Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Субъекты управления. Структура органов управления

     государственными финансами……………………………………………4

2. Финансовое планирование и прогнозирование…………………………..8

3. Финансовое регулирование социально-экономических процессов

     и финансовый контроль………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….17

Введение

Система финансов в целом — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются различные денежные фонды. Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов.

Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и мето­ды образования и использования денежных фондов и доходов. На­пример, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предпри­ятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспреде­лением между экономическими регионами, отраслями, социальными группами населения.

В советский период времени в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и от­раслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему, государст­венный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финан­совой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуще­ствление принципиально новой экономической и финансовой по­литики объективно обусловили выделение новых звеньев финан­совых отношений, управление которыми требует совершенно новых подходов.

1. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами

Под общим терминов «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта [3]. Государство должно совершенствовать систему отношений, при­званных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять кон­троль за рациональным их использованием. На решение этой задачи и направлено управление финансами — сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система — «финансовая систе­ма» — совокупность финансовых институтов (учреждений), управ­ляемая система — «система финансов» — совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления [5].

Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использо­вания финансов [3]. Она позволяет соединить воедино потенциаль­ные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

- управление финансами с учетом специфики звеньев си­стемы финансов;

- общность функций всех финансовых учреждений;

- общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления [6].

Основными методологическими принципами проведения фи­нансовой политики, то есть управления финансами, являются:

- зависимость от конечной цели;

- макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хо­зяйства;

- соответствие интересам всех членов общества;

- использование экономических законов;

- учет внутренних и внешних экономических условий на осно­ве реальных возможностей [3; 6].

Целью управления финансами является финансовая устойчи­вость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэко­номической сбалансированности, профиците бюджета, сниже­нии государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государст­ва и всех членов общества.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

- финансовое планирование;

- прогнозирование;

- программирование;

- финансовое регулирование;

- финансовый контроль;

- принятие финансового законодательства;

- система методов мобилизации финансовых ресурсов [7].

Система управления финансами представлена на Рис. 1 [6]. В результате действия финансовой политики осуществляется пере­распределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней раз­вития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйству­ющих субъектов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

1. Президент Российской Федерации (администрация Прези­дента) — регламентирует деятельность финансовой систе­мы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.

 

Президент

Парламент

Правительство

Министерство финансов

Министерство по налогам и сборам

Центральный банк

Министерство государственного имущества

Счетная палата

Федеральная комиссия по ценным бумагам

   Принципы управления

   Финансовое    

    прогнозирование

   Финансовое

    программирование

   Финансовое планирование

   Финансовое

    регулирование

   Финансовый контроль

   Финансовое

   законодательство

   Финансовый анализ

  Отношения по

   образованию и 

   использованию

   бюджетных фондов

   Отношения по

    образованию и

     использованию

     внебюджетных фондов

    Отношения по

    образованию и

     использованию

     страховых фондов

   Макроэкономическая

   сбалансированность

   Профицит бюджетного

    плана

   Отсутствие

    государственного долга

    Твердая национальная

    валюта

Рис. 1 Система управления государственными финансами Российской Федерации

2. Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государствен­ной Думы) — устанавливает налоги, сборы, неналоговые пла­тежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финан­совое законодательство (Бюджетный кодекс. Налоговый кодекс).

3. Правительство Российской Федерации — рассматривает фе­деральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реали­зацию финансовой политики, является Министерство фи­нансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти [6; 10].

4. Министерство финансов Российской Федерации:

- осуществляет методическое руководство в сфере финансо­вого планирования и финансирования отраслей хозяй­ства;

- организует разработку федерального бюджетного плана;

- принимает активное участие (совместно с Министерст­вом экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

На Министерство финансов Российской Федерации возложе­ны организация исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:

- получать от министерств, ведомств, предприятий, учрежде­ний материалы, необходимые для составления и исполне­ния бюджетного плана;

- ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;

- проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций [6].

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью вне­сения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Министерство государственного имущества РФ организует уп­равление государственным имуществом с целью получения дохо­дов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует дея­тельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и фи­нансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует дея­тельностью других кредитных институтов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган — Счетная палата Рос­сийской Федерации, ее основным назначением является кон­троль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собра­нию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Го­сударственной Думой на 6 лет.

Проведение финансовой политики в субъектах федерации, их административно-территориальных и муниципальных образова­ниях осуществляют соответствующие финансовые учреждения [6; 9].

2. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показате­лях плана социально-экономического развития, направлено на ко­ординацию деятельности всех органов финансовой системы [4]. От­носительная обособленность отдельных звеньев системы финан­сов предопределяет необходимость разработки системы финансо­вых планов, отражающих:

- особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

- отраслевое и территориальное перераспределение финансо­вых ресурсов [4; 6].

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выра­жается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, ко­торые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором от­ражается движение бюджетного фонда, формы и методы его обра­зования и использования, структура доходов и расходов.

Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансово­го положения государства, обоснование показателей финансовых пла­нов [8]. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосроч­ными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общест­ва. Целью финансового прогнозирования является определение ре­ально возможного объема финансовых ресурсов, источников фор­мирования и их использования в прогнозируемом периоде. Про­гнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, фор­мы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение раз­личных методов:

- построение эконометрических моделей, описывающих дина­мику показателей финансовых планов в зависимости от фак­торов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

- корреляционно-регрессионный анализ;

- метод непосредственной экспертной оценки. Финансовое программирование — метод финансового планирова­ния, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достиже­ния, предполагает:

- установление приоритетов государственных расходов по на­правлениям;

- повышение эффективности расходования государственных средств;

- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта [1; 5].

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономи­ческих факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциаль­ные потери от недостижения цели. Программирование, как важ­ный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в об­ласти финансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.

Финансовое программирование используется в развитых стра­нах с 60-х годов. Суть его заключается в составлении 5-летних «скользящих» планов расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего го­да. Показатели при этом передвигаются (скользят) по 5-летней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показа­тели 1-го предстоящего года являются директивными (обязатель­ными), а последующих 4-х лет — ориентировочными [6].

В настоящее время в Российской Федерации используются це­левые комплексные программы, представляющие систему науч­но-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.

3. Финансовое регулирование социально-экономических процессов и финансовый контроль

Финансовое регулирование социально-экономических про­цессов представляет собой организуемую государством деятель­ность по использованию всех аспектов финансовых отношений в це­лях корректировки параметров воспроизводства [7]. Оно порождено естественной эволюцией человеческого общества и является не­отъемлемым условием нормального функционирования экономи­ки и социальной сферы. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами — доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, свя­зана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечи­вающих максимально возможное удовлетворение потребностей обще­ства как на макро-, так и на микроуровне. Последнее предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и обществен­ных интересов, установок и ценностей и отражает финансовый ас­пект проблемы соединения системы государственного воздейст­вия с эффективно работающим механизмом рынка.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

- налоги и неналоговые платежи в бюджет;

- финансовые льготы и санкции;

- эксплуатационные расходы бюджетных учреждений;

- общие и целевые субсидии, в том числе предназначенные для оплаты государственных заказов;

- доходы и расходы внебюджетных фондов;

- доходы и расходы государственных предприятий и организа­ций [6; 7].

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и сме­шанные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с по­мощью взимания прямых общегосударственных налогов; в про­цессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета раз­вития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные вне­бюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государ­ственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неусто­ек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменя­ет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государ­ственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льгот­ное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и ис­пользования децентрализованных внебюджетных фондов и фон­дов государственных предприятий и организаций [2].

Конкретные виды государственных доходов и государственных расходов, методы их мобилизации и предоставления, наряду с про­цедурными моментами отражают приемы финансового регулирова­ния. Конкретные принципы взимания средств и предоставления финансирования определяют характер этого влияния. Наконец, финансовое законодательство и уполномоченные органы власти обес­печивают организационные возможности для проведения финансово­го регулирования. Вторгаясь в распределение создаваемой в сфере материального производства стоимости, государственные финан­сы активно воздействуют и на формирование децентрализован­ных денежных фондов тем, что создают предпосылки для обеспе­чения индивидуального кругооборота средств.

В конечном счете финансовое регулирование, но обязательно в комплексе наряду с другими формами государственного воздействия (влияние на величину процента, уровень таможенных по­шлин, цен на продукцию государственных предприятий, валют­ный курс, объем и структуру денежной массы, административ­но-законодательную деятельность) может обеспечить позитив­ные сдвиги в динамике основных макроэкономических показате­лей (во всяком случае на определенном временном отрезке). Одна­ко на практике это часто представляет собой достаточно трудную задачу, ибо требует очень серьезного обеспечения глубокими все­сторонними теоретическими разработками и сложными математи­ческими расчетами. Отсутствие таких комплексных исследований обрекает благое стремление правительства к достижению всемер­ной гармонии на неудачу. Случайный выбор «счастливого билета» абсолютно исключен. Необходимо также помнить об ограниченно­сти финансового регулирования как «метода», потенциально при­сущей любому из них. Объективными ограничителями в данном случае выступают: объем и темпы роста ВВП, экономический «до­пуск» максимального уровня государственных изъятий, воздейст­вия «смежных» регуляторов, а обязательным условием положи­тельного эффекта — политическая стабильность и продуманная общая экономическая стратегия (текущая и долгосрочная) [9].

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнитель­ных органов власти всех уровней, а также специально созданных учре­ждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений [1]. Он включает контроль за со­блюдением финансово-экономического законодательства в процес­се формирования и использования денежных фондов, оценку эф­фективности финансово-хозяйственных операций и целесообраз­ность произведенных расходов. Финансовый контроль — стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах обществен­ного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финан­совых результатов, то есть объект финансового контроля — денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации функ­ций финансов, он призван обеспечить интересы и права, как государ­ства, так и всех других экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль предназначен для реа­лизации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это в первую очередь разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой дея­тельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за не­государственной сферой экономики затрагивает лишь сферу вы­полнения денежных обязательств перед государством, включая на­логи и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных Прави­тельством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Финансовый контроль — важ­ный элемент системы управления финансами [6].

Объектом финансового контроля являются денежные отноше­ния, перераспределительные процессы при формировании и ис­пользовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денеж­ных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Непо­средственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки). Финансовый контроль включает проверку:

- соблюдения требований экономических законов (оптималь­ности пропорций распределения и перераспределения на­ционального дохода);                    

- составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

- эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджет­ных учреждений;

- налоговых взаимоотношений [4; 8].

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

- содействие сбалансированности между потребностью в фи­нансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения фи­нансовых обязательств перед государственным бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов [6].

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля иг­рает уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюд­жетного, налогового. Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение фи­нансового контроля зависит от уровня организации и видов кон­троля, форм и методов его проведения.

Задача

Профицит бюджета муниципального образования – 150 млн.руб., налоговые доходы бюджета – 2017 млн. руб., безвозмездные перечисления юридических и физических лиц составляют 0,01% от налоговых поступлений бюджета, расходы бюджета – 2273 млн. руб. Определить неналоговые доходы бюджета при условии отсутствия других источников доходов муниципального образования.

Решение:

1. Найдем сумму безвозмездных перечислений юридических и физических лиц:

2017 млн. руб. * 0,01% = 2,017 млн. руб.

2. Найдем сумму налоговых доходов бюджета:

150 млн. руб. + 2017 млн. руб. + 2,017 млн. руб. = 2169,017 млн. руб.

3. Найдем сумму неналоговых доходов бюджета:

2273 млн. руб. – 2169,017 млн. руб. = 103,983 млн. руб.

Ответ: 103,983 млн. руб.

Заключение

Таким образом, система управления государственными финансами включает в себя: субъект управления, инструмент воздействия, объект управления и конечную цель, которые реализуются посредством финансовой системы, финансовой политики, системы финансов и финансовой устойчивости.

В заключении хотелось бы отметить, что современная система управления государственными финансами должна, прежде всего, преследовать следующие цели:

- обеспечения общих условий жизнедеятельности и правовой основы реализации экономических решений (государству не­обходимо обеспечивать безопасность всего общества, устанав­ливать и поддерживать правовой режим, направленный на за­щиту прав собственности и свободного развития личности, поддержание и развитие эффективной конкуренции);

- проведения стабилизационных мероприятий (государство долж­но регулировать темпы экономического роста, уровень инфля­ции и занятости, поощрять прогрессивные сдвиги в отраслевой и региональной структуре экономики, поддерживать внешне­экономическое равновесие и курс национальной валюты);

- осуществления социально ориентированного перераспределе­ния ресурсов (государство должно организовать производст­во нужных обществу благ, которым не занимается частный сектор, гарантировать минимальный уровень заработной пла­ты, пенсии, пособий, помощи социально незащищенным гра­жданам, осуществлять индексацию фиксированных доходов).

Только грамотное решение комплекса этих наиважнейших задач позволит привести наше государство к процветанию и стабильности.

                                         Список литературы

1. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Перспектива,1998.-344с.

2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-540с.

3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред.              М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-М,2001.-615с.

4. Бюджетные отношения в РФ: Новые подходы к анализу и правовому регулированию / Под ред. В.И. Ленина, А.Н. Швецова. - М.: Формула права,2001.-389с.

5. Никитин С.Я. Государственное финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики. – СПб.:Изд-во СПбУЭФ,1996.-450с.

6. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского и др. – М.: Юрайт, 2000.-520с.

7. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.-482с.

8. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М., Финансы и статистика, 1995.-382с.

9. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.-386с.

10. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс,1996.-347с.