Оглавление

Введение                                                                                                             3                                                                                                     

Глава 1. Исследование способов защиты конфиденциальных документов

               от несанкционированного доступа                                                   5 

1.1. Сущность и основные методы исследования                                5

          1.2. Опрос как один из методов исследования способов защиты

                  конфиденциальных документов от несанкционированного

                  доступа                                                                                           12

          Глава 2. Проблемы и методы защиты информации на предприятиях

              г.Кемерова (социологический аспект)                                            16

Заключение                                                                                                      22 

Список использованных источников и литературы                                    23                                                    

Приложение                                                                                                     25

Введение

Проблема защиты информации от постороннего доступа и нежелательных воздействий на нее возникла давно, с той поры, когда человеку по каким-либо причинам не хотелось делиться ею ни с кем или не с каждым человеком. С развитием человеческого общества, появлением частной собственности, государственного строя, борьбой за власть и в дальнейшем расширением масштабов человеческой деятельности информация приобретает цену. Ценной становится та информация, обладание которой позволит ее существующему и потенциальному владельцу получить какой-либо выигрыш: материальный, политический и т.д.

В современной российской рыночной экономике обязатель­ным условием успеха предпринимателя в бизнесе, получения при­были и сохранения в целостности созданной им организационной структуры является обеспечение экономической безопасности его деятельности. Одна из главных составных частей экономической безопасности - информационная безопасность, достигаемая за счет использования комплекса систем, методов и средств защиты информации предпринимателя от возможных злоумышленных действий конкурентов и с целью сохранения ее целостности и конфиденциальности.

Изменения, происходящие в экономической жизни России – создание финансово-кредитной системы, предприятий различных форм собственности оказывают существенное влияние на вопросы защиты информации.

В частности, к этой ситуации относится факт хищения технической и деловой информации. Как правило, это хищение связано с потерей стратегически важной информации, способной привести фирму к банкротству. Это хищение можно квалифицировать как преступление, так как ведет к потере материальных и финансовых ценностей.

Ответственность за защиту информации лежит на низшем звене руководства. Но также кто-то должен осуществлять общее руководство этой деятельностью, поэтому в организации должно иметься лицо в верхнем звене руководства, отвечающее за поддержание работоспособности информационных систем.

«Безопасность» необходимо рассматривать как качество развития мер безопасности, которые направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз.

В этой связи становится актуальным рассмотреть вопрос, касающийся защиты документированной информации от несанкционированного доступа, выявить основные способы защиты информации, рассмотреть отечественный и зарубежный опыт по данному вопросу.

В данной работе предпринята попытка выявить отношение руководителей различных фирм г.Кемерова по проблеме защиты документированной  информации от несанкционированного доступа.

Объект исследования – документированная информация.

Предмет исследования – основные проблемы и направления защиты документированной информации от несанкционированного доступа.

Цель исследования –  изучить основные проблемы и направления защиты документированной информации от несанкционированного доступа на предприятиях г.Кемерова.

На основе цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность и основные методы социологического исследования;

- рассмотреть опрос как метод сбора первичной информации;

- разработать анкету для проведения социологического исследования;

- выявить мнение респондентов по проблеме защиты информации от несанкционированного доступа.

Глава 1. Исследование способов защиты конфиденциальных документов от несанкционированного доступа

1.1. Сущность и основные методы исследования

Наиболее широко используемыми методами исследования  способов защиты конфиденциальных документов от несанкционированного доступа являются методы анализа документов, экспертные оценки и экспериментальные методы.

Исследование с помощью экс­пертных оценок заключается в том, что первые ориентированы на мас­совых респондентов очень различной компетентности и квалификации, в то время как экспертные оценки - на ограниченное число специа­листов-профессионалов.

Другой класс методов представляют экономико-математические методы. Можно выделить несколько групп экономико-метематических мето­дов, используемых при проведении исследования  способов защиты конфиденциальных документов от несанкционированного доступа:

1. Статистические методы обработки информации (определение средних оценок, величин ошибок, степени согласованности мнений респондентов и т.д.)

2. Многомерные методы (в первую очередь факторный и кластер­ный анализы).

3. Регрессионные и корреляционные методы.

4. Имитационные методы.

5. Методы статистической теории принятия решений используются для стохастического описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации.

6. Детерминированные методы исследования операций (в первую очередь линейное и нелинейное программирование).

7. Гибридные методы [2; 5] .

Получить достаточно полную информацию по интересующей проб­леме можно лишь имея хорошо продуманную концепцию сбора данных (Рис.1.1).

Прежде чем приступить к проведению исследо­вания необходимо решить, что должно служить источником информации - уже имеющийся материал или новый сбор данных. В первом случае говорят о вторичном исследовании, во втором - о первичном. Оба метода равнозначны для практики. Иногда для решения проблемы быва­ет достаточно анализа уже собранной ранее информации , во всяком случае с этого должен начинаться каждый исследовательский проект. Источники вторичной информации делятся на внутренние (по отноше­нию к организации) и внешние.

К внутренним источникам относятся:

- внутренняя статистика;

- материалы ранее проведенных исследований;

- досье клиентов и т.д.

К внешним источникам относятся:

- государственная статистика;

- отраслевая статистика;

- литература, выпускаемая фирмами;

- материалы институтов для изучения рынка [17].

Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследуемой проблемы. Существует два основных вида вторичной информации: вну­тренняя и внешняя. Первую получают в рамках фирмы , вторую - из источников вне фирмы.

Вторичные данные - информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей [11].

Преимущества вторичного исследования - меньшая трудоемкость, сравнительная дешевизна и более легкий доступ к информации Макро­экономические данные можно получить только с помощью такого под­хода.

Описание проблемы

 
Определение проблемы

Структурирование проблемы

 

Определение цели сбора информации

 

Формулирование целей гипотез

 
 

Построение проекта исследования (источники информации)

 
Выработка концепции

сбора информации

Кто проводит план исследований

   (затраты времени, стоимость)

Определение метода сбора данных

Выбор и развитие инструментов сбора

 

Определение объекта исследования и объема выборки

 
 

                                                                          Претест                 Приближенный план

                                                                                                           обработки данных

Разработка детального плана сбора данных

 
 

Организация, проведение и контроль сбора данных

 
Полевые исследования

Документирование

 
 

Предварительная проверка собранной информации

 
Анализ  данных

                                                    

                                                                      Подготовка материала к анализу на ЭВМ

Обработка материала

 

Интерпретация результатов

 

Подготовка исследовательского отчета

 
 

Презентация       

Презентация полученных результатов

Передача лицам, принимающим решения

 
 

Рис.1.1.  Концепция сбора данных

Этот метод получения информации имеет и свои недостатки, а именно:

-данные могут оказаться устаревшими;

-не гарантирована точность данных;

-не всегда ясен методологический базис сбора данных [17].

Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первич­ной информации.

Вторичные данные помогают исследователю более глубоко озна­комиться с ситуацией в области защиты конфиденциальных документов от несанкционированного доступа.

Первичные данные - информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели [3].

Большинство исследований предполагает сбор пер­вичных данных. К сожалению, для некоторых управляющих сбор первич­ных данных сводится к придумыванию нескольких вопросов и отысканию ряда лиц, у  которых   можно взять интервью. А ведь данные, собранные таким способом, могут оказаться бесполезными или - еще хуже - вводящими в заблуждение. Так что для сбора первичных дан­ных лучше всего разработать специальный план (Таблица 1.1).

Таблица 1.1.

                      

                             План сбора первичной информации (данных)

Методы исследования

Наблюдение

Эксперимент

Опрос

Орудия исследования

Анкета

Механические устройства

План составления выборки

Единица выборки

Объем выборки

Процедура выборки

Способы связи с аудиторией

Телефон

Почта

Контакт

Методы сбора данных при проведении исследова­ний можно классифицировать на две группы: количественные и качест­венные.

Количественные исследования обычно отождествляют с проведе­нием различных опросов, основанных на использовании структуриро­ванных вопросов закрытого типа, на которые отвечают большее число респондентов. Характерными особенностями таких исследований явля­ются:

- четко определенные формат собираемых данных и источники их получения;

- обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпре­тацию данных путем наблюдения за тем , что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры.

Существует три способа сбора первичных данных, а именно :

- наблюдение;

- эксперимент;

- опрос.

Существует четыре основных метода сбора первичных данных:

- наблюдение;

- эксперимент;

- опрос;

- имитация [2].

Наблюдение - метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами лю­дей, действиями и ситуациями.

Существует четыре способа проведения наблюдений:

1. Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюде­ние за поведением респондентов.

Непрямое наблюдение  изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение респондентов.

2. Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают.

Скрытое наблюдение, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают.

3. Структурализованное наблюдение, когда наблюдатель зара­нее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать.

Неструктурализованное наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения.

4. Наблюдение осуществляемое с помощью человека.

Механические средства.

Для успешного проведения наблюдений должны выполнятся опре­деленные условия:

1. Наблюдения должны осуществляться на относительно корот­ком отрезке времени.

2. Наблюдаемые процессы и явления должны быть доступны для наблюдения, протекать на публике. Этому требованию не удовлетворяет, например, частная беседа.

3. Наблюдениям следует подвергать только такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся, систематическая деятельность, которую респондент не в состоянии хорошо запомнить.

Наблюдение является весьма трудоемким методом. Оформление итогов наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем са­мо наблюдение [3].

Метод фокус-группы. - группа от 8 до 12 человек желающие при­нять участие в дискуссии на определенною тему.

Участникам дискуссии выплачивают определенную денежную сум­му. Работу группы записывают с помощью аудио - и видеотехнических средств, а её результаты являются основанием для проведения коли­чественных исследований , например использование метода опроса.

Достоинства метода фокус-группы:

1. Возможность честно и свободно излагать свои мнения, генерировать свежие идеи.

2. Возможность для заказчика принимать участие в формирова­нии целей и задач дискуссии, наблюдать за работой группы вызыва­ют достаточно высокое

доверие к результатам ее работы.

3. Разнообразие направлений использования данного метода.

4. Возможность изучать респондентов.

Недостатки метода фокус-группы:

1. Нерепрезентативность;

2. Субъективная интерпретация полученных результатов;

3. Высокая стоимость на одного участника группы [5].

Глубинное интервью - последовательное задание квалифицирован­ным интервьюером респонденту группы зондирующих вопросов, в целях понимания, почему члены группы ведут себя определенным образом или что они думают об определенной проблеме.

Анализ протокола заключается в помещении респондента в определенную ситуацию по принятию решения, при этом он должен словесно описать все факторы и аргументы, которыми он руководствовался при принятии решения.

Проекционные методы.  Респондентов помещают в определенные имитируемые ситуации в надежде на то, что респонденты выскажут та­кую информацию о себе, которую невозможно получить при проведении прямого опроса.

Эксперимент.   Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установ­ления степени значимости наблюдаемых различий.

Цель подобного исследования - вскрыть причинно-следственные отношения путем отсева противоречивых объяснений результатов наблюдения [11].

Опрос.  Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня знаний ,от­ношений к продукту, их предпочтений и покупательского поведения. Опрос может носить структурированный и неструктуризованный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором - интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.

Опрос стоит где-то на полпути между наблюдением и эксперимен­том.

Имитация представляет собой метод сбора данных, генерируе­мых ЭВМ с помощью заранее разработанной математической модели , адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования [5].

На практике создания такой модели редко представляется воз­можным. Даже если возможности фирмы позволяют создать такую модель, то её разработка потребует значительных затрат, которые могут оп­равдать себя при наличии потребности в регулярном и частом ,  а также многократном ее использовании.

1.2. Опрос как один из методов исследования способов защиты                   конфиденциальных документов от несанкционированного доступа

Поскольку во второй главе данной работы будет описываться анализ результатов исследования   способов защиты конфиденциальных документов от несанкционированного доступа, проведенное с помощью такого метода исследования, как опрос, считаем необходимым дать характеристику данного метода.

Опрос является одним из самых распространенных методов исследования. Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня знаний, отношений к продукту и т.д. Опрос может носить структуризованный и неструктуризованный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.

Для сбора данных разрабатываются анкеты. Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры или плотности некой характеристики (свойства), представляющей интерес для исследователя [5].

Измерения можно провести с помощью различных шкал. Выделяют четыре характеристики шкал: - описание; - порядок; - расстояние; - наличие начальной точки.

Описание предполагает использование единственного дескриптора, или опознавателя, для каждой градации в шкале. Например, «да» или «нет»; «согласен» или «не согласен»; возраст респондентов.

Порядок характеризует относительный размер дескрипторов («больше чем», «меньше чем», «равен»).

Расстояние используется, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах.

Начальная точка – шкала, имеющая единственное начало или нулевую точку [17].

Выделяют четыре уровня изменения, определяющих тип шкалы измерений: - наименований; - порядка; - интервальный; - отношений.

Шкала наименований обладает только характеристикой описания; она ставит в соответствие описываемым объектам только его название, никакие количественные характеристики не используются.

Шкала порядка разрешает ранжировать респондентов или их ответы.

Интервальная шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений, то есть используется количественная информация. На этой шкале уже не бессмысленны разности между отдельными градациями шкалы. В

данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Шкальные значения признаков можно складывать. Обычно предполагается, что шкала имеет равномерный характер (хотя это предположение требует обоснования).

Шкала отношений является единственной шкалой, имеющей нулевую точку, поэтому можно проводить количественные сравнения полученных результатов.

Выбранная шкала измерений определяет характер информации, которой будет располагать исследователь при проведении изучения какого-то объекта. Кроме того, она предопределяет, какой вид статистического анализа можно или нельзя использовать.

Оценка измеряемого признака производится путем выбора, как правило, одного ответа из серии предложенных или путем выбора одного числового балла из некоторой совокупности чисел.

Графическая  шкала разделена на разные части и снабжена словесными или числовыми обозначениями, для оценки измеряемого качества. Респондента просят сделать отметку на шкале соответствий с его оценкой данного качества.

Ранжирование – производится оценивание по измеряемому качеству совокупностей объектов путем их упорядочивания по степени выраженности данного признака [17].

Главным инструментом реализации метода опроса является анкета.

Анкета – самое распространенное  орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.

Анкета обычно состоит из трех частей:

- введение;

- реквизитной части;

- основной части.

Главная задача введения убедить респондента принять участия в вопросе.

В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положений – для частных лиц; для организаций: размер, местоположение, положение респондента в организации и т.д. [11].

Существует три основных формата задаваемых вопросов: открытые вопросы, закрытые вопросы и вопросы со шкалой ответов.

Открытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация; он позволяет опрашиваемому отвечать на вопрос своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации.

Закрытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация. Он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор.

Вопрос должен быть кратким. Следует избегать неопределенности и многословности формулировок.

Следует использовать повседневный язык респондентов, термины, понятные каждому потенциальному респонденту, исключая жаргон.

Прежде чем проводить исследование следует разработать выборку и определить ее объем. Выборка – сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием.

Глава 2. Проблемы и методы защиты информации на предприятиях г.Кемерова (социологический аспект)

В данной работе было проведено исследование  способов защиты конфиденциальных документов от несанкционированного доступа  с помощью  опроса. Нами  были опрошены директора десяти фирм г.Кемерова, которые по масштабу деятельности являются крупными и средними:

1. ООО «КеМАЗ» (юридический адрес: г.Кемерово, проспект Кузнецкий, 176).

2. Кемеровский филиал треста «Мобильспецстрой» (юридический адрес: г.Кемерово, улица Новгородская, 1А).

3. АО «Кузбассбытреклама» (юридический адрес: г.Кемерово, улица Суворова, 19).

4. АО фирма «Агротехсервис» (юридический адрес: г.Кемерово, проспект Кузнецкий, 22).

5. АО «Гриф» (юридический адрес: г.Кемерово, улица Невьянская, 4А).

6. АО «Русский медведь» (юридический адрес: г.Кемерово, улица Спортивная, 28).

7. Российско-Австрийская АО «Скиф» (юридический адрес: г.Кемерово, проспект Кузнецкий, 19).

8. АО «Кузбасстисиз» (юридический адрес: г.Кемерово, проспект Ленина, 77).

9. Государственная страховая фирма «Эгида» (юридический адрес: г.Кемерово, проспект Кузнецкий, 70А).

10. АО фирма «Темп» (юридический адрес: г.Кемерово, улица Космическая, 9А).

Целью исследования являлось выявить мнение респондентов по проблеме защиты информации от несанкционированного доступа. 

Для проведения исследования нами была разработана анкета (Приложение 1), которая включает в себя 5 вопросов (четыре закрытых и один полузакрытый).

Социально-демографические характеристики группы выглядят следующим образом: респондентов женского пола было опрошено 3 человек (30%), респондентов мужского пола - 7 человек (70%).

Возраст респондентов колеблется от 28 до 56 лет. Точнее возрастная характеристика опрошенной группы выглядит следующим образом:

- от 28 до 35 лет   -  2 респондента (20%);

- от 36 до 45 лет   -  4 респондента (40%);

- от 46 до 56 лет   -  4 респондента (40%).

Стаж работы респондентов на руководящей должности составляет: минимум 2 года и максимум 12 лет. Так, если рассчитать средний стаж работы то получится следующее: (2 + 4 + 5 + 5 + 6 + 7 + 9 + 10 + 10 + 12) : 10 = 7 лет.

Итак, в группу респондентов, которым предстояло высказать свое мнение о защите информации от несанкционированного доступа, вошли респонденты преимущественно: мужского пола, в возрасте старше 36 лет и имеющие стаж работы на руководящей должности в среднем 7 лет.

Первый вопросы анкеты, заданный респондентам, звучал следующим образом: «На Ваш взгляд, проблема защиты информации  от несанкционированного доступа сегодня является актуальной?» Результаты ответов по данному вопросу не были для нас неожиданными. Все респонденты единогласно высказались по поводу того, что проблема защиты информации от несанкционированного доступа на сегодняшний день является очень актуальной. Это прежде всего вызвано развитием рыночной экономики, постепенным подъемом производства в нашей стране, а, следовательно, появлением на рынке все большего числа рыночных агентов и ростом конкурентной борьбы.

Нам было интересно узнать какая информация, по мнению респондентов, должна подлежать большей защите – техническая или деловая? Результаты ответов по данному вопросу представлены в Таблице 2.1.

Таблица 2.1. 

Приоритетность информации, подлежащей защите

Вариант ответа

Всего

В том числе

Пол

Возраст

Стаж работы

Кол-во,

чел

%

М

Ж

28-35 лет

36-45 лет  

46-56 лет  

2-5 лет

6-9 лет

10-12 лет

Техническая информация

4

40

2

2

-

2

2

-

1

3

Деловая информация

2

20

2

-

2

-

-

2

-

-

Обе

4

40

3

1

-

2

2

2

1

1

Никакая

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Как свидетельствуют результаты данных Таблицы 2.1. одинаковое количество респондентов считают, что наибольшей защите подлежит техническая информация или оба вида информации в равной степени. Так ответили по 40% респондентов от общего числа опрошенных. Отдают предпочтение деловой информации 20% опрошенных.

Стоит заметить, что представительницы женского пола предпочитают защищать техническую информацию. Для них неприемлемо разглашение методов изготовления продукции и других тому подобных приемов производства. Согласно мужской логике, в защите нуждается не только техническая, но и деловая информация. Они подчеркивают, что важен не только сегодняшний результат деятельности компании, предприятия, фирмы, но и перспективы ее развития: проекты, прогнозы, стратегия действия на рынке. В этой связи они предпочитают в равной степени защищать оба вида информации.

Важно подчеркнуть, что техническую информацию предпочитают защищать респонденты старше 36 лет с опытом работы от 6 до 12 лет. Возможно, здесь сказывается еще консервативное мышления прошлых лет, явившееся пережитком командно-административной системы управления.

Далее мы спросили респондентов о том, сталкивались ли они с проблемой несанкционированного доступа к конфиденциальной информации. Данные по этому вопросу представлены на Рис. 2.1.

Рис. 2.1. Показатель наличия несанкционированного доступа  к информации на предприятиях г.Кемерова

Из рис.2.1. следует, что большинство респондентов (60%) подтверждают наличие несанкционированного доступа к документированной информации на их предприятии. Мы попытались узнать какого рода информация была похищена? На что респонденты отвечали, что эта информация в основном касалась новых идей в области рекламы производимой ими продукции. Конкуренты либо опережали выход в свет новой рекламы наших респондентов, либо копировали ее потом, когда она имела успех. Имел место и случай хищения идей о новых способах продажи товаров.

Последний вопрос анкеты касался форм защиты информации, которые респонденты считают наиболее эффективными. Данный вопрос анкеты был полузакрытым, т.е. предложено четыре варианта ответов и оставлена пустая строка для того, чтобы отвечающие могли высказать собственное мнение по рассматриваемой проблеме. Результаты ответов на этот вопрос представлены на Рис. 2.2.

Рис. 2.2. Оценка респондентами форм защиты информации по степени эффективности (%)

По данным Рис. 2.2. видно, что наибольшее предпочтение в защите информации от несанкционированного доступа респонденты отдают разграниченному доступу персонала предприятия к конфиденциальным документам. Так ответили 60% опрошенных. На втором месте по предпочтениям стоит заключение контрактов с сотрудниками о неразглашении информации, относящейся к коммерческой тайне предприятия. За ним следует эффективная организация работы службы безопасности и, наконец, на последнем месте, организация архивного хранения конфиденциальных документов. Общая тенденция выбора форм защиты информации такова, что респонденты предпочитают не доверять своим сотрудникам, так как считают, что это для них может быть чревато неблагоприятными последствиями. В этой связи всем формам защиты информации они предпочитают разграниченный доступ к информации.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы защиты информации от несанкционированного доступа не подлежит сомнению. В век быстро меняющейся информации она стоит наиболее остро.

2. Защите подлежит как техническая, так и деловая информация. В силу своего опыта работы и возраста тот или иной вид информации, подлежащий защите, респонденты ставят на первое место.

3. Касательно несанкционированного доступа к конфиденциальной информации респонденты в основном сталкиваются с рекламным шпионажем и хищением новых разработок в системе маркетинговой деятельности.

4. Говоря о формах защиты информации респонденты отдают предпочтение разграниченному доступу персонала к конфиденциальным документам.

                                                 Заключение

По результатам данной работы можно сказать следующее. Для проведения исследований используют методы анализа документов, метод опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы.

Выделяют внутренние и внешние источники информации, а также вторичное и первичное исследование.

Существует три способа сбора первичных данных: наблюдение, эксперимент и опрос.

Главным инструментом реализации метода опроса является анкета, которая состоит из вопросов представленных в виде открытых вопросов, закрытых вопросов и вопросов со шкалой ответов.

В ходе работы было выяснено, что для получения точных данных необходимо провести первичные исследования с использованием метода  опроса.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

- проблема защиты информации сегодня стоит на первом месте в конкурентной борьбе за завоевание лучшей доли рынка на рынке г.Кемерова;

- больше половины респондентов так или иначе сталкивались с проблемой несанкционированного доступа к конфиденциальной информации;

- респонденты предпочитают не доверять персоналу своего предприятия и потому большая часть из них подчеркивает важность применения такой формы защиты информации, как разграничение доступа сотрудников к секретной информации.

От того, насколько правильно будет выбрана информация, подлежащая защите, и каковы будет формы ее защиты, зависит эффективность деятельности предприятия на рынке.

Список использованных источников и литературы

1. Акофф Р., Сасиени М. Основы исследования операций. – М., Мир, 1971. – 236 с.

2. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. – М.: Наука, 1973. -  342 с.

3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. – М.:Высш. шк.,1989. – 176 с.

4. Герасименко В. А. Защита информации в автоматизирован­ных системах обработки данных. – М., Энергоатомиздат, 1994. – 346 с.

5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издательство «Финпресс», 1998. – 416 с.

6. Киселев А. Е., Чаплыгин В. М., Шейкин М. С. Коммерческая безопасность. – М., Инфоарт, 1993. – 345 с.

7. Крысин А. В. Безопасность предпринимательской деятельно­сти. – М., Финансы и статистика, 1996. – 425 с.

8.  Левин А. А. Секрет фирмы. – М., Машиностроение, 1992. – 348 с.

9. Николас К. Сирополис. Управление малым бизнесом. – М.: Дело,1997. – 425 с.

10. Организация работы с документами / Под ред. В.А.Кудряева – М.: Инфра-М,1999. – 575 с.

11. Рабочая книга социолога. – М.:Наука,1977. – 390 с.

14. Степанов Е.А. Некоторые документоведческие проблемы за­щиты информации // Документ в административных структурах. – М., ВНИИДАД, 1995. – 456 с.

15. Халяпин Д. Б., Ярочкин В. И. Основы защиты промышлен­ной и коммерческой информации. Термины и определения. – М., ИПКИР, 1992. – 346 с.

16. Шиверский А.А.Защита информации. – М.,1996. – 356 с.

17. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.:Дело, 1997. - С. 23 - 54.

Приложение 1

Бланк анкеты

Уважаемые респонденты!

Обращаемся к Вам с просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся защиты документированной информации от несанкционированного доступа на предприятиях г.Кемерова. Цель нашего опроса – выявить Ваше мнение по данной проблеме. В каждом вопросе выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ (ы) и обведите его (их) кружочком.

1. На Ваш взгляд, проблема защиты информации  от несанкционированного доступа сегодня является актуальной?

1.1. Да

1.2. Нет

1.3. Затрудняюсь ответить

2. Какая информация, по Вашему мнению, должна подлежать большей защите?

2.1. Техническая (методы изготовления продукции, производственные показатели и т.д.)

2.2. Деловая (экономические прогнозы, стратегия действия на рынке и т.д.)

2.3. И та, и другая в равной степени

2.4. Никакая

3. В Вашей фирме имел место несанкционированный доступ к информации?

3.1. Да

3.2. Нет

3.3. Затрудняюсь ответить

Продолжение бланка анкеты

4. Какие формы защиты информации Вы считает наиболее эффективными? (Отметьте все возможные варианты)

4.1. Заключение контрактов с сотрудниками о неразглашении конфиденциальной информации

4.2. Налаживание эффективной работы службы безопасности

4.3. Осуществление разграниченного доступа персонала к конфиденциальным документам

4.4. Организация архивного хранения конфиденциальных документов

4.5. Другое (допишите) ________________________________

5. Сообщите, пожалуйста, о себе некоторые данные:

5.1. Пол ______

5.2. Возраст __________

5.3. Стаж работы на руководящей должности __________

Благодарим за участие!