МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «ФИНАНСЫ»

на тему: «Планирование, финансирование расходов на здравоохранение»

Выполнил: студент группы ФКз

Лучшева Анна Николаевна

Шифр 009038

Проверил: _______________

Кемерово 2004

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Финансовое обеспечение здравоохранения………………………..5

1.1. Основная характеристика финансирования здравоохранения

        в России и за рубежом……………………………………………5

1.2. Планирование и финансирование деятельности медицинских

       учреждений………………………………………………………...8

Глава 2 Практическая работа………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………...35

Список литературы…………………………………………………………..37

Введение

В СССР здравоохранение гарантировало всем гражданам бес­платное и общедоступное медицинское обслуживание. Практика финансирования отрасли за счет средств государственного бюдже­та приводила к постоянному снижению доли расходов на медици­ну в общей сумме бюджетных ассигнований. В результате недоста­точное финансирование, с одной стороны, и нерациональное использование средств — с другой, привели отрасль к критиче­скому состоянию. Резкое падение большинства показателей, ха­рактеризующих уровень медицинской помощи, сделало очевид­ным необходимость принципиальной перестройки отечественного здравоохранения.

Одним из путей выхода отрасли из кризиса было внедрение в систему здравоохранения, начиная с начала 90-х годов, новых форм управления, планирования и финансирования. В этот пери­од начался активный поиск оптимальных форм и методов хозяй­ствования в новых экономических условиях. Практический опыт реализации реформы в здравоохранении показал, что не был ре­шен важнейший вопрос — не устранен остаточный принцип финансирования здравоохранения. Кроме того, отсутствовал меха­низм надежного контроля необходимых объема и качества медицинской помощи. Известно, что простое увеличение ассиг­нований в любую сферу деятельности не позволяет рассчитывать на соответствующее повышение ее эффективности. В этой связи встал вопрос о поиске новых форм планирования и финансирования расходов на здравоохранение.

Объект исследования – финансовое обеспечение здравоохранения.

Предмет исследования -  особенности планирования, финансирования расходов на здравоохранение.

Цель исследования – изучить особенности планирования, финансирования расходов на здравоохранение.

Задачи исследования:

- дать основную характеристику финансирования здравоохранения в России и за рубежом;

- проанализировать основные элементы планирования и финансирования деятельности медицинских учреждений;

- выполнить практическое задание по составлению проекта бюджета субъекта РФ на следующий год по данным текущего года.

Разработанность темы в экономической литературе достаточно велика. По данной проблематике высказывались такие авторы, как: Л.Г. Баранова [1], Г.Б.Поляк [2], М.В.Романовский [3], А.З. Дадашев [6], А.М.Ковалева [18].

Глава 1 Финансовое обеспечение здравоохранения

1.1. Основная характеристика финансирования здравоохранения в России и за рубежом

 

 

В условиях экономического кризиса возникли реальные предпосылки и соци­альная необходимость коренной перестройки деятельности всей системы здравоохранения.

Основываясь на анализе практики финансирования и органи­зации здравоохранения в зарубежных странах, условно можно выделить три базовые модели хозяйственного механизма здраво­охранения. Первая — это преимущественно государственное бес­платное медицинское обслуживание, как, например, в Англии, в Дании, в Греции, в Ирландии. Вторая — финансирование основ­ного объема медицинской помощи частными страховыми компа­ниями, как, например, в США. В большинстве же развитых стран, таких, как Франция, Германия, Италия и др., финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой харак­тер, при котором за счет государства оплачиваются целевые про­граммы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования [3].

В настоящее время страховые системы медико-социальной по­мощи продолжают развиваться. Страхование на случай болезни введено более чем в 25 странах. Это в основном индустриально развитые страны Западной Европы, Северной Америки, Австра­лия, Израиль, Новая Зеландия, Япония, некоторые страны Ла­тинской Америки, Среднего Востока и Азии. Системы страхова­ния на случай болезни разнообразны — государственные, частные, коммерческие. В большинстве стран имеются смешан­ные системы страхования [4; 15].

Системы медицинского страхования, как правило, управля­ются государством, но финансируются из трех источников: целе­вых взносов работодателей, субсидий государства, взносов самих работников. В некоторых странах субсидии государства при оплате медицинской помощи отсутствуют, и взносы на медицинское страхование обеспечиваются за счет предпринимателей и работ­ников.

В целом в 80-х годах в основных развитых странах различ­ными системами медицинского страхования было охвачено около 90% населения, которому из общественных фондов компенсиро­валось около 74% расходов на медицинские цели. Наряду с этим отдельные западноевропейские страны продолжают — и небезус­пешно — развивать системы преимущественно правительствен­ного финансирования здравоохранения. Это Скандинавские стра­ны, Португалия, Ирландия, Великобритания [3].

Особый интерес представляет опыт медицинского страхова­ния в России. Первые больничные кассы появились в нашей стране в 1912 г. Страховое движение объединяло функции лечебного характера и оказания материальной помощи в случае болезни за­страхованных. Система медицинского страхования существовала в основном на крупных промышленных предприятиях.

После революции больничным кассам были бесплатно переда­ны многие лечебные учреждения. Больничные кассы не только выплачивали пособия, но и повсеместно занимались организаци­ей бесплатной медицинской помощи рабочим. Денежные средства кассы получали от предпринимателей, работники не платили ни­чего. Однако к концу 20-х годов социальное страхование все более становилось частью работы профсоюзов. В 30-е годы управление социальным страхованием окончательно было передано профсою­зам и страховые кассы были ликвидированы [1; 2].

Страховая система здравоохранения, финансируемая, как и бюджетная, из общественных фондов потребления, формируется на целевой основе и более защищена от остаточного принципа финансирования, характерного для многих бюджетных систем здравоохранения. Именно поэтому в нашей стране с целью соеди­нения положительных сторон государственной и частной меди­цины была выбрана бюджетно-страховая модель. Выбор этот ос­новывался на том, что системы медицинского страхования обеспечивают заинтересованность государства, предприятий и граждан в наиболее полном удовлетворении потребности населе­ния в медицинском обслуживании. Бюджетно-страховая модель организации здравоохранения одновременно сохраняет государственные гарантии населения в медицинском обслуживании и привлекает в здравоохранение дополнительные ресурсы [16; 18].

28 июня 1991 г. был принят Закон РФ «О медицинском страхо­вании граждан в Российской Федерации», определяющий прин­ципиально новую модель финансирования и организации здраво­охранения. Принципы медицинского страхования, провозглашен­ные в данном законе, предполагают усиление заинтересованности и ответственности населения, государства, предприятий учрежде­ний, организаций в охране здоровья граждан в новых экономиче­ских условиях.

Основной элемент системы здравоохранения — медицинские учреждения, являющиеся конечным получателем средств и ока­зывающие непосредственно медицинские услуги населению. Ме­дицинскую помощь в системе обязательного медицинского стра­хования оказывают учреждения с любой формой собственности, имеющие соответствующие лицензии.

Порядок оказания меди­цинской помощи населению, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, определяется совместно территориальными органами управления здравоохранения и фон­дами обязательного медицинского страхования.

Порядок оплаты медицинских услуг, предусмотренных терри­ториальной программой и оказанных застрахованным гражданам в пределах территории субъекта РФ, где они проживают, опреде­ляется территориальными правилами обязательного медицинско­го страхования и положением о порядке оплаты медицинских ус­луг [12; 14].

Финансирование медицинских учреждений осуществляется в соответствии с выбранным способом оплаты медицинской помо­щи по согласованным тарифам. Тарифы на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования уста­навливаются на основе единых методических подходов, опреде­ленных положением о порядке оплаты медицинских услуг. Поря­док согласования и индексации тарифов на медицинские услуги устанавливается территориальными правилами обязательного ме­дицинского страхования [3; 8].

Медицинские учреждения ведут учет услуг, оказанных застра­хованным, и предоставляют страховым медицинским организа­циям и фонду сведения по установленным формам отчетности. Расчеты с медицинскими учреждениями производятся путем оп­латы их счетов.

1.2. Планирование и финансирование деятельности медицинских учреждений

В соответствии с утвержденной номенклатурой учреждения здравоохранения подразделяются на:

1. Лечебно-профилактические учреждения.

1.1. Больничные учреждения, в том числе: городская больни­ца, городская больница скорой медицинской помощи, госпиталь для ветеранов войн, медико-санитарная часть, специализирован­ные больницы (инфекционные, туберкулезные, психиатриче­ские, психоневрологические, офтальмологические и др.), хоспис, территориальное медицинское объединение и т.д.

1.2. Учреждения здравоохранения особого типа: лепрозорий, центр по профилактике и борьбе со СПИДом, бюро судебно-медицинской экспертизы, бюро медицинской статистики.

1.3. Диспансеры: врачебно-физкудьтурный, кардиологический, кожно-венерологический, наркологический, онкологический, противотуберкулезный, психоневрологический.

1.4. Амбулаторно-поликлинические учреждения: амбулатория, городская поликлиника, детская городская поликлиника, стома­тологическая поликлиника, медико-санитарная часть, консуль­тативно-диагностический центр для детей и т.д.

1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови: станция скорой медицинской помощи, стан­ция переливания крови.

1.6. Учреждения охраны материнства и детства: дом ребенка, родильный дом и т.д.

1.7. Санаторно-курортные учреждения: санаторий, детский са­наторий, санаторий-профилакторий и т.д.

2. Учреждения профилактической медицины.

3. Аптечные учреждения [3; 7; 9].

Затраты на содержание лечебно-профилактических учреждений занимают наибольшую долю в расходах на здравоохранение. Ра­бота каждого учреждения здравоохранения характеризуется опе­ративно-сетевыми показателями, такими как среднегодовое коли­чество коек (всего и по профилям коек), число дней функциони­рования койки в год, количество койко-дней, среднегодовое количество штатных единиц по всем категориям персонала, число врачебных посещений.

Для планирования расходов важным является тот факт, что лечебно-профилактическое учреждение может осуществлять медицинскую помощь населению в двух формах: стационарной и амбулаторно-поликлинической. Один из основных показателей ра­боты стационара — коечный фонд, а амбулаторно-поликлинического учреждения — число врачебных должностей и посещений. В зависимости от этого выбирается методика расчета расходов.

В основе расчета расходов на содержание стационара лежит среднегодовое количество коек, которое определяется в зависимо­сти от сроков развертывания новых коек, по формуле (1):

                   (Кк – Кн) х n

Кср = Кн + -------------------     (1),

                          12

где Кср — среднегодовое количество коек;

Кн — число коек на начало года;

Кк — число коек на конец года;

n — число месяцев функционирования вновь развернутых коек [3].

Например, на 1 января в больнице фактически имеется 300 коек, с 1 апреля предусматривается ввести еще 40 коек. В этом случае среднегодовое

                                    40 х 9

число коек составит: 300 + ——— = 330.

                                       12

При планировании расходов на питание и приобретение меди­каментов необходимо установить число дней функционирования од­ной койки в год и на основании этого — общее количество койко-дней в больнице путем умножения среднегодового количества коек (по профилям отделений) на число дней функционирова­ния одной койки в год (по профилям отделений).

В настоящее время централизованно установлены только нату­ральные нормы расходов на питание и медикаменты (в зависимо­сти от вида учреждения). Расчеты стоимостного выражения нату­ральных показателей осуществляются ведомствами на местах самостоятельно [5; 10].

В амбулаторно-поликлиническом учреждении основные опе­ративно-сетевые показатели при планировании расходов: средне­годовое число врачебных должностей, зависящее от численности населения, прикрепленного для амбулаторно-поликлинического обслуживания к данному учреждению, и число врачебных посеще­ний (определяется исходя из среднегодового числа врачебных должностей, числа часов работы врачей данной специальности в 1 день, нормы приема больных в час и числа рабочих дней в году).

Основной документ, определяющий общий объем, целевое на­правление и поквартальное распределение средств учреждения, — смета расходов, которая составляется на календарный год по установленной форме по экономическим статьям бюджетной классификации. В смету могут включаться только расходы, необ­ходимость которых обусловлена характером деятельности данного учреждения [6].

Ассигнования, предусмотренные в смете, должны быть обос­нованы расчетами по каждой статье затрат. Расчеты к смете со­ставляются на основе оперативно-сетевых и производственных по­казателей (число коек, число должностей персонала, количество посещений) в соответствии с действующим законодательством в части расходования средств на выплату заработной платы, с со­блюдением установленных норм расходов по отдельным видам за­трат: приобретение продуктов питания, медикаментов и перевя­зочных средств, мягкого инвентаря, с учетом действующих цен и тарифов. Смета расходов должна утверждаться вышестоящим ор­ганом управления здравоохранения, однако руководителям учре­ждений здравоохранения предоставлено право вносить измене­ния по всем статьям сметы расходов в пределах установленных ассигнований.

К основным экономическим статьям, по которым осуществ­ляется планирование затрат учреждения, относятся расходы на выплату заработной платы, покупку товаров, оплату услуг, при­обретение оборудования длительного пользования, проведение капитального ремонта [3; 17].

По экономической статье «Оплата труда государственных слу­жащих» планируются расходы на оплату труда медицинского, ад­министративно-хозяйственного и прочего персонала. В них вклю­чаются основные и дополнительные виды заработной платы, оплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время, в вы­ходные дни, все виды премий. Учитывая важность этой статьи расходов, ниже подробнее описан механизм расчета расходов на оплату труда. По статье «Начисления на заработную плату» отража­ются все виды обязательных начислений на фонд оплаты труда, в том числе страховые взносы в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, в Государственный фонд, занятости населе­ния Российской Федерации, в фонды обязательного медицин­ского страхования.

По экономической статье «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов» планируются расходы на приобретение материальных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Данная статья подразделяется на подстатьи:

- канцелярские принадлежности: расходы на приобретение канцелярских, чертежных и письменных принадлежностей, блан­ков, учетной и отчетной документации;

- медикаменты и перевязочные средства: расходы на приобре­тение медикаментов, перевязочных средств, вакцин, витаминов, пленок для рентгеновских снимков, оплату доноров, включая пи­тание, пополнение действующих медицинских и санитарных уч­реждений мелким медицинским инструментарием — пинцеты, ланцеты, термометры, шприцы, иголки (объем расходов на меди­каменты определяется из расчета: в больничном учреждении — на койко-день, в амбулаторно-поликлиническом учреждении — на врачебное посещение);

- продукты питания: с учетом того, что питание больных про­водится по натуральным нормам продуктов, установленным для больниц и отделений соответствующего профиля, расходы на пи­тание определяются исходя из среднегодового количества коек по отдельным профилям, числа дней функционирования койки в го­ду и расчетной нормы расходов на питание одного больного в день, исчисленной по средним ценам, действующим в данной местности;

- мягкий инвентарь и обмундирование: расходы на приобре­тение и изготовление белья, одежды, обуви и постельных при­надлежностей [3].

По статье «Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы на закупку товаров и услуг» планируются и отражаются расходы по оплате текущего ремонта оборудования и инвентаря, зданий и помещений, на стирку белья и санитарно-гигиеническое обслу­живание, по оплате информационно-вычислительных работ, на­учно-исследовательских работ и т.д.

По статье «Трансферты населению» отражаются расходы на бес­платный отпуск молочных смесей из молочных кухонь детям пер­вых двух лет жизни.

На отдельных статьях сметы отражаются расходы по команди­ровкам и служебным разъездам, по содержанию и найму транс­порта, по оплате услуг связи.

Важная статья расходов — оплата коммунальных услуг, куда вхо­дят расходы по аренде помещений, на отопление, освещение, водоснабжение, обслуживание лифтов и другие коммунальные ус­луги. Их планирование осуществляется в зависимости от натураль­ных показателей (кубатуры и площади помещений и др.).

К статье «Капитальные вложения в основные фонды» относятся все виды расходов, способствующие приросту основных произ­водственных и непроизводственных фондов, в том числе приоб­ретение медицинского оборудования и предметов длительного пользования, капитальный ремонт учреждений здравоохранения.

Заработная плата работникам бюджетных учреждений, не­сомненно, — одна из важнейших статей расходов бюджета. Ее пла­нирование регламентируется рядом законодательных и норматив­ных документов. Оплата труда работников учреждений здраво­охранения предусматривает единые принципы материального обеспечения работников, находящихся на бюджетном финанси­ровании, на основе Единой тарифной сетки (ETC) и состоит из окладов (ставок), а также повышений, доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера, предусмотренных действую­щим законодательством. Учреждения здравоохранения, находя­щиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и раз­меры надбавок и доплат, с учетом, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе ETC. Постановлением Прави­тельства РФ от 18.03.99 г. № 309 установлены следующие тариф­ные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) ETC (Таблица 1) [3; 13]:

Таблица 1

Единая тарифная сетка

Разряды оплаты труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тарифные коэффициент

1,0

1,36

1,59

1,73

1,82

2,00

2,27

2,54

2,91

Разряды оплаты труда

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифные коэффициенты

3,27

3,68

4,18

4,73

5,32

6,00

6,68

7,41

8,23

Ставки и оклады на основе ETC являются государственной га­рантией минимального уровня оплаты труда работников здраво­охранения при соблюдении определенной законодательством про­должительности рабочего времени и выполнения объема работ, обусловленных трудовым договором. Размер тарифной ставки пер­вого разряда устанавливается Правительством РФ, ставки и окла­ды работников остальных разрядов ETC устанавливаются путем умножения тарифной ставки первого разряда на соответствую­щий тарифный коэффициент.

Разряды оплаты труда работников в соответствии с ETC опре­деляются по результатам тарификации и аттестации работников [3; 11].

Тарификация медицинских и фармацевтических работников осуществляется на основе требований тарифно-квалификационных характеристик, утверждаемых Министерством здравоохранения РФ по согласованию с Министерством труда РФ. Аттестация лиц, занимающих должности медицинских и фармацевтических работ­ников, производится на основании действующих положений о по­рядке аттестации врачей, провизоров, средних медицинских и фармацевтических работников, а служащих — в соответствии с основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций, предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Должностной оклад работника формируется из оклада по соответствующему разряду оплаты труда ETC и повышений к нему, предусмотренных действующими нормативными актами.

Оплата труда работников производится пропорционально от­работанному времени, исходя из должностного оклада и доплат, надбавок и повышений, предусмотренных действующими норма­тивными актами. Заработок работника предельными размерами не ограничивается.

Разряды оплат труда и тарифные коэффициенты определяют­ся в зависимости от категории работников [1; 3]:

Наименование должности

Разряд

Младший медицинский персонал                     

2-4

Средний медицинский персонал    

4-12

  В том числе медицинские сестры:

      не имеющие квалификационной категории        

8-9

      имеющие II квалификационную категорию 

9-10

      имеющие I квалификационную категорию     

10

      имеющие высшую квалификационную категорию    

11

Врачебный персонал                                

9-16

  В том числе врач-специалист:

    не имеющий квалификационной категории        

11

    имеющий II квалификационную категорию

13

    имеющий I квалификационную категорию      

14

    имеющий высшую квалификационную категорию   

15

Отдельными нормативными документами оговорены случаи повышения окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, присвоением ученой степени и дру­гими причинами. Работникам учреждений здравоохранения могут устанавливаться надбавки за непрерывную работу в учреждениях здравоохранения до 80% оклада в зависимости от стажа работы и типа учреждения, за особые условия труда — до 30% оклада. Су­ществуют надбавки стимулирующего характера: за применение в работе достижений науки, за выполнение особо важных работ, а также за высокие достижения в работе. Эти надбавки начисляются на оклад (ставку), предельными размерами не ограничиваются, устанавливаются приказом по учреждению. За дежурства в нера­бочее, вечернее и ночное время врачам и среднему медицинско­му персоналу производится доплата из расчета 50% должностного оклада за фактическое время дежурств, если дежурства выполня­ются за пределами месячной нормы рабочего времени.

Пример определения должностного оклада.

Предположим, врач-терапевт городской больницы И.М.Сидоров, имеющий стаж медицинской работы 5 лет, аттестован тарификационной комиссией по 11-му тарификационному разряду. Ему установлена надбавка за продолжительность не­прерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 30% оклада. Поста­новлением Правительства РФ установлен размер расчетной тарифной ставки 1-го разряда — 110 руб. в месяц. Тарификационный коэффициент 11-го разряда — 3,68. Умножая размер тарифной ставки 1-го разряда на тарификационный коэффициент 11-го разряда, получаем оклад терапевта И.М.Сидорова: 110 руб. х 3,68 = 404,8 руб.

Сумма надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения составляет: 404,8 руб. х 0,3 = 121,44 руб. Таким образом, размер должностного оклада врача составляет (404,8 + 121,44) = 526,24 руб.

Приказом главного врача больницы врачу И.М.Сидорову установлена над­бавка за высокие достижения в работе в размере 20% от должностного оклада: 526,24 руб. х 0,2 = 105,25 руб. Следовательно, месячный размер заработной платы составит (404,8 + 121,44 + 105,25) = 631,49 руб. [3].

Финансирование учреждений здравоохранения осуществляется в следующем порядке: средства бюджета — в соответствии с сум­мой утвержденных ассигнований; средства ОМС — в виде оплаты страховыми медицинскими организациями счетов за пролечен­ных больных; другие внебюджетные средства — в соответствии с заключенными договорами или в виде оплаты оказанных услуг. Расходование средств должно производиться в строгом соответ­ствии с показателями, утвержденными по смете учреждения.

Глава 2 Практическая работа

Составить два варианта проекта бюджета области на следующий год по данным отчетного года, рассчитать сумму собственных (закрепленных) и регулирующих доходов, определить удельный вес расходов, направляемых в сферу материального производства и в нематериальную сферу (построить гистограмму), размер дефицита (профицита) территориального бюджета.

Для проведения расчетов собственные доходы области принимаются в размере 63,4 % общей суммы доходов бюджета, регулирующие - 36,6 %.

В следующем году планируется увеличить:

1) налоговые доходы на 23,5 %;

2) неналоговые доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, от деятельности государственных организаций, прочие неналоговые доходы на 18,3 %;

3) доходы целевых бюджетных фондов на 1,7 %;

4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 19,5 %.

Безвозмездные перечисления уменьшатся на 1,6 %.

Состав статей доходной и расходной части бюджета, состав и структура   источников   финансирования   дефицита   бюджета принимаются в соответствии с выбранным вариантом.

По первому варианту проекта бюджета прирост доходов бюджета направляется на финансирование расходов бюджета в следующих размерах:

1) 63,3 % общей суммы прироста доходов бюджета направляется на финансирование в следующих размерах: образования - 20,3 %, здравоохранения и физической культуры - 18,7 %, социальной политики - 18,9 %, целевых бюджетных фондов - 14,3 %, финансовой помощи бюджетам других уровней - 13,7 %, прочих расходов -14,1 %;

2) 36,7 % общей суммы прироста доходов бюджета направляется на финансирование других статей бюджета, при этом первоначально планируются расходы на содержание, обеспечение деятельности органов государственного управления и местного самоуправления,   правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства, другие статьи бюджета увеличиваются на равные суммы в пределах остатка прироста доходов бюджета.

Прирост расходов на содержание, обеспечение деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, правоохранительную   деятельность,   обеспечение   безопасности государства планируется по формуле (2):

ΔПi = Сi j-1),                     (2)

где ΔПi — прирост расходов на содержание, обеспечение деятельности органов   государственного   управления   и   местного самоуправления    или    прирост    расходов    на правоохранительную      деятельность,      обеспечение безопасности государства в плановом периоде, р.;

Сi — соответственно  расходы на содержание,  обеспечение деятельности органов государственного управления и местного    самоуправления    или    расходы    на правоохранительную      деятельность,      обеспечение безопасности государства в отчетном году, р.;

Иj - индекс инфляции в плановом периоде, доли единицы.

Для проведения расчетов используется значение Иj = 1,139.

В процессе выполнения работы определить структуру доходной и расходной части бюджета в отчетном и следующем году. Результаты должны быть оформлены в виде диаграмм. Исходя из наметившейся тенденции роста собственных доходов бюджета определить, через сколько лет бюджет может стать бездефицитным, если прирост доходов прежде всего направлять на финансирование дефицита бюджета. Сделать соответствующий расчет. Расчеты осуществить по формуле (3):

                       Tj = Дбj: ΔДj,               ( 3)

где  Tj - период, в течение которого бюджет может стать бездефицитным, годы;

Дбj - дефицит бюджета в плановом периоде, млн. руб.;

 ΔДj - общий прирост доходов бюджета в плановом периоде, млн.руб.

 Если Тj < 1, то временной интервал в течение, которого бюджет может стать бездефицитным, рассчитывается по формуле (4):

                              

                                   Тj = Дбj :  ΔДj . 12.                (4)

В случае, если Tj < 1 года, проводится расчет бюджетных показателей но второму варианту, который включает прежде всего расчет суммы средств, необходимых для погашения дефицита бюджета в плановом периоде. Эта сумма вычитается из общего прироста доходов бюджета. Оставшийся прирост доходов бюджета по плану на следующий год распределяется по методике, изложенной для расчета первого варианта бюджета области.

Расчеты других бюджетных показателей осуществляются по аналогии с первым вариантом проекта бюджета.

Для оценки состояния бюджета рассчитываются коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости бюджета, коэффициент бюджетной задолженности:

Ка = Дс : Д,              (5)

где Ka — коэффициент автономии, доли единицы;

Дс — собственные доходы бюджета, р.;

Д - общая сумма доходов бюджета, р.

Кфз = Др : Д,            (6)

где Кфз - коэффициент финансовой зависимости, доли единицы;

Др — регулирующие доходы бюджета, р.

Кбз = 3 : Р,              (7)

где Кбз — коэффициент бюджетной задолженности, доли единицы;

3 - бюджетная задолженность, р.;

Р - общая сумма бюджетных расходов, р.

Бюджетная  задолженность  представлена  расходами  по финансированию    государственного    долга,    источниками финансирования дефицита бюджета: бюджетные ссуды, кредитные договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации, другими источниками.

Состояние   бюджета   субъекта   Российской   Федерации оценивается по следующим значениям коэффициентов:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,6 - 0,7; Кфз = 0,3 - 0,4; Кбз = 0,1 - 0,15;

2) нормальное состояние бюджета:

Ка = 0,4 - 0,5; Кфз = 0,5 - 0,6; Kбз = 0,16 - 0,25;

3) неустойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,2 - 0,3; Кфз = 0,7 - 0,8; Кбз = 0,26 - 0,35;

4) критическое состояние бюджета:

Ка = 0,05 - 0,1; Кфз = 0,9 - 0,95; Кбз = 0,36 - 0,5.

Для  характеристики  изменения бюджетных показателей рассчитываются темпы роста показателей.

Решение:

1. Удельный вес показателей по предыдущему году = п.1 (по каждому значению) х 100% / Общую сумму бюджета

                                               10927 х 100%

1.1. Налоговые доходы =  ---------------------- = 65,0%

                                                    16808

                                                   335,4 х 100%

1.2. Неналоговые доходы = -------------------- = 1,9%

                                                     16808

                                                                  4523,7 х 100%

1.3. Безвозмездные   перечисления =  -------------------- = 26,9%

                                                                     16808

                                                                           765,2 х 100%

1.4. Доходы целевых бюджетных фондов = ------------------- = 4,5%

                                                                                16808

АНАЛИЗ

проекта бюджета субъекта федерации

Наименование

Показателя

Предыдущий

Год

По плану

Абсолютное отклонение показателя, млн.руб.

Темп роста, %

Изменение удельного веса показателя, %

Значение, млн.руб.

Удельный вес, %

Значение, млн.руб.

Удельный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

ДОХОДЫ:

1. Налоговые доходы

10927

65,0

13494,8

69,46

2567,8

23,49

4,46

2. Неналоговые доходы

335,4

1,9

396,7

2,04

61,3

18,27

0,14

3. Безвозмездные   перечисления

4523,7

26,9

4451,3

22,91

-72,4

-1,62

-3,99

4. Доходы целевых бюджетных фондов

765,2

4,5

778,2

4,0

13,0

1,69

-0,5

5. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

256,3

1,5

306,3

1,57

50,0

19,5

-0,07

Всего:

16808

100,0

19427,3

100,0

2619,3

15,58

-

Источники финансирования дефицита бюджета:

1. Кредиты коммерческих банков

200,1

49,5

5551,5

49,5

5351,4

2674,36

0

2. Бюджетные ссуды

13,9

3,4

381,3

3,4

367,4

2643,16

0

3. Прочие источники

189,9

47,0

5271,1

47,0

5081,2

2675,72

0

Всего

403,9

100,0

11203,9

100,0

10800,0

2673,92

-

РАСХОДЫ:

1. Государственное управление и местное самоуправление

843,7

4,9

117,3

0,38

-726,4

-619,26

-4,52

2. Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства

675,4

3,92

93,9

0,3

-581,5

-619,27

-3,62

3. Промышленность, энергетика и строительство

374,7

2,17

1832,1

5,97

1457,4

388,95

3,8

4. Сельское хозяйство и рыболовство

542,2

3,15

1832,1

5,97

1289,9

237,9

2,82

5. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

956,1

5,55

1832,1

5,97

876,0

91,62

0,42

6. Образование

1789,1

10,39

3943,7

12,87

2154,6

120,42

2,48

7. Культура, искусство и кинематография

445,9

2,59

1832,1

5,97

1386,2

310,87

3,38

8. Здравоохранение и физическая культура

1689,6

9,81

3632,9

11,85

1943,3

115,01

2,04

9. Социальная политика

1702,1

9,88

3671,7

11,98

1969,6

115,71

2,1

10. Обслуживание государственного долга

489,7

2,84

1832,1

5,97

1342,4

274,12

3,13

11. Жилищно-коммунальное хозяйство

989,2

5,74

1832,1

5,97

842,9

85,21

0,23

12. Финансовая помощь бюджетам других уровней

4869,7

28,2

2661,5

8,68

-2208,2

-82,96

-19,52

13. Целевые бюджетные фонды

921,1

5,35

2778,1

9,06

1857,0

201,6

3,71

14 Прочие расходы

923,3

5,36

2739,2

8,93

1815,9

196,67

3,57

Всего

17212

100,0

30642,4

100,0

13430,4

78,02

-

1.5. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход

                             256,3 х 100%

деятельности = ------------------ = 1,5%

                                 16808

                                                                  200,1х 100%

1.6. Кредиты коммерческих банков = ------------------ = 49,5%

                                                                     403,9

                                               13,9 х 100%

1.7. Бюджетные ссуды = ------------------- = 3,4%

                                                 403,9

                                             189,9 х 100%               

1.8. Прочие источники = ------------------- = 47,0%

                                                 403,9

1.10. Государственное управление и местное самоуправление =

843,7 х 100%

--------------- = 4,9%

 17212

1.12. Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства        675,4 х 100%

            = ------------------ = 3,92%

                    17212

                                                                                                     374,7 х 100% 

1.13. Промышленность, энергетика и строительство =  ----------------------

                                                                                                        17212

 = 2,17%

                                                                           542,2 х 100%

1.14. Сельское хозяйство и рыболовство = ------------------- =3,15%

                                                                             17212

1.15. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика =

956,1х100%

---------------- = 5,55%

  17212

                                     1789,1 х 100%

1.16. Образование = --------------------- = 10,39%

                                          17212

                                                                                   445,9  х 100%

1.17. Культура, искусство и кинематография = --------------------- = 2,59%

                                                                                      17212

                                                                                     1689,6  х 100%

1.18. Здравоохранение и физическая культура =  ------------------- = 9,81%

                                                                                         17212

                                                    1702,1 х 100%

1.19. Социальная политика = -------------------- = 9,88%

                                                         17212

                                                                                  489,7  х 100%

1.20. Обслуживание государственного долга = -------------------- = 2,84%

                                                                                      17212

                         989,2 х 100%

1.21. ЖКХ =  -------------------- = 5,74%

                            17212

                                                                                                4869,7 х 100%

1.22. Финансовая помощь бюджетам других уровней = --------------------=

                                                                                                     17212

= 28,2%

                     921,1 х 100%

1.23. Целевые бюджетные фонды = ------------------ = 5,35%

                                                                  17212

                                       923,3 х 100%

1.24. Прочие расходы = ------------------ = 5,36%

                                             17212

2. По имеющимся в задании данным необходимо рассчитать бюджет  субъекта Российской Федерации на следующий год и заполнить п.3

2.1. Налоговые доходы = 10927 + 23,5% = 13494,8

2.2. Неналоговые доходы = 335,4 + 18,3% = 396,7

2.3. Безвозмездные   перечисления = 4523,7 – 1,6% = 4451,3

2.4. Доходы целевых бюджетных фондов = 765,2 + 1,7% = 778,2

2.5. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности = 256,3 + 19,5% =  306,3

Всего = 13494,8 + 396,7 + 4451,3 + 778,2 + 306,3 = 19427,3

Источники финансирования дефицита бюджета (регулирующие доходы) составят 36,6% от общей суммы доходов, то есть:

19427,3 – это 63,4%, следовательно 100% - это 30642,4.

От этой суммы найдем 36,6%

30642,4 * 36,6% / 100% = 11215,1

Посчитаем сколько приходится на долю каждого источника финансирования дефицита бюджета, исходя из их процентного соотношения в предыдущем году:

2.6. Кредиты коммерческих банков = 11215,1 * 49,5%  = 5551,5

2.7. Бюджетные ссуды = 11215,1 * 3,4%  = 381,3

2.8. Прочие источники = 11215,1 * 47,0% = 5271,1

Всего: 5551,5 + 381,3 + 5271,1 = 11203,9

Расходы на планируемый период составят:

2.9. Финансирование образования = 19427,3 * 20,3% = 3943,7

2.10. Здравоохранение и физическая культура = 19427,3 * 18,7% = 3632,9

2.11.  Социальная политика = 19427,3  * 18,9% = 3671,7

2.12. Целевые бюджетные фонды = 19427,3  * 14,3% = 2778,1

2.13. Финансовая помощь бюджетам других уровней = 19427,3  * 13,7% = 2661,5

2.14. Прочие расходы = 19427,3  * 14,1%  = 2739,2

2.15.  Государственное управление и местное самоуправление:

843,7 (1,139 – 1) = 117,3

2.16. Правоохранительная деятельность = 675,4 (1,139 – 1) = 93,9

2.17. Оставшиеся статьи расходов бюджета = 11203,9 – 117,3 – 93,9 =  10992,7

На каждую статью = 10992,7 / 6 = 1832,1

Всего расходов по плану: 117,3 + 93,9 + 1832,1 + 1832,1 + 1832,1 + 3943,7 + 1832,1 + 3632,9 + 3671,7 + 1832,1 + 2661,5 + 1778,1 + 2739,2 = 30642,4

3. Удельный вес показателей по плану = п.4 х 100% / Общее значение показателей по плану

Удельный вес показателей по плану = Значение показателя по плану *100% / Общее значение показателей по плану

3.1. Налоговые доходы = 13494,8*100 /  19427,3 = 69,46%

3.2. Неналоговые доходы = 396,7*100 /  19427,3 = 2,04%

3.3. Безвозмездные   перечисления = 4451,3*100 /  19427,3 = 22,91%

3.4. Доходы целевых бюджетных фондов = 778,2*100 /  19427,3 = 4,0%

3.5. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности = 306,3*100 /  19427,3 = 1,57%

Расходы на планируемый период составят:

3.6. Государственное управление и местное самоуправление = 117,3*100 /  30642,4 = 0,38%

3.7. Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства = 93,9*100 / 30642,4 = 0,3%

3.8. Промышленность, энергетика и строительство = 1832,1*100 / 30642,4  = 5,97%

3.9. Сельское хозяйство и рыболовство = 1832,1*100 / 30642,4  = 5,97%

3.10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика = 1832,1*100 / 30642,4  = 5,97%

3.11. Образование = 3943,7*100 / 30642,4 = 12,87%

3.12. Культура, искусство и кинематография = 1832,1*100 / 30642,4  = 5,97%

3.13. Здравоохранение и физическая культура = 3632,9*100 / 30642,4 = 11,85%

3.14. Социальная политика = 3671,7*100 /  30642,4 = 11,98%

3.15. Обслуживание государственного долга = 1832,1*100 / 30642,4  = 5,97%

3.16. ЖКХ = 1832,1*100 / 30642,4  = 5,97%

3.17. Финансовая помощь бюджетам других уровней = 2661,5*100% / 30642,4 = 8,68%

3.18. Целевые бюджетные фонды = 2778,1*100% /  30642,4 = 9,06%

3.19. Прочие расходы = 2739,2*100 /  30642,4 = 8,93%

4. По каждому показателю находим абсолютное отклонение показателей.

Абсолютное отклонение показателей = п.4 - п.2

4.1. Налоговые доходы = 13494,8 – 10927 = 2567,8 млн. руб.

4.2. Неналоговые доходы = 396,7 – 335,4 =   61,3 млн. руб.

4.3. Безвозмездные   перечисления = 4451,3 – 4523,7 = -72,4  млн. руб.

4.4. Доходы целевых бюджетных фондов = 778,2 – 765,2 =  13,0 млн. руб.

4.5. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности = 306,3 – 256,3 = 50,0 млн. руб.

Всего = 19427,3 - 16808 = 2619,3 млн. руб.

Источники финансирования дефицита бюджета:

4.6. Кредиты коммерческих банков = 5551,5 – 200,1 = 5351,4 млн. руб.

4.7. Бюджетные ссуды = 381,3 – 13,9 = 367,4 млн. руб.

4.8. Прочие источники = 5271,1 – 189,9 =  5081,2 млн. руб.

Всего = 11203,9 – 403,9 =  10800,0 млн. руб.

Расходы на планируемый период составят:

4.9. Государственное управление и местное самоуправление = 117,3 – 843,7 = - 726,4 млн. руб.

4.10. Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства = 93,9 – 675,4 = - 581,5 млн. руб.

4.11. Промышленность, энергетика и строительство = 1832,1 – 374,7 =  1457,4 млн. руб.

4.12. Сельское хозяйство и рыболовство = 1832,1 – 542,2 = 1289,9 млн. руб.

4.13. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика = 1832,1 – 956,1 = 876,0 млн. руб.

4.14. Образование = 3943,7 – 1789,1 =   2154,6 млн. руб.

4.15. Культура, искусство и кинематография = 1832,1 – 445,9 =  1386,2 млн. руб.

4.16. Здравоохранение и физическая культура = 3632,9 – 1689,6 =  1943,3 млн. руб.

4.17. Социальная политика =  3671,7 – 1702,1 =  1969,6 млн. руб.

4.18. Обслуживание государственного долга = 1832,1 – 489,7 =  1342,4 млн. руб.

4.19. ЖКХ = 1832,1 – 989,2 =  842,9 млн. руб.

4.20.Финансовая помощь бюджетам других уровней = 2661,5 – 4869,7 =                  - 2208,2  млн. руб.

4.21. Целевые бюджетные фонды = 2778,1 – 921,1 =   1857,0 млн. руб.

4.2. Прочие расходы = 2739,2 – 923,3 =  1815,9 млн. руб.

Всего = 30642,4 - 17212 =  13430,4 млн. руб.

5. Темп роста = ((Значение наибольшего показателя (п.2 или п.4) / Значение наименьшего показателя (п.2 или п.4)) х 100%) – 100%

5.1. Налоговые доходы = ((13494,8/10927)*100) – 100 = 23,49%

5.2. Неналоговые доходы =  ((396,7 / 335,4)*100)-100 = 18,27%

5.3. Безвозмездные   перечисления =  - ((4523,7 / 4451,3) *100) –100 =              - 1,62%

5.4. Доходы целевых бюджетных фондов = ((778,2 / 765,2)*100) –100 = 1,69%

5.5. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности = ((306,3 / 256,3) *100) – 100 = 19,5%

Всего = ((19427,3 / 16808) *100) – 100 = 15,58%

Источники финансирования дефицита бюджета:

5.6. Кредиты коммерческих банков = ((5551,5 / 200,1) *100) – 100 = 2674,36%

5.7. Бюджетные ссуды = ((381,3 / 13,9) *100) – 100 = 2643,16%

5.8. Прочие источники =  ((5271,1 / 189,9)*100) – 100 = 2675,72%

Всего = ((11203,9 / 403,9) *100) – 100 = 2673,92%

Расходы на планируемый период составят:

5.9. Государственное управление и местное самоуправление = - ((843,7 / 117,3)*100) – 100 = - 619,26%

5.10. Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства =  - ((675,4 / 93,9) *100) – 100 =  - 619,27%

5.11. Промышленность, энергетика и строительство = ((1832,1 / 374,7) * 100) – 100 = 388,95%

5.12. Сельское хозяйство и рыболовство = ((1832,1 / 542,2) * 100) – 100 = 237,9%

5.13. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика =  ((1832,1 / 956,1) * 100) – 100 = 91,62%

5.14. Образование = ((3943,7 / 1789,1) * 100) – 100 = 120,42%

5.15. Культура, искусство и кинематография = ((1832,1 / 445,9) *100) – 100 = 310,87%

5.16. Здравоохранение и физическая культура = ((3632,9 / 1689,6) * 100) – 100 = 115,01%

5.17. Социальная политика = ((3671,7 / 1702,1) * 100) – 100 = 115,71%

5.18. Обслуживание государственного долга = ((1832,1 / 489,7) *100) – 100 = 274,12%

5.19. ЖКХ = ((1832,1 / 989,2) *100) – 100 = 85,21%

5.20. Финансовая помощь бюджетам других уровней = - ((4869,7 / 2661,5) *100) – 100 = - 82,96%

5.21. Целевые бюджетные фонды = ((2778,1 / 921,1) *100) – 100 = 201,6%

5.22. Прочие расходы =  ((2739,2 / 923,3) *100) – 100 = 196,67%

Всего: ((30642,4 / 17212)*100) – 100 = 78,02%

6. Изменение удельного веса показателя = п.5 – п.3

6.1. Налоговые доходы = 69,46 – 65,0 = 4,46%

6.2. Неналоговые доходы = 2,04 – 1,9 = 0,14%

6.3. Безвозмездные   перечисления = 22,91 – 26,9 = -3,99%

6.4. Доходы целевых бюджетных фондов = 4,0 – 4,5 = -0,5%

6.5. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности = 1,57 – 1,5 = -0,07 %

Источники финансирования дефицита бюджета:

6.6. Кредиты коммерческих банков = 49,5 – 49,5 = 0%

6.7. Бюджетные ссуды = 3,4 – 3,4 = 0%

6.8. Прочие источники = 47,0 – 47,0 = 0%

Расходы на планируемый период составят:

6.9. Государственное управление и местное самоуправление = 0,38 – 4,9 =            -4,52%

6.10. Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства = 0,3 – 3,92 = - 3,62 %

6.11. Промышленность, энергетика и строительство = 5,97 – 2,17 = 3,8%

6.12. Сельское хозяйство и рыболовство = 5,97 – 3,15 = 2,82%

6.13. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика =  5,97 – 5,55 = 0,42%

6.14. Образование = 12,87 – 10,39 = 2,48%

6.15. Культура, искусство и кинематография = 5,97 – 2,59 = 3,38%

6.16. Здравоохранение и физическая культура = 11,85 – 9,81 = 2,04%

6.17. Социальная политика = 11,98 – 9,88 = 2,1%

6.18. Обслуживание государственного долга = 5,97 – 2,84 = 3,13%

6.19. ЖКХ = 5,97 – 5,74  = 0,23%

6.20. Финансовая помощь бюджетам других уровней = 8,68 – 28,2 =                -19,52%

6.21. Целевые бюджетные фонды = 9,06 – 5,35 = 3,71%

6.22. Прочие расходы = 8,93 – 5,36 = 3,57%

7. Определим дефицит бюджета

Определим разницу суммы доходов  между плановым годом и предыдущим = 30642,4 – 17211,9 = 13430,5

Согласно формуле Tj = Дбj: Дj, рассчитаем период , в течение которого  бюджет может стать бездефицитным:

Tj = 11203,9 / (10800,0 + 2619,3) = 0,83

но так как Тj < 1, то рассчитаем по формуле

Тj = Дбj :  Дj . 12,  Tj = 0,83 * 12 = 9,96 года

Таким образом, бюджет станет бездефицитным через 9,96 года.

Определим структуру доходной и расходной части бюджета в текущем и следующем году и представим ее в виде диаграмм (Рис. 1 и 2).

Рис. 1 Структура доходной части бюджета

Рис. 2 Структура расходной части бюджета

Так как Тj < 1, рассчитаем бюджетные показатели по второму варианту:

19427,3 * 63,3% = 12297,5

19427,3 * 36,7% = 7129,8

Тогда, расходы на планируемый период составят:

1) На финансирование образования = 12297,5 * 20,3% = 2496,4

- здравоохранения и физической культуры = 12297,5 *18,7% = 2299,6

- на социальную политику =  12297,5 * 18,9% = 2324,2

- на целевые бюджетные фонды =  12297,5 * 14,3% = 1758,5

- на финансовую помощь бюджетам других уровней = 12297,5 * 13,7%  = 1684,7

- на прочие расходы =  12297,5  * 14,1% = 1733,9

2) – на государственное управление  местное самоуправление:

843,7 (1,139 – 1) = 117,3

- на правоохранительную деятельность = 675,4 (1,139 – 1) = 93,9

- на оставшиеся статьи расходов бюджета приходится = 7129,8 –117,3 – 93,9 = 6918,6

Следовательно, на каждую статью = 6918,6 / 6 = 1153,1

Всего расходов по плану: 2496,4 + 2299,6 + 2324,2 +1758,5 +1684,7 + 1733,9 + 117,3 + 93,9 + 6918,6 = 19427,1

8. Рассчитаем коэффициенты: автономии, финансовой зависимости бюджета, бюджетной задолженности:

Предыдущий год

Плановый год

Коэффициент автономии Ка

16808 / 17211,9 = 0,98

19427,3 / 30642,4 = 0,63

Коэффициент финансовой зависимости бюджета Кфз

403,9 / 17211,9 = 0,02

11203,9 / 30462,4 = 0,37

Коэффициент бюджетной задолженности Кбз

403,9 / 17212,0 = 0,02

11203,9 / 30462,4 = 0,37

Судя по данным таблицы, состояние бюджета по предыдущему году по показателям следующее:

Предыдущий год

Плановый год

Ка – абсолютно устойчивое

Ка – абсолютно устойчивое

Кфз – абсолютно устойчивое

Кфз – абсолютно устойчивое

Кбз – абсолютно устойчивое

Кбз – критическое

Выводы:

1. Экономика страны развивается недостаточно хорошо, хотя доходы увеличились доходы бюджета на 15,58%. При таком раскладе бюджет должен стать бездефицитным через 9,96 года.

2. Положительной тенденцией является рост удельного веса вложений в материальную сферу. Так по сравнению с предыдущим годом планируется увеличение вложений в промышленное производство на 388,95%, а также в  сельское хозяйство на 237,9%, соответственно.

3. Показатели бюджета свидетельствуют об увеличение расходов на нематериальное производство. Так на образование планируется выделить на 120,42% больше, чем в предыдущем году; на культуру, искусство и кинематографию – на 310,87% больше; на здравоохранение - на 115,01% и т.д.

4. На 82,96% сократились дотации для областей. Такое явление -  позитивная тенденция в экономике субъекта федерации, что свидетельствует о способности самих областей изыскивать дополнительные средства.

5. Негативной тенденцией является увеличение доходной части бюджета за счет источников финансирования дефицита бюджета: кредитов коммерческих банков (+2674,36%); бюджетных ссуд (+2643,16%) и прочих источников (+2673,92%).

В предыдущем году дефицит бюджета был значительно меньше. Это означает, что в плановом году произошел перерасход бюджетных средств. Следовательно, бюджет данного субъекта федерации следует срочно «реанимировать».

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что при формировании расходов бюджета на здравоохранение следует руководствоваться бюджетной классификацией, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Расходы на здравоохранение ежегодно должны предусматриваться в бюджетах всех уровней: в федеральном, субъектов Федерации, местных. Принципиально важным для оценки предусматриваемых объемов расходов на здравоохранение является переход к планированию расходов не на основе заявленных потребностей ведомства, а исходя из реальных возможностей бюджета.

Основную нагрузку по финансированию массовой сети лечебно-профилактических учреждений и проведению мероприятий в области здравоохранения несут субъекты Федерации. Бюджет субъекта Федерации в соответствующем финансовом году должен обеспечить функционирование  учреждений здравоохранения, находящихся в собственности данного субъекта Федерации.

В ходе исследования нами был проанализирован предложенный бюджет субъекта федерации. Проанализировав его, мы можем сказать следующее:

1. Основными доходами являются: налоговые; неналоговые; безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов; доходы от предпринимательской деятельности. Большая часть доходов поступает от налогов (в предыдущем году 65,0% от общей суммы бюджета, в плановом году – 69,46%) и  безвозмездных перечислений (26,9% и 22,91% соответственно). Рост доходов прослеживается и по другим показателям, однако он не так высок, как по налогам и безвозмездным перечислениям.

2. Бюджет является дефицитным. По нашим бюджетам из состояния дефицита он сможет выйти только через 9,96 года.

3. Бюджет данного субъекта федерации имеет 14 статей расходов. Основными (по доле расходов в предыдущем и в плановом году) являются: образование; социальная политика; здравоохранение; государственное управление (особенно в планируемом году). Надо сказать, что в предыдущем году приоритетными направления при расходовании бюджетных средств также являлись: финансовая помощь бюджетам других уровней. Однако в плановом году доля расходов по данной статье сократилась почти в 2,5 раза.

4. В целом можно констатировать, что экономика данного региона развивается недостаточно стабильно. Есть необоснованно завышенный приток денежных средств по некоторым статьям расходов в плановом году, который подкрепляется только новыми кредитами, а не собственными доходами.

В этой связи мы считаем, что первоочередной задачей субъекта федерации является повышение доходной части бюджета. Это можно сделать за счет:

- снижения налогового бремени;

- поддержки предпринимательства и малого бизнеса (помимо совершенствования налоговой политики, это могут быть изменения в законодательной базе и т.д.);

- для выравнивания  баланса бюджета, точнее для покрытия его дефицита, брать кредиты под самые выгодные проценты, при этом рассматривая все возможные варианты;

- снижения расходов на государственное управление;

- поддержки приоритетных областей экономики: обеспечение безопасности государства; здравоохранение; образование; культура и искусство; социальная политика и т.д.

Предложенные рекомендации не являются окончательными и однозначными. Их всегда можно изменять по приоритетности, корректировать те или иные направления, входящие в их структуру.

Список литературы

1. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Перспектива,1998.-329с.

2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-540с.

3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-М,2001.-615с.

4. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством: Учеб. пособие. – М.:Дело,1998.-348с.

5. Государственный бюджет: Учебное пособие / Под ред. М.И.Ткачук. – Минск: Высшая школа, 1995.-425с.

6. Дадашев А.З. Финансовая система Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М,1997.-344с.

7. Иванов В.В. Муниципальный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М,2002.-436с.

8. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики. – 1997.-№1.

9. Ковалева А.М. Финансы. - М.: Финансы и статистика,1996.-423с.

10. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист. –1996. – №11.

11. Курс экономической теории: Учебник/Под общей ред. проф. М.Н.Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.-436с.

12. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики.- 1995.-№8.

13. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. – 1998.- № 3.

14. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. – 1998. - № 6.

15. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 1996.-567с.

16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-482с.

17. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. - М., Финансы и статистика, 1995.-382с.

18. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.-386с.