Глава 2 Практическая работа

Составить два варианта проекта бюджета области на следующий год по данным отчетного года, рассчитать сумму собственных (закрепленных) и регулирующих доходов, определить удельный вес расходов, направляемых в сферу материального производства и в нематериальную сферу (построить гистограмму), размер дефицита (профицита) территориального бюджета.

Для проведения расчетов собственные доходы области принимаются в размере 63,4 % общей суммы доходов бюджета, регулирующие - 36,6 %.

В следующем году планируется увеличить:

1) налоговые доходы на 23,5 %;

2) неналоговые доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, от деятельности государственных организаций, прочие неналоговые доходы на 18,3 %;

3) доходы целевых бюджетных фондов на 1,7 %;

4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 19,5 %.

Безвозмездные перечисления уменьшатся на 1,6 %.

Состав статей доходной и расходной части бюджета, состав и структура   источников   финансирования   дефицита   бюджета принимаются в соответствии с выбранным вариантом.

По первому варианту проекта бюджета прирост доходов бюджета направляется на финансирование расходов бюджета в следующих размерах:

1) 63,3 % общей суммы прироста доходов бюджета направляется на финансирование в следующих размерах: образования - 20,3 %, здравоохранения и физической культуры - 18,7 %, социальной политики - 18,9 %, целевых бюджетных фондов - 14,3 %, финансовой помощи бюджетам других уровней - 13,7 %, прочих расходов -14,1 %;

2) 36,7 % общей суммы прироста доходов бюджета направляется на финансирование других статей бюджета, при этом первоначально планируются расходы на содержание, обеспечение деятельности органов государственного управления и местного самоуправления,   правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства, другие статьи бюджета увеличиваются на равные суммы в пределах остатка прироста доходов бюджета.

Прирост расходов на содержание, обеспечение деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, правоохранительную   деятельность,   обеспечение   безопасности государства планируется по формуле:

ΔПi = Сi j-1),                     (1)

где ΔПi — прирост расходов на содержание, обеспечение деятельности органов   государственного   управления   и   местного самоуправления    или    прирост    расходов    на правоохранительную      деятельность,      обеспечение безопасности государства в плановом периоде, р.;

Сi — соответственно  расходы на содержание,  обеспечение деятельности органов государственного управления и местного    самоуправления    или    расходы    на правоохранительную      деятельность,      обеспечение безопасности государства в отчетном году, р.;

Иj - индекс инфляции в плановом периоде, доли единицы.

Для проведения расчетов используется значение Иj = 1,139.

В процессе выполнения работы определить структуру доходной и расходной части бюджета в отчетном и следующем году. Результаты должны быть оформлены в виде диаграмм. Исходя из наметившейся тенденции роста собственных доходов бюджета определить, через сколько лет бюджет может стать бездефицитным, если прирост доходов прежде всего направлять на финансирование дефицита бюджета. Сделать соответствующий расчет. Расчеты осуществить по формуле

                       Tj = Дбj: ΔДj,               ( 2 )

где  Tj - период, в течение которого бюджет может стать бездефицитным, годы;

Дбj - дефицит бюджета в плановом периоде, млн. руб.;

 ΔДj - общий прирост доходов бюджета в плановом периоде, млн.руб.

 Если Тj < 1, то временной интервал в течение, которого бюджет может стать бездефицитным, рассчитывается по формуле (3):

                              

                                   Тj = Дбj :  ΔДj . 12.                (3)

В случае, если Tj < 1 года, проводится расчет бюджетных показателей но второму варианту, который включает прежде всего расчет суммы средств, необходимых для погашения дефицита бюджета в плановом периоде. Эта сумма вычитается из общего прироста доходов бюджета. Оставшийся прирост доходов бюджета по плану на следующий год распределяется по методике, изложенной для расчета первого варианта бюджета области.

Расчеты других бюджетных показателей осуществляются по аналогии с первым вариантом проекта бюджета.

Для оценки состояния бюджета рассчитываются коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости бюджета, коэффициент бюджетной задолженности:

Ка = Дс : Д,              (4)

где Ka — коэффициент автономии, доли единицы;

Дс — собственные доходы бюджета, р.;

Д - общая сумма доходов бюджета, р.

Кфз = Др : Д,            (5)

где Кфз - коэффициент финансовой зависимости, доли единицы;

Др — регулирующие доходы бюджета, р.

Кбз = 3 : Р,              (6)

где Кбз — коэффициент бюджетной задолженности, доли единицы;

3 - бюджетная задолженность, р.;

Р - общая сумма бюджетных расходов, р.

Бюджетная  задолженность  представлена  расходами  по финансированию    государственного    долга,    источниками финансирования дефицита бюджета: бюджетные ссуды, кредитные договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации, другими источниками.

Состояние   бюджета   субъекта   Российской   Федерации оценивается по следующим значениям коэффициентов:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,6 - 0,7; Кфз = 0,3 - 0,4; Кбз = 0,1 - 0,15;

2) нормальное состояние бюджета:

Ка = 0,4 - 0,5; Кфз = 0,5 - 0,6; Kбз = 0,16 - 0,25;

3) неустойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,2 - 0,3; Кфз = 0,7 - 0,8; Кбз = 0,26 - 0,35;

4) критическое состояние бюджета:

Ка = 0,05 - 0,1; Кфз = 0,9 - 0,95; Кбз = 0,36 - 0,5.

Для  характеристики  изменения бюджетных показателей рассчитываются темпы роста показателей.

Решение:

1. Рассчитаем удельный вес показателей по предыдущему году:

Удельный вес показателей по предыдущему году = Значение показателя по предыдущему году *100% / Общее значение показателей по предыдущему году

Удельный вес доходов за предыдущий год составили:

Налоговые доходы = 13628 *100 /  22000 = 61,94%

Неналоговые доходы = 486,8 *100 / 22000 = 2,21%

Безвозмездные   перечисления = 6324,8 *100 /  22000 = 28,74%

Доходы целевых бюджетных фондов = 1258,7 *100 /  22000 = 5,72%

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности = 301,2 *100 /  22000 = 1,36%

АНАЛИЗ

проекта бюджета субъекта федерации

Наименование

Показателя

Предыдущий

Год

По плану

Абсолютное отклонение показателя, млн.руб.

Темп роста, %

Изменение удельного веса показателя, %

Значение, млн.руб.

Удельный вес, %

Значение, млн.руб.

Удельный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

ДОХОДЫ:

1. Налоговые доходы

13628

61,94

16830,58

66,6

3202,58

23,5

4,66

2. Неналоговые доходы

486,8

2,21

575,88

2,27

89,08

18,29

0,06

3. Безвозмездные   перечисления

6324,8

28,74

6223,6

24,62

-101,2

-1,62

-4,12

4. Доходы целевых бюджетных фондов

1258,7

5,72

1280,09

5,06

21,39

1,69

-0,66

5. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

301,2

1,36

359,93

1,42

58,73

19,49

0,06

Всего:

22000

100

25270,08

100

3270,08

14,86

-

Источники финансирования дефицита бюджета:

1. Кредиты коммерческих банков

550,2

48,46

7069,3

48,46

6519,1

1184,86

0

2. Бюджетные ссуды

134,3

11,82

1724,3

11,82

1590

1183,91

0

3. Прочие источники

450,8

39,7

5791,4

39,7

5340,6

1184,69

0

Всего

1135,3

100

14588,0

100

13452,7

1184,94

-

РАСХОДЫ:

1. Государственное управление и местное самоуправление

896,7

3,87

124,6

0,31

-772,1

-619,66

-3,56

2. Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства

526,9

2,27

73,23

0,18

-453,67

-619,51

-2,09

3. Промышленность, энергетика и строительство

336,3

1,45

2398,4

6,01

2062,1

613,17

4,56

4. Сельское хозяйство и рыболовство

279,9

1,2

2398,4

6,01

2118,5

756,87

4,81

5. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

1489,7

6,43

2398,4

6,01

908,7

60,99

-,042

6. Образование

1456,9

6,29

5129,8

12,87

3672,9

252,10

6,58

7. Культура, искусство и кинематография

276,3

1,19

2398,4

6,01

2122,1

768,04

4,82

8. Здравоохранение и физическая культура

1323,8

5,72

4725,5

11,85

3401,7

256,96

6,13

9. Социальная политика

1392,1

6,01

4776,0

11,98

3383,9

243,07

5,97

10. Обслуживание государственного долга

379,6

1,64

2398,4

6,01

2018,8

531,82

4,37

11. Жилищно-коммунальное хозяйство

34,9

0,15

2398,4

6,01

2363,5

6772,2

5,86

12. Финансовая помощь бюджетам других уровней

11699

50,56

3462,0

8,68

-8237

-237,92

-41,88

13. Целевые бюджетные фонды

1298,3

5,61

3613,6

9,06

2315,3

178,33

3,45

14 Прочие расходы

1745,1

7,54

3563,1

8,93

1818

104,17

1,39

Всего

23135

100

39858

100

16723

72,28

-

Источники финансирования дефицита бюджета:

Кредиты коммерческих банков = 550,2 *100 /  1135,3 = 48,46%

Бюджетные ссуды = 134,3 * 100 /  1135,3 = 11,82%

Прочие источники = 450,8 *100 /  1135,3 = 39,7%

Удельный вес расходов за предыдущий год составили:

Государственное управление и местное самоуправление = 896,7 *100 /  23135 = 3,87%

Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства = 526,9*100 / 23135  = 2,27%

Промышленность, энергетика и строительство = 336,3*100 /  23135  = 1,45%

Сельское хозяйство и рыболовство = 279,9*100 / 23135  = 1,2%

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика = 1489,7*100 /  23135  = 6,43%

Образование = 1456,9*100 / 23135  = 6,29%

Культура, искусство и кинематография = 276,3*100 /  23135  = 1,19%

Здравоохранение и физическая культура = 1323,8*100 / 23135  = 5,72%

Социальная политика = 1392,1*100 /  23135  = 6,01%

Обслуживание государственного долга = 379,6*100 / 23135  = 1,64%

ЖКХ = 34,9*100 /  23135  = 0,15%

Финансовая помощь бюджетам других уровней = 11699*100 / 23135  = 50,56%

Целевые бюджетные фонды = 1298,3*100 /  23135  = 5,61%

Прочие расходы = 1745,1*100 /  23135  = 7,54%

2. Рассчитаем бюджет субъекта Российской Федерации на следующий год.

Налоговые доходы = 13628 + 23,5% = 16830,58

Неналоговые доходы = 486,8 + 18,3% = 575,88

Безвозмездные   перечисления = 6324,8 – 1,6% = 6223,6 

Доходы целевых бюджетных фондов = 1258,7 + 1,7% = 1280,09 

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности = 301,2 + 19,5% =  359,93

Всего =  16830,58 + 575,88 + 6223,6  + 1280,09  + 359,93 = 25270,08

Источники финансирования дефицита бюджета (регулирующие доходы) составят 36,6% от общей суммы доходов, то есть:

39858,0 * 36,6% = 14588,0

Посчитаем сколько приходится на долю каждого источника финансирования дефицита бюджета, исходя из их процентного соотношения в предыдущем году:

Кредиты коммерческих банков = 14588,0 * 48,46%  = 7069,3

Бюджетные ссуды = 14588,0 * 11,82% = 1724,3

Прочие источники = 14588,0 * 39,7% = 5791,4

 

Расходы на планируемый период составят:

1) На финансирование образования = (25270,08 * 20,3) / 100 = 5129,8

- здравоохранения и физической культуры = (25270,08*18,7)/100 = 4725,5

- на социальную политику = (25270,08 * 18,9)/100 = 4776,0

- на целевые бюджетные фонды = (25270,08 * 14,3)/100 = 3613,6

- на финансовую помощь бюджетам других уровней = (25270,08 * 13,7)/100  = 3462,0

- на прочие расходы = (25270,08 * 14,1)/100  = 3563,1

2) – на государственное управление  местное самоуправление:

896,7 (1,139 – 1) = 124,6

- на правоохранительную деятельность = 526,9 (1,139 – 1) = 73,23

- на оставшиеся статьи расходов бюджета приходится = 14588,0 – 124,6 – 73,23 = 14390,17

Следовательно, на каждую статью = 14390,17 / 6 = 2398,4

Всего расходов по плану: = 124,6 + 73,23 + 2398,4 + 2398,4 + 2398,4 + 5129,8 + 2398,4 + 4725,5 + 4776,0 + 2398,4 + 2398,4 + 3462,0 + 3613,6 + 3563,1  = 39858

3. Рассчитаем удельный вес показателей доходов и расходов бюджета по плану:

Удельный вес показателей по плану = Значение показателя по плану *100% / Общее значение показателей по плану

Налоговые доходы = 16830,58*100 /  25270,08 = 66,6%

Неналоговые доходы = 575,88*100 /  25270,08 = 2,27%

Безвозмездные   перечисления = 6223,6*100 / 25270,08 = 24,62%

Доходы целевых бюджетных фондов = 1280,09*100 /  25270,08 = 5,06%

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности = 359,93*100 /  25270,08 = 1,42%

Расходы на планируемый период составят:

Государственное управление и местное самоуправление = 124,6*100 /  39858 = 0,31%

Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства = 73,23*100 / 39858 = 0,18%

Промышленность, энергетика и строительство = 2398,4*100 / 39858  = 6,01%

Сельское хозяйство и рыболовство = 2398,4*100 / 39858  = 6,01%

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика = 2398,4*100 / 39858  = 6,01%

Образование = 5129,8*100 /  39858 = 12,87%

Культура, искусство и кинематография = 2398,4*100 / 39858  = 6,01%

Здравоохранение и физическая культура = 4725,5*100 / 39858 = 11,85%

Социальная политика = 4776,0*100 /  39858 = 11,98%

Обслуживание государственного долга = 2398,4*100 / 39858  = 6,01%

ЖКХ = 2398,4*100 / 39858  = 6,01%

Финансовая помощь бюджетам других уровней = 3462,0*100% / 39858 = 8,68%

Целевые бюджетные фонды = 3613,6*100% /  39858 = 9,06%

Прочие расходы = 3563,1*100 / 39858 = 8,93%

4. Находим абсолютное отклонение показателей:

Абсолютное отклонение показателей = Значение показателя по плану – Значение показателя в предыдущий год

Налоговые доходы = 16830,58 - 13628 =  3202,58 млн. руб.

Неналоговые доходы = 575,88 – 486,8 = 89,08 млн. руб.

Безвозмездные   перечисления = 6223,6 – 6324,8 =  - 101,2 млн. руб.

Доходы целевых бюджетных фондов = 1280,09 – 1258,7 = 21,39  млн. руб.

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности = 359,93 – 301,2 =  58,73 млн. руб.

Всего = 25270,08 - 22000 = 3270,08 млн. руб.

Источники финансирования дефицита бюджета:

Кредиты коммерческих банков = 7069,3 – 550,2 =  6519,1 млн. руб.

Бюджетные ссуды = 1724,3 – 134,3 =  1590,0 млн. руб.

Прочие источники = 5791,4 – 450,8 =  5340,6 млн. руб.

Всего = 14588,0 – 1135,3 =  13452,7 млн. руб.

Расходы на планируемый период составят:

Государственное управление и местное самоуправление = 124,6 – 896,7 = - 772,1 млн. руб.

Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства = 73,23 – 526,9 = - 453,67 млн. руб.

Промышленность, энергетика и строительство = 2398,4 – 336,3 =  2062,1 млн. руб.

Сельское хозяйство и рыболовство = 2398,4 – 279,9 = 2118,5 млн. руб.

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика = 2398,4 – 1489,7 =  908,7 млн. руб.

Образование = 5129,8 – 1456,9 =  3672,9 млн. руб.

Культура, искусство и кинематография = 2398,4 – 276,3 =  2122,1 млн. руб.

Здравоохранение и физическая культура = 4725,5 – 1323,8 =  3401,7 млн. руб.

Социальная политика =  4776,0 – 1392,1 =  3383,9 млн. руб.

Обслуживание государственного долга = 2398,4 – 379,6 = 2018,8  млн. руб.

ЖКХ = 2398,4 – 34,9 =  2363,5 млн. руб.

Финансовая помощь бюджетам других уровней = 3462,0 - 11699 =                  - 8237,0 млн. руб.

Целевые бюджетные фонды = 3613,6 – 1298,3 = 2315,3 млн. руб.

Прочие расходы = 3563,1 – 1745,1 =  1818,0 млн. руб.

Всего = 39858 - 23135 =  16723,0 млн. руб.

5. Рассчитаем темп роста:

Темп роста = ((Значение наибольшего показателя / Значение наименьшего показателя)*100%) – 100%

Налоговые доходы = ((16830,58/13628)*100) – 100 = 23,5%

Неналоговые доходы =  ((575,88 / 486,8)*100)-100 = 18,29%

Безвозмездные   перечисления =  - ((6324,8 / 6223,6) *100) –100 = -1,62%

Доходы целевых бюджетных фондов = ((1280,09 / 1258,7)*100) –100 = 1,69%

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности = ((359,93 / 301,2) *100) – 100 = 19,49%

Всего = ((25270,08 / 22000) *100) – 100 = 14,86%

Источники финансирования дефицита бюджета:

Кредиты коммерческих банков = ((7069,3 / 550,2) *100) – 100 = 1184,86%

Бюджетные ссуды = ((1724,3 / 134,3) *100) – 100 = 1183,91%

Прочие источники =  ((5791,4 / 450,8)*100) – 100 = 1184,69%

Всего = ((14588,0 / 1135,3) *100) – 100 = 1184,94%

Расходы на планируемый период составят:

Государственное управление и местное самоуправление = - ((896,7 / 124,6)*100) – 100 = - 619,66%

Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства =  - ((526,9 / 73,23) *100) – 100 =  - 619,51%

Промышленность, энергетика и строительство = ((2398,4 / 336,3) * 100) – 100 = 613,17%

Сельское хозяйство и рыболовство = ((2398,4 / 279,9) * 100) – 100 = 756,87%

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика =  ((2398,4 / 1489,7) * 100) – 100 = 60,99%

Образование = ((5129,8 / 1456,9) * 100) – 100 = 252,1%

Культура, искусство и кинематография = ((2398,4 / 276,3) *100) – 100 = 768,04%

Здравоохранение и физическая культура = ((4725,5 / 1323,8) * 100) – 100 = 256,96%

Социальная политика = ((4776,0 / 1392,1) * 100) – 100 = 243,07%

Обслуживание государственного долга = ((2398,4 / 379,6) *100) – 100 = 531,82%

ЖКХ = ((2398,4 / 34,9*) *100) – 100 = 6772,2%

Финансовая помощь бюджетам других уровней = - ((11699 / 3462,0) *100) – 100 = - 237,92%

Целевые бюджетные фонды = ((3613,6 / 1298,3) *100) – 100 = 178,33%

Прочие расходы =  ((3563,1 / 1745,1) *100) – 100 = 104,17%

Всего: ((39858 / 23135)*100) – 100 = 72,28%

6. Рассчитаем изменение удельного веса показателя:

Изменение удельного веса показателя = Удельный все по плану – Удельный вес в предыдущем году

Налоговые доходы = 66,6 – 61,94 = 4,66%

Неналоговые доходы = 2,27 – 2,21 = 0,06%

Безвозмездные   перечисления = 24,62 – 28,74 = - 4,12%

Доходы целевых бюджетных фондов = 5,06 – 5,72 = -0,66%

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности = 1,42 – 1,36 = 0,06%

Источники финансирования дефицита бюджета:

Кредиты коммерческих банков = 48,46 – 48,46 = 0%

Бюджетные ссуды = 11,82 – 11,82 = 0%

Прочие источники = 39,7 – 39,7 = 0%

Расходы на планируемый период составят:

Государственное управление и местное самоуправление = 0,31 – 3,87 =            -3,56%

Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства = 0,18 – 2,27 = -2,09%

Промышленность, энергетика и строительство = 6,01 – 1,45= 4,56%

Сельское хозяйство и рыболовство = 6,01 – 1,2 = 4,81%

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика = 6,01 – 6,43 =               -0,42%

Образование = 12,87 – 6,29 = 6,58%

Культура, искусство и кинематография = 6,01 – 1,19 = 4,82%

Здравоохранение и физическая культура = 11,85 – 5,72 = 6,13%

Социальная политика = 11,98 – 6,01 = 5,97%

Обслуживание государственного долга = 6,01 – 1,64 = 4,37%

ЖКХ =  6,01 – 0,15 = 5,86%

Финансовая помощь бюджетам других уровней = 8,68 – 50,56 = -41,88%

Целевые бюджетные фонды = 9,06 – 5,61 = 3,45%

Прочие расходы = 8,93 – 7,54 = 1,39%

7. Определим дефицит бюджета

Определим разницу суммы доходов  между плановым годом и предыдущим = 39858 – 23135,3 = 16722,7

Согласно формуле Tj = Дбj: Дj, рассчитаем период , в течение которого  бюджет может стать бездефицитным:

Tj = 14588,0 / (13452,7 + 3270,08) = 0,87

но так как Тj < 1, то рассчитаем по формуле

Тj = Дбj :  Дj . 12,  Tj = 0,87 * 12 = 10,4 года

Таким образом, бюджет станет бездефицитным через 10,4 года.

Определим структуру доходной и расходной части бюджета в текущем и следующем году и представим ее в виде диаграмм (Рис. 1 и 2).

Рис. 1 Структура доходной части бюджета

Рис. 2 Структура расходной части бюджета

Так как Тj < 1, рассчитаем бюджетные показатели по второму варианту:

25270,08 * 63,3% = 15995,9

25270,08 * 36,7% = 9274,1

Тогда, расходы на планируемый период составят:

1) На финансирование образования = (15995,9 * 20,3) / 100 = 3247,2

- здравоохранения и физической культуры = (15995,9 *18,7)/100 = 2991,2

- на социальную политику = (15995,9  * 18,9)/100 = 3023,2

- на целевые бюджетные фонды = (15995,9  * 14,3)/100 = 2287,4

- на финансовую помощь бюджетам других уровней = (15995,9  * 13,7)/100  = 2191,4

- на прочие расходы = (15995,9  * 14,1)/100  = 2255,4

2) – на государственное управление  местное самоуправление:

896,7 (1,139 – 1) = 124,6

- на правоохранительную деятельность = 526,9 (1,139 – 1) = 73,23

- на оставшиеся статьи расходов бюджета приходится = 9274,1 – 124,6 – 73,23 =  9076,27

Следовательно, на каждую статью = 9076,27 / 6 = 1512,7

Всего расходов по плану: 3247,2 + 2991,2 + 3023,2 + 2287,4 + 2191,4 + 2255,4 + 124,6 + 73,23 + 9076,27 = 25269,9

8. Рассчитаем коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости бюджета, коэффициент бюджетной задолженности:

1) Предыдущий год:  Ка = 22000 / 23135,3 = 0,95

    Плановый год: Ка = 25270,08 / 39858 = 0,63

2) Предыдущий год:  Кфз =  1135,3 / 23135,3 = 0,05

    Плановый год: Кфз =  14588,0 / 39858 = 0,36

3) Предыдущий год: Кбз = 1135,3 / 23135 = 0,05

    Плановый год: Кбз = 14588,0 / 39858 = 0,36

Таким образом, состояние бюджета по предыдущему году по показателям таково:

Ка – абсолютно устойчивое;

Кфз – абсолютно устойчивое;

Кбз – абсолютно устойчивое.

По плановому году:

Ка – абсолютно устойчивое;

Кфз – абсолютно устойчивое;

Кбз – критическое.

Выводы:

1. Экономическое положение субъекта федерации находится на среднем уровне. Так, доходы бюджета увеличились на 14,86%. Но, при таком раскладе бюджет должен стать бездефицитным через 10,4 года.

2. Положительной тенденцией является рост удельного веса вложений в материальную сферу. Так по сравнению с предыдущим годом планируется увеличение вложений в промышленное производство на 613,17%, а также в  сельское хозяйство на 756,87%, соответственно.

3. Показатели бюджета свидетельствуют об увеличение расходов на нематериальное производство. Так на образование планируется выделить на 252,1% больше, чем в предыдущем году, на культуру, искусство и кинематографию – на 768,04% больше; на здравоохранение - на 256,96% и т.д.

4. На 237,92% сократились дотации для областей. Это также является позитивной тенденцией в экономике субъекта федерации, так как  свидетельствует о способности самих областей изыскивать дополнительные средства.

Итак, в общем можно сказать, что показатели бюджета свидетельствуют о наметившейся тенденции роста материальных вложений в материальную и нематериальную сферы производства. Однако, бюджет станет бездефицитным (при такой ситуации) не раньше, чем через 10 лет. В этой связи необходимо предпринимать решительные меры по: сокращению заемных средств, увеличению инвестиционных потоков, развитию сферы нематериального производства за счет за счет туризма, применению новых технологий в производстве (это позволит снизить финансовые вливания в эту сферу) и т.д.

выхода страны из кризиса. Государству следует двигаться в том же направлении, повышать уровень развития не только промышленных предприятий, но и учреждений нематериальной сферы.