Оглавление

Введение                                                                                                         3

1. История таможенного дело в России                                                      5

2. Цели, функции и значение таможенной системы Российской

    Федерации на современном этапе                                                         10

Задача                                                                                                           13

Заключение                                                                                                  14

Список литературы                                                                                     16

                                               Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной  системе страны. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота  и  осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер таможенная служба  оберегает национальную промышленность.

В новых рыночных условиях,  когда российская  экономика  стала  «открытой»,  а  государственные  границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми»,  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

 В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

 Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как: создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи,  поставленной перед таможенной службой; обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации; пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов    налогов; участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся  российским  экспортерам за экспортированные ими товары; формирование,  ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России; создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

 За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие  для  таможенного дела  документы,  как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о «Таможенном тарифе».

 Нормы и положения,  содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым.  Следовательно, создана  правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности,  интегрирования России в мировое хозяйство,  ее участие в развитии международной производственной кооперации.

Возросла роль  Государственного  таможенного  комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства.  Внедрение  новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля  за  их  поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

С 1994 года Государственный таможенный комитет  практически  осуществляет таможенно-банковский  валютный контроль.  В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15 региональных таможенных управлений (в 1991 г. было 2), 150 таможен (в 1991 г.  - 84),  503 таможенных поста (было 122).  Сегодня таможенная служба России - это   53800 сотрудников (было 8288).

Такая система  таможенных  органов  позволяет  осуществлять  свои функции на всей территории России. Главными направлениями деятельности таможенной  службы  России, как  это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются:  осуществление фискальной и правоохранительной  функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

1. История таможенного дело в России

Формирование таможенной политики нашей страны берет свое начало в Киевской Руси (XI в.), когда начался процесс разрушения ее целостности, приведший к фактическому распаду государства на отдельные земли. Как и в Европе таможенная политика Киевской Руси отождествлялась с взиманием таможенных пошлин. Удельные князья стали широко практиковать собственные системы таможенных пошлин, используя их в целях личного обогащения. Наибольшее распространения получили два вида пошлин - проезжие и торговые.

Проезжими пошлинами являлись:

1.                 Мыт - основная пошлина за провоз товаров, составлявшая от 0,5 до 1,5 копейки с воза.

2.                 Посаженное - разновидность мыта, взимавшегося в зависимости от величины воза в саженях - чем больше воз, тем больше был размер посаженного.

3.                 Промыт - штраф за попытку уклонится от уплаты пошлины, который взимался в размере двойного мыта (прообраз нынешнего штрафа за нарушение таможенных правил).

4.                 Заповедь - штраф с купца как личности за попытку уклонится от уплаты пошлины.

5.                 Годовщина - сбор с находящегося в возу человека (пассажира), размер которого в разной местности существенно различался и доходил до трех копеек с человека.

6.                 Костки - иногда собиравшийся сбор с людей, сопровождавших товар, в размере 0,5 копеек с души.

7.                 Задние калачи - сборы, взимавшиеся с купца и сопровождающих его лиц при возвращении после распродажи товаров в размере 0,3 копейки с человека.

Торговые пошлины были представлены следующими разновидностями:

1.                 Замыт - сбор за право торговать определенным товаром, размер которого составлял 0,5 копейки с каждого рубля стоимости товара (прототип нынешней адвалорной пошлины);

2.                 Явка - сбор с торговца в размере 0,5 -1,5 копейки за предъявление товара на заставе (своеобразный прототип нынешних сборов за таможенное оформление);

3.                 Амбарное - сбор за наем амбара под товар на гостином дворе в размере 0,5-2 копейки за неделю хранения;

4.                 Гостиное - сбор за наем торгового места на гостином дворе [2].

Взимались также другие пошлины и сборы.

Принятый в 1653 году в рамках реформирования таможенного дела Торговый устав заменил существовавшие многочисленные сборы единой рублевой пошлиной в размере 5% с цены товара и 10% с цены соли.

По мнению многих исследователей, таможенная политика в России наиболее ярко проявилась с утверждением Новоторгового устава в 1667г., который можно рассматривать как первый в России таможенный инструмент в виде таможенного тарифа. Указ стал важнейшей вехой таможенной реформы в России, документом, положившем начало перестройке таможенного дела в соответствии с требованиями внешней и внутренней экономико-торговой политики развития государства.

Период активного становления таможенного дела в России (ХVII-ХIХ в.в.) характеризовался противоречивостью интересов внутренней и внешней политики России, когда повышение таможенных тарифов сменялись существенным их снижением. С зарождением мануфактуры появляется политика промышленного протекционизма. Государство окончательно берет на себя управление внешнеторговой деятельностью, отделяя мелкие княжества и церковь от регулирования этой доходной сферой деятельности. Принятый в 1724 г. Петром I явно выраженный протекционистский тариф в интересах отечественной промышленности устанавливал высокие таможенные пошлины на товары, производство которых в Росси или уже было освоено, или находилось в стадии зарождения. Ставки таможенных пошлин, взимаемых с цены товара, находились на следующих уровнях: 75% - при ввозе железа, парусины, шелковой ткани, а также на воск, сухие кожи, пергамент и т.п.; 50% - на полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро;   25% - шерстяные ткани, железное оружие;  4-10% - на товары, не производимые в стране [2; 3].

Тариф 1782 года вообще освободил большинство импортируемых в Россию товаров от пошлин, а с попадавших под его действие сравнительно небольшого количества товаров взимался сбор в размере 10% их стоимости.

Следующее очередное введение повышенного импортного таможенного тарифа произошло в 1822г., сменившееся периодом либерализации внешней торговли в начале 2-й половины XIX в.

И, наконец, в 1893г. принимается закон о двойном таможенном тарифе, по которому товары из стран, не предоставивших льготы для ввоза и транзита российских товаров, облагались пошлинами на 15-30% выше обычных ставок, взимаемых с тех, кто, выражаясь современным языком, представил российским товарам режим наибольшего благоприятствования. Этот закон был по существу направлен против Германии, которая в ответ повысила пошлины на товары из России на 50%. Реакцией российского правительства стало увеличение ставок пошлин на германские товары до 100%, что привело к русско-германской войне, которая завершилась заключением в 1894 году десятилетнего торгового договора [2].

Таким образом, формирование таможенной политики в дореволюционной России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, периоды повышения таможенных пошлин в истории России сменялись периодами существенного их снижения, поскольку политика протекционизма во внешней торговле не всегда способствовала собираемости таможенных платежей. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счет развития национального производства. Появляются богатые представители промышленности и торговли, которые объединившись в соответствующие союзы, гильдии, создают лоббистские группы в государственных органах власти, оказывавшие влияние на формирование таможенной политики.

В послереволюционный период с 1918 по 1924гг. таможенные институты последовательно переподчиняются Наркомфину, Наркомату торговли и промышленности. Наркомату внешней торговли, что отрицательно сказалось на таможенной политике в целом. В течение 30-х и 60-х гг. нынешнего столетия в России проводится линия жесточайшего протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю. Таможенным учреждениям по существу была вменена функция регистратора факта прохождения через государственную границу страны внешнеторговых грузов, отправленных специально на то уполномоченными внешнеторговыми объединениями, поскольку даже расчет по таможенным пошлинам за эти товары осуществлялся централизованно практически без участия таможен.

Новые подходы во внешней и внутренней политике России в последующие годы предопределили и соответствующие меры в таможенной политике. В 1961 и 1981 гг. появляются новые таможенные тарифы, а в 1986г. происходит преобразование Главного таможенного управления (ГТУ) Министерства внешней торговли в Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР [3].

С 1991г. маятник торговой и таможенной политики России вновь качнулся от жесткого протекционизма в сторону крайне либеральной свободной торговли. В этот период таможенная служба России делала все возможное, чтобы уравновесить недостаточно взвешенную политику открытия товарных и финансовых рынков, приведшую к тому, что негативные тенденции продолжают иметь место и в настоящее время.  В 1992г. создается Государственный Таможенный Комитет РФ (ГТК РФ). А в 1993г. принимаются новый Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе», способствовавшие реализации намеченной таможенной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цели, функции и значение таможенной системы Российской Федерации на современном этапе

Целями таможенной системы Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства [4].

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

- участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;

- обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

- принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

- осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;

- осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

- проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций [6; 7; 9].

Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела [5].

Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.

По законодательству РФ таможенным органам принадлежит важная роль в защите национальных интересов отечественных товаровопроизводителей. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых норм [8].

Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.

Инструментом таможенной политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым являются таможенные пошлины и сборы. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу России, поэтому право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, как в ближайшие годы, так и на более длительную перспективу должно быть сохранено за Правительством РФ [1; 10].

Таможенные платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации, поскольку составляют около трети доходов. Однако неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются значительными.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции); ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работы).

Задача

Условие:

Рассчитать сумму закрепленных доходов бюджета области: сумма регулируемых доходов бюджета – 2,905 млрд. руб., сумма расходной части бюджета – 9,590 млрд. руб., профицит бюджета – 0,509 млрд. руб.

Решение:

2,905 млрд. руб. + 9,590 млрд. руб. – 0,509 млрд. руб. = 11,986 руб.

Таким образом, сумма закрепленных доходов составит 11,986 млрд. руб.

Заключение

Таможенные органы имеют ключевое значение в защите национальных интересов отечественных товаропроизводителей. Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

Таможенные пошлины и сборы являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым.

Таможенные платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации, поскольку составляют около трети доходов. Однако неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются значительными.

Таможенное регулирование в его нынешнем виде остается недостаточно эффективным. Следует привести таможенные процедуры в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации методов таможенного оформления и контроля, сокращения дифференциации штрафных санкций.

В связи с этим большое внимание должно быть уделено более детальной отладке таможенно-контрольных инструментов, так как от надежности их функционирования в значительной мере зависят результаты экономической деятельности. Однако в современном обществе все более значительной становится тенденция к росту таможенных правонарушений, что снижает экономическую безопасность страны.

Таможенные органы призваны выявлять и предотвращать нарушения таможенных правил. Основными способами совершения таможенных правонарушений, наносящих наиболее серьезный ущерб экономической безопасности государству, являются недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, а также их перемещение через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля.

Таким образом, таможенное регулирование так или иначе сказывается на свободе обмена, отражаясь в величине трансакционных издержек как в легальном, так и теневом секторах. Снижение таможенных пошлин и ликвидация дискриминирующих протекционистских мер еще не являются залогом повышения экономической эффективности национальной экономики. Здесь уместно привести замечание М.Олсона о том, что большинство количественных исследований выигрыша от более свободной торговли, как и потерь от монополии обычно обнаруживают гораздо меньшие эффекты, чем экономисты ожидают. Стратегия более открытой или протекционистской экономической политики должна учитывать институциональную структуру национальной экономики, а также структуру внешних экономик, включенных в международные отношения. В противном случае открытость экономики может привести к консервации эволюционных институциональных преобразований взамен импорта институтов, что, в частности, может привести к разрастанию неформальных экономических отношений и теневого сектора.

Список литературы

1. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ.  - М., 1993. – 267с.

2. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. – М: Издательство «Бек», 1995. – 354с.

3. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов. – М.: Норма-М., 1998. – 368с.

4. Таможенный кодекс Российской Федерации. – М.,1993.

5. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник/Под ред. В.К.Сенчагова и др. — М.: Проспект, 1999.-402с.

6. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабатини. – М.: Перспектива, 2000.-520с.

7. Финансы: Учебник/Под ред. В.В.Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захарова,2001.-640.

8. Финансы: Учебник/Под ред. В.М.Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.-382с.

9. Финансы. Учебник/Под ред. Л.А.Дробозиной. - М.: ЮНИТИ,2000.-482с.

10. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России. – М.: Издательство «Бек», 1998. – 302с.