Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Характеристика и причины восстания Уота Тайлера ………………………….5
2. Программные документы и требования крестьян …………………………….19
3. Причины поражения и историческое значение восстания …………………...22
Заключение …………………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………………………27
Введение
Восстание Уота Тайлера в
Восстание показало всему феодальному строю, что среди всего населения страны формируется личная индивидуальность стремление человека к свободе. Именно этот процесс стал самовыражением общественности на сложившийся строй в Англии, который далек от идеального. Это событие заставило по-другому взглянуть на социально-экономические процессы происходящие в королевстве, что потом способствовало стремительному развитию всей страны.
Объект исследования – история средних веков.
Предмет исследования – восстание Уота Тайлера и его историческое значение.
Цель исследования – изучить историческое значение восстания У. Тайлера.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику восстанию Уота Тайлера и рассмотреть причины восстания.
2. Рассмотреть сущность программных документов и требований крестьян.
3. Проанализировать причины поражения и историческое значение восстания Уота Тайлера.
1. Характеристика и причины восстания Уота Тайлера
Рассматривать восстание Уота Тайлера необходимо сквозь призму происходивших в то время в Англии общественных процессов, которые и стали причинами, побудившими крестьянство заявить о себе таким радикальным способом.
Такими причинами являются:
1. Экономическое развитие Англии в XIV в. Процесс коммутации.
Во второй половине XIII и особенно в XIV в. Англия переживала значительные сдвиги в своей экономике. Оживленные торговые сношения с Фландрией и другими странами континента втянули английскую деревню в широкие рыночные связи [7, c.221].
«Во Фландрии народ живет переработкой нашей шерсти и без нее не может долго жить и должен погибнуть либо жить с нами в мире»,- гласил один английский памфлет времен Столетней войны.
Часть английской шерсти вывозилась в Италию, где ее весьма высоко ценили флорентийские сукноделы. В самой Англии в XIII—XIV вв. все более развивалась собственная промышленность.
Рост английских городов, прежде всего самого Лондона, подобно тому как это происходило и во Франции, предъявлял все больший спрос и на другие продукты сельского хозяйства: хлеб, мясо, молочные продукты, кожу и пр.
Развитие денежного хозяйства привело к разложению английского крепостного поместья - манора. Лорды находили более выгодным заменять (коммутировать) барщину денежным оброком. В таком случае свою господскую землю (домен) они обрабатывали уже трудом наемных рабочих из малоземельных крестьян. Некоторые лорды сдавали и домен в аренду, предпочитая не вести никакого хозяйства, а лишь получать годовые денежные ренты. Коммутация сделала большие успехи еще в XIII в. В первой половине XIV в. в ряде районов она полностью вытеснила барщину. Особенно широко коммутация проходила там, где развивалось овцеводство, не требовавшее большого количества рабочих рук. Таковы были северо-западные и частью центральные районы Англии. В юго-восточных графствах, играло большую роль зерновое хозяйство, связанное с экспортом зерна за границу, процесс коммутации протекал медленнее. Особенно упорно держались барщины на юго-востоке в маноpax крупных лордов и в многочисленных церковно-монастырских поместьях. Там часто наблюдалось даже усиление барщины. Но в общем по всей стране денежная рента становилась все более распространенной. В связи с этим и английский крепостной крестьянин превращался в лично свободного. Его отношения к лорду выражались в уплате определенных денежных рент. Надельная земля оставалась по-прежнему в его пользовании. Он мог уходить в город на заработки, менять местожительство.
Коммутация в первую очередь была выгодна наиболее зажиточным крестьянам. Крестьяне-середняки в начале XIII в. часто отказывались от коммутации, так как им трудно было достать деньги. С течением времени, с увеличением количества денег в деревне, и среднее крестьянство стало расценивать коммутацию иначе, видя в ней улучшение своего положения. Но крестьяне были недовольны тем, что денежная рента, устанавливаемая лордом, была слишком высокой. Их раздражало то, что при изменившихся условиях лорд часто уже сам не соглашался на коммутацию, а иногда, допустив ее на время, опять возвращался к барщине. В некоторых графствах, например в Кенте (одном из наиболее густонаселенных юго-восточных графств), крестьяне сильно страдали от малоземелья. Лорды продолжали захватывать пустоши и сокращать общинные выгоны крестьян, стесняя их в пользовании пастбищами. Все это служило причиной роста все более широкого недовольства в среде крестьянства [2, c. 134].
2. «Черная смерть» и ее последствия.
В
Не ограничиваясь этим, многие лорды принялись возвращать на барщину вилланов, переведенных ими ранее на денежный оброк. Это была уже настоящая феодальная реакция, затрагивавшая всю деревню в целом, в том числе и зажиточную ее верхушку.
Таким образом, «Черная Смерть» привела к глубоким социально-экономическим переменам в истории европейских стран. В Англии к этому времени большинство населения составляли малоземельные и безземельные крестьяне, по существу сельскохозяйственные рабочие, нанимавшиеся обрабатывать поля землевладельцев. Почувствовав благоприятную ситуацию, эти «рабочие» (laboratories) стали переходить с места на место в поисках хозяина, который предложит лучшие условия. В ответ власти прибегли к изданию законов против «наглости и корыстолюбия» работников: они не должны были уходить из своей деревни, если в округе был наниматель, предлагавший им установленную статутом (существовавшую до катастрофы) плату. Позднее был издан закон о сыске беглых, а также определены правила, по которым рабочий мог уходить из родных мест только с письменного разрешения властей. Д.М. Петрушевский прямо называет эти законы закрепощением [4, c.218]. Эти попытки закрепощения столкнулись с возросшим самоуважением простолюдинов, с их надеждами повысить свой статус и привели к восстанию Уота Тайлера. Петрушевский называет это восстание «революцией растущих надежд»[4, c. 247].
3. Поголовный налог.
Положение Англии в 60-х и 70-х годах XIV в. осложнилось неудачами
в Столетней войне. Времена Креси и Пуатье, когда английские феодалы благодаря
участию в походах йоменов одерживали блестящие победы, сменились поражениями.
Вместо поступления добычи из Франции война требовала новых и новых расходов.
Английское правительство вынуждено было просить парламент об увеличении
налогов. В
4. Виклеф и лолларды.
Восстание
«Король держит королевство непосредственно от бога, а не от папы», — заявлял Виклеф, своеобразно толкуя современнее ему феодальное право.
Он, далее, восставал против громадных земельных богатств церкви и рекомендовал правительству провести секуляризацию церковных земель. Виклеф выступал против пышного обрядового культа, рекомендовал усилить в богослужении момент проповеди. Он перевел библию на английский язык и считал необходимым совершать богослужение также на национальном, английском языке (а не на латинском, как это было принято всюду в Европе в средние века).
Выступления Виклефа имели большое идеологическое значение. Виклеф был одним из предшественников европейской реформации, происшедшей в Европе в XVI в. Но его трактаты сыграли также и большую политическую роль. Отношения Англии к папству стали весьма враждебными во время Столетней войны, когда авиньонские папы, находясь под влиянием французских королей, помогали всячески французскому правительству против Англии. Проповеди и литературные произведения Виклефа против папства были поэтому особенно актуальны. В середине XIV в. при Эдуарде III прошел специальный парламентский статут, запрещавший обращаться к папе с апелляцией по судебно-церковным делам. В 70-х годах английское правительство отказалось, наконец, платить дань папе, которая выплачивалась Риму со времени Иоанна Безземельного. Нуждаясь в средствах для ведения войны, правительство готово было приступить к секуляризации церковных земель. Дворянство - и лорды и рыцари - давно уже с завистью смотрело на громадные земельные владения английской церкви, составлявшие приблизительно одну треть всех земель королевства.
Реформа Виклефа была популярна и среди лондонских горожан. Его призывы к упрощению и удешевлению церковного культа и превращению церкви в строго национальную организацию, независимую от какой-либо внешней иностранной силы, создали ему большую группу последователей как в Лондоне, так и в других местах, особенно наиболее развитого юга и юго-востока Англии [4, c.212].
Последователей Виклефа в Англии называли лоллардами. Наиболее демократически настроенные из его учеников, так называемые «бедные священники», еще при жизни Виклефа придали его реформаторскому учению более радикальный, революционный характер. «Бедные священники» выступали резко против крепостничества в целом. Переходя из деревни в деревню, они вели пропаганду среди крестьян. Обрушивая громы и молнии против богатого высшего духовенства, а также и против светских феодалов - лордов, проповедники укрепляли в крестьянской бедноте убеждение в том, что земля должна принадлежать всем, поскольку «бог сотворил всех людей равными».
В деревнях часто повторяли ставшее крылатым выражение: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто же тогда был дворянином?» Один из таких народных проповедников - Джон Болл особенно выделялся своими резкими нападками на феодалов. «Мои дорогие друзья, - говорил Болл, обращаясь к крестьянам,- дела в Англии никогда не пойдут хорошо до тех пор, пока все не будет общим, когда не будет ни вассала, ни лорда и все различия между людьми будут уничтожены, когда лорды перестанут быть господами над нами».
По приказанию архиепископа
Кентерберийского Джон Болл был заключен в тюрьму. Восставшие в
Таким образом, основными причинами восстания была тяжелая социально- экономическая обстановка. Она была вызвана эпидемией «черной смерти», Столетний войной, «рабочим законодательством» и так далее. Также на начало восстания повлияли единовременные поголовные налоги, которые вводились с начала правления короля Ричарда II. Непосредственным же поводом для восстания послужили грубые действия одной из комиссий по расследованию преступлений, связанных со сбором налогов.
Все вышеперечисленные причины послужили толчком к восстанию Уота Тайлера.
При Ричарде
II (1377-1399 гг.) резко возросли налоги. Поголовный налог, рост феодальной
ренты, возвращение к барщине, захват общинных земель, злоупотребления
королевских чиновников вызывали все большее недовольство крестьянства. В
результате в Англии в
Восстание, вошедшее в историю
под названием восстания Уота Тайлера, началось в юго-восточном графстве Эссекс
в конце мая
Уот Тайлер оказался энергичным вождем. Он решил вести восставших в столицу королевства - Лондон, чтобы добиться там от короля удовлетворения требований крестьян. Самый поход на Лондон был задуман им правильно и быстро осуществлен. Вместе с Джоном Боллом, Джеком Строу (по-видимому, мелкий рыцарь) и другими помощниками Тайлер двинулся скентцами 11 июня к столице, направляясь к ней с южной стороны. В это время условившиеся с ним вожди эссекских крестьян подходили к Лондону с северо-востока.
Городские власти г. Лондона не смогли воспрепятствовать крестьянам пройти через лондонский мост и войти через городские ворота в лондонское Сити [4, c.211].
Реакция правительства на события в Эссексе не заставили себя долго ждать. Для расследования всех обстоятельств и проведения суда над восставшими туда был отправлен судья королевской скамьи сэр Роберт Белкнап. По описанию «Анонимной хроники» его приезд очень напугал жителей этого графства. Ответом на действия Белкнапа со стороны восставших стало его пленение и обвинение в измене королю и королевству. Помимо того, его обвинили в организации ложного расследования, имеющего своей целью признание повстанцев недоимщиками. В качестве наказания Белкнапа заставили поклясться на библии в том, что он не будет больше участвовать в похожих судах, а так же принудили его назвать имена присяжных, дальнейшая судьба которых была более печальной. Большинство присяжных было схвачено и обезглавлено, а их дома уничтожены.
В отрывке «Анонимной хроники», посвященной этому событию, автор впервые употребляет самоназвание восставших - общины, и приговор, по которому восставшие казнили различных людей - измена королю и королевству [8, c.33].
Перед пятидесятницей восставшие жители Эссекса собрались вместе. По свидетельству «Анонимной хроники» их численность достигала 50 000 человек. После этого, они отправились уничтожать поселения тех, кто отказались присоединиться к ним. Их действия имели двойной эффект. Во-первых, простой народ стал охотно соглашаться вступать в отряды восставших. А, во-вторых, феодалы и другие богатые люди были сильно запуганы и многие из них бежали из своих владений.
По описаниям «Анонимной хроники» крестьяне Кента присоединились к восставшим из-за действий сэра Симона Бэрли. Его нежелание идти на компромисс по поводу его беглого крепостного. Кентцы начинают созывать свое войско тем же способом, что и эссекцы. Они угрожают смертью тем, кто к ним не присоединится.
На совете в Дартфорде восставшие кентцы постановили, чтобы все жители в районе двенадцати миль от берега оставались оборонять свои земли от нападения с моря.
Следующие действия кентцев объясняют дальнейшее быстрое распростронение восстания. Они захватили все дороги, которыми идут в Кентербери на поклонение. Всех проходящих богомольцев они заставляли давать клятву на верность королю Ричарду и общинам, а также обязывали их по-первому призыву явиться со своими земляками в войско восставших.
Следующие действия восставших в Кенте напоминают действия их коллег из Эссекса. Они отрубают голову одному из лучших людей города Мэдстона. Также восставшие разрушают дома тех, кто отказывался присоединится к ним.
Около замка Рочестер восставшие из Кента и Эссекса соединяются в одну армию. Осада замка началась из-за нежелания коменданта отдать одного человека из Кента, посаженного туда по приказу сэра Симона Бэрли. После взятия Рочестера часть восставших отправилась по домам, в основном это были кентцы, так как их целью было освобождение своего товарища, а часть продолжило борьбу. По сообщению «Анонимной хроники», после событий в Рочестере восставшие выбирают своим руководителем Уота Тайлера из Мэдстона.
По мимо феодалов, чиновников и просто богатых людей гнев восставших обрушился и против «всех сведущих в праве страны как учеников, так и старцев-юстициариев и всех присяжных графств». Агрессия против правоведов объяснялось тем, что «пока они будут убиты, земля не может наслаждаться благородной свободой». Вместе с ними уничтожались судебные протоколы и различные документы [4, c. 221].
В понедельник, после праздника Троицы, восставшие подошли к Кентербери. Часть из них вошли в собор св. Фомы для молитвы. После этого они предложили монахам избрать одного из них архиепископом Кентерберийским, так как восставшие собираются уничтожить нынешнего архиепископа.
Для выяснения требований восставших король Ричард II отправляет своих посланников в среду после праздника Троицы. «Общины» ответили на вопрос короля, что они хотят уничтожить изменников и спасти королевство. В ходе переговоров восставших и короля через посредников было условлено о том, что Ричард II «принудить к ним на другой день в час заутрени» в Блэкгиз. Но навстречу король не намеревался прибыть. Из Виндзора он направился в Лондон, где мэр Лондона собрал совет из архиепископа Кентерберийского, магистра Симона Седбери, который был тогда епископом Лондонским и канцлером Англии сэра Роберта Гелзи, магистра ордена госпитальеров, тогдашнего казначея Англии и других сеньоров. Всего на совете присутствовало 600 человек.
В среду накануне дня тела Христова в Блэкгиз, что находится в трех милях от Лондона, прибыло 50 000 восставших из Кента с различными знаменами. На противоположном берегу встали восставшие из Эссекса численностью в 60 000 человек.
В это время король Ричард II находился в лондонском Тауэре. Для того, чтобы уладить дело с восставшими, он приказал подготовить к отплытию несколько барж. С собой Ричард II взял архиепископа и казначея, а также большую часть своей свиты. Путь их лежал к Гринвичу, который находился в трех милях от Лондона. Но во время пути архиепископ и казначей уговорили короля не встречаться с восставшими, аргументируя это тем, что «они люди без разума и не умеют вести себя пристойно» [7, c.218].
Узнав о том, что король не прибудет на встречу с ними, кентцы отправляют к нему петицию с требованием выдать им герцога Ланкастерского и пятнадцать других лордов. Ричард II естественно отказался удовлетворить это требование восставших. И тогда восставшие отправили одного йомена к королю с просьбой о встрече. Король согласился встретиться в ближайший понедельник в Винзоре.
После разговора с йоменом к Ричарду II прибыл один рыцарь. Он начал уговаривать короля, чтобы тот не ехал на встречу с восставшими в Винзор. Свою просьбу этот рыцарь подтвердил сведениями, добытыми у одного пленного восставшего. По его словам, как только король прибудет к ним, его захватят и будут «водить с собой по всей Англии, и они заставят его дать им все, чего они ни пожелают». Помимо этого, рыцарь рассказал о намерении восставших уничтожить всех сеньоров, архиепископов, епископов, аббатов, приоров, монахов, каноников, приходских священников и викариев. Вследствие этого разговора король быстро вернулся в Лондон и заперся в Тауэре.
Когда восставшие кентцы узнали о том, что король со свитой укрылся в Тауэре, они приняли решение идти на Лондон. И выполнили свое решение в тот же день, в среду, перед днем тела Христова.
60 000 восставших кентцев перед часом вечерни вошли в предместье Лондона Саусверк, где находилась тюрьма Маршалси. Они взяли тюрьму и освободили всех заключенных. Затем была уничтожена усадьба маршала Маршалси Джона Имуорта и дома всех присяжных и стряпчих, принадлежащих к Маршалси. Разрушения проводились в течение всей ночи. В это же время восставшие из Эссекса вошли в Ламбету, близ Лондона, манору архиепископа Кентерберийского. Они уничтожили большое количество дворов, все книги регистра и свитки мемориалов [9, c.111].
В праздник тела Христова восставшие продолжили разрушать владения богатых людей Англии. Утром в Гайбери, в двух милях к северу от Лондона, они вторглись в манор госпиталя св. Иоанна. В ходе действий восставших владениям госпитальеров был нанесен очень сильный урон. Восставшие из Кента разрушали один «непотребный дом» около Лондона, принадлежащий фламандским женщинам.
Затем восставшие подошли к лондонскому мосту, чтобы переправиться в Сити. Однако, мэр Лондона ожидал подхода восставших и отдал приказ поднять мост. Восставшие из Саусверка пригрозили охранникам моста, что если они его не опустят, то они будут уничтожены. То ли угрозы восставших подействовали, то ли на охрану подействовали бедняки Лондона, но мост был опущен и восставшие смогли войти.
По сообщению «Анонимной хроники» восставшие вели себя мирно «и не сделали никакого зла и ущерба, пока не дошли до улицы Флитстрит». Но в городе не было все так мирно, как кажется. Восставшие жители Лондона сами подожгли несколько домов в Савои. На Флитстрит кентцы начали штурм тюрьмы Флит. После падения тюрьмы, они освободили всех заключенных и уничтожили пару лавок.
Далее, восставшие направились к Темпелю. Они вошли в церковь, находящуюся там, и взяли все книги, свитки и мемориалы, которые принадлежали правоведам, а затем сожгли их на площади.
По пути к Савою восставшие сжигали все дома, принадлежащие магистру госпитальеров. На западной стороне они также разрушали дома богатых людей. Затем, разбив ворота Савои, восставшие вошли в дом. Там они собрали все ценные вещи вместе и подожгли их. После этого, участники восстания принялись разрушать дома Савои, которые остались после действий лондонских повстанцев.
Следующей их целью стал Уэстминстер. Там был разрушен дом Джона Бэттервиля, помощника шерифа графства Меддльсекс пострадали и дома других людей. Помимо этого, была разрушена уэстминстерская тюрьма [2, c.68].
Вернувшись в Лондон через Холборн, восставшие уничтожили дом Симона Хостелера и много других зданий, а также тюрьму Ньюгет. Затем они повесили главного стряпчего церкви св. Мартина Великого, по имени Роджер Легетт. Всего, в этот четверг, было повешено 18 человек в разных местах Лондона.
В это же самое время большая толпа восставших подошла к Лондонскому Тауэру для переговоров с королем. Но Ричард II не захотел встречаться с ними, вследствие чего Тауэр оказался осажденным со стороны св. Екатерины. А часть восставших, находившихся в Сити, отправилась к госпиталю св. Иоанна в Клерпентвелле. По дороге туда они сожгли усадьбу и дом Роджера Легетта, и все, сданные в аренду дома, и владения госпитальеров. В приорстве госпитальеров восставшие предали огню многие дома, а затем вернулись в Лондон.
За всеми событиями король наблюдал из одной из башен большого лондонского Тауэра. После увиденных им картин он приказал собрать всех находящихся с ним лордов на совет. Но как пишет «Анонимная хроника» «ни один из них не умел или не хотел дать совета...». И тогда король принял решение сделать распоряжение шерифам и олдерменам, чтобы они оповестили в своих кварталах всех в возрасте от 15 до 60 лет явиться в пятницу в 7 часов утра в Майл-Энд. Это было предпринято для того, чтобы восставшие сняли осаду Тауэра и из него можно было выйти. После этого Ричард II вышел на малую башню напротив св. Екатерины. Он приказал объявить восставшим, что он простил им все их проступки, и чтобы они расходились по домам. Восставшие ответили, что они не разойдутся прежде, чем получат изменников и хартии, которые освободят их от всякого рода рабства. Ричард II согласился на это и приказал клерку написать билль : «Ричард, король Англии и Франции, премного благодарит свои добрые общины за то, что они так сильно хотели его видеть и иметь своим королем, и прощает им всякого рода проступки, оскорбления и преступления, содеянные до этого часа, и хочет, и приказывает, чтобы каждый изложил свои жалобы на письме и прислал их ему, и он, по совету верных лордов и своего доброго совета, измыслит такое средство, которое будет на пользу ему и всему королевству». Этот билль был подкреплен королевскую печатью. После того, как билль был зачитан восставшим, те сказали, что билль их не устраивает. Вернувшись в Сити, восставшие оповестили, что «все законоведы и все их канцелярского суда и из Палаты шахматной доски, и все, кто умеет читать и писать бумаги должны быть обезглавлены, где только их найдут». Это сопровождалось поджогами домов и убийствами. Пытаясь овладеть положением, король Ричард II вновь собирает совет лордов. И вновь совет не дает ни какого ответа по поводу сложившейся ситуации [8, c. 312].
В пятницу рано утром архиепископ и ряд других лиц попытались воспользоваться перемещениями восставших и уйти на лодках из Тауэра. Но эта попытка провалилась. По описаниям «Анонимной хроники» тогда восставшие собрали войско в 100 000 и более человек, это при том, что 80 000 остались осаждать Тауэр. Часть из них отправились в Майл-Энд на Брентвундской дороге, а другие к Тауэру. Около 7 часов король прибыл в сопровождении своей матери, мэра Лондона, ряда графов и других. Увидев короля, восставшие приветствовали его следующей фразой: «Добро пожаловать, наш сеньор король Ричард, и мы не хотим иметь другого короля кроме Вас».
Уот Тайлер стал просить короля от имени восставших, чтобы он удовлетворил их требования. Ричард II приказал всем общинам построиться и огласил свое решение. Король полностью согласился со всеми требованиями восставших. Под предлогом исполнения программы Уот Тайлер и часть восставших направились к Тауэру, чтобы взять архиепископа и других.
В это время архиепископ совершал мессу в капелле Тауэра. Восставшие ворвались туда и вытащили во двор архиепископа и всех, кто с ним там был. На холме у Тауэра архиепископ был казнен через обезглавлевание. Вместе с ним были казнены казначей королевства, магистр Роберт Гелз, один из королевских телохранителей, по имени Джон Лег, и другие. Головы архиепископа и других людей были выставлены на обозрение. Одновременно с этим, общины развернули террор против фламандцев, ломбардцев и других иностранцев. Это объясняется тем, что большинство из них были состоятельными людьми. В этот день было обезглавлено от 140 до 160 иностранцев. Также разрушались их дома и уничтожались их имущество [4, c.328].
Таким образом, в течение трех дней -
13, 14 и 15 июня
2. Программные документы и требования крестьян
На двух свиданиях крестьян с королем (14 и 15 июня) были представлены две крестьянские петиции, содержавшие требования восставших. Одна из них - Майл-Эндская (или Эссекская) петиция - была более умеренной. Она состояла из четырех пунктов:
1) отмена крепостного права (вилланства);
2) амнистия восставшим;
3) установление свободы торговли по всей стране;
4) установление дешевой
арендной платы за землю в размере 4 пенсов за
Данная программа отражает интересы почти всех слоев восставших. Но в большей мере, она выражает требования крупного и среднего крестьянства. Потому что основным требованием бедняков во все времена и в любых странах было передел земли и вообще собственности. Об том, что эта программа является программой крупного и среднего крестьянства, свидетельствует и пункт № 4. Он нужен в большей степени им, чем беднякам, потому что право сеньоров изменять размер платежей мешало в большей мере развитию крупного и среднего хозяйства [4, c.214].
Таким образом, эта программа отражала интересы наиболее зажиточных крестьян Англии.
В другой программе - Смитфилдской (или Кентской) - содержались более радикальные требования. Крестьяне требовали:
1) наделения их землями из фонда церковных земель;
2) свободного пользования общинными угодьями;
3) уничтожения всех сословных различий.
Вторая петиция ярко отражала нужды кентского малоземельного беднейшего крестьянства.
Из программы сразу становиться видно, что она отражает интересы в основном бедняков и мелкого крестьянства. И это понятно. Ведь интересы других слоев отразила Майл-Эндская программа. Смысл данной программы в основном выражает лозунг «Отнять и поделить», который более свойственен людям с малым достатком. В этой программе также видно влияние лоллардов в лице Джона Болла и других. Оно выражается в пунктах о реформе церкви и судьбе ее земель.
Для того, чтобы лучше понять замысел восставших надо привести исповедь Джона Строу. Он рассказывает о плане, который у восставших сложился в Блэкгизе. Замысел состоял в том, чтобы при встрече перебить всю свиту короля, а самого короля захватить в плен и водить с собой по всей стране. Тем самым они хотели привлечь в свои ряды побольше людей. После того, как они бы собрали необходимое войско, начался бы второй этап. На этом этапе, общины хотели начать уничтожение всех светских и духовных феодалов, а также короля и всех его родственников. После завершения этой операции, каждый вождь восставших становился бы правителем в своем графстве. Так, например, Уот Тайлер должен был получить в правление Кент [1, c.77].
Помимо этого, Строу рассказал, что было в планах у восставших после смерти Уота Тайлера. Так как на стороне восставших «был простой народ Лондона, и в особенности беднейшие», они хотели поджечь Лондон с четырех концов и поделить между собой все ценности, которые бы нашлись в городе.
Эта исповедь показывает, чего хотели лидеры восстания и простые общинники. Первые - власти, а вторые поправить свое материальное положение.
Таким образом, Смитфилдская программа была направлена не только против отдельных феодальных тягот, но и против феодальных отношений в целом.
Правительство сначала пошло на уступки. 14 июня были заготовлены и розданы крестьянским общинам сотни отпускных грамот с королевской печатью на них. Удовлетворенные грамотами, крестьяне Эссекса вечером этого дня покинули Лондон. Но кентцы остались и стали готовить указанную выше вторую петицию. Заметив раскол в рядах крестьян, власти стали действовать более решительно. Во время второго свидания крестьян (кентских) с королем в Смитфилде (15 июня) вождь их, Уот Тайлер, был вероломно убит. Лишенные руководства, отряды кентских крестьян были изгнаны из Лондона. Подошедшие к этому времени в Лондон рыцарские отряды из тех графств, где положение было более спокойным, образовали достаточное войско, которое правительство могло направить на подавление восстания [2, c. 34].
После этого восстание было подавлено во всех других местах королевства. Карательные экспедиции, высланные из Лондона, в течение всего лета производили свирепую расправу над участниками восстания.
3. Причины поражения и историческое значение восстания
Историческое значение восстания Уота Тайлера велико. И тому подтверждение книга Петрушевского «Восстание Уота Тайлера», которая заслуженно считается его лучшей работой. Посвященная одной из крупнейших классовых битв средневекового крестьянства, она занимает особое место в буржуазной историографии, обычно стоящей очень далеко от изображения классовой борьбы в антагонистическом обществе или намеренно извращающей эту борьбу. «Восстание Уота Тайлера» Петрушевского отличается от других работ буржуазных историков на эту тему тщательностью исследования социально-экономических предпосылок восстания, полнотою изображения его хода, сочувственным отношением к восставшим. Единственный из буржуазных историков, Петрушевский нарисовал яркую картину крестьянского восстания, выступившего против феодализма во всех его проявлениях, показал глубокий прогрессивный характер восстания.
По прибытию в Смисфилд король с верными ему людьми встал возле госпиталя св. Варфоломея, дома каноников. Восставшие построились в боевом порядке напротив короля. По приказу Ричарда II мэр Лондона Уильям Уолуорс подъехал к общинам и пригласил к королю лидера восставших. Уот Тайлер подъехал к королю с большой учтивостью на маленькой лошади. После того, как он спешился, между ним и королем произошел разговор, который запечатлела «Анонимная хроника»: «Будь спокоен и весел, брат. Через какие-нибудь две недели общины будут хвалить тебя еще больше, чем теперь, и мы будем добрыми товарищами». А король сказал названному Уоту: «Почему вы не хотите отправиться в ваши места?» Тайлер ответил, что восставшие хотят, чтобы король удовлетворил их новые требования. Король согласился выполнить все требования общин и приказал всем разойтись по домам [9, c. 218].
На обратной дороге Уота Тайлера окружил группа рыцарей во главе с мэром Лондона. Уильямс Уолуорс начал оскорблять, а затем и арестовал его за неуважение к королю. В ответ Тайлер ударил мэра кинжалом в живот, но кинжал не смог пробить надетую на мэре кольчугу. Уолуорс достал меч и нанес несколько ударов Тайлеру. Также он получил еще несколько ранений от других. Пришпорив лошадь Уот Тайлер понесся к общинам, чтобы те начали бой, но упал с лошади на полпути. Когда восставшие увидели падения Тайлера с лошади, они заволновались и начали натягивать свои луки и стрелять. Из-за этого королю Ричарду II пришлось самому подъехать к общинам и приказать им идти на поле св. Иоанна Клеркенвельского. Восставшие спросили короля, где сейчас находится Тайлер. Он ответил, что вскоре их лидер предстанет перед ними в облике сэра.
Тем временем, лондонский мэр направился в Лондон и сделал там распоряжение, чтобы все верные королю люди быстро вооружились и направлялись к полю св. Иоанна на помощь королю в борьбе с восставшими. А в это время, все рыцари королевского дома и многие другие, оставив короля один на один с общинами, и ушли своими путями. Но король не долго был в одиночестве. Вскоре к нему присоединились верные ему жители Лондона во главе с олдерменами. «И они окружили общины, как овец в загоне». Мэр Лондона в это время вернулся с отрядом копейщиков в Смисфилд для поиска Уота Тайлера. Его они нашли в комнате начальника госпиталя для бедных возле св. Варфоломея. Затем Тайлера обезглавили, его голову насадили на кол и понесли королю. Увидев голову Уота Тайлера общины потеряли свой боевой дух и начали складывать оружие.
После событий в Смисфилде Ричард II приказал начать преследование участников восстания. Хотя в Лондоне и его окрестностях восставшие были разбиты, в Эссексе, Кенте и других графствах восстание продолжалось, правда уже не в таком масштабе, как ранее. Для окончательного успокоения народа в различные графства были направленны отряды рыцарей и королевские суды. «И много виселиц было поставлено тогда вокруг лондонского Сити и в других городах, и деревнях в южной части страны». Большинство лидеров восстания были подвергнуты мучительной смерти, и их головы были выставлены на всеобщее обозрение [1, c.214; 4, с. 390].
Во многом усмирению восставших способствовала грамота Ричарда II, которая во многом удовлетворяла желания крестьян: «Ричард, божьей милостью король Англии и Франции и сеньор Ирландии, всем бейлифам и верным своим людям, до кого дойдет это письмо, привет. Знайте, что по особой нашей милости мы отпускаем на волю всех верных подданных наших и других из графства Гертфорд и освобождаем от всякого рабства каждого из них и обеспечиваем им это настоящим письмом; а также прощаем этим верным подданным нашим всякие преступления, измены, нарушения законов и вымогательства ими или кем-либо их них каким-либо образом совершенные, даже теми из них, которые по этим причинам были объявлены находящимися вне закона, и жалуем им и каждому из них наш полный мир. Во свидетельство этого, мы приказали изготовить эти открытые наши грамоты. Засвидетельственно мною в Лондоне в пятнадцатый день июня года нашего царствования четвертого».
Усмирив восстание, король приказал амнистировать тех, кто «возьмет грамоту о помиловании и заплатит королю пошлины за его печать двадцать шиллингов…». Одновременно король объявил о том, что все его обещания данные восставшим отменяются, и что все крестьяне должны продолжать работать на своих сеньоров и выполнять все их распоряжения [7, c.227].
Таким образом, как и все
средневековые крестьянские движения, восстание
Несмотря на свое поражение, восстание 1381 г. оказало все же большое влияние на дальнейшие судьбы английского крестьянства.
Восстание Уота Тайлера нанесло сильный удар феодализму.
Восстание было столь широким и мощным, что думать о серьезном восстановлении барщины помещикам после этого уже не приходилось. Помещики теперь боялись требовать с крестьян барщину и увеличивать их повинности.
В 1382 г. и последующих годах в отдельных графствах имели место новые попытки восстания крестьян против феодалов. Лордам приходилось идти на уступки. Поэтому процесс коммутации после 1381 г. происходил еще более усиленно. Все большее развитие овцеводства, при котором барщина становилась ненужной, со своей стороны способствовало падению крепостничества.
«В Англии крепостная зависимость исчезла фактически в конце XIV столетия, - писал Маркс в «Капитале».- Огромное большинство населения состояло тогда - и еще больше в XV веке - из свободных крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство, за какими бы феодальными вывесками ни скрывалась их собственность» [3, c.728-729].
Заключение
Восстание Уота Тайлера - это знаковое событие того времени.
Основной причиной поражения стал «наивный монархизм» большей части восставших. Ведь они даже сделали своим девизом фразу «За короля Ричарда и верных ему общин». Об этом же говорит и то, что когда повстанцы уничтожали лиц из окружения короля, его самого они ни разу не пытались убить. При этом надо учитывать, что против короля была настроена самая радикальная часть общин (лидеры восстания и другие).
Восставшие не смогли в полной мере воспользоваться плодами своей борьбы из-за того, что все общины не смогли договориться между собой о точной программе требований. Добившись согласия короля на выполнение программы минимум (Майл-Эндская), часть повстанцев, в большинстве своем богатые и средние крестьяне, которые добились удовлетворения своих требований, покинули Лондон и тем самым отказались поддержать радикально настроенную часть, которая в основном состояла из мелких крестьян и бедняков, и их программу максимум (Смисфилдская).
Но не смотря на поражение восставших под предводительством Уота Тайлера, оно было ненапрасным.
Одним из результатов событий
Список литературы
1. История средних веков / Под ред. З. В. Удальцова и С. П. Карпова.- М., 1990.
2. Косминский Е. А., Петрушевский Д. М. Английская деревня XIII–XIV вв. и восстание Уота Тайлера. - М. – Л., 1935.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23.
4. Петрушевский Д. М. Восстание Уота Тайлера. - М., 1937.
5. Сапрыкин Ю. М. Крестьянские движения в Западной Европе в XIV – XVI вв.- М., 1960.
6. Сапрыкин Ю. М. Социально-политические взгляды английского крестьянства в XIV- XVII вв.- М., 1972.
7. Семенов В. Ф. История средних веков.- М., 1975.
8. Тревельян Дж. История Англии от Чосера до королевы Виктории.- Смоленск, 2002.
9.
Хилтон Р., Фаган Г. Восстание английского народа в
10. Штокмар В. В. История Англии в средние века.- Спб., 2003.