их реализации во главу угла должны быть положены интересы населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни.

3. Соблюдение требований принципа комплексности при формировании концепции перспективного комплексного социально-экономического развития города означает рассмотрение приоритетных функций, реализуемых городским самоуправлением, в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов развития муниципального образования.

4. Принцип системности тесно связан с принципом комплексности; следование его требованиям означает, что определение стратегических целей развития города и механизмов их реализации должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость его развития с субъектом РФ, на территории которого он дислоцируется, с другими регионами и муниципальными образованиями, страной в целом.

5. Следование требованиям принципа адаптивности означает, что формирование концепции городского развития необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации. Такая корректировка должна проводится с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками.

6. Соблюдение принципа эффективности при формировании концепции развития города означает необходимость доказательства, что именно предлагаемый набор целей экономического развития, функций, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути их реализации, обеспечат достижение требуемого качества жизни населения с наименьшими финансовыми затратами и социальными издержками.

7. Принцип баланса интересов многозначен и предполагает нахождение консенсуса как между властными структурами различного уровня, так и профессиональными и общественными группами населения, относительно стратегических целей и приоритетов развития города, механизмов их практической реализации.

8. Принцип легитимности предусматривает обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта концепции развития города на уровне представительного органа местного самоуправления.

9. С принципами легитимности и баланса интересов тесно связан принцип демократичности, означающий гласность и открытость хода и результатов работ по формированию концепции, привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов документов научной общественности и населения.

10. Реализация принципа профессионализма при формировании концепции обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к разработке специалистов из системы управления городом, специализированных на решении отдельных городских проблем, организацией независимой экспертизы.

11. И, наконец, весьма важный принцип "первого руководителя", следование которому означает "включенность" в ход работ по формированию концепции "первых лиц" города. Решение сложной задачи стратегического планирования социально-экономического развития города, безусловно, предполагает привлечение ученых, специалистов, так как связано с большим объемом прогнозно-аналитических работ. Однако осуществление стратегического выбора города, сравнительная оценка стратегических альтернатив является прерогативой высших руководителей городского самоуправления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Заключение

Как следует из сущности и основных принципов формирования концепции перспективного комплексного социально-экономического развития города, обоснование стратегических целей и механизмов их достижения предполагает выполнение целого ряда работ прогнозно-аналитического характера.

Во-первых, главным целевым ориентиром всех работ в области стратегического планирования комплексного городского развития является повышение качества жизни населения до уровня, нижняя граница которого определяется системой государственных социальных стандартов.

Во-вторых, при разработке стратегических целей развития и механизма их реализации следует, в первую очередь, ориентироваться на эффективное использование городского социально-экономического потенциала.

В-третьих, результативность прогнозно-аналитических работ, связанных с определением целей стратегического развития города, обоснованием его стратегического выбора, разработкой других элементов городской концепции комплексного социально-экономического развития в значительной мере определяется наличием полной и достоверной информации о внутренних закономерностях развития города, факторов местного и внешнего характера, определяющих в совокупности своей исходную социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в городе к началу работ в сфере стратегического планирования его развития.

 

Список литературы

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 260с.

2.Основы местного самоуправления в городах России / Под ред.А.Е.Когута. - Спб., 1995. - 257с.

 3. Рохчин В.Е., К.Н.Знаменская К.Н. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования развития муниципальных образований // http:www.citysrategy.leontief.net/?it=39с727с825f10.

4. Стронгина М. Местное самоуправление и развитие территорий // Вопросы экономики. - 1994. - №5. - С.133-140.

5. Территориальное управление общественным производством: словарь-справочник / Под ред. А.П.Сысоева. - М., 1993. - 174с.